Научная статья на тему 'Социокультурные изменения традиционной модели семьи и брака: социологический анализ'

Социокультурные изменения традиционной модели семьи и брака: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2526
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ / СВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ / СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ СУПРУГОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Порохнюк Елизавета Валерьевна

В статье рассматриваются ведущие социальные и культурные факторы, обусловливающие изменение традиционной модели семьи переход от патриархального уклада жизни к светской модели взаимоотношений супругов. Особое внимание уделяется социологическому анализу ценностных ориентаций современной семьи, анализируется процесс изменения семейных статусно-ролевых позиций супругов, оценивается роль института семьи в обществе в контексте современных социокультурных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные изменения традиционной модели семьи и брака: социологический анализ»

УДК 316.723

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ СЕМЬИ И БРАКА:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© 2013Порохнюк Е.В.

Астраханский государственный университет

В статье рассматриваются ведущие социальные и культурные факторы, обусловливающие изменение традиционной модели семьи - переход от патриархального уклада жизни к светской модели взаимоотношений супругов. Особое внимание уделяется социологическому анализу ценностных ориентаций современной семьи, анализируется процесс изменения семейных статусно-ролевых позиций супругов, оценивается роль института семьи в обществе в контексте современных социокультурных изменений.

The author of the article considers the leading social and cultural factors causing the change of the traditional family model, the transition from the patriarchal way of life to the secular model of spouses' relationship. The special attention is paid to the sociological analysis of the value orientations of the modern family. She analyzes the process of changes in the spouses' family status and role positions, estimates the role of the family institute in the society within the context of modern sociocultural changes.

Ключевые слова: социокультурные изменения, традиционная модель семьи, светская модель семьи, статусно-ролевые позиции супругов, ценностные ориентации.

Keywords: sociocultural changes, traditional model of a family, secular model of a family, spouses' status and role positions, valuable orientations.

Социокультурные изменения,

происходящие во всем мире и, в частности, в России, связанные с увеличением степени свободы личности, расширением возможностей выбора занятий и способов деятельности, повышением значимости образования, приводят к усилению социальной дифференциации всего общества. В сложившейся ситуации именно семья противостоит последствиям социальной напряженности и является для личности консолидирующим центром. Семья для любого человека остается сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации. Поэтому сохраняется социальная и личностная значимость семейных ценностей, связанных с развитием семьи. В целом изменение ценностных ориентаций семьи в современном социуме, во-первых, определяется общемировыми

тенденциями, связанными с переходом от

одного цивилизационного типа к другому. Во-вторых, преобразование ценностных ориентаций семьи связано с глубокими и качественными

изменениями основных социальных институтов и общественной организации в целом [1. С. 6].

Изучение семейных ценностей, в контексте происходящих в современном социуме социально-экономических

трансформаций приобретает особую актуальность, поскольку способствует лучшему пониманию механизма формирования системы ценностных ориентаций семьи. По мнению О. Здравомысловой, в современной семье родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида [2. С. 10].

На данном этапе современная семья перестает быть кооперативно-трудовым объединением, осуществляется переход от семейного производства к семейно-

бытовому самообслуживанию. Меняется положение женщины, которая тоже вовлечена в общественное производство. В результате мы наблюдаем, что разрушается жесткое разделение труда внутри семьи. Идет трансформация традиционных мужских и женских ролей. Женщина может быть «основной добытчицей и кормилицей» своей семьи.

Очевидно, что система ценностей традиционной семьи, в иерархии которой на первых местах стояли долг, семейная ответственность, ценность детей как вклада в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников по мере модернизации становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям независимости личных достижений. В то же время при современных условиях ограничена возможность передавать статус семьи от родителей к детям, так как возросла роль достижимого статуса. Передача статуса привилегированных семей все больше связана с получением элитарного образования и подготовкой детей к такой работе, которая гарантирует высокий статус в обществе.

Мы согласны с мнением А. А. Пронина, что супружество становится ведущим отношением в современных семьях, так как роль родительства по мере сокращения рождаемости и нуклеаризации семьи отходит на второй план. Причем в самом супружестве интересы пары подчинены часто интересам индивида [3. С. 16]. Это опасная тенденция, приводящая к разрыву супружеских отношений, проявляется в том, что если ранее инициатором развода являлся мужчина (чаще в связи с бездетностью брака), то в современных условиях инициатива к разводу исходит от обоих супругов.

Наблюдается переход от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга молодыми людьми, вступающими в брак и создающими семью на основе межличностной избирательности. К сожалению, в дальнейшем этот переход приводит к «легким» разводам, вызванным межличностной

несовместимостью супругов. Мы убеждаемся, что утеряны традиции постоянного брака в силу частых разводов и повторных браков.

Согласно проведенным опросам ВЦИОМ, самыми распространенными моделями современной светской семьи являются "конфликтные" и "счастливые" семьи. "Несчастные семьи" составляют около 14%. Самыми счастливыми семьями среди групп с различным материальным статусом оказались не богатые, а супруги с достатком. Результаты проведенного исследования показали, что самые обеспеченные не являются «самыми счастливыми» семьями (около 18% относятся к "несчастным семьям") [4. С. 7]. Мы считаем, что результатом тому служит повышенное внимание личности супругов к благам материальным, нежели семейным.

В ходе социологического

исследования, проведенного нами в г. Астрахани, была сделана попытка выделения других факторов,

определяющих характер отношений в семье. Мы рассмотрели влияние состава семьи. Было опрошено 203 респондента и получены следующие результаты. Среди различных по составу семей, проживающих вместе с родителями, самыми "несчастными" выступают супруги без детей. В таких семьях самый низкий процент "счастья" (30% - 20 респондентов) и высокий процент "несчастья" (около 18% - 37 респондентов). При этом отсутствие детей или проживание с родителями в других конфигурациях состава семьи дают иное качество семейных отношений. Так, около 42% (85 респондентов) супругов без детей, но проживающих отдельно от родителей, и около 40% (81 респондент) супругов с детьми, но проживающих совместно с родителями, охарактеризовали свои семейные отношения как " счастливые".

Мы также рассмотрели воздействие отсутствия одного из родителя на характер взаимоотношений в семье. Процент счастливых неполных семей ниже среднего показателя и составляет менее 29% (58 респондентов). В то же

время для таких семей характерен очень высокий (более 56% - 113 респондентов) показатель конфликтности. Мы считаем, что описанные факторы (состав семьи и наличие детей) не раскрывают полностью секретов семейного благополучия, но позволяют приоткрыть завесу того, что часто делает межличностные отношения в семье более комфортными и устойчивыми.

На основании проведенного социологического исследования было установлено, что в современных социально-экономических условиях в основе привлекательности семьи лежат особенности процессов

самоидентификации и значимости человека, которые значительно интенсивнее проявляются в семье - в кругу близких, чем в больших социальных общностях. На вопрос: «Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, институт семьи в современном обществе сохраняет статус одной из ведущих ценностей в жизни как отдельно взятой личности, так и общества в целом?». Мы получили следующие результаты: «да, сохраняет прежний статус» - 73% (148 респондентов); «сохраняет статус ценности, но подвержен тенденциям изменения» - 19,5% (40 респондентов); «нет, статус семьи значительно изменился» - семья постепенно обесценивается - 7,5% (15 респондентов).

Из 203 опрошенных респондентов доля молодежи (младше 30 лет) составляла 78% (158 респондентов), и для этой категории материальный фактор оказывает решающее воздействие на атмосферу в семье и ее репродуктивные планы в будущем. Так, основным признаком стабильной и полноценной семьи для опрошенной молодежи (158 респондентов) является материальный достаток и барьером при рождении желаемого количества детей также является материальный фактор. Полученные данные свидетельствуют, что социально-эконо-мические

трансформации вызвали у молодежи черты прагматизма и расчетливости. Это опасная тенденция, которая вызвана неуверенностью молодежи в своем

будущем и недостаточными усилиями государства в помощи молодым семьям.

Социально-экономические трансформации последних десятилетий поменяли приоритетность функций современной семьи. Социологические исследования показали, что 45,8% респондентов (93 человека) на первый план выдвигают потребность в эмоциональной поддержке со стороны супруга, но в то же время 76% (154 респондента) опрошенных заявляют о важности ощущения ценности своей личности и некой «автономии» в семье.

На вопрос: «На ваш взгляд, какие из нижеперечисленных социальных

аспектов оказывают значительное влияние на изменение института семьи?» (возможно не более 3 вариантов ответа), мы получили следующие результаты:

1) изменения в других институтах общества оказывают значительное влияние и на институт семьи - 83% (168 респондентов);

2) преобразования в обществе сказываются на модели семейных отношений» - 87% (177 респондентов);

3) влияние на институт семьи оказывают изменения, переоценка статусно-ролевых позиций женщин и мужчин в обществе» - 56% (114 респондентов);

4) развитие и функционирование новых форм и моделей семейных отношений» -43% (87 респондентов);

5) преемственность западных моделей семейной жизни - 16% (32 респондента);

6) постепенный отказ от традиционной модели семейных отношений в пользу светских ценностей - 27,5% (56 респондентов).

Полученные результаты

свидетельствуют, что социально-экономические и политические преобразования в нашем российском обществе вызывают социокультурные изменения в институте семьи.

Е. М. Черняк в своей работе «Социология семьи: перспективы развития института» утверждает, что в рамках процесса трансформации семьи в современном социуме и перехода к новым семейным отношениям и ценностям необходимо сделать акцент на

анализе социокультурных оснований функционирования разных типов семейных отношений. Трансформация традиционней семьи представляет собой процесс перехода от патриархальной формы отношений к современным [6. С. 26].

Мы считаем, что в современных условиях развития российского общества процесс трансформации самого института семьи затронул все аспекты внутри семейных отношений и семейного поведения. В функционировании семьи наблюдаются проявления кризисных факторов, обусловленных социально-экономическими и политическими причинами, которые выражаются в разрушении основ патриархальности российской семьи, ее функциональной, ценностно-мотивационной и

поведенческой структуры. Это выражается в том, что детоцентристская семья теряет свою актуальность. Для молодых людей инструментальный тип родительства не является приоритетным, дети - это «роскошь», которая требует больших финансовых вложений, отдельного жилья, а также моральной устойчивости. Молодым родителям «страшно жить», так как нет уверенности в будущем.

Социологическое исследование

свидетельствует, что происходит смещение наиболее оптимальных возрастных границ для вступления в брак с 18-22 лет к 23-26 годам и старше. Это принципиально новая тенденция для южных регионов России. Наше исследование выявило, что молодые люди (всего было опрошено 158 респондентов) планируют рождение двух детей - 29% (46 респондентов), 37% (58 респондентов) - стремятся ограничиться одним ребенком, а 34% (54 респондента) пока не определились по этому вопросу.

По результатам исследований Черняк Е. М., выделяются антимотивационные аспекты, такие как «страх за будущее своих детей» (33,3%), «моральная, психологическая неготовность» (23,8%), «проблемы в состоянии здоровья» (10,3%) и «проблемы в становлении карьеры» (11,7%), снижают семейные ценности родительства [6. С. 26].

На основании этих исследований были выделены основные тенденции, характеризующие развитие социального института семьи: возросший

индивидуализм членов семьи; смещение оптимальных возрастных границ для вступления в брак с 18-22 лет к 23-26 годам и старше; сохранение стереотипа малодетности семьи; увеличение значения ценности семьи как малой группы в сознании индивидов и «страхи» перед неопределенным будущим.

Подводя итоги краткого обзора и анализа социологического исследования, можно констатировать, что в сознании большинства людей существует выраженная потребность в том, чтобы семья была одной из главных ценностей. В то же время поведение значительного числа людей, особенно молодежи, в значительной мере не соответствует этой потребности. Такое несоответствие во многом связано как с объективными трудностями, так и с субъективными негативными факторами. Отсюда следует, что для укрепления института семьи необходимо учитывать важную роль духовных факторов, включающих культурные стереотипы, нравственные нормы, религиозные представления, отношение к семье как к духовной ценности, отношение к детям и к родителям. По-видимому, для реального укрепления семейных ценностей необходимы существенные сдвиги и в отношениях внутри семьи.

Трансформация института семьи -переход от традиционной модели отношений к светской - затронула все аспекты семейных отношений и семейного поведения. Изменения функциональной направленности

социального института семьи негативно отразились на

репродуктивных, супружеских и родительских установках.

Современные социальные тенденции в области семейных образцов и семейных отношений закономерно диктуют необходимость анализа особенностей трансформации

структуры, форм и функций современной семьи как социального

института, призванного обеспечить | социальную стабильность общества.

Примечания

1.Боулдинг Э. Роль женщины: от прошлого к настоящему. М., 2001. 2.Здравомыслова О. Статус и карьера женщины в современных условиях. М., 2000. 3. Пронин А. А. Положение женщин в современной России: общая характеристика. М., 2002. 4. ВЦИОМ «Социальная роль женщины в современном обществе». М., 2002. 5.Иноземцева Е. Н. К вопросу о положении женщин в исламе. М., 2000. 6. Черняк Е. М. Социология семьи: перспективы развития института. М., 2000.

Статья поступила в редакцию 23.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.