поддерживаемой значительным количеством учёных, среди части местного и приезжего населения существует мифологема о возвращении кыргызов на историческую родину. Эта мифологема определяет как поведение самих кыргызов, так и представителей некоторых этнических групп принимающего сообщества, что является поводом возникновения конфликтных ситуаций и нагнетания межэтнической напряжённости. Е. В. Шмелькова и И. М. Михалёва связывают подобное явление с активизацией этнического стереотипа, который «отражает прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимодействия народов, особенно в таких сферах, как торговля, сельское хозяйство, строительство и т. д., где люди чаще всего контактируют» [7, с. 1].
Кыргызские мигранты выступают для Республики Хакасия в качестве особенного механизма фиксации динамики межэтнических взаимодействий и настроений. Они являются индикатором наиболее болезненного восприятия внешних трудовых мигрантов. Поэтому через отношение к мигрантам из Кыргызстана можно фиксировать тенденции отношения к внешним мигрантам в целом.
Библиографический список
1. Аксютин, Ю. М. Влияние процессов трансформации системы ценностей населения Саяно-Алтая на характер межэтнических отношений / Ю. М. Аксютин // Наукосфера. - 2017. - № 6. - С. 3-6.
2. Евдокимов, А. И. Нарративы восприятия миграции в региональном социуме (на примере центрально-азиатской миграции в республиках Южной Сибири) / А. И. Евдокимов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 11-1 (53). - С. 149-152.
3. Аксютин, Ю. М. Социологическое исследование (2014 г.) в рамках Гранта Президента РФ (МК-2456.2013.6). Выборочная совокупность
- 1 000 чел. (Тыва - 290, Хакасия - 520, Алтай - 190) / Ю. М. Аксютин, А. А. Захарова, Е. А. Кочина. - Абакан, 2014.
4. Аксютин, Ю. М. Социологическое исследование (2016 г.) в. рамах Гранта Президента РФ (МК-6746.2015.6). Выборочная совокупность
- 1000 чел. (Тыва - 290, Хакасия - 520, Алтай - 190) / Ю. М. Аксютин, А. И. Евдокимов, А. А. Захарова, Е. А. Кочина. - Абакан, 2016.
5. Дмитриев, А. В. Конфликтогенность миграции: теоретические и практические проблемы / А. В. Дмитриев // Социологическая наука и социальная практика. - 2015. - № 1 (09). - С. 16-29.
6. Ерохина, Е. А., Мадюкова, С. А., Персидская, О. А. Межэтническое сообщество Республики Алтай: этносоциальные и этнокультурные процессы / Е. А. Ерохина, С. А. Мадюкова, О. А. Персидская // Философия образования. - 2015. - № 1 (58). - С. 165-177.
7. Шмелькова, Е. В. Особенности национальных стереотипов коренного населения по отношению к трудовым мигрантам / Е. В. Шмелькова, И. М. Михалёва // Молодёжный вестник ИрГТУ. - 2014. - № 1. - С. 1-5.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Хакасия в рамках научного проекта № 18-411-190002 р_а. © Евдокимов А. И., 2018
УДК 378:316.422
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ ФАЛЬСЕОГЕНЕТИЧНОСТИ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
М. В. Евдокимова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
За последние десятилетия система высшего образования претерпела значительные изменения, обусловленные процессами реформирования. Эти перемены неизбежно повлияли на функционирование образовательных структур, содержание учебных планов, повседневную профессиональную деятельность преподавателей и современные студенческие практики. В статье представлен анализ основных тенденций проводимых реформ на предмет их фальсеогенетичности, то есть способностью провоцировать появление и распространение имитации и фальсеоинтеракции в высшем образовании.
Ключевые слова: высшее образование, реформирование системы высшего образования, фальсеоинтеракция.
В современном мире образование и наука приобретают всё большую значимость. Высокий уровень качества образования, динамичное и своевременное развитие науки и поиск новых технологий являются основными ресурсами процветания экономики и общества. Этим и объясняется повышенное внимание государства к современному состоянию образования.
Вот уже более 20 лет система высшего образования находится в процессе постоянного реформирования. За это время она претерпела значительные изменения: от структуры (в связи с переходом на много-уровневость), до содержания (связанное с изменениями в учебных планах и внедрением компетентностно-го подхода).
Безусловно, все субъекты образовательного процесса и структур управления образованием - от студентов и преподавателей до представителей органов власти - заинтересованы в повышении уровня качества и доступности образования, на что декларативно направлены все происходящие изменения.
Однако в научных публикациях последних лет всё чаще встречаются исследования, посвящённые анализу последствий проводимых реформ, в которых даётся неоднозначная оценка происходящих изменений (см., например: 1- 6].
В функционировании современной (реформированной) системы высшего образования можно отметить ряд противоречий: например, неотработанность для новых условий механизма управления вузами; необходимость корректировки содержания и технологии образования; снижение качества образования при росте его массовости; противоречие критериев эффективности системы образования; противоречие декларативных и реальных целей функционирования элементов современной системы и другие [7, с. 108].
Данные проблемы и противоречия порождают рассогласованность целей и результатов в деятельности образовательных структур, возникновение имитаций и фальсеоинтеракций в повседневных практиках и коммуникативных связях субъектов образования.
Фальсеоинтеракции представляют собой особую форму социального взаимодействия, в основании которого лежит осознанность лжи обеими сторонами коммуникации, и одновременное добровольное принятие или имитация принятия этой лжи за истину [8, с. 22].
На первый взгляд может показаться, что такого рода интеракции должны быть распространены в сфере личной жизни людей, семейных или дружеских взаимодействиях, например, когда ребёнок обманывает, что страницу из дневника съела собака, зная, что родители понимают его ложь, а родители делают вид, что верят ему, зная, что ребёнок лжёт.
При этом мы привыкли рассматривать ложь как явление социально неодобряемое и негативное, что такие фальсеоинтеракции негативно сказываются на отношениях между людьми. Но если не брать во внимание общепризнанные нормы морали и этики, то можно сказать, что в данном случае ложь - это инструмент, позволяющий обоим участникам коммуникации достичь своей цели. В приведённом ранее примере ребёнок избегает наказания, а родители - ссоры с детьми и необходимости поиска воспитательных мер. Так, в объективных условиях, при которых имитации и фальсеоинтеракции становятся выгодны, они возникают и закрепляются в качестве устойчивых практик и в деятельности крупных структур.
В данной статье главный исследовательский вопрос заключается в определении роли реформирования в процессах возникновения и закрепления фальсеоинтеракций в высшем образовании. Поэтому в дальнейшем мы сосредоточимся на анализе основных тенденций проводимых реформ на предмет их фальсеогенетичности, то есть создания благоприятных условий для возможности провоцировать и порождать фальсеоинтеракции.
Информатизация образования
Одной из самых характерных черт современного образования, на наш взгляд, является распространение и повсеместное внедрение в его функционирование информационных технологий. Информатизация образования повлекла за собой значительные изменения в повседневных практиках и процессах взаимодействия как для преподавателей, так и для студентов. Но с позиции нашего исследования информатизация создаёт больше возможностей для имитаций, безусловно, со стороны студентов. Распространение сети Интернет обеспечило студентам доступность информации практически в любое время и в любом месте, в связи с чем, многие образовательные практики приобретают имитативный характер, проявляющийся в следующем:
1) подготовка к семинарским занятиям - вместо добросовестной проработки нескольких источников научной литературы, студенты скачивают материал, располагающийся по первой ссылке запроса в Интернете, зачастую даже не читая его;
2) выполнение самостоятельных работ - уже давно существуют и успешно функционируют электронные базы рефератов, курсовых и дипломных работ. Подмена самостоятельно выполненных качественных работ скачанными из Интернета для многих студентов стала устойчивой практикой;
3) совершенствование способов списывания - проведённые нами ранее исследования1 показали, что более 80 % студентов списывали на экзаменах или зачётах. Бороться с этой сложившейся десятилетиями практикой преподавателям всегда было крайне сложно. Но развитие информационных технологий значительно облегчает и тем самым ещё больше провоцирует студентов на такой тип поведения. Теперь при подготовке к контрольным процедурам им даже не обязательно самостоятельно заготавливать шпаргалки: можно скачать готовые из Интернета или вовсе списать готовый ответ, воспользовавшись мобильным телефоном, прямо на экзамене.
Это лишь некоторые примеры повседневных практик, которые в связи с распространением компьютерных технологий могут утратить свою значимость и закрепиться в качестве имитаций элементов образовательного процесса. Ещё больше потенциальных возможностей для распространения фальсеоинтеракций возникает при дистанционном образовании, когда практически все акты взаимодействия преподавателей и студентов носят заочный характер.
Коммерциализация образования и система финансирования вузов
Позиционирование университетов как образовательных организаций привело к необходимости вузов оказывать населению и различным структурам платные услуги, например, реализация программ повышения квалификации или проведение научных исследований. В этой ситуации профессорско-преподавательский состав начинает выступать в качестве «обслуживающего персонала», предоставляющего образовательные услуги. Причём, если эти услуги оказываются на платной основе, то зачастую «потребителями» это воспринимается как некая гарантия ожидаемого результата.
Кроме того, изменилась и система финансирования вузов. Во-первых, переход на нормативно-подушевое финансирование сделал университеты зависимыми от количества обучающихся в нём студентов. Поэтому вузы были вынуждены переориентировать свою деятельность с качественной фильтрации учащихся от низкоквалифицированных специалистов на максимальное сохранение студенческого контингента. Очевидно, что такое
1 Исследования проводились в 2011-2014 гг. на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова; сравнительные разведывательные исследования проводились в 2013 г. на базе ТГУ (г. Томск) и СибГУТИ (г. Новосибирск). Предметом исследования было отношение преподавателей и студентов высшего образования к традиционному экзамену, Федеральному интернет-тестированию и самостоятельной работе студентов как к ложному взаимодействию. Метод опроса студентов: анкетирование; метод опроса преподавателей: полуформализованное интервью. Объём выборки составил 419 студентов и 59 преподавателей ХГУ, 117 студентов - ТГУ, 132 студента - СибГУТИ. Всего N = 668.
ограничение преподавателей и администрации университетов в селективной функции создаёт благоприятные условия для распространения фальсеоинтеракций в образовательном процессе. Рейтинги и показатели эффективности деятельности университетов
Ещё одна тенденция в современном образовании, а скорее в управлении образованием, - составление различных рейтингов. Университеты ранжируются по различным показателям. В научных публикациях, посвя-щённых данной проблеме, встречается различная оценка такой рейтинговой системы и обоснованности используемых критериев эффективности для распределения вузов в рейтинге. Это, конечно, вполне естественно. Во-первых, потому что крайне мало социальных явлений, к которым сложилось однозначное отношение как со стороны социума, так и со стороны научного сообщества. Во-вторых, поиск валидных количественных показателей качества представляется задачей весьма сложной. Поэтому в данной статье мы не будем подробно останавливаться на анализе всех рейтинговых показателей. Мы бы хотели остановиться на критерии, который является, на наш взгляд, наиболее фальсеогенетичным, а именно на публикационной активности профессорско-преподавательского состава.
Для достижения высоких результатов по данному показателю от преподавателя требуется постоянное опубликование своих научных трудов, причём желательно в престижных журналах, индексируемых в различных российских и международных базах. При этом ведение научной деятельности в расчёт часов не входит и значительно увеличивает фактическую нагрузку преподавателей. В конечном счёте такое стремление достичь количественных показателей естественным образом снижает качество научных работ, порождает «нарастание симу-ляционной составляющей в работе вузов, в том числе - к имитации научной публикационной активности, появлению индустрии мошенничества по размещению статей в журналах, индексируемых в Web of Science, Scopus и РИНЦ, а также в «трудах» международных научных конференций» [1, с. 11].
Таким образом, рассмотренные в данной статье аспекты проводимых реформ создают благоприятные условия для возникновения, распространения и закрепления имитаций и фальсеоинтеракций в системе высшего образования. Однако стоит заметить, что возникновение фальсеоинтеракций происходит под воздействием множества факторов, в том числе и тех, которые невозможно реформировать указами «сверху», например, социокультурные или социально-психологические. Преподаватель может позволить студенту списать на экзамене не потому, что выполняет установку руководства, а потому, что пожалел его.
Принимая во внимание этот факт, в заключение следует сказать, что, несмотря на потенциальную фальсео-генетичность основных тенденций реформирования, они не являются единственным фактором, детерминирующих имитации в образовании. Это обстоятельство обосновывает необходимость проведения дальнейших исследований, направленных на выявление степени влияния процессов реформирования на фальсеогенезис в высшем образовании и определение места этого фактора среди других.
Библиографический список
1. Сенашенко, В. С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги / В. С. Сенашенко // Высшее образование в России. - 2017. - № 6 (213). - С. 5-15.
2. Красинская, Л. Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация... Что ожидает высшую школу завтра? / Л. Ф. Красинская // Высшее образование в России. - 2016. - № 3. - С. 73-82.
3. Клячко, Т. Л. Последствия и риски реформ в российском высшем образовании / Т. Л. Клячко. - М.: Дело. - РАНХиГС, 2017. - 52 с.
4. Опфер, Е. А. Имидж педагога высшей школы в контексте вызовов времени / Е. А. Опфер // Высшее образование сегодня. - 2017. -№ 11. - С. 57-60.
5. Лищук, Е. Н. Преподаватель вуза - основной субъект реформирования и модернизации высшего образования / Е. Н. Лищук, В. Н. Вос-триков, Н. В. Савченко // Апробация. - 2015. - № 4 (31). - С. 87-91.
6. Симдянкин, А. А. Изменение деятельности вуза в условиях реформирования системы высшего образования / А. А. Симдянкин, Е. Е. Симдянкина, Н. А. Лебедева // Вестник Российской Академии наук. - 2017. - Т. 87. - № 3. - С. 242-247.
7. Халилова Н. Р. Реформирование российской системы высшего образования в контексте современных диссертационных исследований / Н. Р. Халилова // Вестник ВЭГУ. - 2016. - № 1 (81). - С. 108-115.
8. Евдокимова, М. В. Реформирование системы образования как фактор генезиса фальсеоинтеракций / М. В. Евдокимова // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований: материалы XV Межрегиональной научной конференции молодых учёных в области гуманитарных и социальных наук / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2017. - С. 108-110.
9. Евдокимова (Каширина) М. В. Фальсеоинтеракции в системе высшего профессионального образования: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук / М. В. Евдокимова (Каширина). - Абакан, 2015. - 148 с.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00681А «Реформирование системы высшего образования как фактор генезиса фальсеоинтеракций: социологический анализ» (Соглашение №18-011-00681\18 от 02.02.2018).
© Евдокимова М. В., 2018