Научная статья на тему 'Социокультурный контекст управления'

Социокультурный контекст управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАТТЕРНЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ ПРОЦЕССАМИ / УПРАВЛЕНИЕ "ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ" / MANAGEMENT "THROUGH CULTURE" / MANAGEMENT / CULTURE / SOCIOCULTURAL PROCESSES / SOCIOCULTURAL PATTERNS / SOCIAL VALUES / ART OF MANAGEMENT / MANAGEMENT OF SOCIOCULTURAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гусева Анна Владиславна

Анализируются теоретические и методологические проблемы управления социокультурными процессами, исследования социокультурных паттернов и тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL CONTEXT OF MANAGEMENT

There are an analysis of theoretical and methodical problems of management of sociocultural processes, and research of sociocultural patterns and tendencies.

Текст научной работы на тему «Социокультурный контекст управления»

3. Ионова, А.И. Этика и культура государственного управления. - М.: Изд-во РАГС, 2003.

4. Кадровый потенциал государственной гражданской службы: духовно-нравственные проблемы / А.И. Турчинов, К.О. Магомедов. - М.:Изд-во РАГС, 2010.

© Федотова П.Я., 2011

А.В. Гусева

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ УПРАВЛЕНИЯ

ГУСЕВА Анна Владиславна - аспирантка кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС (e-mail: [email protected])

Аннотация. Анализируются теоретические и методологические проблемы управления социокультурными процессами, исследования социокультурных паттернов и тенденций.

Ключевые слова: управление, культура, социокультурные процессы, социокультурные паттерны, социальные ценности, искусство управления, управление социокультурными процессами, управление «через культуру».

Феномен управления в эпоху перемен испытывает глубокие преобразования в силу сущностных трансформаций государственного, муниципального, бизнес-управления в дискурсе модернизации России. Начало переосмысления управления как социальной реальности, по мнению автора, было положено уже Н.Н. Моисеевым в его «Расставании с простотой». Поскольку в социальных системах не может быть единой цели, возникают чрезвычайные трудности при выборе способов воздействия на систему, которая в свою очередь становится все более и более сложной. Н.Н. Моисеев предпочитал говорить не об управляемом, а о направляемом развитии социальных и социально-экономических систем1. В специальной литературе появился термин «соуправление».

В.С. Карпичев в «Основаниях инновационного прорыва в государственном управлении» в качестве доминирующего вектора развития российского социума рассматривает взаимоСОдействие управления и социальной

1 См.; Моисеев, Н.Н. Расставание с простотой.- М.: АГРАФ, 1998.- С. 303,304.

самоорганизации. В конечном счете смысл управления заключается в создании предпосылок для эффективной самоорганизации, самоуправления1.

Управление с социологической точки зрения - способ организации жизни и деятельности людей, основанный на знании, праве (собственности, государственном праве, праве силы и др.), разделении труда и опыта, делегировании полномочий; управление есть целенаправленное систематическое воздействие субъекта на объект, смысл которого - упорядочение, регулирование состояния объекта управления, создание условий для его развития. Управление, как правило, носит институциальный характер и в свою очередь включает в качестве объекта социокультурные процессы.

По А.И. Пригожину, известному специалисту в области теории организации и управления, к основным факторам социального управления относятся не только организационный порядок как система объективных по отношению к человеку норм и целенаправленное «внешнее» воздействие на объект (управление), но и самоорганизация (спонтанное регулирование, дополнительный и независимый источник организационной энергии)2.

В связи с этим парадигма Т. Парсонса аргументирует теоретическое обоснование проблемы общественного порядка в современном открытом обществе, подчеркивает ориентацию не на коллектив, а на себя. Она может быть полезной в исследовании того, какие факторы являются решающими в поддержании порядка как ориентации действий людей; их явные и латентные выборы адаптируются к новым социокультурным реалиям. По мнению социолога, главным фактором поддержания порядка являются взаимопроникновения социальных объектов, культурных норм и личностей индивидов3.

В данном контексте социальным фактом стало появление феномена постнеклассических практик, т. е. практик сознания, реализующих возможности социологического знания, в котором «социальные значения становятся объективной фактичностью» (П. Бергер, П. Лукман). Тем самым социология становится социологией конструирования социальной реальности, приобретает дополнительное управленческое значение.

Наконец видный специалист в области организаций и сложных организованных систем Мишель Крозье предлагает перейти к управлению косвенному, через средства организационной культуры в дополнение к веберовскому иерархическому управлению, которое сейчас преобладает. Возможность этого обусловлена тем воздействием, которое оказывает на управление культура, так как организация деятельности в органах управления заключается не столько в работе с материальными предметами, сколько в использовании понятий, символов, смыслов, имеющих значение для людей.

1 См.: Карпичев, В.С. Основания инновационного прорыва в государственном управлении.- 2-е изд., доп.- М.:Проспект, 2008.

2 См.: Пригожин, А.И. Методы развития организаций / МЦФЭР- М., 2003.

3 См.Ларсонс, Т. Система современных обществ.- М.: Аспект Пресс, 1997.- С. 17.

В поиске дополнительных возможностей социологии управления применительно к управлению социокультурными процессами автор опирается также на суждения Н.Н. Моисеева о необходимости глубокой моральной перестройки самого духа и смысла человеческой культуры, обретения нового смысла существования, а также на идею контингентности Н. Лумана, т. е. увеличения зазора между необходимостью и невозможностью управления в области социокультурных систем и процессов. Иначе говоря, возникает проблема пределов и императивов.

Автор полагает, что феномен «социокультурного» появляется там и тогда, где и когда те или иные процессы становления, функционирования и развития культуры (смена ценностей, оценок, вкусов, привычек, традиций) приобретают социальную значимость, становятся «социальным фактом».

«Социокультурное» выступает во многих исследованиях как «детермина-ционно-императивный компонент человеческого бытия», может выступать как детерминанта исторического процесса1.

Поскольку, по М. Веберу, логика и движение рационализма понимаются как движение смыслов, наделение смыслами социального мира, то этот процесс можно рассматривать в качестве основного содержания социокультурного процесса. В этом случае понятие «социокультурный процесс» означает смену ценностей, установок, традиций, идеологий, менталитетов, т. е. динамику развития культуры в социальной жизнедеятельности, является процессом реального функционирования культуры, главная функция которой состоит в наделении социальной действительности смыслами и значениями, обеспечивающими основные условия функционирования и развития социума.

Недаром П. Сорокин, анализируя социокультурные процессы, опирается на «процессы взаимодействия», «кумулятивное, коллективное единство», «солидарность».

Автор рассматривает «социокультурное действие» как ключевой компонент социокультурного процесса.

В соответствии с научной традицией, идущей от Макса Вебера, основным кирпичиком, на котором строится и социум, выступает «социальное действие». Ряд авторов выстраивает следующие узлы формирования и изучения социума: «социальное действие», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «социальные системы», «социальные общности» и «социальные организации», «социальные институты», наконец, «культура» как многогранная, широкомасштабная система, упорядочивающая и регулирующая жизнь общества, деятельность индивидов и их объединений; отмечается, что социология в существенной своей части - управленческая наука, и использование ее возможностей в практике

1 См.: Барулин, В.С. Социально-философская антропология.- М.: Онега, 1994.-С. 25; Крапивенский, С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса //

Общественные науки и современность. - 1997.- № 4.- С. 136.

социального управления объективно неизбежно. Социологический подход к управлению акцентирует внимание на социальных аспектах управленческой деятельности, на мотивах, потребностях и интересах людей, обусловленных их участием и взаимодействиями в процессах управления1.

Представленная логика имеет определенный исследовательский интерес, поскольку дает возможность выделить связку «управление»^ «социология управления» ^ «социокультурные преобразования» ^ «управление социокультурными процессами». При этом мы анализируем социокультурные процессы в тесном взаимодействии с социокультурными системами.

Еще раз обращаясь к Питириму Сорокину, хорошо понимавшему сложную диалектику внешнего воздействия (управления) и естественного социокультурного процесса, подчеркнем: социокультурная система должна обладать: 1) идеологической культурой - совокупность смыслов, ценностей и норм; 2) поведенческой культурой - совокупность значимых действий, через которые чистые смыслы, ценности и нормы проявляются и осуществляются; 3) совокупностью всех других механизмов, материальных и биопсихических объектов и энергий, посредством которых идеологическая культура выходит наружу, социализируется, давая материальную культуру.

Изменчивость и динамичность в функционировании социокультурных систем П. Сорокин возвел в ранг закона. Таким образом, социальные и культурные явления рассматриваются в совокупности, как различные части одного и того же неделимого социокультурного мира2.

Полагаю, что логический переход, последовательность движения смыслов от искусства, культуры управления к управлению социокультурными процессами могут выступать одним из паттернов (паттерн кольцевой причинности) нашего исследования в дискурсе постнеклассической социологии. Речь идет о понимании смысла, логики событий, получившем название «паттерн». Паттерн (англ. рattern, лат. patronus - модель, образец для подражания, повторения, шаблон, выкройка) в современной методологии социального и гуманитарного знания - термин, близкий по своим характеристикам к понятию «концепция», «матрица».

По А. Креберу и К. Клакхону, культура состоит из паттернов поведения и для поведения, приобретаемых и передаваемых посредством символов. Паттерны искусства, религии, философии, а также технологии и науки как повторяющиеся элементы культуры приобретают свое характерное содержание независимо от отдельных индивидов. Главное, что поведение рассматривается названными исследователями не в качестве индивиду-

1 См.: Социология управления: учебник / под ред. В.Э. Бойкова. - М.:Изд-во РАГС, 2006. - С. 62-65, 67-69; Тавокин, Е.П., Турчинов, А.И. Основы социального управления : учеб. пособ.для государственных служащих. - М.:Изд-во РАГС, 2008. - С.47.

2 См.: Сорокин, П. Главные тенденции нашего времени.- М.: Наука, 1997.

ального проявления, а как выражение общего паттерна, который в свою очередь составляет основу традиции1.

Обратим внимание, что и Джозеф О0Коннор и Иан Макдермотт, рассуждая о системном мышлении, приходят к выводу, что это подход, который позволяет понять смысл и закономерность в наблюдаемых последовательностях - паттернах событий, так что мы можем подготовиться к будущему и в определенной степени повлиять не него. Это значит, что мы будем способны в некотором смысле управлять ситуацией2. И Элвин Тоффлер в «Футурошоке» подчеркивает, что в условиях нарастания скорости перемен нет «целостного паттерна» для адаптации, выкристаллизовалась потенциальная возможность массового шока будущего. Футуролог использует такие понятия, как «структурные паттерны опыта», «паттерны жизни», «паттерны изменений», «аритмические паттерны в новых переменах»3.

Искусство управления, и прежде всего принятия решений в этом контексте, - одна из ключевых методологических проблем управления социокультурными процессами.

Поддерживая и пытаясь развивать подобные идеи, социолог не может не обращаться к новым граням искусства принятия управленческих решений. По С. Хантингтону, глобальная политика стала выстраиваться вдоль новых линий - культурных. Наиболее масштабные и опасные конфликты происходят не между социальными классами, а между народами различной культурной идентификации4. Особую значимость приобретают искусство и культура в антикризисном управлении, поскольку доминирующая роль ситуации, ее уникальность, эмерджентность, нестандартность требуют в ее оценке доверия субъекта управления к интуиции, понимания логики случайностных процессов.

Наконец наиболее инновационна и сложна методологическая проблема управления социокультурными процессами, связанная с искусством реального анализа и управления будущим, искусством управления социальным временем и пространством, сложностью в социальном контексте, управления изменениями, в том числе гендерными.

Таким образом и появляются основания для углубления понимания управленческого смысла социокультурных преобразований и процессов.

Своеобразная инвентаризация проблем культуры и искусства в аспекте социального управления, осуществленная в результате анализа социологической литературы, и прежде всего классиков социологии, позво-

1 См.: Кребер, А., Клакхон, К. Теория паттернов в культуре. - М.: Культурология, 2005.

2 См.: О'Коннор, Джозеф, Макдермотт, Иан. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем.-3-изд.- М.: Альпина Паблишерз, 2009.- С. 21.

3 См: Тоффлер, Э. Шок будущего. - М., ООО «Издательство ACT» , 2001.

4 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2004.- С. 13, 24.

ляет автору выделить два взаимодополняющих вектора выявления социологических возможностей управления социокультурными процессами: 1) вектор стабилизации, интеграции, упорядочения социальной реальности. Здесь хорошо просматриваются такие ценности, как традиции, нормы, социокультурные парадигмы; 2) вектор развития, паттерны социальных изменений, социальных трансформаций и модернизаций. Здесь выделяются такие социокультурные проблемы, как смена ценностей, социокультурных алгоритмов, инновационные подходы в управлении культурой и искусством, некоторые не утерявшие значения постмодернистские идеи. Среди них - рефлексивность общественной жизни, управление «через культуру» и переосмысление значения самого знания.

Список литературы

1. Карпичев, В.С. Основания инновационого прорыва в государственном управлении. - 2-е изд., доп.- М.: Проспект, 2008.

2. Сорокин, П. Главные тенденции нашего времени. - М.: Наука, 1997.

3. Тоффлер, Э. Шок будущего.- М., ООО «Издательство ACT» , 2001.

4. Управление - это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г.- М.: Республика, 1992.

© Гусева А.В., 2011

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А.В. Возжеников, В.А. Севостьянов

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

ВОЗЖЕНИКОВ Анатолий Васильевич - доктор политических наук, профессор кафедры политологии и политического управления РАГС (e-mail: [email protected]),

СЕВОСТЬЯНОВ Владимир Александрович - начальник отдела организационно-методического обеспечения регистрационно-экзаменационных под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.