Социокультурное обоснование рентабельности содержания Саха ынага
Михайлова Э.А.
Михайлова Э.А. Социокультурное обоснование рентабельности содержания Саха ынага
Михайлова Эльвира Андреевна /МШа]^а Jel'vira Andreevna - магистрант, кафедра социологии и управления персоналом, Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается роль Саха ынага (якутской аборигенной породы скота) в жизни народа Саха. Раскрывается ее роль в культуре, истории, приводятся доводы из истории в сторону экономической эффективности якутского скота.
Ключевые слова: Саха, Якутия, Саха ынага, культура, общество, нематериальные ценности.
Саха ынага - аборигенная порода скота народа Саха, находящаяся под угрозой исчезновения. Маточное поголовье данного скота составляет всего около 500 голов. История происхождения скота по данным генетических экспертиз уходит корнями в районы Юго-восточной Турции и севера Ирана (9200-6600 лет до н. э) [1, с.42]. Данные современных молекулярно-генетических исследований и археологические открытия подчеркивают важность и необходимость сохранения чистоты генов Саха ынага - во-первых, как ключа к ответам на многие вопросы о происхождении самого народа Саха, а также при рассмотрении Саха ынага в качестве своеобразной мессии, в случае каких-либо всемирных экологических катастроф, связанных с массовой эпидемией болезней и падежа скота в силу особых качеств и уникальных неповторимых характеристик устойчивости к заболеваниям, длительному воздействию низких температур и не прихотливости к кормам.
Согласно сохраненным архивным данным, количество поголовья Саха ынага до революции 1917 года достигала 500 тыс. голов. Тогда как в наши дни, поголовье сократилось даже не в сотни, а в тысячи раз, составляя теперь 1440 голов [2, с.65]. Вообще, говоря о скоте в целом, а не только о Саха ынага, то необходимо отметить, что поголовье крупного рогатого скота в Республике Саха (Якутия) ежегодно неуклонно снижается.
К примеру, в 2012 г. по сравнению с 1990 г. поголовье крупного рогатого скота в Якутии сократилось на 41,1% [4, с.79-91]. И это при том, что мы живем в XXI веке - веке новых технологий, автоматизированных цехов, роботизированных промышленных линий, газа, света, асфальтовых дорог, связи, интернета, новых отопительных систем и систем уборки навоза, доильных аппаратов и прочего. А ведь в начале прошлого века всего этого не было, зато каким-то удивительным образом якуты содержали невообразимое на сегодняшний день количество голов крупного рогатого скота, и это только по существующим архивным документам, сколько их было до переписи, и сколько еще не вошло в эту перепись остается только гадать.
Ответов нет, но косвенно ответы вполне можно для себя почерпнуть как из источников устного народного творчества, сказок, легенд и всемирно известного Олонхо, признанного Юнеско шедевром нематериального культурного наследия человечества, так из вполне материальных источников, свидетельствующих о наличии многотысячных стад на широких просторах якутской земли.
Так, например, в 80-хх годах XIX века в Баягантайском улусе состояло 9 наслегов, где по письменным свидетельствам, были люди, имевшие в собственности от 500 до 1000 голов скота [3]. И это только в одном отдельно взятом наслеге определенного улуса целого Якутского Округа. Тогда сколько же было таких собственников по всему якутскому краю?
Сопоставляя исторические свидетельства и не материальные источники-сказания, легенды можно увидеть и понять весь грандиозный масштаб якутского скотоводства. Кроме этого надо отметить один очень важный момент - якуты никогда не смогли бы, и не стали разводить скот, не имеющий экономическую рентабельность, ведь природная смекалка и врожденное чувство холодного расчета у исконных скотоводов-якутов, не позволяет им допускать какие либо ошибки, ибо цена этого, в суровых условиях Севера, жизнь их семей. Длинные зимы по 9 месяцев в году не дают человеку иного выбора кроме как всегда осуществлять тонкий, четкий расчет во всем что касается его хозяйственной деятельности. Только действительно не требовательный, не прихотливый, выносливый, крепкий здоровьем скот - мог быть выгоден, а значит, имел право на жизнь. И таковым скотом была Саха ынага, вот уже на протяжении тысяч лет сопровождающая народ Саха по длинной исторической дороге жизни в суровом северном краю.
Культура предков народа Саха основана на скотоводстве, а единственным его скотом всегда была Саха ынага. Скотоводство - это не занятие, это в первую очередь образ существования, особый способ мышления, здесь ритм и импульс к жизни человеку задает его скот. А это работа без выходных 365 дней в году и 24 часа в сутки. Не видимая и глубокая связь человека с животным предопределяет все его бытие. Скотоводство для якута было даже не просто образом жизни, это было в большинстве случаев, единственным способом выживания, будучи источником пропитания. Человек-якут без своего скота не смог бы выжить в скудных пищевых условиях крайнего Севера. Саха ынага давала людям, кроме одних только молочных продуктов и мяса, множество других - кожу, шкуру, хвост, рога, внутренности -мочевой пузырь, желчь, навоз. Предки якутов, говоря современным языком, придерживались технологии безотходного производства.
Благодаря Саха ынага якуты не просто выжили, но и развили, расширили и донесли до XXI века свою неповторимую культуру. Культуру народа, удивившего мир тем, что является единственным народом в мире продвинувшим культуру скотоводства так далеко на Север.
Литература
1. Иванова З.И. Сэргэ мегалит народа саха. Якутск: Бичик,2013. 43 с.
2. Саха ынага-дар предков. Якутск: Бичик, 2013г., 65 с.
3. Статистический сборник/комитет государственной статистики РС(Я)-Якутск,2012, с.79-91.
4. Слепцов Н. Из истории Баягантайского улуса. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://Iliin-yakutsk.narod.ru/2004-
5774.html (дата обращения 20.12.14).