Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕОРИИ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акмурадов Х.Г.

В статье социокультурные теории мировой экономики и анализируются ее особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Еще одним показателем развивающихся экономик является уровень участия экономик в международном разделении труда. Эти страны имеют большое количество внешних долгов, зависят от иностранных ТНК, а экономика в основном специализируется на добывающем сельском хозяйстве. Еще одним показателем развивающихся стран является низкое падение ВВП на душу населения. Например, эта цифра составляет 121 100 долларов в Лихтенштейне, 81 800 долларов в Люксембурге, 500 долларов в Либерии, 400 долларов в Зимбабве и 300 долларов в Конго. Однако среди развивающихся стран есть и страны с высоким GPI. В основном они принадлежат странам-экспортерам нефти и развитому туризму. Например, в Катаре этот показатель равен 145 300 долларов, на Бермудских островах — 69 900 долларов, в Кувейте — 51 700 долларов. Однако характерно, что экономики этих стран смотрят только в одном направлении.

Следующим показателем является эффективность экономики. В развивающихся странах древние ремесла процветали наряду с современной промышленностью. В центральноазиатских странах Индии, Пакистане, Китае важную роль играют древние искусства, требующие большого количества ручного труда. Государство поддерживает древние искусства для улучшения занятости. Но в развитых странах древние ремесла ушли в прошлое, а промышленность и сельское хозяйство базируются на современной технике и технологии.

Кроме того, используются такие показатели, как низкий объем промышленного производства, неграмотность, малое количество высокообразованных людей, низкая средняя продолжительность жизни, развитие фундаментальных наук. Список использованной литературы:

1. Бор, М. З. История мировой экономики: Конспект лекций / М.З. Бор. - М.: Дело и сервис, 2014. - 496 c.

2. Борисов, Н. И. Zolldienst und Weltwirtschaft (Таможенная служба и мировая экономика). Немецкий язык для таможенников и экономистов / Н.И. Борисов. - М.: СГУ, 2016. - 256 c.

3. Гладков, И. С. История мировой экономики / И.С. Гладков, М.Г. Пилоян. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 216 c.

3. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. - М.: Весь Мир, 2017. - 206 c.

4. История мировой экономики. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 672 c.

© Акмурадов Х.Г., 2023

УДК 338.48

Акмурадов Х.Г.

студент

Туркменского государственного института экономики и управления. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация

В статье социокультурные теории мировой экономики и анализируются ее особенности.

Ключевые слова: социокультурные теории, мировая экономика.

Социокультурные теории действуют и в мировой экономике. Американский экономист, социолог и историк Уолт Ростон в 1960-х годах выдвинул теорию под названием «стадии экономического развития».

Эта теория считается первой из социокультурных теорий. Эта теория отражена в книге «Некоммунистический манифест периодов экономического развития». Согласно этой теории, экономическое развитие делится на пять периодов: 1) обычное общество; 2) период подготовки предпосылок для роста; 3) развитие, 4) движение к совершенству; 5) Эпоха массового потребления. Для оценки сроков разработки периоды развития непосредственно характеризуются технико-экономическими условиями. К этим условиям относятся уровень технического развития, отраслевая структура экономики, распределение национального дохода, структура потребления и т. д. принадлежит

По мнению автора этой теории, 75% трудоспособного населения в нормальном обществе, т. е. до конца феодального строя, работают только на приготовление пищи. Национальный доход в основном расходуется на непроизводственную деятельность. Политическая власть сосредоточена в руках крупных землевладельцев или центрального правительства. Считается, что пора переходить ко второй разработке. Между тем существенные изменения происходят в трех непромышленных секторах. Эти секторы включают сельское хозяйство, транспорт и внешнюю торговлю. Третий период охватывает меньше времени, чем другие периоды. Он охватывает два-три десятилетия, в течение которых экономика быстро индустриализируется. В этот период доля промышленного производства на душу населения увеличивается за счет внедрения новых технологий. Доля капитальных вложений в производство постоянно увеличивается. Индустриализация экономики происходит в первую очередь в более прибыльных секторах. Затем он охватывает другие сектора. Для обеспечения самостимулирующего роста экономики необходим ряд условий. Первый из них — высокая доля национального дохода страны в составе капитала, вложенного в экономику. Для этого необходимо увеличить общую скользящую шкалу. Во-вторых, быстрое развитие одной или нескольких отраслей. Третье - возвышение тех, кто хочет модернизировать экономику, над сторонниками традиционного общества. Выполнение этих условий обеспечивает начальное развитие социально-экономической системы.

Период совершенного действия охватывает длительный период времени, по мнению автора. Другими словами, это означает переход к индустриальному обществу. В этот период сильно развивается урбанизация, возрастает потребность в высококвалифицированных рабочих, промышленность находится в руках высококвалифицированных менеджеров. Пятый период характеризуется ростом спроса. В этот период увеличивается спрос населения на товары и услуги. В 1971 году автор вводит шестой период в своей работе «Политика и периоды развития». Это называется «поиск качественной жизни». В этот период отслеживается духовное развитие человека.

Периоды различаются по продолжительности. Первый — самый продолжительный период, и он все еще активен в некоторых странах. Второй период длился почти столетие. Он начался в Западной Европе в 17 веке и закончился в 18 веке. Третий период в одних странах завершается быстро, а в других длится долго. Четвертый период появился в Англии в 1850 г., в США в 1990 г., во Франции, Германии в 1910 г., в Японии в 1940 г., в России, Канаде, Индии и Китае в 1950-х гг. По мнению автора, пятый период в настоящее время принадлежит только США.

Эта теория позволяет сделать движение экономического развития рациональным, особенно для стран, проводящих «политику догоняющего» преодоления своей экономической отсталости.

Теория единой цивилизации. Теория единой социокультурной цивилизации берет свое начало в Западной Европе. Идея вынашивалась более двух лет. Он основан на идее либерализации.

Список использованной литературы:

1. Бор, М. З. История мировой экономики: Конспект лекций / М.З. Бор. - М.: Дело и сервис, 2014. - 496 с.

2. Борисов, Н. И. Zolldienst und Weltwirtschaft (Таможенная служба и мировая экономика). Немецкий язык для таможенников и экономистов / Н.И. Борисов. - М.: СГУ, 2016. - 256 с.

3. Гладков, И.С. История мировой экономики / И.С. Гладков, М.Г. Пилоян. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 216 с.

3. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. - М.: Весь Мир, 2017. - 206 с.

4. История мировой экономики. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 672 с.

© Акмурадов Х.Г., 2023

УДК 338.48

Акмурадов Х.Г.

студент

Туркменского государственного института экономики и управления МИРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Аннотация

В статье рассматривается мировые образовательные ресурсы и анализируются ее особенности.

Ключевые слова:

мировые образовательные ресурсы, мировая экономика.

Образовательный ресурс призван донести до общественности через образовательную систему накопленные за несколько лет результаты, профессиональный опыт, освоенные достижения. Другими словами, знание - это выученный, открытый, приобретенный опыт. Наука, с другой стороны, является неразгаданной загадкой.

Сегодня система образования имеет эти тенденции. Эти тенденции включают преемственность образования, расширение фундаментального и профессионального образования, взаимосвязь курсов, диверсификацию образования, конкуренцию высших учебных заведений, совершенствование методов обучения, демократизацию и интернационализацию. В развитых странах образование, особенно высшее и специальное, делится на несколько секторов. Диплом, полученный по специальности, имеет большое значение при устройстве на работу, продвижении по службе, получении высокой зарплаты.

Существуют большие различия между штатами в области образования. Развитые страны движутся к высшему образованию в целом. В развивающихся странах очень мало высокообразованных людей. Одни из них рассматривают полное среднее образование в долгосрочном плане, другие отсталые страны ищут пути ликвидации неграмотности.

Для оценки обеспеченности образовательными ресурсами государств используются следующие показатели:

• Доля системы образования в расходах ВВП;

• расходы на образование на человека;

• количество выпускников средней школы;

• Доля студентов в возрасте 18-29 лет;

• количество студентов на десять тысяч человек;

• доля высокообразованных людей в общей численности населения;

• Доля иностранцев в общем количестве студентов.

Сегодня образование становится все лучше и лучше. Качество образования определяется не количеством полученных знаний, а уровнем самостоятельной подготовки учащегося, самостоятельной подготовки к новой информации. Потому что, кроме базовых и естественных знаний, они быстро устаревают. Именно поэтому в известных образовательных центрах мира большое внимание уделяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.