Научная статья на тему 'Социокультурные факторы взаимодействия власти и частного бизнеса: региональный опыт'

Социокультурные факторы взаимодействия власти и частного бизнеса: региональный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНТЕРЕСЫ / ДИАЛОГ / СОГЛАШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / THE STATE / THE PRIVATE CAPITAL / MODERNIZATION / SOCIAL PARTNERSHIP / INNOVATION PROJECTS / INTERESTS / DIALOGUE / AGREEMENTS / INTERNATIONAL EXPERIENCE / REGION / SOCIAL SERVICES / SOCIAL RESPON- SIBILITY / GOVERNMENT AND BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышова Людмила Дмитриевна, Кадыров Игорь Шарифович

Рассматриваются факторы, основные направления и формы взаимодействия государства и бизнеса, способы согласования их интересов по ключевым проблемам социального развития в рамках государственно-частного партнёрства, специфика реализации данной модели на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL FACTORS OF INTERACTION BETWEEN THE GOVERNMENT AND PRIVATE BUSINESS: REGIONAL E PERIENCE

The authors consider the factors, main directions and forms of interaction between the government and private business, the ways of coordinating their interests on the key issues of social development within the framework of public-private partnership, also the authors consider the specific implementation of this model at the regional level.

Текст научной работы на тему «Социокультурные факторы взаимодействия власти и частного бизнеса: региональный опыт»

■ ■ ■ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Авторы: ЧЕРНЫШОВА Л.Д., КАДЫРОВ И.Ш.

ЧЕРНЫШОВА Людмила Дмитриевна - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии управления Института государственной службы и управления персоналом, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИГСУП РАНХиГС).

Адрес: 119571, Россия, Москва, Проспект Вернадского, 82.

Тел.: +7(903) 747-27-29. E-mail: chernyshova2603@yandex.ru

КАДЫРОВ Игорь Шарифович - генеральный директор Группы компаний «Автозаводстрой», г. Тольятти.

Адрес: г. Тольяти, Комсомольская ул., 84а.

Тел.: +7 (8482) . E-mail: azstroy@tolcom.ru

Аннотация: рассматриваются факторы, основные направления и формы взаимодействия государства и бизнеса, способы согласования их интересов по ключевым проблемам социального развития в рамках государственно-частного партнёрства, специфика реализации данной модели на уровне региона.

Ключевые слова: государство, частный капитал, модернизация, социальное партнёрство, инновационные проекты, интересы, диалог, соглашения, международный опыт, регион, социальная сфера, социальная ответственность власти и бизнеса.

Модернизация и инновационное развитие экономики, обеспечение её конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве - это ключевая проблема современной России. Эффективность её решения в последние годы в значительной степени связывается с государственно-частным партнёрством, относительно новой для страны формы взаимодействия между двумя ключевыми экономическими субъектами - государством и частным бизнесом, основанной на пересечении их интересов и социальной ответственности за принимаемые решения. Конструктивность данного механизма состоит в создании реальной основы для устойчивого социально-экономического развития посредством совместных средне- и долгосрочных инновационных проектов, реализация которых требует политической дальновидности, профессионализма и хороших коммуникативных качеств партнёров.

Социальные процессы в территориально-организационных системах, будучи в числе важнейших задач жизни общества, долго оставались в стороне от каких-либо кардинальных преобразований. Между тем от того, насколько будут управляемы данные процессы, во многом зависит ход экономических реформ в целом.

Определенную трудность в повышении эффективности принимаемых решений в социально-экономических системах составляет существующее на практике несоответствие между сложностью возникающих в социальных системах проблем и традиционными методами их разрешения.

Институт социального партнёрства, который развивается в российской экономике с начала 90-х годов ХХ века, создал реальные предпосылки для разрешения этого противоречия. Речь идёт о государственно-частном партнёрстве (ГЧП), как инструменте модернизации и инновационного развития экономики.

Власть рассматривает ГЧП как способ привлечения ресурсов частного капитала, прежде всего, в те сферы жизнедеятельности общества, которые традиционно были в системе государственного управления. В их числе: транспортная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура и др. Для бизнеса это важно с точки зрения возможности расширения реальных сфер (объектов) для инвестирования в экономику и способа укрепления своего социально-политического статуса. Перед государственной властью стоит ответственная задача - стимулировать потенциальные возможности бизнеса в создании и реализации инновационных технологий применительно к разным уровням системы управления.

Решение этой задачи предполагает, в качестве обязательных, следующие условия: а) сформированность правовой основы взаимодействия сторон, как фактора их социальной ответственности за результаты деятельности, за риски и затраты; б) согласование интересов и объединение ресурсов сторон в процессе реализации проектов; в) чётко выраженная публичная и общественная направленность взаимодействия партнёров и др.

В силу перечисленных и других особенностей механизма ГЧП его жизнеспособность в значительной мере зависит также от политической дальновидности и коммуникативности органов государственной власти, восприятия представителей частного капитала как равных партнёров, несмотря на то, что в сложившейся практике ГЧП, как правило, инициатива включения бизнеса в реализацию общезначимых проектов принадлежит государству. Для органов государственной власти важно создать такую атмосферу сотрудничества, при которой власть и частный бизнес смогли бы проявить свои лучшие стороны.

Данная ситуация актуальна для российских регионов, для всех субъектов РФ. Каждый из них - это особый субъект, который развивается под влиянием множества факторов, включающих, кроме территориальных, демографических, экономических и других, также сложившиеся ценности и нормы и образ жизни проживающего населения. В то же время - это целостная социально-экономическая система, ключевым условием стабильности которой является сбалансированность производственно-технологической и социальной структур. Только в этом качестве регион представляет собой ключевое звено национальной экономики, обеспечивает уровень и качество жизни населения территории, воспроизводит социальный потенциал своего экономического развития.

Общественные трансформации конца ХХ века до сих пор сопровождаются серьёзными социально-экономическими проблемами в региональном развитии. Самарская область не стала исключением. Ключевые показатели социально-экономической напряжённости в регионе были отмечены в Послании Губернатора Самарской области

Н.И. Меркушкина депутатам Губернской думы и жителям региона в 2013 году [6].

Самарская область по степени адаптированности к рыночной экономике входит в разряд экономических реципиентов. Важнейший индикатор эффективности - социальный потенциал сохраняет негативную динамику в структуре населения. По итогам 2011 года впервые за всю историю области число людей, выехавших из региона, превысило количество приехавших. По такому ключевому показателю социального самочувствия населения, как безопасность жизни, Самарская область занимает 78-е место в рейтинге регионов. В числе сложно решаемых проблем: состояние дорожной сети, инженерной, коммунальной инфраструктуры, благоустройство, обеспеченность населения современной спортивной инфраструктурой.

Осмысление и оценка сложившейся ситуации на уровне региональной политики позволили органам государственной власти сформулировать ряд ключевых направлений

в стратегии социально-экономического развития области. Одно из приоритетных - повышение эффективности управляемости экономикой, как основы конкурентоспособности области. Для регионального управления реальный путь решения этой задачи -расширение практики взаимодействия органов государственной власти с частным бизнесом в рамках государственно-частного партнёрства.

Следует отметить, что регионам не просто осваивать эту систему, что отражается в рейтинге их готовности к реализации совместных проектов. По состоянию на 2013 год лидером среди регионов Российской Федерации по уровню развития ГЧП является Санкт-Петербург. Самарская область занимает - 25-е место [3], несмотря на то, что она обладает сложившейся производственно-технологической инфраструктурой и промышленным потенциалом для модернизации региональной экономики. Огромные возможности для региона заложены в федеральной программе развития промышленности до 2020 года. В её реализации региональная власть сконцентрировала усилия на двух ключевых направлениях. Одно из них - механизм формирования промышленных кластеров на уровне региона, как способ повышения инновационной активности предприятий и, соответственно, конкурентоспособности и устойчивого развития региона. Кластеры - это эффективная форма интеграции науки, образования и производства. Эффект от деятельности кластеров существенно превосходит размер эффекта отдельно взятого предприятия, функционирующего вне его деятельности. Механизм формирования кластеров носит общий характер и на практике может корректироваться с учетом особенностей региона. Создание промышленного кластера требует высокого уровня взаимодействия и партнерских отношений не только между фирмами, но и между правительством, образовательными учреждениями и общественными организациями.

В Самарской области один из промышленных кластеров это АВТОВАЗ и ГК «Ростехно-логия», предприятия общегосударственной значимости. Другой кластер - аэрокосмическое производство и, прежде всего, ракетостроение. Для эффективной и перспективной деятельности кластеров необходима адекватная система управления, новый менеджмент, профессионально компетентный в реализации инновационных проектов.

Успешность выполнения региональных программ по развитию экономики непосредственно зависит от того, насколько комфортна социальная среда, какие стандарты жизни формируются в области и какие социальные программы востребованы населением. Правительство региона целенаправленно работает в этом направлении, признавая наличие серьёзных проблем в социальной сфере. Они носят как объективный характер - отставание социальной инфраструктуры от потребностей жителей области, так и субъективный - потребительство и локализация интересов определённых социальных групп в своём личном жизненном пространстве. Результаты социологических исследований устойчиво фиксируют тенденции дистанцирования населения от власти по причине низкого уровня доверия к ней, что снижает в целом социальный потенциал регионального развития. В совокупности это противоречит современным европейским тенденциям формирования привлекательного бренда для «своего» города.

Этим во многом объясняется и позиция власти в системе государственно-частного партнёрства. Суть этой позиции - объединить усилия с бизнесом в рамках Федеральных программ, нацеленных на решение острых социальных проблем, таких как укрепление ценностей материнства и детства, поддержка семей с детьми, молодых и многодетных семей, укрепление системы детских дошкольных учреждений и школьного образования, среднего профессионального и начального профессионального образования и др.

Ещё в начале ХХ века известный русско-американский социолог П.А. Сорокин в своей работе «Прогресс и счастье» ставил проблему соотношения научно-технического прогресса и качества жизни населения. Для руководства Самарской области эта проблема очевидна, практически на её решение, в частности, направлены следующие приоритетные комплексные программы:

1. Улучшение демографической ситуации - это долгосрочная программа, учитывающая наиболее важные для физического, психологического и нравственного здоровья факторы. Один из проектов этой программы - «Материнство и детство». Позиция власти в его реализации - направить деятельность по трём ключевым направлениям. Первое -это укрепление инфраструктуры (строительство перинатального центра, начатое в 2013 году, увеличение масштабов участия области в федеральной подпрограмме «Жильё для всех», укрепление материальной базы школ и дошкольных учреждений и др. меры).

2. Второе направление - пропаганда и укрепление в сознании населения и, прежде всего, молодёжи ценностей материнства и детства.

3. Третье направление - это кадры, те, от кого непосредственно зависит эффективность реализации обозначенных направлений. Заработная плата и престиж педагогов школьных и дошкольных учреждений, воспитателей, медицинского персонала, которые, по большому счёту, определяют жизнеспособность нации и социальный потенциал государства.

Власть заинтересована в привлечении частных инвестиций в социальные сферы. На уровне региональной политики осознаётся сложность реализации этой задачи в силу весьма распространённой идеологии радикального либерализма, в частности его идеи сокращения функций государства в развитии экономики. Вместе с тем, практика развития регионов убедительно показывает, что свободный рынок сам по себе ничего не сделает, необходима интеграция основных социальных субъектов в рамках партнёрских отношений, закреплённых законодательно, с определением социальной ответственности за результаты деятельности каждого из субъектов. Это и есть формат государственно-частного партнёрства.

В Самарской области практическая реализация этого механизма началась с формирования особой экономической зоны (ОЭЗ) в рамках специальной Федеральной программы. Регион обладает высоким промышленным потенциалом и инвестиционной привлекательностью. В числе благоприятных для реализации этого проекта условий можно выделить следующие: наличие адекватного научно-технического, профессионального и трудового потенциала; незначительный интегральный риск, рассчитанный по совокупности экономического, политического, социального, экологического и криминального рисков; выгодное экономико-географическое положение и наличие мощной транспортно-логистической инфраструктуры.

По оценкам экспертов, ОЭЗ - это уникальная перспектива для развития не только региона, но и всех участников процесса. Например, для инвестора - это особые условия ведения предпринимательской деятельности, где государство гарантирует создание инфраструктуры и налоговые льготы. Для государства ОЭЗ - это новые производства из различных отраслей промышленности, повышение занятости населения, налоговые поступления. Для населения особая экономическая зона - это новые рабочие места, перспективы личного роста.

В качестве объекта этого проекта был определён город Тольятти, как особая экономическая зона промышленного типа (ОЭЗ), представляющая одновременно форму государственно-частного партнёрства, где задействованы интересы всех сторон. Для

власти - это привлечение в регион зарубежных высокотехнологичных компаний в целях социально-экономического развития. По расчётам президента ОАО «АВТОВАЗ», к 2030 году регион сможет получить максимальный экономический эффект от реализации ОЭЗ «Тольятти» - это около 30 тысяч рабочих мест и более 650 млрд. рублей инвестиций от компаний - резидентов. Причём, не только за счёт развития автомобильной промышленности, но и за счёт диверсификации экономики региона в целом.

Город Тольятти - это одна из базовых платформ по привлечению инвестиций в регион, а в перспективе, по оценке губернатора области, - визитная карточка не только Автограда, но и всей Самарской области. В работе по созданию ОЭЗ задействовано большое количество организаций на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Основное условие их эффективной деятельности в направлении перехода к инновационной модели экономического развития - многоуровневое взаимодействие.

Специализация ОЭЗ «Тольятти»: 1) автомобилестроение (автомобили и автокомпоненты); 2) продукция машиностроения; 3) строительные материалы; 4) товары массового потребления.

Интересы инвесторов, в основном мировых лидеров по производству автокомпонентов, обусловлены близким расположением ОЭЗ к основным производственным площадкам RENAULT-NISSAN-AVTOVAZ и GENERAL MOTORS. В настоящее время сформирован своеобразный автомобильный кластер, куда входят и другие крупные международные компании. Так, в 2011 году о своём желании участвовать в проекте заявили три компании, чей суммарный объём инвестиций составил 1,3 млрд. рублей. В 2012 году (после старта строительных работ) всё больше инвестиций стали вкладывать крупные иностранные компании. Из 14 компаний, участвующих в проекте, 8 - международные. В настоящее время в особой экономической зоне представлены такие страны как США, Турция, Индия, Германия, Япония, Словения, Турция, Россия. К концу 2013 года число инвестиций резидентов проекта превысило 14,3 млрд. рублей, число создаваемых рабочих мест - около 4850.

Реализация проекта в формате государственно-частного партнёрства конструктивна не только для Самарского региона, но в целом для российской экономики использованием международного опыта инновационных производств. Эта форма ГЧП обладает чётко выраженными и научно обоснованными социальными гарантиями, такими, как обеспечение благоприятной экологической ситуации в процессе строительства предприятий.

Объекты сотрудничества государства и бизнеса в рамках ГЧП связаны с расширением и повышением качества услуг населению. Два ключевых направления определяют эту деятельность. Первое направление - это дорожное строительство, наиболее разработанное с точки зрения согласованности интересов и действий партнёров, своего рода идеология ГЧП. Бизнес-проекты в этой сфере разрабатывались в течение ряда лет группой компаний (ГК) «Автозаводстрой» (г. Тольятти). В 2010 году по заказу мэрии г. Тольятти этой компанией были разработаны 6 проектов автодорог города. В 2011-2012 годах с руководством французской компании «Сокато-Даер» и швейцарской компании «Пилатус» (производители самолётов до 20 мест) были согласованы условия размещения совместного с этими компаниями сборочного производства самолётов малой авиации в ОЭЗ г. Тольятти и эксклюзивных условий продаж в страны СНГ.

Второе направление - социальные объекты: строительство, реконструкция, содействие в функционировании. В числе наиболее значимых проектов - реконструкция незавершённой строительством гостиницы под современный административно-торгово-развлекательный центр в г. Тольятти. Инициатор - частный бизнес. Обоснование проекта: крупные

торговые центры играют всё большую роль в жизни города. Центры притягивают людей различного достатка не только за счёт приобретения товаров, но и за счёт возможности проведения семейного досуга, особенно в выходные дни. В Европе крупные торговые центры строятся по образцу торгово-развлекательных, торгово-выставочных, торгово-деловых центров. Инициатором проекта «Ледовый дворец «Лада-Арена» выступило Правительство Самарской области при широкой поддержке общественности города. Появление этого современного объекта позволило обеспечить на территории региона развитие хоккея и фигурного катания олимпийского резерва для этих видов спорта.

Третье направление ГЧП можно определить как комплексное, интегрирующее решение экономических и социальных проблем, - это сотрудничество государства и бизнеса на чётко выраженной обоюдной заинтересованности. Пример этого - ситуация с «АвтоВазом»: государство выделяет 75 млрд. рублей на поддержку предприятия в обмен на нормализацию ситуации в моногороде, прежде всего, обеспечение занятости и снижение социальной напряжённости, связанной с безработицей и ухудшением жизни значительной части населения.

Интересной для привлекательности региона представляется инициатива бизнеса в области малых проектов, в числе которых - строительство туристической деревни на месте сносимых жилых бараков в посёлке Солнечная Поляна (застройка по примеру французского г. Довиль) на условиях ГЧП. Сотрудничество в рамках ГЧП одновременно мотивирует укрепление и развитие самих партнёров. Так, создание и развитие технопарка «Жигулёвская долина» связано с государственной поддержкой частного бизнеса. Примером государственно-частного партнёрства для малого и среднего бизнеса является участие в конкурсе «Регионы - устойчивое развитие».

Реализация этих и других не менее значимых для региона проектов основана на доступности информации для гражданского общества Самарского региона. С этой целью создан и работает городской форум «Единение на пороге больших перемен». Цель его -сконцентрировать конструктивные и заинтересованные силы общества региона на общей работе по развитию Тольятти и, что самое главное - по улучшению жизни людей. В городе по инициативе руководителей области сформирована сплочённая команда неравнодушных людей, готовящих положительные перемены для Автограда.

Вместе с тем, развитие государственно-социального партнёрства в Самарской области связано с серьёзными проблемами, имеющими как общероссийскую природу, так и региональную. Одной из главных остаётся неотлаженность механизма согласования интересов государства и бизнеса по разработке и реализации общезначимых для территории проектов. Как показывает практика, эффективность государственного участия заключается не столько в административном давлении, сколько в заинтересованном, уважительном отношении к частному капиталу как равнозначному партнёру, обладающему не только финансовыми, но и интеллектуальными и коммуникационными ресурсами.

Разнообразные формы взаимодействия государства и бизнеса актуализируют проблему их законодательного закрепления. Эта проблема находится в процессе решения у российских законодателей и активного осмысления отечественной наукой. Вследствие этого возникают вопросы: какая сфера является основной для государственночастного партнёрства; какие формы взаимодействия власти и бизнеса развиваются в рамках ГЧП. У специалистов на этот счёт нет единой точки зрения.

Международный опыт ГЧП в качестве серьёзного барьера его развития отмечает консерватизм и профессиональную некомпетентность чиновников, участвующих в продви-

жении проектов. Эта тенденция имеет место и в российской ситуации. В развитии партнёрства государства и бизнеса нельзя не отметить и такой проблемный аспект, как определённая «закрытость» инновационных проектов для значительной части населения. При всех отмеченных ограничениях система государственно-частного партнёрства конструктивна в силу своей социальной направленности, создания объектов современной инфраструктуры с высокими потребительскими и эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими качество оказываемых населению услуг.

Список литературы

1. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия. Под науч. ред. А.Н. Шохина. М., 2011.

2. ВиттенбергЕ.Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве. М., 2011.

3. ГагаринП.А. Государственно-частное партнёрство: проблемы и перспективы развития. \\Финансо-вая газета Еженедельник. № 14 от 11. 04. 2013 г.

4. Калинина Л.А., Босых Е.А. Государственно-частное партнёрство как перспективный формат взаимодействия власти и бизнеса. //Экономическийжурнал. 2012. - №12.

5. Матевосян А.В. Формы государственно-частного партнёрства в инфраструктуре большого города. //Экономический журнал. 2013. - №1

6. Послание Губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона. Самара, 2013.

■ ■ ■ SOCIOCULTURAL FACTORS OF INTERACTION BETWEEN THE GOVERNMENT AND PRIVATE BUSINESS: REGIONAL EXPERIENCE

Authors: CHERNYSHOVA, L.D., KADYROV, I.S.

CHERNYSHOVA Lyudmila Dmitrievna, Doctor of Social Sciences; Professor of Department of Sociology of Management; Institute of State Service and Human Resources, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

Address: 84, Vernadskogo prospect, Moscow< Russia, 119571.

Tel.: +7(903) 747-2729. E-mail: chernyshova2603@yandex.ru

KADYROV Igor Sharifovich, General Director of Group of companies "Avtozavodstroy" (Togliatti). Address: Komsomolskaya, 84a, Togliatti. Тел.: +7 (8482) . E-mail: azstroy@tolcom.ru

Annotation. The authors consider the factors, main directions and forms of interaction between the government and private business, the ways of coordinating their interests on the key issues of social development within the framework of public-private partnership, also the authors consider the specific implementation of this model at the regional level.

Keywords: the state, the private capital, modernization, social partnership, innovation projects, interests, dialogue, agreements, international experience, region, social services, social responsibility, government and business.

References

1. Biznes I vlast v Rossi: teoriya I praktika vzaimodeystvia. Pod nauchn. Redakciei A.N. Shohina M., 2011.[Busi-ness and government in Russia: the theory and practice of interaction. Edited by AN Shokhina. M., 2011].

2. VittenbergE.Ya. Socialnaya otvetstvennost biznesa na postsovetskom prostranstve. M., 2011.[Wittenberg E.Y. (2011) Social responsibility of business in the former Soviet space. Moscow].

3. Gagarin P.A. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo: problemi I perspectivi razvitiya // Finansovaya gazeta. Ejenedelnik. №14 ot 11/04/2013. [Gagarin P.A. (2013) Public and private partnership: problems and prospects. // The weekly financial newspaper. No. 14, 11. 04.].

4. Kalinina L.A., Bostyh E.A. Gosudarstvenno-chastnoe partenerstvo kak perspectivnii format vzaimodeystviya vlasti I biznesa.// ekonomicheskii jurnal. 2012. -№12. [Kalinina L.A., Barefoot E.A. (2012) Public and private partnership as a perspective format for interaction between business and the government. // Economic Journal. № 12].

5. MatevosiyanA.V. Formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v infrastrukture bolshogo goroda.// Ekonomicheskii jurnal. 2013. №1 [Matevosian A.V. (2013) Forms of public-private partnership in the infrastructure of the city. // Economic Journal. № 1].

6. Poslanie Gubernatora Samarskoy oblasty N.I. Merkushina deputatam Samarskoy Gubernskoy Dumi I jiteliyam regiona. Samara, 2013.[Message from the Governor of the Samara region, N.I. Merkushkin- to the deputies of Samara's Regional Duma and residents of the region. Samara, 2013].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.