ляет автору выделить два взаимодополняющих вектора выявления социологических возможностей управления социокультурными процессами: 1) вектор стабилизации, интеграции, упорядочения социальной реальности. Здесь хорошо просматриваются такие ценности, как традиции, нормы, социокультурные парадигмы; 2) вектор развития, паттерны социальных изменений, социальных трансформаций и модернизаций. Здесь выделяются такие социокультурные проблемы, как смена ценностей, социокультурных алгоритмов, инновационные подходы в управлении культурой и искусством, некоторые не утерявшие значения постмодернистские идеи. Среди них - рефлексивность общественной жизни, управление «через культуру» и переосмысление значения самого знания.
Список литературы
1. Карпичев, В.С. Основания инновационого прорыва в государственном управлении. - 2-е изд., доп.- М.: Проспект, 2008.
2. Сорокин, П. Главные тенденции нашего времени. - М.: Наука, 1997.
3. Тоффлер, Э. Шок будущего.- М., ООО «Издательство ACT» , 2001.
4. Управление - это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г.- М.: Республика, 1992.
© Гусева А.В., 2011
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
А.В. Возжеников, В.А. Севостьянов
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
ВОЗЖЕНИКОВ Анатолий Васильевич - доктор политических наук, профессор кафедры политологии и политического управления РАГС (e-mail: [email protected]),
СЕВОСТЬЯНОВ Владимир Александрович - начальник отдела организационно-методического обеспечения регистрационно-экзаменационных под-
разделений ГИБДД ГУВД Московской области, соискатель ученой степени кандидата политических наук кафедры национальной безопасности РАГС (е-та1!^а-13-77@та1!.ги)
Аннотация. Рассматриваются организационные и институциональные основы взаимодействия государства и общества в решении задач противодействия угрозе терроризма в целом и на автомобильном транспорте в частности.
Ключевые слова: терроризм, угроза, государство, общество.
Террор как экстремальная политическая активность в ее индивидуальном, групповом или государственном выражении - ровесник цивилизации. Его природа многолика по мотивам и методам, равно как и по целям и последствиям. В наше время насильственные действия, относимые к категории террористических акций, проявляются как на национальном, так и на транснациональном уровнях. К террористическому акту (или угрозе террора) как наиболее эффективному средству физической расправы, политического шантажа или вымогательства прибегают не только члены самых разношерстных по своим идеологическим или религиозным убеждениям неформальных групп и организаций (от религиозных фанатиков и воинствующих сепаратистов до политических оппозиций радикалистского толка и так называемых защитников дикой природы), но и целые государства.
Службами безопасности и правоохранительными органами многих стран собраны и систематизированы все доступные данные о террористических актах, каталогизированы имена лиц и организаций национального и международного масштаба, прямо или косвенно вовлеченных в планирование и осуществление терактов. На основе этих базовых данных большой корпус аналитиков пытается определить локальную географию и объекты возможных террористических атак (от атомных электростанций до источников питьевой воды), прогнозировать наиболее вероятные сценарии, а также предвидеть их возможные последствия (экономические, политические и психологические).
Угроза терроризма стала повседневной реальностью. События последних десяти лет убедительно доказывают, что против атак террористов бессильны государственные системы противодействия терроризму. Сегодня одну из ключевых проблем для любой страны составляет проблема создания эффективных систем противодействия терроризму не только на государственном уровне, но и на транснациональном уровне в целом. Очевидно, пока государство не может всецело гарантировать безопасности гражданам ни в метро, ни в поездах, ни на автотранспорте, ни в своих собственных квартирах, ни в рабочих офисах. Поэтому речь идет о создании и совершенствовании национальной системы противодействия терроризму, включающей в себя не только ресурсы государства, но и ресурсы
гражданского общества. Проблема эта не нова, но она по-прежнему актуальна для многих стран мира.
В 2009 г., например, произведено 13 крупных террористических актов, убиты: министр внутренних дел Дагестана Адыльгерей Магомедтигиров, бывший вице-премьер Республики Ингушетия Башир Аушев, министр строительства Республики Ингушетия Руслан Амерханов; совершены дерзкие покушения на президента Республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова. Жертвами терактов стали более 346 человек.
В 2010 г. произведено три крупных террористических акта и почти тысяча актов террористической и экстремистской направленности. Сумма материального ущерба, нанесенного России, составила 164 млрд рублей.
Благодаря профилактической работе и политической воле руководства России число терактов в стране значительно снизилось, но опасность терроризма по-прежнему сохраняется.
Расходы на национальную безопасность в федеральном бюджете увеличиваются из года в год, причем значительно. По данным СМИ, в 2002 г. Правительство РФ израсходовало на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства 190,4 млрд рублей. В 2003 г. эти расходы возросли на треть и составили уже 247,9 млрд рублей. За 2004 г. правительство затратило по статье «безопасность и правоохранительная деятельность» 316,3 млрд рублей, что составило 11,9% всех бюджетных расходов (почти на треть больше, чем в предыдущем году). В 2005 г. расходы на национальную оборону и безопасность составили свыше 13% всех расходов бюджета. В 2009 г. расходы федерального правительства на безопасность государства и правоохранительную деятельность увеличены на 31,3% по сравнению с уровнем 2008 г. и составили 1085,9 млрд рублей. В 2011 г. расходы на безопасность и правоохранительную деятельность составят 820 млрд рублей.
Увеличение объемов финансирования силовых структур и государственного управления свидетельствует о том, что угроза терроризма не снижается. Основная проблема обеспечения безопасности Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом кроется в нарастающем противоречии между масштабами террористической деятельности и мощностью, а также формами противодействия этой деятельности со стороны государства и общества. Мощность противодействия терроризму должна быть адекватной его масштабам, организованности и многообразию форм террористических проявлений.
Наиболее значимыми событиями в деятельности Российской Федерации по наращиванию мощности контртеррористической деятельности стали такие меры, как создание Национального контртеррористического комитета, создание правовой базы по обеспечению безопасности в сфере борьбы с терроризмом (в частности, принятие Федерального закона «О противодействии терроризму» и Федерального закона «О транспорт-
ной безопасности»), формирование специальных органов в системе исполнительной власти, ответственных за реализацию комплекса мер контртеррористической направленности. Ресурсы государства ограничены. В силу этой имманентно присущей современному государству особенности настает время наиболее полного задействования ресурсов общества в борьбе с проявлениями как национального, так и международного терроризма.
Повышение мощности противодействия террористической деятельности сдерживается отсутствием целостной национальной системы противодействия терроризму, включающей себя как государственную, так и негосударственную подсистемы. Эта идея имеет под собой глубокое научное обоснование на междисциплинарном уровне. Однако психология государственных служащих до сих пор не перестроилась. К тому же и «силовики» не воспринимают идею задействования ресурсов гражданского общества как в деятельности по обеспечению национальной безопасности в целом, так и в противодействии терроризму в частности, достаточно серьезно.
Видимо, работу по созданию в России полноценной национальной системы противодействия терроризму следует начинать с информационного и научного обеспечения. Как и любое серьезное дело, создание национальной системы противодействия терроризму потребует разработки и пропаганды базовых научных знаний, основ террологии. Этими знаниями должны вооружаться не только работники ФСБ, МВД, МЧС, но и все взрослые граждане Российской Федерации.
В общем и целом система научного знания может состоять из четырех блоков:
1. Терроризм как политическое явление и система: сущность, причины, основы, условия и закономерности процессов функционирования.
2. Воздействие терроризма на государство и общество, и противодействие государства и общества терроризму.
3. Защитные механизмы по противодействию высокотехнологичному терроризму в условиях информационного общества и внедрения в жизнь высоких технологий (бактериологическому, химическому, радиационному, информационному).
4. Закономерности построения и функционирования национальной системы противодействия терроризму. Научно-методическое сопровождение ее деятельности.
Национальная система противодействия терроризму - составной элемент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Она предназначена для противодействия (локализация, устранение) угрозам терроризма во всех их проявлениях; включает в себя органы государственной власти, негосударственные учреждения и организации, общественные объединения граждан России; специализированные
органы, силы и средства, необходимые для решения задач противодействия терроризму; единую централизованную национальную систему мониторинга и управления контртеррористической деятельностью.
Основными принципами функционирования национальной системы противодействия терроризму могли бы стать следующие:
непрерывность мониторинга террористической активности и опережающее выявление угроз;
приоритет в обеспечении ресурсами системы по отношению к другим подсистемам обеспечения национальной безопасности;
централизация в управлении силами и средствами системы; адекватность мощности противодействия терроризму, активности его проявлений.
Основные направления противодействия терроризму включают следующие направления деятельности основных субъектов контртеррористической деятельности:
1. Силовое противодействие терроризму (выявление и пресечение деятельности субъектов терроризма - террористов, террористических групп и организаций, защита объектов, участие в международных контртеррористических акциях).
2. Локализация и устранение внутренних источников терроризма (устранение экономических, этнических, религиозных, культурологических и иных негативных факторов, генерирующих террористическую активность, профилактика уголовной преступности).
3. Противодействие международному терроризму и устранение го источников (ограничение пособничества терроризму со стороны других государств, участие в международных программах социальной профилактики терроризма, политико-правовое обеспечение участия России в международных контртеррористических операциях).
4. Снижение тяжести последствий террористических акций (возмещение вреда, причиненного объектам безопасности в результате террористических акций; социальная реабилитация пострадавших граждан).
Основы организации и функционирования национальной системы противодействия терроризму должны включать в себя следующие атрибуты:
1. Уровни системы - федеральный, окружной, региональный и местный.
2. Режимы работы системы - плановый, оперативный, антикризисный, чрезвычайный.
3. Функциональные компоненты системы - гностический, прогнозный, коммуникативный, организационный, реализующий защитные механизмы.
4. Структурные компоненты системы - советы безопасности на различных уровнях административно-территориального устройства России, научные организации и научно-методические центры, ситуационные и информационно-аналитические центры, органы государственной власти, специализированные подразделения, институты гражданского общества.
Создание эффективной системы противодействия терроризму на национальном уровне с включением ресурсов гражданского общества - объективная закономерность. Те страны, которые раньше других осознали эту закономерность современного развития, достигли больших успехов в борьбе с терроризмом. Те же, кто ориентируется на ресурсы только государства (вооруженные силы, спецслужбы, спецподразделении), несут огромные моральные и материальные издержки и человеческие жертвы.
Динамика терактов последнего десятилетия показывает, что если в первые четыре года субъекты террористических актов применяли в основном взрывчатку армейского происхождения (гранаты, авиабомбы и артиллерийские снаряды, тротил, выплавленный из неразорвавшихся фугасов), то затем «мода» изменилась. Теперь, как правило, предпочтение отдается промышленной взрывчатке и веществам, используемым спецслужбами (например, пластит). На смену примитивным батарейкам с часами пришли дистанционные электронные взрыватели.
За последние пять лет произошел качественный скачок в оснащении террористов стрелковым оружием. У них все чаще изымают новейшие образцы автоматов, снайперских винтовок (в том числе и бесшумных), пистолетов и гранатометов, которые в диковинку в воинских частях. А у захвативших школу в Беслане, были даже огнеметы «Шмель». Наблюдается увеличение количества снайперов у террористов - так они пытаются противостоять сотрудникам спецподразделений, копируя их тактику.
Велика вероятность того, что террористы в ближайшем будущем объектами своих атак выберут государственные системы управления, банковские и другие компьютерные сети. Потребуется острая необходимость противостоять компьютерным преступлениям, заблаговременно определять объекты террористических атак, выявлять террористов, их связи, места дислокации и др. И здесь без помощи гражданского общества будет просто не обойтись.
Наряду с терроризмом, в мировом масштабе в связи с процессами глобализации и информатизации общества, переустройством мира, грядет и изменение самих угроз, в частности, угроза кибертерроризма не понаслышке знакома не только американским, но и российским спецслужбам. И эта угроза совсем не надуманна.
Террологи обеспокоены возможностью того, что террористические группировки могут в ближайшей перспективе прибегнуть к кибертерро-ризму. Компьютеры могут быть использованы для нанесения серьезного удара по критически важным объектам инфраструктуры, что может привести к кровопролитию. Терроризм и его проявления плавно перетекают в информационно-цифровую среду, поэтому и характер угрозы терроризма радикально меняется. Необходимо менять силы, средства и формы контртеррористической деятельности, наращивать контртеррористическую мощь государства и общества.
Список литературы
1. Синеок, Н.В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. - М.: Эксмо, 2008.
2. Буркин, А.И., Возжеников, А.В., Синеок, Н.В. Национальная безопасность России: методология комплексного исследования и политика обеспечения. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
3. Возжеников, А.В. Противодействие терроризму - актуальная задача государства и общества // Проблемы противодействия терроризму в XXI веке. -2011.- № 1.
© Возжеников А.В., 2011 © Севостьянов В.А., 2011
И.В. Васильковский
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ВАСИЛЬКОВСКИЙ Иван Васильевич - аспирант кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС ([email protected])
Аннотация. В процессе правового анализа проблем модернизации в сфере рыночной экономики выявляются актуальные проблемы и современные тенденции законодательного регулирования, определяются основные направления совершенствования государственного регулирования модернизацией в сфере развития экономических отношений.
Ключевые слова: модернизация, государственное управление, рыночная экономика, инновационное развитие.
Модернизация экономики представляет собой переход от состояния государства, которое имеется в настоящее время, к государству, каким оно должно быть на этапе успешного, благополучного и конкурентоспособного экономического развития в современном мире. Прежде чем использовать ресурсы модернизации экономики, необходимо понять, в чем состоят главные управленческо-правовые проблемы, которые надо решать. Возникающие проблемы требуют преодоления безответственности, а также коррупции, поразившей многие органы государственной власти и слу-