^ Теория и история культуры
туры и человека в культуре, а современная историко-культурная ситуация как в российском многонациональном и поликонфессиональном обществе, так и в мире, обусловливает необходимость утверждения многомерного диалога как принципа межкультурного общения.
Ориентация на принципы диалогического и творческого общения многонациональной российской культуры и турецкой культуры, а также православия и ислама заключает в себе огромный конструктивный потенциал для определения стратегий дальнейшего гуманитарно-культурного партнерства между Россией и Турецкой Республикой в
условиях наступающей глобализации, в выстраивании творческих отношений между отечественной и турецкой культурами. В этом духовном пространстве и Республике Башкортостан, в которой живет и трудится более чем четырехмиллионный многонациональный народ, в которой и православные храмы, и мусульманские мечети призывают людей к совместному мирному со-бытию во имя умножения в современной жизни добра, справедливости и красоты, и башкирской культуре как одной из самобытных ипостасей многоликой башкортостанской и российской культуры принадлежит конструктивная культуротворческая роль.
С
ОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС И МЕХАНИЗМЫ
САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВА
УДК 008-027.21
Е. В. Голованова
Государственная академия славянской культуры
$
В статье рассматривается социокультурный кризис как имманентный признак современности, для которой характерны масштабные трансформации и деконструкции сформированных ранее онтологических, аксиологических и гносеологических основ цивилизации.
Ключевые слова: культурология, социокультурный кризис, саморегуляция общества, кризисное сознание.
The article examines the socio cultural crisis as immanent a sign of the times, which is characterized by large-scale transformation and deconstruction formed earlier, ontological, axiological and epistemological foundations of civilization.
Keywords: cultural studies, socio cultural crisis, of the self-regulation of society, crisis consciousness.
Социокультурный кризис является имманентным признаком современности, для которой характерны масштабные трансформации и деконструкции сформированных ранее онтологических, аксиологических и гносеологических основ цивилизации.
Развернувшийся кризис носит универсальный характер, поскольку проявляется в различных областях социокультурной
жизни: социальной, политической, духовно-нравственной, национальной, экологической и др. Сложившаяся ситуация свидетельствует о неблагополучии общества, о том, что прежние социокультурные регуляторы перестают работать, так как исчерпаны прежние ресурсы развития и общество в его качественно неизменном виде обречено на гибель.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 95-98
95
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
Исследования социокультурной динамики показывают, что обострение противоречий, кризис — явление вполне закономерное и неизбежное в социальной, биологической и космофизической истории. Слово «кризис» использовали уже древние греки для обозначения переломного момента в ходе некой борьбы. В такой момент система утрачивает былое равновесие и одновременно переходит к новому равновесию.
В синергетике под кризисами понимаются закономерные фазы развития общества и природы, которые наблюдаются в истории человечества. Кризис — это такое состояние системы, которое характеризуется стабильным понижением ее устойчивости, что связано с изменением внешних или внутренних параметров и условий ее существования. Он приводит к тому, что невозможно использовать прежние модели преодоления проблемных ситуаций и имеющиеся стереотипы, поэтому необходимо существенно преобразовать внутренние и внешние отношения в целях предотвращения катастрофических последствий. Кризисное состояние системы нельзя оценивать как отрицательное явление, именно кризис, в случае его правильного прохождения, может обеспечить дальнейшее продуктивное развитие данной системы, будь то общество, культура или отдельный человек.
Последствиями кризиса для биологической системы могут быть катастрофическая фаза — разрушение системы, либо смена среды обитания, либо создание новых механизмов, стереотипов жизнедеятельности. Что касается общества, то разрешение кризиса, во-первых, может привести к дезинтеграции и распаду общества, причем элементы будут захвачены другими системами. Второй исход кризиса — это реформа общества, связанная с перестройкой ее ядра, ее генотипа, в результате чего появятся качественно новые элементы, а затем обновится и сама система. Третий вариант развития кризиса может привести к революции — скачкообразному изменению ядра системы, катастрофическому переходу. Кризис
системы наблюдается, если воздействия на данную систему становятся слишком сильными, либо если изменения происходят под воздействием внутренних факторов, и в том, и другом случае система меняет свои структурные и функциональные характеристики.
В синергетике особое внимание уделяется эволюционным кризисам, которые имеют эндо-экзогенный характер, они спровоцированы активностью неравновесной системы и становятся глубже при внешне благоприятных обстоятельствах.
Существует своеобразный парадокс в развитии физических и социокультурных систем, поскольку они подчиняются, с одной стороны, второму принципу термодинамики, или закону возрастанию энтропии, который и служит обеспечению необратимости физических процессов во времени, а с другой — практика показывает, что в окружающем мире происходят эволюционные процессы от простого к сложному, от гомогенного к гетерогенному. Наука убедительно доказывает, что процессы энтропии во Вселенной неизбежны, то есть уровень организации должен постоянно снижаться. И все-таки мы видим существенный рост организации в социальной, биологической жизни, поскольку в работу вступают механизмы самоорганизации систем, которые универсальны и действуют в самых разных сферах жизни — духовных, социальных, биологических и физических.
Механизмы самоорганизации исследуются современными учеными. Видимо, именно они позволяют понять творческую деятельность человека, то, каким образом хаотические импульсы превращаются в организованное мышление и поведение человека. Процессы самоорганизации, противодействующие закону энтропии, можно проследить и на примере общества, в котором наблюдается усложнение социальных структур, институтов, усиливается дифференциация и возрастает количество социальных связей. В биологии на примере процессов, происходящих в природной среде, также наблюдается усложнение биоценозов. В космологии ученые показали, что из однородного
$
96
^ Теория и история культуры
вещества постепенно происходит образование различных звездных систем.
Эволюционными процессами наполнен весь Универсум, для которого характерны неравновесие и устойчивость. Человечество постепенно приходит к пониманию того, что изучать необходимо не только то, что мы имеем в наличии, но и едва ощутимые и, казалось бы, не имеющие значения потенции. Сценарный тип мышления утверждается на Западе постепенно в русле прогнозирования или футурологии, без которых сегодня сложно представить науку и современное западное общество.
Углубление сырьевого, экономического, экологического и антропологического кризиса, все углубляющийся разрыв в экономическом уровне жизни богатых и бедных стран, снижение качества образования, засилье массовой культуры и другие проблемы современности ставят серьезные вопросы перед человечеством. Кризисное состояние общества делает будущее непредсказуемым. Чем глубже кризис, тем менее солидарно общество, Ф оно дифференцируется, атомизируется и ин-
тегрируется в новые объединения — этнические, культурные, религиозные, сословные и т.п. Волна социального кризиса провоцирует обострение кризисного сознания, которое отражает противоречия переходного периода. Эпоха перемен еще в Древнем Китае трактовалась как кризисная. Характерной чертой кризисного сознания является иррационализм. Кризисное сознание не поддается доводам разума, рациональным объяснениям. Кризисное сознание уходит своими корнями в бессознательное индивида и общества и функционирует по законам массовой психологии, его отличительными чертами являются негативизм и пессимизм.
Наряду с кризисным сознанием выделяется сознание стабилизационное, которое пытается укрепить существующий социальный порядок, духовно-нравственные основания культуры. В основе этого сознания лежит вера в разум человека и общественный прогресс, вера в науку, сциентизм, то есть это тип прогрессистского сознания, предусма-
тривающий оптимистический сценарий эволюции человека и общества. Эти два типа сознания, кризисное и стабилизационное, выражают специфику общественного сознания и вслед за ускорением социальных изменений в ХХ веке сменяют друг друга с небывалой быстротой в зависимости от общественной жизни, усложнения общественных институтов и межкультурных взаимодействий.
Интересно и то, каким образом человечество выходило из кризисов, как они преодолевались. Так, сельскохозяйственный кризис позднего Средневековья был преодолен распространением гуманистического миропонимания, в котором по-новому оценивались творческая активность и роль инноваций, что дало импульс техническому и гуманитарному расцвету Западной Европы [1].
Исследователи психологии не раз подмечали свойство обыденного сознания и памяти, которое они обозначили как феномен ретроспективной аберрации [1]. Согласно ему растущие ожидания приводят к искажению оценки динамики социокультурных процессов, что приводит к тому, что появляется неудовлетворенность настоящим, а прошлое воспринимается в ностальгических тонах — как безусловно позитивное время, некий «золотой век». Обыденному сознанию в силу его эмоциональной природы кажется, что самый жестокий век — век нынешний и никогда не было таких кризисов в духовной, экономической, социальной, политической сферах, как сегодня, что именно наше время — время худшее, безнравственное и бесчеловечное. Однако ученые утверждают, что процент насилия в ХХ веке был не выше, а видимо, даже ниже, чем в предыдущие эпохи.
В то же время в ХХ веке уже было очевидно, что сложилось нечто целое — человечество, и тогда впервые заговорили об этом, поскольку до этого времени человечество не воспринималось как нечто единое. В исторической перспективе стало очевидно, что происходит неуклонное улучшение материального благосостояния людей, медицинской помощи и социальной защиты, преодоление антисанитарии, невежества и неграмотно-
$
97
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
сти. Стал очевиден переход из деревенской в городскую среду обитания, рост продолжительности жизни, увеличение информационных возможностей. В целом, в общественном сознании утвердилась идея ценности человеческой жизни вне зависимости от социальной классовой принадлежности, национальной и этнической идентичности, возраста и пола. Беспрецедентное развитие науки и техники изменили образ жизни современных людей, расширили их возможности в сфере образования, получения информации, медицинской помощи. Ни в одну предшествующую эпоху наука и знания не оценивались столь высоко. Немецкий социолог и этнолог А. Фиркандт в работе «Механизм культурных изменений» (1908) отмечает: «В популярном мнении развитие культуры носит характер непрерывных катастроф: с помощью неожиданных всплесков и гениального вдохновения где-то воз-
никают — но нельзя понять, почему именно здесь и сейчас, — новые образования... Изучение исторической или общественной жизни имеет основой мысль, что все большее основывается на накоплении малого... Этот закон постоянства позволяет нам... создать четкое представление о возникновении и изменении культурных ценностей» [2].
Кризисные проблемы современного общества во многом связаны с потребительской ориентацией высокоразвитых стран и аксиологическим поворотом к материалистическим ценностям, что ведет к кризису в идеа-циональной сфере. В западной модели развития материальное производство довлеет над гуманитарным, что имеет крайне негативные последствия. В связи с этим проблематика будущего цивилизации и человека как субъекта культуры становится все более актуальной и животрепещущей.
Примечания
1. Назаретян, А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика — психология — прогнозирование) / А.П. Назаретян. — Москва, 2004.
2. Фиркандт, А. Механизм культурных изменений / А. Фиркандт // Личность. Культура. Общество. С. 200—201.
Ф
(/оВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНОВ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
УДК 008-027.21; 332.1 С. В. Жу барки н
Российского государственного торгово-экономического университета, Ивановский филиал
В данной работе рассматривается влияние социально-экономических показателей на устойчивость развития Ивановской области. Дана рейтинговая оценка региона и обозначены тенденции повышения социально-экономической устойчивости.
Ключевые слова: социально-экономическая устойчивость, показатели, рейтинг региона.
In this paper there is considered an impact of social economic parameters on the stable development of Ivanovo region. The rating of regions is given and the tendencies of social economic increase stability are designated.
Keywords: social economic stability, parameters, the rating of a region. 98 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 98-102