Научная статья на тему 'Уровень материального положения чиновников ключевых институтов управления Оренбургского края во второй половине XIX начале XX в'

Уровень материального положения чиновников ключевых институтов управления Оренбургского края во второй половине XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ / ВОЙСКОВОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ / ВОЙСКОВОЙ ШТАБ / КАЗАЧЬИ ЧИНОВНИКИ / ORENBURG COSSACK TROOPS / PROVINCIAL GOVERNMENT / MILITARY ECONOMIC GOVERNANCE / MILITARY HEADQUARTERS / COSSACK OFFICIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мещеряков Александр Валерьевич

В статье приведен сравнительный анализ материального положения чиновников, служащих в Губернском правлении, Войсковом хозяйственном правлении и Войсковом штабе Оренбургского казачьего войска. Исследование основано на Своде штатов Военно-сухопутного ведомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF FINANCIAL POSITION OF THE OFFICIALS OF KEY ADMINISTRATIVE BODIES IN THE ORENBURG REGION SINCE THE MIDDLE OF 19 TH TO THE EARLY 20 TH CENTURY

The article represents the comparative analysis of the financial position of officials in the Provincial government, Military economic governance and Military headquarters of the Orenburg Cossack army. The study is based on the Code States of the Military land office.

Текст научной работы на тему «Уровень материального положения чиновников ключевых институтов управления Оренбургского края во второй половине XIX начале XX в»

УДК 94 (470) 16/18

УРОВЕНЬ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ КЛЮЧЕВЫХ ИНСТИТУТОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

© 2014 А.В. Мещеряков

Оренбургский государственный педагогический университет

Поступила в редакцию 30.10.2014

В статье приведен сравнительный анализ материального положения чиновников, служащих в Губернском правлении, Войсковом хозяйственном правлении и Войсковом штабе Оренбургского казачьего войска. Исследование основано на Своде штатов Военно-сухопутного ведомства. Ключевые слова: Оренбургское казачье войско, Губернское правление, Войсковое хозяйственное правление, Войсковой штаб, казачьи чиновники.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Оренбургской области в сфере научной и научно-технической деятельности № 23 от 30.06.2014.

Материальное положение чиновников всегда было и остается одним из важнейших вопросов, влияющих на систему управления государственных учреждений, так как тяжелое материальное положение может порождать нежелательные для государства варианты поведения служащего в своих корыстных интересах.

Целью данной статьи станет анализ материального положения чиновников, служащих в ключевых органах управления Оренбургского края. Под краем мы понимаем не административную единицу, а территориальную, которая соединяет в себе как территорию Оренбургской губернии, так и территорию Оренбургского казачьего войска. Для анализа и сравнения мы выбрали Губернское правление, Войсковое хозяйственное правление и Войсковой штаб Оренбургского казачьего войска (далее - ОКВ).

Все они являлись высшим звеном управления в своей области (Оренбургской губернии и Оренбургском казачьем войске соответственно). При этом подчинялись губернатору (он же Наказной атаман с 1881 г.), т.е. являлись «органами губернаторской1 (атаманской)2 власти» - это те органы, через которые губернатор осуществлял свои функции. Одновременно находились под ведомством разных министерств - МВД3 и Военного министерства4.

Однако все эти три органа управления могут быть корректно сравнены по следующим причинам. Во-первых, сравнительный анализ материального положения служащих в Войсковом хозяйственном правлении (далее ВХП) и офицеров Войскового штаба ОКВ позволит выявить особенности управленческой модели Военного министерства по отношению к военным

Мещеряков Александр Валерьевич, аспирант кафедры истории России. E-mail: mescher90@mail.ru

и гражданским ведомствам, которые подчинялись Военному министру. Во-вторых, сравнение положения служащих органов казачьего управления с чиновниками Оренбургской губернской администрации позволит определить отношение государства к казачеству.

Рассмотрим материальное положение чиновников ВХП. Проанализировав Свод штатов военно-сухопутного ведомства с 1885 г. по 1910 г.5, мы можем отметить, что заработная плата основной части чиновников за этот период не увеличивалась, что являлось одинаковой тенденцией с чиновниками других ведомств6. Исключение составили экзекутор (он же журналист) и архивариус, которым в 1889 г. была поднята зарплата с 500 руб. до 700 руб. в год, а также с заменой в 1902 г. должности войскового архитектора должностью войскового инженер-архитектора его жалованье поднялось с 560 руб. до 2400 руб. в год. Особое место занимают войсковые землемеры, служащие в Межевом отделении ВХП. Межевое отделение было создано в 1867 г. как временная организация, которая должна была в течение 13 лет разделить всю войсковую землю. Оно имело на 1885 г. штат в 16 человек. Землемеры делились на старших (8 человек) и младших (6 человек), получая 700 руб. и 600 руб. в год соответственно7. Но к 1880 г. была размежевана лишь 1/3 войсковой территории. На слабую деятельность Межевого отделения обратил внимание и оренбургский губернатор Н.А. Мас-лаковец, после чего средства вновь были увеличены (в 1886 г.) и штат увеличен до 22 человек8. Однако после выполнения работ штат был сокращен до 3 старших землемеров с зарплатой 900 руб. и 9 младших землемеров старшего и младшего оклада 700 руб. и 400 руб. в год соответственно9. Ко всему прочему была возможность

премирования землемеров, так как согласно Положению «остатки от штатных сумм требуется выдавать в награду и пособия усердным к службе чинам этого Отделения»10.

Годовое жалование должностных лиц ВХП составляло в год: 1) у Главного члена (1 человек) - 2300 руб.; 2) у советников (3 человека) - 1500 руб.; 3) у Войскового инженер-архитектора, Войскового агронома и Войскового горного инженера - 2400 руб., 4) у Начальника Межевого отделения (1 человек) -2000 руб.; 5) у Войскового лесничего (1 человек) -1960 руб.; 6) у лесного ревизора (он же таксатор) -1386 руб.; 7) у помощника начальника Межевого отделения (1 человек) - 1200 руб.; 8) у лесничих 1-го разряда (2 человека) - 1029 руб., 9) у старшего бухгалтера (1 человек) - 1050 руб.; 10) у чиновников особых поручений (3 человека) - 1000 руб.; 11) у лесничего 2 разряда (2 человека) - 882 руб.; 12) у младшего таксатора (1 человек) - 750 руб.; 13) у экзекутора (он же журналист), архивариуса, смотрителей войсковых оброчных статей (3 человека), младшего бухгалтера (2 человека), делопроизводителей (16 человек) - 700 руб.; 14) у лесных кондукторов (4 человека) и кондукторов по строительной части (3 человека) - 500 руб., 15) кондуктора в должности лесничих 3-го разряда (4 человека) - 294 руб. (но эта должность затем занималась не кондукторами, а классными чиновниками лесного ведомства, которым полагался IX класс, и содержание им производилось, с вычетами: жалованья по 400 руб. и столовых по 200 руб. в год каждому)11.

Данный доход указан без «квартирных» денег и денег на наем прислуги. Квартирное довольствие офицерским и классным чинам, за исключением лесничих, производилось в размерах, определенных Высочайше утвержденным 8 июля 1874 г. Положением о преобразовании воинской квартирной повинности по сравнению классов должностей их с военными чинами. Для жительства лесничих, заведующих лесничествами выстраиваются при тех лесничествах дома, под которые, а также для востребования лесничим в содержании, отводилось из войсковых за-

пасных земель или оброчных статей от 45 до 90 дес. земли, смотря на ее качество; Лесным кондукторам земля отводилась на тех же основаниях, но в количестве от 30 до 60 дес. каждому12.

На наем прислуги классным чиновникам отпускались деньги: занимающим должность VIII класса и выше - по 100 руб., а ниже этого класса - по 50 руб. в год каждому13.

То есть к сумме жалованья, описанной выше, требуется добавить сумму от 100 до 500 руб. в зависимости от классности чиновника.

Кроме вышеперечисленных чиновников в ВХП служили рядовые чиновники. Они не принимали никаких решений и выполняли лишь механическую работу, в основном по переписыванию бумаг, но если не охарактеризовать эту группу, то картина по материальному положению служащих ВХП будет неполной.

Эта группа численно не фиксировалась штатами и определялась косвенно: с помощью совокупной суммы, выделенной учреждению на наем этих служащих. Жалованье же землемерным помощникам и ученикам, канцелярским служащим, писарям и лесным межевщикам производилось сообразно с трудом и усердием каждого. Лесничим межевщикам во время лесоустроительных работ кроме жалованья производятся суточные деньги, по 15 коп. в сутки каждому14.

Однако были и писари, которые входили в штат ВХП, для них при небольшой зарплате действовала главная льгота - они освобождались от всеобщей воинской повинности15. Это имело действительно большое значение, т.к. казаки должны были выходить на службу со своим конем и снаряжением, а это были большие денежные затраты16.

Для того чтобы выяснить материальное положение чиновников ВХП, требуется выяснить прожиточный минимум и сравнить его с доходом служащих. Для определения прожиточного минимума возьмем данные, полученные С.В. Любичанковским, которые отражают примерные траты холостого чиновника на предметы первой необходимости.

Таблица 1. Примерный бюджет уральского губернского чиновника на протяжении 1894-1912 гг. (руб. в год)17

Статья расходов 1894-1896 гг. 1902-1904 гг. 1910-1912 гг.

Жилье 30 руб. 65 руб. 102 руб.

Отопление 6 руб. 16 руб. 25 руб.

Освещение 4 руб. 12 руб. 17 руб.

Еда 90 руб. 196 руб. 293 руб.

Одежда 20 руб. 36 руб. 51 руб.

Бытовые услуги 24 руб. 43 руб. 62 руб.

«Случайные» 4 руб. 9 руб. 17 руб.

расходы

Вычеты из жалованья 8% от жалованья, то есть 8% от жалованья, то есть 8% от жалованья,

от 32 руб. от 32 руб. то есть от 32 руб.

Итого 210 руб. в год. 409 руб. в год. 601 руб. в год.

Из этих данных видно, что за непродолжительный срок траты увеличились в 3 раза. При этом, как мы отмечали выше, заработная плата за этот период оставалась прежней. Таким образом, положение чиновников к 1912 г. ухудшилось. Однако такой рост цен тяжелейшим образом отразился на положении писарей и других мелких чиновников, т.к. их доход стал ниже прожиточного минимума. Из тех же, кто входил в штат, а таких к 1910 г. было 63 человека (не считая кондукторов в должности лесничих 3-го разряда)18, ниже прожиточного минимума получали 7 человек, или 11,1%. Еще 24 человека, т.е. 38,1%, приблизились к черте бедности. Учитывая, что рассчитывался прожиточный минимум

Таблица 2. Сравнение жалованья чин

на холостого чиновника, а абсолютное большинство чиновников было женатыми, то их можно зачислить в разряд чиновников, жалованье которых было ниже прожиточного минимума.

Однако такое положение хоть и является тяжелым, но по сравнению с губернским правлением было не таким критическим. Так, по мнению С.В. Любичанковского, к 1912 г. в губернском правлении за чертой бедности или возле нее находился 71% чиновников19.

Если проводить сравнительный анализ между доходами чиновников ВХП и губернского правления, то можно сказать, что в целом заработная плата казачьих чиновников была значительно выше. Это можно увидеть из табл. 2.

ников ВХП и губернского правления

Должность чиновника Заработная плата Должность чиновника Заработная плата

ВХП руб. в год включает жалованье и столовые, но без квартирных денег Губернского прав лен ия включает жалованье 2/5, столовые 2/5 и квартирные деньги 1/5

Войсковой инженер- 2400 руб.

архитектор, Войсковой

агроном, Войсковой

горный инженер

Главный член 2300 руб.

Начальник Межевого 2000 руб.

отделения

Войсковой лесничий 1960 руб.

Старший советник, советник 1800 руб.

и губернский врачебный

инспектор

Советники (Начальники 1500 руб. Губернский ветеринар, 1500 руб.

хозяйственного, губернский землемер

поземельно-

строительного и особого

отделения)

Лесной ревизор (он же 1386 руб. Губернский инженер, 1400 руб.

таксатор) губернский архитектор

Помощник начальника 1200 руб.

межевого отделения

Старший бухгалтер, 1050 руб. Помощник губернского 1000 руб.

лесничий 1-разряда, 1029 руб. врачебного инспектора,

чиновники особых 1000 руб. фармацевт

поручений

Лесничий 2-го разряда 882 руб. Секретарь 900 руб.

Младший таксатор 750 руб. Чиновник по счетной и экзекуторской части, начальник газетного стола и делопроизводители 750 руб.

Экзекутор (он же 700 руб. Младший губернский 700 руб.

журналист), архивариус, ветеринар

смотритель войсковых

оброчных статей,

младший бухгалтер,

делопроизводители

Лесные кондуктора, 500 руб. Регистратор, помощник 600 руб.

кондуктора по регистратора, архивариус,

строительной части помощник архивариуса, младший инженер, младший архитектор, помощник делопроизводителя врачебного отделения

Из таблицы видно, что уровень материального положения был сходен у чиновников нижних классов (делопроизводителей и т.д.). У начальников же отделений ВХП зарплата была значительно выше. Интересен тот факт, что у высокопрофессиональных чиновников ВХП (Войскового инженер-архитектора, Войскового агронома и Войскового горного инженера) заработная плата была выше, чем у Главного члена - начальника ВХП. Это говорит о том, что в конце XIX - начале ХХ в. образование чиновника выходит на первый план, т.к. занимать специализированные должности мог только чиновник, окончивший высшие учебные заведения по этому профилю.

Ко всему прочему, в отличие от чиновников губернского правления, казачьи чиновники имели право на земельные наделы в потомственную собственность на основании Высочайше утвержденного 18 января 1875 г. «Положения об обеспечении офицеров и чиновников Оренбургского казачьего войска землей». По нему обер-офицер-ский состав и равные по чину чиновники наделялись 400 дес. земли. Как отмечал начальник Главного управления казачьих войск П.О. Щербов-Нефедович, к 1902 г. наделение участками офицеров и чиновников было почти закончено20.

Таким образом, материальное положение казачьих чиновников было значительно лучше, чем у чиновников губернского правления. У служащих ВХП в большинстве случаев жалованье было выше, а если и на одном уровне, то дополнительный доход приносил земельный надел, который находился в потомственной собственности чиновника.

Теперь опишем доходы офицеров внутреннего войскового управления ОКВ. На конец XIX века внутреннее войсковое управление ОКВ состояло из Наказного атамана, он же Оренбургский губернатор, при нем состоял чиновник особых поручений (штаб-офицер) и адъютант (обер-офицер), войскового штаба и управления

трех военных отделов. Войсковой штаб состоял из начальника штаба (полковник, либо генерал-майор), трех старших адъютантов (штаб-офицеры), трех помощников (обер-офицеры), журналиста, он же экзекутор и писарей. В управление трех военных отделов входили (в каждом отделе): атаман отдела (полковник, либо генерал-майор); его помощник (штаб-офицер); старший адъютант (обер-офицер); его помощник (обер-офицер); делопроизводитель по хозяйственной части; наблюдающий за войсковыми низшими школами и писари21.

В начале ХХ века в войсковом штабе была учреждена должность заведующего станичным коневодством (войсковой старшина либо полковник), а также добавлен один старший адъютант и его помощник по мобилизационному отделению. В управлениях военных отделов ОКВ учреждены должности: заведующего коневодством (обер-офицер, до чина есаула включительно), ветеринарного врача и младшего агронома22.

У офицеров русской армии XIX в. существовали три основных вида выплат: жалованье (в зависимости от чина) (табл.3), столовые деньги (в зависимости от должности) и квартирные (в зависимости от чина, города, где проходил службу офицер, и семейного положения)23.

Годовой оклад офицеров внутреннего военного управления ОКВ соответствовал этим критериям и представлен в табл. 4.

Квартирные деньги выплачивались в зависимости от стоимости жилья в той местности, где служил офицер, и его семейного положения. В 1898 г. были увеличены суммы квартирных денег. Они были разделены на 8 разрядов в зависимости от местности и составляли: для полных генералов - от 500 до 2000 руб. в год; для генерал-лейтенантов - 400-1500 руб.; генерал-майоров -300-1000 руб.; полковников (командиров полков и отдельных частей) - 250-800 руб.; остальных штаб-офицеров - 150-600 руб.; командиров рот

Таблица 3. Годовые оклады жалованья по чинам в военном ведомстве (за узаконенными вычетами) во второй половине XIX века24

Военные чины НАИМЕНОВАНИЕ ЧИНОВ В армии и всем чиновникам военного ведомства

Основные

Руб. Коп.

Генералы Генерал-майор 1017 -

Штаб-офицеры Полковник 687 -

Подполковник, войсковой старшина и надворный советник 531 -

Капитан, ротмистр, есаул и титулярный советник 366 -

Обер-офицеры Штабс-капитан, штабс-ротмистр, подъесаул и коллежский секретарь 339 -

Поручик, сотник и губернский секретарь 312 -

Подпоручик, корнет и хорунжий 294 -

Таблица 4. Штат внутреннего военного управления ОКВ 1893 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование чинов Число чинов Годовой оклад содержания каждому, за узаконенными вычетами

Жалованья | Столовых

руб. коп. | руб. коп.

Председатель Наказной Атаман, он же Оренбургский губернатор 1 По штату Оренбургского Губернского Управления

Ему на разъезды по войску 500

При нем по военной части

Чиновник особых поручений, штаб-офицер 1 По чинам основных окладов 600 -

Адъютант, обер-офицер 1 - -

Войсковой штаб

Начальник штаба полковник (может быть генерал-майором) 1 По чинам, из основных окладов 2700 -

Старших адъютантов, штаб-офицеров 3 600 -

Помощников их, обер-офицеров 3 300 -

журналист, он же экзекутор 1 400 - 150 -

На содержание писарей 3000

Канцелярские расходы 800

Управление трех военных отделов

В каждом отделе:

Атаман отдела полковник (может быть генерал-майором) 1 По чинам, из основных докладов 2700 -

Помощник его (штаб-офицер) 1 900 -

Старший адъютант, обер-офицер 1 420 -

Помощник его, обер-офицер 1 240 -

На содержание писарей 890

Канцелярские расходы 1100

- 100-400 и для младших офицеров - 70-250 руб. В 1902 г. было увеличено содержание военным чиновникам, офицерам, находящимся на нестро-

25

евых должностях, и военным врачам25.

Исследователи отмечают бедственное положение офицерского корпуса, которое было связано с ростом цен в 80-е - 90-е гг. XIX в. Помимо снижения абсолютного жизненного уровня необходимо учитывать особенно резкое и замет-

ное снижение уровня материального благосостояния офицеров относительно других групп населения26.

В связи с этим было произведено повышение окладов в среднем в 2 раза, а для офицеров, у которых был особенно низкий оклад, введены добавочные деньги. Содержание офицеров с добавочными деньгами представлено в табл. 5.

Однако во внутреннем военном управлении

Таблица 5. Содержание офицеров с добавочными деньгами к 1913 г. (руб. в год)27

Основной оклад

Жалованье Добавочные

Генерал-майор в должности командира бригады 1500 -

Полковник 1200 660

Подполковник (войсковой старшина) с выслугой в чине 5 лет и более 1080 660

Подполковник (войсковой старшина) с выслугой в чине 1-4 года 1080 480

Капитан (ротмистр, есаул) 5 год командования ротой 900 480

Капитан (ротмистр, есаул) 1-4 год командования ротой 900 360

Штабс-капитан (штабс-ротмистр, подъесаул) 5 год в чине в должности младшего офицера роты 780 420

Штабс-капитан (штабс-ротмистр, подъесаул) 1-4 год в чине в должности младшего офицера роты 780 300

Поручик, сотник 720 240

Подпоручик, хорунжий 660 180

ОКВ одновременно с повышением окладов происходит понижение выплат столовых денег на 50%, а у некоторых служащих и до 70%. Только у начальника штаба столовые увеличиваются с 2700 руб. до 3000 руб. в год.

Таким образом, офицеры во внутреннем управлении ОКВ перед Первой мировой войной имели суммарное денежное довольствие в год (жалованье, столовые, добавочные): начальник штаба 4860-4500 руб., старший адъютант 21601560 руб., его помощник 1296-936 руб. В Управлении отдела: атаман отдела 4260-3900 руб., его помощник 2340-1740 руб., старший адъютант 2160-1560 руб., заведующий коневодством 1470909 руб. Служащие в управлении отдела, с установленным окладом: ветеринарный врач 816 руб., младший агроном 1200 руб. делопроизводитель по хозяйственной части 480 руб., наблюдающий за низшим школами 540 руб. (Денежное довольствие указано без квартирных выплат. - А.М.)

В военном управлении ОКВ (Войсковой штаб и Управление трех военных отделов) в 1910 г. по штату находился 41 служащих, из них заработную плату ниже прожиточного минимума получали 6 человек, т.е. 14,6%. Это были делопроизводители и наблюдающие за низшими школами. У остальных же офицеров материальное положение было значительно лучше, и, даже если учитывать, что многие из них были женаты и имели детей, их нельзя было назвать бедными людьми.

Таким образом, материальное положение служащих в военном управлении ОКВ было значительно лучше, чем у служащих в ВХП, хотя и те и другие подчинялись Военному министерству. То есть по отношению к учреждениям военного ведомства ОКВ (Войсковому штабу, Управлению отделов) в материальном плане складывается более благожелательное отношение по сравнению с ведомствами гражданской части (ВХП). Однако положение и тех и других было лучше, чем у чиновников Губернского правления, из чего можно сделать вывод о том, что к казачеству у государства было особое отношение. Связано оно было с заслугами казачества перед государством - защита границ и постоянное участие казаков в войнах Российской империи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Любичанковский С.В. Структурно-функциональный подход к истории местного управления Российской империи (1907-1917 гг.). Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. С.61.

2 Мещеряков А.В. Взаимоотношения Наказного атамана и Войскового хозяйственного правления в Оренбургском казачьем войске в позднеимперский период (анализ законодательства) // Социально-экономическое и

политическое развитие России: проблемы и перспективы: сб. ст. / Ред. кол. О.М. Масюто [и др.]; Отв. ред. Е.В. Годовова; филиал Уральской академии государственной службы в г. Оренбурге. Оренбург, 2010. С.121.

3 Любичанковский С.В. Губернская администрация и проблема кризиса власти в позднеимперской России (на материалах Урала, 1892-1914 гг.) Самара-Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. С.137.

4 Ганин А.В. Накануне катастрофы. Оренбургское казачье войско в конце в конце Х1Х-ХХ вв. (1891-1917 гг.). М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. С.43.

5 Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. СПб: Военная типография, 1885; Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. СПб: Военная типография, 1893; Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. СПб: Военная типография, 1910.

6 Любичанковский С.В. Губернская администрация и проблема кризиса власти в позднеимперской России (на материалах Урала, 1892-1914 гг.). Самара-Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. С.147.

7 Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. СПб: Военная типография, 1885. С.206.

8 Государственный архив Оренбургской области (далее

- ГАОО). Ф.37. Оп.3. Д.209(а). Л.10.

9 Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. СПб: Военная типография, 1893. С.203.

10 Государственный архив Оренбургской области (далее

- ГАОО). Ф.37. Оп.3. Д.209(а). Л.14об.

11 Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. СПб: Военная типография, 1910. С.347-350.

12 Там же. С.231.

13 Там же. С.231.

14 Там же. С.350.

15 ГАОО Ф.37. Оп.3. Д.538. Л.38об.

16 Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Оренбургское казачье войско в трёх веках. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. С.182-184.

17 Любичанковский С.В. Структурно-функциональный подход к истории местного управления Российской империи (1907-1917 гг.). Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. С.152.

18 Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. С-Пб: Военная типография, 1910. С.347-350.

19 Любичанковский С.В. Структурно-функциональный подход к истории местного управления Российской империи (1907-1917 гг.). Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. С.156.

20 Доклад о результатах командировки начальника Главного управления казачьих войск Генерал-лейтенанта Щербов-Нефедовича в 1902 году в Оренбургское казачье войско. С-Пб.: Типография главного управления уделов, 1902. С.3.

21 Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. С-Пб: Военная типография, 1893. С.227.

22 Свод штатов Военно-сухопутного ведомства. Казачьи войска с их Управлениями. К.3. С-Пб: Военная типография, 1910. С.337.

23 Волков С.В. Русский офицерский корпус, М.: Воениз-дат, 1993. URL: http://www.adjudant.ru/officer/000.htm (дата обращения 05.10.2014).

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

ние офицеров в России в 1913 году URL: http:// army.armor.kiev.ua/hist/index.shtml (дата обращения 05.10.2014).

27

Веремеев Ю. Анатомия армии. // Денежное содержа-

THE LEVEL OF FINANCIAL POSITION OF THE OFFICIALS OF KEY ADMINISTRATIVE BODIES IN THE ORENBURG REGION SINCE THE MIDDLE OF 19th TO THE EARLY 20th CENTURY

© 2014 A.V. Mescheriakov

Orenburg State Pedagogical University

The article represents the comparative analysis of the financial position of officials in the Provincial government, Military economic governance and Military headquarters of the Orenburg Cossack army. The study is based on the Code States of the Military land office.

Keywords: Orenburg Cossack troops, Provincial government, Military economic governance, Military headquarters, Cossack officials.

Alexander Mescheriakov, Graduate Student, Department of History of Russia. E-mail: mescher90@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.