Научная статья на тему 'Социокультурный облик женщин – политических ссыльных в Тверской губернии (1881–1917 гг. )'

Социокультурный облик женщин – политических ссыльных в Тверской губернии (1881–1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ – ПОЛИТИЧЕСКИЕ ССЫЛЬНЫЕ / СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ – ПОЛИТИЧЕСКОЙ ССЫЛЬНОЙ В ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ / WOMEN IN POLITICAL EXILE / TYPICAL SOCIO-CULTURAL PORTRAIT EXILED WOMEN IN THE TVER PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ванюшина Олеся Викторовна

В статье дана характеристика численного, возрастного, национального, социального, профессионального, партийного состава женщин – политических ссыльных в Тверской губернии. Автор приводит как среднестатистический портрет женщины – политической ссыльной в Тверской губернии, так и реконструирует облик тех нескольких реальных типов, которые были характерны для разных периодов женской политической ссылки в Тверской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Socio-Сultural Image of Women in Political Exile in the Tver province (1881–1917)

The article provides a quantitative, national, social, professional and political description of women in political exile in the Tver province. The author portrays typical exiled women in the Tver province and reconstructs images of the actual personality types that were characteristic during various periods of political exile of women in the Tver province.

Текст научной работы на тему «Социокультурный облик женщин – политических ссыльных в Тверской губернии (1881–1917 гг. )»

УДК 304.44

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ЖЕНЩИН - ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ В ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ (1881-1917 гг.)

О.В. Ванюшина

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

vanyushina_olesy@mail.ru

В статье дана характеристика численного, возрастного, национального, социального, профессионального, партийного состава женщин — политических ссыльных в Тверской губернии. Автор приводит как среднестатистический портрет женщины — политической ссыльной в Тверской губернии, так и реконструирует облик тех нескольких реальных типов, которые были характерны для разных периодов женской политической ссылки в Тверской губернии.

Ключевые слова: женщины — политические ссыльные, среднестатистический портрет женщины — политической ссыльной в Тверской губернии.

Рубеж XIX—XX вв. — это время активного вхождения женщин в революционную среду. Участие в деятельности леворадикальных партий стало для большинства женщин единственно доступной формой социального самоутверждения и компенсацией исключенности из общественной сферы. Многие из участниц противоправительственного движения за свою деятельность понесли наказание: высылались в Сибирь, в отдаленные или во внутренние губернии России, попадали под надзор полиции. К числу мест административной высылки была отнесена и Тверская губерния. В конце XIX — начале XX в. высылка «политически неблагонадежных лиц» во внутренние губернии центральной России широко использовалась в карательной политике русского самодержавия.

Удалось установить имена 84 женщин — политических ссыльных в Тверской губернии. Под женщинами — политическими ссыльными имеются в виду женщины, которые были административно высланы в

Тверскую губернию по политическим обвинениям.

Значительная часть высланных женщин получила право добровольно избрать место водворения. Остальные были «высланы на родину под надзор полиции» или «подлежали гласному надзору в месте приписки». Большинство женщин (68 из 84 высланных, т. е. 81 %) прибыли из Москвы и С.-Петербурга.

В Тверской губернии женщины составляли в среднем 12,4 % от общего количества административно высланных. Численное преобладание высланных мужчин над женщинами-поднадзорными было характерно не только для Тверской губернии, но и для всех остальных регионов, входящих в число мест ссылки, поскольку участие в деятельности леворадикальных партий означало для россиянки полный разрыв с господствовавшими в обществе представлениями о месте и роли женщины в социуме. Поведение женщин-революционерок противоречило нормам, на которые их

ориентировала официальная ценностная система общества, предписывавшая женщине оставаться женой, матерью, хранительницей домашнего очага. Россиянки, занимавшиеся политикой, не признавались обществом. Для женщин переход в категорию революционерок требовал значительной храбрости. Не каждая женщина ради достижения конкретной политической цели могла пожертвовать своим положением в обществе, устоявшейся семейной жизнью.

Большинство из высланных с 1881 по 1907 г. составляли женщины, принадлежащие к «высшему сословию», — дворянки, дочери почетных граждан и высших чиновников (60,7 %), а также мещанки (17,6 %). С 1908 по 1917 г. подавляющее число высланных женщин относилось к мещанскому и крестьянскому сословиям: если в период с 1881 по 1907 г. их доля составляла 25,4 %, то в 1908—1917 гг. — 73,5 %.

Обращает на себя внимание молодой возраст высланных женщин. Из 67 женщин, чей возраст удалось установить, большая часть — 52 женщины (61 %) — были в возрасте до 30 лет, что весьма показательно, поскольку молодые люди более экспрессивны и склонны к скоропалительным решениям. Малый жизненный опыт, желание немедленного переустройства несовершенного окружающего мира, наличие активной агитации среди слушательниц профессиональных и высших женских курсов, традиция равенства полов в революционных организациях приводили молодых девушек и женщин в ряды леворадикальных партий.

Молодость женской политической ссылки была характерной особенностью не только Тверской губернии, но и женской

политической ссылки Восточной Сибири и Архангельской губернии1.

Для женщин, высланных в Тверскую губернию в 1881—1907 гг., был характерен достаточно высокий уровень образования: 47 (55,2 %) получили среднее специальное образование, окончили высшие женские курсы или обучались на них. Особенно высокий уровень образования характерен для женщин, высланных в Тверскую губернию в период с 1881 по 1907 г.: лишь одна из них, М. Ганцева, являлась малограмотной, хотя «читать и писать умела, выучилась самоучкой»2. После 1907 г. уровень образования высланных женщин снижается: основную группу среди них составляли лица со средним, средне-специальным и низшим образованием — 12 женщин (35,2 %). Однако неграмотных среди них не было.

Сравнивая результаты исследования по данному пункту анализа, проведенные историком В.Н. Максимовой по материалам Восточной Сибири, с данными по Тверской губернии, отметим, что подавляющее число женщин — политических ссыльнопоселенцев и административных ссыльных в Восточной Сибири в 1907—1917 гг. относилось так же, как и в Тверской губернии в этот же период, к непривилегированным слоям населения и имело среднее или низшее образование — 28,68 % и 19,66 % соответственно. Вместе с не закончившими курс средней школы — это 53,25 %, т. е. больше

3

половины всех ссыльных .

1 Максимова В.Н. Женская политическая каторга и ссылка в Восточной Сибири (1907—1917 гг.).: дис. ... канд. ист. наук. — Иркутск, 2003. — С. 56; Овечкина С.ЮЮ. Женская политическая ссылка в Архангельской губернии (вторая половина XIX — начало XX вв.): дис. .канд. ист. наук. — Архангельск: Приморский университет, 2005. — С. 73.

2 ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 12072. Л. 4.

3 Максимова В.Н. Указ. соч. — С. 57—58.

В целом, рассматривая уровень образования высланных женщин, можно констатировать, что типичной чертой сосланных женщин было стремление к получению образования. Так, на момент высылки 35,3 % женщин являлись курсистками или слушательницами высших женских курсов. Получение образования рассматривалось как необходимое условие адаптации к условиям изменяющейся социокультурной среды. Грамотная женщина была более востребована на рынке труда, получала более высокую заработную плату, становилась экономически самостоятельной и независимой.

Но участие в студенческом и революционном движении вело их в ссылку. Насколько стала велика их доля в студенческом движении на рубеже XIX—ХХ вв., видно по сведениям Департамента полиции, который отмечал, что в студенческих беспорядках в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 г. принимали участие 1142 человека. Из них 472 — курсистки, 483 — студенты различных учебных заведений столиц, 71 — разночинцы и 116 — разночинки. Таким образом, женщины составляли 588 человек или 51,4 % от общего числа участников беспорядков4.

Но, оказавшись в месте вынужденного проживания, женщины всеми силами рвались продолжить учебу. В фондах местных и центральных архивов сохранилось множество прошений поднадзорных женщин о разрешении вернуться в столицы для продолжения образования5.

Наиболее часто встречающиеся профессии среди административно выслан-

4 ГАРФ. Ф. 102. Д-5. 1901 г. Д. 297 т. 1. ч. 1. Л. 12.

5 ГАРФ. Ф. 102. Д-5. 1901 г. Д. 157 ч. 187. Л. 2, 7-8, 15; ГАРФ. Ф. 102. Д-3. 1888 г. Д. 32 ч. 31. Л. 7, 11; ГАРФ. Ф. 102. Д-3. 1888 г. Д. 32 ч. 31. Л. 1-1об, 3об. - 4, 6.

ных женщин — акушерки, фельдшерицы, учителя, что связано с особенностями женского образования в России рассматриваемого периода, а также особенностями психологического состояния многих женщин-революционерок, которые выбрали революционный путь исходя из желания помочь народу.

Национальный состав высланных женщин весьма разнообразен, но наиболее представительными являлись группы русской (82,1 %) и еврейской (13,1 %) национальностей.

В организационном отношении среди высланных женщин преобладали представительницы леворадикальных партий, представлявших оппозицию существующему государственному строю. В 80-е гг. по понятным причинам абсолютно преобладали женщины, придерживающиеся народнических взглядов и являвшиеся членами «Народной воли». Позже ссыльные женщины принадлежали к РСДРП, ПСР, к социал-демократии латышского края и т. д. Необходимо отметить, что возглавляет список РСДРП - 26,2 %. Вместе с тем процентное соотношение представительниц данной партии не было одинаковым на протяжении всего рассматриваемого периода: в 1907—1917 гг. наблюдалось увеличение доли социал-демократок среди высланных женщин. Второй по численности являлась партия социалистов-революционеров.

И хотя можно было бы механически вывести единый среднестатистический портрет женщины — политической ссыльной в Тверской губернии в 1881—1917 гг., но это было бы неверно с точки зрения исторических реалий, так как речь идет о трех разных периодах, имеющих весьма серьезную специфику.

Если 80-е годы практически целиком проходили под знаком народнического и народовольческого периода революционного движения, то начиная с 90-х годов становится доминантным влияние социал-демократических идей, впрочем, при усилившейся конкуренции социалистов-революционеров, которые явились продолжателями народничества и народовольчества, но уже в ином осовремененном виде. С другой стороны, для этого же времени было характерно преобладание в революционном движении выходцев из так называемого «образованного общества», ставших костяком и душой всех революционных партий.

А вот период после революции 1905— 1907 гг. был, с одной стороны, характерен бегством от революции интеллигенции и ее массовым разочарованием в прежних ценностях, а с другой — тем, что в революционное движение многими десятками тысяч пришли выходцы тех низовых социальных классов и слоев, которых ранее было в нем немного.

Тот обобщенный портрет, который получается из анализа данных, не отразил бы всего того многообразия и всей специфики, которая имелась в реальности. Но если предпринять все же такую попытку, то получилось бы что «среднестатистическая» женщина, административно высланная в Тверскую губернию, — это молодая девушка 21—25 лет, из дворян или мещан, русская, проживавшая до высылки в Москве или Санкт-Петербурге, обучавшаяся на Высших женских или профессиональных курсах, представительница социал-демократической партии, высланная под гласный надзор полиции на срок от одного до двух лет по решению Особого Совещания и получившая право добровольно избрать место водворения.

Чем этот портрет неудовлетворителен? Тем, что преобладание в двух последних периодах социал-демократок никаким образом не может быть отнесено к 80-м годам, когда их попросту в тверской ссылке еще и не было.

А различия, в том числе субкультурные и даже различия в темпераменте между членами различных революционных партий, были весьма ощутимы.

Ощутимы были различия, диктуемые и различным социальным происхождением, культурным, национальным и религиозным своеобразием среды, из которой вышли женщины.

Но намного более перспективной представляется не искусственное выведение единого «среднестатистического» типа, а реконструкция облика тех нескольких реальных типов, которые были характерны для разных периодов женской политической ссылки в Тверской губернии.

Большинство женщин, высланных в Тверскую губернию в 80-е гг., оставались верными народничеству. В основном это были интеллигентки, получившие хорошее образование. Многие из них, за редким исключением, обучались на Высших женских курсах. Высокий уровень образования и обширный круг чтения открыли им глаза на социальную несправедливость. Они видели цель своей жизни в служении народу. Типичной представительницей таких женщин была Александра Ивановна Успенская (урожденная Засулич). А.И. Успенская была выслана в Тверь под строгий надзор полиции в 1889 г. на три года6. Как известно, сестры Засулич — Вера, Екатерина и Александра — были активными участницами рево-

6 Успенская А.И. Воспоминания шестидесят-ницы // Былое. - 1922. - № 18. - С. 50-51; ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 9816. Л. 44.

люционного движения. Александра Ивановна родились в семье дворянина. Она получила «билет в народ» — профессию акушерки. Приехав в Москву, познакомилась с Петром Гавриловичем Успенским, за которого впоследствии вышла замуж. «Под его влиянием я стала больше задумываться над общественными вопросами, над положением народа»7 — вспоминала Александра Ивановна. Вместе с П.Г. Успенским участвовала в кружке самообразования Ф. Волховского. Кружок не задавался никакими определенными целями, «стремившийся только выработать в себе определенное мировоззрение, и если что намечалось в будущем, — как сообщала А.И. Успенская, — так это работа в народе»8. В 1869 г. вместе со своими сестрами и мужем она была арестована по «нечаевскому делу». Суд в июле 1871 г. оправдал ее, а муж был приговорен к 15 годам каторжных работ с последующим поселением в Сибири навсегда. А.И. Успенская последовала за мужем в Сибирь и пробыла 11 лет в отдаленнейших ее местах — в Нерчинске и на Каре. В 1882 г. после смерти мужа Александра Ивановна переехала в Москву. В 1889 г. она была арестована за революционную пропаганду и административно выслана в Тверь9. В Твери Александра Ивановна пробыла три года. Здесь она зарабатывала на жизнь акушерской практикой и переводами10. В 1900 г. А.И. Успенская выехала в Бессарабскую губернию в качестве члена Одесского Пироговского кружка для оказания помощи поселянам,

7 Успенская А.И. Указ. соч. — С. 26.

8 Там же. — С. 27.

9 Малоземова А.И. Женщины-медики — участницы революционного движения в Твери // Материалы научной конференции, посвященной 100-летию первого съезда земских врачей Тверской губернии. — Калинин, 1971. — С. 50—51.

10 ГАТО. Ф. 927 Оп 1. Д. 9816. Л. 44

пострадавшим от недорода11. Желание служить народу, помогать нуждающимся, пожертвовать собой за спасение человечества — это цели, которые являлись смыслом жизни А.И. Успенской и целого поколения народничества.

Сотни женщин пошли в народ. Мемуарная литература того времени полна упоминаний об этом. Валентина Дмитриева, высланная в 1887 г. из Москвы в Тверь за участие в студенческих волнениях, вспоминала, как одна «нелегальная» в свое время убеждала ее в том, что нужно идти в народ и идти не с пустыми руками, а с большими знаниями: «... если вы придете к нему в качестве учителя, врача или фельдшера, сделаетесь ему нужным человеком, он скорее вам поверит и пойдет за вами». Дмитриева писала, что она сидела возле этой женщины, жадно слушала ее «. и заранее представляла себе свою будущую работу в селе; голова горела, сердце переполнялось энтузиазмом, мерещилось что-то огромное, толпы народа, дым и пламя сражения, как я видела где-то на картине изображение баррикады парижских коммунаров»12. Усвоив «передовые» идеи своего времени, В.И. Дмитриева отправилась в деревню учить крестьянских ребятишек. Иногда, как вспоминает писательница, удавалось побеседовать с крестьянами, зашедшими на огонек послушать «газету». «Большое впечатление произвел на них рассказ о декабристах, — писала В.И. Дмитриева впоследствии, — сначала я прочла им Некрасова о «Русских женщинах», а потом вкратце изложила историю декабрьского восстания, предполагая после перейти к позднейшему революционному движению. Эти бородатые люди были вос-

11 ГАРФ. Ф. 102. ОО. 1900 г. Д. 798. Л. 1.

12 Дмитриева В.И. Так было (Путь моей жизни). — М.;.Л.: Молодая гвардия, 1930. — С. 85.

приимчивы совсем как дети; они так всем интересовались, так жадно до всего допытывались, что часто наши беседы затягивались до полуночи.»13 Но, как и многие учительницы-пропагандистки, В.И. Дмитриева не ужилась в деревне. По селу стали ходить слухи, что «новая учителька не бывает в гостях ни у попов, ни у лавочников, а якшается с мужиками, ходит на до-свитки (посиделки) и к ней из города приезжают какие-то подозрительные люди, с которыми она просиживает до утра»14. Началась «форменная травля», и из деревни пришлось уехать.

Женщины, принимавшие участие в движении 80-х гг., выполняли самую разнообразную работу. В.И. Дмитриева писала, что ее посильное содействие революционному движению выражалось « .в хранении литературы, приискании квартир для нелегальных и собирании денег. Последнее шло у меня удачно благодаря знакомству с А.Д. Мартыновым, который очень сочувствовал программе "Народной Воли" и время от времени присылал мне по сто, по двести рублей - все, что мог урвать из-под бдительного ока своего отца»15.

Применительно к социал-демократической партии нельзя вывести один типичный образ участницы социал-демократического движения. Мы можем говорить, по крайней мере, о двух разных типах социал-демократок, отбывавших срок ссылки в Тверской губернии. Эти типы принципиально различаются по социальному происхождению, образовательному уровню, политическому опыту, мотивам их обращения к социал-демократическим идеям и членству в партии (опыт детства и юности,

13 Там же. - С. 126.

14 Там же. - С. 127.

15 Там же. - С. 191.

круг чтения, рабочие кружки, университеты, среда).

Типичными и наиболее известными представительницами социал-демократической партии среди ссыльных женщин в Тверской губернии были П.Ф. Куделли и А.В. Артюхина.

П.Ф. Куделли - профессиональная революционерка. Родилась в семье дворянина, ее отец занимал должность коллежского асессора. П.Ф. Куделли получила прекрасное образование. Окончила Бестужевские курсы, во время обучения на которых и была вовлечена в радикальную деятельность. В 1878 г. участвовала в студенческих волнениях, примыкала к народовольцам. Путь П.Ф. Куделли в революцию, как и путь большинства профессиональных ра-дикалок, шел от освоения теории к практике. Изучив марксистскую литературу, женщины из этой среды шли на фабрики, в кружки или вечерние школы для рабочих. Они сочетали радикализм с профессиональными знаниями и начинали свою политическую карьеру с преподавания необразованным рабочим с марксистских позиций того, что сами знали по истории, экономике или литературе. Так, П.Ф. Куделли с 1893 г. работала учительницей в вечерней воскресной школе для рабочих. Она писала: «В 90-е годы, когда среди молодежи -учащихся университета и других высших школ - началось сильное влияние марксистского мировоззрения, когда студенты и курсистки засели за труды Карла Маркса и его учение запало им в душу, когда знание теории Карла Маркса у многих из нас окрепло, то это не могло не отразиться и на школе. Карл Маркс учит, что рабочий класс является двигателем истории, и нас потянуло в рабочие школы, чтобы заниматься с рабочими и, несмотря на все преграды, несмо-

тря на то что под видом учащихся иногда появлялись шпионы и охранники, популяризовать учение Карла Маркса»16. С 1901 г. П.Ф. Куделли сотрудничала в «Искре», а с 1903 г. стала членом РСДРП. П.Ф. Куделли была опытным конспиратором, работала под партийным псевдонимом «Тетушка». В июне 1903 г. была выслана в Тверь под надзор полиции, где вошла в состав Тверского комитета РСДРП, а с августа 1903 г. стала его секретарем. В Твери руководила рабочими кружками на фабрике Морозова. После 1904 г. вела подпольную работу в Туле, Петрограде. Большое внимание П.Ф. Куделли уделяла агитации среди работниц и организации «женского пролетарского движения». В 1912-1913 гг. П.Ф. Ку-делли была членом редколлегии журнала «Работница». Семьи не имела. А.В. Артюхина писала, что такие профессиональные революционерки, как П.Ф. Куделли, «уходя в революцию» отлично знали, что их ждут тяжелые лишения, тюрьма, каторга, ссылка и даже насильственная смерть. Но ничто не могло удержать их от служения великому делу освобождения рабочего класса и всех

17

трудящихся» .

Другой тип ссыльной социал-демократки с типичной пролетарской биографией - Александра Артюхина (урожденная Сорокина). Родилась А. Артюхина в семье рабочего-ткача. Окончила начальную трехлетнюю школу. С 12 лет работала на ткацких фабриках. На формирование революционного сознания А.В. Артюхиной,

16 Куделли П.Ф. Дом № 65 по Шлиссельбург-скому тракту // Пролетарский пролог: Воспоминания участников революционного движения в Петербурге в 1893-1894 гг. - Л.: Лениздат, 1983. -С. 190-191.

17 Артюхина А. Пройденный путь // Женщины в революции. - М.: Госполитиздат, 1959. -С. 21-22.

как представительницы низших социальных слоев, большое влияние оказали тяжелейшие условия труда и быта, условия жизни в детстве. «Детство мое прошло в условиях тяжелой нужды и бесправия,- вспоминала впоследствии А.В. Артюхина. По окончании начальной трехлетней школы, в возрасте 10 лет, я была отдана в ученицы к портнихе и уже в 12-летнем возрасте начала самостоятельно зарабатывать. Я шила русские рубахи косоворотки из ситца, по 4 копейки за штуку и в течение дня, работая по 12 часов, зарабатывала 20 копеек. Очень скоро мой грошовый заработок стал источником существования для всей семьи. Мать моя М.Н. Сорокина была уволена за активное участие в забастовке на фабрике, а отец, оказавшийся тоже безработным, вернулся из Петербурга и не мог себе найти никакого заработка»18. В дальнейшем А.В. Артюхина писала: « Кто из нас, старых работниц, не помнит и не перенес той тяжкой женской доли, какую несла женщина в царской России. Изнурительный и низко оплачиваемый труд в долгий рабочий день на фабрике и голодное существование. Теснота и скученность жилищ, где не было места, чтобы преклонить голову. Полное отсутствие ухода и самой элементарной медицинской помощи вело к высокой смертности детей, и это тяжелое горе ложилось на труженицу-мать. Кто из нас, женщин старшего поколения, не знает, что в рабочей семье из трех детей едва выживал один, а из

19

шести - двое»19.

В 1906 г. А. Артюхина переехала в Петербург. Здесь она работала на текстильных фабриках, вела работу в профсоюзах текстильщиков и металлистов. Вступив в 1910 г. в РСДРП(б) в Петербурге, она стала

18 ТЦДНИ. Ф. 114. Оп. 2. Д. 7. Т. 1. Л. 4.

19 Артюхина А. Указ. соч. - С. 18.

членом Центрального бюро профсоюзов Петербурга20. Если путь профессиональной революционерки шел от освоения теории к практики, то для работницы все было наоборот. Ее кругозор расширялся очень медленно. Сначала работницы начинали выдвигать обычные требования повышения заработной платы и уважения их человеческого достоинства. Затем выполняли незначительные партийные поручения политического характера. И после долгого периода ученичества у «интеллигенток» часть из них становились полноправными членами партии и немногие выходили на уровень профессионалов. Такой путь прошла А.В. Артюхина: «Я поступила в вечернюю школу "Общества образования". Затем вступила в члены профсоюза текстильщиков Петербурга [...] Как член профсоюза текстильщиков, я начала выполнять небольшие общественные поручения: распространяла газету "Голос текстильщика"... Большевики, работавшие в обществе образования, мне стали поручать также распространение листовок и прокламаций. Как представитель профсоюза, я стала выступать с докладами на рабочих собраниях "О положении женщин текстильной промышленности" в Невском районе, на Охте и других.. В 1909 г.

меня избрали в правление Союза рабочих

~ 21 текстильной промышленности» .

В дальнейшем А. Артюхина была активным организатором женского рабочего движения. За свою деятельность неоднократно подвергалась арестам, дважды была выслана в Тверскую губернию. Имела семью.

20 Центральное бюро профсоюзов Петербурга — нелегальная организация, руководимая большевиками, направляющая деятельность всех профсоюзов Петербурга, связанная с Петербургским комитетом большевиков.

21 ТЦДНИ. Ф. 114. Оп. 2. Д. 7. Т. 1. Л. 5—6.

Среди женщин, высланных в Тверскую губернию, были представительницы партии социалистов-революционеров. Увеличение численности представительниц этой партии среди ссыльных приходится на период 1909—1911 гг., что было связано с усилившимися полицейскими репрессиями.

В этот период в Твери существовала группа ссыльных эсеров. Среди членов эсеровской партии, пытавшихся наладить работу местной организации после ее разгрома в 1909 г., были высланные женщины — М.Н. Майнова, С.Н. Рабинович, Р.И. Галь-перн (урожд. Фундаминская), Р.С. Спокойная, М.В. Вольфензон. Это были представительницы «интеллигентных» профессий, происходившие из купеческого или мещанского сословия, получившие хорошее образование, среди которых было немало евреек. Лучший пример — Сарра Рабинович. Она родилась в еврейской семье, отец ее был купцом первой гильдии. Получила прекрасное медицинское образование в Берлине, а затем сдала экзамен на врача при Московском университете. По сведениям Департамента полиции, Сарра Николаевна имела связи с заграничной группой террористов. Давала явки, ночевки и адреса для связей прибывающим в Москву из-за границы центровикам22. Была невестой Абрама Гоца, отбывавшего заключение в каторжной тюрьме по политическому делу, и впоследствии вышла за него замуж23. 5 сентября 1911 г. была арестована в ходе ликвидации группы лиц, принадлежащих к партии социалистов-революционеров, и выслана в Тверь24.

Прошла вслед за А.Р. Гоцем, ставшим одним из лидеров ПСР и лидером подсуди-

22 ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 13386. Л. 1.

23 Там же.

24 Там же.

мых 1-й группы на процессе социалистов-революционеров 1922 г., сквозь череду ссылок и была арестована вместе с ним в феврале 1937 г.

Таким образом, при общности положения женщин - политических ссыльных было много и общего, и различного в их социокультурном облике и конечно же в их дальнейших судьбах.

Литература

Артюхина А. Пройденный путь / А. Артюхина // Женщины в революции. - М.: Госполитиздат, 1959. - С. 17-30.

Дмитриева В.И. Так было (Путь моей жизни) / В.И. Дмитриева. - М.-Л.: Молодая гвардия, 1930. - 487 с.

Калинина ДА. Повседневная жизнь политических ссыльных в Вятской губернии в конце XIX - начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук / Д.А. Калинина. - Киров, 2009.- 249 с.

Куделли П.Ф. Дом № 65 по Шлиссельбург-скому тракту / П.Ф. Куделли // Пролетарский пролог: Воспоминания участников революционного движения в Петербурге в 1893-1894 гг. -Л.: Лениздат, 1983. -С. 189-194

Максимова В.Н. Женская политическая каторга и ссылка в Восточной Сибири (1907-1917 гг.) / В.Н. Максимова. - Братск: БрГТУ, 2011. - 180 с.

Малоземова А.И. Женщины-медики - участницы революционного движения в Твери / А.И. Малоземова // Материалы научной конференции, посвященной 100-летию первого съезда земских врачей Тверской губернии. Калинин. 1971 г. - С. 49-54.

Овечкина С.Ю. Женская политическая ссылка в Архангельской губернии (вторая половина XIX - начало XX вв.) / С.Ю. Овечкина. - Архангельск: Поморский университет, 2004. -51 с.

Успенская А.И. Воспоминания шестиде-сятницы / А.И. Успенская // Былое. - 1922. -№ 18. - С. 19-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.