Научная статья на тему 'Скотоводство как основа жизни народа Саха'

Скотоводство как основа жизни народа Саха Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САХА / ЯКУТИЯ / САХА ЫНАГА / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / SAKHA / YAKUTIA / SAKHA YNAGA / CULTURE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Эльвира Андреевна

Аннотация: в статье рассматривается место Саха ынага (якутской аборигенной коровы) в жизни якутов (народа Саха). Подчеркивается ее главенствующая роль в хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cattle as the basis of life of the people of Sakha

Abstract: the article is about Yakutian native cattle and its role in the life of the Sakha people. Underlines its leading role in the economy of the Yakuts.

Текст научной работы на тему «Скотоводство как основа жизни народа Саха»

Cattle as the basis of life of the people of Sakha Mihajlova J.

Скотоводство как основа жизни народа Саха Михайлова Э.А.

Михайлова Эльвира Андреевна /Mihajlova Jel'vira Andreevna - магистрант, кафедра социологии и управления персоналом,

Северо-Восточный Федеральный университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается место Саха ынага (якутской аборигенной коровы) в жизни якутов (народа Саха). Подчеркивается ее главенствующая роль в хозяйстве.

Abstract: the article is about Yakutian native cattle and its role in the life of the Sakha people. Underlines its leading role in the economy of the Yakuts.

Ключевые слова: Саха, Якутия, Саха ынага, культура, общество.

Keywords: Sakha, Yakutia, Sakha Ynaga, culture, society.

Высокоразвитое скотоводство обусловило образ жизни, материальную и духовную культуру, мировоззрение народа Саха в целом. На протяжении тысячелетий единственным рогатым скотом якутов была - Саха ынага.

Саха ынага - давала основные продукты питания и материалы для изготовления одежды, жилища, домашней утвари. Известно, что средняя якутская семья, состоящая из пяти человек, содержала до 5-6 дойных коров. Часть молока уходила на приготовление масла (хайах), квашеной варенки (тар), творога (иэдьэгэй). Остальное молоко хозяева употребляли на чай (чай уутэ), вареное блюдо (суорат) и кормление детей. Большая зависимость якутов от молочной пищи выражалась в том, что даже под угрозой голодной смерти они чаще всего отказывались забивать скот [1, с. 113]. Однако якуты ценили Саха ынага не только из-за молока и мяса, с давних пор в хозяйстве использовали кожу, рога, внутренности - мочевой пузырь и желчь, хвост и навоз. Таким образом, в дело шло практически все, что оставалось после разделки туши скота. Шкуру же использовали для пошива обуви, сумок-котомок, ими укрывали стены хотона, обивали дверь, даже плели веревки, таким образом, находилось множество вариантов ее различного применения в хозяйстве.

Даже жилище-балаган якуты нередко делили со своим животным - Саха ынага. По материалам кулун-атахской археологической культуры XIV-XVI веков, жилище Саха представлены балаганами с совмещенными хлевами-хотонами. Иногда хотон бывал вдвое длиннее людской половины и всегда отделялся от нее лишь невысокой перегородкой из тонких досок. Хотон всегда строили с северной стороны. Входили в хотон через дверь из балагана, в хотоне не было печи, так как он обогревался теплом животных. На современный взгляд подобное соседство показалось бы верхом бескультурья и анти гигиены, однако надо признать, что подобная система была выверена временем и чрезвычайно экономически эффективна, в силу особых климатических условий, долгих зим, отсутствия иных систем эффективного отопления, да и попросту было очень удобным. Кажется, что природа создавала Саха ынага, специально, с целью помощи человеку Саха, чтоб он выжил в таких экстремально холодных условиях, какие бывают на Севере. М.И. Муравьев-Апостол, декабрист, в Вилюйске хвалил якутскую юрту: «устройство это так разумно приспособлено к суровому климату той северной широты, что в своей юрте я не ощущал холода даже в самые жестокие морозы, тогда как жившие в вышеупомянутых домах жаловались на стужу» [1, с.76].

В силу уникальных особенностей своего организма, Саха ынага способна выдерживать длительное воздействие низких температур, обходится скудным кормом, и, обладая от природы крепким иммунитетом, практически всегда дает потомство. Даже ее

навоз, в силу физиологических особенностей организма Саха ынага (очень длинного кишечника), имеет свое отличие - всегда крепкий и не большой, он легко позволял содержать помещение, которое она делила с человеком, в должной чистоте и порядке. Кроме этого, она могла большую часть времени зимой проводить на вольном выпасе, заходя в балаган только для ночевки. Говоря современным языком, якуты вели природосообразное животноводство в условиях свободного выпаса. О преимуществах и достоинствах подобного подхода к содержанию животных, в своих работах часто упоминает всемирно известный австрийский фермер-новатор Зепп Хольцер. К примеру, в своем труде «Пустыня или рай» [2, с. 283] он подчеркивает, что «животные, которые живут в естественных условиях и питаются естественным кормом, способны снова развить свои инстинкты; они идут туда, где чувствуют себя комфортно, и выискивают тот корм, который им пойдет на пользу. Такие животные счастливы и здоровы, и это отражается так же и на качестве продукции».

Якут был неразлучен со своим скотом в течении всей своей жизни. Скотоводческий хозяйственный уклад отразился также в семейных и календарных обрядах. Календарь народа Саха символически связан со скотом, а именно с быком, потому как самая длинная пора в году - зима, представлялась якутам в образе большого быка с морозным дыханием.

Анализ календаря скотоводческих народов показал, что в древности праздник Нового года, отмечаемого ранним летом, был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. Таким образом, можно сказать, что самый большой якутский праздник Ысыах представлял собой, в первую очередь, скотоводческий праздник. Даже ребенка одаривали скотом уже с младенчества, основную часть калыма и приданного будущей невесты, к примеру, составлял скот.

Ученые подтверждают главенствующую роль Саха ынага в хозяйстве якутов, так М.К. Расцветаев утверждает, что в XVII веке рогатый скот был основной хозяйственной фигурой и задавал тон в скотоводческом хозяйстве» [3, с.36].

Необходимо отметить, что ученые обращаются в своих трудах к более позднему историческому времени, ввиду отсутствия более ранних письменных свидетельств.

Поэтому, было бы не правильно считать, читая эти труды, что рогатый скот стал играть более важную роль в жизни народа только после XVII века, очевидно, что такую роль Саха ынага играла в жизни народа тысячелетиями. Последние исследования генетиков подтверждают, что якутская порода скота - Саха ынага, происходит от одомашненного на Ближнем Востоке скота, приблизительно 10000 лет назад [4, с.218].

Это открытие, сделанное при помощи суперсовременных точнейших молекулярногенетических методов, позволяет представить картины тысячелетних миграций предков Саха со своим крупным рогатым скотом из солнечной Анатолии времен неолита на Крайний Северо-восток средневековой Евразии. Таким образом, выясняется, что Саха ынага и человека Саха связывала многотысячелетняя история, в течение которой она ежедневно помогала людям преодолевать жизненные трудности [5, с.55].

Нынешний президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов, так отмечает роль скотоводства в жизни народа Саха - «Одним из почитаемых культов у народа Саха всегда был дух Ынахсыт (от слова «ынах»-корова, прим.авт.). Крупному рогатому скоту уделено центральное место во всех главных жизненных реалиях - летоисчислении, народных праздниках, рождении человека и т.д. Якутский рогатый скот является одной из основных действующих сил в народном эпосе Олонхо, признанном ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества» [1,с.1].

Литература

1. Саха ынага-дар предков. Якутск: Бичик, 2013г., с. 65 ,с. 76, c.1.

2. Пустыня или рай. Киев. Издательский дом «Зерно», 2012., с.286.

3. Расцветаев М.К. Очерки по экономике и общественному быту якутов. Л., 1932,с.36.

4. Sakha Ynaga .Cattle of the Yakuts/Leo Granberg,Katrina Soini and Juha Kantanen;Finnish Academy of Science and Letters Annales Academiae Scientiarum Fennicae.-Helsinki.-2009, р-218.

5. Иванова З.И. Сэргэ мегалит народа саха. Якутск: Бичик,2013. с.55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.