Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ГЕРМАНИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАГ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СВАГ / СОВЕТСКАЯ ОККУПАЦИОННАЯ ЗОНА / МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ / THE SOVIET MILITARY ADMINISTRATION IN GERMANY / SOCIOCULTURAL POLICY / INTERCULTURAL COMMUNICATION / SOVIET OCCUPATION ZONE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зинчук Дарья Александровна

Советская военная администрация в Германии была создана в 1945 г. Ее целью было поддержание порядка и восстановление уровня жизни на Советской оккупационной зоне. Для проведения эффективной политики на территории необходимым было создание положительного имиджа Советского Союза. В данной статье рассматриваются особенности реализации социокультурной политики Советской военной администрации в Германии с методологической точки зрения. В ходе данного исследования определяются основные механизмы работы в социокультурной сфере (насаждение и приспособление), дается их характеристика и оценивается их роль при анализе социокультурной деятельности Советской военной администрации в Германии. Поставленный автором вопрос впервые рассматривается в контексте взаимодействия культур. Делается вывод об эффективности выявленных механизмов и обоснованности выбора того или иного механизма. Выявляются главные факторы, определяющие специфику этих механизмов, а также приводятся примеры внедрения этих механизмов на практике. Оба механизма можно признать эффективными и соответствующими целям СВАГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specif ic Methodological Aspects of Studying the Sociocultural Policy of the Soviet Military Administration in Germany

The Soviet military administration was created in 1945. Its aim was to control the order on the territory of the Soviet occupation zone and to provide a decent standard of living at the territory. In order to carry out its policy efficiently, the Soviet military administration in Germany was interested in creating a positive image of the Soviet Union, so the social and cultural policy as a means of making an image was also of the utmost importance. The article focuses on the specific methodological aspects of the sociocultural policy of the Soviet military administration in Germany. The research deals with the main mechanisms of adaptation of the policy to the specifics of German culture in the sociocultural sphere. Special attention is given to the efficiency of these methods. This issue is regarded as a subject of intercultural interactions. It is concluded that there are two main mechanisms: inculcation and adjustment. The research reveals the main factors that influence the specifics of the sociocultural policy and provides the examples of implementation of these mechanisms. It is deduced that both mechanisms are efficient and proven to meet the goals of the Soviet military administration in Germany which were established at the beginning of its activity.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ГЕРМАНИИ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 1

Д.А. Зинчук

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ

ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ГЕРМАНИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Советская военная администрация в Германии была создана в 1945 г. Ее целью было поддержание порядка и восстановление уровня жизни на Советской оккупационной зоне. Для проведения эффективной политики на территории необходимым было создание положительного имиджа Советского Союза. В данной статье рассматриваются особенности реализации социокультурной политики Советской военной администрации в Германии с методологической точки зрения. В ходе данного исследования определяются основные механизмы работы в социокультурной сфере (насаждение и приспособление), дается их характеристика и оценивается их роль при анализе социокультурной деятельности Советской военной администрации в Германии. Поставленный автором вопрос впервые рассматривается в контексте взаимодействия культур. Делается вывод об эффективности выявленных механизмов и обоснованности выбора того или иного механизма. Выявляются главные факторы, определяющие специфику этих механизмов, а также приводятся примеры внедрения этих механизмов на практике. Оба механизма можно признать эффективными и соответствующими целям СВАГ.

Ключевые слова: СВАГ; социокультурная деятельность; взаимодействие культур; социокультурная политика СВАГ; Советская оккупационная зона; механизмы адаптации.

Указом Совета народных комиссаров от 6 июня 1945 г. на территории Советской оккупационной зоны была основана Советская военная администрация в Германии (СВАГ). Ее задачи были определены следующим образом - соблюдение условий безоговорочной капитуляции Германии, управление советской оккупационной зоной и реализация решений по Германии, принятых Союзническим Контрольным советом1. Исходя из поставленных задач, СВАГ должна

Зинчук Дарья Александровна - аспирант, преподаватель, методист факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).

1 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты, 1945-1949: Сб. док. / Росархив, ГА РФ; отв. ред. и отв. сост.: Н.П. Тимо-

была обеспечивать минимальный достойный уровень жизни немецкого населения, восстановить экономику и организовать управление территорией.

Для того чтобы проводить эффективную политику в Германии, Советская военная администрация должна была учитывать специфику своей деятельности, поскольку методы, подходы, реализуемые на немецкой территории, должны были претерпеть существенные изменения, чтобы давать результаты в Германии.

Исследования, фокусирующиеся на культурной политике СВАГ [см., например, Болдырев, 2010; Галдобина, 2002; Мудров, 2010; Магдебура, 2005; Тимофеева, 1996], анализируют роль социокультурной деятельности в формировании определенного, выгодного имиджа СВАГ на территории Советской оккупационной зоны. Однако за пределами внимания остаются способы адаптации СВАГ своих социокультурных инструментов под специфику немецкой культуры. Для выявления основных особенностей деятельности СВАГ в социокультурной политике необходимо выработать механизмы адаптации культурной политики в сложившихся политических условиях, а также определить главные факторы, на которые ориентировалась Советская военная администрации при выборе того или иного механизма социокультурного влияния.

Говоря о мерах, осуществляемых Советской военной администрации в Германии, в социокультурном аспекте, необходимо понимать их место в контексте взаимодействия культур, в частности, понимать особенности восприятия представителями одной культуры специфики другой. В современных культурологических исследованиях выделяют четыре типа восприятия норм и ценностей другой культуры - ассимиляция (принятие новых культурных норм и полный отказ от своих), интеграция (принятие основных ценностей и образцов новой культуры со стремлением сохранить основные, присущие собственной культуре, характеристики), сепарация (процесс изолирования от господствующей культуры) и маргинализация (выпадение из собственной культуры, но отсутствие идентификации с новой культурной системой) [Культурология, 2014]. В контексте взаимодействия культур немецкая культура выступает как культура-реципиент, а советская культура - в качестве культуры-донора, из чего следует, что Советская военная администрация стояла перед необходимостью выбора определенных стратегий, которые бы привели к эффективному взаимодействию, а именно интеграции советских норм и ценностей в культуру Восточной Германии.

феева, Я. Фойтцик; при участии: Ю.М. Коршунов, К. Кюнцель, Д.Н. Нохотович, Ю.Г. Орлова, Е. Рош. М., 2006. С. 12.

В ходе исследования был рассмотрен комплекс распорядительных и отчетных документов Советской военной администрации в Германии, в результате чего были выявлены два основных механизма адаптации социокультурной политики к специфике немецкой культуры: насаждение; приспособление.

Под насаждением как механизмом адаптации социокультурной деятельности понимается трансляция определенных социокультурных норм и ценностей без какой-либо предварительной корректировки под специфику немецкой культуры. Так, например, репертуар немецких театров оценивался как «безыдейный и рассчитанный на кассовый успех», поэтому ставилась задача о создании современного советского репертуара, стремились к ориентации на постановление ЦК ВКП (б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»2, согласно которому театр был призван воспитывать молодежь «бодрой, жизнерадостной и преданной Родине»3.

Повсеместно реализовывалась идея о внедрении советской модели в обучении людей творческих профессий, таких, как актеров, режиссеров, операторов.

Отдельно стоит сказать о таком формате общения с немецкой аудиторией, как лекции. Специально для реализации разного рода мероприятий, в том числе и лекционного формата, создается Дом культуры Советского Союза в 1946 г. в Берлине, а затем и в других городах. Как подчеркивалось, «дома культуры имеют своей задачей ознакомить широкие слои населения с культурой нашей Родины, с особенностями нашего государственного строя, историей нашей партии, жизнью и моральным обликом советского человека, достижениями науки, техники и искусства в СССР»4. Создавалась определенная идеальная формула, которой, предполагалось, немцы должны следовать в реализации подобных задач. Регулярно на этих площадках реализовывались различные лекции, посвященные деятелям культуры, известным ученым в СССР. Особняком в этом ряду стоят лекции о партии и партийных работниках - регулярно, проводя оценивание собственной социокультурной политики, дается отсылка к тому, что нужно больше устраивать мероприятий, по-

2 Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП (б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953 / Под ред. А.Н. Яковлева; сост. А.Н. Артизов, О.В. Наумов. М., 1999.

3 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты, 1945-1949: Сб. док. / Росархив, ГА РФ; отв. ред.: Н.П. Тимофеева, Я. Фойтцик. М., 2006. С. 682.

4 Там же. С. 669.

священных партийной тематике не только в домах культуры, но и в университетах, школах и театрах.

Активно реализовывался этот механизм через массовую печать -это касалось как многочисленных переизданий фотовыставок, таких, как «Дружба народов СССР», «Урал - арсенал Красной Армии», «Москва - столица СССР», «Воспитание и образование в СССР», так и на уровне типографской продукции. Очень показателен в этом плане случай с изданием календаря с изображением И.В. Сталина, но поскольку сроки по изданию затянулись, то календарь выпустили лишь в марте, когда спрос на него был невелик. И руководство управления пропаганды (информации) СВАГ осудило такое «неосмотрительное действие»5. Организовывались такие выставки, как «Жизнь советского студенчества», «Московский метрополитен», «Культурная жизнь в бывшей царской колонии (контрасты на примере одной национальной республики»6.

Иным механизмом адаптации политики СВАГ к специфике немецкой культуры стал механизм приспособления. Под этим понятием понимается трансляция тех ценностей, норм и моделей с учетом культурных особенностей другой страны. В первую очередь стоит сказать об особом акценте при организации культурно-просветительских мероприятий, который ставился на немецком творческом наследии. Так, призывали публиковать статьи музыковедов, историков и теоретиков музыки о творчестве в особенности немецких композиторов, таких, как Бетховен, Бах, Моцарт, Шуман, Шуберт и др., издавать статьи ведущих советских искусствоведов о творчестве западноевропейских, в частности, немецких мастеров изобразительного искусства (Дюррер, Кранах и др.7).

При реализации данного механизма также были обозначены два основных фактора, которые определяли выбор художественной литературы, театральных постановок и выставок. В первую очередь этот тот образ немецкого населения, который мог быть создан читателем или зрителем в ходе знакомства с произведением. По такому принципу, например, была отклонена повесть Ванды Василевской «Радуга», повествующая о зверствах фашистов на украинской территории, был сделан вывод о том, что эта повесть может лишь оскорбить национальное чувство немецкого читателя и вместо того, чтобы способствовать росту политических симпатий к нам, будет способствовать росту враждебности по отношению к Советскому

5 Там же. С. 673.

6 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты, 1945-1949. С. 689.

7 Там же.

Союзу», по этому же принципу была отклонена книга Б. Горбатова «Непокоренные»8.

Второй важный аспект, задействованный в механизме приспособления, - это уровень знаний немецкого населения об особенностях культуры советского народа. Так, например, была отклонена пьеса А. Корнейчука «В степях Украины», поскольку пьеса, «при нынешнем ничтожно малом знании Советского Союза и особенно быта колхозного крестьянства //...// не может иметь успеха и не может вызвать желательную нам политическую реакцию немецкого зрителя»9.

Оба механизма были весьма эффективны, исходя из анализа отчетных и распорядительных документов10. Однако, говоря о приспособлении как механизме, стоит отдельно отметить, что к этому механизму обращались не столько с целью смягчить свое влияние на немецкое население, сколько с целью сформировать позитивный образ Советской администрации, что являлось важным аспектом выстраивания отношений между СВАГ и немецким населением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болдырев Р.Ю. Деятельность детских и молодежных организаций в советской оккупационной зоне Германии, 1945-1949 // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2.

2. Галдобина C.B. Молодежная политика Советской военной администрации в Германии в 1945-1949 гг. Историческое исследование: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2002.

3. Калинин А.М. Советская военная администрация в Германии и ее роль в демилитаризации Советской зоны оккупации в 1945-1949 (современная историография проблемы) // Власть. 2011. № 6.

4. Культурология: Учебник / Быстрова Т.Ю. [и др.]; под общ. ред. О.И. Ган. Екатеринбург, 2014.

5. Мудров С.Н. Деятельность Управления пропаганды Советской военной администрации в Германии в 1945-1947 гг.: Дисс. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2010.

6. Магдебура В.В. Деятельность Советской военной администрации в Германии в области культуры (1945-1949 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2005.

7. Павловский И.В. Регионоведение сегодня // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 2. С. 145-156.

8. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты, 1945-1949: Сб. док. / Росархив, ГА РФ; отв. ред. и отв. сост.: Н.П. Тимофеева, Я. Фойтцик. М., 2006.

9. Тимофеева Н.П. Немецкая интеллигенция и политика реформ Система образования в Восточной Германии 1945-1949 гг. Воронеж, 1996.

8 Там же. С. 664.

9 Там же.

10 Там же. С. 690, 698, 711 и т.д.

10. ЧумаковаА.А. Культурологические особенности реализации информационно-имиджевой политики государства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 1. С. 108-116.

11. Эльяшевич Д.А., Тургаев А.С. Советская военная администрация и книжное дело в Восточной Германии в 1945-1949 годах: издательство "SWA-Verlag" // Вестник СПбГУКИ. 2017. № 2 (31).

12. ScherstjanoiE. Noch einmal "ueber die Russen und ueber uns"/ Gedanken zu einer "Diskussion ueber ein brennendes Thema" aus dem Jahr 1948 // Zusammenbruch -Befreiung - Befragung. Rueckfragen an die NS-Zeit und Ausblick auf die Entwicklung bis 1948, zusammengestellt von Andreas Herbst, Dr Rimma Maximowa, Evelyn Rink, Dr. Hilde Schramm. Potsdam, 1994.

Dar'ya A. Zinchuk

SPECIFIC METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING THE SOCIOCULTURAL POLICY OF THE SOVIET MILITARY ADMINISTRATION IN GERMANY

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The Soviet military administration was created in 1945. Its aim was to control the order on the territory of the Soviet occupation zone and to provide a decent standard of living at the territory. In order to carry out its policy efficiently, the Soviet military administration in Germany was interested in creating a positive image of the Soviet Union, so the social and cultural policy as a means of making an image was also of the utmost importance. The article focuses on the specific methodological aspects of the sociocultural policy of the Soviet military administration in Germany. The research deals with the main mechanisms of adaptation of the policy to the specifics of German culture in the sociocultural sphere. Special attention is given to the efficiency of these methods. This issue is regarded as a subject of intercultural interactions. It is concluded that there are two main mechanisms: inculcation and adjustment. The research reveals the main factors that influence the specifics of the sociocultural policy and provides the examples of implementation of these mechanisms. It is deduced that both mechanisms are efficient and proven to meet the goals of the Soviet military administration in Germany which were established at the beginning of its activity.

Key words: the Soviet military administration in Germany; sociocultural policy; intercultural communication; Soviet occupation zone.

About the author: Dar'ya Aleksandrovna Zinchuk - postgraduate student, Instructor, Department of Area Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).

REFERENCES

1. Boldyrev R.Yu. 2010. Deyatel'nost' detskikh i molodezhnykh organizatsii v sovetskoi okkupatsionnoi zone Germanii, 1945-1949. [Activity of Children's and Youth Organizations in the Soviet Occupation Zone of Germany, 1945-1949] Vestnik

Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, no. 2. (In Russ.)

2. Galdobina C.B. 2002. Molodezhnaya politika Sovetskoi voennoi administratsii v Germanii v 1945-1949 gg. [Youth policy of the Soviet military administration in Germany, 1945-1949] Istoricheskoe issledovanie: Diss. ... kand. ist. nauk. Moscow. (In Russ.)

3. Kalinin A.M. 2011. Sovetskaya voennaya administratsiya v Germanii i ee demili-tarizatsii Sovetskoi zony okkupatsii v 1945-1949 (sovremennaya istoriografiya problemy). [The Soviet military administration in Germany and the process of demilitarization of the Soviet occupation zone, 1945-1949 (the historiography of the issue)] Vlast', no. 6. (In Russ.)

4. Kul'turologiya: uchebnik / T.Yu. Bystrova [idr.]; pod obshch. red. kand. ist. nauk, dots. O.I. Gan. Ekaterinburg, Izd. Ural. un-ta. (In Russ.)

5. Mudrov S.N. 2010. Deyatel'nost' Upravleniyapropagandy Sovetskoi voennoi administratsii v Germanii v 1945-1947 gg. [The actions of the department of propaganda of the Soviet military administration 1945-1947] Diss.kand.ist.nauk. Ya. (In Russ.)

6. Magdebura V.V. 2005. Deyatel'nost'Sovetskoi voennoi administratsii v Germanii v oblasti kul'tury (1945-1949 gg.) [The activity of the Soviet military administration in the sphere of culture (1945-1949)]: Diss. ... kand. ist. nauk. Moscow. (In Russ.)

7. Pavlovskii I.V. 2005. Regionovedenie segodnya [Regional Studies nowadays]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics andIntercultural Communication, no. 2, pp. 145-156. (In Russ.)

8. Timofeeva N.P. 1996. Nemetskaya intelligentsiya i politika reform Sistema obrazovaniya v Vostochnoi Germanii 1945-1949 gg. [German intellectuals and policy of reforms. The system of education in Eastern Germany] Voronezh. (In Russ.)

9. El'yashevich D.A., Turgaev A.S. 2017. Sovetskaya voennaya administraciya i knizh-noe delo v Vostochnoj Germanii v 1945-1949 godah: izdatel'stvo "SWA-Verlag" [The Soviet military administration and book industry in Eastern Germany 19451949: Publishing house SWA-Verlag]. VestnikSPbGUKI, no. 2 (31), Saint-Petersburg (In Russ.)

10. Chumakova A.A. 2007. Kul'turologicheskie osobennosti realizatsii informatsionno-imidzhevoi politiki gosudarstva [Information and Image Politics of the State. Culture-logical Peculiarities]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 108-116. (In Russ.)

11. El'yashevich D.A., Turgaev A.S. 2017. Sovetskaya voennaya administraciya i knizhnoe delo v Vostochnoj Germanii v 1945-1949godah: izdatel'stvo "SWA-Verlag". Vestnik SPbGUKI. № 2 (31).

12. Scherstjanoi E. 1994. Noch einmal "ueber die Russen und ueber uns"/ Gedanken zu einer "Diskussion ueber ein brennendes Thema" aus dem Jahr 1948. Zusammenbruch - Befreiung - Befragung. Rueckfragen an die NS-Zeit und Ausblick auf die Entwicklung bis 1948, zusammengestellt von Andreas Herbst, Dr Rimma Maximowa, Evelyn Rink, Dr. Hilde Schramm. Potsdam, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.