Конечно, опыт 1920-х годов нельзя пе- как без знания исторических корней, ис-реносить механически в настоящее, но токов нашего развития невозможно адек-методологические способы решения мно- ватно оценить процессы и явления сего-гих проблем можно использовать сегодня. дняшнего дня, выработать верное реше-Опыт подготовки командных кадров в ние на будущее. 1920-е годы имеет большое значение, так
Литература:
1. Военная педагогика: учебник для вузов / И. А. Алехин [и др.] ; под общей редакцией И. А. Алехина. Москва: Издательство Юрайт, 2023. С. 13.
2. Касьянов В.В. История России : учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 274 с.
3. Организация информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие / под редакцией Р.Х. Цалихова. Москва: Редакционно-издательский центр МО РФ, 2021. С. 11.
4. РГВА (Российский государственный военный архив), Ф. 33987, 0.1, Д. 651, Л. 1.
5. РГВА, Ф. 62, 0.2, Д. 130, Л. 10.
6. РГВА, Ф. 62, 0.2, Д. 233, Л. 422.
7. РГВА, Ф. 62, 0.2, Д. 233, Л. 168.
8. Рябчиков Ю., Шишкин Н., Данилов В., Овчинников К. АСУ не панацея, но... // Армейский сборник. №.12. 2023. С. 24.
References:
1. Voennaja pedagogika: uchebnik dlja vuzov / I. A. Alehin [i dr.] ; pod obshhej redakciej I. A. Alehina. Moskva: Izdatel'stvo Jurajt, 2023. S. 13.
2. Kas'janov V.V. Istorija Rossii : uchebnoe posobie dlja vuzov. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva : Izdatel'stvo Jurajt, 2024. 274 s.
3. Organizacija informacionnogo obespechenija Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: Uchebnoe posobie / pod redakciej R.H. Calihova. Moskva: Redakcionno-izdatel'skij centr MO RF, 2021. S. 11.
4. RGVA (Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv), F. 33987, 0.1, D. 651, L. 1.
5. RGVA, F. 62, 0.2, D. 130, L. 10.
6. RGVA, F. 62, 0.2, D. 233, L. 422.
7. RGVA, F. 62, 0.2, D. 233, L. 168.
8. Rjabchikov Ju., Shishkin N., Danilov V., Ovchinnikov K. ASU ne panaceja, no. // Armejskij sbornik. №.12. 2023. S. 24.
УДК 364.048.6 EDN STCNFU
П.П. Терехов
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
В статье рассматривается реабилитация как ключевое направление в социальной сфере развития в отношении инвалидов, направленная на укрепление их психического здоровья, физического развития, профессиональных навыков, социокультурных перспектив.
Ключевые слова: инвалидность, реабилитация, социокультурная реабилитация, методы социокультурной реабилитации
Для цитирования: Терехов П.П. Социокультурная реабилитация инвалидов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 143-147. EDN STCNFU.
Pavel P. Terekhov SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF THE DISABLED
The article considers rehabilitation as a key direction in the social sphere of development in relation to persons with disabilities, aimed at strengthening their mental health, physical development, professional skills, socio-cultural prospects.
Keywords: disability, rehabilitation, socio-cultural rehabilitation, methods of socio-cultural rehabilitation
For citation: Terekhov P.P. Socio-cultural rehabilitation of the disabled / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С. 143-147. EDN STCNFU.
Введение
Инвалидность представляет собой не только проблему отдельного человека или определенных групп людей, но и вы-
зов для всего общества. Число инвалидов неуклонно растет, и им необходима квалифицированная помощь как государственных органов, так и общественных
организаций. Важно укрепить у человека с ограниченными возможностями физическое и психическое здоровье, вернуть в реальную профессию, в социокультурную среду, способствовать его оптимистическому настрою. Все это выделяет необходимость активизации специализированной социально-реабилитационной деятельности [2].
Материалы и методы
В работе использован теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, а также анализ публикаций в СМИ [4]. Основными методами исследования послужили теоретические методы анализа, сравнения и обобщения. Для формулирования определения «социокультурная реабилитация инвалидов» был использован метод контент-анализа.
Литературный обзор
В Конвенции о правах инвалидов понятие "инвалидность" рассматривается как взаимосвязь между состоянием определенного человека и факторами окружающей среды, в совокупности, приводящие к инвалидности и отрицательно сказывающиеся на его участии в общественной жизни [5].
После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» министерствами и ведомствами были разработаны целевые программы, объединяющие усилия различных организаций в этой области. Перечень мероприятий по социальной реабилитации в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации», включает социокультурную реабилитацию, которая представлена как комплекс методов и приемов организации досуга инвалидов (открытие клубов, кружков, секций, проведение праздников, конкурсов, юбилеев и других социокультурных
форм), направленных на восстановление социального статуса гражданина с ограниченными возможностями [1,6].
В совместной разработке Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Российского института культурологии социокультурная
реабилитация инвалидов
рассматривается как комплекс мероприятий и непрерывный процесс включения инвалида в социальные связи, расширения и реализации его культурных интересов, положительных перемен в его жизни, укрепления его
самостоятельности [3, с. 61]. Особая роль в этом процессе принадлежит
использованию средств культуры, искусства, творчества.
В рамках социокультурной реабилитации инвалидов в большей степени реализуется досуговая реабилитация с занятиями художественным творчеством. Художественные достижения в творчестве у инвалидов могут значительно превосходить достижения здоровых людей.
Практический опыт показывает, что значительное число реабилитационных центров используют пассивные формы социокультурной реабилитации
инвалидов, не включая их в активное художественное и социальное творчество с выходом на широкую аудиторию.
Результаты
Основным методом в социальной сфере в отношении инвалидов является реабилитация, направленная на укрепление психического здоровья, физического развития, профессиональных навыков, социокультурных перспектив инвалидов. Разрабатываются и внедряются меры, направленные на сокращение или полное преодоление пространственных барьеров, с которыми люди с ограниченными возможностями ежедневно сталкиваются.
Повышается заинтересованность в полноценной реабилитации, которая включает как профессиональную подготовку, так и адаптацию к социальной среде, всё это способствует более всестороннему подходу в реабилитационной деятельности. Показателен пример работы
Казанского государственного института культуры, где уже пятый год подряд проводится конкурс талантов и творчества детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов, работающих с данной категорией детей «Я могу! Творчество без границ». Конкурсные мероприятия проводятся по разным направлениям художественного творчества - декоративно-прикладного и изобразительного, музыкального, хореографического и театрального. Также оцениваются проекты, связанные с инклюзивной педагогикой. В таких мероприятиях осуществляется важный процесс социокультурной реабилитации инвалида посредством взаимодействия между обычными здоровыми людьми, которые не ограничены в своих возможностях по здоровью, и людьми с инвалидностью. Это дает возможность ребенку с инвалидностью проявить свои способности наравне с другими детьми.
Обсуждение
Инвалидность для человека не должна становиться преградой для его полноценного участия в жизни общества и культурной среды. Рассмотрим несколько основных аспектов
социокультурной реабилитации
инвалидов:
- Доступность и включение. Подразумевается обеспечение
доступности культурных мероприятий, образовательных программ,
развлекательных мест и других сфер общественной жизни для инвалидов. Всё это включает в себя создание доступных
средств передвижения, адаптированных помещений и средств коммуникации.
- Образование и культурные программы. Важным является предоставление инвалидам доступа к образовательным и культурным программам, которые соответствуют их потребностям и интересам. Всё это может включать в себя специальные курсы, мероприятия и программы адаптированного обучения и культурного развития.
- Социальная поддержка. Важное внимание необходимо уделить социальной поддержке инвалидов, чтобы они чувствовали себя включенными и поддержанными в обществе. Это может быть организация групповых мероприятий, клубов, групп поддержки и других форм.
- Преодоление стереотипов и дискриминации. Важно бороться со стереотипами и предвзятыми взглядами на инвалидов для обеспечения им равных возможностей и защиты от дискриминации.
- Индивидуальный подход. Каждый случай инвалидности уникален, что говорит о необходимости применять индивидуальный подход к каждому инвалиду, учитывая его потребности, способности и желания, что помогает создать условия для максимально комфортной и плавной положительной социокультурной адаптации.
Выделяют методы терапии,
направленные на помощь инвалидам в приобретении навыков коммуникации (рис. 1).
Арт-терапия
Методы терапии
Музыкотерапия
Библиотерапия
Сказкотерапия
Игровая терапия
Рис. 1. Методы терапии, направленные на социокультурное развитие личности
Представленные методы, связанные с социокультурной тематикой, помогают инвалиду полнее раскрыть свои интеллектуальные и духовные качества в общении с другими людьми, достигать успеха в деятельности и чувствовать себя комфортно в окружающей среде.
Заключение
Социально-культурная реабилитация предоставляет инвалидам возможности
более полной интеграции в общество, повышения чувства собственного достоинства и проявления своих способностей и талантов. Поэтому государственным органам, общественным организациям и всем нашим гражданам необходимо постоянное внимание к этой проблеме.
Литература:
1. Приказ от 4 августа 2008 г. N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=189041 (дата обращения: 20 мая 2024).
2. Социокультурная реабилитация инвалидов: методические рекомендации / [Залученова Е. А. и др. ; под общ. ред. В. И. Ломакина и др.] ; М-во труда и социального развития Российской Федерации, Российский ин-т культурологии М-ва культуры Российской Федерации. Москва : Российский институт культурологии, 2002. 142 с.
3. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» «Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН» от 13.12.2006 // [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения: 19.03.2024).
4. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция). 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 19.03.2024).
5. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» «Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН» от 13.12.2006 // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения: 19.03.2024).
6. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция). 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 19.03.2024).
7. Шарковская Н.В. Базовые методологические принципы социально-культурной реабилитации инвалидов // Вестник МГУКИ. 2015. №6 (68). С. 178-184.
References:
1. Prikaz ot 4 avgusta 2008 g. N 379n «Ob utverzhdenii form individual'noj programmy reabilitacii invalid a, indi-vidual'noj programmy reabilitacii rebenka-invalida, vydavaemyh federal'nymi gosudarstvennymi uchrezhdenijami mediko-social'noj jekspertizy, porjadka ih razrabotki i realizacii» [Jelektronnyj resurs]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=189041 (data obrashhenija: 20 maja 2024).
2. Sociokul'turnaja reabilitacija invalidov: metodicheskie rekomendacii / [Zaluchenova E. A. i dr. ; pod obshh. red. V. I. Lomakina i dr.] ; M-vo truda i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii, Rossijskij in-t kul'turologii M-va kul'tury Rossijskoj Federacii. Moskva : Rossijskij institut kul'turologii, 2002. 142 s.
3. Federal'nyj zakon ot 03.05.2012 № 46-FZ «O ratifikacii Konvencii o pravah invalidov» «Konvencija OON o pravah invalidov, prinjataja rezoljuciej 61/106 General'noj Assamblei OON» ot 13.12.2006 // [Jelektronnyj resurs] // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tant Pljus». Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (data obrashhenija: 19.03.2024).
4. Federal'nyj zakon "O social'noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii" ot 24.11.1995 N 181-FZ (poslednjaja redakcija). 24 nojabrja 1995 goda N 181-FZ. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (data obrashhenija: 19.03.2024).
5. Federal'nyj zakon ot 03.05.2012 № 46-FZ «O ratifikacii Konvencii o pravah invalidov» «Konvencija OON o pravah invalidov, prinjataja rezoljuciej 61/106 General'noj Assamblei OON» ot 13.12.2006 // Dostup iz spravochno -pravovoj sistemy «Konsul'tant Pljus». [Jelektronnyj resurs]: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/ (data obrashhenija: 19.03.2024).
6. Federal'nyj zakon "O social'noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii" ot 24.11.1995 N 181-FZ (poslednjaja redakcija). 24 nojabrja 1995 goda N 181-FZ. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (data obrashhenija: 19.03.2024).
7. Sharkovskaja N.V. Bazovye metodologicheskie principy social'no-kul'turnoj reabilitacii invalidov // Vestnik MGUKI. 2015. №6 (68). S. 178-184.
УДК 378 EDN HBKKQO
Э.Р. Гиматдинова, А.Р. Кустяева, Г.Б. Бабаева
АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС»)
Авторы в своей статье раскрыли одну из актуальных проблем современного этапа развития общества -поиск путей вхождения людей с ограниченными возможностями здоровья в мир здоровых людей. Подчеркнуты важность осознания здоровым населением трудностей таких людей и реализация всевозможных средств их вхождения в общество без ограничений.
Мы в рамках проанализированного и изученного материала предложили свое видение арт-терапии для людей с недугами через музыкально-театральное творчество на примере движения «Абилимпикс».
Наше внимание уделено такой компетенции, как исполнительское мастерство (вокал) в синтезе с театральной деятельностью, так как в Казанском государственном институте культуры готовят профессионалов в этих творческих областях. Именно эти специалисты могут помочь людям с ограниченными возможностями здоровья в сопровождении их от момента профессиональной ориентации до момента получения диплома специалиста выбранного ими профиля.
Ключевые слова: «Абилимпикс», люди с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапия, театральная деятельность, исполнительское мастерство (вокал), музыкально-театральное творчество, инклюзивный театр
Для цитирования: Гиматдинова Э.Р., Кустяева А.Р., Бабаева Г.Б. Арт-терапия для людей с ОВЗ средствами музыкально-театрального творчества (на примере движения «АБИЛИМПИКС») // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С.147-151. EDN HBKKQO.
Elvira R. Gimatdinova, Albina R. Kustyaeva, Gyul'mira B. Babaeva ART THERAPY FOR PEOPLE WITH DISABILITIES THROUGH MUSICAL AND THEATRICAL CREATIVITY ON THE EXAMPLE OF THE ABILIMPIX MOVEMENT
In the article the authors revealed one of the urgent problems at the present stage of the possibilities for people with disabilities to enter the world of healthy people. It is especially important today that a healthy population understands the difficulties of such people and seeks all possible means for their entry into society without restrictions.
Within the framework of the analyzed and studied material, we proposed our vision of art therapy for people with disabilities through musical and theatrical creativity using the example of the Abilimpix movement.
Our attention is paid to such competence as performing skills (vocals) in synthesis with theatrical activities, since the Kazan State Institute of Culture trains professionals in this field. It is these specialists who can help people with disabilities, accompanied from the moment of their professional orientation to a specialist of their chosen profile.