Научная статья на тему 'Социокультурный подход как стратегическое направление современного художественного образования'

Социокультурный подход как стратегическое направление современного художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ СОЦИОГЕНЕЗ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURAL СОЦИОГЕНЕЗ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ENVIRONMENT / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Н. Г., Святцева А. В.

В статье освещается проблема социокультурного наполнения содержания художественного образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов нового поколения. Анализируются понятия «социализация», «культурный социогенез», «социокультурная среда» в аспекте их взаимопересечения, определяется роль эмоционально-личностного переживания социокультурных ценностей в процессе художественно-образного восприятия. Дается определение социокультурного подхода, формулируются основные стратегические направления его реализации в художественном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural approach as strategic direction of modern art education

The article highlights the socio-cultural content of art education in accordance with the requirements of state educational standards of new generation. It is analyzed the concepts of “socialization”, ’’cultural socio-genesis”, “socio-cultural environment” in terms of interconnectivity. It is determined the role of emotional and personal experience, the social and cultural values in the artistic and imaginative perception. The author defines the socio-cultural approach, states the main strategic directions of its realization in art education.

Текст научной работы на тему «Социокультурный подход как стратегическое направление современного художественного образования»

Н. Г. Куприна, д-р пед. наук, профессор,

А. В. Святцева, аспирант, старший преподаватель,

кафедра эстетического воспитания,

Уральский государственный

педагогический университет,

г. Екатеринбург, Россия,

anastassfly@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ПОДХОД КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Отечественная система художественного образования детей претерпевает сегодня значительные изменения. Суть преобразований, свидетелями которых мы являемся, заключается в стремлении акцентировать, выдвинуть на первый план воспитательную функцию искусства, реализовать его развивающий, социализирующий, адаптационный и в целом «человекотворческий» потенциал в работе с детьми.

Социокультурное наполнение содержания художественного образования выступает как актуальное направление российской образовательной политики. В новых государственных образовательных стандартах акцентированы следующие позиции:

— обращение к художественно-творческой деятельности как средству формирования личностных качеств ребенка;

— использование возможностей искусства в целях коррекционной педагогики, психологии и психофизического оздоровления детей на основе внедрения современных методик арттера-пии;

— развитие творческой личности детей в контексте различных культур как одно из условий развития свободы, ответственности и толерантности личности. Социокультурный подход как направ

Социокультурное наполнение содержания художественного образования выступает как актуальное направление российской образовательной политики.

манитарного познания. В его основе лежит представление о том, что социальные факты должны быть исследованы комплексным образом, а именно, в единстве социального и культурологического анализа. Таким образом, первоочередной задачей выступает анализ понятия «социализация» в контексте с понятиями «культура», «социокультурная среда», а также установление взаимосвязей между ними.

В психологическом словаре понятие «социализация» раскрывается как исторически обусловленный процесс усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении. В социальный опыт включаются культурные ценности, установки, нормы и образцы поведения, отражающие конкретно-исторические условия общественной жизни и обеспечивающие упорядоченность взаимодействия индивидов и групп. Объективно содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены усвоили социальные нормы человеческих отношений, правила поведения среди людей, необходимые для эффективного взаимодействия, успешно овладели различными социальными ролями. Социализация

ление сложился в области методологии гу- трактуется как «развитие человека на про-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

тяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества»1.

В современной терминологии понятие «социализация» = описывается как культурный социогенез, представляющий собой «двусторонний психологический процесс, с одной стороны, включающий воздействия на индивида системы этнокультурных, социальных и психологических механизмов, фиксирующих обобщенный куль- = турный опыт в индивидуальном развитии; с другой стороны, являющийся результатом усвоения и активного воспроизводства взрослеющим индивидом социального опыта, влияния социальной (микро- и макро-) среды в целом, приобщающего индивида к участию в общественной жизни, обучающего его пониманию культуры, групповому поведению, самореализации и выполнению различных социальных ролей. В процессе культурного социогенеза происходит уподобление развивающегося человека создателям и носителям культурных ценностей. Результатом социокультурного воздействия становятся качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека в современном ему обществе»2.

Анализируя подход к проблеме социализации как к проблеме культурного со-циогенеза, исследователь Е. Е. Сапогова отмечает два встречно направленных процесса: от социума на субъект, т. е. контролируемые обществом и направленные процессы воздействия социальных институтов на становящуюся личность, и от субъекта на социум, что учитывает его активность в выборе социальных воздействий. «Именно собственная активность развивающегося субъекта превращает социализацию в культурный социогенез как процесс активного построения в самом себе системы требуемых индивидуальной жизнью социальных связей, норм, правил, традиций и т. д. И человек не просто усваивает и воспроизводит имеющиеся в обществе образцы и

Между людьми существует даже

локальная разница в видении окружающего мира, она обоснована национальными особенностями, национальной культурой,

тем ландшафтом, в котором он родился и живет. И помочь тем людям, которые не знают истории и не видят влияния национальной культуры, невозможно.

программы, а преобразует их в насыщенные личностным смыслом ценности, установки, ориентации, творчески трансформирует их самим течением своего жизненного пути, что создает множество индивидуальных вариантов культурного социо-генеза в общей плоскости социализации».

При таком понимании несколько стираются различия между понятиями «культурный социогенез» и «разви-= тие личности», т. е. доминирует позиция, связанная с творческой активностью личности при усвоении социокультурного опыта. Человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но становится носителем культуры, приобретает возможность стать личностью, оказывать влияние на других людей. Таким образом, введение в современную терминологию понятия «культурный социогенез» обобщает исследования культурологических аспектов процесса социализации в отечественной психологии и педагогике. Социализацию правомерно считать процессом, вектор которого направлен от общества к индивиду, от социальных институтов к необходимой ин-териоризации ценностей и нормативов социума. Культурный социогенез оказывается другим полюсом этого процесса, он может быть описан как результат активного, избирательного усвоения личностью содержания общественного воздействия, что составляет основу ее внутреннего саморазвития.

Внимание к культурологической составляющей процесса социализации еще более усилилось в последние годы в свя-

зи с теорией культурологического подхода в образовании, которая была разработана В. А. Сластениным и представителями его научной школы. Было отмечено, что каждый человек превращает в личностный смысл исторически концентрированный опыт. Личность интерпретирует все богатство культуры, пропуская его через себя, свои убеждения, цели, взгляды, ценности и т. д. Воспитательно-образовательный процесс связан с передачей социального опыта и культуры от поколения к поколению; педагог-воспитатель способствует культу-роемкому развитию личности, учит созидательному действию. В. А. Сластениным сформулирована актуальность культурологического подхода на том

Каждый человек превращает в личностный смысл исторически концентрированный опыт.

основании, что он «позволяет вывести образовательный процесс на уровень практического «человекознания»3.

Применение культурологического подхода к процессу социализации позволяет исследователям рассматривать личность в ее отношениях с миром в совокупности с психологическими, социологическими, историческими, этнокультурными и иными установками общества в отношении ребенка. Культурологический подход к процессу социализации выражается не только в приобщении к общечеловеческой культуре, но в становлении личности как носителя культуры общества, что обеспечивает успешную самореализацию личности в условиях конкретного социокультурного окружения и полноценное существование в мире.

Общество посредством своих социальных институтов (специализирован-

ных и неспециализированных, может быть, даже спонтанно действующих) осуществляет процесс социализации, ориентируясь на тот образ ребенка, который современен, соответствует требованиям культуры и является социально желаемым для данного общества. Пути и источники воздействия общества на развивающегося субъекта, как отмечает И. С. Кон, разнообразны. В частности, влияние культуры на социальное развитие ребенка может быть обусловлено:

— передачей культурных норм и представлений через семейный и другие социальные институты, через систему образования, обучения и воспитания;

— взаимным вли-: янием людей в процессе общения и совместной деятельности (в предметном, инструментальном и мотива-ционном планах);

— первичным опытом, связанным с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

— процессами саморегуляции и саморазвития, соотносимыми с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения внутренним самоконтролем4.

В психолого-педагогической литературе обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, называют факторами социализации. Все факторы, влияющие на социализацию, можно объединить в четыре группы: мегафакторы — космос, планета, мир; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство; мезофакторы — условия социализации больших групп, выделяемых по месту поселения (город, регион, село), по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы — влияние лиц ближайшего окружения (семья, соседи, группы сверстников, общественные организации и т. п.)5. Совокупность данных факторов в их конкретном выражении образует среду, т. е. исторически сложившиеся условия жизни общества, в которых протекает жизнедеятельность ребенка в становлении его как самостоятельной личности.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Акцентирование культурологической составляющей в процессе социализации приводит к необходимости более глубокого анализа и изучения «социокультурной среды» как понятия, в котором социальный и культурологический компоненты представлены в комплексе. В культуре каждого народа, любого социального сообщества

Окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира

и художественных форм, она исторически открыта, тесно связана с жизненной основой бытия искусства.

ная жизнь общества обозначена в качестве первостепенного компонента в структуре данного ею определения: «социокультурная среда представляет совокупность условий жизнедеятельности человека, которая состоит из пространства, где формируются и реализуются все сферы его жизни: художественная жизнь как художествен-

складывается свой образ мира, свои культурные представления о взаимодействии человека с окружающим космосом. В культурологических исследованиях встречаются такие образные обобщенные выражения, как «вмещающий ландшафт» (по Л. Гумилеву), «национальный космос» (по Г. Гачеву), «культурная среда, включающая историю, этнос, региональные особенности, выступающая «прародиной» народа, выражением его духа (по С. Д. Лихачеву).

В настоящее время дискутируется учеными разных направлений проблема этнокультурного отношения к жизни, к окружающему природному и предметному миру. Финский ученый--дизайнер Я. Линтинен пишет, что «между людьми существует даже локальная разница в видении окружающего мира, она обоснована национальными особенностями, национальной культурой, тем ландшафтом, в котором он родился и живет. И помочь тем людям, которые не знают истории и не видят влияния национальной культуры, невозможно»6.

В исследованиях, связанных с изучением социокультурной среды, центральное место отводится искусству, художественной жизни общества. Мир искусства концентрирует в себе духовно--ценностный опыт, накопленный человеческой цивилизацией. Это образная память человечества. Поэтому искусство выступает сердцевиной социокультурной среды, в которой развивается личность, и главным условием становления индивида в его культурном социогене-

Ребенком могут переживаться лишь те ценности, с которыми

он непосредственно соприкоснулся, которые входят в его личностный опыт.

ная среда обитания человека; культурно-историческое наследие; социально-психологическая среда обитания; духовно-нравственная, экологическая, политическая, профессиональная, жизненная (витальная) среда»7.

Об обратной стороне данного процесса — эффективности проникновения в суть любого искусства через понимание среды, в котором оно возникло, — пишет исследователь Л. Г. Савенкова. «Окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира и художественных форм, она исторически открыта, тесно связана с жизненной основой бытия искусства (в природном, социальном и психологическом смысле)... Игнорировать это — значит развивать проблему художественного образования и воспитания однобоко, узко». При этом автор указывает на необходимость активного проявления ребенка в художественной среде, в которой он живет. Автор подчеркивает, что задача педагога и любого взрослого человека состоит в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться в среде взрослых и помочь ему научиться создавать свой микромир, свою среду звуков, цвета, запахов, реальных и воображаемых образов8.

Значимость «роли деятельности переживания как созидающей личность ребенка в ее ценностной направленности» подчеркивает С. Т. Погорелов, анализируя проблему организации социокультурной среды в художественно-образовательном

зе. Показательно в этом смысле определение социокультурной среды, данное в исследовании М. С. Бережной. Художествен-

процессе. По его мнению, «ребенком могут переживаться лишь те ценности, с которыми он непосредственно соприкоснулся, ко-

торые входят в его личностный опыт». При этом, «в ценностных переживаниях личностный опыт переструктурируется, преображается, выступает как витагенный, т. е. порождающий обновленную перспективу духовно-нравственной жизни»9.

Проблема личностного принятия ребенком социокультурных ценностей, включения их в качестве нравственного ориентира в свою повседневную деятельность, в бытийные взаимоотношения с окружающим миром является острейшей в педагогической науке. На этом пути оказывается востребованным искусство, актуализируются исследования механизмов эмоционально-личностного переживания социокультурных ценностей в процессе художественно-образного восприятия.

Таким образом, социокультурный подход в художественном образовании выступает социально востребованным направлением в педагогике, позволяющим оптимизировать педагогический потенциал искус -ства, связанный с совокупностью образных воплощений социокультурных ценностей и со специфическим способом их трансформации в личностные ценности через их переживание и предметное воплощение в художественно -практической деятельности личности. Основные стратегические направления реализации социокультурного подхода в художественном образовании:

— формирование основ нравственности в процессе эмоционального переживания социокультурных ценностей, явленных в искусстве;

— развитие через эмоциональную отзывчивость к образам искусства способности чувственно-образного погружения в многообразие мира и его художественных форм, вхождения в окружающую социокультурную среду;

— формирование в творческом взаимодействии с искусством богатой эмоциональной сферы через сенсорное насыщение личности;

— развитие и терапия психических процессов в опоре на образные формы познания мира и сенсорный опыт;

— освоение социальных норм человеческих отношений, социокультурных функций и ролей в художественно-практической деятельности личности;

— формирование социокультурных основ личности, органично входящей в современную художественную культуру и общающуюся с ней на уровнях, необходимых для творческого самовыражения и полноценного самоопределения личности.

1. Педагогический словарь / под ред. Г. М. Коджа-спировой, А. Ю. Коджаспирова. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Сапогова Е. Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства: уч. пос. для высшей школы. — М.: Академический Проект («Gaudeamus»), 2004. С. 24.

3. Сластенин В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя // Педагогическое образование и наука. 2005. № 3 С. 38.

4. Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Педагогика, 1988.

5. Педагогический словарь / под ред. Г. М. Коджа-спировой, А. Ю. Коджаспирова. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6. Савенкова Л. Г. Особенности интегрированного обучения // Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений. Сб. науч. статей / Ред.-сост. Е. П. Кабкова. - М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005. С. 23-34.

7. Бережная М. С. Социокультурная адаптация личности в общеобразовательном процессе // Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества: Коллективная монография. — М.: Компания Спутник+, 2006. С. 5-14.

8. Савенкова Л. Г. Особенности интегрированного обучения // Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений. Сб. науч. статей / Ред.-сост. Е. П. Кабкова. - М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005. С. 25-27.

9. Погорелов С. Т Теория и практика социокультурного подхода в системе образования Свердловской области. Перспективы развития проекта «Урал. Человек. Истоки» // Социокультурный подход в современном образовании: опыт реализации регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки». Материалы науч.-практич. конф. 25 апреля 2007 года / Институт развития регионального образования Свердловской области. — Екатеринбург, 2007. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.