Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Багаева Ксения Анатольевна, Васильева Светлана Владимировна

В исследовании сделана попытка провести анализ нормативных документов, регулирующих миссионерскую деятельность Русской православной церкви (МП) в течение XX в. и начале XXI в. в контексте социокультурных и политических изменений, происходящих в указанный период. Отмечается, что изменения в нормативных документах Русской православной церкви, регулирующих миссионерскую деятельность, в указанный период вводились в условиях социально-политических изменений российского государства и в контексте формирования государственноконфессиональной политики. Выделены три этапа в формировании нормативной базы миссионерской деятельности Русской православной церкви. Проанализировано современное состояние миссионерской деятельности, государственная регуляция которой была детерминирована в конце XX в. созданием ряда законодательных актов. Делается вывод, что миссионерская деятельность православия по сравнению с другими конфессиями имеет превалирующий характер, что подтверждается изданием разнообразных документов, регулирующих миссионерскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Багаева Ксения Анатольевна, Васильева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL AND POLITICAL ASPECTS OF TRANSFORMATION OF THE FOUNDATIONS OF ORTHODOX MISSIONARY WORK IN RUSSIAN SOCIETY

The study attempts to analyze the statutory documents regulating the missionary activities of the Russian Orthodox Church in the 20th and the beginning of the 21st centuries in the context of the socio-cultural and political changes taking place during this period. It is noted that changes in the statutory documents of the Russian Orthodox Church, regulating missionary activity, were introduced in the context of socio-political changes in the Russian state and formation of government-confessional policy. We have singled out three stages in the formation of the statutory framework for the missionary activity of the Russian Orthodox Church. We have analyzed the current state of missionary activity, its state regulation was determined at the end of the 20th century by implementation of a number of legislative acts. It is concluded that the missionary activity of Orthodoxy, in comparison with other confessions, is predominant, which is confirmed by the publication of various documents regulating missionary activity.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Научная статья УДК 27-32

Б01: 10.18101/1994-0866-2022-4-29-38

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© Багаева Ксения Анатольевна

кандидат философских наук, доцент,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а к^ушИа. 81 @таЛ.ги

© Васильева Светлана Владимировна

доктор исторических наук, профессор,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а 5У_уазШеуа@таЛ. ги

Аннотация. В исследовании сделана попытка провести анализ нормативных документов, регулирующих миссионерскую деятельность Русской православной церкви (МП) в течение XX в. и начале XXI в. в контексте социокультурных и политических изменений, происходящих в указанный период. Отмечается, что изменения в нормативных документах Русской православной церкви, регулирующих миссионерскую деятельность, в указанный период вводились в условиях социально-политических изменений российского государства и в контексте формирования государственно-конфессиональной политики. Выделены три этапа в формировании нормативной базы миссионерской деятельности Русской православной церкви. Проанализировано современное состояние миссионерской деятельности, государственная регуляция которой была детерминирована в конце XX в. созданием ряда законодательных актов. Делается вывод, что миссионерская деятельность православия по сравнению с другими конфессиями имеет превалирующий характер, что подтверждается изданием разнообразных документов, регулирующих миссионерскую деятельность. Ключевые слова: религия, православие, миссионерская деятельность, Русская православная церковь, закон.

Благодарности

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта РФФИ № 21-011-44156 Миссионерская деятельность Русской православной церкви на территории Внутренней Азии в условиях трансграничья (ХУП-ХХ1 вв.).

Для цитирования

Багаева К. А., Васильева С. В. Социокультурные и политические аспекты трансформации основ православного миссионерства в российском обществе // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 4. С. 29-38.

В настоящее время наиболее значимым достижением в сфере религиозной свободы является распространение религии в целом и относительно свободы

миссионерской деятельности, которая является одной из главных для религиозных организаций. Создано и работает множество законодательных актов, регулирующих миссионерскую деятельность. Изменение в нормативных правовых актах во многом было обусловлено социокультурными процессами и политическими реалиями изменяющегося российского общества. Есть ряд исследований, посвященных изучению светских документов, регулирующих сферу свободы совести, миссионерской деятельности. В них отмечается, что в соответствии с изменениями социальной, культурной, политической обстановки светские документы дополнялись, появлялись уточнения и т. д. Социально-философский анализ документов, регулирующих миссионерскую деятельность, не произведен.

В российском обществе исторически и культурно сложилось, что наибольшую активность в сфере миссионерства проявляет Русская православная церковь. Как указано в преамбуле федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»Русская православная церковь играет особую роль в истории России и важным видом ее деятельности является миссионерская. Это связано с тем, что Русская православная церковь рассматривалась, как истинная носительница ранних христианских идей, которые необходимо распространять и государство должно поддерживать эту миссию.

С начала XX в. церковь при поддержке государства активно занималась миссионерской деятельностью. Отметим, что указанный период характеризуется радикальными изменениями в государственно-конфессиональных отношениях. РПЦ (МП) теряет роль главного участника миссионерской деятельности за несколько десятилетий гонений и притеснений со стороны Советской власти по отношению к церкви, господству атеистической идеологии было потеряно большое количество последователей. Тем не менее в настоящее время идет планомерная работа по выстраиванию миссионерской деятельности в современных условиях.

Выделим такие периоды в формировании нормативной базы по миссионерской деятельности РПЦ (МП):

1. Начало XX в. до проведения Всероссийского поместного собора, 1918 г.

2. С 1991 по 2000 г. — начало формирования новых основ миссионерской деятельности в условиях трансформации общества.

3. С 2000 г. по настоящее время — создание документов в рамках концепции миссионерской деятельности на основании дореволюционного понимания миссионерской деятельности.

XX в. для всех конфессий, распространенных на территории России, стал особенным периодом. В новых условиях изменялось отношение к религии и соответственно деятельность самих конфессий также изменялась. Начало века ознаменовалось русской революцией, в условиях которой необходимо было ослабить влияние государства над религиями, поэтому в 1905 г. был подписан указ «Об укреплении начал веротерпимости» [1, с. 294]. Указ вводил свободу

1 О свободе совести и религиозных объединениях: федеральный закон. URL: https://base.garant.ru/171640/ (дата обращения: 10.10.2022). Текст: электронный.

30

вероисповеданий и право свободного выбора религии, укреплял правовой статус ранее признаваемых как инославные и иноверные религиозные организации. С другой стороны, указ оказал неблагоприятное влияние на миссионерскую деятельность Русской православной церкви которая теперь не имела преобладающего права на миссионерство. Кроме того, он отменял уголовную ответственность за переход из православия в другие конфессии, что привело к ослаблению позиции православной религии в обществе. Русская православная церковь хотя все еще «первенствующая и господствующая», но не только она выражает государственную идеологию. Российская империя стала поликонфессиональной страной. Тем не менее известная формула: «православие, самодержавие, народность» — все еще актуальна и доказывает, что остальные конфессии должны быть равноудалены от государственно-религиозной идеологии, им дозволялось быть в национально-конфессиональных рамках.

Поэтому со стороны РПЦ был дан ответ: в мае 1908 г. синод своим определением за № 3443 утвердил правила об устройстве внутренней миссии русской церкви. В этом определении была представлена миссия православной церкви, которая создавалась как специальная система, состоящая из трех уровней и охватывающая все общество. Первый уровень — это народно-приходской, куда входили так называемые кружки последователей православия. Второй уровень — пастырско-приходской, где миссией занималось приходское духовенство. И наконец, третий уровень представлял собой специальную миссию, которая создавалась в каждой епархии, в число которой входили уездные миссионеры, епархиальные миссионеры и миссионерский совет [2, с. 131].

Следующие задачи по миссионерской деятельности, да и вообще по вопросу дальнейшего существования в новую эпоху РПЦ были определены на Всероссийском поместном соборе 1917-1918 гг. Решения, принятые там, были важными для миссионерской деятельности. Для рассмотрения вопросов миссионерской деятельности на соборе был открыт отдел внутренней и внешней миссии. Определение Священного собора Российской православной церкви «О внутренней и внешней миссии» от 6 (19) апреля 1918 г.; Определение Священного собора Российской православной церкви «О монастырях и монашествующих» от 31 августа (13 сентября) 1918 г.; Определение Священного собора Православной российской церкви «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковнаго служения» от 7(20) сентября 1918 г. [1, с. 295] — в указанных определениях рассматривается вопрос организации миссионерской деятельности и миссионерах. Авангардом миссионерской деятельности теперь стали монахи и монашествующие. Однако в связи с последующими событиями эти новшества не были претворены в жизнь.

Всероссийский собор 1917-1918 гг. не выполнил свою работу полностью, но несмотря ни на что имел большое значение для православного миссионерства. Им были поставлены задачи, которые во многих аспектах были прогрессивными для того времени. В конечном счете были предопределены направления миссионерской деятельности РПЦ на весь период ее существования в новый период истории и культуры. Именно тогда было выработано то понимание миссии, кото-

рое и в настоящее время считается правильным. Миссионерство — это не задача государства, как считалось ранее, а, прежде всего, это деятельность церковная, но поддерживаемая государством.

После Октябрьской революции миссионерская деятельность РПЦ столкнулась с определенными трудностями: были введены нормативно-правовые акты, цель которых состояла в упразднении миссионерской деятельности вообще. Одним из главных законодательных актов стал Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви (1918 г.) [3, с. 201]. В декрете была прописана светскость государства, поставлен запрет на миссионерскую деятельность, произошла секуляризация церковных земель, имущества и как следствие имущество миссионерских станов. Это время отмечается гонениями на все конфессии, в том числе православие. Произошедшая Октябрьская революция, гражданская война привели к изменению положения религии, началась антирелигиозная пропаганда, что привело к запрету любой деятельности со стороны религиозных организаций. В таких условиях не могло быть и речи о миссионерской деятельности православия. Только к 1940-м гг. антирелигиозная кампания закончилась. Хотя даже в условиях ослабления давления на религии РПЦ все еще была лишена возможности проводить миссию. В течение долгого периода, с 1960-х гг. до начала 1990-х гг. конфессиональной политикой в СССР управлял так называемый Совет по делам религий, который контролировал внутренние дела религиозных организаций, в том числе миссионерскую деятельность. Сегрегационный путь в конфессиональной политике советского государства привел к полному запрету религии и как следствие миссионерской деятельности.

Значительную роль в демократизации религиозной жизни сыграло принятие Закона СССР от 1 октября 1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповедания» и в 1993 г. Конституции РФ1, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским государством. Эти законодательные акты предоставили конфессиям широкие права, было провозглашено невмешательство в деятельность религиозных организаций. Но миссионерская деятельность все еще не получила должного развития.

Это объясняется рядом факторов: церковь после пережитого давления Советской власти фактически оказалась не готовой к миссионерской деятельности в новой России. Кроме того, наступившая религиозная свобода привела к росту активности нетрадиционных конфессий, с которыми выстраивать отношения РПЦ (МП) оказалась неготовой. Российское общество конца XX в. было вовлечено в мировые процессы распространения новых религиозных движений, разрушения классических ценностей. Поэтому государство пыталось контролировать миссионерскую деятельность законодательно как на федеральном, так и на региональном уровне.

1 Закон о свободе вероисповедания. URL: https://base.garant.ru/171640/ (дата обращения: 10.10.2022). Текст: электронный.

Нужно отметить, что после 70 лет атеистического мировоззрения в религиозной сфере сложилась серьезная ситуация: РПЦ, как и другие конфессии, утратила свои позиции. Уровень религиозности населения стал гораздо ниже дореволюционного, также произошло распространение разного рода нетрадиционных движений, культов. В какой-то степени проповедовать нужно было начинать на пустом месте. Сложность еще состояла в том, что часть населения религиозное воспринимала в штыки, что в общем объяснимо существовавшей долгое время атеистической пропагандой.

1990-е годы — это время активного изменения не только государственной конфессиональной политики, но и внутренних принципов миссионерской деятельности. Так, в 1995 г. была подготовлена «Концепция возрождения миссионерской деятельности РПЦ»1 [с. 370], в которой обосновывались цели, принципы миссионерской деятельности. В этом же году учрежден синодальный миссионерский отдел, имеющий целью организовывать и направлять рассматриваемую деятельность церкви.

Так, конец XIX — начало XXI в. стали периодом становления и основополагающим принципом миссионерской деятельности РПЦ в новых условиях. В целях реформирования миссионерства были созданы православный миссионерский фонд и миссионерский отдел при Священном синоде, начинает издаваться журнал «Миссионерское обозрение». Начинается систематическая работа по формированию и улучшению православного миссионерства.

Таким образом, происходит переход от сепарационной модели государственно-конфессиональных отношений, когда государство не вмешивается в религиозные дела, к кооперационной модели. В этом типе государство и религия совместно участвуют в решении социальных, миссионерских и других дел. В это же время в 1997 г. был принят федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»2, который вводил определенные границы для деятельности религиозных объединений. Что во многом способствовало миссионерской деятельности со стороны православия и ограничивало деятельность нетрадиционных миссионеров. Государство от полной свободы в миссионерской деятельности в 1990-х гг. переходит к контролю и регулированию этой сферы.

В течение двадцати лет XXI в. идет планомерная работа по улучшению миссионерской деятельности в РПЦ. Одним из важных аспектов на пути выстраивания миссионерской деятельности стало проведение всецерковных съездов, православие тем самым показало начало нового этапа и особого отношения к важности миссионерства. Несмотря на, казалось бы, историческую и культурную доминанту в стране, православие понимает, что в новом секулярном, а затем и де-секулярном мире необходимо конкурировать за последователей.

1 Концепция миссионерской деятельности Русской православной церкви // Собрание документов Русской православной церкви. Т. 2, ч. 1. Деятельность Русской православной церкви. Москва: Изд-во Московской патриархии Русской православной церкви, 2014. С. 68-393. Текст: непосредственный.

2 О свободе совести и религиозных объединениях: федеральный закон. URL: https://base.garant.ru/171640/ (дата обращения: 10.10.2022). Текст: электронный.

33

Так, на заключительном пленарном заседании IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской православной церкви, состоявшемся 18 ноября 2010 г., редакционной комиссией съезда был предложен и принят новый декларативный документ — «Обращение к миссионеру»С этого периода церковь понимает необходимость в обучении миссионеров в условиях плюрализма не-традициционных конфессий.

Следующим важным шагом стало утверждение в 2011 г. документа «Об организации миссионерской деятельности в Русской православной церкви». В нем выделено четыре уровня миссионерской деятельности: общецерковный, епархиальный, благочиннический, приходской. Дается определение миссионерским сообществам — «объединения клириков и мирян одной или нескольких епархий, создаваемые для участия в миссионерском служении церкви и для его поддержки. В своей деятельности они призваны руководствоваться определениями священ-ноначалия»2. Миссионерская деятельность систематизируется.

2013 г. принято Положение о епархиальной миссионерской коллегии, целями которой стало содействие реализации «Концепции миссионерской деятельности Русской православной церкви» [3, с. 370] на территории епархии. В ней говорится о выработке приоритетных направлений деятельности и поиск оптимальных решений по вопросам миссионерского служения в епархии. Еще один ее пункт — экспертно-консультативная поддержка деятельности епархиального миссионерского отдела и ответственных лиц на местах.

Считаем, что важным документом является Церковный образовательный стандарт по подготовке миссионеров. Данный стандарт был принят Высшим церковным советом 21 июня 2013 г. и одобрен на заседании Священного синода 16 июля 2013 г. Возникает понимание, что миссионерская деятельность без подготовленных миссионеров невозможна, поэтому в этом же году было принято Положение об аттестации миссионеров3. В документе даны задачи миссионерской деятельности, к ним применяются особые требования, они должны соответствовать определенному уровню подготовки, которые необходимо повышать. По существу эти документы подчеркивают важность для православной миссии подготовленных специалистов и говорит о серьезности данной деятельности.

V Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской православной церкви 2014 г. стал важной вехой в формировании основ миссионерской деятельности. Именно на нем были окончательно установлены направления, типы и виды миссионерской деятельности. На съезде были приняты следующие документы: Положение о приходской миссии церкви и Положение о миссионерском

1 Итоговый документ IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской православной церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1321740.html (дата обращения: 11.10.2022). Текст: электронный.

2 Об организации миссионерской деятельности в Русской православной церкви. URL: https://azbyka.rU/katehizacija/1/normativnye-dokumenty (дата обращения: 02.10.2022). Текст: электронный.

3 Положение об аттестации миссионеров. URL: https://azbyka.ru/katehizacija/1/ norma-tivnye-dokumenty (дата обращения: 02.10.2022). Текст: электронный.

34

стане. В качестве нормативно-методических документов решено было использовать следующие: «Миссионерская декларация: история миссии и современность», «Рекомендации по организации миссионерского служения в новообразованной епархии», «Информационная миссия церкви» и «Миссия церкви в социальных учреждениях»1.

Особое внимание было уделено вопросу интернет-миссии в документе «Информационная миссия церкви». В условиях цифровизации религия становится формой массовой коммуникации. Реальность показывает, что для активного воздействия на все большее количество людей простой проповеди недостаточно, религия должна обращаться ко всем средствам массовой коммуникации. Через печатные СМИ, телевидение, радио и интернет православие сегодня обращается к каждому человеку. Информационная миссия, адресованная к неправославной или антицерковно настроенной аудитории, своей задачей имеет защиту веры, преодоление негативного отношения к церкви и по возможности выявление новых «савлов», готовых, отбросив прежние убеждения и предрассудки, обратиться к Истине»2. Кроме того, в продолжение темы интернет-миссии в 2015 г. был образован Синодальный отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ (СИНФО). В епархиях были проведены реорганизации в целях их презентации в социальных сетях.

С 14 по 15 мая 2021 г. в г. Москве состоялся VI Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской православной церкви. Миссионерская деятельность принимает системный характер, она пронизывает практически все сферы общественной деятельности. Так, делается акцент на работу с государственными органами, общественными организациями, формируется новое социально пространство — информационное, которое также подвержено интернет-миссии. Значительное внимание РПЦ уделяет усилению патриотической составляющей, привлечению мирян и антисектантской деятельности3. Итак, теперь первостепенное значение имеет вопрос о патриотической составляющей и антисектантской деятельности церкви. Принятые положения во многом вторили федеральному закону № 374-Ф3 «О внесении изменений в федеральный закон», «О противодействии терроризму» (ФЗ № 374)4, так называемому «закону Яровой». В этом контексте заметна поддержка православием идеи о более жестком регулировании миссионерской деятельности и защите титульной конфессии.

1 Итоговый документ V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской православной церкви в 2014 г. URL: http: //www.patriarchia.ru/db/text/3860943.html (дата обращения: 02.10.2022). Текст: электронный.

2 Итоговый документ V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской православной церкви в 2014 г. URL: http: //www.patriarchia.ru/db/text/5812165.html (дата обращения: 02.10.2022). Текст: электронный.

3 Итоговый документ VI Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской православной церкви в 2014 г. URL: http: //www.patriarchia.ru/db/text/5812165.html (дата обращения: 02.10.2022). Текст: электронный.

4 О противодействии терроризму: федеральный закон. URL: https://www.consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 02.11.2022). Текст: электронный.

35

Итак, сегодня миссионерская деятельность РПЦ (МП), с одной стороны, строится на модернизации дореволюционной концепции миссионерской деятельности, а с другой, на современных методах донесения информации. Отметим, что при изменении парадигмы законодательства в сфере свободы совести менялась соответственно и миссионерская деятельность РПЦ (МП). Исследуя опыт трансформации документов, регламентирующих миссионерскую деятельность РПЦ (МП), можно отметить переход от сегрегационной концепции государственно-религиозных отношений к кооперации в данной сфере. Согласно ей государство выстраивает специфические отношения с каждой конфессией, что также характерно и в сфере миссионерства. Во многом существовавший в начале XX в. посыл о первенствующей роли православия сохраняется до сих пор. Поэтому сегодня православие, являясь актором в социальном пространстве, стремится, следуя социальным и политическим изменениям, преобразовывать миссионерскую деятельность, несмотря на некоторое замешательство и неповоротливость, которые были продемонстрированы в 90-е гг. XX в. православием в ситуации наплыва миссионеров — представителей новых религиозных движений, нетрадиционных культов. В настоящее время отмечается более своевременная реакция РПЦ (МП) на социальные вызовы: в частности, антисектантская деятельность, интернет-миссия, выпуск миссионерских журналов, создание концепции миссионерской деятельности, методических документов по миссионерской деятельности, подготовка миссионеров, повышение их уровня. Особенно оперативно происходило создание новых и дополнение старых документов в 2000-е гг., что во многом связывается с пристальным вниманием государства к традиционным конфессиям как духовной основе национального государства. Очевидно, в рамках кооперационной модели государственно-религиозных отношений православие показывает, что миссионерская деятельность — это деятельность церкви, но поддерживаемая со стороны государства, в свою очередь церковь через миссию оказывает поддержку государству. Это свидетельствует о системной работе в этом направлении, несмотря на консервативность, традиционность, ортодоксальность православия, которое стремится давать адекватные ответы на социокультурные вызовы в меняющихся условиях.

Литература

1. Дробница А. В., Селезнев О. В. Миссионерское служение православных священнослужителей в Хабаровском крае в 1988-2012 гг. // Преподаватель XXI век. 2019. № 2-2. С. 293-302. URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/30_1.pdf (дата обращения: 15.10.2022). Текст: электронный.

2. Кокарев М. С. Финансирование епархиальной миссии Русской православной церкви в 1905-1917 гг. (на материалах Самарской епархии) // Социум и власть. № 1(57). 2016. С. 131-134. URL: http:// finansirovanie-eparhialnoy-missii-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-1905-1917-gg-na-materialah-samarskoy-eparhii%20(2).pdf (дата обращения: 11.10.2022). Текст: электронный.

3. Фабинский М. В. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, его реализация в Петрограде (по материалам Государственного архива Российской Федерации) // Вестник Российской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15, вып. 2.

С. 200-207. URL: http://dekret-ob-otdelenii-tserkvi-ot-gosudarstva-i-shkoly-ot-tserkvi-ego-realizatsiya-v-petrograde-po-materialam-gosudarst:vennogo-arhiva-rossiyskoy-federatsii% 20(1). pdf (дата обращения: 12.10.2022). Текст: электронный.

4. Шумских С. Обзор основополагающих документов Русской православной церкви, утвержденных Священным синодом в 2014 г.: доклад на XXIII Съезде духовенства протоиерея // Труды Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Вып. 3. Сборник научных трудов / по благословению и под общей редакцией Вы-сокопреосвященнейшего ИОАННА, митрополита Белгородского и Старооскольского. Белгород: КС, 2015. Вып. 3. 208 с. С. 114-131. URL: http://bel-seminaria.ru/wp-content/uploads/2022/02/vypusk-3-Trudy-BDS.pdf (дата обращения: 14.11.2022). Текст: электронный.

5. Шкаровский М. В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в XX веке // Ипатьевский вестник. 2018. № 6. С. 71-86. URL: http://missionerskaya-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-xx-veke%20(1).pdf (дата обращения: 11.10.2022). Текст: электронный.

Статья поступила в редакцию 17.11.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 29.11.2022.

SOCIO-CULTURAL AND POLITICAL ASPECTS OF TRANSFORMATION OF THE FOUNDATIONS OF ORTHODOX MISSIONARY WORK IN RUSSIAN SOCIETY

Ksenia A. Bagaeva

Cand. Sci. (Philos.), A/Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

ksyusha. 81 @mail. ru

Svetlana V. Vasilyeva

Dr. Sci. (Hist.), Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

sv_vasilieva@mail.ru

Abstract. The study attempts to analyze the statutory documents regulating the missionary activities of the Russian Orthodox Church in the 20th and the beginning of the 21st centuries in the context of the socio-cultural and political changes taking place during this period. It is noted that changes in the statutory documents of the Russian Orthodox Church, regulating missionary activity, were introduced in the context of socio-political changes in the Russian state and formation of government-confessional policy. We have singled out three stages in the formation of the statutory framework for the missionary activity of the Russian Orthodox Church. We have analyzed the current state of missionary activity; its state regulation was determined at the end of the 20th century by implementation of a number of legislative acts. It is concluded that the missionary activity of Orthodoxy, in comparison with other confessions, is predominant, which is confirmed by the publication of various documents regulating missionary activity.

Keywords: religion, Orthodoxy, missionary activity, Russian Orthodox Church, law.

37

Acknowledgements

The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 21-011-44156 "Missionary Activity of the Russian Orthodox Church in the territory of Inner Asia in the Cross-Border Conditions (17th-21st centuries)".

For citation

Bagaeva K. A., Vasilyeva S. V. Socio-Cultural and Political Aspects of Transformation of the Foundations of Orthodox Missionary Work in Russian Society. Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2022; 4: 29-38 (In Russ.).

The article was submitted 17.11.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 29.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.