Научная статья на тему 'Социокультурное обоснование рентабельности содержания Саха ынага'

Социокультурное обоснование рентабельности содержания Саха ынага Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САХА / ЯКУТИЯ / САХА ЫНАГА / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Эльвира Андреевна

в статье рассматривается роль Саха ынага (якутской аборигенной породы скота) в жизни народа Саха. Раскрывается ее роль в культуре, истории, приводятся доводы из истории в сторону экономической эффективности якутского скота

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурное обоснование рентабельности содержания Саха ынага»

Социокультурное обоснование рентабельности содержания Саха ынага

Михайлова Э.А.

Михайлова Э.А. Социокультурное обоснование рентабельности содержания Саха ынага

Михайлова Эльвира Андреевна /МШа]^а Jel'vira Andreevna - магистрант, кафедра социологии и управления персоналом, Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается роль Саха ынага (якутской аборигенной породы скота) в жизни народа Саха. Раскрывается ее роль в культуре, истории, приводятся доводы из истории в сторону экономической эффективности якутского скота.

Ключевые слова: Саха, Якутия, Саха ынага, культура, общество, нематериальные ценности.

Саха ынага - аборигенная порода скота народа Саха, находящаяся под угрозой исчезновения. Маточное поголовье данного скота составляет всего около 500 голов. История происхождения скота по данным генетических экспертиз уходит корнями в районы Юго-восточной Турции и севера Ирана (9200-6600 лет до н. э) [1, с.42]. Данные современных молекулярно-генетических исследований и археологические открытия подчеркивают важность и необходимость сохранения чистоты генов Саха ынага - во-первых, как ключа к ответам на многие вопросы о происхождении самого народа Саха, а также при рассмотрении Саха ынага в качестве своеобразной мессии, в случае каких-либо всемирных экологических катастроф, связанных с массовой эпидемией болезней и падежа скота в силу особых качеств и уникальных неповторимых характеристик устойчивости к заболеваниям, длительному воздействию низких температур и не прихотливости к кормам.

Согласно сохраненным архивным данным, количество поголовья Саха ынага до революции 1917 года достигала 500 тыс. голов. Тогда как в наши дни, поголовье сократилось даже не в сотни, а в тысячи раз, составляя теперь 1440 голов [2, с.65]. Вообще, говоря о скоте в целом, а не только о Саха ынага, то необходимо отметить, что поголовье крупного рогатого скота в Республике Саха (Якутия) ежегодно неуклонно снижается.

К примеру, в 2012 г. по сравнению с 1990 г. поголовье крупного рогатого скота в Якутии сократилось на 41,1% [4, с.79-91]. И это при том, что мы живем в XXI веке - веке новых технологий, автоматизированных цехов, роботизированных промышленных линий, газа, света, асфальтовых дорог, связи, интернета, новых отопительных систем и систем уборки навоза, доильных аппаратов и прочего. А ведь в начале прошлого века всего этого не было, зато каким-то удивительным образом якуты содержали невообразимое на сегодняшний день количество голов крупного рогатого скота, и это только по существующим архивным документам, сколько их было до переписи, и сколько еще не вошло в эту перепись остается только гадать.

Ответов нет, но косвенно ответы вполне можно для себя почерпнуть как из источников устного народного творчества, сказок, легенд и всемирно известного Олонхо, признанного Юнеско шедевром нематериального культурного наследия человечества, так из вполне материальных источников, свидетельствующих о наличии многотысячных стад на широких просторах якутской земли.

Так, например, в 80-хх годах XIX века в Баягантайском улусе состояло 9 наслегов, где по письменным свидетельствам, были люди, имевшие в собственности от 500 до 1000 голов скота [3]. И это только в одном отдельно взятом наслеге определенного улуса целого Якутского Округа. Тогда сколько же было таких собственников по всему якутскому краю?

Сопоставляя исторические свидетельства и не материальные источники-сказания, легенды можно увидеть и понять весь грандиозный масштаб якутского скотоводства. Кроме этого надо отметить один очень важный момент - якуты никогда не смогли бы, и не стали разводить скот, не имеющий экономическую рентабельность, ведь природная смекалка и врожденное чувство холодного расчета у исконных скотоводов-якутов, не позволяет им допускать какие либо ошибки, ибо цена этого, в суровых условиях Севера, жизнь их семей. Длинные зимы по 9 месяцев в году не дают человеку иного выбора кроме как всегда осуществлять тонкий, четкий расчет во всем что касается его хозяйственной деятельности. Только действительно не требовательный, не прихотливый, выносливый, крепкий здоровьем скот - мог быть выгоден, а значит, имел право на жизнь. И таковым скотом была Саха ынага, вот уже на протяжении тысяч лет сопровождающая народ Саха по длинной исторической дороге жизни в суровом северном краю.

Культура предков народа Саха основана на скотоводстве, а единственным его скотом всегда была Саха ынага. Скотоводство - это не занятие, это в первую очередь образ существования, особый способ мышления, здесь ритм и импульс к жизни человеку задает его скот. А это работа без выходных 365 дней в году и 24 часа в сутки. Не видимая и глубокая связь человека с животным предопределяет все его бытие. Скотоводство для якута было даже не просто образом жизни, это было в большинстве случаев, единственным способом выживания, будучи источником пропитания. Человек-якут без своего скота не смог бы выжить в скудных пищевых условиях крайнего Севера. Саха ынага давала людям, кроме одних только молочных продуктов и мяса, множество других - кожу, шкуру, хвост, рога, внутренности -мочевой пузырь, желчь, навоз. Предки якутов, говоря современным языком, придерживались технологии безотходного производства.

Благодаря Саха ынага якуты не просто выжили, но и развили, расширили и донесли до XXI века свою неповторимую культуру. Культуру народа, удивившего мир тем, что является единственным народом в мире продвинувшим культуру скотоводства так далеко на Север.

Литература

1. Иванова З.И. Сэргэ мегалит народа саха. Якутск: Бичик,2013. 43 с.

2. Саха ынага-дар предков. Якутск: Бичик, 2013г., 65 с.

3. Статистический сборник/комитет государственной статистики РС(Я)-Якутск,2012, с.79-91.

4. Слепцов Н. Из истории Баягантайского улуса. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://Iliin-yakutsk.narod.ru/2004-

5774.html (дата обращения 20.12.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.