Л. Г. Васильева
ст. преподаватель, предметная группа Школы естественных наук, ФГАОУ ВПО филиал «Дальневосточный федеральный университет» в г. Арсеньеве
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию факторов процесса социализации. Рассматривается результат формирования отношения студентов к трудовой деятельности в период обучения в вузе, а также роль социокультурного пространства как системы отношений различных социальных объектов на примере Арсеньевского городского округа.
Ключевые слова: социокультурное пространство, социальный объект, профессиональный аспект процесса социализации, адаптивная программа.
L.G. Vasileva, The Far Eastern Federal University branch in Arsenyev
SOCIOCULTURAL SPACE AS ONE OF FACTORS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS
Abstract. Article is devoted research of factors of process of socialization. The result of formation of the relation of students to labor activity in training in high school, and also a role sociocultural spaces as systems of relations of various social objects on an example of Arsenevsky city district is considered.
Keywords: sociocultural space, social object, professional aspect of process of socialization, the adaptive program.
Обеспечение конкурентоспособности выпускников учебных заведений на рынке труда во многом обусловлено их успешной социализацией. В период своего формирования человек одновременно испытывает на себе воздействие двух взаимосвязанных процессов: процесс его личностного становления и процесс социализации.
В настоящее время особую роль на стадии профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице членов семьи, учителя или целого института - религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств [4, c. 97].
Динамика изменений происходящих в стране дает основание считать проблемы социализации молодежи крайне актуальными.
Социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой [1, с. 327].
С учетом того, что обучение в вузе является основным видом деятельности для молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, можно с уверенностью говорить об усвоение социального опыта, как одного из элементов процесса социализации в период получения образования, студенческая группа охвачена едиными целями и задачами -приобретение профессии.
Социализация понимается как сугубо количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств, а не как смена качественно своеобразных фаз, к каждой из которых человек должен быть подготовлен предыдущим этапом своего социального развития [2, с. 41].
Активность субъекта проявляется во многих сферах, следовательно, молодой человек может почувствовать, как среда воздействует на «других», но при этом понять, что он сам может воздействовать на среду.
Рассматривая профессиональный аспект процесса социализации необходимо говорить в количественных приобретениях личности, на основе формирования и усвоения качественных посылов культурной среды.
Экзосистема - это социальные институты, органы власти и другие элементы социальной среды, к которым индивид относится непосредственно, но которые имеют на него влияние [2, с. 56].
Сегодня перед всеми вузами стоит проблема модернизации образовательного процесса и внедрения современных систем управления качеством образования. Предметом образовательного процесса являются люди, в период обучения в вузе у молодого человека происходит значительное расширение контактов с различными категориями людей. Одной из новых категорий людей, с которыми студенты устанавливают социальные и личностные контакты, являются кураторы, преподаватели, административные сотрудники учебного заведения.
Отход от плановой экономики и государственного запроса на подготовку кадров, в новых экономических условиях, потребовал от социума переосмысление специфики подготовки кадров.
Образовательная среда выступает одним из ведущих факторов успешной социализации молодежи и способствует формированию социальной и профессиональной инициативы.
Социокультурное пространство представляет собой единый комплекс образовательной, научной, инновационной и информационной деятельности, базирующейся на принципах фундаментальности, профессиональности и качества [3, с. 28].
Главная задача социокультурного пространства Арсеньевского городского округа - это развитие образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников вуза в производственную среду.
Стратегия развития образовательной среды как социокультурного пространства позволяет социуму определить значимым фактором стабилизации региона. Наиболее значимыми в социокультурном пространстве являются социальные заказчики - предприятия города, работодатели, отделы Администрации округа, центр занятости населения.
Многие студенту выстраивают ошибочное представление о сути своей профессии и профессиональной карьере. Не в полной мере осознают современные особенности профессиональной деятельности, у них существует расплывчатое понятие о специфике предстоящего трудового взаимодействия на предприятии. Именно по этой причине отделом практик было предпринято решение о разработке программы по трудоустройству будущих специалистов, выпускников «Дальневосточного федерального
университета». Для преодоления трудностей, связанных с профессиональными барьерами предметной группой филиала была разработана программа «Адаптация выпускников», основной стратегической задачей которой явилось понимание того, как сформировать готовность молодых специалистов достаточно быстро включиться в деятельность организаций. В рамках программы обозначен раздел «Социальное пространство», который решает следующие задачи:
- совместная взаимовыгодная деятельность по подготовке квалифицированных кадров для города;
- стимулирование инвестиций в научную работу и профессиональную подготовку студентов;
- совместное участие в разработке нормативно-правового обеспечения социального партнерства.
Детальная разработка данного раздела может быть использована в комплексной Молодежной программе по развитию Арсеньевского городского округа. В основу содержательной части данного раздела предположительно возможно включение концептуального понимания значимости профессиональной пропаганды.
Главным методом пропаганды является метод убеждения, который предполагает доведение обоснованным и убедительным образом до потенциальных представителей организации информации о положительных сторонах работы организации, ее специалистах, о возможных путях карьерного роста.
Механизмом по реализации предлагаемого раздела «Социальное пространство» в рамках адаптивной программы по трудоустройству будущих специалистов в Ар-сеньевском городском округе может послужить создание специализированной автоматической базы «Студенческое кадровое агентство». Любая организация, испытывающая дефицит кадров, при обращении в «Студенческое кадровое агентство» может получить информационный отбор и предоставление о потенциальном сотруднике, оказать содействие в последующей адаптации специалиста, консультации по отбору, внедрению и обучению сотрудника. С достаточной уверенностью можно говорить о том, что это взаимодействие позволит выпускникам успешно определять свой выбор, вузу организовать подготовку специалистов в соответствии с потребностями хозяйствующих субъектов и социальной сферой. Таким образом, использование специализированной автоматической базы «Студенческое кадровое агентство» даст возможность выявить сильные и слабые стороны в организации образовательной деятельности в конкретном вузе и закрепить позитивное отношение студентов к будущей профессиональной деятельности
Отсюда следует, что понимание социокультурного пространства как одного из факторов социализации студентов, позволит модернизировать сложившуюся ситуацию, и сформировать мотивирующую категорию установок молодого специалиста по отношению к профессиональной реализации.
Список литературы:
1. Н. Смелзер. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия:Учеб. пособие для студентов вузов [Под
ред. Е.П., Белинская, О.А. Тихомандрицкая]. М.: Аспект Пресс, 2000. - 475 с.
2. Личность в социальной психологии. Основные направления исследований социализации /Е.П. Белинская // Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов [Под ред. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.]. М.: Аспект Пресс, 2001.301 с.
3. Горшева Е.П., Наумкин Н.И., Фролова Н.П. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности на основе ком-петентностного подхода / Интеграция образования. - Саранск, 2010. - № 4 - С. 136.
4. Минзарипов Р. Университет - среда социализации молодежи. Высшее образование в России. - 2006. - №10. - С. 97-99.
List of references:
1. N. Smelser. Socialization: the main problems and areas of research // Social Psychology: Readings: Textbook. manual for university students. Moscow: Aspect Press, 2000. - 475 p.
2. Personality in social psychology. Main research areas of socialization / E.P. Belinskaya // Social psychology of personality: A manual for schools. Moscow: Aspect Press, 2001.- 301 p.
3. Gorsheva E.P., Naumkin N.I., Frolova N.P. Preparing students for of national research universities to innovate on the basis of competence-based approach / Integration of education. - Saransk, 2010. -№ 4. - P. 136.
4. Minzaripov R. University - environment of socialization of young people. University degree in Russia. - 2006. - № 10. - P. 97-99.