УДК 130.2
Н. А. Безгусько
(к. филос. наук, доцент) Донецкая академия управления и государственной службы г. Донецк, Донецкая Народная Республика - Российская Федерация
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к раскрытию сущности категорий «ценность», «традиция», а также определены социокультурные факторы их формирования. Исследование трансформации духовных ценностей сквозь призму культурно-мировоззренческих картин мира, позволило определить их специфику, роль и значение в определении человеком своего места в мире, понимании и воссоздании идеалов, определении духовных смыслов в различные культурно-исторические периоды развития общества.
Ключевые слова: ценности, традиция, традиционные ценности, мировоззренческая картина мира.
N. A. Bezgusko
(Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor) Donetsk Academy of Management and Public Administration Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation
THE SOCIO-CULTURAL CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF TRADITIONAL VALUES IN SOCIETY
Abstract. The article considers the main approaches to the disclosure of the essence of the categories "value", "tradition", and also defines the socio-cultural factors of their formation. The study of the transformation of spiritual values through the prism of cultural and ideological worldviews made it possible to determine their specificity, role and significance in determining a person's place in the world, understanding and recreating ideals, determining spiritual meanings in various cultural and historical periods of society development.
Key words: values, tradition, traditional values, worldview.
В современном обществе, которому присущи культурное многообразие и социальная дифференциация, восприятия человеком окружающего мира происходит сквозь призму культурно-мировоззренческих установок, в рамках которых складывается его личность, формируются предпочтения и выстраиваются планы на будущее, а также формируются поведенческие стратегии. Современное состояние общества характеризуется глубокими трансформациями в социальной, политической
и духовной сферах что, в свою очередь, влечет за собой переосмысление всей его нравственно-смысловой составляющей.
В связи со значительными изменениями, произошедшими в культурно -нравственном сознании в последние десятилетия, изменились ценностные ориентации и мировоззренческие установки, что может в конечном итоге оказать значительное влияние на формирование личности индивидов, их национальной идентичности и утрату своих исторических корней.
Категория «ценность» в культурно-нравственной ее интерпретации широко используется не только в философии, но и в социологии, политологии, социальной и культурной антропологии, истории. В философском и научном дискурсе данная категория не раз подвергалась уточнению и переосмыслению, что отражает ее внутреннюю противоречивость, сложность и неоднозначность. В античной и средневековой философии она прочно отождествлялось с онтологическим понятием «благо», а с конца XIX столетия приобрело антропологическую составляющую и стало предметом изучения аксиологии [4]. Значительный вклад в становление аксиологии и выделении ценности в самостоятельную категорию принадлежало представителям неоконтианской школы, прежде всего Г. Лотце и В. Виндельбанду, которые не только ввели в научный оборот термин «ценности», но и внесли значительный вклад в становление науки о ценностях как отдельной отрасли философии. Ценности рассматривались ими как «идеальное бытие сознания, как стремление к онтологическому благу, де философия занимается «критикой науки об общеобязательных ценностях» [9, с.132]. В это же время ценности начинают интерпретироваться как экономическое, политическое, моральное, эстетическое и социальное понятия, что было обусловлено достижениями научно-технической революции. Огромный вклад в теоретическую разработку ценностной проблематики этого периода в философии и социологии внесли такие ученые как М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин, А. Тоффлер, К. Маркс и другие.
Среди отечественных авторов, занимавшихся разработкой ценностно проблематики следует отметить работы А. Г. Здравомыслова, М. К. Мамардашвили, О. Г. Дробницкого, С. Л. Рубинштейна.
Рассмотрение динамики трансформации традиционных духовных ценностей на современном этапе, в том числе в Российской Федерации, также получили широкое освещение в трудах отечественных социологов, психологов и философов, таких как Е. И. Головаха, К. А. Абульханова-Славская, Т. А. Нестик, А. Е. Шишкин и других авторов, что свидетельствует о неизменном интересе к данной проблематике.
Ввиду сложности и неоднозначности самого понятия «ценность» его непротиворечивое толкование становится весьма проблематичным. Нами ценность будет рассматриваться как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности,
интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [2].
Генезис ценностных представлений тесно соотносится с развитием первых человеческих цивилизаций, формированием норм совместного общежития, что находит подкрепление в обрядовости и первых культах, а также ложится в основу формирования мировоззренческой картины мира данного периода. Мифологическое мышление, характерное для доклассовых и патриархальных обществ, прежде всего было направлено на сохранение баланса в отношениях между людьми и окружающим их миром, содержало ответы на сакральные вопросы о благе и справедливости. Данные установки находили свое проявление в поступках, жизненных целях и поведении людей. Миф постепенно становится не только способом осмысления мира, но и самопознания человеком самого себя, его окультуривания.
С течением времени на смену мифологической картины мира приходит религиозная, в основе которой заложена вера в высшего Бога-Абсолюта. Религия, в частности христианство, не только отражает произошедшие в обществе социально-экономические трансформации, но и закрепляет их в непререкаемых религиозных установках и нормах поведения. Религиозная картина мира формирует модель действительности, созданную на основе веры в Бога, как источнике всякого блага, высшей духовной ценности, определяющим и регламентирующих жизнь человека, предлагает целостное представление о человеке, воссоздает идеал того, каким человек хотел бы быть. Поскольку природа человека двойственна, только духовностью через искупление греховности плоти можно достичь приближения к Создателю. Религия оказывает значительное влияние на культуру, право, мораль, систему экономических отношений, формирует устойчивые формы поведения практически во всех сферах социального взаимодействия.
Ключевыми элементами мифологического и религиозного мировоззрения становятся традиции. Прежде всего они связаны с закономерностями поведения, передающимися из поколения в поколение. Традиция понимается как «анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей» [7]. Можно утверждать, что традиции являются элементами общего культурного наследия, они присущи определённым социальным классам и социальным группам, охватывают материальные и духовные ценности [там же]. К ним относятся не только обычаи и обряды. Традиции представляют собой более широкие установки поведения, нормы, ценности, идеи, обычаи и т.д. В классовом обществе традиции также приобретают классовую окраску, что порождает их множественность и противоречивость, что также оказывает влияние на общенациональное наследие. Поскольку в различных социальных группах и классах традиции разнятся, они могут быть дифференцированы на те, которые разделяются большинством населения (позитивные) и те, которые отвергаются (негативные) [8].
Процесс перехода от традиционных обществ к современным и постиндустриальным закономерно сопровождается глубокой трансформацией традиционных ценностей. Современные картины мира, многообразны и противоречивы, а общество характеризуется повышением динамики социальных процессов, сопровождающейся усилением информационных потоков, повышением уровня социальной напряженности и как следствие возрастанием неопределенности и неустойчивости существования человека, как в природной, так и в социальной среде. Усложняющаяся структура общества, возникновение новых видов реальности, в частности виртуальной, мультикультурализм, утрата связи с прошлым, неопределенное будущее - все это приводит к значительным изменения в культурно-нравственном сознании, переосмыслению ценностных ориентаций и мировоззренческих установок, формированию новых форм возможных типов поведения в процессе социализации индивидов. В сложившихся условиях именно культурно-мировоззренческие установки и традиции, присущие тому или иному региону, нации или народу, могут выступают в качестве определенного «фильтра», благодаря которому формируются конкретные формы поведения и мышления, определяются ценностные нормативы, жизненные цели и формируются поведенческие стратегии их достижения. При этом следует учитывать, что в условиях глобализирующейся социальной реальности, а также кризисных явлений, связанных с переустройством и перераспределением центров влияния, происходят и процессы переосмысления ставших уже привычными значений, установок, регулирующих социальные взаимоотношения в рамках ценностно-нормативных установок, формируются жизненные цели и определяются приемлемые средства их достижения, оправдывающие предписываемую им деятельность [1].
Однако, ошибочным было бы утверждение о том, что традиционные нормы и ценности в условиях социальных трансформаций полностью нивелируются и исчезают. Напротив, по мнению некоторых исследователей, «традиционные ориентиры, ментальные программы, встраиваясь в ткань современных ценностных систем, влияют на решение политических, экономических, социальных задач, успех-неуспех общественных преобразований, сдерживание процессов общественной дезорганизации» [4]. Также можно отметить, что в периоды социальных изменений и связанных с ними культурных разломов, а также преобладания социальной напряженности и неопределенности, страхом перед будущим, отсутствием предопределенности, повышается запрос в обществе на уже проверенные временем и оправдавшие себя традиционные нормы и ценностные ориентиры. Именно они могут способствовать предупреждению и снятию опасности конфликтов, повышать эффективность социальной регуляции необходимой для мобилизации сил людей, имеющей внутренний, добровольно-инициативный характер. В таких условиях неизменно повышается интерес к традиционной национальной духовной культуре, сохранившейся на протяжении истории.
В данном контексте духовно-нравственные ценности могут пониматься как «сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое» [5]. Сохранение традиционных духовных ценностей в условиях глобальной универсализации, повсеместного насаждения либерально-демократической повестки западными странами, встречает неприятие и противление во многих государства, в частности в Российской Федерации. Здесь на уровне государства проводится политика сохранения и повсеместной популяризации традиционных ценностей и норм. Достаточно четкое определение, отвечающее сегодняшним реалиям, тому, что относится к традиционным ценностям можно найти в Указе Президента Российской Федерации, согласно которому в нашей стране таковыми можно считать: «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [6]. Из самого факта подписания данного документа следует, что на уровне государственной политике сегодня огромное внимание уделяется сохранению и распространению традиционных ценностей, особенно в молодежной среде, а также формированию традиционного мировоззрения. К таким ценностям прежде всего относятся сохранение прав и свобод человека, патриотизм, гражданственность, приверженность традиционным семейным ценностям и др., которые имеют глубокие культурно-исторические корни. Одной из специфических черт русской философской и культурной традиции, оказывавшей влияние на формирование духовно-нравственных норм на протяжении веков, особенно на ранних этапах ее существования, стала тесная взаимосвязь с религиозной традицией.
Само развитие философии на территории Руси было сопряжено с принятием восточно-православной традиции, которая легла в основу русской религиозно-философской парадигмы. Философско-антропологическая проблематика русской философии в большей степени была ориентирована на поиски нравственно-этических оснований бытия человека, праведное существование, духовное самосовершенствование. Также поднималась проблематика дуальности человеческой природы и сущности, бессмертия души и возможности уподобления Богу. Так же, как и в западной, в русской философии утвердились представления о том, что человек как результат божественного творения обладает бессмертной душой и материальной плотью, а жизненный путь человека должен быть направлен на постоянное духовное и нравственное самосовершенствование и на стремление приблизится к Творцу.
Русская культура и философия отвергают идею индивидуализма, присущую Западу и развивает учения о человеке как части природы, его сопричастности к миру, о значении отдельной личности, раскрываемые на основе принципа всеединства. В отличие от западной философской мысли, образ человека в русской антропологии все же ближе к восточной традиции, ему присуще стремление к гармонизации с природой и окружающим миром, основанные на принципе всеединства [3].
Таким образом, для славянской культурно-мировоззренческой парадигмы, во многом определяющей становится идея духовного саморазвития человека, наделе-
ТЛ " W
ние его высоконравственными качествами. В отличие от западной религиозной концепции, человек не рассматривается только как творение Бога, но и наделяется свободой воли в рамках выбора нравственной позиции, что также характерно и для восточной религиозно-философской доктрины.
Подводя итог, следует отметить, что проблематика духовно-ценностных ори-ентаций традиционно рассматривается как философском, так и социально-гуманитарном дискурсе. В результате анализа основных подходов к пониманию категории «традиция» и «ценность», нами установлено, что на формирование духовности, человеческих норм и ценностей определяющее значение имеет та культурно-мировоззренческая матрица, в рамках которой происходит формирование целостного представления человека о мире и своем месте в нем, формируются поведенческие установки и духовные смыслы человеческого существования. Со сменой культурно-мировоззренческой картины мира происходит и постепенная трансформация духовно-нравственного сознания людей, социальных групп и общества в целом. В условиях современного глубокого социального и глобального духовного кризиса, возвращение к традиции имеет большое значение, а мероприятия, направленные на сохранения и популяризацию традиционных ценностей, не только способствуют их сохранению и преумножению, но и становятся основой для формирования устойчивых нравственных ориентиров и ценностных установок, лежащих в основе поведения и мышления человека в современном обществе.
Библиографический список:
1. Безгусько Н.А. Ценностный аспект изучения смысложизненных стратегий молодежи / Н. А. Безгусько // Научный аспект. - 2024. - №6. - С. 236-244.
2. Большой толковый словарь по культурологии / сост. Б. И. Каноненко - [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index.htm. - Загл. с экрана.
3. Зырина, Я. А., Безгусько, Н. А. Интерпретации образа человека в мировоззренческих картинах мира: социально-философский анализ / Я. А. Зырина, Н. А. Безгусько // Философия и культура в гуманитарном дискурсе. Материалы международной научно-методической конференции 27-28 апреля 2021 года / Отв. редактор к. фи-лос. наук, доц. Сулимов С. И. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2021. - С.46-54.
4. Рассадина Т.А. Трансформации традиционных русских ценностей в нравственных ориентациях россиян: автореф. дис. ... доктор. социол. наук: 22.00.06 / Рассадина Татьяна Анатольевна. - М., 2005. - 46 с.
5. Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 731 с.
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/48502
7. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
8. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983 - 839 с.
9. Шишкин А. Е. Трансформация ценностей в контексте национальных и цивилизацион-ных разломов / А. Е. Шишкин // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. - 2021. - Т. 21, - № 2. - С. 130-140.
R e f e r e n c e s:
1. Bezgus'ko N.A. Cennostnyj aspekt izuchenija smyslozhiznennyh strategij molodezhi / N. A. Bezgus'ko // Nauchnyj aspekt. - 2024. - №6. - S. 236-244.
2. Bol'shoj tolkovyj slovar' po kul'turologii / sost. B. I. Kanonenko - [Jelektronnyj resurs]: -Rezhim dostupa: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index.htm. - Zagl. s jekrana.
3. Zyrina, Ja. A., Bezgus'ko, N. A. Interpretacii obraza cheloveka v mirovozzrencheskih kartinah mira: social'no-filosofskij analiz / Ja. A. Zyrina, N. A. Bezgus'ko // Filosofija i kul'tura v gumanitarnom diskurse. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii 27-28 aprelja 2021 goda / Otv. redaktor k. fi-los. nauk, doc. Sulimov S. I. -Voronezh: Voronezhskij CNTI - filial FGBU «RJeA» Minjenergo Rossii, 2021. - S.46-54.
4. Rassadina T.A. Transformacii tradicionnyh russkih cennostej v nravstvennyh orientacijah rossijan: avtoref. dis. ... doktor. sociol. nauk: 22.00.06 / Rassadina Tat'jana Anatol'evna. -M., 2005. - 46 s.
5. Slovar' filosofskih terminov / Nauch. red. prof. V. G. Kuznecova. - M.: INFRA-M, 2013. -731 s.
6. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 g. № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» - [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/acts/bank/48502
7. Filosofija: Jenciklopedicheskij slovar' / Pod red. A. A. Ivina. - M.: Gardariki, 2004. - 1072 s.
8. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' /Gl. redakcija: L. F. Il'ichjov, P. N. Fedoseev, S. M. Kovaljov, V. G. Panov. - M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1983 - 839 s.
9. Shishkin A. E. Transformacija cennostej v kontekste nacional'nyh i civilizacionnyh razlomov / A. E. Shishkin // Vestn. Sev. (Arktich.) feder. un-ta. Ser.: Gumanit. i soc. nauki. - 2021. - T. 21, - № 2. - S. 130-140.