УДК 316.444.5
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ)
© 2017
Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16В, е-та11:1уапоуаТ2005^Шы.ги)
Аннотация. В статье рассматривается ИКТ-компетентность как составляющая профессионального мастерства современного преподавателя. Автор рассматривает вопросы прохождения аттестации педагогических кадров, где включен вопрос об использовании компьютерных технологий; оформление методических разработок, программ элективных курсов, аттестационных и курсовых работ, что предполагает осуществление в печатном виде с приложением электронной версии учебных материалов. Автор считает, что успешная реализация подобных информационных мероприятий обучения способствует адаптации преподавателя к современной информационной среде и формированию у него уровня информационной зрелости, достаточного для осуществления профессиональной деятельности. На сегодняшний день, когда качество образовательной среды вуза во многом определяется уровнем ее информатизации, а ИКТ развиваются с бурной скоростью, проблема использования преподавателями новейших информационных технологий стала весьма актуальной. В статье раскрывается разница в освоении технологических инноваций в образовательной среде между молодыми преподавателями и преподавателями старших возрастов, поскольку молодежь быстрее адаптируется к изменениям внешней среды и осваивает различные информационные технологии.
Ключевые слова: культура, потенциал, молодежь, преподаватель, вуз, информационное общество, ИКТ-компетентность, кадры, мастерство, адаптация, технологии, образовательная среда.
SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF YOUNG TEACHER HIGHER EDUCATION IN THE INFORMATION SOCIETY (EMPIRICAL EXPERIENCE)
© 2017
Ivanova Tatyana Nikolaevna, doctor of sociological Sciences, associate Professor of "Sociology"
Tolyatti State University (445667, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str., 16V, e-mail:[email protected])
Abstract. The article considers ICT competence as a component of the professional skills of a modern teacher. The author examines the issues of passing the certification of teaching staff, which includes the issue of the use of computer technology; The formulation of methodological developments, programs of elective courses, attestation and coursework, which involves the implementation in print form with the application of an electronic version of teaching materials. The author believes that the successful implementation of such information training activities contributes to the adaptation of the teacher to the modern information environment and the formation of a level of informational maturity that is sufficient for the implementation of professional activities. To date, when the quality of the educational environment of the university is largely determined by the level of its informatization, and ICTs are developing at a rapid pace, the problem of using the latest information technologies by teachers has become very relevant. The article reveals the difference in the development of technological innovations in the educational environment between young teachers and teachers of older ages, as young people quickly adapt to changes in the external environment and master various information technologies.
Keywords: culture, potential, youth, teacher, university, information society, ICT-competence, personnel, skill, adaptation, technologies, educational environment
Информационно-коммуникационные технологии обладают сегодня огромным потенциалом по их применению в образовательном процессе [1-3].
Среди всего многообразия современных ИКТ в ходе обучения чаще всего используются такие средства, как Интернет, ПК и ноутбуки/планшеты, электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, опросники), форумы для общения и др. Необходимо помнить, что ключевой фигурой в образовательной деятельности является преподаватель, который вынужден своевременно осваивать все информационные образовательные инновации. Владея различными средствами ИКТ и внедряя их в учебный процесс, педагог повышает качество образования и уровень подготовки специалистов, получая при этом мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.
ИКТ-компетентность стала необходимой составляющей профессионального мастерства современного преподавателя [4-9]. Сегодня предприняты серьезные шаги в борьбе с ИКТ-неграмотностью педагогов высшей школы: организуются обучающие информационные курсы; в перечень вопросов для прохождения аттестации педагогических кадров включен вопрос об использовании компьютерных технологий; оформление методических разработок, программ элективных курсов, аттестационных и курсовых работ предполагается осуществлять в печатном виде с приложением электронной версии материала и проч.
Успешная реализация подобных информационных Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)
мероприятий обучения способствует адаптации преподавателя к современной информационной среде и формированию у него уровня информационной зрелости, достаточного для осуществления профессиональной деятельности [10, 11].
На сегодняшний день, когда качество образовательной среды вуза во многом определяется уровнем ее информатизации, а ИКТ развиваются с бурной скоростью, проблема использования преподавателями новейших информационных технологий стала весьма актуальной. Между тем, разница в освоении технологических инноваций в образовательной среде между молодыми преподавателями и преподавателями старших возрастов очевидна, поскольку молодежь быстрее адаптируется к изменениям внешней среды и осваивает различные информационные технологии.
В связи с этим в октябре 2015 года было проведено исследование, главной целью которого стала оценка использования информационно-коммуникационных технологий преподавателями разных возрастов в их жизни и профессиональной деятельности. Для получения необходимой информации был проведен почтовый анкетный опрос. Эмпирическим объектом аналитического исследования стали преподаватели Тольяттинского государственного университета, дифференцированные по возрасту на две равные группы респондентов. Первая группа включала преподавателей 22-30 лет, респонденты второй группы - от 40 лет и старше.
В ходе исследования мы опросили 100 штатных преподавателей ТГУ [12], 74% из которых - преподаватели гуманитарной области знаний (Гуманитарно-
103
педагогический институт, Институт права, Институт ИЗО и ДПИ), а 26% - представители технического направления профессиональной деятельности (преподаватели Института машиностроения, Архитектурно-строительного института, Института математики, физики и информационных технологий, Института энергетики и электротехники). Распределение по половому признаку среди мужчин и женщин составило соответственно 25% и 75%.
Ученую степень среди всех опрошенных имеет 61% преподавателей, причем большинство (54%) из них составляют кандидаты наук, среди которых 46% молодых преподавателей и 62% педагогов старшей группы респондентов, а 7% - доктора наук (2% и 12% соответственно). Не имеют ученую степень 39% респондентов, среди них 52% составляют начинающие преподаватели, 26% - более опытные.
Что касается ученого звания преподавателей, то 40% всех опрошенных имеют звание доцента, 5% - звание профессора и 55% не имеют ученого звания. Необходимо отметить, что в группе респондентов от 22 до 30 лет не нашлось ни одного преподавателя, имеющего профессорское звание, что можно объяснить их недостаточной квалификацией и нехваткой опыта и времени в силу молодого возраста. Однако начинающие преподаватели, имеющие ученое звание «доцент», составили 30%, что свидетельствует об их интересе к научной деятельности и дальнейшей педагогической работе, что немаловажно в наше время, когда молодые ученые, получившие соответствующую научную квалификацию, нередко покидают преподавательскую работу.
Как правило, освоение преподавателями новых информационных технологий протекает достаточно длительное время, особенно же это касается преподавателей с большим стажем, которые в своей педагогической деятельности ориентируются на традиционные методы обучения. В связи с этим мы нашли интересным проанализировать уровень овладения информационно-коммуникационными технологиями молодыми и более опытными преподавателями, а также оценить значение средств ИКТ в их жизни и профессиональной деятельности.
Так, практически в равной степени среди преподавателей разных возрастов пользуются спросом такие средства ИКТ, как ПК и ноутбуки, информация из сети Интернет и электронная почта. Причем для респондентов данные позиции весьма приоритетны. ПК и ноутбуками на сегодняшний день пользуется 94% молодых преподавателей и 96% преподавателей старшего возраста. Используют Интернет для поиска необходимой информации и в процессе подготовки к занятиям 96% начинающих преподавателей и 98% более опытных педагогов. Электронная почта служит удобным средством коммуникации для 90% молодых педагогов и 94% преподавателей от 40 лет и старше. Мультимедийными оборудованиями для показа презентаций пользуются также чаще преподаватели от 40 лет (82%), нежели начинающие педагоги, из которых 68% отметили данную позицию. В своей профессиональной деятельности прибегают к использованию образовательных порталов 66% и 76% респондентов 2-х групп соответственно. Как показывает диаграмма, превалирует число респондентов от 40 лет, которые в процессе образования используют практически все представленные нами средства ИКТ, и только по 2-м пунктам они уступают молодым преподавателям, которые чаще «сидят» в социальных сетях и ICQ-чатах (62% в противовес 46% педагогам старшего возраста), а также используют в своей работе различные программные обеспечения (64%). Самыми неиспользуемыми средствами ИКТ в преподавательской среде оказались программы, автоматизирующие контроль знаний студентов. Данную позицию отметили 47% всех опрошенных преподавателей. Таким образом, наша гипотеза о том, что молодые преподаватели больше, чем препода-104
ватели старшего возраста, используют в своей профессиональной деятельности современные средства ИКТ, не нашла своего подтверждения.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. В ходе нашего исследования респондентам было предложено оценить свой уровень владения современной компьютерной техникой по 5-ти балльной шкале. Как выяснилось, средняя оценка (mean) навыков по использованию ПК и ноутбуков респондентами равна 4, то есть, их уровень владения компьютерной техникой оценивается, как хороший. Разница ответов по данному вопросу респондентов 2-х изучаемых групп представляется следующим образом: удовлетворительным считают свой уровень владения компьютерной техникой 8% молодых и 34% более опытных преподавателей; оценивают на «хорошо» свое умение пользоваться ПК и программным обеспечением около 2/3 всех опрошенных (61%); свои знания по работе с компьютерной техникой на «отлично» оценивают 30% молодых преподавателей и лишь 6% педагогов старшего возраста. Таким образом, уверенность молодых преподавателей в использовании современных компьютерных средств налицо.
На вопрос, что послужило источником знаний по применению и использованию преподавателями различных средств ИКТ, 100% молодых респондентов ответили, что постепенно научились сами, в то время как среди преподавателей старшего возраста данную позицию отметили 80% респондентов. Указали, что посещали специальные курсы по компьютерной грамотности 16% начинающих педагогов и 52% более опытных преподавателей. Как выяснилось, помощью родственников в освоении компьютерных средств воспользовались 30% преподавателей от 40 лет и только 3% преподавателей от 22 до 30 лет.
Что касается использования преподавателями средств ИКТ в профессиональной деятельности, то исследование показало, что на сегодняшний день нет преподавателей, которые бы не использовали в своей работе компьютерные средства. Отметим, что ответы респондентов исследуемых групп по данному вопросу совпали с незначительной разницей. Так, большинство всех опрошенных (85%) отметили, что основной целью применения ими информационно-коммуникационных средств в процессе обучения является использование Интернет-ресурсов при подготовке к занятиям, второе место (72%) в ответах респондентов заняла позиция «Создаю мультимедийные презентации к своим выступлениям на лекциях, семинарах, конференциях», следующим по приоритетам ответом преподавателей (71%) стало общение по электронной почте с коллегами и студентами, 39% респондентов отметили, что используют на занятиях электронные пособия с ноутбуков и ПК и только 12% всех опрошенных указали, что принимают участие в скайп-конференциях.
Далее мы решили спросить у преподавателей, достаточно ли им знаний, необходимых для использования средств ИКТ в профессиональной деятельности. Больше половины респондентов от 40 лет (62%) признались, что используют только некоторые программы, при затруднениях же обращаются за помощью к студентам и коллегам. Среди молодых преподавателей число респондентов, отметивших данную позицию, равно 46%. Уверенными пользователями ИКТ считают себя 43% всех опрошенных, из них больше половины (52%) - начинающие педагоги, свыше трети (34%) - педагоги с большим стажем. Нашлись также преподаватели, которым недостаточно знаний по использованию средств ИКТ в их профессиональной деятельности, однако среди всех опрошенных данную позицию выбрали всего лишь 3% респондентов.
Затем мы рассмотрели данный вопрос, исходя из Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)
направления профессиональной деятельности преподавателей. Оказалось, что среди респондентов, занимающихся преподаванием в технической сфере, не нашлось ни одного преподавателя с низким уровнем владения современными ИКТ. Число опрошенных данного профессионального направления разделилось поровну на уверенных пользователей средствами ИКТ (50%) и тех, кто испытывает некие затруднения и применяет в профессиональной деятельности только некоторые программы (50%). Больше половины респондентов гуманитарного направления (55%) отметили, что имеют трудности с использованием компьютерных средств, 41% преподавателей уверены в своих знаниях по использованию средств ИКТ, у 4% уровень имеющихся знаний по использованию ИКТ оказался недостаточным.
Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что уровень знаний по использованию информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности выше всего у молодых преподавателей технического направления, что можно объяснить их активностью и повышенным интересом к изучаемой области, а также необходимостью освоения различных информационных средств, связанной с характером технической деятельности.
Значение средств ИКТ в своей профессиональной деятельности респонденты оценили следующим образом: профессиональная деятельность 57% опрошенных во многом опирается на использование информационно-коммуникационных средств, причем большинство респондентов, выбравших данную позицию (64%), представляют группу преподавателей от 40 лет. Среди молодых педагогов число ответивших так же на 14% меньше. 24% преподавателей с большим опытом педагогической деятельности не могут представить образовательный процесс без использования средств ИКТ, составляющих основу в их профессиональной деятельности. Однако среди начинающих педагогов данной позиции придерживается большее количество респондентов и составляет 28%. Редко пользуются средствами ИКТ (для наглядности подачи материалов) 10% преподавателей от 40 лет и 20%, возрастная категория которых варьируется от 22 до 30 лет. Респонденты, которые отметили, что в их профессиональной деятельности нет необходимости использовать средства ИКТ, составляют 2%.
Таким образом, значение информационно-коммуникационных средств в деятельности современных преподавателей достаточно велико, причем это касается как молодых, так и более опытных преподавателей. Однако мы решили проанализировать, как различаются по данному вопросу ответы преподавателей гуманитарного и технического направлений. Как выяснилось, большая часть респондентов технической сферы (50%) в своей профессиональной деятельности опирается на использование средств ИКТ, 42% преподавателей считают невозможным представить образовательный процесс без информационно-технических средств, 4% - редко пользуются такими средствами, а также 4% респондентов не находят нужным применять в профессиональной деятельности ИКТ-средства. Что касается представителей гуманитарного направления, то большинство из них (59%) так же, как и преподаватели технических институтов, отметили, что в профессиональной деятельности во многом опираются на использование средств ИКТ. Число тех, кто не может представить свою профессиональную деятельность без средств ИКТ из преподавателей-гуманитариев равно 20%, что почти в 2 раза меньше числа преподавателей технического направления, отметивших данную позицию. 19% респондентов гуманитарного направления редко пользуются средствами ИКТ и всего 1% тех, кто не видит необходимости применять такие средства в профессиональной деятельности.
Далее последовал блок вопросов, позволивший нам проанализировать плюсы и минусы, связанные с применением различных ИКТ-средств в образовательном
процессе, выявить основные мотивы педагогической деятельности респондентов, а также сделать оценку возможных перспектив работы преподавателей в педагогическом аспекте.
Для большинства молодых преподавателей (72%) плюсом в использовании ИКТ в образовательном процессе является возможность наглядно излагать материал студентам. Преподаватели старшего же возраста основным положительным аспектом в применении компьютерных средств отмечают легкость в поиске и использовании научной литературы (58%), однако среди педагогов от 22 до 30 лет число выбравших данный ответ равно 60%, что ненамного отличается от взгляда старших коллег. Считают, что ИКТ в образовательном процессе - мощное средство для собственного профессионального и творческого развития, 42% начинающих и 50% более опытных преподавателей. Плюс в том, что облегчилась возможность общения со студентами по учебным и организационным вопросам увидели 28% преподавателей от 22 до 30 лет. Число преподавателей старшего возраста, выбравших данную позицию, больше на 10%. Положительный аспект в использовании Интернета в целях проведения скайп-лекций и конференций с другими городами в процессе образовательной деятельности отметили всего 6% преподавателей от 40 лет и 14% молодых преподавателей, что может быть связано с некими трудностями в использовании скайпа преподавателей старшего возраста.
Таким образом, ИКТ для преподавателей 2-х исследуемых групп сегодня играют огромную роль. Прежде всего, это связано с возможностью наглядно излагать лекционный материал студентам, интересно проводить с ними семинарские занятия, используя компьютерные тестовые методики, форумы для обсуждения актуальных проблем, мультимедийные оборудования и др. Важным является то, что ИКТ также стали мощным средством для развития профессионального и творческого потенциала современных преподавателей. Кроме того, ИКТ выполняют интегральную функцию образования, так как выступают важнейшим каналом коммуникации, объединяющим студентов и преподавателей различных городов. В процессе такой коммуникации происходит обмен ценными знаниями, богатым опытом, которые так необходимы в наращивании образовательного потенциала вузов. Однако также стоит отметить негативные стороны использования ИКТ в образовательном процессе.
Как показывает практика, современные студенты в качестве источника научной информации чаще всего используют Интернет, где хранятся уже готовые доклады, рефераты, курсовые и лабораторные работы, которые при подготовке к практическим занятиям можно просто скачать и распечатать. Зачастую учащиеся даже не прочитывают найденную информацию, а потому в их головах не протекают никакие мыслительные процессы. Как следствие, профессиональная речь студентов не формируется, учащиеся не в состоянии связать в предложение два-три слова, что человека с высшим образованием совсем не красит.
При анализе отмеченной респондентами позиции о влиянии каждодневного многочасового использования средств ИКТ на здоровье всех участников образовательного процесса мы видим, что мнения преподавателей 2-х исследуемых групп сошлись. Необходимо отметить, что респонденты, возраст которых находится в диапазоне от 40 лет и старше, отрицательными аспектами при использовании средств ИКТ в учебном процессе дополнительно отметили постепенное атрофирование когнитивных способностей студентов и преподавателей, а также девальвирование ценности высшего образования.
Далее мы решили спросить у преподавателей, как они относятся к своей работе. Выяснилось, что для 69% преподавателей от 40 лет педагогическая деятельность представляется интересной, а также позволяет самосовершенствоваться. Среди начинающих педагогов
данной позиции придерживаются 48% респондентов. Положительных аспектов в работе больше, чем отрицательных для 42% молодых преподавателей и 27% преподавателей старшего возраста. Отрадно, что всего 4% респондентов отметили, что интереса к работе не испытывают, так как она отбирает силы и нервы. Отметим, из всех опрошенных 3% преподавателей выбрали позицию «другое», указав на «бюрократические заморочки», которые мешают выполнять даже самую интересную работу.
На вопрос о перспективах профессиональной деятельности большинство респондентов (66%) ответили, что все зависит от их устремлений, так как условия для продвижения по карьерной лестнице хорошие. Данную позицию выбрали 62% молодых преподавателей и 70% педагогов от 40 лет и старше. Отметили, что нет условий для того, чтобы подняться в своей профессиональной деятельности на ступеньку выше, 26% респондентов в возрасте 22-30 лет. Среди преподавателей старшего возраста данный ответ выбрали 11% респондентов. На сегодняшний день перспектив не видят 13% всех опрошенных. Нужно отметить, что 4% респондентов старшей исследуемой группы дополнительно отметили, что в профессиональной деятельности повышение их не интересует.
Что касается основных мотивов профессиональной деятельности преподавателей, то ответы среди респондентов 2-х исследуемых групп оказались крайне различными. Основным мотивом профессиональной деятельности молодых преподавателей является общение со студентами - так ответили 54% респондентов. Вторым по значимости мотивом (52%) для начинающих педагогов является то, что в процессе педагогической и научной деятельности они узнают много интересной информации. 48% респондентов отметили, что для них работа является средством самореализации. Призванием педагогическую деятельность назвали 28% молодых преподавателей. Такое же количество ответов набрала позиция «на работе благоприятная атмосфера, дружный коллектив». Следующим по значимости мотивом профессиональной деятельности для начинающих педагогов (16%) является то, что работа является основным их (семейным) заработком. В процессе работы отвлекаются от проблем 2% молодых преподавателей. Один же респондент отметил, что педагогический стаж необходим ему для защиты кандидатской диссертации. Для более опытных преподавателей основным мотивом профессиональной деятельности является интерес к новым знаниям. Так ответили 68% респондентов. На втором месте среди мотивов педагогической деятельности для преподавателей возрастной группы от 40 лет является общение с молодежью. Для 46% респондентов их профессия является призванием. Чуть меньше процентов (44%) набрала позиция «Для меня работа - средство самореализации». Почти треть респондентов второй исследуемой группы указала мотивом своей профессиональной деятельности благоприятную рабочую атмосферу и дружеский коллектив. Работая, отвлекаются от проблем 2% преподавателей от 40 лет. Таким образом, молодые преподаватели так же, как и более опытные, в процессе своей профессиональной деятельности нацелены на изучение новой информации. Первостепенное значение для начинающих педагогов в процессе их работы имеет общение с молодежью, особую ценность представляет самореализация. Необходимо отметить, что среди преподавателей старшей возрастной группы в два раза больше тех, кто считает свою работу призванием. Это можно объяснить их большим педагогическим опытом, а значит более полным пониманием предназначения своей профессии.
Следующий блок вопросов был направлен на изучение научной жизни современного преподавателя. Сначала мы решили выяснить, в каких формах научной деятельности принимают участие респонденты. 106
Выяснилось, что среди преподавателей 22-30 лет большинство (58%) пишут научные статьи. Чуть меньше процентов набрала позиция «Участвую в научных конференциях» - так ответили 56% начинающих преподавателей. 42% респондентов данной возрастной группы указали, что руководят научной работой студентов. Над диссертацией на сегодняшний день работают 32% молодых преподавателей, организуют или проводят научные исследования 16% начинающих педагогов. Принимают участие в научной программе при грантовой поддержке 14% респондентов, работают над монографией 10% опрошенных. Позиции «Руковожу научной работой аспирантов (магистрантов)» и «Участвую в конкурсах научных работ» в ответах респондентов набрали по 6%.
Проанализируем ответы на данный вопрос преподавателей с большим педагогическим опытом. Как оказалось, чаще всего в своей научной деятельности респонденты старшей исследуемой группы руководят научной работой студентов, а также пишут научные статьи. Так ответили 56% и 54% опрошенных соответственно. Участвуют в научных конференциях 38% преподавателей, чуть меньше (34%) - работают над монографиями. Почти треть (32%) респондентов от 40 лет руководят научной работой аспирантов и магистрантов. Занимаются научными исследованиями и пишут диссертации 24% и 22% опрошенных соответственно. В конкурсах научных работ принимают участие 6% преподавателей, в научной программе при грантовой поддержке - 4% респондентов.
Таким образом, в своей научной деятельности молодые преподаватели нацелены на написание научных статей и участие в конференциях, что во многом им необходимо для написания кандидатской диссертации. Более опытные преподаватели в основном руководят научной работой студентов, однако также находят время для написания научных работ (статей, монографий) и участия в научных конгрессах и конференциях. Необходимо отметить, что среди всех респондентов 4% составляют преподаватели, не заинтересованные в научной деятельности.
Далее мы поинтересовались, каким образом в своей научной деятельности преподаватели используют средства ИКТ. Как выяснилось, разницы в ответах на данный вопрос представителей 2-х исследуемых групп практически не оказалось. Большинство респондентов (79%) отметили, что применяют современные ИКТ-средства для подготовки и редактирования текстов научных работ. Данную позицию выбрали 72% преподавателей 2230 лет и 86% педагогов старшего возраста. Используют ИКТ для оформления презентаций к докладам 70% начинающих и 62% более опытных педагогов. Почти треть всех опрошенных (31%) использует различные компьютерные технологии для проведения расчетов в специальных программах. Чуть меньше респондентов (28%) отметили, что информационные технологии в их профессиональной деятельности служат источником информации о различных научных мероприятиях. Для консультирования студентов и аспирантов используют ИКТ-средства 22% опрошенных преподавателей. Для 18% респондентов ИКТ являются средством общения с коллегами при совместной научной работе. 13% опрошенных преподавателей пользуются Интернетом для участия в скайп-конференциях. Для подготовки документов на конкурс грантовой поддержки используют ИКТ-средства 10% респондентов. Применяют возможности сети Интернет для получения консультаций у научного руководителя, а также для подготовки отчетов о научной работе 5% и 4% опрошенных соответственно. Не используют в своей научной деятельности средства ИКТ всего 3% преподавателей.
Интересным, на наш взгляд, представляется анализ использования респондентами средств ИКТ с точки зрения направления их профессиональной деятельности. Так, преподаватели технического направления чаще все-Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)
го отмечают, что в ИКТ научной работе используют для подготовки и редактирования текстов научных работ (88%), для оформления презентаций к докладам (69%), а также для проведения расчетов в специальных программах (54%). Представители гуманитарного направления в своей научной деятельности в основном применяют информационные средства для оформления презентаций к докладам (65%), для получения информации о научных мероприятиях (30%) и для консультирования студентов/ аспирантов по различным вопросам (23%).
Рассмотрев гендерный аспект в использовании респондентами современных информационных средств, мы получили следующие результаты. Мужчины чаще, чем женщины, в своей научной деятельности используют ИКТ для подготовки и редактирования текстов научных работ (84% и 77% соответственно). Презентации к своим докладам создают 68% и 60% преподавателей женского и мужского полов. Для проведения расчетов в специальных программах средства ИКТ используют 44% мужчин и 27% женщин. Информацию о научных мероприятиях через компьютерные средства чаще получают женщины, нежели мужчины (29% и 24% соответственно). Для общения с коллегами при совместной научной работе информационные средства применяют в основном представительницы женского пола (21%). Количество мужчин, отметивших данную позицию, равно 8%.
Можно констатировать, что использование различных средств ИКТ в научной деятельности респондентов зависит в большей степени не от возраста преподавателей, а от пола и направления их профессиональной деятельности. Преподавателей-мужчин при использовании информационных средств в процессе научной работы интересуют, прежде всего, технические возможности компьютера (подготовка и редактирование текстов научных работ, проведение расчетов), в отличие от женщин, ИКТ для которых служат средством общения с коллегами по работе, а также наглядным устройством для оформления презентаций к научным докладам.
Завершающим в данном блоке стал вопрос о значении научной работы в профессиональной деятельности респондентов. Как выяснилось, научная работа представляет большую ценность для 78% преподавателей от 40 лет. Хочется отметить, что большая часть среди них - педагоги, имеющие ученую степень и звание. Среди молодых преподавателей ценят научную деятельность в своей работе 58% респондентов. Считают, что в профессиональной деятельности главное преподавание, а не научная работа, 34% начинающих педагогов. Более опытные педагоги, отметившие данную позицию, составляют 20% респондентов. Занимаются научной работой по мере крайней необходимости, так как считают, что она не важна, 10% опрошенных преподавателей, из которых большинство (8%) - молодые педагоги. Таким образом, молодые респонденты в своей профессиональной деятельности заинтересованы, прежде всего, преподаванием. Это может быть связано с тем, что ценность научных знаний и открытий преподавателями в возрасте 22-30 лет понята не до конца, а значит не завершено их становление как научных деятелей.
Далее в нашем исследовании мы постарались оценить составляющие личностной культуры современных преподавателей. Для этого мы спросили про их увлечения и хобби, а также поинтересовались, каковы, по мнению респондентов, перспективы развития их личностного потенциала.
Как выяснилось, для молодых преподавателей основным досугом является общение/прогулки с семьей и друзьями - так ответили 90% респондентов данной исследуемой группы. 46% начинающих педагогов посвящают свой досуг чтению разнообразной литературы, 30% - занимаются спортом, а также проводят время в ТРК. Выезжают отдохнуть за город 26% молодых преподавателей, посещают театры, музеи, выставки - 24%
опрошенных. 22% респондентов отметили, что в свободное время занимаются своим хобби, 18% - просматривают телевизионные передачи и слушают музыку. Не подтвердилось наше предположение о том, что для молодых преподавателей основным досугом на сегодняшний день являются социальные сети - данную позицию выбрали лишь 16% опрошенных. Также 16% респондентов в свое свободное время занимаются научной работой. Кружки по интересам среди молодых преподавателей посещают только 6% респондентов.
Ответы на данный вопрос преподавателей старшей возрастной группы распределились следующим образом: 72% - проводят свой досуг с семьей и друзьями, 58% - читают разнообразную литературу, 44% - просматривают различные телевизионные передачи и слушают музыку, 40% - выезжают за город, а также занимаются научной деятельностью. Чуть меньше респондентов (38%) проводят свой досуг в театрах и музеях, 18% - в свободное время ходят по магазинам, 16% - занимаются спортом, для 14% досугом является их хобби, 8% - в свободное время «сидят» в социальных сетях и 4% - выбираются в ТРК.
Таким образом, досуговые предпочтения преподавателей исследуемых групп заметно различаются. Молодые педагоги стараются провести свой отдых как можно активнее, выбираясь на прогулки и за город, занимаясь различными видами спорта и посещая ТРК. Преподаватели 40 лет и старше в основном проводят свободное время дома/с семьей, читая разнообразную литературу, просматривая телевизионные передачи и дополнительно занимаясь научной работой.
Далее мы нашли интересным спросить у преподавателей про их увлечения. Выяснилось, что хобби имеет почти половина (53%) опрошенных, среди которых 25% - преподаватели 22-30 лет, 28% - педагоги от 40 лет и старше. Анализ полученных данных показал, что хобби молодых преподавателей в основном представлено такими видами деятельности, как спорт (катание на велосипеде, йога, путешествия), рукоделие (шитье, вышивка, вязание, мыловарение, создание различных поделок) и саморазвитие (интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?»/«Своя игра», изучение иностранных языков и славянской культуры, посещение театров и музеев, а также чтение разнообразной литературы). Кроме этого, в хобби молодых преподавателей также входит архитектурное планирование и декор помещений. Ответы старшей группы респондентов по данному вопросу представлены большим многообразием. Их хобби мы разделили на следующие группы: домашняя работа (кулинария, разведение комнатных цветов, работа на даче), творческая деятельность (вышивка крестом и бисером, шитье, вязание, декупаж бутылок и фоторамок, живопись, стихотворчество), саморазвитие (чтение, изучение Библии, разгадывание кроссвордов, игра в шахматы). Также нашлись преподаватели, которые в свободное время посещают психологические тренинги и семинары, а также просматривают любимые фильмы и слушают классическую музыку. Один респондент среди преподавателей данной возрастной группы отметил, что его интересует нумизматика.
Таким образом, общими увлечениями для 2-х исследуемых групп респондентов стали такие виды деятельности, как вышивка и шитье/вязание, чтение книг и прослушивание любимой музыки. Стоит отметить, что молодые преподаватели проводят свой досуг достаточно активно. Как правило, они стараются выбраться в театры, музеи, кино, чаще занимаются различными видами спорта, однако пассивный вид отдыха также имеет место быть в их жизни. Преподаватели старшего возраста чаще проводят свободное время дома. Основным их увлечением является деятельность, связанная с рукоделием, чтением и разведением комнатных растений.
Затем мы спросили у респондентов, насколько, по их мнению, они реализуют свой творческий потенциал.
Большинство респондентов (59%) ответили, что условия для творческого развития есть, но используют они их недостаточно. Причем среди молодых преподавателей данной позиции придерживаются 64% опрошенных, в то время как среди преподавателей старшего возраста так ответили 54% респондентов. Считают, что в полной мере реализуют творческие возможности 30% начинающих и 42% более опытных педагогов. Нет личной заинтересованности в реализации творческого потенциала всего у 5% опрошенных. Интересен тот факт, что среди преподавателей технического направления профессиональной деятельности больше респондентов, чем среди представителей гуманитарной сферы образования, отметивших, что в полной мере реализуется их творческий потенциал. Также мы считаем важным, что в большей мере уверены в реализации своего творческого потенциала мужчины, нежели женщины. Представительницы женского пола в своем большинстве указали, что недостаточно используют условия для своего творческого развития.
Завершил данный блок вопрос о том, как преподаватели относятся к перспективам личностного развития. Оказалось, что разницы в ответах 2-х исследуемых групп практически не оказалось. 42% всех респондентов отметили, что последовательно добиваются четко поставленных целей. Не хватает времени для личностного развития 10% молодых преподавателей и 4% преподавателям старшей возрастной группы. Радует то, что у большинства респондентов (50%) много интересов и планов на будущее, то есть вопрос личностного развития для большей части современных преподавателей находится в приоритете. Интересным, на наш взгляд, представляется гендерный аспект в анализе перспектив личностного развития преподавателей. Много планов и интересов на будущее у большинства опрошенных женщин (55%), однако среди мужчин больше тех (52%), кто последовательно добивается четко поставленных целей. Что касается распределения ответов по данному вопросу относительно направления профессиональной деятельности преподавателей, то выяснилось следующее: добиваются осуществления четких целей 62% педагогов технического направления и 35% - гуманитарного. Много разнообразных идей, планов и интересов в будущем стараются реализовать 55% представителей гуманитарной сферы образования, 36% - технического. Нет определенных интересов из-за отсутствия времени у 7% опрошенных.
Можно констатировать, что на сегодняшний день преподаватели заинтересованы в перспективах личностного развития, причем четких целей в осуществлении намеченных планов придерживаются чаще всего преподаватели-мужчины, которые своей профессиональной деятельности работают по техническому направлению. Много идей и разнообразных интересов имеют в основном представительницы гуманитарной сферы образования.
Таким образом, значение ИКТ в жизни и деятельности преподавателей вузов неоспоримо велико [1317]. Как показали результаты нашего исследования, современные преподаватели в образовательном процессе чаще всего используют такие ИКТ, как Интернет, ПК и ноутбуки, электронная почта и мультимедийное оборудование.
При помощи данных средств педагоги успешно подготавливают лекционные и практические занятия, презентуют их учащимся, используя специальные оборудования, а также коммуницируют со студентами и коллегами по различным вопросам. Хочется отметить, что уровень владения преподавателей различными ИКТ-средствами находится на хорошем уровне, однако быстрее осваивают все информационные нововведения молодые преподаватели. Преподаватели старшего возраста на начальном этапе использования ИКТ часто прибегают к помощи друзей и родственников, а также проходят курсы по совершенствованию компьютерных навыков. 108
Долгая адаптация к информационным инновациям ограничивает большую часть немолодых преподавателей в широком применении современных ИКТ.
Как выяснилось, использование ИКТ в учебном процессе несет в себе как плюсы, так и минусы. Положительные аспекты связаны, прежде всего, с возможностью преподавателей наглядно излагать лекционный материал студентам, интересно проводить с ними семинарские занятия, используя компьютерные тестовые методики, форумы для обсуждения актуальных проблем, мультимедийные оборудования и др. Главным минусом использования ИКТ в образовательном процессе является резко возросший плагиат в научных работах студентов. Также отмечается плохое качество подготовки учащихся к практическим занятиям, их низкий уровень профессиональной речи и негативное влияние многочасового использования компьютера на здоровье преподавателей и студентов.
Отношение молодых преподавателей к своей профессии в целом хорошее, они видят в своей работе больше положительных аспектов, чем отрицательных. Более опытные преподаватели полностью удовлетворены выбором своей профессии, для них педагогическая деятельность представляется очень интересной и позволяет самосовершенствоваться. В своей профессиональной деятельности современные преподаватели нацелены, прежде всего, на изучение новой информации. Однако отметим, что для молодых педагогов большое значение имеет общение с молодежью, особую ценность также представляет самореализация. Преподаватели, прошедшие долгий педагогический путь, считают свою профессию призванием, что можно объяснить их богатым опытом, а значит более полным пониманием предназначения своей профессии. Важным является тот факт, что треть начинающих преподавателей не видит условий для продвижения по карьерной лестнице, что в перспективе может представлять проблему нехватки педагогических кадров.
Научную жизнь молодые преподаватели посвящают написанию научных статей и участию в различных конференциях, что во многом им необходимо для написания кандидатской диссертации. Более опытные преподаватели в основном руководят научной работой студентов и аспирантов, однако также находят время для написания научных работ (статей, монографий) и участия в научных конгрессах и конференциях. Ценится научная деятельность опытными преподавателями, начинающие же педагоги в своей профессиональной деятельности заинтересованы, прежде всего, преподаванием.
Отдых молодые преподаватели стараются провести как можно активнее. Как правило, они стараются выбраться в театры, музеи, кино, чаще занимаются различными видами спорта, однако пассивный вид отдыха также имеет место быть в их жизни. Преподаватели старшего возраста чаще проводят свободное время дома. Основным их увлечением является деятельность, связанная с рукоделием, чтением и разведением комнатных растений. Отметим, что большинство всех опрошенных свой творческий потенциал реализуют в недостаточной мере, хотя условия для этого имеются. Что касается перспектив личностного развития, то у большинства преподавателей имеется много планов на будущее, то есть вопрос личностного развития для большей части современных преподавателей является достаточно важным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке. URL:http://conference.osu. ru/assets/files/conf_info/conf8/s15.pdf [ Дата обращения : 3.04.2014 ].
2. Информация и информационные процессы. URL: http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/1_ information_teoria.pdf [Дата обращения:13.10.2015 ].
3. Кисуркин, В.В. Информационное общество и его влияние на задачи образования / В.В. Кисуркин //
Бизнес-партнеры. - 2011. - № 2. - С. 32-33.
4. Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 9-13.
5. Замара Е.В. Конструирование модели формирования информационной компетентности студентов на основе аксиологического подхода // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 24-25.
6. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71-73.
7. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46-50.
8. Струков, Е.Н. Информационная компетентность как условие повышения качества высшего образования / Е.Н. Струков // Образовательные технологии и общество. - 2008. - Т. 11. - № 2. - С. 355-360.
9. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.
10. Гаврилюк, В.В. Профессиональное становление молодых преподавателей профессиональных вузов / В.В. Гаврилюк // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки. - 2012. Вып. 2. - С.110.
11. Дудорова, Е.В. Учебная успеваемость как фактор знаний в области культуры и склонностей к типу профессии / Е.В. Дудорова // Вестник Пермского университета. - 2010. - №2. - С.73-74.
12. Программа данного исследования содержит пункт обоснования выборки, где прилагаются данные по генеральной и выборочной совокупностям, необходимые при проведении более точного аналитического исследования.
13. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.
14. Буримская Д.В. Анализ содержания ФГОС и других документов об образовании в аспекте подготовки преподавателей иностранного языка к профессиональной деятельности с использованием ИКТ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 84-86.
15. Смирнова Е.В. Аспекты психолого-педагогического воздействия и возможных медицинских последствий использования средств ИКТ // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 316-319.
16. Гордиенко Т.П., Гапонов А.И., Смирнова О.Ю. Нечеткое экспертное оценивание применения ИКТ в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 35-37.
17. Гасымова А.Г. Эффективное использование икт в высших учебных заведениях в преподавании истории Азербайджана // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 59-61.
18. Смирнова Е.В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средствах учебного назначения в изучении иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 44-49.