Научная статья на тему 'Социокультурная среда вуза как основа образовательного пространства'

Социокультурная среда вуза как основа образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1663
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Марина Николаевна

В статье анализируются понятия «образовательное пространство», «образовательная среда», «культурная среда», рассматривается их применимость при исследовании социокультурной среды конкретного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social and Cultural Environment as a Basis of the University Educational Space

The article analyses such concepts as «educational space», «educational environment», «cultural environment» and considers their application as part of the research into socio-cultural environment of a specific university.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда вуза как основа образовательного пространства»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

М.Н. Филатова

Кафедра социологии Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина Ленинский проспект, 65, Москва, Россия, 117917

В статье анализируются понятия «образовательное пространство», «образовательная среда», «культурная среда», рассматривается их применимость при исследовании социокультурной среды конкретного вуза.

Становление информационного общества и процессов, сопутствующих ему, заставило ученое сообщество обратить внимание на понятие «образовательное пространство». Образовательное пространство нельзя сводить к социальному пространству, хотя, имея единую природу, они обладают общими характеристиками. Социальное пространство — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определенный момент времени. Понятие «социальное пространство» и производные от него вошли в число основных социологических терминов благодаря Г. Зиммелю. Под социальным пространством Зиммель подразумевал ту сферу, которую участник общения считает своей и отделяет условной границей от сфер влияния других людей или социальных групп.

Большинство социологов считают, что социальное пространство возникает в процессе социального взаимодействия. Например, П. Бурдье полагает, что социальное пространство представляет собой систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. П. Штомпка считает, что социальное пространство является сетью событий в определенный момент времени. М. Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства, утверждающую, что способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти. Ю. Лотман рассматривал социальное пространство как семиотический процесс разграничения на внутреннее и внешнее. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — неупорядоченное, хаотичное. Граница между внутренним и внешним пространством носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.

Социальное пространство возникает в процессе человеческих отношений, в этом смысле оно субъективно. То пространство, в котором мы обитаем и ко-

торое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Несмотря на это, социальное пространство объективно, так как подобно естественному пространству существует и развивается по своим законам, которые еще далеко не познаны.

Объективный характер образовательного пространства связан с тем, что в образовании как социальном институте отражены те потребности общества, которые были обусловлены историческим развитием, волюнтаристские решения в образовании терпели крах, поскольку не были сообразны «духу времени». Можно говорить об образовательном пространстве как категории, в которой отражено знание обо всех свершившихся и возможных (или невозможных, т.е. нежелательных, недопустимых) событиях, ассоциируемых с образованием.

Субъективный характер образовательного пространства отражает представления об образовательном пространстве конкретного субъекта образовательного процесса, знания которого ограничены как субъективными факторами, так и объективными. Можно сказать, что именно социокультурный уровень человека способствует объективизации представлений об образовательном пространстве.

В обществе образовательное пространство проявляет себя в определенном виде:

— образовательное пространство — это структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных сред, их компонентов, образовательных событий;

— отличаются образовательные пространства различных эпох и культур;

— образовательное пространство может быть локализовано и существовать в определенных границах: образовательное пространство высшего учебного заведения, образовательное пространство региона, страны;

— процессы глобализации предопределили возникновение единого образовательного пространства — совокупности всех субъектов, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах либо заинтересованных в них. [10].

Таким образом, понятием «образовательное пространство» охватываются не только системные параметры самой «большой», интегрированной системы образования в масштабе общества (страны) — единого образовательного пространства, но и иные характеристики, которые позволяют на основе анализа состояния, структуры и динамики образовательного пространства судить о направлениях и качествах развития общественных отношений в целом.

В науке пространство рассматривается с позиций субстанционального и реляционного подходов. К образовательному пространству также применимы эти два подхода, и они нашли отражение в педагогической науке и практике. Субстанциональность образовательного пространства проявлялась в его констатации безотносительно к социальным, политическим, экономическим переменным. В этом смысле образовательное пространство оставалось «одинаковым и неподвижным», несмотря на новаторские идеи отдельных педагогов или политиков. До начала ХХ в. задачей образования в идеале, как и сотни лет назад,

считалась трансляция новому поколению максимально полного для данной эпохи объема знаний. Научно-техническая революция обострила противоречия субстанционального подхода к образовательному пространству. К середине ХХ в. объем информации настолько вырос, что «физики» перестали понимать «лириков», и наоборот.

Реляционный подход к образовательному пространству предполагает рассмотрение его в контексте событий и отношений, которые собственно его и формируют, утверждается зависимость данного пространства внутренних и внешних связей субъектов и объектов образования. При таком подходе образовательное пространство рассматривается с учетом исторических, экономических, политических, мировоззренческих и других факторов. Реляционный подход к образованию соответствует происходящим в обществе процессам глобализации, демократизации, интеграции, потребности современного производства в специалистах, готовых к исполнению различных функций. Построение единого европейского образовательного пространства, единого образовательного пространства стран СНГ, демократизация, гуманизация образовательного пространства — примеры реализации реляционного подхода к образовательному пространству.

Понятие «образовательное пространство» связано с категорией «образовательная среда». Она рассматривается как часть образовательного пространства, непосредственно окружающая субъектов образовательного процесса и включающая их в себя. Например, «социокультурное образовательное пространство может выступать средой развития и саморазвития личности студента и преподавателя...» [5], или «культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности», или «концепция образовательной среды как адаптивно-информационного пространства» [4], или «гуманная личностно ориентированная спортивная среда представляет собой единое социокультурное и образовательное пространство...» [11].

В исследованиях 1998—2000 гг. Е.А. Ракитиной, В.Ю. Лыскова, В.А. Козырева, Н.Б. Крыловой понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» разграничиваются по включенности в него человека. Пространство объективно, т.е. может существовать независимо от субъектов образовательного процесса, тогда как понятие «образовательная среда», отражая взаимосвязь факторов и условий, обеспечивающих образование и развитие человека, предполагает обязательную включенность в него субъектов образовательного процесса — учащихся и преподавателей — как основного компонента. Например, В.А. Козырев утверждает, что «...по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося. Понятие „образовательная среда“ также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. Однако в этом случае предполагается включенность обучающегося в образовательное пространство. Здесь обучающийся не может занимать позицию внешнего независимого наблюдателя. Он занимает внутреннюю позицию» [8]. Такая точка зрения соответствует

субстанциональному подходу к образовательному пространству, которое здесь рассматривается как нечто существующее само по себе, без включения объекта образования, что не соответствует современным социальным условиям. На наш взгляд, образовательное пространство сегодня необходимо рассматривать в рамках реляционного подхода.

В то же время можно согласиться с В. А. Козыревым в том, что образовательная среда предполагает взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Функционирование образовательной среды невозможно без формирования образовательного пространства в соответствии с целями и задачами, которые задаются соответствующей образовательной системой. В общем случае образовательное пространство формируется совокупностью образовательных институтов, процессов и сред, оно производно от них, но к ним не сводится [8].

Сам термин «среда» предполагает наличие «середины», каковой в образовательном процессе является объект образования. А.И. Артюхина, опираясь на исследования в области средового подхода к образованию, дает следующую классификацию образовательных сред: [2]

1) с точки зрения понятийного аппарата:

— среда дидактическая (существуют различные уточняющие понятия — двучленные, например: дидактическая компьютерная, дидактическая информационная, фольклорно-дидактическая),

— среда нравственного содержания,

— среда обучения (учебная среда) и ее модификации, например, информационно-обучающая среда, педагогическая среда, образовательная среда;

2) в зависимости от вида учебно-воспитательного учреждения, в котором она имеет место:

— среда дошкольного учреждения,

— среда школы (гимназии, лицея),

— среда колледжа,

— среда вуза;

3) по уровню воздействия (структурные подразделения вуза);

4) по количеству вовлеченных в образовательный процесс студентов: среда вуза, среда факультета, среда кафедры, среда курса, среда группы;

5) в зависимости от качественных, функциональных характеристик на основании:

— адаптивной функции: адаптивная образовательная среда, адаптивная информационно-динамическая среда,

— информационного компонента: информационная, информационно-образовательная среда вуза, информационно-педагогическая среда дистанционной научно-педагогической деятельности, культурно-информационная,

— экологического компонента: эколого-гуманистическая, сохраняющая здоровье, экологическая среда образовательного учреждения,

— степени вовлеченности, встроенности в культуру: воспитывающая, культуросообразная, культуротворческая, социокультурная,

— личностного компонента: гуманная личностно ориентированная спортивная среда, личностно развивающая (среда личностно ориентированного обучения), эстетическая развивающая, среда развития и саморазвития личности, среда становления нравственного опыта, гуманитарно развивающая среда вуза,

— профессионально-образовательной функции: профессионально-образовательная среда, культурно-образовательная среда.

Средовой подход в педагогике предполагает не только возможность использовать социокультурный воспитательный потенциал среды, но и целенаправленно изменять среду в соответствии с целями воспитания, т.е. является специфической методологией для выявления и проектирования личностно-развивающих факторов.

Представляется, что образовательная среда формируется в результате отношений между субъектами и объектами образовательного пространства, в котором образовательная среда сама является субъектом, что подчеркивает ее активный характер.

На образовательное пространство и образовательную среду вуза оказывают влияние и внешние среды. Более того, они трансформируются в собственные среды образовательного пространства данного высшего учебного заведения. Вуз не может существовать вне социальных и культурных сред, иначе его главнейшая функция — передача социального опыта и знаний новым поколениям — невыполнима.

Н.Н. Иорданский еще в 20-х годах ХХ в. писал о том, что идея о роли и значении среды не нова, но в их трактовке часто отсутствует ясное, отчетливое преломление ее непосредственно в жизни и психике подрастающего поколения. Н.Н. Иорданский считал, что чем среда ближе к личности, тем сильнее ее влияние [6].

Говорить об иерархии сред в образовательном пространстве нельзя, но, очевидно, можно обозначить доминирующие среды образовательного пространства, которые на определенном этапе выступают в качестве ведущих: усиливается роль той или иной среды, создаются условия расширения сферы взаимодействия, а также интегрирования форм образовательного процесса.

Таким образом, важнейшими факторами образовательного пространства вуза являются среды, которые, наряду с другими факторами и процессами, его формируют. Вместе с тем фактор среды также можно рассматривать как основу социально-педагогической детерминации, создающей целостность среды, ситуации жизненного опыта, культурно-образовательные условия.

Выполнение основных функций вузом невозможно без социокультурной среды вуза, конструированной и управляемой самим вузом. Создание социокультурной среды в вузе, мотивирующей сотрудников и студентов на постоянное развитие процессов получения и закрепления новых знаний и компетенций, является необходимым условием благополучия высшего учебного заведения.

В самом общем виде социокультурная среда представляет собой окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его суще-

ствования и деятельности. Макросреда охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру. Микросреда включает непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и другие группы. Субъектами социальной среды являются социальные группы, организации, институты. Их существование обусловлено процессами социальных взаимодействий.

Понятие «культурная среда» как категория было введено в научный оборот русским социологом, представителем евразийского движения П.Н. Савицким [13] и стало использоваться самостоятельно сравнительно недавно. Д.С. Лихачев писал в «Заметках о русском»: «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной нравственной жизни. для его нравственной самодисциплины и социальности» [9]. В современных работах об образовании понятие «культурная среда» активно разрабатывается. Культурно-образовательная среда рассматривается как:

— среда, в которой осуществляется трансляция культурного опыта;

— сложное, интегрированное понятие, помогающее изучить факторы, условия, средства образовательного процесса;

— инструмент изучения образовательных тенденций;

— способ описания особенностей образовательного процесса, присущих данному высшему учебному заведению и зависящих от них специфики условий формирования социальных компетенций [3].

Социокультурная среда:

— включает социально-культурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей [1];

— характеризуется своим воздействием на различные стороны культурной деятельности личности [7];

— позволяет сохранить известную устойчивость структурных образований и поддерживать состояние постоянной готовности к изменению и восстановлению, а также закрепляет и накапливает те знания, способы, умения, которые традиционно находили применение, преемственно передавались следующим поколениям и т.д. [12];

— репрезентирует культурную сущность быта, образ жизни, ее уровень и качество [15];

— является посредником между личностью и окружающим миром, отвечая потребностям, интересам и стремлениям студента, обеспечивает ему возможность наиболее адекватно войти в социокультурное пространство общества.

Взаимосвязь социальной и культурной среды вуза, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная среда».

Отношение понятий, составляющих категорию «социокультурная среда», носит характер взаимодополняемости. «Социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» — на качество и сферу его активности. Социальная среда — это целеориентированная среда, содержание которой задано социальноролевыми факторами, культурная же среда задается ценностными факторами.

Социокультурную среду можно охарактеризовать такими свойствами, как:

— многофакторность (культурные, социальные, учебные, воспитательные и др. факторы);

— ресурсность, так как каждый из факторов среды имеет или может иметь воздействие на объект образования;

— структурированность;

— конструированность;

— управляемость;

— многослойность образовательной среды существует как группировка и перегруппировка факторов среды по отношению к объекту образования в процессе конструирования и управления, которые создают новые среды в образовательном пространстве.

Социокультурная среда вуза является конкретной средой образовательного пространства данного вуза, культурно и социально целесообразно организованной, окружающей субъектов и объектов образования вуза и воздействующей на них.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Арнольдов А.И. Культурная политика: реалии и тенденции. — М.: МГУКИ, 2002.

[2] Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. — Волгоград, 2006.

[3] Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда малого города // Материалы интернет-конференции «Среда, стихия: исходные, производные и смежные понятия». Февраль 2005 г.

[4] Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов-на-Дону, 2000.

[5] Девятков Н.М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе проф. образования. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Омск, 1998.

[6] Иорданский Н. Н. Организация детской среды. — М.: Раб. просвещ., 1925.

[7] Коган Л.Н. Социология культуры. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

[8] Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. — СПб., 1999.

[9] Лихачев Д.С. Заметки о русском. Избранные работы: В 3-х томах. Т. 2: — Л.: Художественная литература, 1987.

[10] Новиков А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. — 1998. — № 3.

[11] Редько Л.Л. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1996.

[12] Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. — Тамбов, 2002.

[13] Савицкий П.Н. Евразийство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. — М., 1993.

[14] Слободчиков В. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. — М., 1997.

[15] Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент. — М.: МГУКИ, 2003.

THE SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT AS A BASIS OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE

M.N. Filatova

The Department of Sociology Russian Oil and Gas State University I.M. Gubkina

Leninskii Avenue, 65, Moscow, Russia, 117917

The article analyses such concepts as «educational space», «educational environment», «cultural environment» and considers their application as part of the research into socio-cultural environment of a specific university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.