Научная статья на тему 'Социокультурный облик чиновников войскового хозяйственного правления Оренбургского казачьего войска второй половины XIX в'

Социокультурный облик чиновников войскового хозяйственного правления Оренбургского казачьего войска второй половины XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК / ВОЙСКОВОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ / КАЗАЧЬИ ЧИНОВНИКИ / ORENBURG COSSACK TROOPS / SOCIO-CULTURAL MAKE-UP / MILITARY ECONOMIC GOVERNMENT / COSSACK SERVICEMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мещеряков Александр Валерьевич

В статье воссоздан социокультурный облик чиновника Войскового хозяйственного правления Оренбургского казачьего войска второй половины XIX в. по шести основным характеристикам: семейное положение, возраст, вероисповедание, образованность, происхождение и прохождение военной службы. Исследование основано на послужных списках служащих в Войсковом хозяйственном правлении, хранящихся в Российском государственном военно-историческом архиве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мещеряков Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL MAKE-UP OF AN ORENBURG COSSACK TROOPS ECONOMIC GOVERNMENT SERVICEMEN IN THE SECOND HALF OF THE 19 th CENTURY

The paper presents six main characteristics of socio-cultural make-up of an Orenburg Cossack troops economic government servicemen in the second half of the 19 th century. These comprise marital status, age, confession of faith, education, social origin, and military service. The study is based on the records of Orenburg Cossack troops economic government servicemen, which are kept in Russian military historical archives.

Текст научной работы на тему «Социокультурный облик чиновников войскового хозяйственного правления Оренбургского казачьего войска второй половины XIX в»



Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Казачество: проблемы исторической памяти и культурной идентичности»

(Магнитогорск, 18-19 апреля 2013 г.)

© 2013

А. В. Мещеряков

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ЧИНОВНИКОВ ВОЙСКОВОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

В статье воссоздан социокультурный облик чиновника Войскового хозяйственного правления Оренбургского казачьего войска второй половины XIX в. по шести основным характеристикам: семейное положение, возраст, вероисповедание, образованность, происхождение и прохождение военной службы. Исследование основано на послужных списках служащих в Войсковом хозяйственном правлении, хранящихся в Российском государственном военно-историческом архиве.

Ключевые слова: Оренбургское казачье войско, социокультурный облик, Войсковое хозяйственное правление, казачьи чиновники

Чиновничество в России всегда занимало особое положение, но в огромной их массе в дореволюционной России выделялись казачьи чиновники. Это было связано с тем, что при назначении на какую-либо должность в войско, независимо от того военная она или гражданская, чиновник переводился из любого министерства в Военное1. Это накладывало на него определенные обязательства. Во-первых, ношение военной формы, во-вторых, гражданские чиновники военного ведомства для внешнего выражения единения между всеми чинами армии должны были взаимно приветствовать друг друга и с прочими чинами армии согласно военному уставу2. В-третьих, казачьи чиновники, как и офицеры Оренбургского

Мещеряков Александр Валерьевич — аспирант кафедры Российской истории Оренбургского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ ««Оренбургский край - трансграничный и поликультурный регион Российской империи»: научный (академический) сборник документов по истории Оренбургского края в дореволюционный период», проект № 12-31-01281а2

1 ГАОО. Ф. 37. Оп. 3. Д. 331. Л. 298.

2 Сборник правительственных распоряжения по казачьим войскам за 1910 г., 40.

казачьего войска (далее ОКВ), получали потомственный земельный надел вместо пенсии3.

Все эти обстоятельства создают совершенно особый вид чиновников, которые служили по военному ведомству, но занимались гражданскими делами. Именно такие чиновники трудились в Войсковом хозяйственном правлении (далее ВХП) ОКВ - главном хозяйственном органе в системе управления войска4.

Целью данной статьи является определение социокультурного облика чиновников ВХП ОКВ второй половины XIX в. Основным источником для исследования стали послужные списки чиновников ВХП ОКВ, хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве (Ф. 330).

Сосредоточимся на социокультурных характеристиках, выявленных С. В. Лю-бичанковским, которые, по его мнению, позволят выявить влияние региональных чиновников на эффективность местного управления в пореформенной России5. Это семейное положение, возраст, вероисповедание, образованность. К ним мы еще добавим такие характеристики, как происхождение и прохождение военной службы. Происхождение позволит нам выявить, откуда были родом чиновники и какой процент из них был из Оренбургского казачьего войска, а также насколько сословное происхождение могло повлиять на продвижение по службе. Вторая характеристика влияет на психологию чиновника, который прошел войну, что не может не отразиться на взаимоотношениях с коллегами6.

Для удобства мы разделим весь чиновничий корпус ВХП на три группы. Первая группа (7 человек) - руководящий состав. В нее входят главный член ВХП, советники, войсковой лесничий, начальник межевого отделения, помощник начальника межевого отделения (должность появляется в 1886 г.)7, войсковой архитектор, войсковой казначей (к 1885 г. должность ликвидирована)8. То есть это те люди, которые обладали правом и возможностью принимать серьезные управленческие решения. Вторая группа (15 человек) - «исполнители». К ним относятся чиновники особых поручений, архивариус, экзекутор, секретарь (к 1885 г. должность ликвидирована), делопроизводители, бухгалтера9. Третья группа (12 человек) - служащие «специальных отделений». К ним относятся чиновники Межевого (старшие землемеры) и Лесного отделения (лесной ревизор и лесничие)10. Мы выделяем их в отдельную группу в связи с тем, что для работы им нужно было специальное образование, а по специфике своей работы они отличались от остальных чиновников ВХП, так как они, наряду с начальниками своих отделений, большую часть рабочего времени проводили в выездах11.

Начнем анализ с изучения семейного положения (Таблица 1).

3 Сборник правительственных распоряжения по казачьим войскам за 1898 г., 55.

4 Мордухай-Болтовский 1912, 610, ст.215.

5 Любичанковский 2010/12, 303-306.

6 Караяни 2002, 38 -50.

7 ГАОО. Ф. 37. Оп. 3. Д. 331. Л. 3.

8 Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. 1885, 206.

9 Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. 1893, 229-233.

10 Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. 1893, 229-233.

11 ГАОО. Ф. 37. Оп. 3. Д. 209 (а). Л.15-16.

Таблица 1. Семейное положение чиновников ВХП к 1880 г.12

Группы Женатые Холостые

количество % количество %

Руководящий состав 7 100 0 0

«Исполнители» 12 80 3 20

Служащие «специальных отделений» 10 83,3 2 16,7

Всего 29 85,3 5 14,7

Как видно из таблицы, среди руководителей ВХП к 1880 г. 100% чиновников были женаты. К 1895 г. картина практически не изменилась, и всего один чиновник был холост13. Среди групп «исполнителей» и служащих «специальных отделений» процент женатых практически одинаковый. Он несколько ниже, чем у руководителей, но тем не менее достаточно высок. Стоит отметить, что среди делопроизводителей и старших землемеров количество женатых также достигает 100%.

Картина семейного положения чиновников была бы неполной без отображения количества детей в их семьях. Так, у первой группы 1-го, 2-х и 3-х детей имеют по 14,3%, 7 детей — 14,3%. Не имеют детей 42%. Во второй группе картина совершенно иная. 1-го ребенка имеют 20%, 2-х детей — 6,7%, 4 и более — 46,7%. Не имеют детей 26,7% чиновников. В третьей группе 1-го ребенка имеет 16,7% семей, 2-х и 3-х детей по 8,3% , 4-х и более детей 33,3%. Не имеют 33,3%14. Таким образом, складывается ситуация, когда все руководители ВХП женаты, но почти у половины из них нет детей. Самые же большие семьи у чиновников-«исполнителей». Стоит отметить, что у большинства чиновников дети, которые уже достигли возраста обучения, в основном учились либо в кадетских корпусах, либо уже служили офицерами в ОКВ15.

Такое положение с количеством детей напрямую связано с происхождением чиновников. Поэтому следующая характеристика, которую мы рассмотрим, будет происхождение.

Таблица 2. Сословное происхождение чиновников ВХП ОКВ к 1880 г.16

Группы Из дворян Из казачьих детей Из Обер-офицерских детей Из солдатских детей Иное

Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %

Руководящий состав 6 85,7 — — — — 1 14,7 — —

«Исполнители» 3 20 9 60 1 6,7 — — 2 13,4

12 РГВИА Ф. 330. Оп.55. Д. 1670. Л. 1об.-2; Оп. 56. Д. 60. Л. 1-74; Оп. 57. Д. 100. Л. 3-74, Д. 99. Л. 1 об.-40.

13 РГВИА Ф. 330. Оп. 57. Д. 1252. Л.1-54.

14 РГВИА Ф.330. Оп.55. Д.1670. Л.1об.-2; Оп.56. Д.60. Л.1-74; Оп.57. Д.100. Л.3-74; Оп.57. Д.99. Л.1об.-40.

15 РГВИА Ф.330. Оп.55. Д.1670. Л.1об.-2; Оп.56. Д.60. Л.1-74; Оп.57. Д.100. Л.3-74; Оп.57. Д.99. Л.1об.-40.

16 РГВИА Ф.330. Оп.55. Д.1670. Л.1об.-2; Оп.56. Д.60. Л.1-74; Оп.57. Д.100. Л.3-74; Оп.57. Д.99. Л.1об.-40.

Группы Из дворян Из казачьих детей Из Обер-офицерских детей Из солдатских детей Иное

Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %

Служащие «специальных отделений» 3 25 1 8,3 3 25 3 25 2 16,7

Всего 12 35,3 10 29,4 4 11,8 4 11,8 4 11,8

Как видно из таблицы, в первой группе подавляющее большинство занимали дворяне. Однако уже к 1895 г. обстановка кардинально меняется. Так, дворян в руководящем составе остается 33,3%, выходцы из казачьих и обер-офицерских семей также составляют по 33,3%. Пропорционально меняется и положение с количеством детей: так, 1-го и 3-х детей имеют по 16,7% , 4-х и более — 33,3% и не имеют — 16,7%17.

Во второй группе основное количество составляют казачьи дети. Наиболее же равное представительство разных сословий имеет третья группа. Представителями Оренбургского казачьего войска и Оренбургской губернии было 79,4% чиновников. Причем руководящие посты были заполнены оренбуржцами на 85,7%, а исполнительные должности на 100%. Наибольшее же представительство не принадлежащих к Оренбургскому войску и губернии было в «специальных отделениях» — около 50%18. Это, с одной стороны, говорит о невозможности перекрыть собственными силами потребности войска в квалифицированных кадрах, а, с другой — подтверждает мысль, которую отмечал в своей работе В. С. Кобзов, о том, что после проведенных реформ 60-70-х гг. гражданская часть Оренбургского войска перешла в ведение общегубернских органов, потеряв свою изолированность, а обособленным оставалось только военное управление19.

Таким образом, социальное происхождение для второй половины XIX в. еще имело большое значение, это доказывается тем, что все руководящие посты занимали дворяне, однако уже к концу века сословное происхождение теряет свою значимость. Яркий пример — судьба Р. П. Исаенко, который происходил из обер-офицерской семьи ОКВ и начинал службу обыкновенным землемером, дослужившись до должности советника ВХП (вторая по значимости после главного члена)20.

Занятие должности напрямую начинает зависеть от образования. Поэтому обратимся к анализу этого показателя.

Таблица 3. Уровень образованности чиновников ВХП к 1880 г.21

Группы Высшее Среднее Домашнее

количество % количество % количество %

Руководящий состав 1 14,3 4 57,1 2 28,6

«Исполнители» 1 6,7 7 46,7 7 46,7

17 РГВИА Ф. 330. Оп. 57. Д. 1252. Л. 1-54.

18 РГВИА Ф. 330. Оп. 56. Д. 60. Л. 1-74; Оп. 57. Д. 100. Л. 3-74; Оп. 57. Д. 99. Л. 1об.-40.

19 Абрамовский, Кобзов 1999, 153

20 РГВИА Ф. 330. Оп. 57. Д. 100. Л. 3-8; Оп. 57. Д. 1252. Л. 11об.-12.

21 РГВИА Ф. 330. Оп. 56. Д. 60. Л. 1-74; Оп. 57. Д. 100. Л. 3-74; Оп. 57. Д. 99. Л. 1об.-40.

Группы Высшее Среднее Домашнее

количество % количество % количество %

Служащие «специальных отделений» 4 33,3 3 25 5 41,7

Всего 6 17,6 14 41,2 14 41,2

Для руководящего состава процент чиновников с высшим образованием был критически низким. Так, даже старший член ВХП ОКВ статский советник Ши-шелов имел домашнее образование. Только войсковой лесничий имел высшее образование, окончив Императорский Московский университет. Из управляющих ВХП военное образование получили 57,1%, подавляющее большинство обучалось в кадетских корпусах. А те, кто получал домашнее образование, затем поступали в Оренбургские казачьи полки и служили в них. Полностью гражданское образование получило всего два чиновника22.

К концу века обстановка меняется и процент чиновников, окончивших высшие учебные заведения повышается до 50. Чиновники со средним образованием составляли 33,3%, без специального образования — 16,7%, то есть всего один че-

23

ловек .

В группе «исполнителей» было примерно равное количество чиновников, получивших среднее образование и домашнее воспитание. В основном это был Не-плюевский кадетский корпус. Те же, кто получал домашнее воспитание, на 100% начинали службу писарями в Оренбургских казачьих полках. Из всех служащих 80% чиновников имели военное образование или начали службу в Оренбургских полках24.

Наиболее квалифицированными кадрами являлись чиновники третьей группы. Это было связано со спецификой их работы, для которой требовалось специальное образование. Именно поэтому у 33,3% было высшее образование и у 25% среднее образование. Причем у всех было специальное образование лесных и межевых институтов или гимназий. Те же, кто не имел образования в учебных заведениях (41,7 %), получили навыки в армии. Так, большинство землемеров научились межевому делу в тот момент, когда были призваны в армию и стали военными топографами (в основном по происхождению это солдатские дети). Другой способ, преимущественно для казачьих детей, — начать службу в Оренбургских казачьих полках с прикомандированием в чертежную при Генеральном штабе. По окончании службы в армии все они находили свое место в межевом отделении ВХП25.

Таким образом, чиновничий корпус на 58,8% получил образование в учебных заведениях. Из них высшее образование получили 17,6% чиновников. 41,2% воспитывались в домашних условиях, но все они получили навыки работы в ходе практической деятельности во время службы в армии в своих полках.

Обратимся к возрастной характеристике чиновников ВХП. Они представлены в таблице 4, чиновники распределены по пятилетним возрастным группам26.

22 РГВИА Ф. 330. Оп. 56. Д. 60. Л. 1-74; Оп. 57. Д. 100. Л. 3-74; Оп. 57. Д. 99. Л. 1об.-40.

23 РГВИА Ф. 330. Оп. 57. Д. 1252. Л. 1-54.

24 РГВИА Ф. 330. Оп. 56. Д. 60. Л. 1-74; Оп. 57. Д. 100. Л. 3-74; Ф. 330. Оп. 57. Д. 99. Л. 1об.-40.

25 РГВИА Ф. 330. Оп. 56. Д. 60. Л. 1-74; Оп. 57. Д. 100. Л. 3-74; Ф. 330. Оп. 57. Д. 99. Л. 1об.-40.

26 Любичанковский 2005, 141.

Таблица 4. Воз

растная характеристика служащих ВХП к 1880 г.

Группы 31-35 лет 36-40 лет 41-45 лет 46-50 лет 51-55 лет 56-60 лет 61-65 лет

Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %

Руководящий состав — — 1 14,3 2 28,6 — — 1 14,3 3 42,8 — —

«Исполнители» 4 26,7 5 33,3 3 20 — — 1 6,7 — — 1 6,7

Служащие «специальных отделений» 1 8,3 6 50 2 16,7 2 16,7 1 8,3

Всего 5 15,1 12 36,4 7 21,2 2 6,1 3 9.1 3 9.1 1 3

Самой «возрастной» группой являлись «управленцы»: их средний возраст составлял 56-60 лет. К концу века эта группа помолодела, и 50% чиновников исполнилось 51-56 лет. Средний возраст группы «исполнителей» и служащих «специальных отделений» составляет 36-40 лет. Это самый работоспособный возраст, когда сочетается опыт и жизненные силы. Таким образом, в ВХП подобрался хороший возрастной состав, где руководящий состав был еще не стар, находился в интеллектуальном расцвете, а подчиненные были достаточно молодыми, но уже обладали опытом.

Так как национальность чиновников нигде не фиксировалась, мы рассмотрим вероисповедание служащих ВХП. Проанализировав послужные списки, мы можем отметить, что абсолютное большинство чиновников были православные (более 90%), остальные либо католиками, либо лютеранами. Также в ВХП служил чиновник, принадлежащий к секте приемлющих священство28. Чиновников мусульман, входящих в штат ВХП, обнаружено не было, однако были лесничие и объездчики магометанского вероисповедания (их нанимали на службу по свободному найму, не регулируя штатом)29.

Для составления полной картины социокультурного облика чиновников ВХП требуется рассмотреть такую характеристику, как военная служба. Так, более 85% чиновников начинали службу в войсках: писарями, топографами, чертежниками. Некоторые проходили службу офицерами в действующих полках и командовали вверенными им подразделениями. А некоторые до начала чиновничьей службы, предполагаю, даже принимали участие в военных походах. Так, главный член ВХП полковник А. М. Сильнов (занимал должность с 1866 по 1879 гг.) в 1847 г. участвовал в сооружении 3-х укреплений в киргизской степи. В 1853 г. проявил храбрость при взятии кокандской крепости Ак-Мечеть, ворвавшись в первых рядах с сотней казаков, что позволило овладеть ею. За это был пожалован чином войскового старшины и годовым окладом жалования.30 Другой главный член ВХП, полковник Н. Г. Лобов, принимал участие в войне против бухарцев в 1866 г., проявив себя при штурме Самаркандских высот, в занятии с боем Самаркандских садов, отражении нападения на лагерь при крепости Каты-Курган, в бою на За-

27 РГВИА Ф. 330. Оп. 56. Д. 60. Л. 1-74; Оп. 57. Д. 100. Л. 3-74; Оп. 57. Д. 99. Л. 1об.-40.

28 РГВИА Ф. 330. Оп. 56. Д. 60. Л. 1-74; Оп. 57. Д. 100. Л. 3-74; Оп. 57. Д. 99. Л. 1об.-40.

29 РГВИА Ф. 330. Оп. 58. Д. 433. Л. 536-551.

30 РГВИА Ф. 330. Оп. 56. Д. 60. Л. 1-8об.

рудалакских высотах и при вторичном взятии Самарканда.31 В этой же войне отличился чиновник особых поручений есаул Н. К. Бухарин, который принял участие в штурме г. Ташкента и за героические поступки был награжден несколькими орденами32. Еще один чиновник особых поручений, сотник Бухарин, в составе войск туркестанского отряда принял участие в походе против Хивы 1873 г.33 Все они, кроме полковника А. М. Сильнова, были артиллеристами и по окончанию войн постепенно перешли на службу в управление войском.

Более того, большинство чиновников ВХП были офицерами ОКВ. В то же время была распространена практика, если офицер на гражданской службе достигал потолка в военных чинах, то его переводили, согласно Табели о рангах, в гражданские чины, и он продолжал службу, повышая свой класс, но уже в статских чинах. Ярким примером может послужить советник ВХП Р. П. Исаенко, который, имея домашнее образование, дослужился до есаула, что соответствовало VIII классу Табели о рангах. В 1887 г. его переводят в надворные советники, так как он служит по гражданской части в ОКВ. Впоследствии он дослужился до статского советника, что соответствует V классу34.

Служба в войсках и участие в войнах повлияла на формирование особых отношений внутри коллектива, добавляя к корпоративной этике чиновничества35, еще и боевое братство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Делая общий вывод, следует выделить негативные моменты в динамике социокультурного облика казачьих чиновников ВХП. Во-первых, отсутствие в штате представителей мусульманства, несмотря на то, что в ОКВ представители этой веры находились на втором месте после православных и составляли 7%.36 Во-вторых, военное образование у большинства чиновников ВХП являлось одновременно недостатком, так как им приходилось сталкиваться с гражданским управлением на территории, где занимались мирным хозяйством. В-третьих, большие семьи влекли за собой необходимость повышения материального уровня. Если сравнивать уровень материального положения служащих ВХП с чиновниками Губернского правления, то у первых он был выше, однако около 50% чиновников ВХП находились на грани уровня бедности37, это в основном представители группы «исполнителей», имеющие самые большие семьи.

Тем не менее, следует отметить, что казачий чиновник — это особый вид чиновника. В большинстве своем православный, имеющий семью и детей, вышедший из среды казачества, более того, начинающий службу в Оренбургском казачьем полку и дослужившийся до офицера, неплохо образованный, работоспособный — все эти качества помогали служить чиновникам в управлении ОКВ так же хорошо, как и воевать на полях сражений.

31 РГВИА Ф. 330. Оп. 57. Д. 1252. Л. 1-8об.

32 РГВИА Ф. 330. Оп. 56. Д. 60. Л. 40-46.

33 РГВИА Ф. 330. Оп. 56. Д. 60. Л. 61-64.

34 Табель о рангах, http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tabel.htm

35 Любичанковский 2007, 437-438.

36 Семенов 2008.

37 Мещеряков 2013, 20-24.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамовский А. П., Кобзов В. С. 1999: Оренбургское казачье войско в трёх веках. Челябинск.

Караяни А. Г. 2002: Психология войны: постановка проблемы с позиций военно-психологической науки // Военно-историческая антропология. Ежегодник. Предмет, задачи, перспективы развития. / Е. С. Сенявская (ред. ). М., 38-50.

Любичанковский С. В. 2005: Структурно-функциональный подход к истории местного управления Российской империи (1907-1917 гг.). Оренбург.

Любичанковский С. В. 2007: Губернская администрация и проблема кризиса власти в позднеимперской России (на материалах Урала, 1892-1914 гг.). Самара; Оренбург.

Любичанковский С. В. 2010: Личность и система: проблема влияния социокультурных и личностных характеристик региональных чиновников на эффективность местного управления в пореформенной России (обзор прошедшей дискуссии) // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 12. 2, 303-306.

Мещеряков А. В. 2013: Материальное положение служащих Войскового хозяйственного правления Оренбургского казачьего войска в сравнении с чиновниками Оренбургского губернского правления. // Аспирант, или молодое поколение ученых о... / А. Г. Иванова (предс.), С. В. Любичанковский (отв. секр.). Вып. УШ. Оренбург, 20-24.

Мордухай-Болтовский И. Д. (ред. ) 1912: Свод законов Российской империи. Кн. 1. Т. 2. «Свод губернских учреждений». СПб.

Сборник правительственных распоряжения по казачьим войскам за 1898 г. Т. 34. 1899. СПб.

Сборник правительственных распоряжения по казачьим войскам за 1910 г. Т. 46. 1911. СПб.

Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. 1885. СПб.

Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. 1893. СПб.

Семенов В. Г. 2008: Иностранцы и иноверцы в Оренбургском казачьем войске // Станица Славянская. 2-3.

Табель о рангах. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ БКЕгх^аЪеШш

SOCIO-CULTURAL MAKE-UP OF AN ORENBURG COSSACK TROOPS ECONOMIC GOVERNMENT SERVICEMEN IN THE SECOND HALF OF THE

19th CENTURY

The paper presents six main characteristics of socio-cultural make-up of an Orenburg Cossack troops economic government servicemen in the second half of the 19th century. These comprise marital status, age, confession of faith, education, social origin, and military service. The study is based on the records of Orenburg Cossack troops economic government servicemen, which are kept in Russian military historical archives.

Key words: Orenburg Cossack troops, socio-cultural make-up, military economic government, Cossack servicemen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.