Научная статья на тему 'Социокультурные приоритеты глобализации и информационные технологии в современных обществах'

Социокультурные приоритеты глобализации и информационные технологии в современных обществах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / культура / транзитивные общества / globalization / culture / transitive societies

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролова Е. В.

Статья посвящена феномену глобализации и его влиянию на социокультурное пространство. Автор так же анализирует особый статус транзитивных обществ, особенно Беларуси в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-cultural priorities of globalization and informational technologies in the modern societies

This article is dedicated to the phenomenon of globalization and its influence on the social-cultural space. The author gives the analyses of the special status of transitive societies, especially Belarus in the modern conditions.

Текст научной работы на тему «Социокультурные приоритеты глобализации и информационные технологии в современных обществах»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Социология». Том 21 (60). № 1 (2008)

УДК 130.2

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ.

Фролова Е.В.

Статья посвящена феномену глобализации и его влиянию на социокультурное пространство. Автор так же анализирует особый статус транзитивных обществ, особенно Беларуси в современных условиях.

Ключевые слова: глобализация, культура, транзитивные общества.

Анализ социокультурной динамики наших дней позволяет говорить о том, что в современный мир интегрируется все с большей силой, актуализируя проблемы культурной идентичности, с одной стороны, и процессы тотальной гомогенизации и унификации с другой. Однако поглощение одних цивилизаций другими отнюдь не новый процесс: он начался с момента возникновения первых цивилизаций и продолжается по сей день. Что же нового привнесла в это процесс глобализация, о которой сейчас так много говорят?

Многие исследователи склоняются к мысли о том, что историческая динамика в процессе глобализации превратилась в вестернизацию или даже в американизацию. Однако этому можно дать свое объяснение: Запад, начиная с середины XX столетия, занимает лидирующие позиции, как в экономическом, военном, политическом, так же культурном плане. То же самое происходило и раньше - более сильные цивилизации распространяли свое влияние на менее сильные и поглощали более слабые цивилизации. Однако наиболее интересен именно социокультурный аспект этого процесса, хотя в отличие от культурологов, экономистов или социологов, которые ориентированны на разработку конкретных программ деятельности, нам важно выйти на некий метатеоретический уровень и попытаться показать сам механизм социокультурной динамики, реконструировать основные формы изменения современного общества под влиянием глобализационных процессов.

Одной из специфических особенностей современных форм социодинамики является интенсивная интеграция культурно-информационных процессов в различных странах и регионах мира. Особую роль в сложившихся условиях приобретает тотальная информатизация всех сфер жизни человека. Политика, экономика, социальная сфера, изменение которых уже не мыслимы без соответствующих культурных трансформаций, становятся объектом воздействия новых информационных технологий.

Происходит формирование нового культурно-информационного пространства, которое обусловливает приоритеты социодинамики и появление новых ценностных ориентаций современного общества. Изменяется национальный менталитет, общественное сознание, этнокультурные традиции, и особенно ярко это

выражено в обществах переходного типа, которые наиболее сильно подвержены влиянию различных информационно-культурных потоков. Для так называемых транзитивных обществ весьма актуальным на сегодняшний день становится построение своей модели развития, аккумулируя при этом имеющийся опыт западных стран.

Страны переходного типа, к которым относится и Беларусь, постепенно меняют свои ценностно-мировоззренческие ориентации, приоритеты социокультурной динамики под влиянием процессов глобализации. Поэтому первостепенная задача для них на сегодняшний день - вписаться в формирующееся глобальное социокультурное пространство, избежать культурного изоляционизма, но в тоже время сохранить свою собственную идентичность и не раствориться на культурологической карте мира. Для реализации данной задачи транзитивные страны должны опереться на традицию, как важнейший механизм сохранения и трансляции социокультурного опыта. Только лишь в этом случае общества переходного типа смогут в процессе глобализации вплести свое специфическое содержание в общую ткань всей мировой культуры, не потеряв собственной уникальности, т.е. реализовать «глокальный» [1] сценарий развития, в рамках которого мы сможем говорить о единстве многообразия, а не о тотальной унификации мирового культурного целого.

Формирующийся одинаковый образ жизни - не равновесное смешение всех существующих форм. Это не сплав этносов, культур и политических институтов с заимствованием в каждом лучшего и включением его в общую целостность. С точки зрения содержания в глобализме выражается победа западной, в особенности американской культуры над всеми остальными. Если бы существовала красная книга погибающих культур, она была бы очень толстой, а вскоре ее, возможно, придется сдать в архив, из-за того, что заносить туда больше нечего. На Земле остается одна, единственная - глобальная - современно-западная культура. Стоит ли, однако, драматизировать ситуацию, ведь любые существующие ныне этносы и культуры продукт интеграции более мелких. Народности образовывались из племен, нации возникали в результате объединения народностей с потерей их оригинальных обычаев, искусства, языков. Глобализация завершает данный процесс.

В многочисленных критических высказываниях по поводу нынешних процессов глобализации рассуждения о крайне негативном ее воздействии на состояние культуры давно уже стали одним из общих мест. Глобализация, утверждают ее противники, ведет к исчезновению культурной самобытности многих не только малых, но и больших народов. Под ее влиянием якобы формируется некий общий, унифицированный культурный стандарт, отмеченный печатью американизации, разрушающей многообразие традиционных укладов жизни, обычаев и культурных идентичностей, вчера еще ярко расцвечивавших палитру нашего мира. Однако стоит ли драматизировать ситуацию? В реальности, роль западных стран в культурном обмене не столь велика. В наши дни мы посещаем не только «Макдональдс», но и многочисленные японские и китайские рестораны, носим одежду, пошитую не на западе, а в восточных странах.

«Сегодняшние потоки культурной продукции текут отнюдь не в одном направлении. Более того, если говорить о США как об одном из главных участников глобального рынка культуры, то они, как это ни странно выглядит в свете стереотипных тезисов об американской культурной экспансии, играют на этом рынке не столько роль производителей, сколько потребителей. Согласно данным ЮНЕСКО, общая стоимость продуктов культуры, импортированных, например, в 1998 г. в США (включая печатную продукцию, произведения музыкальной культуры, изобразительного искусства, кинематографии, фотографии, радио и телевидения) составила 60 млрд. долларов, что почти в три раза превысило стоимость экспорта соответствующей культурной продукции из США (22 млрд. долларов)». [2] Отрицательной стороной глобализации в сфере культуры, таким образом, является распространение не западной культуры, а стандартизированной масс культуры, унифицированной и предназначенной для широких слоев населения. В таких продуктах культуры не артикулируются высокие нравственные ценности, она ориентирована, прежде всего, на потребление, а не на продуцирование новых ценностей.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента, что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека, под ее влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Это еще одна проблема современного общества.

«Безусловно, не всякое культурное влияние - благо. Здесь многое зависит от способности местной культуры к творческому восприятию исходящих извне воздействий, от ее способности не впасть в соблазн механического копирования, от умения трансформировать заимствованное в соответствии с собственными традициями и ценностями, отсеивая при этом все то, что с этими ценностями несовместимо». [2] По-видимому, такая стратегия поведение - единственно приемлемая для транзитивных обществ. Мы испытываем неминуемое влияние западных стран, поэтому для Беларуси, как одной из постсоветских стран, оказавшейся после распада СССР в ситуации некой социокультурной прострации, необходимо заполнить образовавшиеся аксиологические ниши. Для белорусской нации это особенно актуальный вопрос, хотя исторически наш народ всегда находился в стадии самоопределения, в современных социокультурных условиях этот вопрос обостряется. Белорусской нации необходимо избрать свой путь развития. Для реализации этой задачи необходимо учитывать те особенности, которые присущи нашему характеру. Для белорусского менталитета издавна характерна сильная связь с традициями и историческими корнями, «можно отметить присущую белорусам несклонность к разжиганию и поддержанию

конфликтов, к открытой борьбе за свои социально-культурные интересы. Даже когда эти интересы четко артикулируются, белорусы предпочитают занимать спокойную позицию, а не проявлять агрессивность. ... Наблюдается амбивалентный характер ценностных ориентаций белорусов. Частично эта особенность предопределена исторически: Беларусь всегда находилась между Востоком и Западом и поэтому имела амбивалентные интересы». [3, с. 227] Религиозное разнообразие, обусловлено той же причиной; миролюбивость и толерантность, выражена и в вопросе языка (как известно у нас два государственных языка), приоритет общественных ценностей над личными - все эти черты могут стать той основой, на которую можно опереться при построении своей модели развития. Безусловно, белорусам придется аккумулировать западный опыт, выстраивая свою стратегию поведения, однако она будет фундирована теми особенностями белорусского менталитета, который сложился исторически. Геополитическое положение Беларуси будет только способствовать этому - располагаясь в центре Европы, наша страна может стать той моделью глобализирующегося государства, которое при сохранении собственной национальной идентичности сможет вписаться в глобальное социокультурное пространство. Это позволит избежать тех негативных тенденций, на которые обращают свое внимание исследователи глобализации, описываемые выше. Для белорусов одними из важнейших приоритетов по-прежнему остаются их традиции и культура, национальная самобытность, социокультурная и территориальная общность. Это отнюдь не означает культурного изоляционизма и жестких демаркационных линий между нами и другими культурами. Белорусы открыты для взаимного культурного обогащения с другими народами, однако это не означает полного принятия западных или восточный ценностей. Стратегическими приоритетами идеологии белорусского государства являются сохранение национальных интересов, т.е. обеспечение национальной безопасности и суверенитета, формирование многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики, которая сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции и менталитет белорусского народа. В социальной сфере предусматривается реализация принципов социальной справедливости, создание условий для реализации способностей человека, формирование человека нового типа - творческого, предприимчивого и деятельного. Тем самым процесс глобализации на территории нашей страны может пройти наименее болезненно и с получением наибольшей выгоды от взаимодействия с другими странами.

Итак, проведенный анализ позволил сделать, на наш взгляд, ряд весьма интересных выводов. Глобализация отнюдь не означает тотальную американизацию. Отрицательной стороной глобализации в сфере культуры является распространение не западной культуры, а стандартизированной масс культуры, унифицированной и предназначенной для широких слоев населения. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Это особенно актуально для

так называемых транзитивных обществ, которые находятся в стадии самоопределения. К таким обществам относится и Беларусь, после распада СССР оказавшись в ситуации выбора своего дальнейшего пути. Наиболее эффективная стратегия дальнейшего развития нашей страны, по мнению автора, необходимо предполагает учет тех ментальных особенностей белорусской нации, которые сложились исторически и имманентно присущи нашей нации: сильная связь с традицией, миролюбивость, толерантность и веротерпимость. Все эти качества позволят Беларуси стать той моделью глобализирующегося государства, которое при сохранении собственной национальной идентичности сможет вписаться в глобальное социокультурное пространство.

Список литературы

1. Robertson, R. Glocalization: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity // Featherstone M., Lash S., Robertson R. (Eds.) Global Modernities. - London, 1995. - 245 p.

2. Харчевка А. С. Елобализация культуры: мифы и реальность / А.С. Харчевка//http://www.bsuir.unibel.bv/rn/12 100229 1 48745.doc

3. Титаренко JI. F. Социальная и национальная идентичность белорусов: основные типы и особенности трансформации / JI. F. Титаренко // Социальные проблемы развития белорусского общества в условиях глобализации: сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Институт социологии. - Минск, 2006. - С. 223-229

Fralova Katsiaryna Social-cultural priorities of globalization and informational technologies in the modern societies.

This article is dedicated to the phenomenon of globalization and its influence on the social-cultural space. The author gives the analyses of the special status of transitive societies, especially Belarus in the modern conditions.

Key words: globalization, culture, transitive societies.

Фролова К В. Соцюкультурнг npiopumemu глобажзаци та тформацшш технологи в сучасних суптьствах.

Стаття присвячена феномену лобал1зацп i його впливу на сощокультурний npocmip. Автор також анал1зуе особливий статус транзитивних сустлъств, особливо Emopyci в сучасних умовах.

K. UHHOtii слова: глобал1защя, культура, транзитивш сустлъства.

Поступило в редакцию 19.09.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.