УДК 378.126 Г.С. Саволайнен
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ:
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Современная социокультурная ситуация, требования, предъявляемые обществом к системе образования, и интеграция российского образования в единую европейскую систему ставят перед высшей профессиональной школой новые, постоянно усложняющиеся задачи. Преодоление технократических и сциентистских тенденций, упрочение гуманистической, культурологической парадигмы в педагогической теории и практике, утверждение общечеловеческих антропоориентированных ценностей нуждаются в определении новых, соответствующих поставленным задачам и выдвинутым требованиям, подходов к организации педагогического процесса на всех уровнях системы образования.
Многие исследователи справедливо подчеркивают, что в XXI веке узкопрофессиональная подготовка уже не отвечает требованиям времени, важным компонентом профессионального образования становится личная культура выпускника и его способность активно и эффективно взаимодействовать с социумом. Значимым представляется то, что высшее профессиональное образование сегодня становится элементом общей культуры человека (В.А. Болотов, В.Н. Руденко, В.А. Сластенин и др.). В связи с этим, одной из главных задач, стоящих перед педагогической наукой и профессиональным образованием, является выработка современной, адекватной социальным и культурным запросам человека, личности, общества и государства, стратегии профессионального образования.
Подготовка специалиста в системе высшего образования должна быть ориентирована на обеспечение его субъектности, самостоятельности, инициативы, толерантности, конкурентоспсобности, ответственности, разумной предприимчивости, т.е. всего того, что обеспечивает успешное и культуроориентированное вхождение молодого человека в социум, его личностное и профессиональное становление.
Учитывая то, что «наличное в личности» составляет как прошлое, так и будущее (А.Н. Леонтьев), значимым представляется не просто обучение студента в вузе, а именно процесс его подготовки к будущей профессиональной деятельности, т.е. создание соответствующего профессионального контекста.
В этом плане перспективным представляется компетентностный подход к образованию. Как справедливо отмечают исследователи, понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности [1]; компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости [2].
Исходя из вышесказанного, важным и актуальным представляется исследование проблемы социокультурной компетентности преподавателя высшей школы. Значимость данной проблемы мы видим в том, что социокультурная компетентность ориентирует преподавателя на заинтересованное, личностно ценное и одновременно профессионально-ориентированное взаимодействие со студентами.
Социокультурную компетентность преподавателя высшей школы мы рассматриваем в структуре его профессиональной педагогической компетентности и определяем ее как интегративное личностнопрофессиональное качество, обеспечивающее эффективное взаимодействие преподавателя со студентами, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, для профессионального самоопределения и самореализации в нем.
Значимость феномена культуры в данном процессе трудно переоценить. В настоящее время в науке насчитывается более 500 определений культуры. Остановимся лишь на некоторых, принципиально важных для данного исследования:
• культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человечеством в историческом процессе;
• культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности, тем самым, формируя у себя внегенетическую программу поведения и жизнедеятельности, поэтому овладение культурой является решающим фактором, отличающим человека от животных;
• культура - это регулятор социального взаимодействия и условие способности успешно справляться с реальными проблемными ситуациями и с теми, которые могут возникнуть в будущем;
• культура - это усилие человека быть человеком, специфический способ человеческой деятельности, имеющий тенденцию к постоянному совершенствованию и возвышению.
Мы остановились на данных определениях культуры, так как в них подчеркивается то, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством. Но этого явно недостаточно. Это «ставшая» культура. В определенной степени мертвая культура, оживить которую может только человек. Человек, творящий свою, живую культуру, вступая в разнообразные связи и взаимодействия с миром вещей, миром людей, миром идей, миром профессий.
Культура всегда реализуется в определенных социальных условиях. Фактически феномены «социального» и «культурного» в определенной степени растворены друг в друге, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Основная функция социума, его предназначение состоит в том, чтобы делать человека общественным, обеспечить его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения, своего рода поведенческими паттернами. Основная функция и предназначение культуры - способствовать формированию духовно целостной и индивидуально неповторимой личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Сведение образования к усвоению фрагментов социального опыта приводит к игнорированию личностной культуры непосредственных участников процесса образования, так как его содержательную сторону составляет не только «ставшая» культура (социальный опыт, зафиксированный в содержании образования), но и культура, включающая жизненный опыт, живое знание непосредственных участников образовательного процесса, культура, формирующаяся «здесь и сейчас».
Именно поэтому мы утверждаем необходимость социокультурного взаимодействия в образовательном процессе на любом уровне, а социокультурную компетентность рассматриваем как ключевую компетентность преподавателя, отвечающую всем требованиям, предъявляемым к компетентностям такого уровня: носит надпредметный характер (формируется и функционирует в рамках не одной, а нескольких смежных научных областей и носит междисциплинарный характер, позволяющий решать метазадачи), является многофункциональной, т.е. овладение ею позволяет решать различные проблемы в профессиональной, социальной и личной жизни.
Структуру социокультурной компетентности преподавателя высшей школы образуют ее частные виды: аксиологическая, диагностическая, прогностическая, коммуникативная, интерактивная, фасилитацион-ная, аналитическая, рефлексивная, акмеологическая и исследовательская (или методологическая). Взятые в совокупности, они позволяют сделать вывод об уровне сформированности социокультурной компетентности преподавателя, так как в них в «снятом» виде присутствуют знания, умения и навыки в области педагогики, психологии, социальных и культурологических наук, ценностные ориентации, личностные и профессиональные качества, опыт собственной педагогической деятельности и отношение к ней. Рассмотрим сущность и основные характеристики структурных компонентов социокультурной компетентности преподавателя высшей школы.
Аксиологическая компетентность преподавателя может быть определена как владение личностью системой знаний в области педагогической аксиологии; осознание и принятие гуманистических ценностей в образовательном процессе; владение методами установления субъект-субъектных отношений в образовательном процессе и наличие позитивного опыта педагогической деятельности, основанной на гуманистических ценностях.
Для преподавателя, особенно начинающего, самоопределение в профессии - это поиск и нахождение в ней своих ценностей, смыслов, которые затем воплотятся в педагогической деятельности. Обретение смысла деятельности дает преподавателю возможность выйти из состояния несвободы, открывает пути к обмену смыслами со студентами и коллегами, т.е. к подлинному глубинному общению. Аксиологическая компетентность выступает своеобразным центром, ядром социокультурной компетентности преподавателя, так как лежит в основе формирования профессиональной Я-концепции, гуманистической педагогической позиции, развивающего взаимодействия в образовательном процессе.
Диагностическая компетентность. Под диагностической компетентностью преподавателя мы понимаем владение системой знаний в области психолого-педагогической диагностики; осознание их значимости для образовательного процесса; владение диагностическими методами и методиками и наличие позитивного опыта собственной диагностической деятельности и обучения студентов методам и приемам диагностики. И сегодня не потеряли актуальности слова Н.А. Добролюбова о необходимости каждому педагогу знать природу ученика, т.к. там, где забыт ребенок, забыта его человеческая природа, там нет, и не может быть на-
стоящего образования, там оно лишается разумности и человечности. Конечно, Н.А. Добролюбов говорил о школьном учителе и ребенке, но его слова с полным правом могут быть экстраполированы и на высшую школу. Мы не имеем права игнорировать природу наших учеников, в каком возрасте они бы не находились.
Прогностическая компетентность может быть определена как владение личностью системой знаний в области педагогического прогнозирования и целеполагания; осознание их значимости для образовательного процесса; умение осуществлять прогноз и формулировать обоснованные цели деятельности и наличие позитивного опыта собственной прогностической деятельности и целеполагания и обучения этому студентов.
Коммуникативная компетентность выступает как владение системой знаний в области педагогического общения и коммуникации; отношение к ним как к ценности; владение методами и приемами создания дружественной доверительной атмосферы и одновременно делового и конструктивного общения в образовательном процессе; наличие позитивного опыта такой деятельности и развития коммуникативных умений и навыков у студентов.
Интеракционная компетентность преподавателя выступает как владение системой знаний в области педагогического взаимодействия; осознание необходимости построения образовательного процесса на основе взаимодействия его основных субъектов; наличие позитивного опыта такого взаимодействия и обучения студентов методам и приемам взаимодействия в образовательном процессе, работе в группе, команде.
Фасилитационная компетентность - владение системой знаний в области педагогической фасили-тации; осознание значимости фасилитационной деятельности преподавателя в образовательном процессе; владение методами и приемами осуществления фасилитационной деятельности (особенно, хотя и не только, работая со студентами младших курсов) и наличие позитивного опыта такой деятельности.
Аналитическая компетентность представляет собой систему знаний в области педагогического анализа и аналитической деятельности; осознание их значимости в образовательном процессе; владение методами и приемами педагогического анализа и наличие позитивного опыта такой деятельности и обучения студентов элементам анализа в образовательном процессе.
Рефлексивная компетентность может быть определена как владение преподавателем системой знаний в области психолого-педагогической рефлексии; осознание значимости рефлексии в образовательном процессе; владение методами и приемами рефлексии и наличие позитивного опыта рефлексии собственной педагогической деятельности и обучения студентов элементам рефлексивной деятельности.
Акмеологическую компетентность преподавателя мы рассматриваем как владение системой знаний в области педагогической акмеологии (знание закономерностей и механизмов личностного и профессионального роста), стремление к достижению своего личностного и профессионального Акте; владение методами и приемами самовоспитания, самообучения, самопознания, саморазвития, самообразования, самореализации и наличие позитивного опыта такой деятельности и обучения студентов методам и приемам общекультурного и профессионального развития и саморазвития.
Методологическая или исследовательская компетентность преподавателя представляет собой систему знаний в области методологии; принятие позиции преподаватель-исследователь как личностно значимой; владение методами исследования и наличие позитивного опыта собственной исследовательской деятельности и обучения исследовательской деятельности студентов.
Отметим, что выделенные компетентности представляют собой систему и соответствуют логике образовательного процесса.
Теперь зададимся вопросом: есть ли какое-либо отличие профессиональной компетентности преподавателя вообще и социокультурной компетентности, в частности, от компетентности специалистов в других областях, имеющих дело с человеком: управление, менеджмент, медицина и т.д. Нужны ли им диагностическая, аксиологическая, прогностическая, коммуникативная, интерактивная, фасилитационная, аналитическая, рефлексивная, акмеологическая и исследовательская компетентности?
Думается, что выделенные компетентности должны быть характеристикой практически любого специалиста в области человековедения, менеджмента, экономики, РР-технологий и т.д. Но профессию преподавателя высшей школы отличает то, что, что о его компетентности будут во многом судить не по тому, что он сам знает и умеет, а по тому, как аналогичные компетентности сформированы у студентов, какими специалистами они станут. Насколько они сами могут разобраться в себе - определить свои сильные и слабые стороны, какова система их ценностных ориентаций, владеют ли они прогностическими умениями и навыками, конструктивно ли они общаются, умеют ли эффективно взаимодействовать, работать в команде, могут ли в случае необходимости прийти на помощь другому, поддержать его, умеют ли анализировать деятельность свою и других и осуществлять рефлексию своих поступков, стремятся ли они к самообразованию, го-
товы ли к исследовательской деятельности, к осуществлению сознательного профессионального выбора и к ответственности за него.
Выделение и изучение компонентов социокультурной компетентности преподавателя высшей школы позволяют оценивать состояние и результаты образовательного процесса в вузе, управлять процессом обновления профессиональной подготовки будущего специалиста, принимать решения по модернизации образовательного процесса.
Литература
1. Психология развития конкурентоспособной личности. - М., 2002.
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.