Научная статья на тему 'История социального служения русской православной Церкви в содержании социального образования'

История социального служения русской православной Церкви в содержании социального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МИЛОСЕРДИЕ / ПРИЗРЕНИЕ / SOCIAL EDUCATION / SOCIAL PEDAGOGY / SOCIAL SERVICE OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CHARITY / MERCY / CARE / PATRONAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перцева Ирина Владимировна

В статье обсуждается вопрос формирования у будущих специалистов социальной сферы христианского отношения к человеческой личности. В ходе исследования автор приходит к выводу, что в последнее время активно расширяется объем знаний об утраченных отечественных традициях социальной работы, обновляется содержание исторических и социально-педагогических учебных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE SOCIAL SERVICE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE CONTENTS OF SOCIAL EDUCATION

In this article the author explores development of Christian approach to human personality with future specialists in social field. In the course of the research the author comes to a conclusion that the scope of knowledge of lost social work traditions is actively expanding, and the contents of historical, social and pedagogical subjects are renewed lately.

Текст научной работы на тему «История социального служения русской православной Церкви в содержании социального образования»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 2

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОДЕРЖАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Перцева

(кафедра общей педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ); e-mail: pertseva-irina@yandex.ru)

В статье обсуждается вопрос формирования у будущих специалистов социальной сферы христианского отношения к человеческой личности. В ходе исследования автор приходит к выводу, что в последнее время активно расширяется объем знаний об утраченных отечественных традициях социальной работы, обновляется содержание исторических и социально-педагогических учебных дисциплин.

Ключевые слова: социальное образование, социальная педагогика, социальное служение Русской православной церкви, благотворительность, милосердие, призрение.

На современном этапе развития нашей страны актуализируется проблема социально-педагогического образования, рассматриваемого в качестве универсальной компоненты профессиональной подготовки любого специалиста социальной сферы, которая предполагает "приоритет духовно-нравственных ценностей, овладение знаниями и умениями позитивного влияния на гармонизацию отношений в социуме своей профессиональной деятельности" [1: 232]. Социально-педагогические знания являются значимой и целостной подсистемой, поэтому студентам нужно овладеть широким комплексом умений, необходимых на всех этапах профессиональной деятельности. В связи с тем что наиболее важным элементом формирования социально-педагогической компетентности на этапе вузовской подготовки является "овладение специалистом профессионально-этической культурой, включающей в себя... способность к состраданию, активному социальному взаимодействию", то принципиально важно формировать у будущих специалистов социальной сферы именно христианское отношение к человеческой личности [1: 234].

В процессе профессиональной подготовки будущие социальные педагоги и социальные работники изучают опыт социально-педагогической деятельности России и других стран. Россия имеет свой уникальный тысячелетний опыт социального служения, осуществлявшийся в рамках церковной и государственной благотворительности. В советский период церковное служение обществу было прервано, а в гуманитарных науках не освещались должным образом знания о

церковном социальном служении. Следствием этого стало незнание нашими современниками уникального тысячелетнего опыта жертвенного служения людям, осуществлявшегося Русской православной церковью (РПЦ) в течение десяти веков и возрождающегося в последние 18 лет. Следовательно, при подготовке социальных педагогов и социальных работников необходимо обратить внимание на изучение утраченных отечественных традиций социально-педагогической деятельности.

В документах и Киевской и Московской Руси присутствуют понятия, которые выражают сущность социального служения РПЦ. Общественная поддержка и защита населения, на которую направлено социальное служение РПЦ, являлись феноменом российской действительности с начала русской государственности, но до недавнего времени термина "социальное служение" в русском языке не было [2: 18]. На протяжении тысячелетнего периода существовал широкий круг понятий, через которые раскрывалось социальное служение: "призрение", "благотворительность", "милосердие", "нищелюбие". Также существовали понятия "филантропия", "попечительство", "меценатство"", позднее — "спонсорство". Эти понятия обозначали различные формы и виды деятельности, входящие в сферу социальной работы в ее современном понимании [3: 21]. Эти термины в процессе истории претерпевали изменения в грамматической форме и в семантике. В процессе исторического развития одни и те же понятия могли нести разную смысловую нагрузку.

Анализ данных дефиниций, рассмотренный нами в исследовательской работе "Основные дефиниции социально-педагогической деятельности РПЦ" [4], позволил сделать вывод о том, что данные понятия можно разделить на две категории. Первая категория понятий — это действия, которые направлены на объект социальной помощи, и они характеризуют душевное и духовное устроение человека: милосердие, нищелюбие, призрение. Все поздние термины имеют од-нокоренные слова, указывающие на субъект социального служения: благотворительность — благотворитель, попечительство — попечитель, филантропия — филантроп, спонсорство — спонсор, меценатство — меценат. Таким образом, с XVIII в. стала важна не только сама социальная деятельность, но и человек, выполняющий ее.

Церковь может заниматься призрением, благотворительностью, милосердием, нищелюбием и попечительством, но она не может выступать в качестве спонсора или мецената, так как ее социальное служение основано на любви, которая "не ищет своего" (1 Кор. 13: 5), и, следовательно, оно бескорыстно. Спонсорство и меценатство — те виды вспомоществования, которые могут быть направлены на помощь Церкви. Меценатство и спонсорство не относятся к социальной деятельности РПЦ, но с их помощью может осуществляться макроди-

8 ВМУ, педагогическое образование, № 2

менциальная дьякония РПЦ*. В понятиях "призрение", "благотворительность", "милосердие", "нищелюбие", "филантропия", "попечительство" более четко просматривается синонимичность с понятием "социальное служение РПЦ", так как стержнем социального служения РПЦ является деятельная любовь к ближнему.

С начала 90-х гг. XX в. в связи с изменившимися политическими условиями жизни общества религия перестала быть "запрещенной" формой мировоззрения. Сейчас в государственной системе образования декларировано мировоззренческое разнообразие и стало возможным конфессиональное образование в общеобразовательных учреждениях и вузах.

В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете студенты, обучающиеся по специальности 031300 "Социальный педагог", с 2001 г. изучают предмет "История социального служения РПЦ". Цель курса — формирование у будущих социальных педагогов целостного представления о процессе развития социального служения РПЦ.

Под социальным служением РПЦ мы понимаем синтез многоплановых видов деятельности РПЦ, основанной на христианском отношении, любви к ближнему и выражающейся во влиянии на социальное самочувствие, социальную стабильность общества, его духовно-нравственную атмосферу [4: 530].

Для выявления объема и уровня интеграции знаний о социальном служении РПЦ в профессиональной подготовке социальных педагогов мы проанализировали учебники и учебные пособия по дисциплинам, входящим в цикл предметной подготовки. Это такие учебные курсы, как "Социальная педагогика" [5—7], "История социальной педагогики" [8], "Основы социальной педагогики" [9]. Выбор учебников и учебных пособий был обусловлен наличием грифа "рекомендовано" или "допущено" Министерством образования РФ.

В вышеуказанной учебной литературе рассматривается влияние христианства на установление традиции обязательной помощи нуждающимся, анализируется социально-педагогическая деятельность в конфессиях [7, 9]. Авторы уделяют внимание религии как институту социализации, раскрывая функции религии, принципы православия, средства, методы и агенты православного воспитания [6, 8]. Рассматриваются религиозные организации и религиозное воспитание в контексте микрофакторов социализации [5].

Следует заметить, что в учебных и методических пособиях для

* Макродименциальная дьякония — создание под воздействием Церкви общественных, государственных и частных благотворительных заведений, поддержание и распространение православных знаний и традиций деятелями светской культуры, а также создание самой Церковью благотворительных заведений, их опека, влияние на духовно-нравственное состояние общества.

студентов, обучающихся по специальности "Социальный работник", историческому анализу социального служения РПЦ уделяется внимание в таких учебных курсах, как "Теория социальной работы" [3, 10], "История социальной работы в России" [11, 12]. В вышеуказанных учебных пособиях раскрываются основные тенденции благотворительности в древнерусском государстве (Х—ХШ вв.), включающие княжеские виды благотворительности и монастырско-церковные формы призрения. Описывается деятельность благотворительных обществ и союзов в социальном призрении России (ХУШ — начало XX в.). Освещаются вопросы частной и церковно-монастырской благотворительности в условиях абсолютистского государства (ХУШ — начало XX в.) [10—12]. Описываются основные направления социальной деятельности РПЦ: антиалкогольная программа; детская программа; социальная деятельность РПЦ в сфере образования; помощь престарелым и инвалидам; программа по борьбе с безработицей; работа с беженцами; оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; работа с заключеными; медицинская и патронажная помощь; программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в социальной области [3]. Анализируется оформление теории социальной работы в России с X по XVШ в.

Анализ учебных и методических пособий показал, что в светской учебной литературе появляются знания церковного социального служения. Таким образом, сужение и деформация области знаний социального служения РПЦ в профессиональной подготовке социальных педагогов и социальных работников, сложившиеся в прошлом, в последнее время активно компенсируются. Это позволяет говорить об обновлении содержания педагогических и исторических учебных дисциплин.

Актуальность исследования объема и уровня интеграции знаний о социальном служении РПЦ в системе профессиональной подготовки социальных педагогов определяется потребностями модернизации российской системы образования в новых социокультурных условиях, необходимостью развития профессиональной компетенции будущих работников социальной сферы и воспитания в системе профессионального образования, активизации духовно-нравственного потенциала учебно-воспитательной деятельности современного российского образования. Изучение традиций жертвенного служения людям дает возможность формировать у будущих социальных педагогов мировоззрение, основанное на христианских традициях.

Знание социального служения РПЦ способствует не только развитию таких важных профессиональных качеств будущего работника социальной сферы, как компетентность в области социальных проблем, высокий уровень образованности и общей культуры, но и становлению будущего специалиста как личности с христианским пониманием важнейших проблем, стоящих перед современными социальными педаго-

гами и социальными работниками. На рубеже веков мы особо осознали роль образования в духовно-нравственной жизни общества, где соединяются духовное и материальное, прошлое, настоящее и будущее нашей страны, где зарождается и формируется облик современного человека. Основная функция учебной дисциплины "История социального служения РПЦ" — способствовать формированию ценностных и мировоззренческих ориентаций будущих социальных педагогов, оказывая влияние на личностные и профессиональные качества будущего специалиста.

Изучение объема интеграции знаний о социальном служении РПЦ в системе подготовки социальных педагогов и анализ процессов обновления отечественного социально-гуманитарного образования в контексте глобальных тенденций развития образования в мире позволяют сформулировать проблему, которая может быть выражена в форме противоречия. С одной стороны, в связи с наличием соответствующего социального заказа и изменившимися социально-педагогическими условиями возрастает оценка места и значения социального служения РПЦ в истории и культуре нашего общества. Увеличивается объем включения знаний о социальной деятельности РПЦ в содержание образовательных программ для подготовки социальных педагогов и социальных работников. С другой стороны, возникает необходимость адекватной педагогической реакции на эти изменения, которая должна выражаться в комплексном научном осмыслении этих изменений, создании соответствующих теоретических и практических разработок для системы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

* * *

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект 09-06-00346а).

Список литературы

1. Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой. М.: ВЛАДОС, 2004. 368 с.

2. Субаева О.Н. Социальное служение как исторический феномен 1701— 2001 гг.: Автореф. дис. ... докт. ист. наук: 07.00.02. М.: МГСУ, 2004. 52 с.

3. Теория социальной работы: Учебное пособие. Ч. II. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. 112 с.

4. Перцева И.В. Основные дефиниции социально-педагогической деятельности Русской Православной Церкви // Социология инноватики: социальные механизмы формирования инновационной среды: Доклады и выступления Второй международной конференции по социологии инноватики. 29—30 ноября 2007 г. Т. 2. М.: РГИИС, 2008. С. 529-538.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Академия, 2005. 200 с.

6. Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие. М.: Академия, 2007. 448 с.

7. Социальная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. 447 с.

8. История социальной педагогики: Учебное пособие. М.: Академия, 2007. 256 с.

9. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 416 с.

10. ФирсовМ.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2001. 432 с.

11. История социальной работы в России: Учебное пособие. М.: Академический проект: Трикста, 2009. 608 с.

12. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2006. 344 с.

THE HISTORY OF THE SOCIAL SERVICE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE CONTENTS OF SOCIAL EDUCATION

I.V. Pertseva

In this article the author explores development of Christian approach to human personality with future specialists in social field. In the course of the research the author comes to a conclusion that the scope of knowledge of lost social work traditions is actively expanding, and the contents of historical, social and pedagogical subjects are renewed lately.

Key words: social education, social pedagogy, social service of Russian Orthodox Church, charity, mercy, care, patronage.

Сведения об авторе

Перцева Ирина Владимировна — аспирантка кафедры общей педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), преподаватель кафедры социальной педагогики и кафедры общей педагогики педагогического факультета ПСТГУ. Тел. 8-903-116-17-64; e-mail: pertseva-irina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.