Научная статья на тему 'Социокультурные детерминанты развития образования на Ставрополье в первой половине XIX века'

Социокультурные детерминанты развития образования на Ставрополье в первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социокультурные детерминанты / этнокультурное многообразие региона / социальный заказ в области образования / подготовка учительских кадров в системе образования на Ставрополье. / socio-cultural determinants / ethnocultural diversity of the region / social order in the field of education / teacher training in the education system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калантарян Л. А., Брыкалова О. Г., Цахова В. Л.

В статье рассматриваются проблемы развития образования на Ставрополье в первой половине XIX века. Цель исследования – в обосновании подходов к регионализации образования, выявлении социокультурных детерминант, определивших вектор развития регионального образования. Научная новизна состоит в выявлении преемственности в концептуальных подходах к проблеме регионализации образования на Ставрополье. В результате определены определены сущность и преемственность концептуальных подходов к проблеме регионализации образования на основе этнои социокультурного многообразия региона, выявлены социокультурные детерминанты, определившие вектор развития регионального образования на Ставрополье в первой половине XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural determinants of the development of regional education in Stavropol region in the first half of the XIX century

The article deals with the problems of the development of education in Stavropol region in the first half of the XIX century. The purpose of the study is to substantiate approaches to the regionalization of education, to identify socio-cultural determinants that have determined the vector of development of regional education. The scientific novelty consists in an attempt to conduct a retrospective analysis, identify continuity in conceptual approaches to the problem of regionalization of education in the Stavropol region. As a result, the features of the process of formation of regional education were determined, sociocultural determinants were identified that determined the vector of development of regional education in the Stavropol Territory in the 19th century.

Текст научной работы на тему «Социокультурные детерминанты развития образования на Ставрополье в первой половине XIX века»

Socio-cultural determinants of the development of regional education in Stavropol region in the first half of the XIX century

Kalantaryan Lyubov Alekseevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Brykalova Olga Grigoryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Tsakhova Valentina Leonidovna, Associate Professor

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article deals with the problems of the development of regional education in Stavropol region in the first half of the XIX century. The purpose of the study is to substantiate approaches to the regionalization of education, to identify socio-cultural determinants that have determined the vector of development of regional education. The scientific novelty consists in an attempt to conduct a retrospective analysis, identify continuity in conceptual approaches to the problem of regionalization of education in the Stavropol region. As a result, the features of the process of formation of regional education were determined, sociocultural determinants were identified that determined the vector of development of regional education in the Stavropol Territory in the 19th century.

Keywords: regionalization of education; regional education system; socio-cultural determinants; ethnocultural diversity of the region; social order in the field of education; teacher training in the regional education system.

Цитировать: Калантарян Л.А., Брыкалова О.Г., Цахова В.Л. Социокультурные детерминанты развития образования на Ставрополье в первой половине XIX века // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 261-267. EDN: EGGHYK. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.47

Калантарян Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент

Брыкалова Ольга Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент

Цахова Валентина Леонидовна, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

В статье рассматриваются проблемы развития регионального образования на Ставрополье в первой половине XIX века. Цель исследования - в обосновании подходов к регионализации образования, выявлении социокультурных детерминант, определивших вектор развития регионального образования. Научная новизна состоит в выявлении преемственности в концептуальных подходах к проблеме регионализации образования на Ставрополье. В результате определены сущность и преемственность концептуальных подходов к проблеме регионализации образования на основе этно- и социокультурного многообразия региона, выявлены социокультурные детерминанты, определившие вектор развития регионального образования на Ставрополье в первой половине XIX века.

Ключевые слова: регионализация образования; система регионального образования; социокультурные детерминанты; этнокультурное многообразие региона; социальный заказ в области образования; подготовка учительских кадров в системе регионального образования на Ставрополье.

УДК 378.1

5.8.7

Калантарян Л.А., Брыкалова О.Г., Цахова В.Л.

Социокультурные детерминанты развития образования на Ставрополье в первой половине XIX века

Введение

В современном отечественном образовании регионализация остается основой для взаимодействия национальных культур, осуществления межкультурного диалога, понимаемого как основа для воспитания духовно-нравственной, гуманной, творческой личности. В данной связи актуальность данного исследования заключается в выявлении сущности подходов к регионализации, необходимости обоснования преемственности в концептуальных подходах к регионализации образования, выявлении социокультурных детерминант, определивших вектор его развития.

Цель исследования структурировала следующие задачи: 1) рассмотреть сущность подходов к регионализации образования; 2) выявить социокультурные детерминанты, определившие вектор развития регионального образования; 3) обосновать преемственность в концептуальных подходах к проблеме регионализации образования на Ставрополье; 4) выявить сущность концепции регионального образования на основе социо- и этнокультурного многообразия региона.

Для проведения ретроспективного анализа использовались: историко-генетический метод исследования, позволяющий реконструировать процесс исторических событий во времени, устанавливать причинно-следственные связи; компаративистский (сравнительный) и типологический методы, способствующие осуществлению обобщений разрозненных признаков.

Теоретической базой исследования послужили научные публикации просветителей, общественных деятелей, педагогов второй половины XVIII (М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Я.П. Козельский, Н.И. Новиков и др.) и особенно XIX веков (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, А.А. Маслов, С.И. Миропольский, С.А. Рачинский, В.Н. Сорока-Росинский, А.Н. Острогорский, В.Я. Стоюнин и др.), в которых нашли освещение проблемы отечественного образования, взаимосвязи социальных потребностей общества и науки, развития гуманистических идей в отечественной педагогике и т. д.

Осмысление концепции регионального образования, обоснование подходов к регионализации на основе этно- и социокультурного многообразия региона, формирования системы образовательных учреждений, получили осмысление в исследованиях З.Я. Багишаева, В.К. Бацына, М.Н. Кузьмина, В.М. Козлова, С.Д. Намсараева, А.А. Сусоколова, В.Д. Шадрикова, В.К. Шаповалова и др. Основой для ретроспективного анализа концептуальных подходов к организации учебного процесса, подготовки учительских кадров в сфере регионального образования послужили исследования И.В. Бентковского, М. Краснова, Я.М. Неверова, Г.Н. Прозрителева, И.В. Равинского и др.

Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого использования результатов ретроспективного анализа концептуальных подходов к регионализации образования на основе социо- и этнокультурного многообразия региона, расширения и углубления содержания регионального образования.

Основная часть

Становление образования в регионе - процесс многоэтапный и сложный. В XVI, и особенно в XVII веках происходит интенсивное освоение региона, включение его в круг интересов Российского государства. Вместе с колонизацией на территорию Северного Кавказа проникает и просвещение. Тесное культурное взаимодействие русскоязычных переселенцев с местными кавказскими народами определило насущную необходимость в распространении грамотности, средством коммуникации был избран русский язык [2]. В середине 40-х годов XVIII века было основано одно из первых учебных заведений на Северном Кавказе - Школа для осетинских детей (Осетинское подворье). С образованием в 1785 году Кавказской губернии, появлением губернских городов - в них открываются народные школы. Так, в Екатеринограде в 1788 году основано народное училище, в котором, помимо основных предметов чтения, письма, арифметики, изучались и национальные («туземные») языки, причем не только инородцами, но и русскими учениками [4].

К началу XIX века региональным сообществом был четко сформулирован социальный заказ на грамотных «служилых людей», на возможность давать образование местной молодежи, не выезжая за пределы края, что определило необходимость создания системы общего образования. В соответствии с «Высочайшим указом от 17 марта 1803 года» во всех губернских городах Российской Империи должны быть учреждены гимназии, а в уездных городах - народные училища. В Кавказской губернии, в городах Екатеринограде и Георгиевске были открыты гимназии, а в то время уездном городе Ставрополе - училище [6].

Ставропольское городское приходское училище, основанное в 1804 году, стало одним из первых начальных учебных заведений на Северном Кавказе. В региональном сообществе, определилась насущная потребность не столько в средних, сколько в начальных учебных заведениях, а также в увеличении их численности, обеспечении качества обучения. За несколько лет, с 1815 по 1820 годы отмечается бурный рост начальных учебных заведений. В селах и городах края массово открываются приходские училища, но через короткое время прекращают свою деятельность. Причины бедственного положения начального образования в регионе, помимо недостатка денег, видятся в отсутствии должного, необходимого попечения и надзора. Так, первыми чиновниками, осуществляющими надзор за училищами Северного Кавказа, неоднократно назначались директора Тифлисского благородного пансиона, которые редко посещали вверенный им регион, и управление учебными заведениями доверялось чиновникам, не имеющим отношения к педагогической деятельности [5].

Еще одна причина в укрепившейся с конца XVIII века, особенно в сельской местности, традиции обучать своих детей у частных «партикулярных» учителей, или в так называемых «вольных училищах». Не связанные какими-либо обязательными учебными программами, они учили своих учеников тому, что определяли родители, тем не менее, относились к делу с большей ответственностью нежели «казенные» учителя. Устойчивое негативное отношение населения к приходским школам привело к тому, что к 30-м годам почти повсеместно они были закрыты. Для воспитания дворянских детей, в систему начального образования включались и военные учебные заведения - кадетские корпуса, которые постепенно открывались в губернских городах.

Большая часть учебных заведений и особенно начальных училищ финансировались за счет частных пожертвований. Но в силу преобладающей бедности местного дворянства и представителей других сословий, они оказывались слишком скромными для создания и поддержания учебных заведений. Зачастую учебный процесс в уже открытых учебных заведениях не мог начаться вовремя не только в силу малого финансирования, но и нехватки учителей, которые с небольшой охотой ехали служить на Кавказ. Помимо различных бытовых трудностей, существовала и реальная угроза жизни, вплоть до середины 20-х годов, переезжать из города в город или просто выезжать за пределы поселения, это было опасно, так как поджидавшие в степи горцы могли убить или взять в плен [5].

Крайне затрудненным оказалось и обеспечение школ учебными пособиями. В начале XIX века Кавказская губерния относилась к Казанскому учебному округу и для того, чтобы купить учебники, нужно было обращаться в Училищный комитет, находящийся в Казани, который в свою очередь получал учебную литературу из Петербурга. Так, например, учебный процесс в Ставропольском уездном училище, в силу разного рода бюрократических проволочек, начал осуществляться практически через год после открытия.

Многие исследователи Кавказа (И.В. Бентковский, М. Краснов, И.В. Равинский, А.И. Твалчрелидзе и др.) отмечали, что на протяжении всего XIX века именно система народного просвещения подвергалась особенно частому реформированию. М. Краснов указывает на многочисленные документы, регулирующие деятельность образовательных учреждений, это «Уставы» гимназий, прогимназий и народных училищ от 1804, 1819 и 1828 годов. Уставами от 1864 и особенно 1871 года вводились обновленные учебные программы и новые концепции воспитания. По мнению исследователя, на Кавказе реформирование системы народного просвещения проходило еще интенсивнее. Как вводимыми общегосударственными документами, так и «Положениями» о Кавказской гимназии, о Кавказском учебном округе от 1837,1848,1853,1867 годов, и лишь «Устав гимназий и прогимназий» от 1871 просуществовавший вплоть до 1914 года, оказался наиболее эффективным как в Российской Империи в целом, так и Кавказском регионе [5].

Успешная деятельность образовательного учреждения во многом зависит от учителя, его социального статуса, образованности, уровня профессиональной подготовки и общей культуры. Не менее важна материальная обеспеченность, уровень и качество жизни. Очень не многие лица, получившие образование в гимназии, духовной семинарии или университете, изъявляли желание «учительствовать», поскольку занятие это считалось мало достойным и даже унизительным, так как на этом поприще очень трудно было продвинуться или сделать карьеру. С самого начала XIX века, для того чтобы привлечь на Кавказ как можно больше образованных людей «в ученое звание», местные чиновники озаботились улучшением условий их жизни. Помимо достаточно высокого жалования, учителю предоставлялось бесплатное жилье, выделялись денежные средства на его содержание, а также имеющиеся при учебных заведениях земельные участки отдавались учителям под огороды. Предписывалось и поощрялось занятие различными видами хозяйственной деятельности: выращиванием овощей и фруктов, разведением винограда, виноделием, шелководством. Успешное ведение подсобного хозяйства предполагало ознакомление и привлечение учащихся к хозяйственной деятельности. Власти оказывали помощь и в условиях тяжелых испытаний - эпидемий, стихийных бедствий. Во время голода, разразившегося на Кавказе в 1834 году, учителям был возмещен ущерб и оказана существенная материальная помощь [1].

К концу первой трети XIX века, широкий спектр предпринятых правительством мер, направленных на изменение качества жизни учителя, укрепление его материального состояния способствовали повышению социального статуса учителя, пониманию его важной роли в общественной жизни. В региональном сообществе укоренилось уважительное отношение к образованию, «любовь к наукам», что определило потребность в расширении системы регионального образования, углублении его содержания, изучении этнокультурного компонента и включении его в содержание образования.

В 1837 в Ставрополе - к тому времени областному городу Кавказской губернии - учреждается областная гимназия, несколькими годами ранее Ставропольское уездное училище приобретает статус «высшего». Вновь с особой остротой встает вопрос об образовании дворянских детей - открытии благородных пансионов при учебных заведениях. Впервые очерчивается проблема полного отсутствия женского образования в регионе. На протяжении ряда лет проблема женского образования будет одной из важнейших, и только в конце 40-х годов разрешится учреждением женской гимназии в Ставрополе [3].

Некоторым итогом начального этапа становления регионального образования стало более пристальное внимание к местным этническим культурам, ознакомление учащихся с историей, традициями кавказских народов. Еще в начале века, понимание необходимости налаживания культурного диалога потребовало включения в образовательные программы «туземных» языков - осетинского, татарского, армянского, турецкого, к концу 30-х годов их перечень существенно расширился добавлением калмыцкого, ногайского и других языков.

Таким образом, этническое, социальное, культурное своеобразие региона детерминировало социальный заказ регионального сообщества в сфере образования. К концу 30-х годов определился вектор развития регионального образования, сложились основные концепции воспитания, организации учебного процесса.

Открытие в 1837 году Ставропольской (Кавказской) гимназии явилось важной вехой, ознаменовавшей начало нового этапа. На протяжении всего последующего десятилетия отмечается неуклонный рост качества образования в региональных образовательных учреждениях в целом и в Кавказской гимназии в частности. Во многом решена проблема нехватки учительских кадров, чиновников управленцев, обладающих необходимой педагогической подготовкой. Но, укоренившееся в Министерстве народного просвещения небрежное отношение к назначению на руководящие должности в образовании чиновников разного уровня без необходимой педагогической подготовки, оказалось чрезвычайно устойчивым. Так, первый директор училища и Ставропольской гимназии С.И. Купенков (бывший полицмейстер) оказался человеком грубым, малообразованным, имевшим смутные представления о педагогической деятельности. Вслед за ним в 1843 и 1844 годах, поочередно, были назначены два выпускника морского кадетского корпуса. Качество обучения в гимназии вызвало много вопросов в местном обществе. Отчет, посланных с ревизией чиновников, свидетельствовал о плохой организации учебно-воспитательного дела и крайне низком уровне знаний учащихся. С приходом на должность директора Кавказской гимназии Н.С. Рындовского, выпускника Харьковского университета, человека всесторонне образованного, проявляющего искреннюю заботу об учащихся, учебно-воспитательный процесс стал осуществляться гораздо успешнее. Особое внимание директор гимназии уделял ознакомлению учащихся с культурой, бытом и традициями местных народов, изучению «туземных» языков. Рындовский и сам с интересом изучал местные языки - армянский, грузинский, татарский, калмыцкий, заложив тем самым традицию обязательного знания кавказских языков для всех преподавателей гимназии [5].

К концу 40-х, началу 50-х годов сложилась целая плеяда замечательных педагогов (Н.П. Беляев, Н.С. Рындовский, З.И. Тактаров, И.Л. Песоченский, Ф.Д. Илляшенко, М.А. Лебедев, И.Д. Белкин, А.Д. Пузыревский и др.), упрочивших фундамент учебно-воспитательного дела, создавших собственные педагогические школы (Н.С. Рындовский).

В конце 40-х годов с учреждением Кавказского учебного округа начинается процесс развития регионального женского образования. Благотворительное общество св. Нины и созданное при нем учебное заведение для девочек открылось в Тифлисе в 1848 году, через год учебное заведение подобного типа при Благотворительном обществе св. Александры с учебными классами (позднее училище св. Александры) учреждено и на Северном Кавказе, в Ставрополе [1].

Как отмечает исследователь Кавказа М. Краснов, первоначальные учебно-воспитательные задачи женского образования были чрезвычайно скромны «образовывать из своих воспитанниц добрых жен и хороших матерей семейств» [5. с. 58].

В последующие десятилетия Ставропольская женская гимназия св. Александры становится центром культуры и средством объединения регионального сообщества. К организации разнообразных литературно-музыкальных вечеров, спектаклей, концертов привлекались не только учащиеся гимназии и их родители, но и широкая городская общественность. С расширением системы регионального образования возросла и потребность в педагогических кадрах, их качественной подготовке, с этой целью в Ставропольской женской гимназии был открыт «восьмой педагогический класс», в котором подготавливались учительницы для сельских школ и начальных училищ [3].

Расцвет учебно-воспитательного дела в 50-х годах, отношение к гимназии как к центру культуры и просвещения связано с деятельностью одного из самых ярких представителей регионального педагогического сообщества Януария Михайловича Неверова. Назначенный на должность директора училищ Ставропольской губернии Я.М. Неверов с особым вниманием относился к воспитанию учащихся, полагая чрезвычайно важным культивировать «гуманность и нравственные чувства», развивать ценностное отношение личности к искусству и жизни. С первых дней своего пребывания в Ставрополе, Я.М. Неверов начал осуществлять активную просветительскую деятельность, объединив вокруг себя городскую интеллигенцию. По воспоминаниям современников, «Субботние вечера» Неверова пользовались чрезвычайной популярностью. Начинались они обычно с небольших «педагогических совещаний», к которым постепенно присоединялись гости, не связанные с гимназией. Злободневные вопросы о правильной постановке учебного дела, налаживании взаимодействия между «учащими и учащимися», педагогами и родителями становились достоянием общественности, и как отмечает М. Краснов: «Благодаря такому сближению с обществом местные власти относились сердечнее к учебным заведениям» [5. с. 63].

Тем не менее, серьёзным препятствием в организации учебного дела остаётся нехватка педагогических кадров: «добровольно служить по учебному ведомству никто не соглашается по трудности обязанностей учителя». Неверов предлагает обучающимся за казенный счет в восьмом «педагогическом классе» Ставропольской гимназии служить не менее шести лет «по учебному ведомству» [5. с.65].

Неверов был убежден в том, что для качественной подготовки учителя необходимы не только теоретические знания, но и практические навыки. В качестве педагогической практики, будущие учителя должны были работать с учащимися младших классов гимназии. С этой же целью, по ходатайству Неверова было запланировано в 1860 году открытие при гимназии воскресной школы для неимущих детей, но и этот проект Неверова не нашел поддержки.

С особым вниманием Януарий Михайлович относился к образованию представителей горских народностей. Видя в учениках горцах и будущих учителей, Неверов разработал собственную программу для их обучения, основанную на понимании необходимости «не отдаляться от природных нравов, обычаев и верований горцев», а напротив, использовать полученные знания в повседневной жизни. С этой целью в программе был расширен блок естественных наук: истории, географии, этнологии Кавказа взамен преподавания правовых дисциплин или латинского языка [5. с.67].

Учрежденные при Главном Педагогическом Институте стипендии для представителей Кавказа и Закавказья Януарий Михайлович предлагает отдать в Ставропольскую гимназию, но это не нашло поддержки у попечителей учебного округа. С самого основания кавказских гимназий в Екатеринодаре и Ставрополе вопрос «языка» как средства коммуникации стоял особенно остро. При обучении представителей местных народов русскому языку выявилась необходимость и обучения русских «туземным языкам». Уже в первые годы в Ставропольской гимназии к изучению были предложены армянский, татарский, черкесский языки. Стараниями Я.М. Неверова этот процесс становился все более продуктивным и в 1860 году планировалось открытие в Ставропольской гимназии Восточного отделения, где учащиеся должны были изучать обязательный арабский язык, татарский, турецкий и один из местных горских языков. Акцент делался не столько на теоретическом, сколько на практическом изучении языка, в виде анализа и перевода текста, освоения разговорной речи в общении с носителями языка. Но в результате проведенной в 1860 году учебно-административной реформы должность попечителя учебного округа была упразднена, и Неверов покинул Ставрополь, заняв предложенное ему место директора Лазаревского института в Москве. Преемники Януария Михайловича не прилагали усилий не только к осуществлению проектов, задуманных Неверовым, но и к продолжению созданной и успешно действующей педагогической системы. Учебные заведения оказались в подчинении губернаторам и главам областей, которые не имели столь тесного взаимодействия с педагогическим сообществом, как попечители учебных округов. Уже к концу следующего 1862 года оказалось очевидным существенное снижение результатов обучения во многих учебных заведениях Кавказского края. Так, например по результатам годовых экзаменов в Ставропольской гимназии только половина учащихся были переведены в старшие классы, несколько гимназистов получили неудовлетворительные оценки на выпускных экзаменах и не смогли закончить курс. Причинами столь быстрого снижения качества образования стала недостаточная компетентность губернаторов в вопросах организации учебного дела, подбора педагогических кадров и др.

Заключение

Таким образом, изучение проблемы развития регионального образования на Ставрополье в первой половине XIX века показало, что:

1) сущность подходов к регионализации в отечественном образовании определялась пониманием регионализации как необходимого условия для взаимодействия национальных культур, осуществления межкультурного диалога как основы для воспитания духовно-нравственной, гуманной, творческой личности;

2) важнейшей социокультурной детерминантой стал социальный заказ регионального сообщества на новые культурные смыслы в области образования, определивший вектор становления и развития регионального образования (качественный и количественный рост образовательных учреждений детерминировал создание системы регионального образования);

3) в результате ретроспективного анализа выявилась преемственность в концептуальных подходах к проблеме регионализации образования на основе этно- и социокультурного многообразия региона;

4) сущность концепции регионального образования определяется этническим, социальным и культурным многообразием региона, что потребовало особых условий для формирования системы регионального образования, развития женского образования, подготовки учительских кадров в системе регионального образования и т. д.

Примечания:

1. Бентковский И.В Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Вып. 5 / ред. И. Бентковский. – Ставрополь: Тип. Губернского правления, 1873. – 295 с.

2. Из прошлого Северного Кавказа материалы для истории г. Ставрополя и Ставропольской губернии, собранные Г.Н. Прозрителевым / сост. г. Прозрителев. – Ставрополь: [б.и], 1914. – 63 с.

3. Калантарян Л.А., Спербер О.И. Становление женского образования на Ставрополье. Подготовка учительских кадров // Мир науки, культуры и образования. - 2019. – №4 (77) - С. 260-262.

4. Краткий исторический очерк постепенного заселения русскими Северного Кавказа, вообще, и Ставропольской губернии, в частности // Записки Кавказского отдела Русского географического общества. Кн. XIX. – Тифлис, 1897.

5. Краснов М. Просветители Кавказа. – Ставрополь: Типография губернского Правления. 1913. – 102 с.

6. Сборник сведений о Северном Кавказе: (Материалы исторические и естественно-исторические) / ред. Г.Н. Прозрителева. – Ставрополь: Тип. – Литогр. Т.М. Тимофеева, 1909. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.