Научная статья УДК 32
DOI: 10.20323/2658_428X_2023_4_21_19 EDN: ГОКИТО
Духовно-нравственные ценности как объект деструктивного воздействия
Андрей Андреевич Ковалев
Кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7760-5732
Аннотация. Цель настоящего исследования - рассмотреть негативные последствия духовно-нравственного воздействия на национальный менталитет. Задачи включают в себя: 1) определение основных понятий, среди которых традиционные ценности, национальный менталитет, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное воздействие; 2) изучение положительных и отрицательных последствий процесса взаимопроникновения культур; 3) выделение группы угроз, вследствие активизации которых происходит разрушение традиционных духовно -нравственных ценностей и оказывается негативное влияние на национальный менталитет. В качестве исследовательских методов в работе использовались категоризация и структурно-функциональный метод. В ходе проведения исследования обращалось особое внимание на взаимосвязь и взаимовлияние таких категорий как ценности, традиционные ценности, национальный менталитет, духовно -нравственные ценности. Автор обращает внимание на то, что в мире начались естественные процессы по сближению наций, обмену культурным опытом, повышению уровня толерантности и уважению к Другому. Однако вместе с тем эта открытость провоцирует новые угрозы как глобальному миру, так и национальным государствам. В работе выделены три группы угроз, являющихся естественными процессами, но не всегда безопасными. Среди них глобализация, импорт чужеродных культурных элементов, а также изменение ценностей. Отмечается, что выбранная тема является остроактуальной, поэтому дальнейшие исследования, раскрывающие ее, представляются весьма перспективными. Они должны быть направлены, во-первых, на оптимизацию процесса диалога культур и осознание его границ и целесообразности; во-вторых, на определение того рубежа, за которым взаимовыгодный культурный обмен переходит в навязывание, доминирование, воздействие в односторонне выгодных целях.
Ключевые слова: взаимопроникновение; диалог; традиционные ценности; конфликт; деформация; навязывание; защита
© Ковалев А. А., 2023
Духовно-нравственные ценности как объект деструктивного воздействия
19
Для цитирования: Ковалев А. А. Духовно-нравственное воздействие как угроза национальному менталитету // Социально-политические исследования. 2023. № 4 (21). С. 19-32. http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_4_21_19. https://elibrary.ru/VONHUD.
Original article
Spiritual and moral values as an object of destructive influence Andrey A. Kovalev
Candidate of political sciences, associate professor of department of state and municipal administration, North-Western institute of management, Russian Presidential academy of national economy and public administration, St. Petersburg [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7760-5732
Abstract. The purpose of this study is to consider the negative consequences of spiritual and moral influence on the national mentality. Tasks include: 1) the definition of basic concepts, including traditional values, national mentality, spiritual and moral values, spiritual and moral impact; 2) study of the positive and negative consequences of the cultures interpenetration process; 3) identification of a group of threats, as a result of the activation of which the destruction of traditional spiritual and moral values occurs and has a negative impact on the national mentality. Categorization and a structural-functional method were used as research methods in the work. During the study, special attention was paid to the relationship and mutual influence of such categories as values, traditional values, national mentality, spiritual and moral values. The author draws attention to the fact that natural processes have begun in the world to bring nations closer together, exchange cultural experience, increase the level of tolerance and respect for the Other. However, at the same time, this openness provokes new threats to both global peace and national states. The work highlights three groups of threats that are natural processes, but not always safe. Among them there is globalization, the import of alien cultural elements, as well as a change in values. It is noted that the chosen topic is acute, therefore, further studies revealing it seem very promising. They should be aimed, firstly, at optimizing the process of cultures dialogue and awareness of its boundaries and expediency; secondly, to determine the boundary beyond which a mutually beneficial cultural exchange turns into imposition, dominance, impact for one-sided beneficial purposes.
Key words: interpenetration; dialogue; traditional values; conflict; deformation; imposition; protection
For citation: Kovalev A. A. Spiritual and moral values as an object of destructive influence. Social and political researches. 2023;4(21): 19-32. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_4_21_19. https://elibrary.ru/VONHUD.
Введение
В настоящее время национальный менталитет признан неотъемлемой частью национальной без-
опасности, которая подвергается действию различных угроз. Одной из таких угроз является духовно-нравственное воздействие, которое
20
А. А. Ковалев
направлено на дестабилизацию внутренней обстановки в обществе-мишени.
С развитием новейших технологий, которые упрощают и ускоряют способы коммуникации и обмена информацией, появляется возможность воздействовать как на все общество сразу, так и на каждого его отдельного члена. Итогом подобного воздействия, осуществляемого целенаправленно и в течение длительного времени, становится постепенная, но необратимая деградация общества, сопровождаемая утратой характеристик его национального менталитета.
Национальный менталитет и его составляющие стали предметом междисциплинарных исследований в середине прошлого века благодаря деятельности французской исторической школы «Анналов». В настоящее время интерес к данной теме не ослабевает, в том числе и в нашей стране. Среди современных отечественных исследователей национального менталитета можно назвать Н. И. и Н. Н. Губановых [Губанов, Губанов, 2017], Д. С. Козлова и Н. Ф. Дианову [Козлов, Дианова, 2020], А. Н. Юревича [Юревич, 2013] и др.
Тема духовно-нравственных ценностей стала особенно актуальна в последнее десятилетие для исследователей. Так, в рамках данной проблематики можно назвать работы Е. М. Багировой [Bagirova, 2020], О. Н. Гончара [Гончар, 2022], О. Б. Мазкиной [Мазкина, 2020],
О. Ю. Малиновой [Малинова, 2014] и мн. др.
Цель исследования - рассмотреть негативные последствия духовно-нравственного воздействия на национальный менталитет.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. дать определение ключевых понятий, среди которых традиционные ценности, национальный менталитет, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное воздействие;
2. изучить положительные и отрицательные последствия взаимопроникновения культур;
3. выделить группы угроз, вследствие активизации которых происходит разрушение традиционных духовно-нравственных ценностей и оказывается негативное влияние на национальный менталитет.
В работе были использованы следующие методы исследования: категоризация и структурно-функциональный анализ. Обращение к данным методам позволило структурировать феномен национального менталитета и обозначить место традиционных ценностей, а также их значимость непосредственно в сфере духовно-нравственной безопасности нации. Также с помощью этих методов была выделена совокупность угроз, порожденных духовно-
нравственным воздействием на национальный менталитет.
Духовно-нравственные ценности как объект деструктивного воздействия
21
Суть научной проблемы, сформулированной в данном исследовании, заключается в следующем: современный мир открытых границ и диалога культур делает национальный менталитет государств уязвимым. В числе угроз национальному менталитету находится и духовно-нравственное воздействие, дискредитирующее традиционные духовно-нравственные ценности, зачастую считающиеся предрассудками. Иными словами, взаимопроникновение культур требует соблюдения некоторой дистанции, исключающей попытки доминирования одной культуры над другой, ее дискриминации, поглощения или уничтожения и в то же самое время исключающей появление агрессивного национализма и изоляционизма в попытках защитить традиционные ценности.
Результаты исследования
Ценности стали предметом междисциплинарных исследований и занимают важное место на современном этапе развития гуманитарного знания. Ценности как система впервые были рассмотрены в работах М. Рокича [Rokeach, 1973]. Психолог определял ценности как руководящие принципы жизни. При этом он был убежден, что общее количество всех ценностей достаточно невелико (сам он выделял 36 их наименований). При этом ученый добавлял, что для каждого человека различается только их иерархия, то есть предпочтение.
То же самое можно утверждать и про нацию. У каждой нации есть предпочтительная система ценностей, в которой доминируют те или иные из них. Они представляют собой более высокий уровень человеческих потребностей. При этом важно, чтобы личные потребности соотносились и согласовывались с общественной значимостью, именно так и формируются ценности, регулирующие поведение человека [Абатаева, 2019].
Традиционные ценности - это один из фундаментальных элементов культуры нации, с их помощью формируется история, обычаи, складываются мировоззрение и образ жизни, они влияют на становление личности, на ее сознание и поведение. Традиционные ценности воплощаются в разных сферах, среди которых семейная, религиозная, этническая, культурная и пр.
«Традиционные ценности - это важная часть национального менталитета и, соответственно, жизнедеятельности всей нации» [Харитонова, 2022, с. 128]. Приверженность им и их сохранение имеют особое значение для выживаемости общества в качестве нации, повышают его выносливость и конкурентоспособность среди других наций. Однако важно осознавать, что неподвижность (законсервированность) традиционных ценностей не способствует повышению адаптируемости нации в условиях меняющейся реальности. Таким образом поддержание устойчивости тради-
22
А. А. Ковалев
ционных ценностей с одновременным внедрением принципов динамичности будет, с одной стороны, обеспечивать стабильность, с другой - позволит меняться и адаптироваться к современным реалиям и требованиям общества.
При этом важно отличать традиционные ценности от универсальных, общечеловеческих [Сали-мова, 2020]. Так, универсальные ценности имеют всеобщий характер и занимают высокое место в иерархии ценностей для всего человечества. Ориентированность на них не зависит от национальной, религиозной или какой-либо еще принадлежности. К таким ценностям можно отнести уважение человеческого достоинства, право на жизнь, свободу и ряд других.
Традиционные ценности не носят универсального характера. Для каждого народа или нации эти ценности уникальны, они занимают высшие ступени иерархии ценностей в силу культурных особенностей, своеобразных свойств национального менталитета и т. д. В идеале традиционные ценности должны дополнять универсальные и не противоречить им, однако на практике все намного сложнее. Например, в некоторых культурах существуют традиционные ценности, противоречащие общечеловеческим (кровная месть, женское обрезание, в частности, не признаются международным сообществом и осуждаются им). Поэтому вопрос о соотношении традиционных и уни-
версальных ценностей весьма актуален и требует своего решения.
Особое значение для нации играют духовно-нравственные ценности, которые имеют нематериальную природу. Они призваны сплотить, объединить нацию, сформировать единое отношение к вопросам, требующим духовного осмысления [Горина, 2022]. Тем самым духовно-нравственные ценности являются неотъемлемой частью национального менталитета.
Под национальным менталитетом следует понимать совокупность ментальных (связанных с разумом, мышлением и сознанием) и культурных качеств, имеющих место в среде определенной группы людей, обособленных по национальному признаку, и развивающихся на протяжении длительного времени.
Структура национального менталитета представляет собой систему взаимосвязанных элементов, среди которых язык с его уникальными лингвистическими свойствами, обычаи, традиции, социально-экономические условия жизни, религия, образ жизни, политическая обстановка, идеи, убеждения, ценности и мн. др. Формирование национального менталитета начинается с этапа возникновения и дальнейшего развития этнического менталитета (или нескольких этнических менталитетов) под влиянием исторических, географических, климатических и иных факторов [Рячкин, 2020]. Так формируется первичный уровень менталитета,
Духовно-нравственные ценности как объект деструктивного воздействия
23
этнический, на котором оформляются характерные свойства и черты конкретной этнической группы.
Таким образом, феномен национального менталитета - это продукт взаимодействия различных факторов, благодаря которым становится возможным структурировать культурно и психологически однородный мир. Так, «<...> в национальном менталитете большое значение имеет психологическая составляющая, смысл которой заключается в раскрытии способов восприятия и оценки окружающей действительности, сформированных благодаря общим историческим, культурным и социальным условиям совместного существования» [Серова, 2020, с. 291].
Важными элементами, оказывающими влияние на формирование национального менталитета, являются традиции и культура. Изучением их роли в исследуемой области занимаются социологи, этнологи и культурологи. Благодаря этим элементам происходит формирование и закрепление системы ценностей конкретной общности, шаблонов социально приемлемого поведения, стилей социального взаимодействия и вариантов самоидентификации.
Культура того или иного общества определяет следующие показатели, которые, так или иначе, способны влиять на его национальный менталитет: система ценностей (например, коллективизм-индивидуализм), пространственно-временные отношения
(например, гибкое или негибкое восприятие времени), способ коммуникации (например, преобладание вербальных или невербальных форм), отношение к природе и окружающей среде (например, забота о природе или потребительское отношение к ней).
Также культура и традиции того или иного общества оказывают существенное влияние на функционирование социальных институтов. Это, в частности, касается института брака, семейных отношений и пр.
Важно отметить, что национальный менталитет является объективным отражением особенностей той или иной нации. А это означает, что, во-первых, национальный менталитет отражает как позитивные качества нации, так и отрицательные; во-вторых, сам менталитет может и позитивно влиять на нацию-носителя, и негативно. Так, национальный менталитет способствует укреплению самосознания нации, ее идентичности, а также закрепляет и развивает уникальные традиции и обычаи. Но вместе с тем гипертрофированное проявление особенностей национального менталитета может трансформироваться в национализм, который, в свою очередь, провоцирует проявление тех или иных форм дискриминации, порождает конфликты, нарушает принципы толерантности, а также способен привести к изоляционизму.
Сам национальный менталитет, если он состоявшийся, зрелый и осознанный, способствует упоря-
24
А. А . Ковалев
дочиванию жизни своих носителей. Однако он может переживать периоды упадка, трансформаций, кризисов, а также подвергаться негативным воздействиям, которые представляют серьезную угрозу его нормальному функционированию. И эти угрозы могут проявляться по-разному, воздействуя на ту или иную область в структуре национального менталитета.
Одной из таких областей являются традиционные духовно-нравственные ценности, которые представляют собой неотъемлемую часть национального менталитета. Эти ценности имеют большое значение в процессе формирования социальных отношений, а также влияют на поведение людей в социуме. Они включают в себя общепринятые нормы, моральные установки и религиозные убеждения, устанавливающие порядок в обществе.
Под духовно-нравственными ценностями следует понимать «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [Указ Президента ... , 2022].
Таким образом, возникающие угрозы духовно-нравственным
ценностям серьезно деформируют или вовсе уничтожают жизненные ориентиры для всей нации. Одной из таких угроз, безусловно, является глобализация, поддерживаемая информационной революцией и цифровизацией [Шразаддинова, 2021]. Но если эти процессы являются естественным этапом развития человечества, то существуют и целенаправленные и спланированные действия, направленные на воздействие на духовно-нравственные ценности как основу национального менталитета конкретной нации. Одним из таких воздействий являются процессы «вестернизации», выраженные в стремлении приобщить не западные общества к западным ценностям. Такие процессы наносят вред традиционным ценностям, религиозным убеждениям, основам мировоззрения нации [Лескин, 2022].
Итак, традиционные духовно-нравственные ценности становятся объектом деструктивного воздействия с целью подрыва основ национального менталитета, неотъемлемой частью которого они являются.
Под духовно-нравственным воздействием следует подразумевать способ создания угроз национальному менталитету, цель которого заключается в стремлении дискредитировать, низвести (способствовать «мельчанию»), уничтожить, подменить духовно-нравственные основы жизнедеятельности нации. Подобная деятельность является одним из мето-
Духовно-нравственные ценности как объект деструктивного воздействия
25
дов «гибридной войны», которая направлена на уничтожение воли противника, подрыв его целей и ценностей, повышение управляемости и достижение предсказуемости его действий и реакций [МсСиеп, 2008].
Иными словами, духовно-нравственное воздействие на национальный менталитет - это один из весьма эффективных способов борьбы с противником в рамках войн нового поколения, для которых предпочтительнее нефизическое воздействие, а в качестве поля боя выбирается ментальное и духовно-нравственное пространство.
Типичным примером подобного воздействия является план Даллеса [План Даллеса, 1948], который стал в настоящее время практически именем нарицательным. Невозможно достоверно подтвердить или опровергнуть реальное существование этого документа. Однако этого не требуется, так как в любом случае имеющийся текст этого плана демонстрирует ту политику, которую выбрал главный российский исторический антагонист на пути достижения собственных целей. Изложенный в таком варианте план по разложению России становится реальностью последних десятилетий.
Можно констатировать, что духовно-нравственное воздействие на национальный менталитет представляет угрозу национальной безопасности в целом [Осипов, 2021].
На этапе цифрового развития человечества осуществление духовно-
нравственного воздействия становится проще и доступнее его субъектам. «Манипулирование сознанием при использовании возможностей цифровизации и укреплении глобализационных тенденций, провоцирующих развитие космополитизма, зачастую происходит через социальные сети» [Ефимцева, 2022, с. 27]. Таким способом появляется возможность пропагандировать альтернативную мораль, дискредитировать традиционные ценности, провозглашать ценность материального по сравнению с духовным. Это один из видов так называемого цифрового насилия.
Таким образом, в рамках настоящего исследования будут выделены группы угроз, возникающие вследствие разрушения традиционных духовно-нравственных ценностей и негативно влияющих на национальный менталитет:
1. Глобализация представляет собой процесс мировой интеграции, обмена в области экономических, политических, культурных отношений, в результате чего происходит сближение государств и их народов, они становятся более взаимосвязанными и взаимозависимыми. Глобализация оказывает влияние на национальный менталитет через культурный аспект, стремясь унифицировать культурные явления, что в итоге приводит к размыванию культурных особенностей, стиранию границ, утрате идентичности.
26
А. А . Ковалев
Такое положение не только сближает народы, стирая или смягчая различия между ними, но и нередко вызывает сопротивление. Особенно это актуально в ситуации навязывания чуждых ценностей или поглощения одной культуры другой. Так, глобализация провоцирует конфликтное взаимодействие.
Таким образом, глобализация -это естественный процесс сближения народов на различных основаниях и под влиянием различных факторов. В зависимости от того, какие цели преследуют правительства тех или иных стран, глобализация может как ослаблять национальный менталитет (разобщая нации), так и укреплять его (посредством обогащения собственного уникального опыта опытом иных культур).
2. Внедрение чужеродных культурных элементов. Взаимопроникновению культурных особенностей способствуют средства массовой коммуникации, среди которых телевидение, радио, а в XXI веке Интернет и социальные сети. В результате межкультурного общения происходит обогащение культурного опыта каждой из сторон.
Для национального менталитета такое взаимодействие может иметь и положительные, и отрицательные последствия. Среди положительных - развитие толерантности, повышение культурной грамотности, получение нового уникального опыта, расширение кругозора и т. д. Однако существует и негативный опыт межкультурного общения, который
выражается в потере идентичности и уникальности, нарушении принципов самоопределения народа, снижении уровня культурного разнообразия (имеет место при доминировании одной культуры и ее стремлении поглотить другие культуры и лишить их индивидуальности).
Помимо относительно незаметного поглощения или доминирования могут происходить и весьма болезненные процессы, которые могут подвигнуть нацию к сопротивлению и спровоцировать тем самым межнациональный конфликт. В результате такие конфликты могут принимать затяжной характер, переживая периоды разрядки и эскалации. Таковыми, к примеру, можно считать все те конфликты, которые были инициированы США в разных странах мира (в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии и пр.). Соединенные Штаты «несли демократию», чуждую культуре этих государств. А после иностранного вмешательства в данных странах периодически происходит эскалация напряженности.
3. Изменение ценностей. Данный аспект жизнедеятельности современного человека является одним из наиболее уязвимых объектов духовно-нравственного воздействия, негативно влияющих на национальный менталитет. В результате изменения ценностной иерархии нарушается устойчивость социума, ухудшается экономическая, политическая и культурная обстановка в обществе [Бялт, 2023].
Духовно-нравственные ценности как объект деструктивного воздействия
27
Изменение доминирующих в конкретном обществе ценностей повлечет за собой изменение поведенческой модели человека, а также повлияет на его идентичность. При этом нельзя игнорировать факт неоднородности общества, часть которого может легко перенять чуждые ценности, не осмысливая критически последствия этого процесса и его целесообразность, другая часть может начать активно сопротивляться. В результате внутри самого общества может возникнуть напряженность и возрастет предрасположенность к конфликтам (конфлик-тогенность). Как правило, именно такую цель преследуют субъекты духовно-нравственного воздействия, когда стремятся деформировать национальный менталитет народа государства-противника.
Заключение
Защита традиционных духовно-нравственных ценностей является приоритетной задачей для современного государства с целью сохранения стабильности общества. Значимость этих ценностей раскрывается в том, что они консолидируют общество, задают общие цели, способствуют нахождению путей достижения этих целей, а также позволяют человеку и социуму в целом развиваться духовно, искать и находить внутренние источники для внешней жизни, среди которых сопереживание, взаимопомощь, ответственность и т. д.
Эти ценности являются неотъемлемым элементом национального менталитета, который можно оха-
рактеризовать как основу жизнедеятельности человека как части целого (общества, нации). Национальный менталитет и духовно-нравственные ценности определяют те общие принципы жизни, благодаря которым люди как члены конкретной нации живут согласованно, мирно, видя при этом общие цели и общее будущее и имея возможность развиваться духовно. Утрата этих ценностей может повлечь наступление социальной деградации, отчуждения, психологической неустойчивости, морального разложения, а также повышение уровня конфликто-генности в обществе.
Тем самым духовно-
нравственные ценности нуждаются в защите. Если государство стремится сохранить традиционные ценности своего народа, укрепить его идентичность и защитить культурное наследие, то и на международной арене престиж и уважение станут его неотъемлемым атрибутом.
Таким образом, защита от негативного духовно-нравственного влияния способствует развитию нации, предотвращает ее вырождение и деградацию. Дальнейшие исследования по настоящей теме представляются весьма актуальными, так как процесс диалога культур наращивает темпы, а инструменты для его успешной реализации постоянно совершенствуются благодаря техническому прогрессу и развитию информационных технологий. Поэтому необходимо, во-первых, оптимизировать этот процесс и осознать его границы
28
А. А . Ковалев
и целесообразность; во-вторых, определить тот рубеж, за которым взаимовыгодный диалог переходит в
навязывание, доминирование, воздействие в односторонне выгодных целях.
Библиографический список
1. Абатаева П. Н. Понятие ценностей в психологических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 293-296.
2. Бялт В. С. К вопросу о традиционных российских духовно-нравственных ценностях / В. С. Бялт, С. Ю. Чимаров // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 93-1. С. 46-47.
3. Гончар О. Н. Духовные ценности как политтехнология «мягкой силы» // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2022. Т. 16, № 3. С. 126136.
4. Горина Е. Е. Роль образовательных организаций в реализации государственной политики по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей / Е. Е. Горина, М. А. Саулина // Социальные отношения. 2022. № 4 (43). С. 28-34.
5. Губанов Н. И. Роль менталитета в развитии общества: социокультурная гипотеза / Н. И. Губанов, Н. Н. Губанов // Вестник славянских культур. 2017. Т. 43, С. 38-51.
6. Ефимцева Т. В. Духовно-нравственные ценности как основа национальной безопасности Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2022. № 1 (51). С. 26-28.
7. Козлов Д. С. Русский характер и национальный менталитет России / Д. С. Козлов, Н. Ф. Дианова // Modern science. 2020. № 5-1. С. 470-474.
8. Лескин Д. Ю. О стратегических задачах в области сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей // Поволжский вестник науки. 2022. Т. 63, № 2. С. 7-12.
9. Мазкина О. Б. Развитие духовно-нравственных ценностей студентов вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 3. С. 48-51.
10. Малинова О. Ю. «Духовные скрепы» как государственная идеология // Россия в глобальном мире. 2014. Т. 12, № 5. С. 113-122.
11. Осипов О. В. Традиционные духовно-нравственные ценности и национальная безопасность России / О. В. Осипов, Ш. Ш. Хайрулин // Военный научно-практический вестник. 2021. № 1-2 (14-15). С. 73-81.
12. План Даллеса. Полный текст. Директива Совета национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года из сборника Thomas H. EtzoldandJohnLewisGaddis, eds., Containment: DocumentsonAmericanPolicyandStrategy. 1945/1950. NSC 20/1. P. 173-203 URL: http://www.sakva.ru/Nick/NSC_20_1.html (дата обращения: 24.10.2023).
13. Рячкин А. Ю. Генезис национального менталитета («русского духа») в зеркале философской рефлексии / А. Ю. Рячкин, Н. В. Соломина // Аспирант. 2020. № 1 (52). С. 70-73.
Духовно-нравственные ценности как объект деструктивного воздействия
29
14. Салимова А. Г. Традиционные ценности как предмет междисциплинарных исследований // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10, № 3А. С. 169-175.
15. Серова О. Е. Духовно-психологическая компонента генеза национального менталитета // Евразийское научное объединение. 2020. № 3-4 (61). С. 288-293.
16. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальные сетевые ресурсы Президента России [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502. (Дата обращения: 24.10.2023).
17. Харитонова Е. В. Трансляция семейных ценностей как основы российского менталитета / Е. В. Харитонова, Е. Н. Холондович // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 120-131.
18. Шразаддинова А. А. Роль и значение национального менталитета в эпоху глобализации // Форум молодых ученых. 2021. № 4 (56). С. 445-448.
19. Юревич А. Н. Структурные элементы национального менталитета // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/702/385. (Дата обращения: 25.10.2023).
20. Bagirova E.M.K. The problem of transformation of moral value and human adaptation in the information society // International scientific review. 2020. No 1 (42). P. 32-34.
21. McCuen J.J. Hybrid wars // Military review. 2008 Vol. 88. No 2. P. 107-113.
22. Rokeach M. The nature of human values. N-Y.: Free press, 1973. 438 p.
Reference list
1. Abataeva P. N. Ponjatie cennostej v psihologicheskih issledovanijah = The concept of values in psychological research // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2019. № 63-2. S. 293-296.
2. Bjalt V. S. K voprosu o tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cen-nostjah = To the question of traditional Russian spiritual and moral values / V. S. Bjalt, S. Ju. Chimarov // Tendencii razvitija nauki i obrazovanija. 2023. № 93-1. S. 46-47.
3. Gonchar O. N. Duhovnye cennosti kak polittehnologija «mjagkoj sily» = Spiritual Values as "Soft Power" Political Technology// Vestnik Permskogo universiteta. Seri-ja: Politologija. 2022. T. 16. № 3. S. 126-136.
4. Gorina E. E. Rol' obrazovatel'nyh organizacij v realizacii gosudar-stvennoj politi-ki po sohraneniju tradicionnyh duhovno-nravstvennyh cennostej = The role of educational organizations in the implementation of state policy to preserve traditional spiritual and moral values / E. E. Gorina, M. A. Saulina // Social'nye otnoshenija. 2022. № 4 (43). S. 28-34.
5. Gubanov N. I. Rol' mentaliteta v razvitii obshhestva: sociokul'turnaja gi-poteza = Role of mentality in the development of society: sociocultural hypothesis / N. I. Gubanov, N. N. Gubanov // Vestnik slavjanskih kul'tur. 2017. T. 43. S. 38-51.
6. Efimceva T. V. Duhovno-nravstvennye cennosti kak osnova nacional'noj be-zopasnosti Rossijskoj Federacii = Spiritual and moral values as the basis of the national
30
А. А. Ковалев
security of the Russian Federation // Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Mos-kovskoj gosudarstvennoj juridicheskoj akademii. 2022. № 1 (51). S. 26-28.
7. Kozlov D. S. Russkij harakter i nacional'nyj mentalitet Rossii = Russian character and national mentality of Russia / D. S. Kozlov, N. F. Dianova // Modern science. 2020. № 5-1. S. 470-474.
8. Leskin D. Ju. O strategicheskih zadachah v oblasti sohranenija i ukreplenija tradi-cionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej = On strategic tasks in the field of preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values // Pov-olzhskij vestnik nauki. 2022. T. 63. № 2. S. 7-12.
9. Mazkina O. B. Razvitie duhovno-nravstvennyh cennostej studentov vuza = Development of spiritual and moral values of university students // Vestnik Voro-nezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obrazova-nija. 2020. № 3. S. 48-51.
10. Malinova O. Ju. «Duhovnye skrepy» kak gosudarstvennaja ideologija = "Spiritual staples" as a state ideology // Rossija v global'nom mire. 2014. T. 12. № 5. S. 113-122.
11. Osipov O. V. Tradicionnye duhovno-nravstvennye cennosti i nacio-nal'naja be-zopasnost' Rossii = Traditional spiritual and moral values and national security of Russia / O. V. Osipov, Sh. Sh. Hajrulin // Voennyj nauchno-prakticheskij vestnik. 2021. № 1-2 (14-15). S. 73-81.
12. Plan Dallesa. Polnyj tekst. Direktiva Soveta nacional'noj Bezopas-nosti SShA 20/1 ot 18 avgusta 1948 goda iz sbornika = Dulles Plan. Full text. U.S. National Security Council Directive 20/1 dated from August 18, 1948 from the com-pendium Thomas H. EtzoldandJohnLewisGaddis, eds., Containment: Documentso-nAmericanPolicyandStrategy. 1945/1950. NSC 20/1. P. 173-203 URL: http://www.sakva.ru/Nick/NSC_20_1.html. (Data obrashhenija: 24.10.2023).
13. Rjachkin A. Ju. Genezis nacional'nogo mentaliteta («russkogo duha») v zerkale filosofskoj refleksii = Genesis of the national mentality ("Russian spirit") in the mirror of philosophical reflection / A. Ju. Rjachkin, N. V. Solomina // Aspirant. 2020. № 1 (52). S. 70-73.
14. Salimova A. G. Tradicionnye cennosti kak predmet mezhdisciplinar-nyh issle-dovanij = Traditional values as a subject of interdisciplinary research/ // Kul'tura i civi-lizacija. 2020. T. 10, № 3A. S. 169-175.
15. Serova O. E. Duhovno-psihologicheskaja komponenta geneza nacional'nogo mentaliteta Spiritual and psychological component of the genesis of the national mentality // Evrazijskoe nauchnoe ob#edinenie. 2020. № 3-4 (61). S. 288-293.
16. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 g. № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» = Decree of the President of the Russian Federation dated from 09.11.2022 No. 809 "On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values"// Oficial'nye setevye resursy Prezidenta Rossii [sajt]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502. (Data obrashhenija: 24.10.2023).
17. Haritonova E. V. Transljacija semejnyh cennostej kak osnovy rossijskogo men-taliteta = Broadcasting family values as the basis of the Russian mentality / Духовно-нравственные ценности как объект деструктивного воздействия 31
E. V. Haritonova, E. N. Holondovich // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2022. № 5 (128). S. 120-131.
18. Shrazaddinova A. A. Rol' i znachenie nacional'nogo mentaliteta v jepohu glob-alizacii = The role and significance of national mentality in the age of globalization // Forum molodyh uchenyh. 2021. № 4 (56). S. 445-448.
19. Jurevich A. N. Strukturnye jelementy nacional'nogo mentaliteta = Structural elements of the national mentality // Psihologicheskie issledovanija. 2013. T. 6. № 29. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/702/385. (Data obrashhenija: 24.10.2023).
20. Bagirova E.M.K. The problem of transformation of moral value and human adaptation in the information society // International scientific review. 2020. No 1 (42). P. 32-34.
21. McCuen J.J. Hybrid wars // Military review. 2008 Vol. 88. No 2. P. 107-113.
22. Rokeach M. The nature of human values. N-Y.: Free press, 1973. 438 p.
Статья поступила в редакцию 22.09.2023; одобрена после рецензирования 16.10.2023; принята к публикации 24.11.2023.
The article was submitted on 22.09.2023; approved after reviewing 16.10.2023; accepted for publication on 24.11.2023
32
А. А . Ковалев