Научная статья на тему 'Социокультурные и политико-правовые основания модернизации страны в свете целостной философии'

Социокультурные и политико-правовые основания модернизации страны в свете целостной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ / ЦЕЛОСТНАЯ КОНЦЕЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИКА / ПРАВО / ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРА / THE PROBLEMS OF RUSSIA''S MODERNIZATION / HOLISTIC CONCEPT OF MODERNIZATION OF SOCIETY / IDEOLOGY / EDUCATION / POLITICS / LAW / ECONOMY / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гомбоева Лидия Викторовна, Пристенский Владимир Николаевич

В статье авторы анализируют основные проблемы модернизации страны как результат господства дискретного мировоззрения и обозначают свое видение модернизации на основе целостной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL AND POLITICO-LEGAL MODERNIZATION OF THE COUNTRY IN THE LIGHT OF A HOLISTIC PHILOSOPHY

In this paper, we analyze the main problems of modernization of the country as a result of the discrete world view and denote our own vision of modernization based on a holistic philosophy.

Текст научной работы на тему «Социокультурные и политико-правовые основания модернизации страны в свете целостной философии»

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

_14А 2012

УДК 101.1:316 © Л.В. Гомбоева, В.Н. Пристенский

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ

В СВЕТЕ ЦЕЛОСТНОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье авторы анализируют основные проблемы модернизации страны как результат господства дискретного мировоззрения и обозначают свое видение модернизации на основе целостной философии.

Ключевые слова: современные проблемы модернизации России, целостная концепция модернизации обще-ства, мировоззрение, образование, политика, право, экономика, культура.

L.V. Gomboeva, V.N. Pristenskiy

THE PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL AND POLITICO-LEGAL MODERNIZATION OF THE COUNTRY IN THE LIGHT OF A HOLISTIC PHILOSOPHY

In this paperf we analyze the main problems of modernization of the country as a result of the discrete world view and denote our own vision of modernization based on a holistic philosophy.

Key words: the problems of Russia's modernization, holistic concept of modernization of society, ideology, education, politics, law\ economy, culture.

Будучи единственной дисциплиной о всеобщем, философия содержит в себе потенциал ин-тегративной мысли, которого так не хватает для эффективного решения назревших социальных проблем России. Очевидные проблемы, такие как коррупция, преступность, социальная несправедливость, коренятся в провоцирующем эти проблемы дискретном мировоззрении. Именно последнее не позволяет увеличить число потенциальных акторов - тех людей, кто мог бы, видя абсурдность современной социальной реальности и направление прогресса, способствовать созданию и функционированию необходимых для развития личности и общества демократических структур, институтов и механизмов.

Модернизация общественных процессов и конструирование новой реальности требуют новых подходов и изменения мировоззренческих установок каждого члена общества. Нам следует понять каковы ныне существующие установки. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

а) наивный реализм, то есть познавательная установка, что мир такой, каким он нам представляется или каким описывается в авторитетных религиозных или научных текстах, как отметил К.Поппер, является шагом вперед по сравнению с познавательным пессимизмом, когда люди ни о чем особо не думают и ни во что не верят. Так, в Средневековье наивный реализм христианства способствовал распространению нравственных ценностей среди не всегда цивилизованных народов, а в Новое Время научный наивный реализм показал могущество разума в обстановке господства веры. Но сегодня наивный реализм, глубоко проникший в ментальное

пространство нашей страны благодаря семидесятилетнему господству марксизма-ленинизма, должен быть признан ведущим фактором, препятствующим развитию личности и общества. Это подтверждают практически все последующие пункты в данной статье.

б) позитивизм. Научный наивный реализм есть позитивизм, в соответствии с которым с\-ществует только чувственно-воспринимаемая реальность, вполне редуцируемая к каким-то устойчивым определяемым структурным неживым единицам, подобным атому, химическом} элементу и т.п. Якобы вполне выражаемая в четких и ясных понятиях и непротиворечивых суждениях природа ассоциируется с механизмом, а не с органическим развивающимся бытием. Ощущаемая гармония природы, возникновение и сущность жизни рассматриваются как результат случайно-возникающих механически понимаемых факторов и их «естественного отбора».

в) позитивистская антропология. Отрицая развитие как цель природы, позитивизм отрицает развитие как цель человека. Человек не воспринимается как способный к бесконечному развитию микрокосм в макрокосме и рассматривается как полностью обусловленное механически понимаемой природой и обществом биосоциальное существо. Из общего мировоззренческого дискурса фактически изгнаны понятия души и духа, а ведь, с точки зрения никем не опровергнутой метафизики, именно душа и дух являются источником всего лучшего в человеке. Отсюда возникают, по крайней мере, две проблемы: 1) механическое понимание личности: ее духовное содержание (целостность, зрелость и

Л.В. Гомбоева, В.Н. Пристенский. Социокультурные и политико-правовые основания модернизации страны в свете целостной философии

созидательность души) не имеет значения; внешние интересы и формальные требования решают все; 2) глобальная тенденция «нераскрытия самости» (Юнг). Деструктивное влияние на человека позитивистской антропологии можно проиллюстрировать разницей во внешнем виде людей, успешно занимающихся холистическими духовными и духовно-телесными практиками (например, йога, цигун, медитации), и теми, кто механически относится к себе и собственному телу.

г) позитивистская мотивация. Позитивизм редуцирует все к существующему и прошлому. Он оставляет последователя на поверхности вещей и не ведет вглубь. Он приучает к причинной объяснительной аргументации «потому что» и отучает от целерациональной и перспективной аргументации «для того, чтобы». Позитивист и позитивистское общество в дилеммах «иметь или быть» (Э.Фромм) и «приспособиться» (Ч.Дарвин) или «поступить наилучшим образом» (Сократ) выбирают стороны «иметь» и «приспособиться», а не «быть» и «улучшить».

На трансформацию российского общества оказывает влияние существующая система образования. Анализ социально-философских проблем следует начать с рассмотрения инерцио-нальных проблем системы образования.

• Господство дискретных мировоззренчески-ценностных ориентиров в системе образования негативно влияет на направленность и качество системы образования в стране.

Современное образование:

- в последнее время ставит целью лишь обучение имеющимся знаниям, практически полностью отказалось от воспитательной функции и не способствует формированию качеств свободной личности: ответственности, справедливости, любви к отечеству, самоакгуализации, творчества, мужества, щедрости, умеренности;

- основано на монологическом, авторитарном, формальном образовательном процессе, отучающем личность учащегося от самостоятельного мышления и чувствования, а общество - от культуры доверительного общения и дискуссий;

- не дает видения целостной картины мира (введение религиоведческой дисциплины не меняет сути дела, потому что и религии могут отчуждать человека от собственной сущности (Э.Фромм), а также потому что естественнонаучные дисциплины продолжают излагаться на основе наивно-реалистического и позитивистского мировоззрения);

- формирует отчужденное отношение к себе и другим, антидемократическую культуру нетерпимости к инакомыслию;

— готовит узко-специализированных функционеров, роботов, догматиков, «отсутствующих»1 уклонистов, закрытых к диалогу, развитию, творчеству и доброте.

• Остаточное финансирование учительского труда. Господство механической концепции личности ведет к недооценке личности педагога и его труда. Низкий уровень заработной платы, не всегда оправданная перегруженность и правовая незащищенность педагогов ведет к тому, что среди них крайне недостаточно самоактуа-лизаторов (по Маслоу) и полноценно-функционирующих личностей (ПФЛ, по Роджерсу), тех, кто доверяет, прежде всего, данным собственного сознания и хотел бы и мог помочь учащемуся развить личностные и другие компетенции.

• 11ренебрежение эмпирическими методами в изучении естественнонаучных дисциплин. Нужные для инновационной экономики научные открытия в значительной степени имеют эмпирический характер, но в отечественной школе физика, химия, биология и другие естественнонаучные дисциплины изучаются не с помощью опытов и экспериментов, а, как правило, на низком теоретическом уровне. Соответственно, крайне мало кто из учащихся хорошо разбирается в этих науках и готов к научным и научно-техническим открытиям. К тому же сугубо теоретический образовательный подход препятствует формированию веры в данные собственного опыта, веры в себя, раскрытию творческого потенциала и формирует либо чрезмерное доверие к текстам, имеющее, как отмечают постмодернисты, тотализирующий характер, либо полное недоверие к ним, что, в общем-то, не способствует развитию образованности.

• Проблема синтеза вышеуказанных факторов с фактором информационной эпохи. Отученный от самосознания, развращенный обилием информации и развлекательной продукции потребитель, как отмечает И.Джохадзе, ««впадает в своего рода «ментально-психономическую апатию» - состояние, характеризующееся эмоциональной опустошенностью и безразличием к происходящему вокруг,

понятие «отсутствие» мы вводим как оппозицию введенному метафизиками-хайдеггерианцами Э.Толпе, Ж.Л. Нан-си и Х.У. Гумбрехт понятию «присутствие», означающему здесь-и-сейчас-бытие, полнлто включенность человека в момент «сейчас».

и

14А72012

утратой остроты восприятия и способности удивляться чему бы то ни было» [4, с. 14].

Проблемы экономики и управления составляют следующий блок проблем.

• Механический менеджмент. Механически понимающая себя личность нуждается в указаниях свыше. Механически понимаемое общество способствует механическому организационному менеджменту в экономике: имеет значение лишь структура организации, а не личность. От индивида требуется исполнение указаний свыше, а не действие в соответствии с собственной оценкой ситуации.

• Позитивистская индустриальная экономика советских лет. Как известно, механическая индустриальная плановая нерыночная экономика советской России была весьма отчужденной от человека: она не была ориентирована на удовлетворение его потребностей. Направленная в сторону наращивания основных фондов и увеличения объема валового продукта в 1970-е гг. советская индустриальная экономика стала одной из самых могущественных в мире. Ее могущество держалось на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании, насилии со стороны правящей коммунистической партии и определенном энгузиазме трудящихся масс. К 1980-м альтруистический энтузиазм погас, и индустриальная экономика перешла сначала на стадию застоя, а затем и регресса. Как предрекали экономические либералы, неэффективная экономика стала прямым следствием экономической несвободы.

• Западная позитивистская постиндустриальная экономика. В западном мире, как известно, процветает постиндустриальная экономика, главными факторами которой принято считать не материальные ресурсы, а человеческий и социальный капиталы. Эти понятия, введенные Т.Шульцем, Г.Беккером, в значительной степени расширяют механические экономические представления.

Понятие «социальный капитал» представляет собой показатель общественных отношений, включающий в себя социальные сети (т.е. горизонтальные и вертикальные связи в разного рода уровнях коммуникаций: от государственных до организационных и даже семейных), нормы, правила, доверие. И поскольку сама идея социального капитала - признак целостного и весьма конструктивного мышления в экономике, здесь стоит отметить основные концепции социального капитала.

1) институциональный, сетевой вертикальный подход (П.Эванс), утверждающий первич-

ность политической, правовой и институционной среды в процессе формирования социального капитала. «Вызывающие доверие, прозрачные и прогнозируемые действия государства, низкий уровень коррупции, независимая система судебных органов, надежно гарантируемые имущественные права - это только некоторые черты общества, в котором индивидуальная и общая инициатива может быть успешной» [] 0, с. 37].

2) коммунитарный, сетевой горизонтальный подход (Р.Д. Патнем) связан с гражданским контактированием. Патнем на примере северной и южной Италии показывает, что в тех местах, где люди активно общаются в спортивных клубах, литературных организациях и т.п., социальный капитал выше, а правительства работают творчески, более эффективно и менее коррумпировано, чем в местах, где люди менее социально активны.

3) синергетический подход сочетает отдельные положения, разработанные в рамках институционального и коммунитарного подходов. Здесь в формировании социального капитала признаются важными процессы и «снизу-вверх», и «сверху-вниз».

Из этих трех подходов первый не принимает во внимание акторов модернизации, их мировоззрение, образование, а второй не уделяет достаточного внимания действующим институтам (например, в Осетии высок уровень гражданского контактирования, но институциональная ситуация оставляет социальный капитал на невысоком уровне), и более целостным, очевидно, является синергетический подход.

В целом, уровень развития человеческого и социального капитала современного Запада, конечно, должен быть признан ориентиром для России, занимающей 67 место в рейтинге по глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг., (данные Всемирного экономического форума). Вместе с тем необходимо учитывать и деструктивный аспект фишеровского понятия «человеческий капитал», состоящий в провозглашении единственного требования господствующей экономической концепции к человеческому капиталу - «приноси доход». Следуя такому подходу, исключая духовный капитал из человеческого, экономисты остаются в рамках потребительского отношения к человеку и более того формируют такое же, в сущности неправовое, отношение к человеку у общества, провоцируют потребительскую ориентацию, духовную и душевную нищету элит и масс.

• Современная отечественная позитивистская экономика. В постсоветской России эконо-

Л.В. Гомбоева, В.Н. Пристеиский. Социокультурные и политико-правовые основания модернизации страны в свете целостной философии

мика вследствие установления рыночных отношений немного приблизилась к человеку, но не возвысилась до постиндустриального уровня, а опустилась на доиндустриальный, сырьевой. Западные концепции человеческого и социального капитала правящей властью не воспринимаются всерьез. Директор института экономики РАН Р.Гринберг констатирует текущее положение дел: «Экономика стала примитивной» [15], а директор центра исследований постиндустриального общества В.Иноземцев отмечает бесперспективность российской экономики: «Идея развития исключена из бюджета» [16]. Таким образом, дискретное понимание экономики как средства извлечения прибыли элитами и в дальнейшем будет способствовать возрастанию различного рода кризисов. Как при всем этом планируется избежать краха российской индустрии при вступлении в ВТО? - остается непонятным.

Проблемы политики и правопонимания рассматриваются нами также в свете целостной философии.

Наивный реализм ведет и к политической недальновидности. Позитивистская политика направлена не на развитие личности и общества, а лишь на сохранение и безопасность государства. Для такой политики вполне естественной является этатистская авторитарная политическая модель, представляющая собой сферу государственного управления, а не сферу гражданского взаимодействия, как понимали политику Аристотель и Х.Арендт. Люди в этатисгком государстве - средство, а не цель. Даже если формально позитивистская политика признает эгалитаризм - всеобщее равенство, то в реальности этатизм неизбежно ведет к элитаризму - к разделению общества на правящие элиты и массы. Так было в советские годы, так есть и в наши дни, только в более значительных масштабах: ослабление власти закона на фоне атмосферы страха и недостатка свободы привело к «очень высокому уровню социального, экономического, структурного и культурного неравенств» [1, с. 110].

Позитивистское правопонимание производ-но, как это следует из учения Аристотеля, от позитивисткой политики. В позитивизме «право» понимается лишь как «закон». И именно так думает подавляющее большинство отечественных студентов, в том числе по специальности «Юриспруденция», и это вполне объяснимо тем, что в вузовском государственном стандарте по правоведению, отражающем юридический позитивизм, нет понятий «естественное право», «естественно-правовое правопонимание». Между тем, вопрос «что есть право?» философия права

признает фундаментальным и определяющим две правоведческие традиции: позитивистскую и естественно-правовую. Начиная с эллинизма и эпохи Средневековья, на Западе господствовали естественно-правовые концепции, согласно которым, если человеческие законы нарушают естественные права, то следует руководствоваться естественным правом как наиболее фундаментальным. В XX в. вследствие распространения философского позитивизма в мире распространились утилитаристские и позитивистские концепции права, отождествляющие право с законом и расценивающие права человека как определенные культурные нормы, а не как неотъемлемые, общечеловеческие права. Тоталитарные государства фашисткой Германии, СССР и другие были построены на позитивистском право-понимании. После Второй мировой войны Густав Радбрух показал, что закон может быть неправым, если он нарушает важнейшие принципы права свободы, равенства и справедливости (как, например, многие законы фашистской Германии). Современный философ права Деннис Ллойд пишет: «Право может быть использовано в качестве орудия тирании, как это происходило на протяжении веков во многих обществах, а может быть и инструментом наделения гражданина теми основными правами и свободами, которые в демократическом обществе рассматриваются в качестве неотъемлемой части нормальной жизни» [9, с. 9]. В нашем обществе еще со времен советской эпохи право, в соответствии с юридическим позитивизмом, однозначно отождествляется с властно-принудительными законами, понятие естественное право считается результатом свойственных человеческом}' уму «априорных заблуждений» и отрицается существование каких-либо врожденных, неотъемлемых прав человека.

Господствующая ныне позитивистская политика способствует угнетению человека, а позитивистская юриспруденция по-прежнему отождествляет право с законами. В обществе если и есть идея правового государства, то она носит искаженный характер. Во многом в силу вышесказанного, не действуют в должной мере основные принципы правового государства - соблюдения законов гражданами, организациями и органами власти; независимости и объективности судов; соблюдения властью основных прав и свобод граждан. Пока граждане не ощ\тцают себя вполне правомощными, сложно ожидать от них усилий по подъему экономики и страны.

Итак, проведенный анализ проблем модернизации страны подчеркивает справедливость целостного подхода: не только бытие определяет

14А2012

сознание, но и наоборот, сознание (мировоззрение) определяет бытие; а все проблемы современной экономики, права, политики и образования, вся деструктивность нынешней культуры следуют из наивного реализма и позитивизма.

Рассмотрим основные положения целостной концепции модернизации общества.

Восточная мудрость учит, что с тьмой борются с не помощью указания на темноту, а путем привнесения света. Источником света, способным выявить проблемы и указать путь модернизации, является целостная метафизическая философия, на ее основе должны быть сформулированы целостные образовательные, экономические, политико-правовые и другие концепции.

Концепция целостного мировоззрения.

Утверждение гипотетического реализма. Гипотетический реализм - рационально-критическая познавательная установка, согласно которой мир сложнее, чем он нам представляется или может быть дан в научных теориях. Гипотетический реализм оставляет место вере и как философская позиция утверждается мистицизмом, скептицизмом, кантианством, прагматизмом, постпозитивизмом, постмодернизмом. Открытые в квантовой физике принципы неопределенности и дополнительности научно подтвердили гипотетический реализм. В современной неклассической и постнеклассической философии принято, что неопределенность и неоп-ределяемость находятся в основании рационального познания. Гипотетический реализм приучает к критическому восприятию реальности и к терпимости по отношению к критике: «Все мы можем ошибаться» (К.Поппер). Гипотетический реализм признает вопросы о природе мира, человека, государства, политики, права и экономики принципиально открытыми. Из открытости этих вопросов следует один очень важный вывод: мы свободны в выборе тех концепций, которые могут быть наилучшими для нашего развития. Таким образом, гипотетический реализм в мировоззренческом плане более выигрышен, чем наивный реализм - он не предписывает, а оставляет свободу выбора. Гипотетический реализм ведет к незнаниевой культуре1, в которой здесь-и-сейчас индивидуальное познание ценится выше уже готовых «правильных знаний».

Свободный выбор целостной онтологии. Главный выбор, который следует сделать для

\<Незнаниевая культура»: производно от знаменитой Со-кратовой философемы «Я знаю только, что ничего не знаю».

модернизации страны - это выбор между аналитическим, разлагающим все на части, а значит, умертвляющим наукоцентризмом (позитивизмом) и синтетическим целостным воззрением, в котором развитие выступает не эпифеноменом, а сущностным свойством и даже целью Вселенной и ее частей/целостностей.

Целостная философия (даосизм; некоторые направления индуизма; синтез античной философии Гераклита, Парменида, Аристотеля, стоицизма; в современности - постнеклассическая наука, концепции голографической вселенной, трансперсональной психологии, синергетика и т.п.) постулирует основания природы, понимание души и духа как оснований человека. Согласно целостным представлениям о мире, в основе изменяющейся Вселенной находится Нечто, как отметили бы Парменид и И.Кант, не воспринимаемое чувствами, но постигаемое умом, называемое Бытием, Богом, Логосом, Брахманом, Высшим сознанием и т.п. В целостном мышлении Вселенная, природа воспринимается не как ньютоновский механизм, а как целостный организм, каждые части которого представляемы как клетки или органы большего организма, причем последние тоже могут быть рассмотрены в качестве организмов в сил) их целостной и психической природы.

Целостная метафизика похожа на идеализм, но последний часто уводит в крайности. Например, средневековый христианский идеализм утверждал, что все земное есть суетное и грешное и недостойное внимания человека; кантовский идеализм утверждал примат разума над чувственностью, а гегелевский идеализм - примат целостности над частью, в том числе - государства над индивидом. В отличие от нецелостного идеализма, целостная метафизика утверждает два принципа.

1) принцип тождества причинно-обусловленной реальности и Абсолюта (принцип тождества сансары и нирваны, выражаясь языком буддизма) предписывает, что следует жить не будущим временем (надеждой на рай. счастье в будущем, «золотой век»), а настоящим здесь-и-сейчас моментом.

2) принцип «все в одном и одно во всем» предлагает ситуативное, осознанное и ответственное решение дилеммы «Часть для целого или целое - для части?».

Целостная концепция человека. Все мы, как и весь окружающий мир, представляем собой разные степени актуализации единого психического первоначала. Человек в холизме рассматривается как часть/целое, холон (К.Уилбер) единого развивающегося сознательного универсума. Как

Л.В. Гомбоева, В.Н. Пристенский. Социокультурные и политико-правовые основания модернизации страны в свете целостной философии

и прочие холоны, человеческий холон «тянет быть целым, тянет быть частью, тянет вверх, тянет вниз». «Обретение психикой актуальной формы существования в виде разных видов психической активности и разных уровней ее реализации (психических процессов, состояний и сознания) происходит как порождающий процесс перехода психики из «бытия в возможности» [14, с. 22]. «Тяга к превосхождению себя включена в саму ткань космоса» (К.Уилбер). Все мы представляем разные степени совершенства, причем все мы разные и неповторимые и никто не совершенен абсолютно. Человек рождается с большим потенциалом для развития, у него есть потенциал к самоактуализации (А.Маслоу) и самотрансценденции (В.Франкл).

Сократ учил, что все лучшее в человеке рождается в благой душе. И.А. Ильин отмечал, что душа, будучи связанной с телом, несвободна, но дух - глубинное проявление Абсолюта в душе -свободен. Между душой и духом есть определенные диалектические противоречия, но благодаря медитации проникновения в глубину и культивированию осознанности гармоничность сочетания души и духа, ощущение подлинного счастья и могущества могут возрастать. Дух, или Высшее сознание, можно рассматривать как глубинную силу души, которая может вести душу по пути блага, самосовершенствования. Для познания в себе Высшего сознания метафизик Э.Толле советует обратиться к себе с вопросом: Кто я есть? Здесь некто может последовательно отвечать: Я есть ребенок, школьник, студент, преподаватель, отец, руководитель, пенсионер, умирающий, - все это наши временные я. Кто же есть я настоящий? И тогда возникает естественный ответ: наше подлинное Я есть нечто большее, чем наши разные маленькие, эгоцентричные я, высшее Я есть дух. Благодаря разо-тождествлению себя с эго и актуализации духовного уровня сознания у нас могут возникать проявления совести, чувства справедливости, сострадания, духовной силы.

Утверждение целостной системы ценностей. Ценности в изменчивом мире подобны очертаниям облаков (Ч.Пирс), но высшая ценность и цель человеческой жизни с точки зрения холизма - это индивидуация (К.Г. Юнг) - раскрытие заложенного универсумом человеческого потенциала, познание в себе высшего начала, достижение состояния единения с высшим уровнем сознания, переживание уникальности себя и одновременно переживание сопричастности семье, обществу, человечеству (гуманизм) и всей Вселенной (трансгуманизм).

Основная задача человека, с точки зрения холизма, состоит в раскрытии своего творческого потенциала. Целостная концепция человека согласуется с неклассической психологией личности (Д.А. Леонтьев), утверждающей переход «от жизнедеятельности к жизнетворчеству, от смысловой регуляции к регуляции смыслов, от психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире» - к психологии личности, творящей и изменяющей себя и свой жизненный мир» [8, с. 444]. Вслед за И.Кантом мы говорим, что главной целью антропологических и социальных концепций должно быть максимальное развитие человеческих способностей и талантов. Самоактуализатор - по Маслоу; полноценно-функционирующий человек - по Роджерсу; са-мотрансцендирующий человек - по Франклу; даос, миролюбиво наслаждающийся моментом «здесь-и-сейчас»; буддийский бодхисаттва - все это ориентиры для личностного роста, для того, чтобы становиться все более целостным.

Познавший в себе Бытие, из «бытия в возможности» переходит в форму «бытия в действительности» (по Аристотелю), актуализирует свой человеческий потенциал, находит в своей душе настоящий источник счастья и силы, обретает целостность, миролюбие и свободу от деструктивных внутренних и внешних влияний. Целостный человек не согласится с Сартром, утверждавшем «другие - это ад», он понимает, что люди могут поступать плохо под влиянием их эго - маленького, неистинного «я»; он признает, что на самом деле ад - это следование собственным и чужим «омрачениям» (буддизм).

Повседневные заботы разрывают связь человека с бытием, но у него всегда есть такая возможность достижения целостности как духовная практика, включающая в себя творение добрых дел и медитацию, благодаря которым решается одна из самых благородных задач - создание атмосферы любви внутри и вне себя, творение здорового, гармоничного, находящегося в радости осознанного бытия ума.

Концепция целостного образования.

Утверждение целостных мировоззренчески-ценностных ориентиров в системе образования и в обществе. Необходим пересмотр цели и содержания школьной программы на базе гипотетического реализма и холизма. В изменчивом и все более хрупком мире целью образования должно быть не вбивание зачастую устаревших знаний, а раскрытие личностного потенциала учащегося. Образование должно быть не навязывающим «сверху-вниз», а исходящим из потенциала ребенка «снизу-вверх». Важно не только и не столько обучение готовым знаниям,

I4A20I2

сколько способности познающего субъекта оправданно доверять собственному сознанию. Конечно, отечественная и мировая педагогическая мысль (В.Сухомлинский, Дж.Дьюи, К.Роджерс) многое об этом сказала, но господство дискретного мышления в стране практически подавило целостные образовательные системы. В наши дни вдохновляюще могут подействовать современные образцы моделирования целостного типа образования, например, идея самоорганизующихся систем Сугаты Митра (self-organising systems, Sugata Mitra), концепция «я могу-мы можем» Киран Бир Сети («I can - We can», Kiran Bir Sethi) [17], образование как преобразование Дианы Чапмэн Уолш (Education as Transformation, Diana Chapman Walsh).

Демократический характер образовательной среды. Раскрытие личностного потенциала учащегося как основная цель образования предполагает смену авторитарного характера педагогики на демократический. Человек, как и всякое другое живое существо, лучше всего себя раскрывает при помогающих (Роджерс), добрых, а не подавляющих, отчужденных отношениях.

Распространение эмпирического обучения естественным наукам. Эмпирические методы обучения приводят к тому, что учащийся приучается доверять данным собственного опыта, а не чужим книжным знаниям. Живой опыт гораздо ценнее сухой теории. Поэтически об этом высказался Уолт Уитмен в стихотворении «Когда я слушал ученого астронома»: живое небо гораздо больше вдохновляет, чем небесные карты. И конечно для инновационного развития страны необходимо, чтобы эмпирические методы обучения стали обыденными в преподавании естественнонаучных дисциплин.

Личность имеет значение. Справедливое финансирование учительского труда. В идеале, все учителя должны быть диалогически ориентированными самоактуализаторами, и тогда среди учащихся самоактуализаторами смогут стать не 1-2% предрасположенных по природе к самоактуализации людей, а гораздо больше.

Целостная философия и медитативные практики должны стать неотъемлемыми компонентами образования не только для детей (в адаптированной форме) и студентов, но и для более взрослых людей, нуждающихся в прояснении понимания вещей и в гармонизации сознания. Античный философ-киник Кратет Фивонский сказал: «Философией нужно заниматься до тех пор, пока не поймешь, что нет никакой разницы между вождем войска и погонщиком ослов». Будда бы сказал, что философией и духовной практикой нужно заниматься до тех пор, пока не

постигнешь философию взаимозависимости и пустотности.

Концепция целостной инновационной экономики.

Процессуальный менеджмент. В отличие от механического менеджмента, процессу ал ь н ы й менеджмент органично вписывается в процессуально понимаемый мир. Процессуальный менеджмент ориентирован не столько на готовые решения, сколько на самоактуализаторов, умеющих принимать правильные решения в каждый текущий момент. Это в принципе самоустраняющийся менеджмент даосско-конфуцианского типа, при котором все само собой образуется наилучшим образом, если акторы - благородные мужи и даосские мудрецы.

Подлинное развитие человеческого и социального капиталов. Господство целостного мировоззрения, целостного образования, целостной политики и целостного права, перфекцио-низм, присущий самоактуализаторской культуре, реальное установление господства права и гражданского общества, учреждение либерально-демократической атмосферы в стране, утверждение принципов свободы, равенства и справедливости, развитие атмосферы доверия -все это является подходящим основанием для развития человеческого и социального капиталов, а значит инновационной экономики постиндустриальной эпохи.

Целостное понимание экономики. С целостной точки зрения, следует вернуться к аристотелевскому пониманию экономики, ориентирующему не столько на приобретение сиюминутной выгоды, сколько на перспективу согласованного развития человечества и природы. Поэтому в целостно понимаемый человеческий капитал следует включать не только способность приносить доход, но и желание и способность Быть в согласии с универсумом, т.е. духовный капитал. Духовный капитал обеспечивает «доступ к нашим глубочайшим смыслам, целям и высоким мотивациям», таким как «существование для», «веры в», «стремление к», «взятие на себя ответственности за» (Д.Зохар). Конечно, духовность далеко не всегда приносит материальный доход, но без нее экономика и люди, как показывают многочисленные экологические катастрофы, становятся нецелостными, деструктивными, а значит, в перспективе они приносят больше убытка, чем прибыли. Стремящаяся к целостности экономика перестает быть варварской и уверенно становится на творческие рельсы осознанности.

Целостная инновационная культура. Целостная философия неизбежно ведет к целостной

Л.В. Гомбоева, В.Н. Прыстенский. Социокультурные и политико-правовые основания модернизации страны в свете целостной философии

культуре, в которой люди, а также образование, экономика, право и другие социальные сферы практикуют осознанность, ответственное отношение к природе и человеку. Здесь стоит привести совет Ю.Хабермаса о распространении культурных салонов, подобных тем, что существовали в эпоху Просвещения. Неформальное духовное общение в группах может быть прекрасным средством для взращивания духовности. Зачатки подобного движения, по-видимому, уже есть. Например, мы слышали, как группа врачей в г.Улан-Удэ однажды собралась на вечер, посвященный Пушкину; каждый при этом подготовил выступление, и вечер получился замечательным. Культура развитого общения, высокой терпимости по отношению к «критическому испытателю культурных предметов» (В.В. Петухов), чуждая авторитаризму, действующему на основании не разумных законов, а произвола, естественным образом способствует инновационному развитию.

Концепция целостной политики и права.

Сильное гражданское общество. Целостная политика должна пониматься не в макиавеллевском понимании как удел власть-имущих по управлению народом, а в аристотелевском духе - как общение свободных людей с целью определения и достижения блага и справедливости. Целостная мировоззренческая позиция определяет главным благом развитие талантов и способностей людей (Кант). Тогда распространяемый и распространенный деструктивный стереотип «политика - грязное дело» может сместиться в общественном сознании к конструктивному пониманию политики как удела свободных людей. Все социальные сферы (не только образование, но и экономика, политика, право, культура и др.) должны готовить способных к политике свободных людей. Свободные люди могут объединиться в гражданское общество -единственный полноценный гарант власти закона. Такая политика содержит потенциал для развития общества. Поэтому политика иерархических механических социальных отношений «управляющие управляют, а остальные не вмешиваются» обеспечивает менее жизнеспособный социальный организм, чем политика либерально-демократического типа, при которой принцип обратной связи обеспечивается развитым гражданским обществом.

Органицистское осознание взаимозависимости социального организма должно подчиняться принципам свободы, равенства и справедливости в социал-либералистском понимании, признающем справедливым (в отличие от либертарианства) вмешательство государства в эконо-

мику, с целью создания условий для реализации человеческих способностей и обеспечения равенства возможностей. Свобода есть необходимое условие для раскрытия потенциала, для продвижения за пределы существующих границ, концепций, возможностей, для утверждения справедливости (Дж.Ролз), развития творчества (Бердяев) и ответственности (Кант). Равенство перед законом и равенство возможностей — есть условия справедливости, а справедливость -«высшая ценность социальных институтов» (Дж.Ролз). В целостном обществе люди имеют основание уважительно относиться друг к другу как к цели, и уровень социального доверия высок. Таким образом, целостному мировоззрению соответствует аристотелевское понимание политики как сферы гражданского общения, с целью определения блага и справедливости. Опирающееся на целостное мировоззрение общество автоматически является гражданским, а государство - правовым.

Сильное государство. Идея сильного государства, пожалуй, такая же древняя, как и само государство, но многие усомнились в необходимости сильного государства в связи с появлением либертарианской, по существу, идеи «государства - ночного сторожа» (идеи «слабого государства»), признающей лишь минимальные налоги ради оставления наибольших доходов гражданам, а значит, для наибольшей их свободы. После 11 сентября 2001 г. Ф.Фукуяма написал и издал книгу «Сильное государство», где обосновал необходимость сильного государства, способного противостоять терроризму, массовым эпидемиям, стихийным бедствиям и т.д. Под сильным государством Фукуяма понимает государство со значительной силой, но с ограниченной сферой влияния [13, с. 36]. И тем не менее в его тексте есть неоднозначность, которая противоречит приведенной концепции и искажает либерально-демократическое представление о государстве: «Построение сильного государства заключается в создании новых правительственных учреждении и укреплении существующих» [13, с. 5]. В России концепция сильного государства приобретает четко выраженные государство-центрические черты. Автор отечественной книги «Сильное государство» [6] А.Д. Керимов выделяет следующие признаки сильного государства: обладание значительным властным потенциалом; достаточно обширная сфера влияния государственно-властных структур; обладание духовной властью, т.е. «властью над умами», привлечение на свою сторону светской и духовной интеллигенции; национальная ориентированность, ответственность и откры-

БУ^ЯТО'/М -Э^УГдАРСТВЕЬНай УНИВЕРСИТЕТ

НАУимда

14 А/2012

тость господствующей элиты. А.Д. Керимов представляет государство как некий совершенный институт, где функцией всех граждан должно быть подчинение сильному государству. Такая позиция неправомерна с точки зрения целостной философии: она ведет к превращению человека в средство, а не в цель. Государство может быть сильным только при установлении господства права, последнее достигается либо благодаря сильному гражданскому обществу, либо честной элите. Но, как писал Д.Дидро «Деспот характеризуется объемом власти, а не применением ее. Одним из величайших несчастий для нации были бы два или три последовательных правления справедливых, кротких и просвещенных, но самодержавных государей: благоденствие довело бы народ до полного забвения своих привилегий, до самого беспросветного рабства... Горе тем народам, у которых уничтожили всякую мысль о свободе, хотя бы самыми похвальными по видимости средствами: тем пагубнее эти средства для будущего. В результате люди погружаются в сладкий сон, но в могильном этом сне угасает патриотическое чувство и всякий интерес к вопросам государственного управления. Дайте англичанам три Елизаветы подряд, и англичане будут последними рабами в Европе» [3, с. 439]. И.Кант отмечал, что природа человека подобна кривой тесине, из которой нельзя сделать ничего прямого, и всякий облеченный властью будет стремиться злоупотреблять своей властью. И.Кант убедительно обосновал необходимость гражданского общества, но почему-то в концепции А.Д. Керимова социальные концепции Д.Дидро и И.Канта полностью проигнорированы. Можно сказать, что сильное государство без сильного гражданского общества обладает такой же устойчивостью, как и айсберг, у которого надводная часть тяжелее подводной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовое государство признает нормы поведения, выработанные индивидами в гражданском обществе, и подчиняется им. Право, таким образом, как и все законодательство, становится формой подчинения государства гражданскому обществу, формой ограничения государства в пользу свободы индивида, формой реализации этой свободы. В этом качестве право выступает как само основание государственности, а государство представляет собой правовую форму организации и функционирования власти. Государственная власть основывается на дозаконо-творческих и внезаконотворческих требованиях права как объективной меры свободы, первичных по отношению к государственной власти и ограничивающих ее поле.

Естественно-правовое мышление. Основной источник права в целостном мировоззрении, признающем принцип «все в одном и одно во всем», не государство и его предписания, а активная, автономная, остро и глубоко осознающая свою естественную, изначальную свободу и стремящаяся во что бы то ни стало ее развернуть, реализовать личность. Таким образом, целостная философия опирается на естественно-правовое мышление, сущность которого, как отмечают авторы современного учебника по философии права, состоит в философской и, прежде всего, нравственной критике права и государства [12, с. 39], а цель - борьба за гуманизацию правопорядка.

Будучи первичным по отношению к государству, а не производным от него, право, следовательно, не может быть отождествлено с законом как со вторичным явлением. Закон является вторичным именно потому, что государство оказывается институцией, не устанавливающей право, а лишь фиксирующей и формулирующей его в законе. Сформулированное в законах право должно соответствовать указанным Аристотелем целям удержания государства в правильной форме и служения мерилом справедливости. Право производно от государства, а государство «устанавливает» право лишь в том смысле, что государство своей силой защищает и гарантирует правоотношения.

Подводя итоги, следует отметить, что главной проблемой современной России является нецелостное мировоззрение, ведущее к отчуждению от глубинного духовного уровня сознания, к деструктивным социальным отношениям (коррупция, несправедливость, преступность, деструктивная экономика и т.д.), к бесперспективной мотивации «потому что» и от этого к бессистемным и поэтому неэффективным способам решения проблем. Для развития человека и общества необходимо переключиться на целостное мировоззрение, утверждающее развитие от бытия-в- возможности к бытию-в-актуальности как сущностное свойство и цель человека и мира. Следует расширить целостное мировоззрение на все сферы человеческой культуры: образование, политику, право, экономику, науку и т.д., для этого, прежде всего, необходимо реформировать государственные образовательные стандарты с целью преобразования дискретного мировоззрения в целостное.

Укорененная в поверхностном пласте безмерного человеческого сознания дискретная культура имеет основания для процветания в течение достаточно неопределенного времени. Но под влиянием целостной философии и осоз-

Н.В. Медные. Рекреационная роль философии в геронтологическом аспекте современной педагогики

нания критического состояния нашего существования мы можем взглянуть в глубины собственного сознания и найти там основание для целостной культуры, которая не только не будет рубить корни нашего существования, но и сделает его более осознанным и счастливым. В переходе от дискретной культуры к целостной, по-видимому, следует обращаться не только и не столько к руководящим структурам, сколько к собственному неравнодушному Я.

Литература

1. Глинчикова А.Г. Кризис иачустриальной распределительной модели и перспективы развития информационного общества // Мир России. -2003. 1. - С. 109-120.

2. Гуревич U.C. Расколотость человеческого бытия. -М.:ИФ РАН, 2009.

3. Дидро Д. Сочинения: в 2 т. Т. 2. -М: Мысль, 1991.

4. Джохадзе И.Д. Демократия после Модерна. — М.: Праксис, 2006.

5. Добрынин А.И.. Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитной экономике: формирование, оценка эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999.

6. Керимов А.Д. Сильное государство: ответ на вызов современной эпохи. - M.: Nota bene, 2009.

7. Кочаргин Ю.А. Человеческий капитал - что это такое и почему капитал? - [Электронный ресурс]. -http://www.lerc.ru/?part=artic]es&art=3&page=20.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2007.

9. Ллойд Д. Идея права. - М.: Югона, 2002.

10. Мачеринскене И., Минкуте-Генриксон Р., Симана-вичене Ж. Социальный капитал организации: методология исследования. - Социс. - 2006. - № 3. - С. 29-39.

11. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 2004.

12. Философия права: учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная и др.; под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Эксмо, 2007.

13. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке. - М.: ACT, 2006.

14. Экопсихологические исследования / К 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник; под ред. В.И. Панова - М.: изд-во УРАО; СПб.: Нестор-история, 2011.

15. http://interaffairs.ru/read.php?item=8664. - [Электронный ресурс].

16. http://w\vw.youtube.com/watch?v=rOHHUk4ySjs. -[Электронный ресурс].

17. http://www.ted.com. - [Электронный ресурс].

Гомбоева Лидия Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления, г.Улан-Удэ, e-mail: lida67@mail.ru. Пристенский Владимир Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Воронежского института Министерства внутренних дел России, г.Воронеж, e-mail: pvnl563@mail.ru. Gomboeva Lidia Vicktorovna, candidate of philosophical science, associate professor, department of philosophy, Easten-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: lida67@mail.ru. Pristenskiy Vladimir Nikolayevich, candidate of philosophical science, associate professor, department of social-humanities and economical disciplines, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, e-mail: pvnl563@mail.ru.

УДК 159.22.63 © Н.В. Меднис

РЕКРЕАЦИОННАЯ РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье рассматриваются проблемы старения общества и их решение путем введения философии в систему образования.

Ключевые слова: философия, геронтология, педагогика.

N.V. Mednis

THE RECREATIONAL ROLE OF PHILOSOPHY IN GERONTOLOGICAL ASPECT

OF MODERN PEDAGOGY

The article considers the problems of aging of the modern society it is supposed to fix by means of inti'oduction in the education of the subject of philosophy.

Key words: philosophy, gerontology, pedagogy.

Начало XXI тысячелетия принесло человечеству новую проблему стремительно стареющего общества. Долголетие в развитых странах значительно увеличивается. В Германии пожилых людей 14,95% населения, во Франции - 14,5%, в

США - 12,6%, в Японии - 12,55%, а в России -более 20% [6, с. 53].

Эти цифры увеличиваются с каждым годом. Население так называемого «третьего возраста», то есть уже имеющее внуков, очень часто занимает рабочие места наравне не только с детьми,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.