Научная статья на тему 'Социокультурная теория книжного дела Георга Егера'

Социокультурная теория книжного дела Георга Егера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная теория книжного дела Георга Егера»

Социокультурная теория книжного дела Георга Егера

Д.В. Королькевич,

магистрантка 2-го года обучения по направлению «Издательское дело»

B научной и специальной литературе мы встречаемся с огромной массой самых разнообразных толкований основополагающих профессиональных понятий и их производных. Термин «книжная культура» употребляется нередко, чего нельзя сказать о его обоснованном толковании. При этом нет единого мнения по поводу того, что же представляет собой книжная культура как система, хотя и существует множество концепций и теорий, пытающихся раскрыть смысл данного понятия и сформировать единый термин.

Интересную концепцию книгоиздания как системы взаимопроникновения ценностей книжной сферы и социально-экономических субсистем, предложил немецкий ученый Г. Егер. В своей работе «Buchhandel und Wissenschaft. Zur Ausdifferenzierung des wissenschaftlichen Buchhandels»1 Егер вводит понятие «научная книжная торговля» (Buchhandel), которое является результатом интерпенетрации, т. е. взаимопроникновения ценностей одной субсистемы в другую или одновременно нескольких социокультурных субсистем: книжного дела, экономики и науки при определяющей роли социальных и культурных факторов, как движущей силы социокультурного развития [1, с. 9]. В буквальном смысле «Buchhandel» означает книжную торговлю. В действительности речь идет обо всем книжном деле.

В данном месте, пожалуй, уместно одно замечание не столько терминологического, сколько концептуального смысла, которое высказывает ученый-книговед Е.П. Шеметова: «В каждой из наук функцио-

1 Речь идет о цикле работ, вынесенных на IASL online дискуссионный форум «Проблемы истории книжной торговли». IASL — International Association of School Librarianship. Как правило, на форум представлялись ранее апробированные работы. Все эти работы касались того, что немецкие исследователи называют Buchhandel.

50

нирует блок концептов, которые образуют единое целое, друг без друга они становятся несостоятельными. В полной мере это относится и к книговедению. Одни зарубежные авторы пишут о книге, другие о книжном издательстве, третьи о продаже книг, четвертые о книжном деле в целом. При ближайшем рассмотрении выясняется, что все упомянутые группы авторов находятся в одном и том же концептуальном поле, в котором, впрочем, по-разному расставляются некоторые акценты» [1, с. 11].

Таким образом, исследуя процессы книжной торговли, Егер по существу исследует всю книжную сферу. Автор доказывает, что в книжном деле модифицируются как сами составляющие элементы, так и их роли. Например, деньги перестают быть всего лишь единицей валютно-финансового оборота и перестают служить исключительно экономическим целям. Деньги становятся единицей социокультурного обмена, то есть посредством книжной торговли деньги приобретают роль медиокультурного средства обмена, роль коммуникативной единицы в книжном деле в целом.

Немецкий ученый использует фразу «Культурой правят деньги» в качестве отправной точки своих исследований, в ходе которых он как подтверждает это, так и опровергает [5]. Взаимосвязь между культурой и экономикой обоснована применением одинаковых системнотеоретических инструментов при формировании концептуальных понятий обоих явлениях. Получается, что экономическая составляющая издательской системы является основным мотиватором и двигателем книгоиздательского процесса. А так как книгоиздание как система, направлено на развитие культуры в целом, на передачу истинно культурного знания, экономика является одним из основных рычагов в продвижении культуры.

Для обоснования своей теории Егер ссылается на теорию Т. Парсона и Н. Лумана. Ученый рассматривает печатные медиа и книжную продукцию как результат взаимодействия научной деятельности и книгоиздания - инструмента реализации научного знания. В частности, научное книгоиздание и книжная торговля в целом необходимы как для организации научных знаний, их обработки, систематизации и передаче, так и для взаимосвязи научных и общественных организаций, для связи научно-теоретического знания и практики. Ключевым звеном в реализации такого взаимодействия Егер считает издательство.

Книгоиздание в целом является системой, состоящей из различных элементов, взаимоотношение которых образует единую структуру, в рамках которой осуществляется оперативная передача информации от одного звена к другому. Эта формулировка подразумевает, что отношения элементов системы с другими элементами той же системы являются более тесного и частого характера, нежели отношения с

51

элементами вне системы. Если бы это было иначе, невозможно было бы определить границы системы. Определение системы, таким образом, включает три основных элемента: компоненты, связи и границы. Факторами возникновения социальных систем, точнее их основными составляющими, являются действие, коммуникация и передача коммуникации посредством сообщений. Каждое из этих понятий представляет собой отдельный элемент, существующий в неразрывной связи с другими.

Егер выделяет действие как основополагающее понятие, то есть действие, как акт совершения какого-то процесса, ведущего к изменению окружающей среды. Где существует действие - там существует социальная система. В то же время, Н. Луман считает коммуникацию основным понятием [9]. Пока существует общество, будет необходима коммуникация и передача. При этом социальная система рассматривается Луманом как смысловая система, то есть система передачи смысла, заложенного в коммуникативных сообщениях.

Информация при коммуникации играет важную, но не главную роль. Основную позицию занимают смысловые связи. Связь - основной элемент любой социальной системы, поскольку она основана на совместном смысле общения участников. Иными словами, участники коммуникации должны воспринимать и понимать смысл информационного сообщения одинаково. Но сама информация вытекает из какого-то совершенного акта действия. Следовательно, без действия не возникает информация, а без информации не возникают коммуникация и смысловые единства [6].

Егер рассматривает книгу не как технический носитель информации, а как элемент передачи смысла, полученный путем совместного действия других элементов системы. Посредством книги возможность хранения и распределения смысла может быть растянута во времени и месте. Следовательно, информация, взятая из книги другого времени и места, может служить коммуникатором и создавать новую ситуацию общения «здесь и сейчас».

В теории Егера издательство само является зоной взаимодействия подсистем, т. е. именно посредством издательства осуществляется взаимообмен и взаиморегулирование социокультурной, экономической и научно-образовательной систем. Егер рассматривает издательство как самостоятельную единицу, нацеленную на создание научно-культурных ценностей посредством производства печатной продукции. Издательство принимает непосредственное участие в создании текста (сопровождает автора во время работы над текстом, осуществляет редактирование рукописи), придает тексту определенную форму (дизайн книги, типографика), обеспечивает производственные процессы. Издательство занимается и распространением книжной продукции, т. е. протягивает смысловые связи - «диалог культур». Они расширяют гра-

52

ницы в пространстве и времени со всеми социальными последствиями. При этом издательство не теряет и своей экономической составляющей, которая, в свою очередь, существует в неразрывной связи с культурологической.

Егер аргументирует свою теорию сущностью устройства книготорговой системы Германии. Все книготорговые организации, независимо от их принадлежности, находятся в равных экономических условиях на книжном рынке. Книготорговые организации имеют право реализовывать книжную продукцию по фиксированной, для всех одинаковой цене, независимо от региона и условий взаимодействия с издательством. Это означает, что торговая наценка не варьируется в зависимости от каких-либо внешних условий, а остается жесткой и фиксированной. Иначе говоря, конкуренция среди книготорговых организаций поддерживается исключительно их изобретательностью и популярностью на книжном рынке. Это позволяет «выживать» частным, розничным или мелкооптовым книготорговцам. Но само наполнение книжного рынка, его качественные и количественные показатели формируют издательства. Соответственно, издательство и есть то звено, через которое проходят социокультурные и экономические потоки. Издательство фиксирует научно-культурные ценности и занимается их распространением в экономической среде. Получается, что каждое издательство, независимо от специфики выпускаемой литературы, является цензором культурологической ценности изданий, а следовательно, регулировщиком поступающих в социум информационных потоков [6].

Егер строит свои рассуждения на примере научной литературы. При этом он рассматривает и критерий научности, т. е. проводит грань между истинно научным знанием и паранауками. Егер убежден, что книжный рынок необходимо оберегать от псевдонаучного знания, необходима серьезная фильтрация информации. Каждое издательство, выпускающее определенный вид литературы, должно четко представлять себе какой социокультурный вклад несет в себе то или иное издание. Егер проводит параллель с изданиями периодической печати. Недостаток профессиональной и научной информации в изданиях, ориентированных на широкий круг читателей, провоцирует увеличение числа специализированных изданий. Такие издания характеризуются полнотой и качеством охватываемой информации, специализацией публикуемых авторов в отрасли, прогнозами развития и функционирования отрасли, научными исследованиями. Получается, что это способствует дифференциации печатного рынка, а также его росту.

Автор приводит примеры применения данной теории. Издательства, выпускающие научную литературу, реализуют принципы научно-образовательной, научно-теоретической и экономической концепций. Издательства, выпускающие профессиональную литературу,

53

реализуют принципы научно-практическои, прикладной и экономической концепций. Издательства, выпускающие учебную литературу, реализуют принципы финансово-экономической и образовательной концепции.

В этой связи интересные критерии контроля качества научности и культурной ценности изданий приводит Бернард Фабиан [3]. Он выделяет авторов, способных на научные разработки и исследования, но не способных на написания научной литературы, и авторов, обладающих способностью научной коммуникативности - способностью передачи научной мысли в массы.

Важной проблемой Егер считает поиск объективного критерия оценки публикуемых материалов, инструмента, способного производить разделение информации, обладающей истинно-культурной ценностью, и информации, паразитирующей в обществе посредством печати.

В поиске решения для этой проблемы Егер обращается к конкуренции на печатном рынке. Конкуренция стимулирует инновационное развитие, стремление издающих организаций к расширению и разнообразию предложения, приведению информации в доступную для читателя форму, разработке новых репродуктивных технологий и технологий передачи информации. Спрос на качественную печатную продукцию формирует, по сути, спрос на культурные явления, в ней описанные, а, значит, формирует и спрос на культуру, что содействует ее развитию и распространению, содействует формированию интеллектуального культурного общества как совокупности всех социальных систем.

Научные исследования культуры издательского дела Георга Егера затронули и электронное книгоиздание - выпуск произведений на электронных носителях.

Егер не видит глобальной угрозы для издательского дела в целом со стороны все более распространяющихся электронных изданий. Он рассматривает возможность фиксации материалов на электронных носителях скорее как положительную, новую ступень развития в научном книгоиздании. Распространительную функцию электронных изданий он сравнивает с функцией периодики, характеризуя ее скоростью и всеобщей доступностью. Посредством электронных изданий Егер видит возможность сократить нагромождение ненужной информации в научных публикациях, посредством сокращения времени на поиск источников и увеличения времени самой коммуникации [7]. В то же время существует угроза того, что научное книгоиздание потеряет некоторый ряд своих необходимых функций: расширение коммуникативного пространства науки в отдельной отрасли знаний при сокращении научноинформационного поиска данных.

54

Основываясь на теории Егера, немецкий ученый Г. Штиве-линг формулирует термин «книжная культура» следующим образом: под книжной культурой он понимает целостную систему взаимодействия социологических, культурологических, экономических категорий, результатом которой является печатное издание, представляющее собой научную или культурную ценность [10]. Социологической составляющей книги автор называет человеческий опыт, который реализован в процессе передачи, фиксации и реализации информационных потоков, как коммуникативное сообщение посредством книги. А книгу - смысловой единицей коммуникации.

Георг Егер является одним из наиболее известных современных немецких ученых в области культуры книгоиздательского дела. Основой его теории является социокультурный подход, т. е. книжная культура как система взаимосвязанных социально значимых явлений общественной жизни для поддержания и развития коммуникации. Свою теорию он строит на исследовании научного книгоиздания и придерживается мнения о том, что истинно-научное знание должно быть действительно полезным и прогрессивным.

По сути, книжная культура является показателем уровня технологического развития общества и свидетельствует о его интеллектуальном потенциале. Уровень книжной культуры необходимо всегда поддерживать на высоте, для передачи знаний во времени и пространстве, для осуществления межкультурной коммуникации поколений в рамках диалога культур.

Библиографический список

1. Шеметова Е.П. Теоретические основы построения социокультурной концепции книгоиздания / Е.П. Шеметова // Филологические аспекты книгоиздания : сб. научн. статей. - Новосибирск : СИЦ НГПУ «Гаудеамус», 2010. - С. 7-18.

2. Estermann M, Jager G. Das Profil der Buchhandelsepoche in Stichworten. // http://www.iasl.uni-muenchen.de/discuss/lisforen/ Jaeger_Estermann_Profil.pdf - S. 9 [ Обращение 13.01.2013].

3. Fabian B. Wissenschaftliche Literatur Heute. - Wiessbaden: Harrassowitz, 2009. - S. 169-193.

4. Jager G. Buchhandel und Wissenschaft. Zur Ausdifferenzierung des wissenschaftlichen. Buchhandels. Siegen: Universitat Siegen, 1990.

5. Jager G. Keine Kulturtheorie ohne Geldtheoirie. Grudlegung einer Theorie des Buchverlags // http://www.buchwissenschaft.uni-muenchen.de/docs/jaeger_geldtheorie.pdf - S.7 [ Обращение 11.01.2013].

6. JagerG, C.-M. Ort. Beobachtungsleitende Fragen bei der Rekonstruktion des Buchhandels als System bzw. http://www.iasl.uni-

55

muenchen.de/discuss/lisforen/Jaeger_Ort_Beobachtungsleitende %20Fragen.pdf - S. 14 [Обращение 11.01.2013].

7. Jager G. Haben Wissentschaftlichen Zeitschriften eine Zukunft? http://www.iasl.uni-muenchen.de/discuss/lisforen / jaegerne.htm - S. 3 [ Обращение 11.01.2013].

8. Luhmann N. Soziale Systeme Grundriss einer allgemeinen Theorie. - Frankfurt a. - M. : Suhrkamp, 2008.

9. Luhmann N. Soziale Systeme. Grundriss einer allgemeinen Theorie. - Frankfurt-a. - M. : Suhrkamp, 2008.

10. Steveling G. Kultur der Buchandlung. - Weimer : Stern, 2009. - S. 17-32.

11. Trubner K Wissenschaft und Buchhandel. Zur Abwehr. Denkschrift der DeutschenVerlegerkammer unter Mitwirkung ihres derzeitigen Vorsitzenden. - Mainz : Starker, 2007.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.