Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве... УДК 364.466[378.12+378.14-057.875]
А. Ф. Яфальян, доктор педагогических наук, профессор Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург, Россия)
yafalian@yandex.ru
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье характеризуются особенности социокультурного партнёрства, критерии оценки качества партнёрских отношений, основные принципы самовыражения субъектов социокультурного сотрудничества. Предлагаются пути развития партнёрских отношений между студентами и педагогами современной отечественной образовательной организации высшего образования, один из которых - учебное сотрудничество в игровой форме. Заявленная проблема рассматривается через призму конвенциональной эстетики, в рамках нравственно-эстетического отношения к социокультурному партнёрству. Характеризуются формы и содержание творческого взаимодействия субъектов отношений сотрудничества, структура партнёрского творческого дела.
Ключевые слова: социокультурное партнёрство, конвенциональность партнёрства, нравственно-эстетическая основа партнёрства, студенческая молодёжь.
Социокультурное партнёрство зачастую сводится к профессиональной деятельности. Партнёрство между студентами и преподавателями часто недооценивается. Однако потребность в «деловых» отношениях между ними очевидна. Будущим специалистам и педагогам необходимо учитывать проблемы взаимоотношений, принимать взаимовыгодные решения. Это позволит им достичь более качественной подготовки к будущей деятельности.
Обоснуем подход к социокультурному партнёрству со следующих теоретических позиций: основой таких отношений является конвенциональная эстетика [1], идеи Л. С. Выготского о генетическом единстве психологии и эстетики [2], взгляды Л. П. Печко на выразительность как эстетическую категорию [3], принципы и система самовыражения [4].
1. Социокультурное партнёрство для студентов носит учебный характер по содержанию, игровой или вариативный по форме. Такая «учеба - игра» готовит их к работе, к позитивному мышлению, к умению понимать ситуации и быть готовыми к профессиональному деловому общению.
2. Социкультурное партнёрство по своей сути конвенционально. Конвенциональность позволяет наладить оптимальные взаимовыгодные отношения в социуме.
3. Социокультурное партнёрство - по форме эстетично (для студентов это выражается в понимании понятий «красота - безобразие», «возвышенное», «прекрасное», «трагическое», «героическое», «драматическое») и по содержанию этично («добро - зло», «справедливость», «добросовестность»).
4. Партнёрство формирует самостоятельность в поведении и в мышлении, проявляется в ярком самовыражении, которое понимается как творческая профессиональная самостоятельность.
5. Социокультурное партнёрство - это, прежде всего, взаимоотношения с окружающими, направленные на установление деловых взаимосвязей.
Учебное сотрудничество становится социокультурным партнёрством, если оно конвенционально, эстетично и нравственно. Социально обусловленные нравственно-эстетические взаимоотношения в коллективе (коллектив нами понимается как сообщество, в котором не учитываются признаки развитого коллектива, по А. С. Макаренко) определяются договоренностью, условностью и целесообразностью, то есть конвенциональностью.
Качество партнёрства зависит от нравственных установок и определяется:
1) степенью эмпатии (понимает - не понимает, чувствует - не чувствует);
2) уровнем доброжелательности (симпатизирует, безразличен);
3) психологической доступностью (свободен, доверчив, откровенен).
Качество отношений является важнейшей составляющей в любой системе партнёрских отношений: непонимание может привести к ложным выводам, недоброжелательность - к отторжению и разрушению взаимосвязей, неловкость - к боязни наладить отношения.
Партнёрские отношения зависят от педагогов и направлены на личностный рост студентов. Традиционный путь взаимоотношений в системе «студент - педагог» представляет собой цепь предписаний: студентам объясняются ошибки, предписываются меры, даются знания о целесообразном образе поведения. Такой путь создает, по К. Роджерсу [5], атмосферу «искусственных» отношений. Искусственные отношения не конвенциональны и являются предметом изучения неконвенциональной эстетики взаимоотношений, которая не предполагает определённых норм поведения.
Конвенциональность партнёрских отношений предполагает создание нравственно-эстетической основы взаимодействия двух сторон, понимание двухсторонней выгоды принятых решений, духовного смысла и получение эстетического удовольствия от происходящего. Конвенциональная природа взаимоотношений в данном случае становится очевидной.
Освоение конвенциональных правил, норм в студенческой среде может проходить более продуктивно с использованием элементов игры в сфере общения. Общение должно включать такие конвенциональные компоненты, как: установка, условия, цель и результат взаимоотношений.
1. Конвенциональная установка зависит от педагога. Под установкой, направленной на эстетические действия, понимается необходимость исполнять гармонично, ритмично, качественно. Установка на нравственно-эстетическое восприятие ситуации представляет собой направленность внимания студентов на нравственные качества и их эстетическое переживание. Разумный, свободный выбор партнёрских отношений, их осознание и приятие других и себя - это те установки, которые характерны для отношений нравственно-эстетических по направленности. Необходимо учитывать следующие установки в нравственно-эстетических взаимоотношениях «студент -педагог»:
- снятие давления. Эстетическое отношение - это «ослабленная» связь, гармоничные отношений и умеренность влияния на студента;
- развитие эмоционального напряжения во взаимоотношениях происходит по сценарию: возникновение проблемы, нарастание эмоциональной напряженности, поиск оптимальных путей выхода из ситуации, кульминация, как осмысление и открытие пути, разрядка, катарсис;
- постепенное снижение или «замещение» отрицательных отношений на положительные, представляет собой включение положительной психологической установки, по Л. Хей.
Активность в партнёрских отношениях является стимулом к действию, катализатором действий, его непрерывным двигателем. Побуждать студента и поддерживать его энергию, которая вызывает изменения, то есть вдохновляет его - вот главная функция педагога.
2. Конвенциональные условия определяются нравственно-эстетической средой, создаваемой педагогами. Любые искусственные отношения необходимо замещать такими проявлениями, как:
- искренность, чистота помыслов, внутренняя и внешняя согласованность мыслей, чувств, поступков педагога;
- глубинная эмпатия, которая сохраняет баланс во взаимоотношениях;
- желание понимать и принимать даже неубедительные, на первый взгляд, высказывая студентов;
- нахождение меры, гармонии во взаимоотношениях, естественного хода развития событий, «легкое» управление взаимоотношениями - переключение с негативных на позитивные отношения;
- вдохновение во взаимоотношениях (от напряжения к катарсису).
3. Конвенциональная цель предполагает изначально учитывать интересы двух сторон. Нередко студенты не задумываются о противоположной стороне взаимоотношений. Это является проявлением эгоизма, заложенного природой, как чувства самосохранения. В социуме важно научить будущих специалистов конвенциональным взаимоотношениям, которые позволят учитывать «взаимовыгодность» постановки совместных целей, учитывающих интересы обеих сторон.
Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве...
4. Конвенциональный результат всегда положителен, позитивен и приводит к улучшению любой ситуации в партнёрских отношениях. В данном случае роль педагога заключается в психологическом сопровождении и организации партнёрских отношений, нравственных по содержанию и эстетических по форме. Нравственно-эстетические взаимоотношения можно строить лишь на положительных вербальных конструкциях, без внутреннего осуждения.
Конвенциональными партнёрские отношения в студенческом коллективе могут стать лишь при условии единства сознательных, подсознательных и бессознательных процессов: думаю, переживаю и действую в одном направлении. Оказание педагогом ментальной помощи в установлении партнёрских отношений должно стать стимулом к его поведению и психическому принятию новых способов действия по следующей схеме (сценарию), который по этапам совпадает с изложенным выше сценарием эмоционального напряжения:
1) обозначение проблемы и определение её глубинных причин;
2) включение положительной психологической установки;
3) поиск путей выхода из ситуации;
4) составление плана действий;
5) обязательно реальный выход из ситуации.
Формирование у студентов партнёрских отношений в контексте конвенциональной эстетики нами осуществляется в условиях учебной и внеучебной деятельности. Основные идеи можно изложить следующим образом.
1. Личность определяется отношениями и способами действий. Отношения характеризуют стилевые (или инструментальные, по В. С. Мерлину) свойства личности.
2. Партнёрские отношения в контексте конвенциональной эстетики характеризуются разнообразными средствами выразительности: стилем, тоном, тактом, ритмом, динамикой, темпом, пластикой. Выразительными в диалоге становятся такие признаки речи как размерность, динамика, темп, ритм, которые раскрывают характер данной личности.
3. К нравственно-эстетической выразительности взаимоотношений необходимо отнести целесообразность, пользу, надежность, долгосрочность, которые в сочетании рождают гармонию, меру. Мера становится «инструментом измерения» партнёрских отношений, гармония - условием естественного соотношения элементов и целого, катарсис - процессуальным переживанием партнёрского диалога.
4. Партнёрские отношения в студенческом коллективе влияют на интроверсию -экстраверсию, активность - реактивность, энергичность, импульсивность, экспрессивность, эмоциональную стабильность личности.
5. Конвенциональность партнёрских отношений является ядром любой деятельности, в которые вступает личность. Такие отношения представляют собой завершенную, гармоничную систему, предполагающую эмоциональную связь в деловых взаимоотношениях.
6. В контексте партнёрских отношений выразительность соотносится с гармоничностью внутреннего мира личности и внешних её проявлениях в виде монолога или диалога, в выражении чувств в мыслях, мыслей в поступках.
7. Выразительность взаимоотношений придает эстетический характер, динамизм и действенность, позволяет партнёрским отношениям быть в активной форме, приводит к самодвижению и достижению поставленной цели.
8. Нравственно-эстетическое содержание отношений как выражение взаимосвязи всегда проявляется в выразительном действии, в тонком чувствовании взаимоотношений и мудром осмыслении партнёрского акта.
9. Самовыражение личности как самопроизвольный акт в партнёрских отношениях может быть лишь при условии свободного, естественного, гармоничного, то есть нравственно-эстетического проявления личности. В педагогическом процессе это возможно лишь при условии конвенциональной установки на нравственно-эстетическое восприятие окружающих и самого себя.
Объективность методологической основы подтверждает опыт автора по разработке и внедрению в практику образовательных учреждений методики под названием «Школа самовыражения». Основная цель учебно-игрового партнёрства: «мудро мыслить, тонко чувствовать, благородно действовать».
Языком самовыражения может стать любое социокультурное явление. Дело строится вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания, аудиального или визуального образа. К «буквам» в социокультурном партнёрстве относятся цвета, звуки, пространство, время, линия, ритм, грации, пластика, динамика, темп, интонация, тембр, мера, гармония, тон, колорит, стиль, форма общения и сотрудничества. Все они отражают мир. Эти элементы мира можно классифицировать, выделив группы аудиальных, визуальных и кинестетических средств выразительности. Такой богатый спектр «букв мира» не случаен - лишь многообразие может отразить богатство действительности, материальной и духовной жизни. В древней Индии, например, у раджи все придворные должны были владеть не менее чем 150 профессиями.
Партнёрские отношения для студентов должны носить социально значимый характер: сделать что-либо важное, значительное для окружающих. Мы предлагаем организовывать работу в виде партнёрского творческого дела, которое предполагает самостоятельный выбор студентами обязанностей и несение за них ответственности. Мы выделяем следующие этапы партнёрского творческого дела:
1) подготовительный (выбор дела, обязанностей, определение содержания, материалов и т. д.);
2) технологический: выбор средств и методов мероприятия;
3) организационный: организация дела в какой-либо форме (концерт, конференция, «трибуна»);
4) процессуальный: проведение мероприятия, в котором отслеживаются партнёрские взаимоотношения и творческий потенциал дела;
5) аналитический: групповая и индивидуальная рефлексия по поводу партнёрских взаимоотношений.
Каждое дело должно быть социально значимым: проблемы могут быть разные: чистота города, экология среды, охрана птиц и животных. Можно выпустить газету, выступить на конференции с предложениями.
Каждое дело проходит в разных формах в зависимости от цели: в виде мастерской, социокультурной анимации, исследовательской лаборатории, «конференции», путешествия (например, в мир музыки). Вхождение в партнёрское творческое дело может начинаться с пословицы, поговорки, образного выражения, которое будет готовить к совместной работе. Дело строится вокруг проблемы или вещи, слова или мысли, звуков или мелодии, красок или рисунка, предмета или образа. Предлагается разнообразный материал: практический, духовно-практический, духовный. Можно работать по схемам, таблицам, моделям, в виде обобщенных образных символов мира. Новый материал используется с целью подготовки к итоговому мероприятию-делу. Предлагается придумать название, девиз или цитату дела.
Формы работы и структура партнёрского творческого дела. Важно вовлекать студентов и чередовать разнообразные формы работы в виде монологов, парные задания в виде диалогов. Работа в тройках (трио) и четверках (квартеты) вовлекает студентов в полилоги, когда нужно выслушать не одного человека, а нескольких, и вовремя вступить в общение. Групповые формы (малые группы - 3-5 человек; средние группы - 6-8 человек; большие группы - 9-12 человек) предполагают управление со стороны педагога или выбранного студентами «руководителя» группы. Коллективные формы работы (полный состав группы) на начальном этапе проводит педагог.
Структура мастерской зависит: от содержания, характера материала, цели и этапов дела. При выборе роли в творческом деле можно привлекать образы художественных героев, придумать партнёров, с которыми они хотели бы посотрудничать. Любое дело может завершаться или включать конкурсы, концерты, встречи, соревнования, телепередачи, походы, экскурсии. Студенты сами назначают или выдвигают себя в качестве ведущих (если это концерт), организаторов, оформителей, художников, фотографов, костюмеров и т. д.
Для решения конфликтов или примирения сторон можно использовать «взрослые» консилиумы, консультации у независимых людей; если психологическая помощь поставлена хорошо, то студенты могут обращаться с проблемами к профессиональному психологу. Такая работа оказывает сильное воздействие на студентов. Она вызывает вдохновение, уверенность в успехе и мощный стимул к продуктивной деятельности. Социокультурное партнёрство между студентами и педагогами требует выполнения следующих условий:
Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве.
- подготовка нового типа педагога;
- воспитание специалиста с новым мировоззрением;
- использование интенсивных методов общения, направленных на сотрудничество;
- пафос изложения сути дела;
- идея полного самовыражения в процессе сотрудничества: нужно «прожить» любой процесс от начала до конца.
Важным и необходимым компонентом процесса становится рефлексия: участники анализируют свои чувства, мысли, позиции, взгляды, отношения, которые, в конечном счете, раскрывают миропонимание личности. В любом процессе важен личный смысл, в котором отражается личный опыт, личные чувства. Итог работы в группе определяет полученное пережитое новое знание, которое становится кирпичиком для дальнейшего самостоятельного строительства. Данный опыт используется в условиях партнёрского творческого дела, которое направлено на:
- активизацию «ассоциативного поля» и образного мышления;
- использование методов вдохновения, воодушевления, оживления;
- «игру» с элементами сотрудничества и стимулирование деятельности;
- «спонтанную» ситуацию, которая предполагает нахождение выхода;
- атмосферу комфорта, заинтересованности, непринужденности;
- открытие взаимовыгодных отношений, как сотворчества;
- импровизация в процессе организации партнёрского творческого дела;
- создание нравственно-эстетических ситуаций и актуализация опыта.
Итак, социокультурное партнёрство носит учебно-игровой характер, предполагает общение и сотрудничество студентов с сокурсниками и преподавателями в форме партнёрского творческого дела, является конвенциональным по сути и направленным на нравственно-эстетическое становление будущего специалиста.
Список литературы
1. Бычков, В. В. Эстетика : учебник. - 3-е изд. - Москва : Гардарики, 2007. - С. 355-361.
2. Выготский, Л. С . Психология искусства. - Москва : Педагогика, 1987. - 344 с.
3. Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности. - Ульяновск, Москва : Изд-во Ульяновского гос. технического ун-та, 2008. - 363 с.
4. Яфальян, А. Ф. Школа самовыражения. - Ростов на Дону : Феникс, 2011. - 444 с.
5. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва : Прогресс ; Универс, 1994. - 479 с.
Alla F. Yafalian, Dr. of Pedagogical Sciences, Professor Mussorgsky Ural State Academy of Music (Ekaterinburg, Russia)
yafalian@yandex.ru
SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP BETWEEN STUDENTS AND LECTURERS
Abstract. The article discloses some peculiarities of social and cultural partnership, criteria for assessment of partnership quality, key principles of self-expression of participants of social and cultural cooperation relationships. The author offers ways of development of partnership between students and lecturers, professors of a today's Russian educational organization of higher education; one of them is an educational cooperation in game style. The named problem considers through a lens of conventional aesthetics, moral and aesthetical attitude towards social and cultural partnership. Also, the article considers several forms and content of creative interaction between cooperation parties, gives a review of structure of collaborating creative act.
Keywords: social and cultural partnership, conventionality of partnership, moral and aesthetical basis of partnership, student youth.