Научная статья на тему 'Роль преподавателей вузов в эффективном использовании новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе'

Роль преподавателей вузов в эффективном использовании новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПЛАГИАТ / PLAGIARISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Юлия Олеговна

Настоящая статья имеет своей целью анализ проблемы реагирования преподавателей на появление и использование новыхинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Актуальность исследуемой темы связана с тем, что данные технологии существенно модифицировали современный учебный процесс во всех его аспектах: изменились особенности преподавания, специфика аттестации студентов, характер коммуникации между преподавателем и студентами; остро встала проблема плагиата. В то же время до сих пор нет единого стандарта, полностью и всесторонне регламентирующего использование ИКТ в образовательном процессе. В связи с этим целесообразно проанализировать практическую деятельность преподавателей по регулированию процессаиспользования ИКТ в своей профессиональной деятельности и учебной деятельности студентов, которая в сложившихся условиях носит творческий и индивидуальный характер. С помощью опросных методов (полуструктурированных интервью с преподавателями и студентами вузов) автору удалось выяснить, каким образом преподаватели используют новые ИКТ в своей профессиональной деятельности, как относятся к использованию ИКТ студентами и какие способы борьбы применяют для решения проблем, возникающих в результате использования студентами ИКТ в учебном процессе, в частности проблемы плагиата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The university lecturers participation in the effective management of new information and communication technologies applying in educational process

This article has as a goal analyzing the problem of university lecturers’ response to the emergence and applying of new information and communication technologies in educational process. The relevance of the topic is related to the fact that these technologies extremely modified modern educational process in many aspects: features of teaching and attestation and specific of communication between lecturers and students have changed; the problem of plagiarism have become very sharp. At the same time, there is not the uniform standard, fully and comprehensively regulating the applying of ICT in educational process. In according to this, appropriate to analyze lecturers’ practical activity in regulation of applying of new technologies in their professional practice and students’ educational working. Using polling methods (semi-structured interviews with teachers and students of universities), we have learned, how lecturers apply new information and communication technologies in their professional practice, what do they think about the applying this technologies by students and what kind of methods they use to solve the problems arising from student use of ICT in the learning process.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателей вузов в эффективном использовании новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе»

УДК 316.774

Ю.О. Обухова

роль преподавателей вузов в эффективном использовании новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Iuliia O. Obukhova

the university lecturers participation in the effective

MANAGEMENT OF NEw INFORMATION AND COMMuNICATION TECHNOLOGIES APPLYING IN EDuCATIONAL PROCESS

Аннотация

Настоящая статья имеет своей целью анализ проблемы реагирования преподавателей на появление и использование новыхинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Актуальность исследуемой темы связана с тем, что данные технологии существенно модифицировали современный учебный процесс во всех его аспектах: изменились особенности преподавания, специфика аттестации студентов, характер коммуникации между преподавателем и студентами; остро встала проблема плагиата. В то же время до сих пор нет единого стандарта, полностью и всесторонне регламентирующего использование ИКТ в образовательном процессе. В связи с этим целесообразно проанализировать практическую деятельность преподавателей по регулированию процессаиспользования ИКТ в своей профессиональной деятельности и учебной деятельности студентов, которая в сложившихся условиях носит творческий и индивидуальный характер.

С помощью опросных методов (полуструктурированных интервью с преподавателями и студентами вузов) автору удалось выяснить, каким образом преподаватели используют новые ИКТ в своей профессиональной деятельности, как относятся к использованию ИКТ студентами и какие способы борьбы применяют для решения проблем, возникающих в результате использования студентами ИКТ в учебном процессе, в частности проблемы плагиата.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОММУНИКАЦИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛьНЫЙ ПРОЦЕСС, ПЛАГИАТ.

Abstract

This article has as a goal analyzing the problem of university lecturers' response to the emergence and applying of new information and communication technologies in educational process. The relevance of the topic is related to the fact that these technologies extremely modified modern educational process in many aspects: features of teaching and attestation and specific of communication between lecturers and students have changed; the problem of plagiarism have become very sharp. At the same time, there is not the uniform standard, fully and comprehensively regulating the applying of ICT in educational process. In according to this, appropriate to analyze lecturers' practical activity in regulation of applying of new technologies in their professional practice and students' educational working.

Using polling methods (semi-structured interviews with teachers and students of universities), we have learned, how lecturers apply new information and communication technologies in their professional practice, what do they think about the applying this technologies by students and what kind of methods they use to solve the problems arising from student use of ICT in the learning process.

Keywords

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES, COMMUNICATION, EDUCATIONAL PROCESS, PLAGIARISM.

Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является важным аспектом в образовательном процессе, поскольку выполняет множество значимых функций, как непосредственно связанных с обучением, так и вспомогательных. И действительно, применение компьютерных технологий, использование сети Интернет, а также эксплуатация мобильных версий этих средств коммуникации (планшетов, мобильных телефонов с доступом к сети Интернет и т. д.) обеспечивает множество возможностей — помогает оперативно находить нужную информацию, предоставляет доступ к иностранной научной литературе, упрощает обработку статистических данных и математические расчеты, построение чертежей.

Кроме того, ИКТ облегчают процесс оформления работ и презентаций, а коммуникативная функция ИКТ, т. е. использование сети Интернет в коммуникативных целях в процессе обучения, — взаимодействие преподавателя и студента, делает его более интенсивным при меньших временных затратах.

Однако любой прогресс помимо очевидных позитивных изменений вызывает и негативные последствия. Актуальность темы косвенно связана со множеством проблем, которые стоят сегодня перед высшим образованием. Современная система высшего образования находится в сложном положении, что обусловлено снижением спроса на услуги вузов, которое началось с 2007 года вследствие как демографических, так и экономических причин [1, с. 2, 7]. Эта проблема усугубляется отмечаемой исследователями необходимостью повышать эффективность высшего образования [2]. И все это происходит именно на фоне бурного развития ИКТ, которые стали неотъемлемой частью образовательного процесса и не только создают новые возможности, но и обостряют ряд существующих проблем в рамках образовательного процесса. Так, одним из следствий развития и активного использования ИКТ в современном высшем образовании в последнее десятилетие стала их активная эксплуатация студентами с целью осуществления негативных учебных практик (списывание, плагиат), что, безусловно, не способствует повышению эффективности образования.

Соответственно перед современными преподавателями высших учебных заведений вста-

ет не только задача активно осваивать постоянно меняющиеся новые технологии, делающие процесс образования более эффективным, но и проблема, связанная с необходимостью так или иначе бороться с практиками, распространяющимися в студенческой среде и напрямую связанными с возможностями современных ИКТ.

И нам важно узнать мнение самих участников образовательного процесса о роли ИКТ в современном образовательном процессе и выяснить опыт их непосредственного взаимодействия с новыми технологиями в процессе преподавательской деятельности, особенно если мы рассматриваем преподавателя как основной потенциал инновационного развития вуза [3, с. 102], как это предлагается в современном профессиональном сообществе.

Исследование, рассматриваемое в данной статье, имело своей основной целью выявить наиболее распространенные практики использования ИКТ основными субъектами учебного процесса в вузе (студентами и преподавателями), а также выяснить их отношение к использованию новых коммуникационных технологий в обучении и к проблемам, связанным с эксплуатацией ИКТ в учебном процессе. Остановимся подробнее на том аспекте исследования, который связан с отношением преподавателей к проблеме использования ИКТ.

Выявление отношения преподавателей и студентов к используемым методам осуществлялось с помощью качественной методологии. Как метод проведения исследования был избран экспертный опрос преподавателей вузов, который проводился с помощью полуструктурированного интервью на основании гайда, состоявшего из 21 вопроса. Например: «Как Вы используете современные технологии (компьютер, Интернет, телефон) в своей учебной практике?»; «Как рекомендуете (и рекомендуете ли) использовать их студентам?»; «Расскажите о том, как и когда Вы столкнулись с необходимостью использовать новые технологии в образовательном процессе?»; «Есть ли, на Ваш взгляд, взаимозависимость между использованием ИКТ и качественными результатами образовательного процесса?» и др.

В процессе исследования было проведено 6 полуструктурированных интервью в 2008 году и повторно 6 интервью в 2013 году с преподавателями вузов в возрасте от 25 до 52 лет, работаю-

щими в вузах Санкт-Петербурга и Новосибирска на факультетах различной направленности. В исследовании приняли участие преподаватели таких вузов, как Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права, а также Новосибирский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский институт экономики и менеджмента. Следует отметить, что различий между общей направленностью ответов информантов в 2008 и 2013 годах не наблюдалось.

Стоит начать с того факта, что опрошенные преподаватели в целом считают ИКТ неотъемлемой частью своей профессиональной жизни. Не только студенты, но они сами нуждаются в них постоянно: «Компьютер вошел в жизнь людей. ...Вошло постепенно в правила... хорошего тона... то, что надо уметь им пользоваться» (муж., 36 лет, преподаватель экономики).

Информанты связывают это с тем, что многие сферы профессиональной и, особенно, исследовательской деятельности сейчас без компьютерных и интернет-технологий оказываются немыслимы: «Всю свою диссертацию я рассчитывал с помощью специальных программ... Таких, которые моделируют химические процессы без пробирок»» (муж., 29 лет, преподаватель химии). Такую позицию разделяют и их коллеги, занимающиеся проблемами образования как исследователи [4].

Естественно, используемые возможности компьютера разнятся в зависимости от характера преподаваемой дисциплины: это и «расчеты с помощью специальных программ»», как у упомянутого преподавателя химии, и использование лишь «для общения, для хранения данных, для почты»» (муж., 48 лет, преподаватель экономики), и применение возможностей программирования. Если преподаватели гуманитарных предметов используют компьютер преимущественно для работы с текстовым редактором и выхода в Интернет, то, как подтверждают информанты, преподаватели технических и естественно-научных специальностей применяют его для специальных математических (и статистических) расчетов и для программирования.

Информанты во многом связывают ИКТ с облегчением труда преподавателей и повышением эффективности образовательного процесса. Тем более интересно отношение опрошенных преподавателей к распространившемуся в последнее время использованию на занятиях технологии «Power Point». Некоторые по-прежнему полагают, что эта возможность уступает традиционным способам презентации информации на занятии: «Power Point... только на конференциях» (муж., 33 года, преподаватель химии); «...Мне он не нравится... Отвлекает» (жен., 47 лет, преподаватель истории).

Таким образом, можно отметить достаточно критическое отношение к технологиям, т. е., на наш взгляд, информанты понимают, что у каждой из них свое предназначение. Так, технология «Power Point» применима, когда требуется демонстрация значимой информации, которая во все время изложения должна быть у слушателя перед глазами либо не предназначена к восприятию на слух (таблиц, графиков, определений). Превращение традиционной лекции в демонстрацию слайдов с тезисами не способствует сосредоточению студентов на смысле произносимого лектором, а конспект, сделанный не самим студентом, не способствует пониманию материала, что отмечают и сами опрошенные преподаватели.

Что касается использования интернет-возможностей, то преподаватели применяют достаточно широкий их спектр: от поиска необходимой в профессиональной деятельности информации до осуществления коммуникации в профессиональной среде.

Этот факт представляется немаловажным, поскольку сеть Интернет представляет собой специфический способ коммуникации, асинхронный. Дело в том, что, как пишут исследователи, существуют два способа получения информации. При исторически сложившемся синхронном способе ее получатель должен присутствовать при самом событии, например при разговоре или на лекции, при показе телефильма или радиопередаче. Соответственно человек в этом случае должен синхронизироваться по времени с передачей информации, иначе он ее не получит. Традиционный асинхронный способ передачи информации, например через учебники, не требует синхронизации, но такая информация быстро устаревает [5]. Система

Интернет, на наш взгляд, снимает эту проблему, позволяя человеку ознакомиться с необходимой ему учебной информацией, но при этом оставляет возможность время от времени обновлять устаревшую информацию, заменяя ее на более свежую, тем самым сочетая в себе преимущества обеих систем передачи информации.

На основании данных исследования можно сделать общий вывод о том, что отношение опрошенных преподавателей к использованию сети Интернет, скорее, позитивное. Они полагают, что интенсификация информационно-коммуникативных потоков в конечном итоге интенсифицирует и сам процесс образования, делая более эффективной учебную деятельность: «Они могут больше и быстрее общаться, им легче работать над заданиями, проще искать информацию» (муж., 36 лет, преподаватель экономики); «Меньше сил уходит на чисто технические вещи, общаться проще» (жен., 27 лет, преподаватель социологии).

Интернет в их представлении является возможностью быстро и оперативно взаимодействовать со студентами в учебных целях: «... Завел правило, что студенты могут писать мне „на ящик". И я выкладываю некоторые материалы „на ящик" студенческой группы. У них есть специальный» (муж., 36 лет, преподаватель экономики).

По сути дела, возможности сети Интернет используются преподавателями не только для непосредственной коммуникации, но и для контроля за студентами и для того, чтобы гарантировать определенную успеваемость по предмету: «...Отправляю им задания... еще присылаю учебники в электронном виде, которые нашла, чтобы они не могли сказать, что не нашли ничего» (жен., 26 лет, преподаватель социологии). В описанном случае преподаватель пытается в процессе своей педагогической деятельности обеспечить студентов учебными материалами, чтобы хоть каким-то образом стимулировать выполнение ими учебных заданий. Данный пример демонстрирует, что, используя возможности ИКТ, преподаватель фактически берет на себя часть обязанностей студентов.

Данное отношение к Интернету как источнику информации, хранилищу знаний, которое необходимо активно использовать в учебном процессе, также представляется весьма значимым показателем включенности современных

педагогов высшей школы в современное информационное общество, поскольку сегодня объем знаний на планете удваивается каждые пять лет. Информации уже накоплено так много, что ни один человек не способен удержать ее в голове. Как отмечает М. Кастельс, в нынешних условиях обладать знанием означает уметь быстро ориентироваться в потоке новой информации, легко отыскивая в хранилище знаний необходимые сведения. При этом важно, чтобы затраты на поиск нужной информации не превышали экономическую выгоду от ее использования. Справиться с этой задачей под силу только компьютерам. Компьютерные сети, и в особенности глобальная сеть Интернет, становятся главным средством хранения и передачи данных [6].

И действительно, почти все преподаватели, принявшие участие в исследовании, специально поощряют освоение студентами различного рода информационных технологий, включая использование сети Интернет. Некоторые преподаватели сами снабжают студентов литературой в электронном виде и ссылками в сети Интернет на учебную литературу и просто полезные материалы, другие отмечают, что в их вузе система обучения студентов поиску информации в сети институционализирована — проводятся специальные занятия, например в рамках курса библиографии.

Время, проводимое студентами в сети Интернет, не рассматривается большинством наших информантов как время, отнятое от познавательной деятельности.

Но даже при позитивной в целом оценке новых технологий некоторые преподаватели-эксперты не могут не отмечать определенных проблем, связанных ролью ИКТ в образовании и социальной жизни вообще: «Одно настораживает: эти... технологии... все продолжают развиваться и усложняться... Это имеет коммерческую ценность, но для жизни не нужно совершенно» (муж., 33 года, преподаватель химии).

Преподавателей настораживает то, что потребность в использовании информационных технологий возрастает, так же как и их сложность. Существует опасность, что на увеличение сложности технологий и на овладение ими будет требоваться все больше и больше времени.

Кроме того, эксперты отметили, что в связи с существующей конъюнктурой рынка об-

разования, когда студент выступает в качестве покупателя образовательной услуги и может высказывать определенные требования к содержанию получаемого образования, возможен вариант развития событий, при котором овладению компьютерными технологиями будут учить как первостепенной вещи, составляющей основу профессиональных навыков специалиста. При этом собственно пониманию предметов, например законов химии или математической статистики, будет отводится все меньше и меньше времени в учебном плане: «...Студенты просят научить их SPSS. И при этом на экзамене мне девочка заявляет: „А мне вообще социология не нужна, я социологом работать не буду..." И они не думают, как они потом будут работать, если в целом ничего не понимают» (жен., 25 лет, преподаватель социологии).

Нельзя отрицать, например, и тот факт, что Интернет используется студентами как в целях повышения эффективности обучения, так и для обмана преподавателей. Одна из самых распространенных форм обмана, которая стала возможна благодаря развитию ИКТ, — плагиат, т. е. явление, когда студенты результаты чужой работы выдают за свои собственные. Причем, по мнению преподавателей-экспертов, не все преподаватели владеют современными технологиями в достаточной мере, чтобы обнаружить обман: «И далеко не все преподаватели „Антиплагиатом" или чем-то аналогичным пользуются. Кто постарше... те и не знают, что студенты не сами пишут... Некоторые молодые знают, но ленятся проверять» (жен., 28 лет, преподаватель социологии).

Как показали результаты опроса, во многом студентов к этому толкает ставшая уже обычной безнаказанность. И причину распространенности подобного явления участники интервью с преподавателями видят в том, что у нас отсутствует система санкций за мошенничество в процессе учебы в отличие, скажем, от западных университетов. У нас пока не отработана система негативных санкций. И действительно, максимальное наказание, которое может предусмотреть преподаватель, — переделка работы: «Один мальчик... не поменял даже отступы и шрифт. У него абзац — одним шрифтом, абзац — другим. И что с ним было? Ну, что... переписывал...» (муж., 20 лет, преподаватель истории).

При этом отказ от использования самих технологий, собственно говоря, информантами не рассматривается: «...Самый глупый способ — это пытаться запретить Интернет вообще... человек все равно не пойдет в библиотеку, он просто сайт, откуда книгу скачал, не укажет» (муж., 36 лет, преподаватель экономики).

Участники опроса заявили, что пользуются специальными информационными технологиями, в частности применяют ряд программ, направленных на выявление случаев плагиата, например программу «Антиплагиат» или «Advego Plagiatus», а также используют более традиционные методы контроля, не менее эффективные, например дополнительные вопросы и защиту работы. Таким образом, как и в случае с отношением к технологии «Power Point», мы не можем говорить о том, что в представлении современных преподавателей технологии заменяют традиционные способы преподавания.

Один из аспектов нашего исследования касался отношения преподавателей к использованию мобильных технологий, т. е. мобильной связи и мобильного Интернета, в обучении. Следует заметить, что в отношении этих технологий участники исследования проявили единодушие, отозвавшись о них как об источниках проблем. Так, все участники опроса отметили следующую проблему: использование мобильной связи и мобильного доступа в Интернет как источников «вспомогательных» материалов на экзамене. А это, с точки зрения опрошенных преподавателей, значительно хуже списывания с традиционных шпаргалок: «Ладно бы они их [шпаргалки] писали — тогда хоть что-то бы запомнили. А когда они их просто распечатали, то тут уже ничего не запомнишь» (муж., 36 лет, преподаватель экономики). Также для мошенничества на экзамене некоторые студенты используют сотовые телефоны с возможностью выхода в сеть Интернет, что, по мнению преподавателей-экспертов, представляет угрозу процессу обучения: «Мне он [сотовый телефон] дает общение в обычной жизни и головную боль на экзамене» (жен., 47 лет, преподаватель истории).

Однако и здесь заинтересованные в знаниях студентов преподаватели находят возможности борьбы со списыванием, причем опять же вполне традиционные, такие как дополнительные вопросы. Впрочем, принявшие участие в исследовании преподаватели точных наук и

предметов естественно-научного цикла полагают, что для них проблема и списывания, и плагиата стоит наименее остро, что тесно связано со спецификой их предметов: «Если человек не может решить задачу — это „два", а задачу не решишь, если мозгов нет. И подсказчики могут из учебника зачитать абзац, а задачу не смогут решить» (муж., 33 года, преподаватель химии).

И с точки зрения некоторых экспертов, преподающих на гуманитарных и экономических специальностях, современные ИКТ создают не так много проблем, так как те студенты, которые могут наиболее эффективно использовать информационные технологии для мошенничества в процессе учебы, поскольку легко осваивают все новое, в этом не нуждаются. А студенты, испытывающие трудности в процессе учебы, не так хорошо знают компьютерные и интернет-технологии, чтобы преподаватель не смог их проконтролировать. Для этого необходимы только некоторые знания и незначительные временные затраты со стороны самого преподавателя.

Также изначально в исследовании присутствовала гипотеза, касающаяся таких аспектов использования мобильной связи в коммуникации, которые исследователи-социологи называют феноменом «отсутствующего присутствия» и разрывом коммуникации «здесь и сейчас». Суть этих аспектов использования мобильных ИКТ в коммуникации связана с тем, что общение лицом к лицу в настоящее время постоянно подвергается разрушительному воздействию со стороны технологий ввиду постоянного нарушения целостности коммуникативного акта использованием технологических средств дистанцированной коммуникации [7, с. 234—237].

Использование мобильных технологий порождает вторжение в естественный и привычный ход вещей в коммуникационной системе, поскольку, как отмечает специалист в области влияния коммуникационных технологий на общество Р. Линг, по завершении звонка всякий раз оказывается необходимо возместить ущерб межличностному взаимодействию, произошедший из-за отвлечения на звонок [8, с. 132]. Причем, если во взаимодействии лицом к лицу это сделать относительно просто, то, на наш взгляд, в публичной коммуникации, например на лекционном занятии, возместить большому количест-

ву людей коммуникативный ущерб, нанесенный внезапным звонком сотового телефона, прервавшим лекцию, будет значительно труднее.

Более того, современные российские пользователи мобильных технологий не соблюдают ставшие вполне традиционными на Западе практики мобильного этикета [9, с. 5], когда для использования телефона необходимо прежде покинуть публичное пространство. Перемещение же студентов по аудитории во время занятия также может отвлекать преподавателя.

При формулировке программы исследования была высказана гипотеза, согласно которой вмешательство в учебный процесс коммуникационных средств, отвлекающих внимание студентов и преподавателя (звонки телефонов, написание SMS-сообщений, игры на планшетах и т. п.), разрушает плодотворный учебный процесс и вызывает негативные эмоции у преподавателей. Однако данная гипотеза неожиданно не нашла подтверждения: как выяснилось, эта проблема беспокоит далеко не всех принявших участие в исследовании преподавателей: «Мне не мешает. У меня студенты цивилизованные, а с нецивилизованными мы говорим отдельно на экзамене» (муж., 33 года, преподаватель химии); «Отвлекает. Впрочем, меня уже не сильно» (муж., 36 лет, преподаватель экономики).

Еще одна гипотеза касалась возможной проблемы формирования у студентов зависимости от современных информационных технологий, например так называемых интернет-аддикции или SMS-аддикции, когда пользователь отправляет до нескольких сотен сообщений в день, а невозможность использовать сотовый телефон или Интернет вызывает у него фрустрацию [10, 11]. Однако наши информанты не упоминали эту проблему.

Таким образом, на основании произведенного эмпирического исследования можно сделать определенные предположения, касающиеся отношения преподавателей современных российских вузов к использованию ИКТ в образовательном процессе.

Современные условия жизни в социуме, в частности ритм жизни, таковы, что и студенты, и преподаватели уже вряд ли могут обойтись без использования ИКТ в учебном процессе (среди студентов, принявших участие в количественном исследовании, ими так или иначе пользуются 100 % опрошенных).

Преподаватели, принявшие участие в опросе, в целом позитивно относятся к использованию ИКТ в учебном процессе, высоко оценивают их новые коммуникативные возможности.

Некоторые преподаватели считают необходимым поощрять использование ИКТ студентами, учить их правильно использовать возможности этих технологий, особенно их вычислительной составляющей. Более того, ряд преподавателей стимулирует с помощью ИКТ интерес студентов к учебе; они стремятся облегчить работу студентов, связанную с поиском необходимой литературы, снабжают уча-

щихся ссылками на полезные в учебном процессе материалы.

Исследование показало также, что преподаватели-информанты позитивно оценивают необходимость освоения новых технологий в процессе работы, так как они открывают новые возможности и облегчают труд преподавателей.

Кроме того, обнадеживает тот факт, что, согласно ответам информантов, к возможным негативным последствиям использования ИКТ в образовании (таким, как списывание и плагиат) они относятся как к проблемам, имеющим решение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лебедев, Б.Н. Система образования в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и тенденции развития [Электронный ресурс] / Б.Н. Лебедев // Проблемы науки и образования. — 2008. — № 2. — Режим доступа: http://www.m-economy. ru/art.php?nArtId=1941.

2. Абанкина, И.В. Реструктуризация высшего образования в современной России [Электронный ресурс] / И.В. Абанкина, Т.В. Абанкина, Л.М. Филатова, Е.А. Николаенко // Сайт программы фундаментальных исследований президиума РАН. —

2012. - Режим доступа: http://ukros.ru/2012/11/09/ реструктуризация-высшего-образовани/.

3. Нилова, С.В. Преподаватель как основной потенциал инновационного развития вуза [Текст] / С.В. Нилова // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы XI открытой Всерос. конф. (Воронеж, 16-17 мая 2013 г). — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,

2013. — 332 с. — С. 102—104.

4. Антропова, Р.М. Интернет — образовательное пространство взаимодействия молодежи [Текст] / Р.М. Антропова // Образование — фактор духовного и материального развития общества: материалы Всерос. научно-практ. конф. Борисовские чтения (Но-

восибирск, 6—8 мая 2005 г.). — Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. педагог. ун-та, 2005. — С. 274—281.

5. Левин, В.И. Все об информации [Текст] / В.И. Левин. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003. - 382 с.

6. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Текст] / М. Кастельс. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

7. Gergen, K.J. The Challenge of absent presence [Text] / K.J. Gergen // Perpetual contact: mobile communication, private talk, public performance. — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2002. — P. 227—242.

8. Ling, R. The mobile connection: the cell phone's impact on society [Text] / R. Ling. — San Francisco: s. n., 2003. — 244 p.

9. Johns, A. Mobile Phone Users: A Small-Scale Observational Study [Electronic resource] / A. Johns. — Access mode: http://www.aber.ac.uk/media/Jones_A_abj0001.html.

10. Park, W.K. Mobile phone addiction [Text] / W.K. Park // Mobile communications: re-negotiation of the social sphere / Redacted by Richard Seyler Ling. — London: Springer, 2005. — P. 256—272.

11. Srivastava, L. Mobile mania, mobile manners [Text] / L. Srivastava, P. Glotz, S. Bertschi, C. Locke // Thumb culture: the meaning of mobile phones for society. — Bielefeld, 2005. — P. 199—210.

REFERENCES

1. Lebedev B.N. Sistema obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii: sovremennoe sostoianie, problemy i ten-dentsii razvitiia. Problemy nauki i obrazovaniia, 2008, nr 2. Access mode: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=1941. (rus.)

2. Abankina I.V., Abankina T.V., Filatova L.M., Nikolaenko E.A. Restrukturizatsiia vysshego obrazovaniia v sovremennoi Rossii. Sait programmy fundamental'nykh issledovanii prezidiuma RAN, 2012. Access mode: http:// ukros.ra/2012/П/09/реструктурнзацнfl-внсmего-06pa30BaHH/. (rus.)

3. Nilova S.V. Prepodavatel' kak osnovnoi poten-tsial innovatsionnogo razvitiia vuza. Prepodavanie in-formatsionnykh tekhnologii v Rossiiskoi Federatsii: ma-terialy XI otkrytoi Vserossiiskoi konferentsii (Voronezh, 16—17.05.2013). Voronezh, Voronezhskii gosudarstven-nyi univ., 2013. 332 p. Pp. 102-104. (rus.)

4. Antropova R.M. Internet — obrazovatel'noe pros-transtvo vzaimodeistviia molodezhi [Internet — educational environment of youth interaction]. Obrazovanie — faktor dukhovnogo i material'nogo razvitiia obshchestva: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferen-

tsii Borisovskie chteniia (Novosibirsk, 6—8.05.2005). Novosibirsk: Izd. Novosibirskii gosudarstvennyi universitet, 2005. Pp. 274-281. (rus.)

5. Levin V.I. Vse ob informatsii. Moscow, ROS-MEN-PRESS, 2003. 382 p. (rus.)

6. Kastel's M. Informatsionnaia epokha: ekono-mika, obshchestvo, kul'tura. Moscow, Publ. GU VShE, 2000. 608 p. (rus.)

7. Gergen K.J. The Challenge of absent presence. Perpetual contact: mobile communication, private talk, public performance. Cambridge, Cambridge University Press, 2002. Pp. 227-242.

8. Ling R. The mobile connection: the cell phone's impact on society. San Francisco: s. n., 2003. 244 p.

9. Johns A. Mobile Phone Users: A Small-Scale Observational Study. Access mode: http://www.aber.ac.uk/ media/Jones_A_abj0001.html.

10. Park W.K. Mobile phone addiction. Mobile communications: re-negotiation of the social sphere. Redacted by Richard Seyler Ling. London, Springer, 2005, pp. 256-272.

11. Srivastava L., Glotz P., Bertschi S., Locke C. Mobile mania, mobile manners. Thumb culture: the meaning of mobilephonesforsociety. Bielefeld, 2005. Pp. 199-210.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / AUTHOR

ОБуХОВА Юлия Олеговна — ассистент кафедры социально-политических технологий Института гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; кандидат социологических наук.

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 [email protected]

OBUKHOVA Iuliia O. — St. Petersburg State Polytechnical University.

Politekhnicheskaya Str., 29, St. Petersburg, Russia, 195251

[email protected]

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.