Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ИМПРЕССИНГА: ОПЫТ ТИПОЛОГИЗАЦИИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ИМПРЕССИНГА: ОПЫТ ТИПОЛОГИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИМПРЕССИНГ / ВПЕЧАТЛЕНИЕ / ТИПОЛОГИИ ИМПРЕССИНГА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Викторова Е. В.

На основе обобщения теоретических и эмпирических данных об импрессинге предпринята попытка выделения и описания его типов. Обоснована возможность применения типологического метода к исследованию импрессинга, выявлена и описана специфика распределения всего многообразия импрессингов на типы. Показано, что импрессинг, как феномен социокультурный, может быть типологизирован по различным критериям. Многообразие его типов связано с тем, что решающим в возникновении личностно значимого впечатления может стать любое воздействие социокультурной среды, если оно выпадает на критический период развития. Особо оговорена типологическая специфика импрессингов, возникающих в условиях цифровизации культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL DIVERSITY OF IMPRESSING: EXPERIENCE OF TYPOLOGIZATION

Based on the generalized theoretical and empirical data on impressing, the current study attempts to identify and describe its types. The study justifies the possibility of applying the typological method to the study of impresssing, it identifies and describes the specifics of the distribution of the entire variety of impressing into types. It is shown that impressing, as a sociocultural phenomenon, can be typologized according to various criteria. The diversity of its types is due to the fact that any impact of the sociocultural environment can be decisive in the emergence of a personally significant impression if it falls during a critical period of development. The article emphasizes typological specificity of impressions arising in the context of digitalization of culture.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ИМПРЕССИНГА: ОПЫТ ТИПОЛОГИЗАЦИИ»

_КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.113

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ИМПРЕССИНГА: ОПЫТ ТИПОЛОГИЗАЦИИ

Научная статья

Викторова Е.В.*

ORCID: 0000-0002-3169-1444, Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

* Корреспондирующий автор (vikele[at]mail.ru)

Аннотация

На основе обобщения теоретических и эмпирических данных об импрессинге предпринята попытка выделения и описания его типов. Обоснована возможность применения типологического метода к исследованию импрессинга, выявлена и описана специфика распределения всего многообразия импрессингов на типы. Показано, что импрессинг, как феномен социокультурный, может быть типологизирован по различным критериям. Многообразие его типов связано с тем, что решающим в возникновении личностно значимого впечатления может стать любое воздействие социокультурной среды, если оно выпадает на критический период развития. Особо оговорена типологическая специфика импрессингов, возникающих в условиях цифровизации культуры.

Ключевые слова: социокультурная среда, социокультурное воздействие, импрессинг, впечатление, типологии импрессинга.

SOCIOCULTURAL DIVERSITY OF IMPRESSING: EXPERIENCE OF TYPOLOGIZATION

Research article

Viktorova E.V.*

ORCID: 0000-0002-3169-1444, Penza State University, Penza, Russia

* Corresponding author (vikele[at]mail.ru)

Abstract

Based on the generalized theoretical and empirical data on impressing, the current study attempts to identify and describe its types. The study justifies the possibility of applying the typological method to the study of impresssing, it identifies and describes the specifics of the distribution of the entire variety of impressing into types. It is shown that impressing, as a sociocultural phenomenon, can be typologized according to various criteria. The diversity of its types is due to the fact that any impact of the sociocultural environment can be decisive in the emergence of a personally significant impression if it falls during a critical period of development. The article emphasizes typological specificity of impressions arising in the context of digitalization of culture.

Keywords: sociocultural environment, sociocultural impact, impressing, impression, typologies of impressing.

Введение

Современные исследования феномена импрессинга по-прежнему весьма немногочисленны, несмотря на то что предметом непосредственного изучения он становится в работах В.П. Эфроимсона еще в 70-е годы ХХ века. Отсутствуют и исследования типологического многообразия импрессинга. Так, у В.П. Эфроимсона многообразие импрессинга, например, по источнику возникновения выражено лишь словами о том, что «решающее значение могут возыметь какие-либо наблюдения, какой-либо акт доброты, жестокости, несправедливости, какая-либо книга, фильм, разговор, жизненное происшествие» [4, С. 85]. Но уже в работах советского ученого обнаруживаем такое описание импрессинга (в том числе на богатейшем биографическом материале), которое позволяет выделить его определенные типы. В работах других исследователей выявление типов импрессинга тоже не становилось непосредственной задачей [2], [3], [4], [5], однако акцентирование исследовательского внимания на отдельных сторонах данного феномена дает почву для обнаружения новых критериев типологизации импрессинга: по типу восприятия, по последствиям и т.п.

Теоретический анализ имеющихся в социогуманитарном знании работ, посвященных импрессингу, позволил нам оттолкнуться в своих представлениях о многообразии этого феномена и задал направление эмпирическому исследованию, нацеленному на более углубленное изучение импрессинга. Распределение импрессингов на типы по различным критериям во многом стало возможным благодаря эмпирическим данным, полученным в ходе пилотажного (анкетированием охвачены 417 человек в возрасте 18-60 лет) и основного исследования (опрошены 516 человек в возрасте 13-19 лет) [6], [7].

Предмет и метод исследования.

С социокультурной точки зрения, импрессинг (от англ. impress - впечатлять, оставлять след) представляет собой механизм активации под воздействием социокультурной среды предрасположенности личности к определенным видам деятельности, формирования устойчивого стремления к реализации творческого потенциала [8]. Впечатления, приводящие к подобным результатам, личность способна получить в критические (сензитивные) периоды развития, среди которых особое место занимает подростковый возраст, богатый на сильные, яркие переживания, являющиеся необходимым условием возникновения импрессинга [9]. Значительная часть импрессинговых ситуаций возникает в условиях общения с социокультурным окружением личности, которое в подростковом возрасте составляют прежде всего родители (и/или значимые члены семьи), друзья (и/или одноклассники) и учителя (и/или представители

администрации школы, тренеры). Импрессинговые социокультурные воздействия разнообразны, как разнообразна сама жизнь, протекающая в детстве, отрочестве и юности, в семье, школе и за их пределами.

Системное знание об импрессинге еще не сложилось, поэтому строгое классифицирование последнего в настоящее время не представляется возможным. Наибольшим потенциалом в изучении многообразия импрессинга, на наш взгляд, располагает метод типологии - менее строгий по сравнению с классификацией и по этой причине более подходящий для недостаточно изученных феноменов [10], [11], [12], [13]. Кроме того, типологизирование применяется в тех случаях, когда предмет исследования динамичен. Таковым является импрессинг: с появлением новых форм коммуникации (например, вызванных цифровизацией) уже существующее типологическое многообразие импрессинга не теряет своей актуальности, но обогащается новыми вариациями. И, наконец, типология как метод допускает спорные ситуации в выделении типов. Сложная природа личностно значимых впечатлений приводит к тому, что, как правило, один и тот же пример импрессинга может быть отнесен сразу к нескольким его типам (в рамках разных типологий). Различные типы импрессинга зачастую накладываются друг на друга: наиболее частые подобные случаи наслаивания будут оговорены нами в дальнейшем.

Таким образом, метод типологии позволит приблизиться к систематизации многообразия импрессинга настолько, насколько это возможно с учетом имеющихся о нем данных.

Основные результаты

Как один из механизмов информационного воздействия на личность, импрессинг возникает в различных обстоятельствах жизни человека и, следовательно, может быть типологизирован на основании различных критериев (см. таб. 1).

Таблица 1 - Основные типологии импрессинга

Критерий выделения типа Типы импрессинга

Источник (среда) возникновения - пережитый в ближайшем социальном окружении - пережитый во взаимодействии с формальными агентами социализации - пережитый вне социального взаимодействия

Уровень культуры - импрессинг «высокой» культуры - импрессинг повседневности

Отношение к социальной действительности - импрессинг реальной действительности - импрессинг виртуальной действительности

Использование цифровых средств общения - «цифровой» - «нецифровой»

Характер воздействия - импрессинг прямого воздействия - импрессинг косвенного воздействия

Тип восприятия - вербальный - визуальный - кинестетический - дигитальный - смешанный

Частота воздействия - однократный - многократный

Социальные последствия - позитивный - негативный

Прежде всего, импрессинг может быть типологизирован по источнику или среде возникновения. Импрессинг может быть пережит в ближайшем (неформальном) социальном окружении, во взаимодействии с формальными агентами социализации и может быть непосредственно не связан ни с теми, ни с другими. Последнюю группу составляют те импрессинги, источниками которых стали виды природы, произведения искусства, памятники культуры, культовые объекты, сновидения и т.п. Родители, значимые родственники, друзья, классный руководитель, любимые учителя и тренеры, как неформальные агенты социализации, причастны к импрессингам первого типа; одноклассники, учителя-предметники, представители администрации и другие работники школы, являясь агентами формальной социализации, могут иметь отношение к возникновению импрессингов второго типа.

Необходимо отметить, что данная типология является основной. По сути, несколько типологий, представленных ниже (по уровню культуры, по отношению к социальной действительности и др.), уточняют и расширяют ее.

Так, импрессинги, связанные с другими лицами, можно распределить по уровню культуры, в рамках которой происходит взаимодействие. Речь идет о «высокой» и повседневной (обыденной) культуре. Импрессинги, возникшие в условиях функционирования «высокой» культуры, - это, прежде всего, импрессинги, связанные с образованием, религией, искусством, политикой. Они возникают при столкновении человека со значимыми для него достижениями «высокой» культуры человечества, под которыми следует понимать высшие непреложные ценности, проверенные веками и способные пройти проверку плюрализмом и смешением нравственно -эстетических категорий современной культуры (что особенно актуально в условиях размытости границ между «высоким» и обыденным в культуре постмодерна). Ситуация возникновения таких импрессингов зачастую нетривиальна: экскурсия, нетрадиционные уроки, необычные внеклассные мероприятия, служба в храме, громкое политическое событие, экономические и

социальные потрясения и т.д. При этом особую роль в возникновении импрессинга играют лица из социокультурного окружения подростка, которые являются непосредственными носителями ценностей «высокой» культуры. Высказываются мнения о том, что деятельность, которую избирает для себя человек, переживший подобный импрессинг, будет непосредственно связана с соответствующей формой культуры - искусством, религией, политикой и т.д. [14].

Импрессинги повседневности возникают в пространстве жизнедеятельности, остающемся за пределами «высокой» культуры. По сути, это все остальные типы импрессингов по источнику их возникновения, вплоть до бытовых моментов и даже сновидений. Они характеризуются, на первый взгляд, большей неприметностью, поскольку возникают в обыденном течении жизни. Однако при этом своего значения и силы воздействия не теряют. Следует заметить, что источником таких импрессингов могут выступать, на первый взгляд, феномены «высокой» культуры, например, произведения искусства, однако по своим ценностно-смысловым характеристикам (упрощенность, развлекательность и т.п. даже в сочетании с профессионализмом исполнения) они являются массовыми. Спектр их последействия соответственно гораздо более широк по сравнению с импрессингами «высокой» культуры - они стимулируют деятельность любой направленности и в любой сфере жизни, но по силе воздействия могут также приводить к значительным результатам.

«Высокая» и обыденная культуры тесно взаимосвязаны, проникают друг в друга, поэтому разграничение типов импрессинга в данном случае является условным. Например, по определению «высокой» культуры, очевидно, что импрессинги, возникающие во взаимодействии участников образовательного процесса, относятся именно к этому типу. Однако квалифицировать все импрессинги образовательной среды как импрессинги «высокой» культуры в реальном течении жизни не представляется возможным.

Еще одна типология, отражающая особенности возникновения импрессингов как феноменов культуры, это типология, учитывающая те изменения, которые внесли в нашу социокультурную действительность цифровые средства общения (получения информации). В современных условиях цифровизации культуры импрессинги можно типологизировать по критерию использования цифровых средств, а также по отношению к социальной действительности, которую они меняют. В соответствии с первым критерием импрессинговые воздействия можно представить как «цифровые», т.е. произошедшие с применением цифровых средств общения, и «нецифровые». Второй из упомянутых критериев позволяет говорить об импрессингах реальной социальной действительности, т.е. возникших реальном социальном взаимодействии, и импрессингах, возникших в виртуальной среде (безусловно, с использованием цифровых средств).

При этом «цифровые» импрессинги могут в свою очередь быть типологизированы по критериям, описанным выше, обнаруживая при соотнесении типов интересную специфику. «Цифровые» импрессинги чаще «нецифровых» возникают с участием лиц, не относящихся к ближайшему социальному окружению: впечатления, полученные от общения в социальной сети или на тематических форумах с лицами незнакомыми или малознакомыми, но разделяющими увлечение подростка, способно порождать или усиливать увлечение искусством, наукой, религией, политикой и т.д. При этом сомнительная экспертность виртуального окружения значительно сокращает возможности возникновения импрессинга именно «высокой» культуры, сводя высокий потенциал личностно значимого впечатления к восторгу перед очередным массовым явлением/продуктом, мейнстримом. Другими словами, в данном случае речь идет об особенностях индивидуального восприятия обыденности. В то же самое время «цифровые» импрессинги обыденности в ее простом, бытийном понимании связаны прежде всего с родителями и друзьями (эмоциональное общение по телефону, скайпу) и только потом - с одноклассниками и учителями.

Заметим также здесь, что в условиях цифровизации традиционную функцию социокультурного окружения в порождении импрессингов «высокой» культуры выполняют также цифровые средства получения информации. Для того, чтобы не только приобщиться к миру «высокой» культуры, но погрузиться в него, не обязательно иметь чей-то вдохновляющий пример непосредственно в своем окружении - достаточно иметь доступ в Интернет. Следовательно, «цифровые» импрессинги «высокой» культуры по источнику (среде) возникновения могут относиться к типу импрессингов, пережитых вне социальных взаимодействий. Для современного подростка, взрослеющего в условиях цифровизации, обретение увлечения (прямо или косвенно) на просторах Интернет - это типичное явление.

Импрессинги, связанные с социокультурным окружением личности, можно представить двумя типами по характеру воздействия: прямыми и косвенными. Первую группу составляют импрессинги, возникшие в результате непосредственного воздействия одного человека на другого. Вторую группу составляют впечатления, полученные в результате событий, участником которых человек мог и не быть, а быть лишь свидетелем, наблюдателем. Так, впечатление, полученное в разговоре с кем-то, относится к первой группе импрессингов, а впечатление, полученное от услышанного разговора - ко второй.

Здесь необходимо отметить, что традиционно «прямые» импрессинги имеют большее распространение, чем косвенные: это связано с тем, что при личном контакте подростка с кем-либо из ближайшего окружения вероятность возникновения эмоционального напряжения выше, чем при наблюдении за какими-то сценами из жизни. А поскольку получение впечатлений от внешних наблюдений зависит от разнообразия времяпровождения подростка, интересного насыщенного досуга (связанного в свою очередь с социально-экономическим положением семьи), постольку прямые воздействия чаще приводят к импрессингам, чем косвенные. Однако в условиях цифровизации и связанным с ней упрощенным доступом к Интернет, расширяются возможности подростков испытать косвенный импрессинг: возможности получения разнообразной информации и опыта стороннего наблюдателя почти безграничны, а поскольку пользователи Интернет ищут на его просторах прежде всего то, что представляет для них интерес, то шансы совпасть всем условиям возникновения импрессинга возрастают многократно. Одна из специфических черт импрессинга состоит в избирательности воздействий: то, к чему равнодушен один подросток, может сильно впечатлить другого. Поэтому создание всех условий для его целенаправленного возникновения, например, в учебно -

воспитательном процессе школы наталкивается на объективные трудности. Интернет же значительно повышает шансы подростка самому «найти» свой импрессинг.

По преобладанию типа восприятия импрессинги могут быть представлены как вербальные (аудиальные, речевые), визуальные (зрительные), кинестетические (двигательные), дигитальные (мыслительные), смешанные (сочетанные). Тип восприятия личности - один из факторов индивидуально-специфического возникновения импрессинга: в условиях одной ситуации воздействия подростки с разным типом восприятия реагируют на разные ее стороны/аспекты. Самые частые и идентичные по своему содержанию импрессинговые ситуации, например, в стенах школы - взаимодействие с ровесниками, учителями - совершенно по-разному воспринимаются подростками: кого-то впечатляют произнесенные кем-то слова, кого-то - взгляд, кого-то - приятное или неприятное прикосновение, кто-то впечатлен ходом или исходом размышлений, которые кто-то продемонстрировал или же на которые натолкнул. Здесь необходимо отметить, что тип импрессинга соответственно типу восприятия особенно ярко иллюстрирует тот факт, что возникновение импрессинга во многом являет собой почти случайное сочетание нескольких значимых факторов.

В описании разнообразия импрессингов по типу восприятия снова отметим те особенности возникновения значимых впечатлений, которые продиктованы цифровизацией культуры. В качестве примера приведем компьютерные игры жанра интерактивного кино, позволяющие погружаться в максимально приближенные к реальности жизненно-игровые перипетии, обеспеченные игрой профессиональных актеров, и даже управлять ими, или кино с 8d эффектом, которое способно удовлетворить даже эмоциональные запросы кинестетиков. В данном случае цифровые возможности масскульта значительно шире цифровых возможностей институтов «высокой» культуры, что объясняет более частое возникновение «цифровых» импрессингов вне организованной социализации.

Одной из специфических черт импрессинга является его эффективность даже при однократном воздействии. Однако это не исключает повторных случаев схожих значимых воздействий на личность. Кроме того, повторяемость схожих воздействий, безусловно, является фактором усиления впечатления. Исходя из этого, импрессинги можно представить как однократные и многократные. В данном случае современные цифровые средства расширяют возможности создания потенциальных импрессинговых ситуаций в учебно-воспитательном процессе, который, в отличие от стихийной киберсоциализации, можно организовать и даже воссоздать/повторить в его лучших методических моментах.

И, наконец, по своему знаку (по социальным последствиям), импрессинги могут быть позитивными и негативными. При этом нужно отметить, что само воздействие в случае импрессинга (в отличие от социального импринтинга) носит скорее положительный, чем отрицательный характер. Даже в случае потрясения речь идет о сильных, но конструктивных эмоциях. Если импрессинг в основе своей содержит негативные эмоции, то это свидетельствует о том, что он сопровождается психологической травмой: это те случаи, когда в дальнейшем личность действует не благодаря, а вопреки сложившимся в ее жизни обстоятельствам [15]. В данной типологии знак «плюс» и «минус» ставится не у воздействия как такового, а у его последствий, т.е. деятельности: является ли деятельность, к которой стремится человек, переживший импрессинг, просоциальной, асоциальной или антисоциальной. При этом необходимо учитывать, что, с социологической точки зрения, про-, а- или антисоциальный характер деятельности человека зависит от принятой нормативности в культуре конкретного общества в конкретный исторический период. Именно поэтому непонимание или даже неприятие обществом талантливых и гениальных открытий, опережающих время, не редкость, а скорее закономерное явление.

Заключение

Представленные типологии импрессинга не претендуют на исчерпанность, поскольку являют собой результат первого опыта типологизации интересующего нас феномена. Импрессинг все чаще становится предметом разноаспектных научных исследований, результаты которых в свою очередь могут обогатить и/или внести коррективы в предложенные типологии.

Финансирование Funding

Исследование выполнено при финансовой The reported study was funded by RFBR, project

поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19- number 19-29-14014. 29-14014.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики / В. П. Эфроимсон. - СПб.: Талисман, 1995. - 288 с.

2. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. В 3-х ч. Ч.3. / В. Н. Сагатовский. - СПб. - 1999. -[Электронный ресурс]. URL: http://sofik-rgi.narod.ru (дата обращения: 18.05.2021).

3. Узилевский Г. Я. О сверхраннем обучении, классических принципах воспитания и обучения с позиций антропологической семиотики / Г. Я. Узилевский // Образование и общество. - 2000. - № 5. - С. 57-64.

4. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

5. Перельман М. Особенности формирования менталитета человека / М. Перельман, М. Амусья. - [Электронный ресурс]. URL: http://world.lib.ru/ (дата обращения: 19.05.2021).

6. Викторова Е. В. Возрастные характеристики импрессинга (опыт эмпирического исследования) / Е. В. Викторова // The Unity of Science: International scientific periodical journal (Vienna, Austria). - August (№ 3-1). - 2016. - Р. 65-68.

7. Викторова Е. В. Цифровая культура межличностных взаимодействий и импрессинг как ее элемент / Е. В. Викторова // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2020. - № 9 (99). - Часть 2. -С. 35-39. DOI: 10.23670/IRJ.2020.99.9.043

8. Эфроимсон В. П. Педагогическая генетика / В. П. Эфроимсон // Биология. - 2000. - № 31. - С.5-11.

9. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика / В. П. Эфроимсон // Биология. - 2000. - № 31. - С.5-11.

10. Обсуждаем тему «Типологический метод» // Эпистемология & Философия науки. - 2007. - Т. 11. - № 1. -С. 157 - 168.

11. Субботин А. Л. Классификация / А. Л. Субботин. - М.: ИФ РАН, 2001. - 94 с.

12. Каган М. С. Классификация и систематизация / М. С. Каган // Типы в культуре. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979. - С. 6 - 11.

13. Типология и классификация в социологических исследованиях. - М.: Наука, 1982. - 296 с.

14. Перельман М. Особенности формирования менталитета человека / М. Перельман, М. Амусья. - [Электронный ресурс]. URL: http://world.lib.ru/ (дата обращения: 19.05.2021).

15. Лири Т. Семь языков Бога / Т. Лири. - М.: Пересвет, 2001. - [Электронный ресурс]. URL: https://lib.rus.ec/b/147235/read (дата обращения: 17.11.2014).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Efroimson V. P. Genetika etiki i estetiki [Genetics of ethics and aesthetics] / V. P. Efroimson. - SPb.: Talisman, 1995. -288 p. [in Russian]

2. Sagatovsky V. N. Filosofiia razvivaiushcheisia garmonii. V 3 ch. Ch. 3. [Philosophy of Developing Harmony. In 3 p. P. 3.] [Electronic resource] / V. N. Sagatovsky. - SPb. - 1999. - URL: http://sofik-rgi.narod.ru (accessed: 18.05.2021). [in Russian]

3. Uzilevsky G. Y. O sverkhrannem obuchenii klassicheskikh printsipakh vospitaniia i obucheniia s pozitsii antropologicheskoi semiotiki Obrazovanie i obshchestvo [On superearly teaching, classical principles of education and training from the standpoint of anthropological semiotics] / G. Y. Uzilevsky // Obrazovanie i obshchestvo [Education and society]. -2000. - N. 5. - Р. 57-64. [in Russian]

4. Kholodnaya M. A. Psikhologiia intellekta paradoksy issledovaniia [Psychology of intelligence: paradoxes of research] / M. A. Kholodnaya. - SPb.: Peter, 2002 . - 272 p. [in Russian]

5. Perelman M. Osobennosti formirovaniia mentaliteta cheloveka [Features of the formation of human mentality] [Electronic resource] / M. Perelman, M. Amusya. - URL: http://world.lib.ru/ (accessed: 19.05.2021). [in Russian]

6. Viktorova E. V. Vozrastnye kharakteristiki impressinga opyt empiricheskogo issledovaniia [Age characteristics of impressing (experience of empirical research)] // The Unity of Science: International scientific periodical journal (Vienna, Austria). - August (№ 3-1). - 2016. - Р. 65-68. [in Russian]

7. Viktorova E. V. Tsifrovaia kultura mezhlichnostnykh vzaimodeistvii i impressing kak ee element [Digital culture of interpersonal interactions and impressing as its element] // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal [International research journal]. - Yekaterinburg, 2020. - N. 9 (99). - P. 2. - Р. 35-39. [in Russian]

8. Efroimson V. P. Pedagogicheskaia genetika [Pedagogical genetics] // Biologiia [Biology]. - 2000. - N. 31. - Р. 5-11. [in Russian]

9. Efroimson V. P. Pedagogicheskaia genetika [Pedagogical genetics] // Biologiia [Biology]. - 2000. - N. 31. - Р. 5-11. [in Russian]

10. Obsuzhdaem temu «Tipologicheskii metod» [Discussing the topic «Typological method»] // Epistemologiia & Filosofiia nauki [Epistemology & Philosophy of Science]. - 2007. - Vol. 11. - N. 1. - Р. 157 - 168. [in Russian]

11. Subbotin A. L. Klassifikatsiia [Classification] // A. L. Subbotin. - М.: IF RAN, 2001. - 94 р. [in Russian]

12. Kagan M. S. Klassifikatsiia i sistematizatsiia [Classification and systematization] // Tipy v culture [Types in culture] / M. S. Kagan. - L.: Publishing house Leningradskogo universiteta, 1979 . - Р. 6 - 11. [in Russian]

13. Tipologiia i klassifikatsiia v sotsiologicheskikh issledovaniiakh [Typology and classification in sociological research]. - M .: Nauka, 1982. - 296 p. [in Russian]

14. Perelman M. Osobennosti formirovaniia mentaliteta cheloveka [Features of the formation of human mentality] [Electronic resource] / M. Perelman, M. Amusya. - URL: http://world.lib.ru/ (accessed: 19.05.2021). [in Russian]

15. Liry T. Sem iazykov Boga [Seven languages of God] [Electronic resource] / T. Liry. - M.: Peresvet, 2001. - URL: https://lib.rus.ec/b/147235/read (accessed: 11.05. 2021). [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.