Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ / METHODOLOGICAL DIVERSITY / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIOCULTURAL APPROACH / RESEARCH APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизова В.Т.

В статье анализируются компаративистские правовые исследования на основе социокультурного подхода в поликультурном регионе. В данной статье актуализируется необходимость методологического плюрализма при изучении правовых явлений, акцентируется внимание на нетрадиционных с точки зрения позитивистского подхода методах и способах исследования. Обозначая актуальность подобного подхода, указывается на условия такого исследования, связанные с геополитическими и этнокультурными особенностями развития современной российской государственности. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке социологии, политологии, культурологии и права. При проведении исследования были рассмотрены точки зрения ведущих исследователей социокультурного подхода в праве, внимание акцентировано на особенностях поликультурных регионов. К наиболее важным результатам относятся тезисы о том, что: 1) изучение особенностей локальных цивилизаций и культур позволяет выявить структурные и институциональные отличия в праве; 2) различные подходы в правопонимании неизбежно влекут разнообразие подходов ко всем правовым дефинициям и явлениям; 3) социокультурный подход при полинациональном социальном составе способствует определению специфики правовых явлений у разных народов, в различных странах и регионах мира, а также формированию в правовой науке универсальных конструкций в рамках общих тенденций развития правовой культуры общества. В качестве дискуссионного момента статьи заявляется следующее положение: рассматривая правовую культуру как элемент социальной культуры и признавая поликультуризм современного российского общества, можно говорить о возможности поликультуризма применительно правовой культуры в пределах одного правового пространства; данная ситуация представляется абсурдной с точки зрения традиционного правопонимания в рамках юридического позитивизма и адекватной с позиции применения социокультурного подхода к исследованию правовых явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural approach to legal phenomena researching in a multicultural region

The author applies to socio-cultural approach to analyze comparative legal researches in a multicultural region. The need for methodological pluralism is emphasized for exploring legal phenomena, attention being focused on non-traditional (from the positivist point of view) methods of research. The conditions of such researches are connected with geopolitical, ethnic and cultural aspects of Russia's modern statesmanship development. The paper represents the findings of the interdisciplinary survey relating with Social Sciences, Political Sciences, Cultural Sciences and Law. The author has examined the points of view of the leading researchers of sociocultural approach to law paying special attention to the peculiarities of multicultural regions. The most important findings of the research: 1) the study of the peculiarities of local civilizations and cultures reveals the structural and institutional differences in the law; 2) different approaches to understanding law necessitate a variety of approaches to all legal definitions and events; 3) socio-cultural approach in the framework of the multinational social composition helps to determine the specifics of legal phenomena with different people, with different countries and regions of the world, and promotes the formation of a legal science universal design within the general trends of the legal culture of society. The following statement summarizes the hypothesis of the research: since legal culture can be regarded as an element of social culture as well as multiculturalism as an integral feature of modern Russian society, multiculturalism of legal culture is possible within one legal space. This situation seems absurd from the point of view of traditional legal positivism. Still, from the point of view of socio-cultural approach it is quite sound.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ»

УДК 340.115.7 В. Т. Азизова

Социокультурный подход в исследовании правовых явлений в поликультурном регионе

Дагестанский государственный университет, Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; vik_aziz@mail.ru

В статье анализируются компаративистские правовые исследования на основе социокультурного подхода в поликультурном регионе. В данной статье актуализируется необходимость методологического плюрализма при изучении правовых явлений, акцентируется внимание на нетрадиционных с точки зрения позитивистского подхода методах и способах исследования. Обозначая актуальность подобного подхода, указывается на условия такого исследования, связанные с геополитическими и этнокультурными особенностями развития современной российской государственности. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке социологии, политологии, культурологии и права. При проведении исследования были рассмотрены точки зрения ведущих исследователей социокультурного подхода в праве, внимание акцентировано на особенностях поликультурных регионов. К наиболее важным результатам относятся тезисы о том, что: 1) изучение особенностей локальных цивилизаций и культур позволяет выявить структурные и институциональные отличия в праве; 2) различные подходы в правопонимании неизбежно влекут разнообразие подходов ко всем правовым дефинициям и явлениям; 3) социокультурный подход при полинациональном социальном составе способствует определению специфики правовых явлений у разных народов, в различных странах и регионах мира, а также формированию в правовой науке универсальных конструкций в рамках общих тенденций развития правовой культуры общества. В качестве дискуссионного момента статьи заявляется следующее положение: рассматривая правовую культуру как элемент социальной культуры и признавая поликультуризм современного российского общества, можно говорить о возможности поликультуризма применительно правовой культуры в пределах одного правового пространства; данная ситуация представляется абсурдной с точки зрения традиционного правопонимания в рамках юридического позитивизма и адекватной с позиции применения социокультурного подхода к исследованию правовых явлений.

Ключевые слова: культура, подходы к исследованию, методологическое многообразие, социокультурный подход.

Процессы глобализации общественных явлений требуют компаративных исследований, поскольку в современных условиях любая характеристика, в том числе и правовых явлений, требует анализа глобального контекста. Компаративистика в праве опирается как на сравнительный анализ разнопланового правового материала, так и на исследование геополитической ситуации конкретного государства и правовой системы. С этой точки зрения Северный Кавказ как поликультурный, полиэтничный и поликонфессиональный регион представляет интерес как объект для сравнительных правовых исследований.

Отличительной чертой компаративных правовых исследований является в числе прочих и анализ цивилизационных особенностей, состоящих в различиях традиций, обычаев, иных социальных норм, типов правовой культуры, отношения к религии и иных специфических моментах. Способом исследования культурологических и циви-лизационных особенностей правовых явлений является так называемый социокультурный подход в праве. Тем более он актуален в мультикультурном российском обществе, хотя, по мнению Т.В. Мартыновой, идеи мультикультурализма, прививаемые полито-

логами и социологами, не прижились в обществе [1, с. 35]. Это достаточно спорное положение, поскольку в условиях поликультурности российского правового пространства применение социокультурного подхода к исследованию правовых явлений значительно расширяет возможности исследования правовой действительности. Как отмечается в специальной литературе, «мировая цивилизация - это всего лишь тонкая амальгама на поверхности локальных цивилизаций и культур» [2, с. 8]. Именно изучение особенностей локальных цивилизаций и культур позволяет выявить структурные и институциональные отличия в праве.

Вследствие этого стремительное развитие сферы правового регулирования общественных отношений и расширения данной сферы за счет процессов государственного строительства в условиях глобализации вызывает необходимость исследования различных правовых категорий в единстве многообразия подходов к данному процессу. В условиях правового плюрализма во всех сферах правовой жизни государства неизбежно возникает вопрос о многоуровневости и многообразии подходов к различным правовым явлениям. Современная ситуация такова, что, по мнению М.А. Супатаева, «теоретический пейзаж того поля, на котором ведут исследования отечественные юристы... , оказался усеянным подчас несовместимыми онтологическими конструкциями и мифологемами права ...» [3, с. 7]. Такое положение в современной юриспруденции обусловлено прежде всего различными подходами в правопонимании, что неизбежно влечет разнообразие подходов ко всем правовым дефинициям и явлениям.

Традиционное правопонимание в рамках юридического позитивизма сегодня остается наиболее востребованным в современной правовой науке, поскольку представляется в наибольшей степени разработанным как в общей теории государства и права, так и в сферах правотворческой и правоприменительной деятельности. Кроме того, именно в рамках юридического позитивизма можно в меньшей степени говорить об абстрактных моделях правовых явлений, которые в большей степени характерны для социокультурного и либертарно-юридического понимания права и правовых явлений и категорий соответственно.

Вместе с тем необходимо всестороннее и многоаспектное исследование правовых категорий и явлений всеми доступными правовой науке способами. Существует множество подходов к рассматриваемому вопросу. Так, В.А. Четвернин отмечает, что «право и государство - это феномен западного мира, а не восточного» [4, с. 12], т. е. он считает, что в восточных государствах правовых явлений быть не может. Другая крайность в представление о праве «как благодати Святого духа», о православии как «стяжании благодати Святого духа» и религиозной основе права России [5, с. 3]. Наличие указанных и иных воззрений на право и правовую действительность свидетельствует о развитии и приращении правового знания в различных направлениях, что, несомненно, обогащает современную юриспруденцию, однако, как представляется, данный процесс нуждается в некоторой корректировке. Все эти представления могут являться составляющей частью социокультурного подхода к пониманию права и правовых явлений.

По мнению М.В. Немытиной, «современные интерпретации права предполагают, что следует оттолкнуться от параллельно существующих, подчас противопоставляемых друг другу типов понимания права» [6, с. 67] и обратиться к идее о необходимости некого интегрального правопонимания, в рамках которого «право рассматривается как системная ценность» [2, с. 83].

Очевидно, что право представляет собой часть культуры, поскольку это социальное явление. При этом право тесно связано с понятием правовой культуры, которая, в свою очередь, также является и социальным явлением, и одной из форм культуры об-

щества [7, с. 589]. Рассматривая правовую культуру в качестве элемента социальной культуры и признавая поликультуризм современного российского общества, можно говорить о возможности поликультуризма применительно правовой культуры в пределах одного правового пространства. Данная ситуация представляется абсурдной с точки зрения традиционного правопонимания в рамках юридического позитивизма и адекватной с позиции применения социокультурного подхода к исследованию правовых явлений. Подобные парадоксы неизменно возникают в случае применения различных по сути методологических подходов к исследованию правовой действительности.

Вопросы взаимодействия культур различных цивилизаций в последнее время являются предметом многочисленных дискуссий, в рамках которых высказываются подчас противоположные по содержанию точки зрения: от стремления доказать возможность формирования глобальной мировой культуры до противостояния культур, которое может в современном обществе стать источником конфликтов различных цивилизаций. Подобная поляризация точек зрения вызвана воздействием на общественное развитие двух перманентно протекающих процессов: глобализации, с одной стороны, и самоутверждения цивилизаций, осознания ими своеобразия и ценности собственной культуры и соответственно путей развития культурно-исторических общностей - с другой.

Вопрос о своеобразии культур, их различии связан в современном мире с процессами глобализации. При определении основной цели глобализации в виде создания единого правового пространства, в пределах которого все участники мирового взаимодействия строят отношения на принципах равноправия и справедливости и цивилизации становятся примерно равными по их значимости в поликультурном мировом сообществе, складывается ситуация, при которой происходит практически обратное: сильные цивилизации стремятся подчинить те социокультурные системы, которые не достигли технологического совершенства. При этом явно проявляется стремление высококультурных цивилизаций «нивелировать религиозные, культурные, нравственные устои иных цивилизаций, последовательное игнорирование национальных интересов, норм, традиций, стремление ограничить суверенитет государств, подчинить все циви-лизационные структуры под европоцентристскую модель» [8, с. 38].

Как отмечают исследователи, культурологический (социокультурный) подход все более утверждается в России как важная методологическая составляющая правовых исследований [9, с. 3], поскольку позволяет расширить представления о праве, предлагая новое видение его происхождения и эволюции, состояния и функционирования, динамики и перспективы развития. В основе всякой цивилизации лежит устойчивая социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в правовых культурах, системах морали, обычаях, традициях и т. п.

Социокультурный подход к анализу права исходит из того, что для любой цивилизации в той или иной степени характерны преемственность в праве, наследование того, что выработано исторически в ее рамках, а также обмен ценностями и заимствование лучших юридических достижений, институтов и норм у других цивилизаций. На сегодняшний день адекватное применение результатов социокультурных исследований является основой правового воспитания, особенно молодежи, в поликультурном правовом пространстве Российской Федерации [10, с. 36].

Таким образом, социокультурный подход в рамках полинационального и соответственно поликультурного социального состава способствует определению специфики правовых явлений у разных народов, в различных странах и регионах мира, а также формированию в правовой науке универсальных конструкций в рамках общих тенденций развития правовой культуры общества. Этот подход ценен тем, что позволяет уяс-

нить особенности развития российского права, его культурно-исторический контекст, национальную идентичность, обусловившие состояние и тенденции правовой культуры современного российского общества.

Литература

1. Мартынова Т.В. Этнонациональный и религиозный феномены в криминологической характеристике преступности в Северо-Кавказском регионе // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 2. -С. 34-40.

2. Супатаев М.А. Кросс-культурные сравнительные исследования права // Методологические проблемы сравнительного правоведения. Жидковские чтения: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 27 марта 2009 г. / под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. - М.: РУДН, 2009. - С. 5-17.

3. Супатаев М.А. К проблематике цивилизационного подхода к праву: очерки общей теории и практики. - М.: Юрлитинформ, 2012.

4. Четвернин В.А. Современная либертарно-юридическая теория // Ежегодник либертарно-юридической теории. - Вып. 1. - М., 2007. - С. 5-6.

5. Сорокина Ю.В. Государство и право в культурно-философском аспекте: курс лекций. - М.: Юрлитформ, 2012.

6. Немытина М.В. Право России как интеграционное пространство. - 2-е изд., перераб. - Саратов: Научная книга, 2008.

7. Джамалова Э.К. Проблемы исследования правовой культуры народов Дагестана // LEX RUSSICA (Русский закон). - 2013. - № 6. - С. 587-600.

8. Лукашева Е.А. Многообразие культур и права человека // Правовые культуры. Жидковские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 25 марта 2011 г. - М.: РУДН, 2012. - С. 37-45.

9. Правовые культуры. Жидковские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 25 марта 2011 г. / под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. -М.: РУДН, 2012. - С. 3-5.

10. Магомедов М.А., Муртазалиев А.М. Проблемы теории и практики правового воспитания молодежи // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия «Право». - 2014. - Вып. 2. - С. 34-38.

Поступила в редакцию 2 декабря 2014 г.

UDC 340.115.7

Sociocultural approach to legal phenomena researching in a multicultural region

V. T. Azizova

Dagestan State University, Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; vik_aziz@mail. ru

The author applies to socio-cultural approach to analyze comparative legal researches in a multicultural region. The need for methodological pluralism is emphasized for exploring legal phenomena, attention being focused on non-traditional (from the positivist point of view) methods of research. The conditions of such researches are connected with geopolitical, ethnic and cultural aspects of Russia's modern statesmanship development. The paper represents the findings of the interdisciplinary survey

relating with Social Sciences, Political Sciences, Cultural Sciences and Law. The author has examined the points of view of the leading researchers of sociocultural approach to law paying special attention to the peculiarities of multicultural regions. The most important findings of the research: 1) the study of the peculiarities of local civilizations and cultures reveals the structural and institutional differences in the law; 2) different approaches to understanding law necessitate a variety of approaches to all legal definitions and events; 3) socio-cultural approach in the framework of the multinational social composition helps to determine the specifics of legal phenomena with different people, with different countries and regions of the world, and promotes the formation of a legal science universal design within the general trends of the legal culture of society. The following statement summarizes the hypothesis of the research: since legal culture can be regarded as an element of social culture as well as multicul-turalism as an integral feature of modern Russian society, multiculturalism of legal culture is possible within one legal space. This situation seems absurd from the point of view of traditional legal positivism. Still, from the point of view of socio-cultural approach it is quite sound.

Keywords: culture, research approach, methodological diversity, sociocultural approach.

Received 2 December, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.