Научная статья на тему 'Социокультурные и мировоззренческие аспекты подготовки специалистов помогающих профессий'

Социокультурные и мировоззренческие аспекты подготовки специалистов помогающих профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МИЛОСЕРДИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ПОМОЩИ / ЖЕРТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ / HELPING ACTIVITY IN EDUCATION / TOLERANCE / MERCY / RUSSIAN TRADITION OF HELP / SACRIFICIAL LOVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Елена Константиновна, Дворецкая Марианна Ярославовна

В статье проводится мысль о том, что существует два разных уровня умений и возможностей профессионального взаимодействия помогающего специалиста с субъектами образовательного процесса. Первый уровень умений предполагает обеспечение безопасного взаимодействия через проявление толерантного отношения и поведения посредством этической регуляции деятельности в рамках профессиональной роли. Второй уровень предполагает эмоциональное, личностное включение специалиста в профессиональное взаимодействие через проявление особых личностных качеств (милосердия, сопереживания, эмпатии), что обеспечивает исцеляющий эффект через глубокое личностное взаимодействие. Анализируются отечественные социокультурные и мировоззренческие особенности помощи, основанные на милосердии и сопереживании. Сравниваются европейские и отечественные представления о содержании подготовки специалистов помогающих профессий, восходящие к особенностям религиозных воззрений трех христианских конфессий, которые определяют смысл помощи, как на востоке, так и на западе. Показано, что отечественный опыт помощи акцентируется на внутренних мотивах помощи и жертвенной любви, что обеспечивает глубокий личностный уровень профессионального взаимодействия. Делается вывод о необходимости научного изучения традиционного российского опыта для создания программ формирования у будущих помогающих специалистов образования личностной готовности к эффективному профессиональному взаимодействию на втором уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural and worldview aspects of helping professions specialists training

The article suggests that there are two different levels of skills and opportunities for professional interaction between a helping specialist and subjects of the educational process. The first level of skills involves ensuring safe interaction through the manifestation of tolerant attitudes and behaviour through the ethical regulation of activities within a professional role. The second level involves the emotional, personal inclusion of a specialist in professional interaction through the manifestation of special personal qualities (mercy, empathy, empathy), which provides a healing effect through deep personal interaction. Weanalyse Russian socio-cultural and ideological characteristics of help, based on mercy and empathy. European and Russian ideas about the content of the training of specialists in helping professions, going back to the peculiarities of the religious beliefs of three Christian denominations, which define the meaning of assistance both in the east and in the west, are compared. It is shown that the Russian experience of assistance focuses on the internal motives of help and sacrificial love, which provides a deep personal level of professional interaction. The conclusion is made about the need for a scientific study of traditional Russian experience in order to create programmes for developing future helpers with personal readiness education for effective professional interaction at the second level.

Текст научной работы на тему «Социокультурные и мировоззренческие аспекты подготовки специалистов помогающих профессий»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-129-135 УДК 364.4

Веселова Елена Константиновна

доктор психологических наук, профессор

Дворецкая Марианна Ярославовна

доктор психологических наук, профессор Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гэрцена elkonves16@yandex.ru, dvoretskaya.marianna@yandex.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

В статье проводится мысль о том, что существует два разных уровня умений и возможностей профессионального взаимодействия помогающего специалиста с субъектами образовательного процесса. Первый уровень умений предполагает обеспечение безопасного взаимодействия через проявление толерантного отношения и поведения посредством этической регуляции деятельности в рамках профессиональной роли. Второй уровень предполагает эмоциональное, личностное включение специалиста в профессиональное взаимодействие через проявление особых личностных качеств (милосердия, сопереживания, эмпатии), что обеспечивает исцеляющий эффект через глубокое личностное взаимодействие. Анализируются отечественные социокультурные и мировоззренческие особенности помощи, основанные на милосердии и сопереживании. Сравниваются европейские и отечественные представления о содержании подготовки специалистов помогающих профессий, восходящие к особенностям религиозных воззрений трех христианских конфессий, которые определяют смысл помощи, как на востоке, так и на западе. Показано, что отечественный опыт помощи акцентируется на внутренних мотивах помощи и жертвенной любви, что обеспечивает глубокий личностный уровень профессионального взаимодействия. Делается вывод о необходимости научного изучения традиционного российского опыта для создания программ формирования у будущих помогающих специалистов образования личностной готовности к эффективному профессиональному взаимодействию на втором уровне.

Ключевые слова: помогающая деятельность в образовании, толерантность, милосердие, отечественные традиции помощи, жертвенная любовь.

Разноплановые инновационные процессы, происходящие сегодня в отечественном образовании, требуют историко-педаго-гической рефлексии особенностей становления помогающих профессий в европейской и отечественной традициях, чтобы увидеть трансформацию мировоззренческих оснований, целей и средств современного гуманитарного образования. Сравнение европейских и отечественных представлений о содержании подготовки специалистов помогающих профессий невозможно провести без обращения к религиозным воззрениям, так как смысл помогающей деятельности, ставшей привычным явлением для христианских общин, как на востоке, так и на западе, имел существенные различия в трех христианских конфессиях. Это различие определялось онтологическими, аксиологическими и антропологическими характеристиками, привносимыми в помогающую деятельность религиозно-философскими учениями православия, католицизма и протестантизма [14; 7].

Но прежде, чем мы перейдем к историческому анализу, хотелось бы отметить важность присутствия помогающих специалистов в современной системе образования и необходимость поиска возможностей улучшения качества их подготовки в условиях интенсивного развития интегрированного и инклюзивного образования. Ухудшение здоровья детей и подростков, имеющее не только экологические, но и социальные причины, существенным образом ограничивает полноцен-

ную жизнь ребенка, следствием чего становится, в первую очередь, социальная дезадаптация. Инклюзивные и интегрированные условия совместного обучения учащихся с различающимися образовательными потребностями и возможностями предполагают изменение требований к знаниям, умениям и личностным качествам помогающих специалистов образования: педагогов-психологов, тьюторов, социальных педагогов, социальных работников и т.д. Перед специалистами помогающих профессий стоят задачи оказания психолого-педагогической помощи для преодоления учащимися самых разных проблем, в том числе в эмоционально-волевой и коммуникативной сфере. Успех помогающей деятельности определяется, в первую очередь, личностным отношением специалистов к детям с особыми потребностями. Как отмечают исследователи, можно решить много формальных задач по организации безбарьерной, доступной среды, обеспечению информационной и навигационной доступности, но обеспечить доверительное, а тем более милосердное отношение в интегрированной образовательной среде к особым учащимся гораздо сложнее [16; 15]. Сегодня чаще говорится о толерантном отношении к особым учащимся, чем о милосердном, что позволяет не углубляться в проблемы нравственной оценки профессионального поведения специалистов. При этом упускается из виду, что в русском языке толерантность может восприниматься еще и как равнодушие.

© Веселова Е.К., Дворецкая М.Я., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

129

Толерантность в гуманитарных дисциплинах принято понимать, как уважение к личности другого человека или сообщества, уважение его убеждений, образа жизни, внешнего вида, национальности. Толерантность - базовый принцип воплощения в жизнь гуманистических ценностей, обеспечивающий свободу и права человека [10]. Базируется принцип толерантности на западных традициях и ценностях, что неминуемо приводит к существенному искажению традиционно принятых в нашем обществе доверительных межличностных отношений, предполагающих проявление любви, или хотя бы личной заинтересованности в судьбе другого человека.

В русском языке термин «толерантность», толерантное отношение к другим, можно заменить словом «терпимость» (в крайнем своем выражении имеющее и значение равнодушного отношения), -как умение терпеть что-либо чуждое - мировоззрение, верования, характер, поступки [19, 22], что не предполагает более глубокого уровня взаимодействия с человеком, которого вынуждены терпеть.

Использование понятия толерантности как важной компетенции, формируемой в процессе подготовки помогающего специалиста, вызывает вопрос: а достаточно ли только толерантного отношения к особым детям, да и вообще к учащимся, чтобы решить проблемы эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности ребенка? В отечественной традиции изначально было принято апеллировать к милосердию и жертвенной любви, проявляющихся в помощи. В настоящее время много внимания уделяется педагогике милосердия, центрированной на феномене жертвенной любви, и определяющей его как фундаментальное условие человеческого общежития [1; 13; 6]. Милосердие - важное качество нравственной личности, способной проявлять любовь к ближнему, понимать и прощать всякого человека, что предполагает более доверительный тип взаимоотношений, чем этого требует принцип справедливости. Милосердие, сопереживание, эмоциональное включение в проблемы человека - это важный внутренний, личностный мотив моральной регуляции профессионального поведения помогающего специалиста. Внешними мотивами нравственной регуляции могут выступать профессиональный долг, этические принципы: уважение к клиенту, справедливость, честность, порядочность, соблюдение конфиденциальности. Однако внешние мотивы обеспечивают только толерантное отношение к учащемуся, не обеспечивая более глубокого эмоционального включения, сопереживания, которые могут в целом существенно изменить негативное состояние учащихся с психологическими проблемами. Таким образом, мы имеем качественно разные характеристики профессиональной деятельности помогающего специалиста, проявляющиеся в отношениях

с учащимися, что можно описать как два уровня профессиональной компетентности: 1) уровень, предполагающий этическую регуляцию поведения, определяемую внешней нормативностью и формальными требованиями, обеспечивающими толерантное профессиональное поведение; 2) уровень, обеспечивающий личностную включенность помогающего специалиста, ориентированного на внутренние нравственные ценности, проявляющиеся в отношениях с другими как эмоциональная включенность, заинтересованность, милосердие, создающие уникальные условия для развития личности всех участников педагогического процесса (педагога, учащегося, родителей), так как в этом случае происходит взаимное обогащение опытом доверительного общения в процессе неформального взаимодействия. На первом уровне становление необходимых профессиональных качеств помогающего специалиста связано с принятием требований этического кодекса, их формального заучивания и анализа учебных кейсов. На втором уровне требуются иные формы и методы работы, как и более продолжительное воспитание личностных качеств, обеспечивающее способность к неформальному проявлению милосердия, к эмоционально включенному профессиональному взаимодействию. Последнее предполагает принятие определенных мировоззренческих убеждений. Подобный опыт помогающей деятельности можно найти в отечественной традиции [23; 4; 5; 2].

Помогающая деятельность: социокультурные и мировоззренческие аспекты. В отечественной истории становление помогающей деятельности традиционно связывается с термином «попечительность» («попечение»), который означал оказание различной помощи больным, увечным, лишенным крова, оставшимся без средств к существованию. Попечение о больных и нуждающихся - важный элемент более широкого социального явления - благотворительности, которая являлась проявлением жертвенной любви, наиболее полно описанной в трудах христианских мыслителей (А.Д. Беляева, В.И. Несмелова, П.А. Флоренского). Благотворительность, как правило, не носила случайного характера, а предполагала внимательное знакомство с потребностями нуждающихся. Основанием такого отношения к людям служила самоотверженная любовь [2; 3; 11; 17; 12, с. 339-341]. Благотворительность как социальное явление, появилась в России с принятием христианства, сообщившего внутреннюю мотивацию созидающей, бескорыстной, безвозмездной деятельности на благо кого-либо [11]. Каждый ребёнок с детских лет усваивал православное мировоззрение, в основании которого находился христианский идеал отношений между людьми, проявляющийся в жертвенной любви и милосердии. Это являлось основной движущей силой распростра-

нения благотворительности в России [17; 12; 18; 20; 21]. Также мощным стимулом для проявления милосердия и благотворения становится постоянно нараставшая потребность российского населения в медико-социальной защите. Эта потребность явилась результатом множества неблагоприятных, как внешних, так и внутренних факторов, тормозивших экономическое и культурное развитие России [11; 7].

Явление благотворительности в России (в период с 988 по 1918 год) не имело себе равных в мире по проявлению человеколюбия, сострадания и жертвенности. Помощь нуждающимся, как вид социальной деятельности, появляется еще в Киевской Руси. Уровень, качество и масштаб благотворительности в истории нашего отечества до сих пор является ярким примером бескорыстного служения ближним, а его значение для развития России в социальном, экономическом и культурном контексте трудно переоценить. Достаточно вспомнить имена таких меценатов XIX века, как Иннокентий Михайлович Сибиряков, Сергей Михайлович Третьяков, чтобы в полной мере оценить размах благотворительности и ее значение для развития культуры, образования, всей социальной и общественной жизни. Причем, данный вид социального служения являлся настолько привычным для наших соотечественников, что обратное поведение неумеренного потребительства или корыстного стяжания материальных благ, рассматривалось как недостойное. Поэтому служение ближнему было делом каждого. Многое изменилось в России после революции, но образ социального служения ближним, любовь к Родине, презрение к мещанству, составляли важный аспект нравственного воспитания и в советский период.

Социально-экономические кризисы и потрясения в России конца XX начала XXI века привели к появлению в общественной и профессиональной деятельности новой специальности, получившей название «социальная работа». Термин «социальная работа» - «social work» возник во второй половине девятнадцатого века в Англии, постепенно распространяясь на европейские страны и Америку, отражая особенности менталитета, социокультурные и исторические реалии этих стран, существенно отличающиеся от российского опыта. В западной (евро-американской) традиции сущность социальной работы определялась католическим и протестантским мировоззрениями, а в России православием, что привело к существенным смысловым различиям в понимании смысла помогающей деятельности на Западе и в России.

Помогающая деятельность в первые века христианства. В соответствии с православным мировоззрением и догматикой, цель и смысл человеческой жизни определяются уподоблением Богу, что, в первую очередь, предполагает наличие

бескорыстной и жертвенной любви, так как Бог -есть Любовь. При этом служение ближним предусматривает обязательную помощь от Бога, воспринимаемую как благо [12]. Исходя из того, что источником любви является Бог, и православные христиане (особенно в первые века христианства) любую помощь больным и нуждающимся рассматривали как милость, подаваемую Богом через конкретного человека, а потому осуществляемую во имя и ради Христа. В случае нужды тоже просили во имя Христа. Поэтому между подающим помощь и принимающим помощь всегда находился Посредник - Бог. Благодаря этому никто не вменял себе в особую заслугу служение ближним, все отдавалось Богу и во имя Бога. Отсюда бескорыстная мотивация помогающей деятельности, что гарантировало сохранение равных и положительно эмоционально насыщенных отношений между оказывающим и принимающим помощь. Поэтому православные благотворители, оказывавшие помощь нуждающимся, искренне считали их своими благодетелями, дающими им повод проявить любовь, испытав на себе действие божественного блага [12].

В I веке в Иерусалиме появились первые христианские общины, деятельность которых посвящалась попечению о больных и неимущих. Мужчин называли диаконами, женщин - диакониссами. Во втором и третьем веках, несмотря на гонения, христиане продолжали проявлять заботу о ближних, каждый христианский дом мог при необходимости стать больницей. При этом не было необходимости спрашивать, согласны ли хозяева дома принять у себя больных, все рассматривали это служение ближним, как особую милость, подаваемую Богом [12]. Поэтому и в воспитании детей главные усилия направлялись родителями на формирование способности к милосердию, проявляемому не из корысти или по требованию закона, а как искреннее участие в жизни страждущего человека.

Социокультурные особенности развития помогающей деятельности на Западе. Западное христианство, в отличие от восточного, было в большей мере ориентировано на чувство справедливости, чем любви, основание которого полагалось в законе. Древний Рим по справедливости считают носителем и выразителем права. Право было основанием социальной жизни, им определялась личная жизнь людей, их семейные, общественные и политические отношения. Становясь христианином, римлянин старался понять христианство, прежде всего, в его правовой состоятельности [21].

Характер заботы о больных в католическом мире постепенно изменялся. Если первоначально не требовалось особых обязательств от христиан, чтобы посвятить свою жизнь на служение страждущим, то в последующем появляются специальные

клятвы. Первоначально проявлять заботу о больных могли все желающие, но со временем это становится особой деятельностью церкви (определенных лиц, принадлежащих к церковной иерархии). Постепенно из числа мирян стали выделяться отдельные лица, готовые оставить мир, чтобы, войдя в церковную иерархию, проявлять заботу о больных и страждущих. За светскими людьми оставалось только право предоставлять средства (деньги и пр. материальные ресурсы), расходуемые церковью на благотворительность.

Для католиков была характерна социальная модель отношений между людьми, основанная на праве. Чтобы обеспечить решение личных проблем, человек вынужден был договариваться с другим человеком, находящимся в подобном положении. Люди принимали на себя обязательства, чтобы иметь взаимную пользу. Эти прагматичные отношения: «ты - мне, я - тебе», не являлись проявлением жертвенной любви. Нравственный союз, имеющий в основании любовь, апеллирует к совести, требует личностной регуляции поведения в моральных коллизиях. Этическая модель, основанная на внешнем законе - праве, не предполагает опоры на совесть, человек довольствуется формальным соблюдением внешних норм, осуществляя моральный выбор.

Такая модель социальных отношений у католиков привела, с одной стороны, к появлению учения о «сверхдолжных заслугах» и практике индульгенций, а, с другой, к появлению лиц, осуществлявших помощь больным и страждущим не из чувства любви, а в силу долга, так как они давали специальную клятву (обет). Это привело и к социальному расслоению, так как лица, принадлежавшие к церковной иерархии, наделялись особыми привилегиями не всегда подтверждавшимися практикой нравственной жизни.

Против этого рассогласования восстали реформаторы. Реформация имела заметное влияние на изменение смысла благотворительности в Европе. Протестанты выступали против клерикального характера католических благотворительных учреждений. Они отменили обеты и клятвы, для лиц, готовых проявлять заботу о страждущих. Лютер объявил служение и помощь людям делом свободным, управляемым только чувством благодарности к Богу и чувством бескорыстной любви к ближним [12, с. 300-301].

Лидеры Реформации попытались воскресить на Западе первоначальный смысл христианской благотворительности, но, к сожалению, своими реформами лишили людей возможности осуществлять сакральные смыслы таких деяний на деле. Разрушив Церковь как религиозный институт, они так и не смогли наполнить свое движение духом бескорыстной любви. Более того, учение о предопределении породило не только смуты и жестокие войны

в Европе и Америке, но и внесло особое понимание ценности человеческой жизни в этику протестантизма, совершенно чуждое смыслу жертвенной любви, принятому восточными христианами.

Протестанты понимали, что они члены христианского сообщества, в котором должен реа-лизовываться евангельский нравственный закон. Но принятие мысли о том, что они уже пребывают в духовном благодатном царстве, получая всю полноту духовных сил, независимо от состояния внутренней жизни, духовно-нравственного развития человека, привел к доминированию витального человека над духовным. Религиозные чувства христиан слабели, без должного воспитания они перестали регулировать социальные отношения с позиций милосердия и нравственности. Напротив, личные и нравственные качества человека стали определяться состоянием его интеллекта, профессиональными достижениями и материальной обеспеченностью. Естественным образом это сказалось и на помогающей деятельности в Европе. Существенно ослабевает внутренняя бескорыстная мотивация помогающей деятельности, исчезает понимание жертвенности христианской любви. С XVI века попечение о больных и нуждающихся в странах западной Европы с протестантским мировоззрением стало мало заметным явлением, хотя это было время опустошительных войн и болезней, как никогда требовавшее человеческого участия и любви. В это время больше говорилось о сострадании, чем делалось на практике в сфере помогающей деятельности. Примеры милосердия и жертвенной любви иссякли [12].

Заинтересованное отношение к помогающей деятельности у протестантов появляется только в XIX веке благодаря возникновению профессиональной подготовки специалистов. Так в 1849 году появляются первые общины протестантских диа-конисс в США, а в 1851 году такие общины возникают на Востоке (в Бейруте, Иерусалиме, Александрии), на базе христианских общин открываются больницы и воспитательные учреждения [12, с. 12].

Особенности отечественной традиции помогающей деятельности. Киевская Русь и ее преемница Россия на протяжении тысячелетия являли уникальные примеры социального служения благодаря принятию и сохранению православного вероучения. Оказание помощи нуждающимся осуществлялось всем миром, при этом и миряне, и клирики на равных условиях жертвенно служили ближним и Богу, проявляя милосердие и сострадание к страждущим [3]. Очень большое внимание социальному служению и попечению уделяли правящие князья, которые использовали для этого не только государственную казну, но и личные средства.

Основанием милосердия в нашем отечестве была жертвенная любовь, не различавшая «своих» и «чужих», не знавшая двойных моральных стан-

дартов. Люди, не задумываясь, принимали странников, брали на воспитание сирот, выхаживали больных, выкупали пленных, благотворительность была нормой социальных отношений. Монастыри долгое время являлись пристанищем для нищих, увечных и блаженных. В Церковном Уставе 996 года были прописаны обязанности духовенства по надзору за призрением бедных и больных. Со временем помогающая деятельность и все виды социального служения не только не формализовались, но стали привычным явлением в жизни наших предков. К началу XX века благотворительность в России стала настолько обыденным явлением, что в губерниях европейской части России насчитывалось 14,8 тыс. благотворительных обществ и учреждений, относящихся к различным ведомствам. Несмотря на ведомственную принадлежность благотворительных организаций, помощь осуществлялась по внутренней мотивации (по велению сердца и совести), абсолютно добровольно, без давления, откуда бы то ни было. В пенитенциарной системе все мероприятия, направленные на профилактику преступности, призрение нищих и больных, осуществлялись на добровольные пожертвования. Много личных средств отечественных меценатов тратилось на культуру и образование, издание книг. Особое внимание уделялось сестринскому уходу за больными и ранеными, так как Россия пережила не одну войну только в начале ХХ века. Широко известно о самоотверженном служении в госпиталях царицы Александры Федоровны и ее дочерей. Была создана уникальная отечественная система профессиональной подготовки медицинских сестер, где в первую очередь, уделялось внимание воспитанию нравственных качеств и моральной надежности, как неотъемлемых атрибутов профессиональной квалификации [20].

Важно учитывать то обстоятельство, что в России сохранялся не только принцип добровольности при оказании любой помощи, но и ценность доброго дела определялась его абсолютной бескорыстностью. Особенностью помогающей деятельности в восточно-христианской Церкви было то, что не наставлениями и поучениями поддерживалась частная благотворительность, а живым примером, практикой нравственной жизни самих духовных наставников. Так как попечение о страждущих являлось привычным делом для каждого православного христианина, то не принято было давать специальные обеты, посвящая свою жизнь на служение ближним. Церковные иерархи сами являли примеры благотворительности. При архиерейских домах практически всегда открывались больницы и приюты для тех, кто не смог получить помощь от частных лиц.

Выводы. Таким образом, анализ исторических традиций оказания помощи в трех христианских конфессиях: православной, католической и проте-

стантской, показал, что основанием помогающей деятельности являлась различная мотивация, определяемая сущностью христианских воззрений на человека, его ценность и смысложизненное самоопределение.

В отечественной культуре на протяжении тысячи лет помогающая деятельность определялась православным мировоззрением, позволявшим воспитывать нравственных людей, из которых легко получались и профессиональные специалисты, оказывавшие не платные услуги, а осуществлявшие жертвенное служение. Именно в отечественной православной традиции акцент всегда делался на внутреннюю личностную мотивацию помогающей деятельности, на милосердие как качество, поддерживаемое религиозными чувствами и подаваемое Богом в результате участия в сакральной жизни Церкви. Оказание помощи нуждающимся было повсеместным явлением и частью исполнения заповеди о любви каждым верующим.

В католичестве помощь носила клерикальный характер и требовала церковных обетов, что в результате приводило к внешней мотивации исполнения долга, ослаблявшей внутреннее чувство любви и милосердия и в итоге к опоре на этические кодексы, как основные регуляторы профессионального поведения.

В протестантизме акцент делался на профессионализме помогающего специалиста и этической стороне исполнения обязанностей, что не требовало обязательного проявления личной милосердной любви при выполнении профессиональных обязанностей.

Полагаем, что обращение к отечественной традиции в сфере подготовки специалистов помогающей деятельности позволило бы на современном этапе не только обновить смысловое содержание учебных программ, но и воссоздать условия воспитания духовно-нравственной личности специалистов. На сегодняшний день разработаны программы формирования православного мировоззрения. Важно, чтобы они стали востребованными при профессиональной подготовке помогающих специалистов [8; 9].

Библиографический список

1. Белоножкина М.В. Формирование чувства милосердия с точки зрения православной педагогики // ЦИТИСЭ. - 2015. - № 2 (2). - С. 1-9.

2. Веселова Е.К. Сравнительные характеристики христианских конфессиональных моделей помощи // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций: Материалы Покровских чтений, 2004-2005 гг. - СПб., 2005. -С. 124-130.

3. Веселова Е.К., Никанорова М.В. Отечественная модель помогающей деятельности в исторической ретроспективе // Диалог отечественных

светской и церковной образовательных традиций: Материалы Покровских чтений, 2004-2005 гг. -СПб., 2005. - С. 130-135.

4. Власова А.В. Благотворительность Русской Православной церкви в исследовательской практике дореволюционного периода [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ - 2009. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ blagotvoritelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-issledovatelskoy-praktike-dorevolyutsionnogo-perioda (дата обращения: 08.03.2019).

5. Гатилова Л. С. Из истории церковной благотворительности в центральном Черноземье в конце XIX - нач. XX вв. // Восемнадцатые петровские чтения (история, политология, социология, философия, экономика, культура, образование и право): Материалы всерос. науч. конф. с междунар. участием. - СПб., 2017. - С. 282-285.

6. Дворецкая М.Я. Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан Средневековья: дис. ... д-ра психол. наук. -М., 2006. - 438 с.

7. Дворецкая М.Я. Антропология: история и теория. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 311 с.

8. Дворецкая М.Я., Коржова Е.Ю., Веселова Е.К. Психология православного мировоззрения: проект программы // История 7-й гимназии и проблемы отечественного образования - СПб.: Изд-во Общества памяти игумении Таисии, 2013. - С. 421-526.

9. Дворецкая М.Я. История 7-й гимназии и проблемы отечественного образования. История Седьмой мужской гимназии Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд-во Общества памяти игумении Таисии, 2014. -544 с.

10. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tolerance. ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 8.03.19).

11. Иванова Н.П. История благотворительности в России (вторая половина XIX - начало XX века). - СПб.: Изд-во Общества памяти игумении Таисии, 2000. - 119 с.

12. История христианской попечительности о больных // Духовная беседа. - 1861. - №№ 2, 13, 48.

13. Каргапольцев С.М. Педагогика милосердия // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 11 (160). - С. 228-230.

14. Козусь Л.Н. Эволюция целей и ценностей образования в отечественной педагогике // Актуальные проблемы психологического знания. -2010. - № 2. - С. 98-102.

15. Лебедева О.В. Проблема профессиональной и личностной готовности психолога к практической деятельности в условиях модернизации отечественной системы образования // Мир психологии. - 2013. - № 2 (74). - С. 182-189.

16. Мелина Е.В. Роль специалистов помогающих профессий в инклюзивном образовании // Инклюзия в образовании. - 201б. - № 3 (3). - С. б7-73.

17. Нувахов Б.Ш. История милосердия и благотворительности в отечественной медицине XVIII-XX веков: автореф. дис. ... д-ра истор. наук. - М., 1993. - 44 с.

18. Покотилова Т.Е. Модернизационные эксперименты в истории развития России и отечественная благотворительность // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 201б. -№ 2 (47). - С. 9-14.

19. Российский энциклопедический словарь. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. -Кн. 2: Н-Я. - 2015 с.

20. Романюк В.П., Лапотников В.А., Нака-тис Я. А. История сестринского дела в России. -СПб.: СПбГМА, 1998. - 144 с.

21. Страгородский Сергий, архиеп. Православное учение о спасении. - СПб.: Изд-во Общества памяти игумении Таисии, 2010. - 320 с.

22. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Альта-Принт, 2005. - 121б с.

23. Фаут А., иером., Дворецкая М.Я. Переводы святоотеческой литературы - дело миротворчества «Общества памяти игумении Таисии» // Azarbaycan multikulturalizmi: din va dil siyasatinin inkisaf perspektivlar. Beynalxalq konfransin materiallari. Azarbaycan Milli Elmlar Akademiyasinin Nasimi adina Dilçilik institutu, Baki Beynalxalq Multikulturalizm Markazi, Azarbaycan Respublikasinin Dini Qurumlarla iç üzra Dövlat Komitasi, Azarbaycan Respublikasi Prezidenti yaninda Bilik Fondu. - 201б. - С. 19-23.

References

1. Belonozhkina M.V. Formirovanie chuvstva miloserdiya s tochki zreniya pravoslavnoj pedagogiki // CITISE. - 2015. - № 2 (2). - S. 1-9.

2. Veselova E.K. Sravnitel'nye harakteristiki hristianskih konfessional'nyh modelej pomoshchi // Dialog otechestvennyh svetskoj i cerkovnoj obrazovatel'nyh tradicij: Materialy Pokrovskih chtenij, 2004-2005 gg. - SPb., 2005. - S. 124-130.

3.VeselovaE.K., NikanorovaM.V. Otechestvennaya model' pomogayushchej deyatel'nosti v istoricheskoj retrospektive // Dialog otechestvennyh svetskoj i cerkovnoj obrazovatel'nyh tradicij: Materialy Pokrovskih chtenij, 2004-2005 gg. - SPb., 2005. -S. 130-135.

4. Vlasova A.V Blagotvoritel'nost' Russkoj Pravoslavnoj cerkvi v issledovatel'skoj praktike dorevolyucionnogo perioda [Elektronnyj resurs] // Vestnik CHelGU. - 2009. - № 4. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/blagotvoritelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-issledovatelskoy-praktike-dorevolyutsionnogo-perioda (data obrashcheniya: 08.03.2019).

Вестник КГУ 2019

134

5. Gatilova L.S. Iz istorii cerkovnoj blagotvoritel'nosti v central'nom CHernozem'e v konce XIX - nach. XX vv. // Vosemnadcatye petrovskie chteniya (istoriya, politologiya, sociologiya, filosofiya, ekonomika, kul'tura, obrazovanie i pravo): Materialy vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem. - SPb., 2017. - S. 282-285.

6. Dvoreckaya M.YA. Razvitie i stanovlenie psihologicheskogo ucheniya o cheloveke vostochnyh hristian Srednevekov'ya: dis. ... d-ra psihol. nauk. -M., 2006. - 438 s.

7. Dvoreckaya M.YA. Antropologiya: istoriya i teoriya. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2003. - 311 s.

8. Dvoreckaya M.YA., Korzhova E.YU., Veselova E.K. Psihologiya pravoslavnogo mirovozzreniya: proekt programmy // Istoriya 7-j gimnazii i problemy otechestvennogo obrazovaniya -SPb.: Izd-vo Obshchestva pamyati igumenii Taisii, 2013. - S. 421-526.

9. Dvoreckaya M.YA. Istoriya 7-j gimnazii i problemy otechestvennogo obrazovaniya. Istoriya Sed'moj muzhskoj gimnazii Sankt-Peterburga. - SPb.: Izd-vo Obshchestva pamyati igumenii Taisii, 2014. - 544 s.

10. Deklaraciya principov tolerantnosti. Utverzhdena rezolyuciej 5.61 general'noj konferencii YUNESKO ot 16 noyabrya 1995 goda [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.tolerance.ru/ toler-deklaraciya.php (data obrashcheniya: 8.03.19).

11. Ivanova N.P. Istoriya blagotvoritel'nosti v Rossii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka). - SPb.: Izd-vo Obshchestva pamyati igumenii Taisii, 2000. - 119 s.

12. Istoriya hristianskoj popechitel'nosti o bol'nyh // Duhovnaya beseda. - 1861. - №№ 2, 13, 48.

13. Kargapol'cev S.M. Pedagogika miloserdiya // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 11 (160). - S. 228-230.

14. Kozus' L.N. Evolyuciya celej i cennostej obrazovaniya v otechestvennoj pedagogike //

Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. -2010. - № 2. - S. 98-102.

15. Lebedeva O.V. Problema professional'noj i lichnostnoj gotovnosti psihologa k prakticheskoj deyatel'nosti v usloviyah modernizacii otechestvennoj sistemy obrazovaniya // Mir psihologii. - 2013. -№ 2 (74). - S. 182-189.

16. Melina E.V Rol' specialistov pomogayushchih professij v inklyuzivnom obrazovanii // Inklyuziya v obrazovanii. - 2016. - № 3 (3). - S. 67-73.

17. Nuvahov B.SH. Istoriya miloserdiya i blagotvoritel'nosti v otechestvennoj medicine XVIII-XX vekov: avtoref. dis. ... d-ra istor. nauk. - M., 1993. - 44 s.

18. Pokotilova T.E. Modernizacionnye eksperimenty v istorii razvitiya Rossii i otechestvennaya blagotvoritel'nost' // Kaspijskij region: politika, ekonomika, kul'tura. - 2016. - № 2 (47). - S. 9-14.

19. Rossijskij enciklopedicheskij slovar'. - M.: Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya, 2001. - Kn. 2: N-YA. - 2015 s.

20. Romanyuk V.P., Lapotnikov V.A., Nakatis YA.A. Istoriya sestrinskogo dela v Rossii. -SPb.: SPbGMA, 1998. - 144 s.

21. Stragorodskij Sergij, arhiep. Pravoslavnoe uchenie o spasenii. - SPb.: Izd-vo Obshchestva pamyati igumenii Taisii, 2010. - 320 s.

22. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. D.N. Ushakova. - M.: Al'ta-Print, 2005. - 1216 s.

23. Faut A., ierom., Dvoreckaya M.YA. Perevody svyatootecheskoj literatury - delo mirotvorchestva «Obshchestva pamyati igumenii Taisii» // Azarbaycan multikulturalizmi: din va dil siyasatinin inkisaf perspektivlar. Beynalxalq konfransin materiallari. Azarbaycan Milli Elmlar Akademiyasinin Nasimi adina Dilçilik institutu, Baki Beynalxalq Multikulturalizm Markazi, Azarbaycan Respublikasinin Dini Qurumlarla iç uzra Dovlat Komitasi, Azarbaycan Respublikasi Prezidenti yaninda Bilik Fondu. - 2016. - S. 19-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.