Научная статья на тему 'Осевые измерения культуры'

Осевые измерения культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
215
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ОСЕВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / SPIRITUALITY / COLLECTIVISM / THE AXIAL DIMENSIONS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье анализируется осевые измерения культуры. Данные теоретического и эмпирического исследований позволяют сделать вывод о существовании двух осевых измерений культуры: духовности и коллективизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осевые измерения культуры»

Вальцев С. В. г. Москва Осевые измерения культуры

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент

Аннотация: в статье анализируется осевые измерения культуры. Данные теоретического и эмпирического исследований позволяют сделать вывод о существовании двух осевых измерений культуры: духовности и коллективизма.

Abstract: the article analyzes the axial dimensions of culture. These theoretical and empirical studies suggest the existence of two axial dimensions of culture: spirituality and collectivism.

Ключевые слова: духовность, коллективизм, осевые измерения культуры. Keywords: spirituality, collectivism, the axial dimensions of culture.

Рост межкультурных контактов актуализирует потребность в переосмыслении сущности национального менталитета, поиске новых подходов к оценке национальных культур, способствующих эффективному взаимодействию людей в современном мультикультурном мире. Существует несколько моделей культурных измерений, которые определяются как набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культура отличается от другой. Самыми известными моделями для оценки национальной культуры являются модели, предложенные Холлом Э., Хофстедом Г., Триандисом Г.

Пространство и время, по мнению американского этнопсихолога Холла Э., - два ядра культуры «вокруг которых вращается все остальное», следовательно, по тому, на какое время (полихронное/монохронное) ориентируется культура и по проксемической дистанции при общении людей, можно судить о всей культуре в целом. Среди различных измерений культуры Хофстед Г. выделяет восемь основных, среди которых: индивидуализм/коллективизм; дистанция от власти; открытость/закрытость; патернализм; мужественность/женственность; простота/сложность; избегание неопределенности; ориентация на настоящее, будущее, прошлое. Особенности влияния культуры на становление и функционирование в ней человека исследовались Триандисом Г., который предложил концепцию «культурных синдромов», когда под «культурным синдромом» понимается определенный набор ценностей, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой. Культурные синдромы включают в

себя несколько культурных характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды. Триандис Г. выделил три культурных синдрома: «простота - сложность», «индивидуализм - коллективизм», «открытость -закрытость».

По нашему мнению, которое находит свое эмпирическое подтверждение, большинство измерений, предложенных этими исследователями, коррелируют с двумя осевыми измерениями культуры. Первым измерением является степень коллективизма/индивидуализма, вторым измерением -степень духовности/материальности [1-4].

Коллективизм - форма ценностных ориентаций, в основе которой лежит принцип «коллектив должен играть значимую роль в моей жизни». Коллективист отдает приоритет коллективным началам в организации общественной жизни и трудовой деятельности, «Я» определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы. Открытость - это атрибут коллективизма, ведь коллектив воспринимается как единая семья, в коллективистском обществе коллектив имеет право вмешиваться в личную жизнь каждого члена коллектива. Высокая степень коллективизма способствует также сокращению проксемической дистанции и повышению уровня патернализма. Большая дистанция от власти характерна для коллективистских культур ввиду того, что в коллективистской культуре общество устроено по принципу организма, где каждому индивиду или социальному слою отведена определенная роль, которую можно уподобить роли отдельных органов в едином организме. Власть играет роль мозга, удаленного от простых органов и полностью распоряжающегося ими, поэтому в этих культурах акцент делается, в основном, на принудительную власть и господствует более жесткий стиль управления; подчиненным свойственен больший страх перед выражением несогласия с начальством, потерей доверия сослуживцев в сравнении с культурами с низкой дистанцией власти. В ходе наших эмпирических исследований было установлено, что с коллективизмом также коррелируют такие социально-психологические особенности как конформизм, самодисциплина, карьеризм, мотивация одобрения, толерантность, эмпатия и др.

Духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытию человеческой природы с помощью аскетизма, служащего основой для самоактуализации и/или альтруизма. Духовность - это ценностная ориентация, в основе которой лежит валентность обобщенным материальным ценностям (благосостояние, комфорт и т. п.). Духовность теснейшим образом взаимосвязана с такими качествами личности как осознанная иррациональность, неумение жить сегодняшним днем и повышенная рефлексия. Уровень духовности/материальности, находящий свое выражение в степени иррациональности культурных норм, теснейшим образом взаимосвязан с ориентацией на тот или иной хронотип. Время — это не абсолютная данность, время - это референция, оно придумывается людьми. Представления о времени различны в разных типах культур, так на Западе время понимается как линейный вектор от прошлого через настоящее к

будущему (монохронные культуры - это культуры, которые управляются обычным календарем), а во многих культурах Востока время рассматривается как непрерывность повторяющихся циклов в природе и человеческой жизни. Классический пример полихронной культуры - «русская культура», когда референция времени идет в нескольких измерениях, есть формальный календарь и есть нечто трансцендентное, когда внимание обращено сразу на множество событий, и человек быть очень гибок в отношении запланированных дел. Избегание неопределенности связано с уровнем духовности/материальности. В качестве важнейшего пути для освобождения от неопределенности используется разработка подробных законов и правил поведения на все случаи жизни, так Э. Дюркгейм считал, «что чем больше регламентированной жизни, тем больше жизни вообще». В России всегда мораль считали более важной, чем механические мертвые законы, судили «не по закону, а по совести», а человека ставили выше закона. «Простота/сложность» - довольно дискуссионная культурная характеристика, однако если встать на позицию авторов (Хофстедом, Триандисом), введших этот параметр, высокая духовность коррелирует с простотой. В ходе наших эмпирических исследований было установлено, что с духовностью также коррелируют следующие социально-психологические особенности: гедонизм, стремление к справедливости, уровень пессимизма, стремление расширить свой кругозор, уровень этносамооценки и др.

Анализ результатов исследования национального позволил выявить существенные корреляционные зависимости между духовностью и культурно-ценностными ориентациями Дж. Таусенда. На основе теории ценностных ориентаций Ф. Клакхон и Ф. Стродбека, в основе которой лежат различия между культурами, американским психологом Дж. Таусендом был предложен тест, основанный на представлении о различных ценностных ориентациях и общей направленности культур. Адаптация данного теста для русскоязычной выборки была осуществлена Л. Г. Почебут. Духовность коррелирует как с культурно-ценностными ориентациями традиционной культуры, так и с культурно-ценностными ориентациями динамически-развивающийся культуры. Эта тенденция четко прослеживалась и в гендерном анализе культурно-ценностных ориентаций, низкий же уровень духовности статистически значимо коррелирует с ориентацией на ценности современной культуры

Результаты теста культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда свидетельствуют также об одном интересном факте: несмотря на распространенное мнение о более ярких гендерных различиях, имеющих место в культурах Кавказа, гендерные различия в русской культуре оказались более значительными, несмотря на обыденное мнение об обратном.

Таким образом, данные теоретического и эмпирического исследований позволяют сделать вывод о существовании двух осевых измерений культуры: духовности и коллективизма. Результаты наших исследований имеют не только теоретическое значение, но и представляют интерес при принятии управленческих решений, касающихся социальных и этнических общностей, что особенно важно в условиях роста количества мультикультурных социальных систем.

Литература

1. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

2. Вальцев С.В. Видоспецифический признак человека // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 16-19.

3. Вальцев С. В. Закат человечества // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 23-30.

4. Вальцев С. В. Социология базовых интеллектотипов // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 31-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.