Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4
О.В. Маринин
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ГЕРМАНИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
Статья посвящена анализу динамики развития социокультурного регио-новедения как самостоятельной дисциплины гуманитарного знания. Дается периодизация этого процесса с выделением характерных особенностей каждого из трех этапов. В числе проблем автором указано на недостаточность имеющейся источниковой базы и на успешные попытки ее расширения. Вторая часть статьи посвящена рассмотрению комплекса документальных материалов Советской военной администрации в Германии (СВАГ) с точки зрения их использования в регионоведческих разработках социокультурного характера в рамках изучения межрегиональных связей СССР и Германии в первые послевоенные годы. В том числе с использованием своего профессионального опыта, автор рассказал о процессе рассекречивания материалов СВАГ, об их публикации и основных направлениях использования в рамках социокультурного регионоведения. В статье перечислены основные комплексы документальных материалов СВАГ, доступные для использования в настоящее время в Государственном архиве Российской Федерации. Выводы: Социокультурное регионоведение как самостоятельная дисциплина гуманитарного знания развивается в полном соответствии с законами и тенденциями других гуманитарных наук, что подтверждает его актуальность и научную значимость проводимых в его рамках исследований. Тенденция к расширению информационной базы регионоведческих штудий закономерна и позволяет привлечь новые области знаний в рамках междисциплинарных проектов. Комплекс документальных материалов СВАГ предоставляет широкие возможности для комплексного социокультурного регионоведческого анализа большого круга материалов с целью более полного и объективного понимания особенностей межрегиональных отношений СССР и Германии в 1945-1949 гг.
Ключевые слова: социокультурное регионоведение; регионоведение России; регионоведение Германии; культурно-исторический аспект взаимодействия России и Германии; Государственный архив Российской Федерации; публикация архивных материалов; Советская военная администрация в Германии; историко-культурологические исследования.
Маринин Оганес Викторович - кандидат исторических наук, доцент кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
Социокультурное регионоведение является сравнительно молодым направлением в гуманитарных исследованиях, оно впервые было сформулировано преподавателями кафедры региональных исследований нашего факультета в первом десятилетии двухтысячных годов [Актуальные проблемы регионоведения, 2007]. Однако, несмотря на свою молодость, оно демонстрирует полную научную и образовательную самостоятельность и развивается по классическим законам любой гуманитарной науки. На первом этапе внимание исследователей было привлечено чаще всего к выбору термина, к определению предмета, объекта, методики и методологии изучения, к выработке общего понимания места и роли нового направления в системе уже сложившегося гуманитарного знания. На втором этапе развития социокультурного регионоведения как отдельной дисциплины преподавателями нашей кафедры, в том числе и автором настоящих заметок, были сформулированы основные и второстепенные признаки региона, обоснованы такие принципиальные понятия, как «константы» и «доминанты» региона, выявлено общее направление вектора развития региона [Маринин, 2014]. Появилось и утвердилось разделение, в том числе и в учебном процессе, на регионоведение России и зарубежное регионоведение.
Современный этап развития социокультурного регионоведения характеризуется динамичным распространением этого типа исто-рико-культурологического анализа на все новые сферы и области исследований. Были предложены научной общественности, получили одобрение и нашли свое место в учебном процессе новые направления социокультурного регионоведения, например, аудиовизуальное регионоведение и др. Благодаря тесному взаимодействию с нашими коллегами- представителями других гуманитарных специализаций, много точек соприкосновения было найдено с культурной географией, имагологией, искусствознанием, другими направлениями, что обогатило методологию и инструментарий исследований и в конечном итоге привело к росту актуальности и научной значимости результатов регионоведческих разработок.
Любое правильное развитие науки предполагает не только успехи, но и сложности, которые выявляют новые проблемы и аспекты в общих и частных вопросах и без которых невозможно динамичное продвижение вперед в познании человеческой деятельности во всем ее многообразии. Насущной проблемой социокультурного регионо-ведения стало расширение круга используемых при профильных разработках источников. Первоначально типовая и видовая классификация источников была заимствована у исторической науки, что полностью себя оправдало в период становления этой отрасли гуманитарного знания и привело к четкой структуризации и типоло-
гизации источниковедческого анализа. Однако по мере развития специфики социокультурных исследований стало понятно, что необходимо расширение круга информационных данных для удовлетворения междисциплинарных требований этого направления работ. Преподаватели нашей кафедры провели большую поисковую и аналитическую работу, в результате которой регионоведческие исследования стали опираться на широкое и многообразное использование данных из СМИ, в традиционном и электронном формате, статистику и другие ресурсы, используемые в экономической географии, опросы общественного мнения и интервьюирование, на литературные произведения отечественного и зарубежного происхождения и т.д. При этом самую большую пользу приносит сравнительно-аналитический анализ материалов на разных языках, что облегчается профессиональным уровнем языковой подготовки студентов и магистрантов РИМО на нашем факультете. Отдельно хотелось бы отметить принципиально важное для социокультурных регионоведческих исследований достижение - включение в базу репрезентативных данных распространенных интернет-ресурсов, блогов, социальных сетей и т.п. Именно эти материалы являются очень важными и труднозаменимыми при определенном виде социокультурных регионоведческих исследований.
Благодаря активным усилиям по нахождению и освоению новых источников для анализа, проблема расширения их круга получает свое последовательное разрешение. Дальнейшему достижению именно этой принципиальной задачи посвящена и настоящая статья.
Выполняя поручение руководства кафедры, в течение последних лет подготовил и веду лекционный курс по культурно-историческим аспектам взаимодействия России и Германии. В результате пришел к выводу о том, что после окончания Великой Отечественной войны в ходе социокультурного сотрудничества двух регионов сложился и был востребован уникальный и интересный опыт межрегиональных отношений.
Как известно, после завершения военных действий в 1945 г., на территории Германии начали свое существование и функционирование оккупационные власти в четырех зонах оккупации - советской, американской, английской и французской. Несмотря на свою сравнительную непродолжительность, этот период формально завершился в 1949 г. с созданием ФРГ и ГДР, он признан одним из самых сложных в послевоенной истории Германии. В первые месяцы главными задачами оккупационных властей было разоружить немецкие войска, не допустить массовых беспорядков, эпидемий, голода и обеспечить население Германии хотя бы минимумом продовольствия. Советская зона оккупации занимала примерно 30%
территории Германии, там проживало примерно 28% населения страны. До войны этот район давал более 30% промышленной продукции, 35% возделываемых сельхозугодий послевоенной Германии также находились в советской зоне [Бонвеч, 2008].
Для организации разноплановой управленческой и контрольной деятельности 6 июня 1945 г. постановлением СНК СССР была создана Советская военная администрация в Германии (СВАГ), которая формально прекратила свою деятельность 5 ноября 1949 г. в связи с образованием ГДР. Не требует специальных пояснений тот факт, что отечественные и зарубежные историки всегда проявляли к этому комплексу документальных материалов огромный интерес. Между тем официальная советская историография много лет заявляла о незначительности материалов СВАГ с точки зрения информационного наполнения и одновременно о необходимости исполнять требования тогдашнего законодательства о соблюдении военной и государственной тайны. Действительно, после поступления документального комплекса СВАГ на хранение в СССР осенью 1954 г., подавляющее большинство материалов находились под грифом «Секретно» и «Совершенно секретно». Только после распада Советского Союза и кардинальных изменений в информационной политике, связанных с перестройкой и принятием системы новых ценностей, стало возможно для историков подступиться к документам СВАГ. На повестку дня встал вопрос о рассекречивании данного комплекса.
Подробное и последовательное изложение процесса рассекречивания материалов СВАГ вышло бы далеко за рамки настоящей статьи и заслуживает отдельного, весьма трудоемкого исследования. В связи с этим на правах свидетеля, а иногда и активного участника этого процесса, ограничусь указанием лишь на то, что это дело шло весьма небыстро и непросто. Неоднократно нам, сотрудникам государственных архивов РФ, в фондах которых находились на хранении документы СВАГ, приходилось проявлять чудеса находчивости и дипломатической изворотливости с тем, чтобы добиться от экспертов-представителей различных заинтересованных российских ведомств планомерной и конструктивной совместной работы. Как бы там ни было, работа подошла к концу, и исследователи получили возможность ознакомиться и проанализировать значительное количество документов СВАГ. При этом все требования текущего российского законодательства по обеспечению сохранности военной и государственной тайны были тщательно соблюдены.
Совершенно закономерно, что комплекс рассекреченных документов СВАГ оказался в центре внимания российских и немецких исследователей, которые на протяжении примерно десяти лет на
рубеже ХХ-ХХ1 вв. подвергли его углубленному и заинтересованному анализу. Очень приятно, что большой вклад в разработку и публикацию материалов СВАГ внес доктор исторических наук, профессор В.В. Захаров, который уже не первый год возглавляет на нашем факультете кафедру немецкого языка. Особое внимание специально созданной российско-немецкой рабочей группы привлекли проблемы выплаты репараций, вывоза с территории Германии материальных благ, возврат культурных ценностей, вывезенных с территории СССР в годы Великой Отечественной войны, меры по денацификации немецкого общества и другие проблемы, имевшие не только исторический, но и острый политический аспект. Вместе с тем деятельность органов СВАГ отнюдь не ограничивалась политико-экономическими и карательными вопросами, а затрагивала весь комплекс создания на территории Восточной Германии новой социальной и культурной системы ценностей в духе пропаганды и строительства социализма. Прекрасным подспорьем для настоящих и будущих исследователей этих сюжетов стала опубликованная рабочей группой серия тематических сборников рассекреченных архивных материалов со вступительными статьями научно-аналитического характера профессора В.В. Захарова [см., например, Захаров, Катцер, Уль, 2014]. Рассекреченных и опубликованных материалов вполне достаточно для того, чтобы заполнить имеющуюся по сей день лакуну в исследованиях деятельности СВАГ, которая связана с социокультурной политикой советских оккупационных властей. Социокультурное регионоведение должно использовать свои междисциплинарные возможности и свой исследовательский подход для освоения документов СВАГ с интересующей нас точки зрения.
Перечень возможных для изучения проблем весьма широк. Первое и главное - это анализ приемов и методов деятельности органов СВАГ с целью исполнения главной задачи - построения на территории Восточной Германии социалистического общества. С точки зрения взаимодействия культур, советской культуры победителей и немецкой культуры побежденных, эти проблемы еще не нашли своего широкого и всестороннего освещения. Первой ласточкой в российской историографии вопроса явилась статья аспиранта и молодого преподавателя нашей кафедры Д.А. Зинчук, в которой автор успешно попытался разобраться в методологии исследовательской проблемы при изучении социокультурной деятельности СВАГ [Зинчук, 2020].
Для облегчения работы будущих исследователей СВАГ приведу некоторые сведения справочно-информационного характера. Документальный комплекс СВАГ находится на хранении в Государственном архиве Российской Федерации, фонд Р-7317, всего более
8,5 тыс. дел за период 1945-1949 гг.1 Принятая в РФ архивная практика не предусматривает подсчета количества документов в этих делах, но понятно, что их в разы больше. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством РФ некоторая часть этого комплекса находится на закрытом хранении и не подлежит свободному ознакомлению. Однако это не должно останавливать будущих исследователей, так как эти материалы имеют весьма специфический характер и не являются первоочередными для ознакомления в целях анализа социокультурной политики СВАГ. Можно с полной уверенностью утверждать, что открытые и доступные для ознакомления и изучения документы освещают весь комплекс проблем социокультурной деятельности и являются совершенно самодостаточными. На хранении находятся следующие группы документов, имеющие значение при изучении социокультурной деятельности СВАГ: Штаб СВАГ (приказы Главноначальствующе-го СВАГ, штатные расписания управлений, отделов, военных комендатур и частей СВАГ, финансовые отчеты управлений); Политическое управление; Управление информации; Управление торговли и снабжения; Управление торгово-бытовых предприятий; Отдел народного образования (планы и отчеты о работе отдела; переписка с управлениями и отделами СВАГ о состоянии учебных заведений; о подготовке преподавательских кадров; о преподавании русского языка; статистические отчеты и справки о состоянии народного образования в американской, английской и французской зонах оккупации); Отдел здравоохранения; Управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли2.
В заключение хотелось подвести некоторые итоги. Социокультурное регионоведение как самостоятельная дисциплина гуманитарного знания развивается в полном соответствии с законами и тенденциями других гуманитарных наук, что подтверждает его актуальность и научную значимость проводимых в его рамках исследований. Тенденция к расширению информационной базы регио-новедческих штудий закономерна и позволяет привлечь новые области знаний в рамках междисциплинарных проектов. Наконец, комплекс документальных материалов Советской военной администрации в Германии предоставляет широкие возможности для комплексного социокультурного регионоведческого анализа большого круга материалов с целью более полного и объективного понимания особенностей межрегиональных отношений СССР и Германии в первые послевоенные годы.
1 Фонды ГА РФ по истории СССР. Путеводитель. Т. 3. М., 1997. С. 395.
2 Там же. С. 395-400.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы регионоведения. Сб. статей. Вып. 2. М., 2007.
2. Бонвеч Бернд. История Германии. Т. 2. От создания Германской империи до начала XXI века. М., 2008.
3. Зинчук Д.А. Методологические особенности изучения социокультурной деятельности СВАГ // Вестн. Моск. ун-та. Сер.19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 1. С. 98-104.
4. Калякина А.В. К вопросу о формировании понятийно-терминологической базы регионоведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер.19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. С. 128-135.
5. Маринин О.В. Сколько ни говори: Халва, халва!, а во рту слаще не станет // Россия и Запад: диалог культур. 2014. № 5. URL: http://regionalstudies.ru/journal/ homejornal/rubric/2012-11-02-22-03-27/320--q-q.html (дата обращения: 01.06.2020).
6. Павловский И.В. Социокультурное регионоведение как гуманитарная специальность // Вестн. Моск. ун-та. Сер.19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 3. С. 67-76.
7. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования. Цели, методы, результаты.1945-1949: Сб. документов. М., 2006.
8. СВАГ и формирование партийно-политической системы в Советской зоне оккупации Германии.1945-1949. Сб. документов. Т. 1-2. В.В. Захаров, Н. Кат-цер, М. Уль. М., 2014.
9. СВАГ и религиозные конфессии советской зоны оккупации Германии, 19451949. Сб. документов. М., 2006.
10. Тер-Минасова С.Г. Роль факультета иностранных языков и регионоведения как флагмана языкового образования в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 19-37.
Oganes V. Marinin
SOCIOCULTURAL ASPECT OF THE POLICY OF THE SOVIET MILITARY ADMINISTRATION IN GERMANY AS A TOPICAL ISSUE OF AREA STUDIES
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
The article analyzes the dynamics of the development of sociocultural area studies as a branch of knowledge, and chronologizes this process with a separate indication of features of its three stages. The author focuses on the insufficiency of sources and on the attempts of researchers to deal with this problem. The second part of the article demonstrates the potential of the documents of the Soviet military administration in Germany as a source for sociocultural studies of interaction between Germany and the USSR after the war. The author dwells on the disclosure of the SMAG documents drawing on his own experience as well. The article includes the main documents available in the State archive of the Russian Federation. The author concludes that sociocultural studies are developing in accordance with the basic interdisciplinary laws and tendencies in the human sciences. The documents of the SMAG provide considerable opportunities for sociocultural analysis in order
to more thoroughly understand the features of intercultural cooperation between Germany and the USSR in 1945-1949.
Key words: sociocultural area studies; Russian studies; German studies; cross-cultural cooperation between Germany and Russia; State archive of the Russian Federation; archive materials; Soviet military administration in Germany; historical and cultural studies.
About the author: Oganes V. Marinin - PhD in History, Associate Professor, Department of Area Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomono-sov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Aktual'nye problemy regionovedeniya. 2007. Sb. statej. Vyp. 2. Moscow. (In Russ.)
2. Bonvech Bernd. 2008. Istoriya Germanii. Vol. 2. Ot sozdaniya Germanskoj imperii do nachala XXI veka. Moscow. (In Russ.)
3. Zinchuk D.A. 2020. Metodologicheskie osobennosti izucheniya sociokul'turnoj deyatel'nosti SVAG [Specific methodological aspects of studying the sociocultural policy of the soviet military administration in Germany]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 98-104. (In Russ.)
4. Kalyakina A.V. 2018. K voprosu o formirovanii ponyatiino-terminologicheskoi bazy regionovedeniya [Developing the concept and terminology basis in area studies]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 128-135. (In Russ.)
5. Marinin O.V. 2014. Skol'ko ni govori: Halva, halva!, a vo rtu slashche ne stanet [No matter how much you repeat: HALVA! HALVA !, but it won't make your mouth sweeter]. Rossiya i Zapad: dialog kul'tur, no. 5. URL: http://regionalstudies.ru/ journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-03-27/320--q-q.html (accessed: 1.06.20). (In Russ.)
6. Pavlovskii I.V. 2014. Sotsiokul'turnoe regionovedenie kak gumanitarnaya spet-sial'nost' [Sociocultural regional studies as a special field in humanities]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 67-76. (In Russ.)
7. Politika SVAG v oblasti kul'tury, nauki i obrazovaniya. Celi, metody, rezul'taty [Policy of SVAG in the field of culture, science and education. Goals, methods, results]. 1945-1949. Sb. dok. Moscow, 2006. (In Russ.)
8. SVAG i formirovanie partijno-politicheskoj sistemy v Sovetskoj zone okkupacii Germanii [SVAG and the formation of the party-political system in the Soviet zone of occupation of Germany]. 1945-1949. Sb. dok.Tt. 1-2. Eds. Zaharov V.V., Katcer N.,Ul' M. Moscow, 2014. (In Russ.)
9. SVAG i religioznye konfessii sovetskojzony okkupacii Germanii [SVAG and religious confessions of the Soviet zone of occupation of Germany], 1945-1949. Sb. dok. Moscow, 2006. (In Russ.)
10. Ter-Minasova S.G. 2019. Rol' fakul'teta inostrannykh yazykov i regionovedeniya kak flagmana yazykovogo obrazovaniya v Rossii [THE PART OF THE FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES AND AREASTUDIES AS THE flagship OF LANGUAGE EDUCATION IN RUSSIA]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 19-37. (In Russ.)