Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
потребитель / поведение потребителей / культурные факторы / культура / российский потребитель / consumer / consumers behavior / cultural factors / culture / subculture / Russian consumer

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Артемьева О.Н.

В настоящее время, огромное количество факторов влияет на поведение и привычки покупателей. Маркетологам важно знать, какие именно факторы влияют на поведение я также степень этого влияния. Статья посвящена изучению влияния культурологических факторов на потребительское поведение. В статье анализ поведения потребителя в России и его взаимосвязь с культурными характеристиками. Анализ основан на исследовании Хофстеде (1991) и Nielsen (2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL PORTRAIT OF RUSSIAN CONSUMER

Nowadays, consumers behavior and habits are influenced by plenty of factors. Marketers need to understand those factors and the principle of how they impact consumers behavior. In this study I analyzed consumers behavior in Russia and its relationship with cultural factors. Analysis based on Hofstede’s (1991) and Nielsen (2017) researches.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ»

является решающим критерием при приеме на работу. В то же время они, как и преподаватели, низко оценивают коммуникативные умения студентов, проявление инициативы, работу в команде. В результате проделанной работы был сделан вывод, что работодатели и преподаватели одинаково понимают конкурентоспособность выпускника. Объединяющим началом стало четкое понимание необходимости:

- усиления практического компонента обучения;

- совершенствования коммуникативных умений;

- повышения чувства ответственности за качество выполняемой работы;

- развития умений работать в команде. Компетенции, проявляясь в поведении, в деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами.

Использованные источники:

1. https ://moluch.ru/conf/med/archive/119/5559/

2. Боткин, С. П. Общие основы клинической медицины (слово о долге врача). СПб., 1887.

3. https://pyramid.org.ua

УДК 3977

Артемьева О.Н. магистрант

Научный руководитель: Шумилова Ю.А., к.э. н. Тюменский государственный университет

Тюмень, Россия

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация: В настоящее время, огромное количество факторов влияет на поведение и привычки покупателей. Маркетологам важно знать, какие именно факторы влияют на поведение я также степень этого влияния. Статья посвящена изучению влияния культурологических факторов на потребительское поведение. В статье анализ поведения потребителя в России и его взаимосвязь с культурными характеристиками. Анализ основан на исследовании Хофстеде (1991) и Nielsen (2017)

Ключевые слова: потребитель, поведение потребителей, культурные факторы, культура, российский потребитель.

Olesia Artemeva

master student

Tyumen State university Tyumen, Russia Head: Yulia Shumilova SOCIOCULTURAL PORTRAIT OF RUSSIAN CONSUMER

Abstract: Nowadays, consumers behavior and habits are influenced by plenty offactors. Marketers need to understand those factors and the principle of how they impact consumers behavior. In this study I analyzed consumers behavior in Russia

and its relationship with cultural factors. Analysis based on Hofstede 's (1991) and Nielsen (2017) researches

Keywords: consumer, consumers behavior, cultural factors, culture, subculture, Russian consumer.

Изучение целевой аудитории является важным первым шагом к пониманию того, как будут восприниматься товары и услуги. Хотя язык является важным фактором, понимание культурных аспектов аудитории оказывается гораздо более ценным при планировании маркетинговых стратегий. Есть ряд доступных ресурсов, чтобы лучше понять аудиторию. Уроженец - это всегда лучший ресурс, но любой, кто учится или имеет опыт работы в регионе, поможет предоставить информацию, необходимую компании.

Анализ по Ховстеде. Хофстед обнаружил, что глубокие движущие силы российской культуры используют модель для измерения культурного измерения нации. Культурные измерения, которые оценивает Хофстеде, включают дистанцию власти, индивидуализм, мужественность, избегание неопределенности, долгосрочную ориентацию и снисходительность.

Первый параметр, на который обращает внимание Хофстед - это дистанция власти. Расстояние власти определяется как степень, в которой менее влиятельные члены учреждений и организаций внутри страны ожидают и признают, что власть распределена неравномерно. Россия имеет очень высокие показатели по дистанции власти - 93. Большая дистанция власти означает, что символы статуса играют очень важную роль в культуре. Можно взять в расчёт подобную характеристику культуры, чтобы связать статус с продуктом и продвигать его через улучшение социального статуса, включая влиятельных лиц в социальных сетях, профессиональных спортсменов, знаменитостей или даже создавая символы статуса для 'обладания продуктом - все это варианты для рассмотрения.

Второй параметр - это индивидуализм, который рассматривает степень взаимозависимости, которую поддерживает индивид в российском обществе.

Россия оценивает нижний предел индивидуализма с 39. Иными словами, Россия больше коллективистская страна, нежели индивидуалистическая.

Существует значительный исторический акцент на сообществе и коллективизме. Россия имеет долгую историю тоталитаризма, что привело к довольно фаталистическому подходу к жизни. Желание работать индивидуально по личной инициативе было подавлено империалистическом и коммунистическим строем. С наступлением перестройки (реструктуризации) советская система ценностей была разрушена, но темпы реформ были медленными, и многие считают, что очень трудно адаптироваться к западным ценностям индивидуализма и максимизации прибыли. Пожилые россияне, как правило, довольно пессимистичны и не очень верят в лучшую жизнь в будущем. Молодые люди, преимущественно в городской среде, переняли более западный взгляд на жизнь и видение будущего.

Коллективизм заметен даже на примере русского языка. В России люди часто говорят «мы», в случаях, когда другие нации могут сказать «я». Например, мы и мои друзья, а не мои друзья и я. Поскольку индивидуализм в российской культуре довольно низок, реклама иностранных компаний в России может принести пользу от проведения маркетинговых кампаний, которые изображают группы людей и отношения, а не просто человека.

Мужественность - это третий параметр, на который выделил Хофстед. Высокие показатели мужественности означают, что люди мотивированы желанием быть лучшими и достигать целей. В то время как низкий показатель мужественности трактуется как женственность. Это означает, что люди мотивированы тем, чтобы довольствоваться тем, что они имеют. Показатель мужественности в России - 36. Хофстеде связывает этот показатель с измерением дистанции власти: люди, живущие в России, скромны в отношении своих личных достижений, в то время как доминирующее поведение допускается только в том случае, если оно происходит от людей, занимающих высокие посты.

Избегание неопределенности - это еще один показатель, который оценивает Хофстеде. Он измеряет степень, в которой члены культуры чувствуют угрозу из-за неоднозначных ситуаций и пытаются избежать любых возможных рисков. Показатель России - 95 баллов. Люди в России к стремятся к стабильности и стараются избегать рисков. Для российского общества стабильность является более привлекательной, даже если возможные риски могут привести к успешному результату. Избегание неопределенности хорошо прослеживается по тому, как в России совершают покупки в Интернете. Многие россияне не доверяют онлайн -транзакциям, поэтому большинство по-прежнему предпочитает оплату наложенным платежом. Пятый показатель, на который смотрит Хофстед - это долгосрочная

ориентация. Долгосрочная ориентация показывает, как общество должно поддерживать некоторые связи со своим прошлым, а также иметь дело с настоящим и будущим. Россия имеет высокие показатели в 81 балл, что означает, что они гораздо более гибки с традициями и адаптируются к современности. Это также означает, что россияне стремятся экономить и бережливы, а также делают разумные инвестиции. Последний показатель - это сдержанность против снисходительности. Это измерение измеряет степень, в которой люди пытаются контролировать свои желания и побуждения. У России очень низкий балл, что делает ее более сдержанной культурой. Хофстед также отмечает, что подобные общества уделяют меньше внимания свободному времени и практикуют самоконтроль со своими желаниями. Маркетологам следует подумать о том, чтобы определить: что именно должно рассматриваться как необходимость, а что -как роскошь.

Принимая во внимание всю культурную динамику, маркетологи иностранных компаний могут адаптировать их к культуре и языку при вхождении на российский рынок. Тестирование и адаптация маркетинговой практики на зарубежном рынке, безусловно, является важным последующим шагом.

Анализ по Э. Холлу. Исследователь Э. Холл также определил несколько параметров измерения культуры, первым из которых является контекст и его уровень. Согласно Холлу, культура с высоким контекстом - это культура, в которой индивидуальные взаимодействия между ее членами обычно являются транзакциями с высоким контекстом (ВК), что означает, что они имеют тенденцию кодировать меньшее значение в языковом коде и больше полагаться на предшествующие знания получателя. У россиян, как правило, высокий контекстный стиль общения. Высокие контекстные предпочтения означают акцент на отношениях, эмоциях и языке тела. Отправитель сообщения ожидает, что слушатель будет «читать между строк». Различные стили общения в высококонтекстуальной культуре часто может стать одной из наиболее значительных проблем для международного бизнеса. Россияне терпеливы и ожидают такого же терпения от других.

Восприятие является наиболее важной частью познавательной деятельности человека, в том числе времени. В когнитивной лингвистике большинство «выражений основано на восприятии объектов или ситуаций в реальном мире». Эдвард Холл также описал культуры как монохронные (фиксированные) и полихронные, в зависимости от восприятия времени. США, Великобритания и большинство европейских культур являются монохронными - в этих культурах время воспринимается как основа для поведения, соблюдаются сроки и пунктуальность является важной чертой. Русская культура (а также латиноамериканская и некоторые средиземноморские культуры) является полихронной, что означает, что людям нравится иметь гибкие планы и ценить долгосрочные отношения. Смена планов часто происходит с просьбой родственника или друга сделать

что-то для него или нее. Запросы от друзей или родственников важнее, чем деловые соглашения. Однако, россияне не любят заранее планировать даже встречи с друзьями. Причина, по которой люди в России не планируют далекое будущее, связана с фаталистическим взглядом на мир. Люди в России считают, что будущее зависит от многих внешних факторов, которые находятся вне их контроля. Люди не любят строить долгосрочные планы, потому что «дурной глаз» может помешать и отменить эти планы. Для монохронных культур время священно, опоздание очень грубо, сроки установлены и т. Д. В полихронных культурах человек важнее времени, сроки гибки и т. Д. Опоздание воспринимается как оскорбление в американской культуре, но не как «грех» в русской культуре.

Каковы преимущества того, чтобы быть полихронным? Полихронные культуры более гибки при многозадачности. Эдвард Холл писал, что «если люди опаздывают на встречи, это может быть потому, что они полихронны, а не потому, что они неуважительны или ленивы». В современной России деловые люди стараются не опаздывать на встречи. И если они опаздывают, наиболее типичным оправданием является то, что они застряли в пробке (что может быть правдой, учитывая ситуацию с дорожным движением в больших городах).

Сложная история царской России, Советского союза и энергичного возрождения после его распада, создает сложный культурный контекст для понимания культуры даже самими ее представителями. Можно обнаружить следующие наблюдения об истоРико-культурном контексте из литературы. Во-первых, россияне очень гордятся своей историй, страной и своей культурой. Хотя они могут критиковать это сами, они, как правило, не терпят критику от других. Во-вторых, Гёнер и Ричмонд отмечают, что «россияне с большей вероятностью будут осторожными и консервативными защитниками статус-кво. [Research by Duane Goehner and Yale Richmond http://www.goehner.com/russinfo.htm]

Сегментация российского рынка. Показатели различны, но большинство источников перечисляют более 170 различных этнических групп в Российской Федерации. Русские - безусловно самая большая группа в 81%, но пять других этнических групп имеют население более 1 миллиона человек. Страна поделена между 83 субъектами федерации (членами Федерации), среди которых 21 национальная республика, определенная в качестве дома для конкретных этнических меньшинств. Эти республики уполномочены устанавливать свои собственные официальные языки и конституции. На русском ' как на официальном языке страны, говорят практически все. Тем не менее, существует 27 других официальных и более ста неофициальных языков. Исследования показывают, что большинство маркетинговых мероприятий в России игнорируют этнические различия. Для предложений массового рынка это может быть разумно. Однако могут существовать возможности для выхода на недостаточно обслуживаемые нишевые этнические рынки со специализированными продуктами и услугами.

Амбивалентность по отношению к иностранным и отечественным продуктам: покупатель также может рассматриваться как часть их собственной культуры и, следовательно, быть культурным деятелем. Эта точка зрения показывает, что продукт, услуга или покупка также включает в себя символы и значения. Продукты имеют также коммуникативный смысл, поскольку они также представляют сообщения от ценностей, личностей или социального статуса. Это более четко показано на брендах, поскольку бренд сигнализирует о том, что продукт или услуга представляют как материальные, так и нематериальные значения. Сообщения, которые сигнализирует бренд, не случайны, так как на них сильно влияют маркетинг и реклама. Иностранные бренды имеют достаточно сильное влияние в России. Репутация компании или ее услуг сильно зависит от ее бренда, и российским потребителям важно, чтобы они находили достаточно информации о продуктах и услугах, которые их интересуют. Также важны отзывы и опыт других людей.

Россиян привлекают иностранные товары, т.к. он считают их более качественными. Например: Италия ассоциируется с модой, Германия -с надежностью, а Франция - это романтика и красота. Тем не менее, россияне отдают большее предпочтение российским продуктам питания и напиткам, т.к. считают их более натуральными. В то же время, общество склонно сомневались в качестве этих же отечественных брендов. Эти противоречивые взгляды ставят клиентов и компании, занимающиеся маркетингом, в сложную ситуацию. Как отсортировать эту смесь убеждений? Во-первых, зарубежные бренды в России могут быть наиболее успешными, когда работают в таких категориях, как автомобили, мода, красота и туризм.В 2014 году в списке наиболее популярных брендов класса люкс в России были представлены такие зарубежные бренды, как BMW, Audi, Chanel, Louis Vuitton, Hilton, Sheraton, Rolex, Swarovski и Bulgari. Во-вторых, российские компании пытались уловить высокую воспринимаемую ценность западных потребительских товаров, называя свои продукты или компании иностранными именами. Например, в начале 2000-х годов крупный российский ритейлер товаров для дома «ТехноСила» представил успешный бренд бытовой техники под названием «Борк» и зарегистрировал бренд в Германии, что позволило компании законно продать его как «немецкий продукт». Точно так же российская обувная компания взяла итальянское название «Carlo Pazolini» и зарегистрировала бренд в Италии.

Русская этничность, культура и национализм отождествляются с русским православием, государственной религией в России почти тысячу лет. В каждом этническом русском есть православное наследие. Оно может появиться, когда его меньше всего ожидают. Оно проявлялось даже среди убежденных коммунистов. Русское Православие полагало, что оно решило все основные проблемы веры и богослужения. Изменения в догме или даже в священной фразеологии никоим образом не могли быть допущены. Русское чувство общности и эгалитаризма также имеет корни в православии.

Консенсус православного собрания воспринимался как истина - особенность истины, в которой не было места плюрализму мнений. Вера и гордость за Россию как великую державу с особой миссией в мире. Рйссийская семья:

• Российская семья характеризуется сильными узами;

• Большинство семей живут в небольших квартирах, часто с двумя или тремя поколениями;

• Большинство семей небольшие, часто с одним ребенком, потому что большинство женщин также должны работать вне дома в дополнение к, часто, единоличной ответственности за работу по дому и воспитанию детей.

По оценкам Института социологии РАН, средний класс России насчитывает 28 миллионов человек, или ок. 20% россиян. Обычное понимание среднего класса как промежуточного слоя между бедными и богатыми опасно из-за его обманчивости(Гонтмахер, 2017). Средний класс -это экономическая основа любого государства, и его роль не стоит недооценивать

Поведение потребителей. Российский потребитель часто покупает товары импульсивно. Кроме того, большое значение придается брендам и качеству продукта, а также его продолжительности жизни людьми со скромным доходом. Цена часто только вторичная, но россиян, тем не менее, привлекают скидки и акции. Согласно выводам Nielsen, более трех четвертей россиян сообщили об интересе к отбору новых продуктов. Более того, 38% сообщили, что замечают, когда на полки добавляются новые продукты, что выше, чем в среднем по миру, равное 29%. Кроме того, Нильсен сообщает, что россияне покупают товары только для краткосрочного использования, причем 25% покупок покупателей удовлетворяют насущные потребности. В последние годы частное потребление сократилось на 7,1% из-за финансового кризиса. В последнее время наблюдаются проблески восстановления, но потребительские расходы остаются ниже докризисных уровней. Российские потребители приспосабливаются к этой новой экономической реальности. Они стали более разборчивыми и проницательными в своих покупках. 57% часто делают покупки, чтобы получить лучшие предложения, но они все еще покупают свои любимые бренды. Только около 17% перешли на более дешевые варианты. Традиционная торговля (фирменные магазины, оптовые торговцы, дистрибьюторы, прямые дилеры и т.д) остается и будет оставаться в ближайшие годы важной составляющей российской розничной торговли. Современная розничная торговля (гипермаркеты, универмаги, дисконтные магазины, магазины онлайн, прямые продажи) составляет 68% российского продуктового рынка. Формат софт-дискаунтера, на который уже приходится 22% современной торговли, является самым быстрорастущим и наиболее прибыльным современным форматом.

Профиль потребителя и покупательская способность. Средний возраст населения России составляет 39,6 лет. Россияне не очень экономят из-

за ощущения недостаточной надежности банковской системы. Они часто тратят более 80% своего дохода. Также важно отметить, что только 16% россиян считают шоппинг приятным, по сравнению с 26% в мире. 65% считают это неизбежным делом. Покупки, скорее всего, проводятся для членов семьи. Семья остается важнейшим звеном в российской культуре, и это влияет на покупательские привычки. Более половины (53%) российских потребителей регулярно совершают покупки для всей семьи (по сравнению с 45% в мире). Для сравнения, треть россиян делает покупки только для себя. В России образ жизни людей тесно связан с размером их доходов. Средний класс растет с 1990-х годов, и сегодня он составляет 20% населения. В подрастающем молодом среднем классе можно увидеть признаки индивидуализации и позитивного отношения к европейскому образу жизни с использованием высоких технологий и предметов роскоши. Тем не менее, заметно, что ориентированная на образ жизни ориентация на бренд в России только начинает проявляться, и большинство потребителей по-прежнему считают бренды символами статуса. Путешествия распространены среди высшего среднего класса, и они также очень ориентированы на потребление. Более состоятельные люди, как правило, совершают более длительные поездки на работу и в отпуск, чем другие, и с большей вероятностью останутся на ночь 17. Они также более готовы делать дорогие покупки.

Около 73% населения проживает в городских районах и представляет значительную часть (85%) покупательной способности. Формирующийся средний класс включает 25 миллионов жителей и обеспечивает 80% спроса в стране. Российский потребитель ценит западный образ жизни, имеет тенденцию получению образования и ценит утонченный вкус. Реклама через телевидение и социальные сети в Интернете являются наиболее эффективными методами.

Российские потребители пережили спад, а также снижение доходов и рост цен, оказывая значительное давление на бюджеты домашних хозяйств и снижая потребительские расходы. В частности, значительно выросли цены на продукты питания, и покупатели покупают меньше и все чаще ищут акции и скидки. Продажи интернет-магазинов в последнее время выросли, особенно трансграничные покупки, которые предлагают более низкие цены и большее разнообразие. Говоря об ипотеке, то стоит отметить, что она пользуется высоким спросом из-за невысоких процентных ставок в результате государственных субсидий.

Использованные источники:

1. Загадка маркетинга в России [Электронный ресурс] // Forbes - 2017 - № 4. Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/christinemoorman/the-riddle-of-marketing-in-russia (дата обращения 10.01.2019)

2. Холл Э. Понимание культурных различий: учебник / Э. Холл - Нью-Йорк: ГарденСити, 1990 - 620 с.

3. Холл Э. Позади культуры: учебник / Э. Холл - Нью-Йорк: ГарденСити, 1987 - 540 с.

4. Нильсен. Изменения в поведении российского потребителя 2017 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://www.nielsen.com/sa/en.html

5. Статистическая оценка среднего класса в России [электронный ресурс], Режим доступа: https://www.researchgate.netpublication281369840 Statistical Evaluation

of Middle Class in Russia

6. Гохер Д. Российский и американский контраст: исследование / Д. Гохер,Я. Ричмонд [электронный ресурс], Режим доступа: http://www.goehner.com/russinfo.htm]

7. Россия: заполучить потребителя [Электронный ресурс], Режим доступа: https://en.portal.santandertrade.com/analyse-markets/russia/reaching-the-consumers

УДК 657

Асфандиярова Р.А. к.э.н.

доцент Тимербулатова Р.И. студент магистратуры 1 курс факультет «Экономический» Стерлитамакский филиал БашГУ Республика Башкортостан, г. Стерлитамак МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: Одна из основных задач рыночных преобразований в Российской Федерации заключается в формировании эффективной предпринимательской среды. В общей системе предпринимательской деятельности преимущество имеет малое предпринимательство, которое в наибольшей степени соответствует сути рыночной экономики.

Ключевые слова: экономическая теория, предпринимательство, рыночные отношения, государственная поддержка, малый бизнес.

R.A. Asfandiyarova Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

R.I. Timerbulatova magistracy student 1 year, Faculty of Economics Sterlitamak branch of BashGU Republic of Bashkortostan, Sterlitamak Modern system of taxation of small business entities in the Russian Federation SMALL BUSINESS. PROBLEMS OF DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: one of the key tasks of market transformations in Russia is to create an effective business environment. In the General system of entrepreneurial activity, a special place is occupied by small business, which is most consistent with the essence of the market economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.