званных выше центров подчинит себе Россию с ее гигантскими природными ресурсами, он обеспечит себе доминирование и будет мировым лидером.
Таким образом, значение православного выбора Владимира совершенно грандиозно, и
оценить его полностью принципиально невозможно. Это был выбор мощного и постоянно действующего фактора, продолжающего воздействовать и сейчас, тысячу лет спустя, причем не только на русских, россиян, но и на мир в целом.
Библиографический список (References)
1. Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. СПб.: Наука, 1997- Т. 1: XI - XII века.
Biblioteka literatury Drevney Rusi: v 20 t. (1997) [Literature of Old Russia: 20 volumes]. St.Petersburg: Nauka. V. 1: XI - XII veka.
2. Мамонов А.Н. Формирование философской концепции «Москва - Третий Рим» в «Послании старца Филофея Василию III» // Молодой ученый. 2012. № 2.
Mamonov A.N. (2012) Formirovaniye filosofskoy kontseptsii «Moskva - Tretiy Rim» v «Poslanii startsa Filofeya Vasiliyu III» [Emergence of the philosophical concept of "Moscow - Third Rome" in the "Address of the elder Philotheus to Vasily III"] // Molodoy uchenyy. № 2.
3. Наумов С.Ю. Украинский кризис как «момент истины» для российской политики // Власть. 2014. № 4.
Naumov S.Yu. (2014) Ukrainskiy krizis kak «moment istiny» dlya rossiyskoy politiki [Ukrainian crisis as a "moment of truth" for Russian politicians] // Vlast'. № 4.
4. Николаев А.Н. «Русская матрица» или цивилизационная развилка? // Власть. 2014. № 2. Nikolayev A.N. (2014) «Russkaya matritsa» ili tsivilizatsionnaya razvilka? ["Russian matrix" or civilization
intersection?] // Vlast'. № 2.
5. Путин В.В. Выступление на приёме по случаю тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира 28.07.2015. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru.
6. Putin V.V. (2015) Vystupleniye na priyome po sluchayu tysyacheletiya prestavleniya svyatogo ravnoapostol'nogo knyazya Vladimira 28.07.2015. [Speech at the reception dedicated to the 1000th anniversary of Repose of Prince Vladimir, Equal-to-the-Apostles 07.28.2015 (online source)]. URL: http:// www.kremlin.ru.
7. Сильнова Е.И. Социальные смыслы образов власти в идеологических проектах российского исторического процесса // Информационная безопасность регионов. 2015. № 2(19). С. 42 - 48.
Silnova Y.I. (2015) Sotsial'niye smysly obrazov vlas'ti v ideologicheskih proyektah rossiyskogo istoricheskogo procesa [Social meaning of image of power in ideological projects of Russian historical process] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 2(19). С. 42 - 48.
8. Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1988. № 6.
Furman D.Ye. (1988) Vybor knyazya Vladimira [Choice of Prince Vladimir] // Voprosy filosofii. № 6.
УДК 434.35
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА КОРРУПЦИИ
SOCIO-CULTURAL APPROACH TO THE STUDY OF THE PHENOMENON OF CORRUPTION
Макеев Фёдор Анатольевич
Makeyev Fyodor Anatolyevich
аспирант кафедры социологии и социальной политики Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, г. Саратов
postgraduate student of the department of sociology and social policy, Stolypin Volga Regional Institute of Administration, branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье исследуется феномен коррупции как социокультурное явление. Представлены различные подходы к изучению коррупции, проанализированы направления к определению понятия коррупции и элементы, составляющие основу социокультурного явления коррупции.
Ключевые слова: коррупция, культурные ценности, культурные основы, коррупционные нормы.
The paper examines the phenomenon of corruption as a socio-cultural phenomenon. Different approaches to the study of corruption are presented; various interpretations of the definition of corruption and elements that form the basis of socio-cultural phenomenon of corruption are analyzed.
Keywords: corruption, cultural values, cultural foundations, corruption norms.
Коррупция существует во многих странах в различных формах и стала центром международного беспокойства; это одна из главных современных глобальных проблем. Коррупция оказывает негативное влияние на государственное развитие, распределение общественных ресурсов и интеграцию общества. Ограничение влияния коррупции на государство и общество является жизненно необходимым в достижении равноправного социально-экономического развития всех стран.
Сегодня коррупция простирается на все сферы и уровни жизнедеятельности общества, в том числе и российского, и фактически становится его характерной чертой. Современные коррупционные действия представляют собой не элементарное преступно-юридическое явление, которое может быть квалифицировано конкретной статьей или нормой уголовного кодекса. Их нужно рассматривать как криминогенное, социальное, экономическое явление, обладающее многоуровневой структурой, в которой существенный объем имеет комплекс разных видов социально опасных действий.
Коррупция - это мультидисциплинарное явление, которое распространяется через границы экономики, политологии, психологии, криминологии и социологии. Поэтому интеллектуальная школа исследования коррупции произвела множество различных теорий и подходов, объясняющих происхождение и основные последствия коррупции, некоторые из которых достаточно сложны и противоречивы. Коррупцию можно рассматривать как структурную проблему политики и экономики или как социокультурную проблему, связанную с девиантным поведением. Необходимо признать, что коррупция - это сложное многоаспектное явление, которое может принимать различные формы и вовлекать различных актеров. Сегодня коррупцию чаще всего определяют как злоупотребление властными полномочиями и ресурсами во имя частной выгоды. Приведем некоторые из других популярных определений коррупции, которые имеют право быть признанными:
«Коррупция - поведение должностных лиц, которое отклоняется от принятых норм в угоду частным целям» [3].
«Коррупция - это поведение, которое отклоняется от формально установленных обязанностей публичной роли в целях получения частной выгоды; или нарушает правила осуществления отдельных видов деятельности под влиянием частной выгоды» [9, с. 419].
«Коррупция существует, когда должностное лицо незаконно ставит личные интересы выше интересов и потребностей народа, которым он или она обязаны служить» [7].
Необходимо сказать, что основы научного знания о коррупции были сформированы в исследованиях американских ученых, таких как Р. Клитгэард, С. Роуз-Акерман, Г. Таллок, Дж. Шелтон и др. [7; 2]. Они создали классическую модель коррупции (агентскую модель), которая была получена на основе отношений «руководитель - агент - клиент». Основы этой модели были разработаны на идеях Р. Клитгэ-арда, он предложил, что коррупция может быть описана по формуле: коррупция = монополия + усмотрение (свобода действий) - ответственность [6, с. 4].
Агентская модель рассматривает коррупцию как воздействие стимулов и ограничений, с которыми сталкиваются политические элиты в процессе своей профессиональной деятельности, и влияние этих стимулов на принимаемые решения [5]. Эта модель, названная моделью основного агента, выдвигает на первый план отношения между руководителем (представителем политической элиты) и агентом, таким как чиновник, который берет взятку за предоставление реализуемой им государственной услуги.
Однако модель коррупции, предложенная С. Роуз-Аккерман [12, с. 15 - 17], Г. Таллок [14, с. 225 - 227] и Дж. Шелтоном [13, с. 146], принимает во внимание только отношения между руководителем, агентом и издержками, выгодами, но не принимает во внимание роль культурных норм и ценностей в процессе осуществления общественных отношений.
Обоснование «культурных» теорий коррупции заключается в том, что некоторые страны
Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21)
могут иметь сходные формальные институты, законы и нормы, но одновременно с этим разную распространенность коррупции. Факторами объяснения данной ситуации являются существующие в данных странах культурные ценности, такие как принятые моральные нормы, социальное поведение, религия, этническое разнообразие, и т. д. «Культурные ценности - это концепции и представления, которые характерны и желательны для конкретного народа» [4, с. 341].
В частности, «моральная экономика Оливье де Сардана» [10, с. 25] объясняет, как существующие системы культурных ценностей «разрешают» оправдание коррупции теми, кто участвует в ней, таким образом закрепляя коррупцию в повседневной практике общества. Оливье де Сардана утверждает, что в Африке, культурные «помощники» создают условия, которые позволяют «расторгнуть границу между социокультурными нормами и коррупционными практиками» [10, с. 47].
Среди социологических определений коррупции необходимо отметить определение О.Ю. Тарской По ее мнению, коррупция - это отрицательное социальное явление, характеризуемое как девиантное поведение официальных должностных лиц, незаконно использующих публичную власть в личных или корпоративных интересах [18].
Теперь рассмотрим юридически закрепленные понятия данного явления. Так, в документе «ООН» по международной борьбе против коррупции она определена как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных интересах» [16]. Данное понятие включает в себя взяточничество (дача вознаграждения с целью достижения необходимого результата через совращение чиновника с позиции долга) и непотизм (замещение под патронажем выгодных и доходных мест родственниками или «знакомыми») и незаконное присвоение публичных средств, для личного использования.
Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы является более широким. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено исполнение определенных обязательств в государственном или частном секторе и которое приводит к нарушению обязанностей, возложенных на них статусом государственного чиновника, частного сотрудника, независимого агента, или других отношений, которые имеют целью получение любой незаконной выгоды для себя и других лиц.
В ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии кор-
рупции» понятие «коррупция» определено как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Представленные определения коррупции позволяют прийти к общему пониманию этого явления. Итак, коррупция - это социальное явление, характеризующееся подкупом или получением взятки чиновниками, злоупотреблением властью в личных или корпоративных интересах. Коррупция - аномия моральных и правовых норм. В рамках такого понимания коррупции невозможно выявить социально-культурную составляющую этого явления и, следовательно, изучить ее и разработать более эффективные механизмы борьбы с ней.
Современная социологическая база знаний о коррупции как о социокультурном явлении ограничена. В контексте социокультурного понимания коррупции можно выделить следующие методологические подходы к ее исследованию.
Первый подход основан на идеях Р. Клитгэ-арда, который понимает коррупцию как организационную культуру, которая характеризуется циничным отношением к личной собственности и потерей моральных норм, анализ которой производится с точки зрения воспроизводства ее базовых ценностей бизнес-группами [6, с. 4].
Второй подход основан на структурном функционализме Т. Парсонса и Р. Мертона. В рамках этой теории коррупция рассматривается как временное состояние дисфункции ряда социальных норм или аномия. Аномия проявляется как равнодушное отношение большей части общества к социальным нормам, что, в свою очередь, порождает конфликты между элементами системы ценностей [15, с. 5]. Кроме того, анализ коррупции в рамках данного подхода показывает, что «люди стремятся быть признанными в качестве "своих", включенными в социальные структуры общества, благодаря которым можно получить доступ к тем или иным ресурсам» [17]. В результате коррупционные практики становятся повседневными, с их помощью новые члены властных структур начинают осознавать себя
частью общей системы, получая доступ к благам.
Третий подход опирается на понятие коррупции как постоянно воспроизводимой культурной традиции. Этот взгляд характерен для исследований К. Харта. По его мнению, уровень коррупции напрямую зависит от существующих в той или иной стране культурных традиций и ценностей. Идеи К. Харта получили широкое распространение в кругу социокультурных исследователей этой сферы. Они пытались выявить закономерности влияния различных национальных культур на уровень коррупции в стране, используя методы и инструменты межкультурной психологии, развитой Д. Дж. Лемэком, К. Арантэйнсом и П. Тан-сухэджем [2, с. 46 - 47]. Дж. Андвиг, развивающий идеи К. Харта, предположил, что уровень коррупции в бывших советских республиках зависит от их культурных различий, выраженных в поведении, традициях и других культурных особенностях [1, с. 57 - 94].
Четвертый подход основан на теории непоследовательных стандартов, развитой У. Рейс-меном [11]. С его точки зрения, общество создает систему мифов, содержащих супер идеалистические нормы. Поэтому некоторые социальные группы и подгруппы создают свои собственные системы норм, которые ведут их на практике. В обществе такие альтернативные системы норм воспринимаются как антиобщественные, асоциальные или коррупция. Количество и частоту коррупции У. Рейсмен объясняет через факт, что выгода от коррупционных сделок прямо пропорциональна количеству лиц, участвующих (заинтересованных) в коррупции. Легитимизация коррупции происходит тогда, когда социальная группа или группы признают существующие социальные нормы несовершенными или несправедливыми.
Как видно из вышеупомянутого, авторы убеждены, что коррупция имеет социально-культурное происхождение. Рассмотрим элементы, составляющие основу коррупции как социального и культурного явления.
Прежде всего, это культурные основы -элементы, которые составляют фундамент для существования явления коррупции. Они создают благоприятные условия для появления и воспроизводства коррупции.
Далее коррупционные ценности или антиценности, которые являются основой девиант-ного поведения по отношению к общепринятым социальным нормам, а также считаются нормальными для членов коррумпированного общества - девиантов.
И коррупционные нормы, которые становятся регуляторами человеческого поведения
для людей, которые вовлечены в коррупционные отношения, а также для других членов общества. Они влияют не только на отношения между людьми внутри коррумпированной системы, но также являются основой для воспроизводства коррупции в социальной, экономической и политической сферах жизни общества. Коррупционные нормы отражаются в поведении, общении, мышлении людей.
Следует отметить, что широкое распространение явления коррупции во все сферы общественной жизни приводит к тому, что она становится нормальным явлением для общества и даже нормой, в результате чего легитимизируется.
Процесс распространения коррупционных интересов или ценностей в пределах социальной группы может быть описан теорией инфекции, предложенной Г. Лебоном. Основанием этой теории является способность ценностей к их естественному распространению [8, с. 15]. В течение длительного времени ценность одного человека становится ценностью группы. Распространение коррупции и других ценностей в пределах группы происходит посредством обмена культурными образами через речь, поведение, одежду, опыт. Обмен культурными образами происходит подсознательно в процессе приобретения знания и совершенствования профессиональных навыков. Наряду с этим заражением происходит усвоение девиантных ценностей и интеграция личности в систему коррупции.
Современная коррупция характеризуется механизмом самосохранения, который обеспечивает сохранение социально-культурных оснований коррупции для дальнейшего распространения в обществе. Социально-культурные основы включают в себя культурные концепты. Их источником может быть один человек или группа людей. Реализуя свои коррупционные интересы, они дают поведенческие примеры для других, доказывая своими действиями, что их безответственность или возможность избежать социальной ответственности является важнейшей ценностью современной цивилизации, что и представляет собой механизм усвоения и распространения деви-антного поведения.
Сегодня феномен коррупции представляет наибольшую опасность для существования современного государства и эффективного развития общества. И если коррупция не испытывает должного противодействия со стороны государства и общества, то быстро растет в силе и становится самостоятельным социальным и политическим фактором, который оказывает системный негативный эффект не
Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21)
только на общество, но и на государство. И только всестороннее исследование данного явления может помочь разработать эффективные механизмы противодействия коррупции.
В заключении необходимо отметить, что на сегодняшний день Российская Федерация относится к странам, в которых коррупция получила крупномасштабное распространение. Так, по данным международной неправитель-
ственной организации Transparency International, которая осуществляет сравнительные исследования коррупции, Российская Федерация в 2014 г. заняла 136-е место из 174 поделив его с Нигерией, Ливаном, Киргизией, Ираном и Камеруном [19]. Что свидетельствует о том, что решение проблемы коррупции для современного российского общества является первостепенной задачей.
Библиографический список (References)
1. Andvig J. (1991) The economics of corruption: a survey // Studi economici. № 43. P. 43 - 47.
2. Arunthanes W., Tansuhaj P., Lemak D.J. (1994) Cross-cultural Business Gift Giving. A New Conceptualization and Theoretical Framework // International Marketing Review. Vol. 11. № 4. P. 46 - 47.
3. Huntington S. (1968) Political Order in Changing Societies. New Haven: Yale University Press.
4. Husted, Bryan and Instituto Tecnologico y de Estudios. (1999) Wealth, Culture, and Corruption // Journal of International Business Studies. № 30 (2). P. 339 - 360.
5. Arvind J. (2001) Corruption: A Review // Journal of Economic Surveys. № 15 (1). P. 71 - 121.
6. Klitgaard R. (1998) Corruption // Finance and development. March. P. 3 - 6.
7. Klitgaard R. (1988) Controlling Corruption. Berkeley: University of California Press.
8. Lebon G. (2011) Psychology of the people and masses. Moskow: Akademicheskij proekt.
9. Nye J.S. (1978) Corruption and Political Development: A Cost-Benefit Analysis // American Political Science Review. № 61 (2). P. 417 - 427.
10. Sardan O. de. (1999). A moral economy of corruption in Africa? // Journal of Modern African Studies. № 37 (1). P. 25 - 52.
11. Reisman W. (1979) Folded lies. New-York: The Free Press.
12. Rose-Ackerman S. (1978) Corruption: a study in Political Economy. New-York: Academic Press.
13. Shackieton J. (1978) Corruption: An essay in economic analysis // Political guart. Vol. 49. № 1. P. 145 - 158.
14. Tullock G. (1967) The Welfare Costs of Tariffs, Monopolies and Theft // Western Economic Journal. № 5 (3).
15. Агеев В.Н. Способы ограничения прав государственных служащих как средство борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Следователь. Федеральное издание. 2009. № 6 (134). С. 2 - 6.
Ageyev V.N. (2009) Sposoby ogranicheniya prav gosudarstvennykh sluzhashchikh kak sredstvo bor'by s kor-ruptsiyey v sisteme gosudarstvennoy sluzhby [Methods of restriction of the rights of civil servants as a means to combat corruption in public service]// Sledovatel'. Federal'noye izdaniye. № 6 (134). P. 2-6.
16. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. A/CONF. 169/14. 1995. 13 Apr.
Spravochnyy dokument o mezhdunarodnoy bor'be s korruptsiyey, podgotovlennyy Sekretariatom OON. A/ CONF. 169/14. 1995. 13 Apr. [Background paper on international action against corruption prepared by the Secretariat UN A / CONF. 169/14. Apr. 13, 1995]
17. Суркова И.Ю. Социальная политика в системе гражданско-военных отношений // М.: Вариант ; ЦСПГИ. 2013. С. 87.
Surkova I.Yu. (2013) Sotsial'naya politika v sisteme grazhdansko-voyennykh otnosheniy [Social policy in the system of civil-military relations] // Moscow: Variant; TSSPGI. P. 87.
18. Тарская О.Ю. Демократизация образования // Сборник научных трудов СГУ. Саратов, 2001.
Tarskaya O.Yu. (2001) Demokratizatsiya obrazovaniya [Democratization of education] // Sbornik nauch-
nykh trudov SGU. Saratov.
19. Индекс восприятия коррупции 2014 г. от 03 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2014-otcenka-rossii-upala-na-odin-ball.
Indeks vospriyatiya korruptsii 2014 g. ot 03 dekabrya 2014 g. [Corruption Perceptions Index 2014 on December 3, 2014]. URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2014-ot-cenka-rossii-upala-na-odin-ball.