Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4
Д.А. Зинчук
О РОЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АСПЕКТА
В ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ В АМЕРИКАНСКОЙ
И СОВЕТСКОЙ ОККУПАЦИОННЫХ ЗОНАХ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
После окончания войны Германия была разделена на оккупационные зоны - британскую, Американскую, Французскую и Советскую. На этих территориях были образованы военные администрации. Каждая из администраций проводила активную политику по демократизации, демилитаризации, денацификации и децентрализации, что было обозначено в Потсдамском соглашении. При реализации любой политики необходимо понимать, что любой регион представляет собой, в первую очередь, людей, которые создают специфику регионального развития, в частности, в Германии - это немецкое население. В связи с этим представлялось абсолютно необходимым наряду с экономическими и политическими вопросами вести активную работу с культурными и социальными аспектами жизни, однако подходы к социокультурной деятельности на территории Советской оккупационной зоны и Американской оккупационной зоны различались. В статье рассматриваются эти отличия, а также делается вывод об общих чертах реализации социокультурной деятельности на территориях АОЗ и СОЗ, также затрагивается разный подход к демократизации.
Ключевые слова: СВАГ; Советская оккупационная зона; социокультурная политика; АВАГ; школьная реформа; культурные ценности.
В ходе Потсдамской конференции в 1945 г. США, Великобритания, СССР заключили Потсдамское соглашение, к которому впоследствии присоединилась и Франция и согласно которому были провозглашены основные принципы работы стран на территории оккупационных зон в Германии, а именно денацификация, демилитаризация, демократизация и декартелизация. В рамках демократизации обозначалась подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе, контроль над образованием и, как следствие, развитие демократических
Зинчук Дарья Александровна - аспирант, преподаватель, методист кафедры региональных исследований и международных отношений факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: zinchuk.dar@ gmail.com).
идей1. Послевоенная Германия находилась не только в положении проигравшей войну страны, но и переживала полный подрыв всех политических, идеологических, культурных основ, так называемый час ноль в немецкой истории, а значит, перед оккупационными властями стояла задача восстановить и заново сформировать не только политические, экономические структуры, но и воздействовать на социальную и культурную сторону с целью реализации заявленных демократических аспектов. И Американская военная администрация в Германии, и Советская военная администрация осознавали важность успешной политики на территории оккупированной Германии.
Советская военная администрация в Германии, непосредственно с 1945 г., уделяла большое внимание духовной, культурной жизни Советской оккупационной зоны. Это выражалось как в формировании необходимых органов для контроля данной сферы деятельности (Управление информации (пропаганды) СВАГ), так и структур, способствующих ознакомлению немецкого населения с культурой Советского Союза, например формирование Культурбунда, Домов культуры, Общества по изучению культуры СССР. Работа на территории СОЗ велась очень активно с самого начала существования Советской военной администрации в Германии как в сфере образования (проводится школьная реформа, идет интенсификация социального уравнивания в школах, уделяется должное внимание формированию высшей школы и развитию науки), так и в культурно-досуговой среде (выставочная и музейная деятельность, театр, в том числе и музыкальный, кино, радио, лекции), что все вместе давало широкий охват населения, а также представляло большой спектр социокультурных механизмов [Pbyxer], внедряемых на территории Советской оккупационной зоны. Весь этот процесс внедрения советских демократических ценностей в историографии носит название «советизации», однако важно акцентировать внимание на том, что не вся деятельность СВАГ носила сугубо пропагандистский характер.
Многое было обусловлено не желанием привнести и навязать собственные культурные ценности и ориентиры, а скорее общей идеологией, представлением о том, как тот или иной механизм, та или иная сфера будет функционировать наиболее эффективно. На примере школьной реформы2 можно видеть, что отказ от старой системы образования был спровоцирован не желанием сделать по образцу и подобию СССР, а желанием уравнять всех представителей общества в праве получать начальное, среднее и высшее образование.
1 Потсдамское соглашение. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/ berlin_main.htm (дата обращения: 07.06.2020).
2 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты, 1945-1949: Сб. документов / Росархив, ГА РФ; отв. ред. и отв. сост.: Н.П. Тимофеева, Я. Фойтцик. М., 2006. С. 365.
В это же время Американская военная администрация в Германии первоначально отказалась от обращения к социокультурной среде как к полю деятельности для успешной реализации политики демократизации. В первоначальной программной директиве JCS 10673 социокультурный аспект в целом не фигурирует, не упоминается ни культурная, ни образовательная политика. Чуть позже в 1946 г. появляется идея «перевоспитания» немецкого населения. Обращение к этой идее носило скорее политический, экономический и антинацистский характер. Она находит отражение в «Заявлении долгосрочной политики по немецкому перевоспитанию» от 1946 г. Пришедшая на смену директиву JCS 1067 в июле 1947 г. Директива JCS 1779 гласила о том, что этот процесс перевоспитания тесно связан с понятием демократизации, а также в ней был сделан акцент о культурном развитии Германии, о культурных ценностях страны и поддержке развития национальной культуры4.
Что касается сферы образования, то и здесь внимание Американской военной администрации в Германии не было сосредоточено. В справке5 Отдела народного образования СВАГ о демократизации системы народного образования про политику союзников в сфере образования значится, что американские власти широко декларировали передачу немецким правительствам земель полномочий в сфере образования и тем самым переложили ответственность на немцев за восстановление старой системы образования. В системе образования на территории Американской зоны оккупации центральное внимание было уделено религии. И лишь в 1947 г. после проверки военным министерством США и Государственным департаментом Американская военная администрация начинает школьную реформу, основанную на восстановлении старой системы образования с религией как образующим ценностным и нравственным ядром. Та же самая тенденция прослеживалась и в высшей школе. Лишь с весны 1947 г. контроль над образованием на территории Американской оккупационной зоны переходит в руки администрации.
Однако с 1947 г. деятельность Американской военной администрации в Германии в социокультурной сфере набирает обороты. Активизируются Отдел информационного контроля и Отдел обра-
3 Foreign Relations of the United States: Diplomatie Papers, 1945, European Advisory Commission, Austria, Germany. Vol. III. URL: https://history.state.gov/historical-documents/frus1945v03/d351 (aeeessed: 01.06.20).
4 Directive to Commander in Chief of United States Forces of Occupation Regarding the Military Government of Germany (JCS 1779) // Germany, 1947-1949: The Story in Documents. Washington, 1950.
5 Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты, 1945-1949: Сб. документов / Росархив, ГА РФ; отв. ред. и отв. сост.: Н.П. Тимофеева, Я. Фойтцик. М., 2006. С. 369-372.
зования и религиозных дел - именно эти части Американской военной администрации в Германии были заняты аспектами культурной и образовательной жизни немецкого населения даже на первом этапе с 1945 по 1947 г. Стоит отметить также, что на первом же этапе появились американские информационные центры Amerika Haus, цель которых заключалась в ознакомлении немцев с традициями, обычаями, культурой и историей Америки. С конца 1946 г. интенсифицируется культурный обмен между зоной оккупации и Соединенными Штатами Америки - ознакомление с американским опытом научной, общественно-политической и культурной жизни. В школах основной акцент ставится на религию, которая находилась в центре образовательного процесса на протяжении долгого времени. Постепенно уходит на второй план понятие перевоспитание, на его смену приходит - переориентация. От первоначальных попыток воспитать коллективное чувство вины и под гнетом этой ответственности дождаться обращения немцев к демократическим ценностям в Американской военной администрации делаются шаги к активной политике распространения проамериканской идеологии. В исследовательской литературе [см., например, Жаронкина, 2019] существует мнение, что вся политика переориентации на втором этапе была даже переоценена американцами, поскольку слишком большое внимание стало уделяться именно этой сфере в ущерб другим.
Таким образом, можно сделать вывод о схожих и различных чертах в подходах Советской военной администрации и Американской военной администрации в Германии.
В первую очередь стоит выделить различный подход к социокультурной сфере на первом этапе: если СВАГ сразу осознавала необходимость работы над культурной и образовательной сферой, то Американская военная администрация на первом этапе пыталась добиться самостоятельного культурного восстановления путем культивирования ответственности за преступления нацизма.
На втором этапе механизмы работы двух администраций становятся похожи: это и знакомство с культурой собственной страны, ознакомление населения с достижениями и опытом своей страны в разных областях, это распространение изучения языка - русского и английского, акцент на работе с молодежью как представителями нового поколения немцев, цензура средств массовой информации, кинематографа, театров. Однако стоит отметить, что в рамках сложившихся функционировавших механизмов само понятие демократизации трансформировалось в соответствии с советскими и американскими представлениями. Демократизация в Американской оккупационной зоне проходила как способ возврата к потерянным западным ценностям, в то время как в Советской оккупационной
зоне шло обращение к социалистической идеологии. Также важным аспектом в этом процессе является сохранившееся акцентирование американцами вины немецкого населения - например, через показ документальных фильмах о концлагерях, на первом этапе - это заключалось ив ограничении, по сути недопущении, контактов американских военных с немецким населением, в то время как Советская военная администрация, наоборот, старалась отказаться от наиболее тяжелых и травмирующих способов, отказывались от литературы, которая могла бы вызвать ассоциации образа врага и немцев, поскольку важным считалось формирование дружественной связи между советским и немецким народом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жаронкина Е.А., Дорохов В.Г. «Принуждение к демократии»: административный ресурс Американской зоны оккупации германии в действии (19451949 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 57. С. 115-119.
2. ЖаронкинаЕ.А. Политика Американской военной администрации по возрождению культурной и духовной жизни Германии (1945-1949 гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (63). Т. 2. С. 119-124.
3. Зинчук Д.А. Методологические особенности изучения социокультурной деятельности Советской военной администрации в Германии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 1. С. 98-104.
4. Павловский И.В. Регионоведение сегодня // Вестн. Моск. ун-та. Сер.19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 2. С. 145-156.
5. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты, 1945-1949: Сб. документов / Росархив, ГА РФ; отв. ред. и отв. сост.: Н.П. Тимофеева, Я. Фойтцик. М., 2006.
6. ЧумаковаА.А. Культурологические особенности реализации информационно-имиджевой политики государства // Вестн. Моск. ун-та. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 1. С. 108-116.
7. Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, 1945, European Advisory Commission, Austria, Germany, Volume III. URL: https://history.state.gov/ historicaldocuments/frus1945v03/d351 (accessed: 01.06.20).
Dar'ya A. Zinchuk
ON THE ROLE OF SOCIOCULTURAL ASPECT IN THE PROCESS OF DEMOCRATIZATION IN THE ZONES OF AMERICAN AND SOVIET OCCUPATION IN GERMANY
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
After the end of the war Germany was divided into four zones of occupation: British, American, French and Soviet. There were established military administrations, each of which pursued the policy of democratization, demilitarization, de-
nazification and decentralization, which was specified in the Potsdam Agreement after the Potsdam Conference. When adopting a policy, it is necessary to realize that any region it is the people who live there and who form the main features of regional development, the same can be seen in Germany after the Second World War. In this regard dynamic cultural and social policy can be regarded as an essential part of the whole policy concerning the economy of Germany and political aspect in the divided country. However, the approaches to the sociocultural aspects differed in the Soviet military administration and in the American military administration. The article deals with these differences, the author makes a conclusion about the common and distinctive features of these approaches.
Key words: SMAG; Zone of the Soviet occupation; sociocultural policy; reform of school; cultural values.
About the author: Dar'yaA. Zinchuk - Postgraduate Student, Department of Area Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Zharonkina E.A., Dorohov V.G. 2019. «Prinuzhdenie k demokratii»: administrativnyj resurs Amerikanskoj zony okkupacii germanii v dejstvii (1945-1949 gg.) ["Forcing Democracy": Administrative Resource of the American Occupation Zone of Germany in Action (1945-1949)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya, no. 57, pp. 115-119. (In Russ.)
2. ZHaronkina E.A. 2015. Politika Amerikanskoj voennoj administracii po vozrozh-deniyu kul'turnoj i duhovnoj zhizni Germanii (1945 - 1949 gg.) [The policy of the American military administration to revive the cultural and spiritual life of Germany (1945-1949)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 3 (63). T. 2, pp. 119-124. (In Russ.)
3. Zinchuk D.A. 2020. Metodologicheskie osobennosti izucheniya sociokul'turnoj deyatel'nosti Sovetskoj voennoj administracii v Germanii [Methodological features of studying the socio-cultural activity of the Soviet military administration in Germany]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 98-104. (In Russ.)
4. Pavlovskij I.V. 2005. Regionovedenie segodnya [Regional studies today]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 145-156. (In Russ.)
5. Politika SVAG v oblasti kul'tury, nauki i obrazovaniya: celi, metody, rezul'taty, 1945-1949 : sb. dok. [Policy of SVAG in the field of culture, science and education: goals, methods, results, 1945-1949: collection of articles]. 2006. Rosarhiv, GA RF; eds. N.P. Timofeeva, Ya. Fojtcik. Moscow, ROSSPEN. (In Russ.)
6. Chumakova A.A. 2007. Kul'turologicheskie osobennosti realizacii informacionno-i-midzhevoj politiki gosudarstva [Culturological features of the implementation of the information and image policy of the state]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 108-116. (In Russ.)
7. Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, 1945, European Advisory Commission, Austria, Germany, Vol. III. URL: https://history.state.gov/his-toricaldocuments/frus1945v03/d351 (accessed: 1.06.20).