Научная статья на тему 'Саха ынага (Якутская аборигенная корова) — как важнейший фактор сохранения народа Саха'

Саха ынага (Якутская аборигенная корова) — как важнейший фактор сохранения народа Саха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
278
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САХА / ЯКУТИЯ / САХА ЫНАГА / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SAKHA / YAKUTIA / SAKHA YNAGA / CULTURE / SOCIETY / INTANGIBLE ASSETS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михайлова Эльвира Андреевна

Аннотация: в статье рассматривается роль Саха ынага (якутской аборигенной коровы) в жизни народа Саха, современные проблемы, стоящие перед народом Саха связанные с угрозой исчезновения Саха ынага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saha inaga (Yakut indigenous cow) as the most important factor in the preservation of the people of Sakha

Abstract: the article is about Yakutian native cattle and its role in the history, society and culture of the Sakha people. We can see the problems connected with the Sakha Ynaga (Yakutian cattle) in the future.

Текст научной работы на тему «Саха ынага (Якутская аборигенная корова) — как важнейший фактор сохранения народа Саха»

Saha inaga (Yakut indigenous cow) - as the most important factor in the preservation of the people of Sakha

Mikhailova E.

Саха ынага (якутская аборигенная корова) - как важнейший фактор сохранения народа Саха Михайлова Э.А.

Михайлова Эльвира Андреевна /Mikhailova Elvira Andreyevna - магистрант, кафедра социологии и управления персоналом,

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск

Abstract: the article is about Yakutian native cattle and its role in the history, society and culture of the Sakha people. We can see the problems connected with the Sakha Ynaga (Yakutian cattle) in the future.

Аннотация: в статье рассматривается роль Саха ынага (якутской аборигенной коровы) в жизни народа Саха, современные проблемы, стоящие перед народом Саха связанные с угрозой исчезновения Саха ынага.

Keywords: Sakha, Yakutia, Sakha Ynaga, culture, society, intangible assets. Ключевые слова: Саха, Якутия, Саха ынага, культура, общество, нематериальные ценности.

Саха ынага вот уже на протяжении сотен и тысяч лет является важным элементом в жизни народа Саха, коренного населения Якутии. Существует несколько гипотез происхождения Саха ынага, как, впрочем, и самого народа Саха. Исследования ученых-генетиков показали, что Саха ынага происходит от одомашненного на Ближнем Востоке скота приблизительно 10 000 лет назад [1, с.43]. На сегодняшний день Саха ынага является единственным из аборигенных сибирских пород, сохранившимся в чистоте. Изучение, сохранение, переоценка роли и значения Саха ынага в жизни народа Саха-вот основные задачи, стоящие перед новым поколением людей живущих в 21 веке. Кроме этого, пристальное внимание к Саха ынага может помочь в раскрытии еще неизвестных фактов и сведений о происхождении, культуре и истории народа Саха, во время и после его тысячелетних волн миграции с Ближнего Востока на Крайний Северо-Восток Евразии.

Народ Саха сам по себе является своеобразным феноменом, доказывающий пример успешной экспансии на север из южных районов планеты. Из языка и традиций ясно, что за три или пять столетий до прихода русских Саха освоили весь огромный регион их современного проживания. Предполагается, что предки Саха мигрировали на территорию современной Центральной Якутии несколькими волнами [2, 23].

И что самое удивительное, за все это время миграции и переселений, на протяжении тысяч лет народ Саха сумел сохранить не только свой язык, но и культуру, обычаи, предания, легенды, сказания. И, несомненно,

большую роль в этом сыграли Саха ынага, которые претерпевали все тяжести и лишения, а порой даже угрозы полного уничтожения в их долгом пути вместе со своими хозяевами. Однако было бы не справедливо не упомянуть и о якутской лошади, так же являвшейся незаменимым спутником и другом человека Саха, однако в свете тенденций последнего времени (примерно с начала 90-хх годов) о роли Саха сылгыта (якутской лошади) достаточно много говорят и пишут, не заслуженно обходя вниманием основной объект - Саха ынага.

Известно, что большее влияние на жизнь народа Саха имела именно в первую очередь, следует особо подчеркнуть - Саха ынага, являясь своеобразной первоосновой, первопричиной их культуры. Практика ухода за Саха ынага обеспечивала людям сохранность передачи традиции предков [3, с.110-140].

Лошади в основном были прерогативой богачей, в то время как бедняки, коих было несомненно больше, держали преимущественно только коров, служивших им порой единственным источником пропитания, помогавших людям выживать из года в год, изо дня в день.

Почти все свидетельства устного народного творчества-сказания, легенды, песни, а так же признанный ЮНЕСКО мировым шедевром устного и нематериального наследия человечества - Олонхо, являясь несомненно примерами народных нематериальных ценностей несут в себе сведения , информацию о Саха ынага, да и что говорить несут, основаны на единой базе, основном фундаменте бытия человека Саха - его скоте, являющемся в прямом и переносном смысле основной, единственно реально значимой материальной ценностью и по сей день. Все бытие человека Саха от рассвета и до заката, без выходных и праздников, 365 дней году были подчинены единому распорядку обязанностей ухода и заботы за скотом-источника жизни, надежды на будущее всей семьи. Практически вся утварь, посуда, хозяйственные приспособления, формы и конструкция жилища, железные инструменты, уличные изгороди и загоны, все были приспособлены и предназначены для Саха ынага. Даже выбор места поселения так же был не случайным, все учитывалось с точки зрения необходимости и полезности для содержания скота.

Даже строение земли - поля, леса, травы, состав трав и цветов был словно специально создан природой для удобства человека в его уходе за скотом.

К сожалению, в связи с технологическим развитием и изменениями ценностей, ритмов жизни, взглядов, в 20 веке произошло то, что обычно происходит при экономических и политических изменениях.

Саха ынага всего век назад насчитывающая поголовье около 500 000 голов, сегодня насчитывает меньше 0,1 % от этого числа, и находится в угрожающем исчезновением статусе. Народ, некогда гордо именовавший себя скотоводами, сегодня ежегодно с катастрофически высокой скоростью

сокращает поголовье своего крупного рогатого скота, речь идет даже не о Саха ынага, а вообще о скоте, завезенном взамен Саха ынага из других регионов в середине прошлого века, в целях улучшения породности и мясомолочных показателей.

В 2012 г. по сравнению с 1990 г. поголовье крупного рогатого скота в Якутии сократилось на 41,1%. [4, с.79-91].

Саха ынага же в совсем малом количестве находится сейчас только в специальных питомниках для сохранения генофонда, находясь практически в изоляции.

Саха ынага была с нами более 10 тыс. лет, она давала нам и пищу, и одежду, и тепло. Мы строили дома, где жили вместе с Саха ынага, мы подбирали место для дома, с учетом кормовых потребностей Саха ынага, мы знали какие цветы и травы нужны ей, чтобы она давала более насыщенное, пропитанное ароматом летних трав молоко, полезное и свежее, а зимой, она помогала согревать наше жилище. Мы нераздельно связаны с ней крепкими узами, которые осознаем где- то в глубине своего сердца, ведь это и есть генетическая память, запечатленная в каждом нашем суставе и частичке ткани. Саха ынага так же, как и мы - уникальна. Уникальна тем, что может адаптироваться и к суровым холодам до -60, и к высоким температурам летом. Выживать в суровых Северных условиях с невероятно длинными зимами и скудным в это время кормом.

Кто мы без своего скота, сможем ли теперь сохранить свой язык и культуру, если так быстро и легко избавляемся от тех, кто прошагал рядом с нами в течение тысячелетий? Или это начало конца?

Ответы на эти вопросы нам еще предстоит дать своим детям.

Литература

1. Иванова З.И. Сэргэ мегалит народа Саха. Якутск: Бичик,2013. 23 с./ZForsyth J. The History of the Peoples of Siberia Russia’s North Asian Colony/J.Forsyth. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.-455 p.

1. Иванова З.И. Сэргэ мегалит народа саха.Якутск: Бичик,2013. 43 с.

2. Crate S.A. Walking Behind the Old Women : Sacred Sakha Cow Knowledge in the 21st Century/S.A. Crate //Human Ecology review,Vol.15.-No.2.-2008.-110-140 p.

3. Статистический сборник/комитет государственной статистики РС(Я)-Якутск,2012, с.79-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.