Научная статья на тему 'Социокультурная анимация: конвенциональный подход'

Социокультурная анимация: конвенциональный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / МУЗЫ-КАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яфальян А.Ф.

В статье рассматриваются возможности социокультурной анимации во внеаудиторной работе со студентами на основе конвенционального подхода. Автор предлагает разнообразные формы и методы социокультурной анимации, инновационную педагогическую технологию, которая используется в под-готовке будущих музыкантов различных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная анимация: конвенциональный подход»

2. Лакреева, А. В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / А. В. Лакреева, Л. В. Варуха // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 141-146. -Режим доступа: http://e-koncept. ru/2016/56427. htm.

3. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития : [моногр.] / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - Москва : Интерпракс, 1995. - 288 с.

4. Юдина, А. И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход: монография / А. И. Юдина. - Кемерово : Изд-во КемГУКИ, 2013. - 257 с.

5. Юдина, А. И. Педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга / А. И. Юдина // Мир науки, культуры, образования : междунар. науч. журн. - Горно-Алтайск ; Барнаул. - 2013. - № 4 (41). -С. 215-218.

УДК 378:379.8

А. Ф. Яфальян

Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского,

Екатеринбург, Россия

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ: КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

В статье рассматриваются возможности социокультурной анимации во внеаудиторной работе со студентами на основе конвенционального подхода. Автор предлагает разнообразные формы и методы социокультурной анимации, инновационную педагогическую технологию, которая используется в подготовке будущих музыкантов различных специальностей.

Ключевые слова: социокультурная анимация, конвенциональный подход в образовании, музыкально-педагогическая технология.

A. F. Yafalian Urals Mussorgsky State Conservatoire, Yekaterinburg, Russia

SOCIO-CULTURAL ANIMATION: CONVENTIONAL APPROACH

This article discusses the possibility of socio-cultural animation in out-of-class work with students on the basis of the conventional approach. The author offers a variety of forms and methods of socio-cultural animation, innovative pedagogical technology, which is used in the preparation of future musicians of different specialties.

Keywords: sociocultural animation, conventional approach in education, musical pedagogical technology.

Современная студенческая молодежь находится в зависимости от процессов, происходящих во всем мире, связанными с новыми информационными технологиями коммуникации, со способами взаимодействия в сети интернет, со свободным перемещением в мировом пространстве, с сотрудничеством в разных областях на мировом уровне, с возможностью обучаться в вузах других стран. Такое многообразие вызовов мира требует нахождения оптимальных путей решения возникающих проблем, компромиссов в деловых взаимоотношениях. Конвенциональный подход к образованию становится необходимой составляющей профессиональной подготовки молодежи и организации ее досуга.

В основе такого образования лежит конвенциональная эстетика, которая еще не заняла достойного места в современных педагогических исследованиях, хотя уже достаточно изучена в искусстве постмодернизма [1]. Одним из продуктивных и целесообразных направлений в образовании студенческой молодежи представляет собой эстетизация взаимоотношений в рамках конвенциональной культуры, которая «защищает» личность от саморазрушения и направляет на созидание и самоактуализацию. Социально обусловленные эстетические взаимоотношения в студенческом коллективе, в их будущей профессиональной деятельности определяются договоренностью, условностью, целесообразностью, то есть конвенциональностью. Одним из средств организации деятельности молодежи, конвенциональным по характеру является социокультурная анимация.

Российские исследователи рассматривают анимацию как вид профессионально организованной деятельности, в зарубежных странах ее относят к неформальной деятельности. В европейских странах анимационная деятельность реализуется в рамках общественных движений. Причем, неформальная деятельность молодежи, как в России, так и за рубежом направлена на их переключение с негативных на позитивные установки, на стимулирование жизненной позиции, на социальную ориентацию молодежи и созидание новых форм общения и профессионального самоутверждения.

Студенческая молодежь в любые исторические периоды активно реагировала на общественные процессы, если эти процессы отражали или затрагивали их интересы. Для молодежи на первый план всегда выступает общение и поиск личной идентификации в среде себе подобных. Поэтому они готовы участвовать в создании новых проектов и в активных видах деятельности, к которым относится анимация.

Анимация - это один из способов реализации стремлений принимать участие в жизнестроительстве (в значении: «строить свою жизнь самому» и «участвовать в строительстве жизни других»). Этот термин ввел французский исследователь Ж. Дюмазедье в середине XX века. Разрабатывая теорию «цивилизации досуга» [2], он использовал социокультурную анимацию как средство удовлетворения потребности и стремления молодежи к лидерству. Молодежь стремится к свободе и объединению с себе подобными, создавая новые формы коммуникации. Поэтому стали активно развиваться теории активизации, фасили-тации, анимации.

Анимация, как «оживление деятельности» молодежи, по Анн-Мари Гурдон, помогает отдельным личностям социализироваться в сообществах, в различных социальных группах. В школе самовыражения [3], разработанной автором статьи, проблемы социализации решаются комплексом методов ТРИО («3 О»), который включает оживление, одушевление, одухотворение.

Причем оживление направлено на активизацию бессознательных процессов (Б), зачастую ярко проявляющихся в потребности активного движения. Одушевление способствует нахождению чувственного равновесия и эмоционально привлекательной деятельности. Одушевление направлено на активизацию подсознательных процессов (П), активное проявление которого естественным образом проявляется, например, в музыкальных видах деятельности. Одухотворение как метод помогает личности ощутить значимость, ценность и духовность всего содеянного, это происходит на уровне сознания (С), и сверхсознания (СС) - духовно ориентированных видов деятельности и понимания их предназначения. Единство всех процессов Б - П - С - СС обеспечивает голографичность восприятия мира [4] и, по сути, выражает проявление всех потребностей личности в ее реализации.

Социокультурная анимация, представляет собой целостный процесс взаимодействия формального руководства и неформального активного участия молодежи в совместной деятельности. В результате такого взаимодействия удовлетворяются разнообразные потребности молодежи: гедонистические, художественные, общественно-политические, образовательные. Анимация аккумулирует, с одной стороны, цели социокультурной деятельности, выявляет ее консолидирующий характер, с другой, - помогает удовлетворению духовных потребностей личности в общении, в профессиональной и общественной деятельности, конвенциональных по характеру. Причем, социокультурная анимация в профессиональной деятельности связана с организацией творческого досуга в сфере свободного времени.

Центром, ядром анимационной деятельности становятся артефакты, арт-явления, арт-события, рассчитанные на определенную целевую аудиторию. Такие мероприятия насыщены культурной информацией, имеют жизненный и социальный смысл. Анимационная деятельность всегда имеет, даже если артефакт - физический объект, символическое значение и социокультурное содержание. Выступая авторами музыкально-педагогического проекта, студенты Уральской консерватории выполняют функции аниматоров. В задачи деятельности аниматора может входить:

а) выбор мероприятий с учетом интересов первичных групп;

б) мотивация участников мероприятия с учетом возрастных особенностей;

в) организация событий, выбор артефактов с учетом профессиональной направленности участников.

Виды музыкально-педагогической анимации могут носить творческий, оздоровительный, образовательный, развлекательный характер, в зависимости от цели. Добровольный и избирательный характер деятельности предполагает создание особых комфортных условий, дружелюбных (конвенциональных) отношений. Такое взаимодействие учитывает индивидуальные особенности, вариативность заданий. Консолидация усилий, создание позитивного настроения, осознание значимости и ценности события усиливают притягательность содеянного.

Организация такой анимации требует особых педагогических условий и определения этапов. Н. Н. Ярошенко [5] выделяет в анимационной деятельности такие стороны: целеполагание, предметность, коммуникативность, ответственная зависимость, продуктивность и результативность. На наш взгляд, выделенные Н. Н. Ярошенко стороны (компоненты) социокультурной анимации, представляют собой этапы организации, процесса и результата деятельности. Учитывая комплексный метод ТРИО, предложенный нами, потребность участников в ярком и эмоционально богатом впечатлении от анимационного события, мы предлагаем использовать драматургию мероприятия, которая включает обязательные составляющие: постановка проблемы («завязка»); развитие содержания, отражающее событийные особенности; кульминация, связанная с неожиданными и яркими впечатлениями; завершение («развязка), которая чаще всего совпадает с катарсисом. Именно катарсис, который испытывают участники

анимационного события, становится тем состоянием, которое приводит в будущем к потребности вновь и вновь возвращаться к этому эмоциональному состоянию в подобных ситуациях.

Событие с использованием методов музыкально-педагогической анимации может быть организовано в виде совместного творческого дела (СТД). Этапы СТД по форме могут совпадать с традиционными, а по содержанию отличаются дифференцированностью заданий, свободой выбора, учетом интересов и возможностей каждой личности: подготовка, планирование деятельности, выбор обязанностей участниками мероприятия, прогнозирование результата, выявление предполагаемых трудностей, учет интересов участников, создание условий для общения, обеспечение позитивного мнения, применение методов самоуправления.

Безусловно, музыкально-педагогическая анимация, как часть внеаудиторной работы со студентами предполагает систему усилий по организации полноценных и результативных событий. Обязательными компонентами, на наш взгляд, являются:

- сотрудничество с органами власти, учреждениями культуры, добровольными организациями, разнообразными ассоциациями, близкими по целям, студенческими сообществами, молодежными объединениями;

- использование разнообразных видов анимации, которые отвечают интересам, культурным запросам молодежи и занимает ее в свободное время: художественной, музыкальной (как профессиональной, так и досуговой), спортивной, театральной, оздоровительной, экологической;

- молодежь привлекает броское название, логотип, яркий слоган, выпуск информационной рекламной продукции: дайджесты, афиши, растяжки, авторучки с логотипом артефакта или события;

- общественная активность, характерная для молодежи, может быть выражена в создании конституции вуза, в общественном парламенте при органах культуры, в создании «республики» в игровых субкультурах. Мероприятия могут проходить в виде диспутов, общественной трибуны, написания конвенции, кодекса чести, провозглашений деклараций;

- учитывать потребность молодежи в таких проявлениях как инициативность, консолидация, социальная активность, а также получение удовлетворения от разнообразных форм функционирования анимации: релаксации, рекреации, адаптации, коммуникации, реконструкции, экологизации, эстетизации;

- единицей отсчета должны стать события, факты или артефакты, которые заинтересуют и привлекут большое количество не только зрителей, но и активных участников. Этому могут способствовать разнообразные виды акций, флешмобов, смартмобов, развлекательных шоу, конкурсов, спортивных мероприятий, музыкальных фестивалей. Например, акции могут быть посвящены различным дням (День без машин, День здоровья, День без мусора, День борьбы с курением). Разнообразие событий является не самоцелью, а необходимостью учитывать разнообразные интересы студенческих групп;

- целесообразно участие в неформальной деятельности студенческой молодежи организатора внеаудиторной работы, профессионально подготовленного аниматора, тьютора (как наставника из среды молодых педагогов), которые обладают специальной подготовкой и используют методы досуговой педагогики.

В социокультурной анимации конвенциональный подход позволит реализовать такие качества организатора, как внутренняя свобода, бескорыстие, здоровый гедонизм, яркая индивидуальность. Под первым качеством понимается свободный выбор, освобождение от рутины и тяжелых обязанностей. Бескорыстие не основано на идеологических, религиозных целях. Цель жизни - в самой жизни, а человек сам является целью и смыслом жизни. Гедонизм предполагает радость от событий и жизни в целом. Индивидуальность обеспечивает создание и потребление экзистенциальных, духовных ценностей.

Механизмами социокультурной анимации становятся:

• экологизация. Любой артефакт анимации должен быть полезным, безопасным, позитивным, эстетически выразительным и «экологически чистым»;

• фасилитация. Поддержка личности, группы, участвующих в анимационной деятельности, формирование «способности к самоодобрению»;

• коучинг. Сопровождение и оказание педагогом содействия в организации музыкальной анимации, составление инструкции или алгоритма действия;

• самовыражение. Ярко выраженная «самость», полнота жизни, свобода выбора содержания и самостоятельность воплощения расширяет возможности студентов;

• самоактуализация позволяет личности ощутить свою нужность и понять значимость дела. Причем, эмоциональная позитивность, природный оптимизм, чувство юмора, артистизм, коммуникативность, высокий уровень культуры становятся условием самовыражения и самоактуализации студентов.

В анимации музыка воспринимается с позиций: нравится - не нравится, волнует - не волнует, но диада «верно - неверно» практически никогда не должна рассматриваться. В интонации и ритме музыки

закодировано время, информация об этом времени и душевные («анима») состояния композитора, исполнителя по поводу «сказанного», душевные переживания слушателей.

К основным направлениям использования классической музыки в анимации относятся: классическая музыка в анимации, анимация в музыке, музыкальная анимация, интеграция музыки и зрелища в анимационной деятельности или музыкальное зрелище.

Рассмотрим анимацию как музыкальное зрелище. Если музыка играет главную роль, а зрелище ей подчинено, то всегда интересно наблюдать, как средствами анимации создается целый новый мир, что не под силу ни театру, ни игровому кинематографу, ни концертному исполнению музыки. Например, студенты исполняют хоровые произведения на пешеходной центральной улице и постепенно их начинают окружать дети с мороженым, иностранцы с фотоаппаратами, группы молодежи или одинокие прохожие, - все затихают, у всех меняется выражение лица и появляется неподдельный интерес. Если главным является зрелище, а музыка ему подчинена, то музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру действия. Примером может служить использование известной музыки, как цитаты или как иллюстрации к другим видам художественной деятельности. Так, открытие выставки известных художников может сопровождаться исполнением музыкальных произведений, близких по тематике, времени написания, сюжетам, эмоциональному состоянию.

Обобщение через музыку. Классическая музыка обладает высокой степенью абстракции. Ее «наполненность» информацией, «осмысленность» мира до «вечности», до общечеловеческих ценностей, стирает границы между Землей и Вселенной. Классическая музыка является источником вдохновения, и со временем поворачивается новыми гранями, раскрывая содержание, которое связано с современностью, открывая студентам аниматорам и слушателям непознанное в самих себе и в мире. Так, действо Валерия Гергиева в древнем городе Пальмира в Сирии, можно отнести к музыкально-анимационной деятельности высокой степени социальной значимости. Он рассказал не о сирийской, а об общечеловеческой трагедии. Звучавшие над руинами произведения И. С. Баха, С. С. Прокофьева, Р. Щедрина оживляли древние стены Пальмиры. Акция под открытым небом «С молитвой о Пальмире» - это пример предназначения высокой анимации.

Примером понимания предназначения музыки в зрелищной анимации может служить также акция итальянского композитора Людовико Эйнауди, который озабочен экологическими проблемами глобального потепления, связанного с вмешательством человека в природу. Сочиненная им музыкальная пьеса «Арктическая элегия» и исполненная в открытом море на фоне тающего ледника, вновь возвращает к проблеме Арктики. Это чистое, прозрачное, хрупкое фортепианное произведение и лозунг проекта Greenpeace «Защитим Арктику», заставляют задуматься о предназначении человека на земле.

Интегративное эстетическое воздействие музыкально-анимационной деятельности искусно применял профессор Антонио Менегетти на семинарах в Италии, на которых присутствовала автор статьи. Одним из многочисленных музыкальных артефактов, организованных им, было проведение «Музыки ночи». Пруд - водный омут, скала, лебеди, временная сцена, звезды, глубокое небо, бездонное пространство и музыкальные импровизации помогали ощутить космическое пространство, глубину микрокосма личности и каждому слушателю переосмыслить жизнь.

Музыкальная анимация для студентов консерватории начинается с выявления одухотворения, одушевления, вдохновения в разнообразных музыкальных произведениях, в которых заложен пафос и глубокое предназначение. Ярким примером может служить, например, Тема судьбы в 1 ч. симфонии № 5 (до-минор) Бетховена, Седьмая симфония «Ленинградская» (до-мажор) Д. Д. Шостаковича, Революционный этюд для фортепиано (до минор) № 12 Ф. Шопена.

Следующим этапом является представление вариантов и видов анимации, выбор миссии мероприятия, определения содержания, цели, места проведения. Студенты предложили разнообразные анимационные проекты: «Музыка на траве», «Музыка под зонтом», «Русские сезоны», «Наши младшие братья», «Пойте вместе с нами», «Мирное небо», «Поклонимся великим тем годам.», «Шаг навстречу» (посвященная детям с ограниченными возможностями).

За подготовкой содержания мероприятия следует подготовка места, оформление атрибутов, уточнение времени и т. д. Пафос проведения мероприятия обеспечивает успех и достижение цели. Такой подход целесообразен, но недостаточен. Функции социокультурной анимации более разнообразны и тесно связаны с деятельностью как аниматоров, так и участников анимационных мероприятий. Все функции имеют парные проявления, хотя их значение может не быть противоположным и отражать специфическое содержание:

• креативная (направленная на создание нового события, продукта) и репродуктивная (включающая участника анимационной деятельности в подготовленное и спланированное событие);

• рекреационная (оздоровительная, развлекательная деятельность, направленная на временное занятие участников в холлах, открытых площадках) и постоянная (деятельность, организованная по расписанию в студиях, залах, дворцах культуры);

• гедонистическая (получение наслаждения) и аскетическая (участие в акциях по спасению животных, помощи нуждающимся, флешмобах);

• развлекательная (направленная на отдых и эмоциональный «выброс») и образовательная (направленная на получение новых знаний, на интеллектуальное развитие);

• стабилизирующая (способствующая стабилизации, эмоциональной устойчивости личности) и активизирующая (вызывающая активность, подвижность, инициативность);

• релаксационная (создающая условия для расслабления, отдыха, восстановления) и мобилизи-рующая (способствующая собранности и готовности к деятельности);

• компенсаторная (помогающая освобождению от физической и психической усталости) и развивающая (направленная на развитие способностей, умений, навыков);

• адаптационная (способствующая легкому вхождению в ту или иную обстановку, среду) и аккомодационная (осуществляющая процесс привыкания к какой-либо среде или виду деятельности).

Привлечение активной молодежи развивает их лидерские способности и профессиональные навыки общения с представителями различных групп. Непрофессиональный аниматор может выполнять функции организатора, фасилитатора, тренера, коучера во внеаудиторной работе. В досуговой педагогике выполнение аниматором таких функций способствует достижению результата в любом организуемом мероприятии: участники быстро включаются в любые виды деятельности (аниматор является организатором), легко выполняют задания (аниматор выполняет функцию фасилитатора), осваивают новые виды деятельности, приобретают новые навыки (аниматор - тренер), понимают и принимают требования и алгоритм выполнения заданий (аниматор - коучер).

Таким образом, использование социокультурной анимации на основе конвенционального подхода в привлечении студентов в процессе внеаудиторной работы в высших учебных заведениях способствует созданию пространства для проживания разнообразных отношений; обеспечивает приобретение положительного опыта социального взаимодействия, приобщает к интенсивному социально ориентированному отдыху, создает социально-психологический комфорт для свободного проявления неформальных интересов студенческой молодежи.

Список литературы

1. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - Москва : Гардарика, 2007. - 384 с.

2. Дюмазедье, Ж. Планирование досуга и культурное развитие / Ж. Дюмазедье // Образование взрослых и досуг в современной Европе. - Прага : Обрис, 1966. - С. 51-59.

3. Яфальян, А. Ф. Школа самовыражения / А. Ф. Яфальян. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 444 с.

4. Менегетти, А. Введение в онтопсихологию / А. Менегетти. - Пермь : Хортон Лимитед, 1993. - 64 с.

5. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н. Н. Ярошенко. - Москва : Изд-во МГУКИ, 2000. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.