Научная статья на тему 'Социокультурная диагностика жизнедеятельности диаспор кавказских народов, проживающих на юге Тюменской области'

Социокультурная диагностика жизнедеятельности диаспор кавказских народов, проживающих на юге Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
267
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная диагностика жизнедеятельности диаспор кавказских народов, проживающих на юге Тюменской области»

М. А. ХАМАТХАНОВА

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИАСПОР КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЮГЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Тюменская область является сложно построенным субъектом Российской Федерации, где проживают свыше 125 народов общей численностью 3,1 млн человек. Представители многих этнических общностей стали стремиться к возрождению своей культуры через национально-культурные центры, устанавливать контакты с зарубежными соотечественниками и создавать диаспоры.

Первые диаспоры (польская и корейская) на юге Тюменской области были зарегистрированы в 1993 г. Как видим, они стали организовываться у внешних мигрантов, что определяется внутренними и внешними причинами, поскольку географическая отдаленность от исторической родины способствует развитию более обостренного чувства этнической идентичности и памяти об историческом прошлом государства - исхода.

Внешним фактором диаспоральности является пробуждающийся интерес и поддержка, оказываемые со стороны исторической родины, осознание значимости диаспоры для лоббирования государственных интересов, так как диаспора это не только социокультурное явление, но и политический инструмент.

Диаспоры же внутренних мигрантов (армянская и азербайджанская) начинают функционировать с 1995-1997 гг. К этому времени прекращается основной поток мигрантов данных этнических групп, сформировались цели отдельного представителя и обозначились перспективы общности. Был найден механизм соединения разных по образованию, возрасту, целям приезда, полу всех представителей какой-либо этнической общности. Этим основополагающим материалом стали культурные ценности, традиции этноса, поскольку культура, по мнению автора, это единственное, что сохранилось в духовном мире человека, которая в кризисных ситуациях проявляется наиболее отчетливо.

Поскольку диаспора - это общность людей единого этнического происхождения, проживающая за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты для развития и функционирования данной общности, она выполняет функцию, сходную с деятельностью культурно-национальных центров, заключающуюся в поддержании и укреплении национальной культуры, распространении национальных традиций и обычаев. Она способствует более успешной социализации членов общности в иноэтническое окружение, создает своеобразную этнокультурную атмосферу для комфортного существования и взаиморазви-тия с другими этносами, формирует основы межкультурного диалога.

В 2004 г. с целью исследования позитивных и негативных тенденций формирования культуры кавказских диаспор, проживающих на юге Тюменской области, автором были проведены социологические опросы кавказского населения, проживающего на исторической родине, т.е. на Кавказе и вне исторической родины - на юге Тюменской области.

На первом этапе исследования был проведен анкетный опрос представителей кавказского населения, проживающего на Кавказе, т.е. на исторической родине. В опросе приняло участие 173 человека, среди них 143 ингуша, 19 чеченцев, 15 - другие представители кавказского населения (даргинцы, осетины, балкарцы). Из числа опрошенных 44,5% составили мужчины, 55,5% -женщины. На втором этапе исследования был проведен опрос представителей кавказского населения, проживающего на юге Тюменской области, т.е. вне

исторической родины. В опросе приняло участие 184 респондента, среди них 62 ингуша, 49 чеченцев, 34 осетина, 41 - другие представители кавказского населения (даргинцы, балкарцы, кабардинцы). Из числа опрошенных 60,0% составили мужчины, 40,0% - женщины.

Прежде чем приступить к анализу негативных и позитивных условий формирования культуры кавказских диаспор, следует обратить внимание на выявленную обеспокоенность представителей кавказских диаспор, проживающих на исторической родине и в Тюменской области, возможностью утратить национальную самобытность (табл. 1).

Таблица 1

Мнение респондентов о возможности утратить свою национальную самобытность в зависимости от района проживания, % к общему числу респондентов

Опасность Представители

кавказского населения кавказских диаспор

Существует 24,1 49,7

Существует, но не стоит ее преувеличивать 37,9 37,3

Не существует 23,0 6,5

Никогда не задумывался 7,4 5,4

Затрудняюсь ответить 7,4 1,1

Как видим, большинство участников анкетного опроса (87,0%) считает, что для представителей кавказских диаспор, проживающих на юге Тюменской области, существует опасность утратить свою национальную самобытность, причем 49,7% респондентов указали на наличие опасности, а 37,3% полагают, что опасность существует, но ее не следует преувеличивать. Противоположного мнения («Опасности нет») придерживаются только 6,5% опрошенных. Следует отметить, что на наличие опасности обратили внимание и респонденты, проживающие на исторической родине. Но таких оказалость в два раза меньше.

Важным фактором, определяющим традиционный образ жизни, является соблюдение обычаев и обрядов (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Выполняете ли Вы национальные обряды?» в зависимости от места проживания, % к общему числу ответивших

Выполняю Представители

кавказского населения кавказских диаспор

Полностью 27,3 9,8

Частично 58,4 48,9

Не выполняю 9,3 34,2

Не знаю обрядов 5,0 7,1

Анализ ответов на вопрос «Выполняете ли Вы национальные обряды»? показал, что только каждый десятый представитель кавказских диаспор, проживающий на юге Тюменской области, выполняет национальные обряды, соблюдает национальные обычаи полностью (9,8%). Для сравнения: на родине таких в три раза больше - 27,3%. Каждый третий представитель кавказских диаспор не выполняет национальные обряды, не соблюдает национальные обычаи (34,2%) или не знает совсем обрядов своего народа (7,1%). На родине таких почти в четыре раза меньше. Около половины участников анкетного опроса, проживающих на юге Тюменской области, выполняют национальные обряды частично (48,9%).

Исследования автора выявили, что представители кавказского населения, проживающие на юге Тюменской области, реже своих родственников, проживающих на исторической родине, используют в быту предметы национальной утвари (табл. 3).

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос «Используете ли Вы в быту предметы национальной утвари?» в зависимости от места проживания, % к общему числу ответивших

Использую Представители

кавказского населения кавказских диаспор

Постоянно 11,8 0,0

Редко 36,5 12,0

Не использую, не имею 8,8 12,0

Использую в виде украшений 9,4 13,1

Не использую 17,1 43,2

Не имею 16,5 19,7

Как видно из полученных данных, представленных в табл. 3, никто из участников опроса, проживающих вне исторической родины, не использует постоянно в быту предметы национальной утвари, каждый десятый - редко. Одновременно более половины опрошенных (62,9%) открыто ответили, что их не используют (43,2%) или не имеют (19,7%).

Изучение структуры ответов респондентов, проживающих вне исторической родины, в зависимости от пола, возраста и полученного образования, позволило выявить автору следующие тенденции: чаще используют в быту предметы национальной утвари женщины, чем мужчины; респонденты, состоящие в однонациональных браках; представители старшего поколения, чем молодежь.

Следующим индикатором, характеризующим традиционный образ жизни, является использование национальной одежды. Ответы респондентов на вопрос «Пользуются ли они национальной одеждой?» позволяют отметить, что ситуация в этой сфере обстоит проблематично не только для представителей кавказских диаспор, проживающих на юге Тюменской области, но и для кавказского населения, проживающего на исторической родине: пользуются «постоянно» национальной одеждой только 7,0% кавказского населения, причем среди представителей кавказских диаспор таких практически нет (0,5%). «По праздникам» пользуются национальной одеждой около пятой части кавказского населения, при этом среди представителей кавказских диаспор таких в три раза меньше (6,6%). Одновременно три четверти представителей кавказских диаспор, проживающих на юге Тюменской области, не носят национальную одежду (47,5%) или ее не имеют (25,1%) (табл. 4).

Таблица 4

Ответы респондентов на вопрос «Пользуетесь ли Вы национальной одеждой?» в зависимости от места проживания, % к общему числу ответивших

Пользуюсь Представители

кавказского населения кавказских диаспор

Постоянно 7,0 0,5

По праздникам 18,7 6,6

Не пользуюсь, но имею 13,4 20,2

Не пользуюсь 39,2 47,5

Не имею 21,6 25,1

Детальный анализ структуры ответов на данный вопрос респондентов, проживающих на юге Тюменской области, позволил выявить следующие тенденции: чаще национальную одежду носят по праздникам представители кавказского населения, получившие начальное и среднее образование; женщины, чем мужчины; представители старшего поколения, чем молодежь. Не имеют национальной одежды чаще представители молодого поколения.

Другим фактором традиционного образа жизни, оказывающим влияние на формирование культуры кавказских диаспор, является потребление респондентами традиционной пищи. На вопрос, питаются ли они кавказской пищей, были получены более оптимистичные ответы (табл. 5). Около половины представителей кавказских диаспор питается традиционной пищей, причем «постоянно» чуть более десятой части опрошенных (13,0%), «не часто» - каждый третий. Для сравнения: в местах исконного проживания большинство кавказского населения (81,6%) питается традиционной пищей, из них более четверти опрошенных (29,9%) «постоянно», а чуть более половины - «не часто». Не питается кавказской пищей пятая часть респондентов, проживающих на юге Тюменской области, и в три раза меньшее число опрошенных, проживающих на исторической родине.

Таблица 5

Ответы респондентов на вопрос «Питаетесь ли Вы традиционной для северян пищей?» в зависимости от места жительства, % к общему числу опрошенных

Питаюсь Представители

кавказского населения кавказских диаспор

Постоянно 29,9 13,0

Не часто 51,7 34,6

Очень редко 12,1 33,5

Нет 6,3 18,9

Индикатором, характеризующим традиционный образ жизни и оказывающим влияние на формирование культуры кавказских диаспор, является владение традиционными навыками своей этнической среды. На поставленный вопрос, какими навыками вы владеете, были получены следующие ответы (табл. 6).

Таблица 6

Сравнительный анализ ответов респондентов на вопрос «Какими традиционными навыками своей этнической среды Вы владеете? в зависимости от места жительства, % к общему числу опрошенных

Навыки Представители

кавказского населения кавказских диаспор

Умею производить домашнюю национальную утварь 5,8 1,4

Умею шить национальную одежду, обувь 4,3 4,2

Могу изготавливать сувениры 2,4 2,8

Умею готовить национальные блюда 37,5 17,4

Могу исполнять национальные песни 7,2 7,0

Могу исполнять национальные танцы 19,2 17,8

Другими 10,1 1,9

Никакими 13,5 47,4

Из ответов, представленных в табл. 6, видно, что вне исторической родины представители кавказских диаспор утрачивают традиционные навыки своей этнической среды. Почти каждый второй представитель кавказской диаспо-

ры, проживая вдали от родных мест, утратил традиционные навыки своей этнической среды. Среди респондентов, проживающих на исторической родине, таких в три с половиной раза меньше. Представители кавказских диаспор чаще всего среди традиционных навыков, которыми они владеют, называют умение исполнять национальные танцы и готовить национальные блюда.

По мнению автора, сохранять и развивать культуру своего народа могут те представители социально этнической общности, которые состоят в однонациональном браке. Среди участников анкетного опроса три четверти представителей кавказских диаспор состоят в этнически однородных браках, соответственно каждый четвертый - в смешанном (табл. 7).

Таблица 7

Распределение респондентов, проживающих на и вне исторической родине, в зависимости от того, в каком браке они состоят, % от к общему числу ответивших

Брак Представители

кавказского населения кавказских диаспор

Однонациональный 80,0 74,4

Смешанный 20,0 25,6

Рассмотрим отношение респондентов к межэтническим бракам. Исходя из ответов большинства респондентов (80,3%) к межэтническим бракам они относятся отрицательно. Положительное отношение высказали 15,8% представителей кавказских диаспор. Только 1,1% респондентов согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга (супруги) (табл. 8).

Автор считает необходимым привести мнение участников анкетных опросов на данный вопрос в зависимости от их отношения к межэтническим бракам, что позволит выявить позитивные либо негативные тенденции в культуре исследуемых народов (табл. 9).

Таблица 8

Отношение респондентов к межэтническим бракам в зависимости от места проживания, % к общему числу опрошенных

Отношение Представители

кавказского населения кавказских диаспор

Положительное 22,1 15,8

Отрицательное 48,8 80,3

Безразличное 22,1 1,6

Согласен, но в зависимости от национальности 1,7 1,1

Затрудняюсь ответить 5,2 1,1

Таблица 9

Отношение респондентов, состоящих в однонациональном и смешанном браках к межэтническим бракам в зависимости от их отношения к ним,

% к общему числу опрошенных

Отношение Брак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

однонациональный смешанный

Положительное 5,4 34,5

Отрицательное 90,3 58,1

Безразличное 1,1 3,2

Согласен, но в зависимости от национальности 1,1 3,2

Затрудняюсь ответить 2,1 0,0

Судя по ответам представителей кавказских диаспор, проживающих на юге Тюменской области, большинство из них (90,3%) отрицательно относятся к смешанным бракам. Одновременно почти вдвое меньше преставителей кавказских диаспор, состоящих в смешанном браке, выразили аналогичное отношение к таким бракам. Кроме того, респонденты, состоящие в смешанных браках, в шесть раз чаще выражают положительное отношение к смешанным бракам, чем респонденты, состоящие в однонациональном браке. По мнению автора, необходимо таким образом выстраивать работу с представителями кавказских диаспор, состоящих в смешанных браках, чтобы они могли в условиях отдаленности от родителей, родственников сохранять и развивать культуру своего народа.

В заключении следует отметить, что большая часть представителей кавказских диаспор, независимо от того, в каком браке они состоят, способны сохранять и развивать культуру своего народа в условиях отдаленности от исторической родины. С другой стороны, позитивное отношение к смешанным бракам некоторой части представителей кавказских диаспор может выступать показателем гармоничных отношений между людьми различных национальностей, проживающих на юге Тюменской области, поскольку появляется возможность взаимопроникновения и усвоения опыта представителей всех культур, проживающих в тюменском регионе.

ХАМАТХАНОВА МАККА АЛАУДИРОВНА родилась в 1971 г. Окончила Чечено-Ингушский государственный педагогический институт. Аспирант кафедры экономической теории Тюменского государственного нефтегазового университета. Область научных интересов -социология культуры и духовной жизни. Автор 5 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.