Научная статья на тему 'Социокультурные факторы распространения фальсеоинтеракций в современном вузе'

Социокультурные факторы распространения фальсеоинтеракций в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬСЕОИНТЕРАКЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATION / FALSEOINTERACTION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каширина Мария Валерьевна

Фальсеоинтракции это взаимодействия особого рода, характеризующиеся осознанием лжи (фальши, обмана) обоими Акторами и одновременным принятием (или имитацией принятия) этой лжи за истину. В данной статье представлен анализ социокультурных факторов, способствующих возникновению фальсеоинтеракций в современных высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Falseointraction a specific interaction, characterized by the awareness of lies (falsehood, deceit) both actors and simultaneous adoption (adoption or imitation) of this lie for the truth. This paper presents an analysis of the socio-cultural factors that contribute falseointeraction in modern universities.

Текст научной работы на тему «Социокультурные факторы распространения фальсеоинтеракций в современном вузе»

 ■ Школа

10% 8% ■ Родители

54% ■ СМИ

| 10% H ■ Информация МЧСв СМИ

8*1 ■

16% ¥ ■ Социально-

42% профилактические акции ■ Специальные рекламные материалы МЧС

Рисунок 4 - Источники знаний о правилах пожарной безопасности

Основным источником знаний по правилам пожарной безопасности среди опрошенных является - школа, именно с школьного возраста лучшего всего происходит привитие норм безопасного поведения. На втором месте по количеству выбранных ответов стоят родители и семья, это еще раз доказывает то, что привитие навыков безопасного поведения происходит эффективнее всего в детстве от окружающих людей. На третьем месте источником получения знаний о пожарной безопасности среди населения является СМИ, отметим, что основная профилактическая работа МЧС проводится именно в СМИ, однако только 16% респондентов отметили данный источник. Также эффективны специальные рекламные материалы, распространяемые МЧС их отметили 12% респондентов, социально-профилактические акции и социальную рекламу отметили как источник знаний по 10% респондентов. Интернет, информацию МЧС в СМИ как источник знаний отметили 8% респондента, в то время как, ГУ МЧС России по РБ ведет активную пропагандистскую деятельность именно в СМИ и интернете.

С утверждениями, о том, что ГУ МЧС России по Республике Бурятия проводит мероприятия по профилактике в достаточно мере, население достаточно информировано о правилах пожарной безопасности и о действиях в случае пожара в быту согласны более половины опрошенных. В целом, можно сделать вывод о том, что населе-

ние республики осведомлено о проводимой информаци-онно-пропагандисткой деятельности базисного субъекта, а также в достаточной мере удовлетворено результатами данной работы.

Таким образом, по анализу информационной кампании можно сделать вывод о том, что кампания проводится успешно. Население информировано о работе МЧС, информационные сообщения формируются верно. Однако, необходимо проработать каналы освещения в СМИ, разработать методы привлечения журналистов на мероприятия, при создании информационного сообщения учитывать основные причины пожаров.

Литература

1. Блажнов Е.А. Public Relations: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. - М.: 2005. -267 с.

2. Петров С.В., Михайлов А.А., Гинко В.И. Пожарная безопасность: Учебное пособие: - Шуя: Изд.-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - 148 с.

3. Рогожин М.Ю. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации - СПб.: Питер, 2011. -176 с.

4. Турков А. С. Безопасность людей при пожарах. Становление системно-вероятностной концепции и методологии. М.: ФГБУ ВНИИПО, 2012. - 361с.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФАЛЬСЕОИНТЕРАКЦИЙ

В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Каширина Мария Валерьевна

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-06-01067А «Распространение фальсеоинтеракций в современной системе высшего образования: факторный анализ» (Соглашение №15-06-01067\15 от 21.01.2015)

АННОТАЦИЯ

Фальсеоинтракции - это взаимодействия особого рода, характеризующиеся осознанием лжи (фальши, обмана) обоими Акторами и одновременным принятием (или имитацией принятия) этой лжи за истину. В данной статье представлен анализ социокультурных факторов, способствующих возникновению фальсеоинтеракций в современных высших учебных заведениях.

ABSTRACT

Falseointraction - a specific interaction, characterized by the awareness of lies (falsehood, deceit) both actors and simultaneous adoption (adoption or imitation) of this lie for the truth. This paper presents an analysis of the socio-cultural factors that contribute falseointeraction in modern universities.

Ключевые слова: фальсеоинтеракция, высшее образование, высшее учебное заведение. Keywords: falseointeraction, higher education, higher education institution.

«Высшее образование» - многозначный термин, под которым понимают в разных контекстах словоупотребления, во-первых, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, во-вторых, процесс подготовки специалистов высшей квалификации в различного типа высших школах, в-третьих, это сама система организационных «единиц»: министерства, агентств, вузов, баз практики и других структурных компонентов [4, С. 160].

В данной статье под понятием «высшее образование» мы будем понимать не процесс, не совокупность знаний, а систему - т.е. совокупность входящих в него элементов и связей между ними.

Наличие четкой, отлаженной системы коммуникации между элементами системы - необходимое условие успешного функционирования этой системы, в данном случае - системы образования. При этом все взаимодействия внутри системы по умолчанию понимаются как истинные, в то время как возможно и возникновение в коммуникативной цепи фальсеоинтеракций - взаимодействий, при котором оба Актора осознают ложность и имитативность их взаимодействия, но добровольно принимают эти «правила игры» за истину (или имитируют их принятие).

Возникновение фальсеоинтеракций возможно на различных уровнях системы образования - между преподавателями и студентами, между преподавателями и администрацией вуза, между вузами и Министерством образования. Эмпирически зафиксировать подобного рода взаимодействия на административном уровне достаточно сложно. Поэтому предметом нашего исследования стали имитационные взаимодействия двух основных субъектов образовательного процесса - студентов и преподавателей.

К таким фальсеовзаимодействиям в системе высшего образования следует отнести ситуации, когда студенты списывают на экзаменах, скачивают контрольные и курсовые работы из Интернета или заказывают в специальных организациях, а преподаватели замечают это, но в силу различных причин принимают у студентов эти работы или выставляют удовлетворительную оценку на экзамене. И поскольку «инициаторами» имитаций в образовательном процессе, как правило, выступают студенты, то наиболее важным и актуальным вопросом является изучение факторов, оказывающих наибольшее влияние на студентов как субъектов фалсеоинтеракций.

Современная система высшего профессионального образования функционирует под воздействием множества внутренних и внешних по отношению к ней факторов: политических, экономических, социокультурных, ведомственных, управленческих и т.д. Эти факторы непосредственно или опосредованно способствуют возникновению, закреплению и распространению фальсеоин-теракций в системе высшего профессионального образования. Теоретический анализ данных факторов уже приводился нами в опубликованных статьях и материалах конференций [См.: 2, 3].

В данной статье наше внимание обращено к социокультурным факторам, способствующим возникновению, закреплению и распространению фальсеоинтеракций в высших учебных заведениях.

К группе таких факторов нами отнесены изменение ценности и престижа высшего образования; профессиональная культура преподавателей и корпоративная культура; студенческие традиции; мода на высшее образование.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление степени влияния социокультурных факторов на возникновение и распространение фальсеоинтерак-ций в высших учебных заведениях [1].

На открытый вопрос об отношении к студентам, которые получают оценку в результате списывания, представителями всех выделенных нами групп студентов были высказаны следующие суждения: «если предмет ненужный для будущей профессии, то это не так плохо»; «иногда диплом нужен просто «для галочки», зачем тогда им учить?» и т.п. На наш взгляд, здесь более очевидно влияние социокультурных факторов, которые были описаны нами в предыдущей главе. Изменение ценности и престижа высшего образования привело к тому, что диплом о высшем образовании в некоторых случаях понимается простой формальностью, и, соответственно, процедуры получения высшего образования и диплома представляется такой же формальностью.

Об изменениях в системе ценностей и смещении акцента с честности на ложь как инструмент достижения цели свидетельствует оценка студентами лжи в образовательном процессе.

Результаты исследования показывают, что 27,5% студентов оценивают подобные ситуации как «нормальное, естественное положение вещей». Эта категория респондентов, по крайне мере декларативно, придерживаются нейтральной аксиологической модальности и отказываются от углубленных этических размышлений на данную тему. Утверждение о том, что списывание как прием сдачи экзаменов - это «естественное положение вещей» свидетельствует о завершении у данной группы процесса ценностных изменений, т.е. об аксиологической инверсии.

Устойчивость понимания обмана (лжи) как основы экзамена подтверждает тот факт, что большинство студентов (63,7%) и в будущем планируют списывать: 23,4% ответили, что точно будут списывать в следующие сессии, 40,3% - скорее будут.

О фальсеологичности самостоятельной работы студентов свидетельствует наличие и успешное функционирование организаций по выполнению студенческих работ. Среди опрошенных студентов 87,8% знают о том, что студенты их вуза пользуются услугами таких организаций. При этом 30,9% признались, что сами пользовались услугами таких организаций.

Следует заметить, что это - только количество признавшихся. Мы предполагаем, что на самом деле количество таких студентов среди опрошенных гораздо больше. Во-первых, это говорит о том, что аморальность, стигма-тизированность этого действия большинством студентов всё же осознается. А во-вторых, это подтверждает надежность полученных данных.

Основными причинами «заказа» работы студенты называют высокую сложность работы и лень, нежелание писать самому. «Заказ» работы, по оценкам студентов, является единственным способом сдать работу лишь для 14,2%. Это те студенты, которые считают, что все равно не смогут справиться. Хотелось бы отметить, что для остальных обращение в подобные организации не является крайней и столь необходимой мерой, а представляет собой предпочитаемую форму поведения - сдавать купленную работу как результат собственного интеллектуального труда, т.е. выдавать ложь за истину.

Следует отметить, что на фальсеологичность самостоятельной работы студентов, помимо социокультурных факторов, оказывают влияние также информационно-технические факторы. По результатам нашего опроса, для подавляющего большинства студентов основным источником информации для самостоятельной подготовки, выполнения работ служит Интернет. Более чем для 70% -это единственный источник информации. Роль информационно-технических факторов подтверждает и снижение значимости библиотеки в подготовке к семинарским занятиям и написанию научных работ.

Таким образом, социокультурные факторы играют важную роль в генезисе фальсеоинтеракций. Наиболее значимыми оказываются такие факторы как: снижение престижа высшего образования, смещение акцента значимости с высшего образования на диплом о высшем образовании, а также изменение в системе ценностей студенческой молодежи; превратно понимаемые студенческие традиции; следование образцам поведения современной массовой культуры.

Также немаловажное влияние оказывают информационно-технические факторы: развитие и увеличение доступности современной техники, в том числе и мобильного Интернета, способствовало совершенствованию системы списывания студентов. Теперь они пользуются Интернетом не только на экзаменах или при подготовке семинарских занятий, но и для скачивания рефератов, курсовых и иных студенческих работ.

Список литературы

1. Исследование проводилось на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова в несколько этапов в 2011-2014 гг. Метод опроса студентов: анкетирование.Была построена двухступенчатая выборка: лотерейным методом были отобраны 7 институтов ВПО (1/2 от всех институтов и факультетов университета) и опрошено 13% студентов от каждого института. Объём выборки составил 419 студентов. Всего N=419.

2. Каширина, М.В. Современный российский вуз как сфера генезиса фальсеоинтеракций // Социология образования. - №10. - 2014. - С.76-86.;

3. Каширина, М.В Современный вуз: факторы генезиса фальсеоинтеракций // Наука и образование: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 25-26 июня 2014 г. Анталия - Тамбов: Kutlu&Avei Ofset -Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. - С. 56-63.

4. Штуден Л. Л. Введение в туфтологию // Идеи и идеалы: научный журнал. - 2010. - №2 (4) т.1. - С. 160169.

ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ

Хмызова Елена Андреевна

студентка 3 курса, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

РФ, г. Орел

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. На сегодняшний день одной из важнейших задач государства является формирование высококвалифицированных государственных гражданских служащих способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти.

Актуальность выбранной темы объясняется объективными потребностями современной России в повышения эффективности труда государственных гражданских служащих. Именно они основные исполнители проводимых демократических и социально-экономических преобразований. В действующем законодательстве и нормативных правовых актах сформулированы концептуальные подходы и описание особенностей труда государственных гражданских служащих. Это позволяет определять пути совершенствования служебной деятельности государственных гражданских служащих и стимулирования их труда.

Служебное поведение государственных служащих являются малоизученным феноменом, как за рубежом, так и в нашей стране. Теоретической базой для изучения ор-

ганизационной культуры служат концепции, сформированные за рубежом под влиянием интереса к решению практических проблем управления. Эти исследования заложили основы рассмотрения организационной культуры как фактора обеспечения эффективности деятельности организации (П. Друкер, А. Кеннеди, Т. Питерс, Р. Уотер-мен). В отечественной литературе тема организационной культуры долгое время не исследовалась. Первые работы в этой области касались, в основном, проблем управленческой культуры и связаны с исследованиями Е.С. Жарикова, О.В. Козловой, З.П. Румянцевой, Е.И. Комарова и ряда других авторов. Общие вопросы формирования, развития и влияния принципов служебного поведения государственных служащих рассматриваются такими отечественными учеными, как Аверина О.Р., Атаманчук Г.В., Зубарев С.М., Ионова А.И., Карпенко А.В., Клеандров М.И.

Интерес к изучению организационной культуры государственных и муниципальных служащих возрастает в 90-х годах XX века, что вызвано изменением обращенных к аппарату управления общественных ожиданий и переосмыслением организационных основ гражданской службы.

Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.