Научная статья на тему 'Оценка эффективности информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности в быту'

Оценка эффективности информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности в быту Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ / INFORMATION COMPANY / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Дарья Данииловна, Тонхоноева Антонида Антоновна

В статье рассматривается информационная кампания Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в области обеспечения пожарной безопасности. На основе анализа результатов информационной кампании делается вывод, что население информировано о мерах пожарной безопасности, но необходимо шире использовать каналы освещения в СМИ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the information campaign of the Main Department of EMERCOM of Russia in the Republic of Buryatia in the field of fire safety is considered. Based on the analysis of the results of the information campaign concluded that the population informed about the fire safety measures, but need to make greater use of the channels of media coverage.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности в быту»

модернизация и демократизация корейского общества и активный экономический рост.

Список используемой литературы

1. Васильев В.П. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм. СПб., 1873. - 15-27 с.

2. ПереломовЛ.С. Конфуций: жизнь, учение и судьба. M., 1993.- 115 с.

3. Структура населения по полу. Показатели соотношения полов // Электронная энциклопедия Студо-педия - 2013. URL:http://studopedia.ru/ 1_73420_struktura-naseleniya-po-polu-pokazateli-sootnosheniya-polov.html

4. Statistics Korea // Korean Statistical Information Service - 2014. URL: http://kostat.go.kr/portal/english/

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 200 с.

6. Age at first marriage || Электронная энциклопедия «Википедия» - 2014/ URL: http ://en.wikipedia.org /wiki /Age_at_first_marriage Age at first marriage

7. Labor participation rate, female // Encyclopedia of the Nations. - 2014. URL :http:// www. nationsencyclopedia

.com_/WorldStats/WDI-labor-participation-rate-

female.html

8. Gender pay gap. The situation in the EU // European Commission. - 2012. URL: http://ec.europa.eu/justice /gender-equality/gender-pay-gap/situation-europe/index en.htm

9. Women in national parliaments // International Parliament Union. - 2014. URL:http://www.ipu.org/ wmn-e/classif. htm

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ

Иванова Дарья Данииловна

студентка 2 курса ФТФ БГУ, г. Улан-Удэ Тонхоноева Антонида Антоновна

ст. преп. каф. ВТИБГУ, г. Улан-Удэ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается информационная кампания Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в области обеспечения пожарной безопасности. На основе анализа результатов информационной кампании делается вывод, что население информировано о мерах пожарной безопасности, но необходимо шире использовать каналы освещения в СМИ.

ABSTRACT

In article the information campaign of the Main Department of EMERCOM ofRussia in the Republic of Buryatia in the field offire safety is considered. Based on the analysis of the results of the information campaign concluded that the population informed about the fire safety measures, but need to make greater use of the channels of media coverage.

Ключевые слова: информационная компания, пожарная безопасность

Keywords: information company, fire safety

Важная составляющая обеспечения безопасности любого государства - это защита населения и территорий от рисков, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Данная деятельность, возложенная на МЧС России, носит как защитный, так и предупредительный характер. Основным профилактическим инструментом признается организация и проведение информационно-разъяснительной работы.

Актуальность данного исследования обоснована тем, что эффективная по своему воздействию информационно-разъяснительная работа МЧС России напрямую связана с сохранением жизни человека и обеспечением ее безопасности. Таким образом, грамотно выстроенная информационная кампания в конечном итоге не только способствует возникновению партнерских отношений между государством и его гражданами, но и выстраивает особый тип культуры жизни - тип безопасного поведения в быту. Оценка эффективности данной информационно-разъяснительной, пропагандистской деятельности МЧС России имеет, таким образом, принципиальное значение.

Для исследования информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности Главного управления МЧС России по Республике Бурятия рассмотрим понятие информационной компании. По мнению Е. А. Блажнова, информационная кампания - это комплексное и многократное использование PR-средств, а также

рекламных материалов в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации [1].

Сегодня МЧС в глазах общественности является частью единой системы обеспечения безопасности населения. Поэтому важнейшей составляющей информационной кампании является разъяснение населению позиции и намерений государства в области безопасности. Поскольку именно СМИ являются сегодня главным средством формирования общественного мнения, то становится ясно, насколько велико значение правильно организованной работы со СМИ и общественными организациями. Поэтому основной упор делается на работу по предупреждению пожаров. И как логическое продолжение этого направления - на обучение населения поведению в экстремальной ситуации.

Для оценки эффективности информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности ГУ МЧС России по Республике Бурятия авторами были разработаны следующие группы показателей эффективности информационной кампании:

• Объективные показатели (статистические данные по основным причинам пожаров за 2010-14 гг.

предоставленные Главным управлением МЧС Рос- • Показатели информационной активности (изуче-

сии по Республике Бурятия. Статистический ана- ние информационных сообщений Главного управ-

лиз); ления МЧС России по Республике Бурятия, ивент и

• Показатели общественной оценки (Опрос обще- контент - анализы).

ственного мнения по отношению к Главному По результатам проведенного анализа можно сде-

управлению МЧС по Республике Бурятия); лать вывод о том, что количество пожаров с каждым го-

дом снижается

Таблица 1

Объективные показатели по пожарам Республики Бурятия (за период 2010-2014 гг.)_

Объективные показатели (основные причины пожаров) Количество пожаров/количество погибших

2010 2011 2012 2013 2014

поджог 298/0 275/0 279/9 287/2 268/2

неисправность производственного оборудования 1/0 2/0 2/0 5/2 3/0

неправильная эксплуатации электронного оборудования 306/21 318/20 320/24 322/28 311/36

при проведении эл. газосварочных работ 21/0 16/0 18/0 11/0 17/0

взрывы 1/0 2/0 2/0 0/0 2/0

самовозгорание веществ и материалов 1/0 0/0 2/0 1/0 0/0

возгорание печей 170/5 202/3 220/8 201/7 225/4

возгорание теплогенерирующих установок 4/0 7/0 9/0 7/0 7/0

возгорание бытовых и газовых устройств 11/1 9/0 3/0 5/1 4/5

неосторожное обращение с огнем 578/74 493/80 426/62 404/67 392/68

в том числе неосторожное обращение с огнем (при курении) 164/51 159/60 135/33 175/52 178/47

неосторожное обращение с огнем детей 71/3 60/2 48/1 56/3 42/0

грозовые разряды 5/0 1/0 4/0 1/0 5/0

неустановленные причины 1/0 0/0 0/0 0/0 3/2

неисправность транспортных средств 58/0 63/0 56/0 68/0 86/1

Прочие причины 1/0 3/0 0/0 1/0 2/0

ИТОГО 1527/107 1451/106 1389/104 1369/110 1367/118

1600

1500

1400

1300

1200

1527 Количество пожаров

14Э1 1389 1369 1367

■ 2010 год ■ 2011 год 12012 год ■ 2013 год ■ 2014 год Рисунок 1 - Количество пожаров с 2010 по 2014 гг. Вместе с тем отмечается рост числа погибших при пожарах

Количество погибших

118

120 110 100 90

107 1пс 110

104

2010 год ■ 2011 год I 2012 год ■ 2013 год ■ 2014 год Рисунок 2 - Количество погибших с 2010 по 2014 гг.

Основной причиной возникновения пожаров, приведших к гибели людей, является неосторожное обращение с огнем, отметим, что половина пожаров происходит по причине именно неосторожного обращения с огнем при курении.

За период с 2010 по 2014 годы в Бурятии произошло 7103 пожаров, в результате которых погибли 545 человек, травмированы - 337. Огнем уничтожены 2498 строений, 486 единиц автотракторной техники. Ущерб составил 2470653 млн. рублей. Причинами пожаров на

объектах и в жилищно-бытовой сфере явились нарушение правил пожарной безопасности и неисправность технологического оборудования.

Опрос «Оценка эффективности информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности

ГУ МЧС России по Республике Бурятия». Было опрошено 100 человек, от 12 до 50 лет. Мужчин - 32 человека, женщин - 68. В основном это работники частных компаний, учащиеся школ и ВУЗов.

I Поджог

I Неисправность производственного оборудования НПУ и эксплуатации электронного оборудования I НППБ при проведении эл. газосварочных работ I Взрывы

Самовозгарание веществ и материалов I НПУЭ печей

I НПУЭ теплогенерирующих установок НПЭ бытовых и газовых устройств I Неосторожное обращение с огнем

В том числе неосторожное обращение с огнем (при курении) Неосторожное обращение с огнем детей Грозовые разряды Рисунок 3 - Основные причины пожаров с 2010 по 2014 гг.

Были разработаны следующие показатели общественной оценки:

• Осведомленность;

• Удовлетворенность.

Данные показатели были раскрыты благодаря методу опроса. Осведомленность населения в области обеспечения пожарной безопасности выяснялась с помощью таких вопросов, как «Какие основные правила пожарной безопасности в быту?», «Какие социально-профилактические мероприятия проводит Главное управление МЧС России по Республике Бурятия?».

Удовлетворенность населения деятельностью в области обеспечения пожарной безопасности выяснялась с помощью следующих утверждений: ГУ МЧС проводит мероприятия в достаточной мере, население республики достаточно информировано о правилах пожарной безопасности, население республики достаточно информировано о действиях в случае пожара в быту.

Основные правила пожарной безопасности, которые отметили респонденты:

• При пожаре вызвать пожарную охрану, эвакуиро-ваться-16%;

• При обнаружении оголенных проводов вызывать электрика, поддерживать в исправном состоянии электрооборудование-3 2%;

• В случае пожара звонить по номеру «01», с сотового «010»-12%;

• В случае пожара обесточить электроприбор, квартиру- 18%;

• Выключать проверять электроприборы, уходя из дома-42%;

• Не курить дома, в постели-24%;

• Не давать детям спички-18%;

• Не пользоваться неисправными электроприбо-рами-20%;

• Не оставлять открытые газовые приборы без при-смотра-10%;

• Легковоспламеняющиеся предметы держать специальной таре в безопасном месте-14%;

• Тушить возгорания водой, песком, либо закрыть плотной тканью-18%;

• При пожаре закрывать окна, для того чтобы огонь не распространялся- 10%;

• Огнетушитель должен находиться в доступном ме-сте-10%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате опроса было выяснено, что основные правила пожарной безопасности знают и помнят большинство респондентов. Это говорит о том, что информационно-пропагандистская работа МЧС с населением проводится.

Источники знаний о правилах пожарной безопасности:

■ Школа

10% 8% ■ Родители

54% ■ СМИ

| 10% H ■ Информация МЧСв СМИ

8*1 ■

16% ¥ ■ Социально-

42% профилактические акции ■ Специальные рекламные материалы МЧС

Рисунок 4 - Источники знаний о правилах пожарной безопасности

Основным источником знаний по правилам пожарной безопасности среди опрошенных является - школа, именно с школьного возраста лучшего всего происходит привитие норм безопасного поведения. На втором месте по количеству выбранных ответов стоят родители и семья, это еще раз доказывает то, что привитие навыков безопасного поведения происходит эффективнее всего в детстве от окружающих людей. На третьем месте источником получения знаний о пожарной безопасности среди населения является СМИ, отметим, что основная профилактическая работа МЧС проводится именно в СМИ, однако только 16% респондентов отметили данный источник. Также эффективны специальные рекламные материалы, распространяемые МЧС их отметили 12% респондентов, социально-профилактические акции и социальную рекламу отметили как источник знаний по 10% респондентов. Интернет, информацию МЧС в СМИ как источник знаний отметили 8% респондента, в то время как, ГУ МЧС России по РБ ведет активную пропагандистскую деятельность именно в СМИ и интернете.

С утверждениями, о том, что ГУ МЧС России по Республике Бурятия проводит мероприятия по профилактике в достаточно мере, население достаточно информировано о правилах пожарной безопасности и о действиях в случае пожара в быту согласны более половины опрошенных. В целом, можно сделать вывод о том, что населе-

ние республики осведомлено о проводимой информаци-онно-пропагандисткой деятельности базисного субъекта, а также в достаточной мере удовлетворено результатами данной работы.

Таким образом, по анализу информационной кампании можно сделать вывод о том, что кампания проводится успешно. Население информировано о работе МЧС, информационные сообщения формируются верно. Однако, необходимо проработать каналы освещения в СМИ, разработать методы привлечения журналистов на мероприятия, при создании информационного сообщения учитывать основные причины пожаров.

Литература

1. Блажнов Е.А. Public Relations: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. - М.: 2005. -267 с.

2. Петров С.В., Михайлов А.А., Гинко В.И. Пожарная безопасность: Учебное пособие: - Шуя: Изд.-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - 148 с.

3. Рогожин М.Ю. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации - СПб.: Питер, 2011. -176 с.

4. Турков А. С. Безопасность людей при пожарах. Становление системно-вероятностной концепции и методологии. М.: ФГБУ ВНИИПО, 2012. - 361с.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФАЛЬСЕОИНТЕРАКЦИЙ

В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Каширина Мария Валерьевна

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-06-01067А «Распространение фальсеоинтеракций в современной системе высшего образования: факторный анализ» (Соглашение №15-06-01067\15 от 21.01.2015)

АННОТАЦИЯ

Фальсеоинтракции - это взаимодействия особого рода, характеризующиеся осознанием лжи (фальши, обмана) обоими Акторами и одновременным принятием (или имитацией принятия) этой лжи за истину. В данной статье представлен анализ социокультурных факторов, способствующих возникновению фальсеоинтеракций в современных высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.