Научная статья на тему 'Социокультурный аспект исследования Северного Кавказа как правового пространства'

Социокультурный аспект исследования Северного Кавказа как правового пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВОВОЙ ПЛЮРАЛИЗМ / NORTH CAUCASUS / SOCIOCULTURAL APPROACH / LEGAL SPACE / LEGAL PLURALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизова В. Т.

В статье Северный Кавказ рассматривается как особый объект социокультурных исследований с обоснованием приоритетности социологического и культурологического подходов к исследованию Северного Кавказа как правового пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ASPECT OF THE NORTH CAUCASUS RESEARCH AS A LEGAL SPACE

In the article the North Caucasus is considered as a special object of sociocultural researches with justification of priority of sociological and culturological approaches to research of the North Caucasus as legal space.

Текст научной работы на тему «Социокультурный аспект исследования Северного Кавказа как правового пространства»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.115.4 (470.6)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА КАК

ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Азизова В.Т., заместитель декана юридического факультета Дагестанского государственного университета по научной работе, доцент кафедры теории государства и права, кандидат юридических наук E-mail: vik_aziz@mail.ru

В статье Северный Кавказ рассматривается как особый объект социокультурных исследований с обоснованием приоритетности социологического и культурологического подходов к исследованию Северного Кавказа как правового пространства.

Ключевые слова: Северный Кавказ, социокультурный подход, правовое пространство, правовой плюрализм

SOCIO-CULTURAL ASPECT OF THE NORTH CAUCASUS RESEARCH AS A LEGAL SPACE

Azizova V.T., deputy dean of the Law Department of Daghestan State University on scientific work, associate professor of the Chair of Theory of State and Law, Candidate of Law sciences

In the article the North Caucasus is considered as a special object of sociocultural researches with justification of priority of sociological and culturological approaches to research of the North Caucasus as legal space.

Key words: North Caucasus, sociocultural approach, legal space, legal pluralism.

Пространственные объекты изучения в рамках правовых исследований преимущественно связаны с государственно-правовым либо административно-территориальным устройством государства. При этом объективно возникает необходимость рассмотрения особенностей развития не отдельных административно-территориальных образований, а исторически сложившихся этнокультурных и социокультурных образований, имеющих определенную общую историю и пространственное расположение. Одним из таких своеобразных образований является Северный Кавказ, применительно к которому большинство исследователей отмечает наличие отличительных признаков, присущих только данному субрегиону. В рамках собственно правовых исследований Северный Кавказ как объект социокультурных исследований в праве представлен незначительно, что вызывает

необходимость подобного подхода к исследованию данного субрегиона.

Основными принципами в данном процессе является сам факт признания культурного разнообразия современных политических образований и невозможность совпадения этнокультурных и государственно-административных границ. Представляется необходимым учитывать и принцип участия в более широком общественно-политическом процессе представителей различных культур как форма внутреннего самоопределения без создания этнокультурных "заповедников", включая "собственные этнические территории". Очевидно, что в подобных условиях складывается мультикультуризм, который оказывает влияние на политическое и правовое развитие государства. Мультикультуризм представляет собой не только просто процедуру установления и признания в том

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2013. № 2.

или ином обществе или государстве культурных различий у разных групп населения. Скорее это концептуальная позиция, воплощаемая в правовых нормах и отражающаяся в характере общественных институтов и в повседневной жизни людей. При этом основным является обеспечение поддержки культурной специфики с возможностью индивидуумов и групп полноправно участвовать во всех сферах общественной жизни, включая и правовую сферу.

Политико-правовой аспект социокультурных исследований дает возможность рассмотреть преимущества и ограничители правовых и политических действий в сфере обеспечения культурного многообразия и управления сложным обществом. Концептуальные основы российской геополитики разработаны в трудах таких исследователей, как П.Н. Савицкий, И.А. Ильин, Э.А. Поздняков, С.Н. Бабурин, А.Г. Дугин, А.С. Панарин, К.Э. Сорокин, В.Л. Цымбурский и др. Исследованию теоретико-методологических аспектов современной геополитики на Северном Кавказе в научной литературе уделено недостаточное внимание. Отсутствуют комплексные исследования, посвященные этой теме. Важнейшие проблемы геополитики Северного Кавказа рассмотрены в работах К.С. Гаджиева, В.В. Дегоева, И.П. Добаева, В.Н. Панина, В. В. Черноуса и др.

В условиях правового плюрализма, охватывающего все сферы правовой жизни государства, неизбежно возникает вопрос о многоуровнево-сти и многообразии подходов к различным правовым явлениям. Современная ситуация такова, что, по мнению М.А. Супатаева, "теоретический пейзаж того поля, на котором ведут исследования отечественные юристы..., оказался усеянным подчас несовместимыми онтологическими конструкциями и мифологемами права ..." [5, с. 7]. Такое положение в современной юриспруденции обусловлено, прежде всего, различными подходами в правопо-нимании, что неизбежно влечет разнообразие подходов ко всем правовым дефинициям и явлениям.

Традиционное правопонимание в рамках юридического позитивизма сегодня остается наиболее востребованным в современной правовой науке, поскольку представляется в наибольшей степени разработанным как в общей теории государства и права, так и в сферах правотворческой и правоприменительной деятельности [7, с. 29]. Кроме того, именно в рамках юридической позитивизма можно в меньшей степени говорить об

абстрактных моделях правовых явлений, которые в большей степени характерны социокультурному и либертарно-юридическому пониманию права и правовых явлений и категорий соответственно.

Вместе с тем правовая действительность ставит перед исследователями цель всестороннего и многоаспектного анализа правовых категорий и явлений со всех доступных в правовой науке подходов. Существует множество подходов к рассматриваемому вопросу. Так, В.А. Четвернин отмечает, что "право и государство - это феномен западного мира, а не восточного" [6, с. 5-6], лишая тем самым восточные государства возможность характеризоваться наличием правовых явлений. Иной крайностью в исследовании подходов к правовым явлениям можно считать представления о праве "как благодати Святого духа", о Православии как "стяжании благодати Святого духа" и религиозной основе права России [4, с. 229]. Наличие указанных и иных воззрений на право и правовую действительность свидетельствуют о развитии и приращении правового знания в различных направлениях, что, несомненно, обогащает современную юриспруденцию, однако, как представляется, данный процесс нуждается в некоторой упорядоченности. Так, указанные выше точки зрения могут являться составляющей частью социокультурного подхода к пониманию права и правовых явлений.

По мнению М.В. Немытиной, "современные интерпретации права предполагают, что следует оттолкнуться от параллельно существующих, подчас противопоставляемых друг другу типов понимания права" [1, с. 38] и обратиться к идее о необходимости некого интегрального правопони-мания, в рамках которого "право рассматривается как системная ценность" [2, с. 55].

Как отмечают исследователи, культурологический (социокультурный) подход все более утверждается в России как важная методологическая составляющая правовых исследований, поскольку позволяет расширить представления о праве, предлагая новое видение его происхождения и эволюции, состояния и функционирования, динамики и перспективы развития. В основе всякой цивилизации лежит устойчивая социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в правовых культурах, системах морали, обычаях, традициях и т.п.

Социокультурный подход к правовым исследованиям в рамках полинационального соци-

В.Т. АЗИЗОВА

ального состава, каковым является Северный Кавказ, способствует определению специфики правовых явлений у разных народов, в различных странах и регионах мира, а также способствует формированию в правовой науке универсальных конструкций в рамках общих тенденций развития правовой культуры общества. Этот подход ценен тем, что позволяет уяснить особенности развития российского права, его культурно-исторический контекст, национальную идентичность, обусловившие состояние и тенденции правовой культуры современного российского общества [3, с. 3].

Северный Кавказ является одним из наиболее поликультурных регионов России, что обусловлено не только историко-правовыми особенностями формирования региона, но и современными процессами глобализации. Северный Кавказ всегда был и остается регионом, где сталкиваются стратегические интересы мировых держав, поэтому данный регион является зоной острого экономического и политического соперничества, где четко просматриваются геополитические и геостратегические линии, направленные на ослабление российского и упрочение западного влияния. В этом плане возрастает роль именно социокультурных правовых исследований Северного Кавказа в плане сохранения субъектов, находящихся в пределах территории Северного Кавказа, в рамках

единого правового пространства Российской Федерации с учетом возможных мультикультурных особенностей субъектов.

Литература

1. Немытина М.В. Право России как интеграционное пространство. Изд. 2-е, перераб. Саратов: Научная книга, 2008.

2. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2005.

3. Правовые культуры. Жидковские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 25 марта 2011 г. / под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М.: РУДН, 2012.

4. Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. М., 2007.

5. Супатаев М.А. Кросс-культурные сравнительные исследования права // Методологические проблемы сравнительного правоведения. Жидковские чтения: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 27 марта 2009 г. / Под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М.: РУДН, 2009.

6. Четвернин В.А. Современная либер-тарно-юридическая теория // Ежегодник либертар-но-юридической теории. Вып. 1. М., 2007.

7. Дроздова А.М., Зинков Е.Г. Коллизионное единство и многообразие феномена «правопо-нимание» // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 1.

Поступила в редакцию 30 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.