ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
В XXI ВЕКЕ
йО!: 10.17805^ри.2023.1.2
Социокультурная адаптация пожилых в Университете серебряного возраста
М. Г. Солнышкина
Московский гуманитарный университет, Государственный университет «Дубна»,
С. А. Подгорный Государственный университет «Дубна»
Отатья посвящена анализу социокультурной адаптации граждан старшего поколения в условиях смены медико-социальных, помогающих подходов на культурно-институциональную парадигму активного долголетия. Авторами разработаны принципы социокультурной адаптации пожилых в Университете серебряного возраста, содержащие префи-гуративные элементы культуры социально-педагогического взаимодействия. Показано, что в структуру социокультурной адаптации пожилого человека как субъекта адаптации (адаптация в повседневной жизни, адаптация в социальной среде, способность к выстраиванию отношений) входят образовательные потребности. Проведено исследование структуры образовательных потребностей и интересов как фактора социокультурной адаптации пожилых и диагностической базы социокультурного проектирования Университета серебряного возраста. Сформирован социокультурный портрет пожилого человека г. Дубны в аспекте образовательных потребностей и интересов. В ходе исследования выделена значительная группа пожилых людей, испытывающих при высоком уровне образования нереализованные образовательные потребности в финансовой, цифровой, коммуникативной сферах жизнедеятельности, а также в сфере социальной безопасности, что препятствует их социально-культурной адаптации в динамично меняющемся обществе. Авторами концептуализировано понятие «социокультурный капитал пожилых», выявлена конфигурация данного ресурса, определены возможности его формирования в структуре образовательных программ.
Ключевые слова: пожилые; социокультурная адаптация пожилых, Университет серебряного возраста; принципы социокультурной адаптации пожилых; образовательные потребности пожилых; социокультурный капитал как фактор адаптации пожилых; тиражирование социокультурной практики
ВВЕДЕНИЕ
Аля осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., установленных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О на-
циональных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», является достижение благополучия и развитие активного долголетия и качества жизни пожилых людей.
Изменение возрастной структуры общества (прогнозируемая численность населения старше трудоспособного возраста к 2024 г., по высокому варианту прогноза Росстата, составит 35,1 млн человек, или 23,9% населения страны) требует институциональных трансформаций в привычной «помогающей» социальной работе с пожилыми, реализующейся по модели «длительный уход и социальное обслуживание» (Григорьева, 2021:20). Перспективными должны стать концепции «активного старения» с концептами «качества жизни пожилых» и «образования через всю жизнь» (life-long learning). Но в социологическом плане с позиций социоциокультурной адаптации пожилых для активного включения в различные сферы жизнедеятельности вопрос активного долголетия разработан недостаточно, благополучие граждан старшего возраста продолжает рассматриваться, как правило, в контексте социально-экономических подходов (Аникеева, Сизикова, Фомина, 2017), недооценивается социокультурный капитал пожилых как важнейший ресурс их адаптации и удовлетворения социальных и духовных потребностей в динамично меняющемся обществе. А ведь именно его формирование должно достигаться в процессе специально организованной социокультурной деятельности в социальной сфере.
Интерес специалистов к смене медико-социальных, «помогающих» подходов на культурно-институциональную парадигму активного долголетия проявляется через подготовку углубленных междисциплинарных лонгитюдных исследований для пополнения социокультурных данных о старении и выделении российских тенденций (например, на базе Научного центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала НИУ ВШЭ, организации круглого стола «Развитие данных о старении и старшем поколении в России» с применением международной методики SHARE). Крупнейшая международная научно-практическая конференция «Старшее поколение современной России», состоявшаяся в Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского (13-14 октября 2021 г.) (Старшее поколение ... , 2021: Электронный ресурс) объединила специалистов исследовательских центров, медицинских и социальных учреждений, НКО из 14 стран, рассматривающих в международном, национальном и региональном аспектах «вопросы социального статуса старшего поколения, его положения в социальной структуре общества; проблемы старшего поколения в контексте социальной политики, трудовую деятельность людей старшего поколения» (Былинская, 2021: 710). В ходе конференции были «обсуждены результаты исследований старшего поколения в цифровом обществе; инвалидности пожилых; их гражданской активности, межпоколенные отношения в современной семье; проблемы насилия и эйджизма в отношении старшего поколения» (там же) Круг рассматриваемых вопросов убедительно показывает, что проблема социально-культурной адаптации пожилых людей актуальна во взаимосвязи с процессами их многогранной социализации, при этом данные процессы (социально-культурной адаптации и социализации пожилых) являются взаимообусловленными (Ковалева, 2022).
Многогранность социализации пожилых связана с необходимостью адекватного приспособления к социокультурному окружению, изменившимся условиям освоения навыков и знаний, стереотипов поведения, ценностных ориентиров для полноценного взаимодействия с социумом (Бондаренко, 2001:7). В этом контексте значи-
тельную роль играют университеты серебряного возраста, обеспечивающие доступность образовательных ресурсов для пожилых людей и реализующие концепцию life-long learning (Левинтов, 2020: 127). Данная концепция успешно реализована в Серебряном университете Московского государственного педагогического университета как проектной площадке Департамента труда и социальной защиты г. Москвы, на которой обучено более 12 000 человек. Имеется некоторый опыт ее реализации в территориальных центрах социального обслуживания населения. В Дубне Университетская программа серебряного возраста реализуется как социальная миссия Университета «Дубна», которая отражает его вклад в развитие общества. Это не только трансфер технологий и инноваций, но и «продолженное обучение» и социальное участие. «Университеты серебряного возраста как образовательная технология активного долголетия расширяют возможности социализации пожилых людей в меняющемся обществе, повышают уровень эффективного использования ресурсов информационной среды, способствуют совершенствованию психологической, цифровой, правовой и финансовой грамотности как факторов повышения качества жизни, минимизации социальных рисков» (Подгорный, Солнышкина, 2022: Электронный ресурс).
ПРИНЦИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ В УНИВЕРСИТЕ СЕРЕБРЯНОГО ВОЗРАСТА
Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, принятые резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 г.1 (основные идеи — полнокровная жизнь лиц преклонного возраста, предоставление возможностей развития и саморазвития, повышение качества жизни пожилых людей), дополненные специфическими особенностями процессов образования и самообразования пожилых людей в «серебряном» университетском пространстве, мы рассматриваем как принципы социокультурной адаптации в Университете серебряного возраста (УСВ).
Среди них выделяются общие:
— принципы группы «независимость» имеют в своей основе ценности выбора и социальной безопасности и подразумевают содействие пожилым людям в овладении современными техническими средствами и IT-технологиями; расширение правовой грамотности граждан пожилого возраста; организацию свободного времени людей старшего возраста;
— принципы группы «участие» имеют в своей основе ценности социальной активности и вовлеченности в жизнь общества; активизации творческого потенциала и сохранение позитивного отношения к жизни; включения в программы Серебряного во-лонтерства;
— принципы группы «самореализация, реализация потенциала личности» определяются через понятия «творение», «достижение» и подразумевают создание возможностей для всесторонней реализации внутреннего потенциала в семейной, до-суговой, общественной сферах деятельности, повышение уровня коммуникативных навыков пожилых людей.
Социально-политические принципы социокультурной адаптации пожилых в Университете серебряного возраста включают формирование и укрепление партнерства и взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими и общественными организациями. Особо отмечаем Альянс «Серебряный возраст» как неформаль-
ное сетевое объединение организаций на региональном уровне по поддержке старшего поколения, которое развивает эту деятельность на территориях в партнерстве со всеми заинтересованными организациями по созданию и поддержке пространств, комфортных для людей старшего поколения2. Таким образом, в режиме социального партнерства продвигаются ценности и смыслы заботы о людях старшего поколения.
К специфическим принципам социокультурной адаптации пожилых в Университете серебряного возраста относятся принципы тематической универсальности (профили обучения обусловлены потребностями обучающихся, соответствуют идее классического университетского образования, а также разумного применения возможностей дистанционного обучения для реализации образовательных потребностей); организационной универсальности (многообразие моделей реализации идеи Университета серебряного возраста — встроенная, сетевая, пансионатного типа), а также принципы андрогогики, учитывающие специфику обучения лиц пожилого возраста в социокультурном аспекте: герменевтическое, мировоззренческое, пользовательское образование, направленное на понимание, осознание и использование собственного жизненного опыта, переосмысление интеллектуального багажа, овладение пользовательскими умениями для формирования смыслового пространства и повышения качества жизни (Левинтов, 2015: Электронный ресурс). Необходимо отметить, что образовательную активность пожилых граждан в Университете серебряного возраста, действующего по модели «встроенного университета» в образовательном пространстве вуза (молодежный «зеленый» университет и «серебряный университет» функционируют в едином образовательном пространстве, таким образом, создаются условия для межпоколенческого взаимодействия), мы рассматриваем как проявление префигуративной культуры, в которой гармонизированы роли учителя и ученика между пожилыми обучающимися и молодыми преподавателями и волонтерами программы — студентами (Мид, 1988: 350-360). Особенностью реализации данного принципа распределения ролей является психологическая готовность пожилого человека оказаться в роли ученика и учиться у молодого преподавателя, который должен находить методические приемы и подходы для обучения пожилых учеников. Таким образом, включение префигуративных элементов культуры в образовательный процесс способствует укреплению межпоколенческих связей между молодыми преподавателями, ассистентами программы — студентами вуза и гражданами пожилого возраста, а также адаптации пожилых к префигуративно-му типу культуры.
Концепция межпоколенческого взаимодействия представлена в программе Университета серебряного возраста «Дубна» активным участием студентов — волонтеров Института системного анализа и управления (темы занятий: «Работа с офисными приложениями. Базовый курс. Работа с редактором "Word"», «Портал Госуслуги Российской Федерации для лиц "серебряного возраста"», «Азбука Интернета для лиц "серебряного возраста"», «Влияние информационных технологий на социальную активность пожилых людей», «Обработка фотографий. Зачем фотошоп пенсионеру», «Основные преимущества и недостатки онлайн-сервисов записи к врачам»), а также значительной волонтерской составляющей: событийное, инклюзивное, культурное волонтерство (социальный туризм, кейтеринг).
Социокультурная адаптация пожилых в Университете серебряного возраста как сложный и многоплановый процесс базируется на совокупности ценностных факто-
ров мировоззренческого, средового, социально-политического, общинного уровней, содержащихся в общих, социально-политических и специфических принципах, а также реализации концепции межпоколенческого взаимодействия в образовательном пространстве с префигуративными элементами культуры.
В структуру социокультурной адаптации личности как субъекта адаптации (адаптация в повседневной жизни, адаптация в социальной среде, способность к выстраиванию отношений) входят потребности и интересы самой личности, при этом условия и результаты деятельности выступают в качестве объектов адаптации, так как связаны с удовлетворением потребностей, прежде всего образовательных (Журавлева: Электронный ресурс).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН КАК ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
Образовательные потребности и возможности их удовлетворения как базовые показатели качества жизни пожилых рассматриваются в системе динамических показателей благополучия как в международных исследованиях (Global AgeWatch Index — рейтинг стран мира по индексу качества жизни пожилых людей, согласно которому Россия занимает 65-е место из 96)3, так и в российских правительственных документах (например, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г.)4.
Образовательные потребности пожилых граждан — это осознанная необходимость повышения уровня своих знаний и освоения новых навыков с целью социокультурной адаптации и возможностей продолжения саморазвития.
Оценка образовательных потребностей и интересов граждан пожилого возраста в г. Дубне была проведена на основе результатов исследования, выполненного в феврале — марте 2022 г. (метод исследования — анкетирование, 150 человек). Выборка случайная — база данных Совета ветеранов г. Дубны, возраст принявших участие в исследовании — 65-75 лет. В связи со спецификой данной возрастной группы и ее вовлеченности в деятельность Совета ветеранов города в исследовании приняли участие 16 мужчин (11%) и 134 женщины (89%). В ходе исследования оценивались структура образовательных потребностей и интересов; изучались образовательные потребности пожилых в области компьютерных технологий, выявлялись социальные характеристики участвующих в опросе (условия жизни, семейный статус, трудовая занятость, образовательная активность, удовлетворенность жизнью) для формирования социокультурного портрета пожилого человека г. Дубны (аспект образовательных потребностей и интересов). Исследование проводилось на этапе организационного проектирования и выявляло также отношение к созданию Университета серебряного возраста как инновационной формы образовательной деятельности пожилых. В отношении целей и задач проводимого исследования принципиально важным является использование его результатов при разработке концепции проекта «Университет серебряного возраста "Дубна"» и повышения адресности его функционирования.
Результаты исследования показали, что приоритет в структуре образовательных интересов и потребностей принадлежит программам финансовой грамотности — 19,4%; второе место занимают программы цифровых технологий — 18,1%; на третьем месте — психологические программы для формирования общения с близкими и окружающими — 15,6% (табл. 1, с. 44).
Таблица 1
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
(МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР)
Tab. 1
THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL NEEDS OF OLDER CITIZENS (MULTIPLE CHOICE)
Образовательные программы какой направленности приоритетны и интересны для Вас? Абсолютные величины %
Правовой грамотности 65 13,9
Компьютерной грамотности 85 18,1
Финансовой грамотности 91 19,4
Психологические программы для формирования общения
с близкими и окружающими 73 15,6
Здорового образа жизни 68 14,5
По иностранным языкам 32 6,8
По культурологии и личностному развитию 55 11,7
Образовательные потребности пожилых людей в области компьютерных технологий не удовлетворены, о чем свидетельствуют результаты исследований: на уровне продвинутого пользователя находятся только 8,8% опрошенных, 16,2% не умеют использовать компьютерные технологии. 75% умеют пользоваться компьютером на уровне начинающего пользователя; требуется дальнейшее овладение компьютером — 86,6 %>. Приоритетные цели обучения компьютерной грамотности изображены на рисунке: поиск актуальной информации — 37,3%, работа с сайтом Госуслуг — 26,5%; оплата коммунальных услуг — 14,5%.
Отношение пожилых людей к созданию Университета серебряного возраста в г. Дубне самое благожелательное, что свидетельствует об обоснованности проектной идеи создания УСВ, ее актуальности в условиях Дубны: 84,7% поддерживают создание УСВ; 81,3% считают преимуществом привлечение кадровых ресурсов Университета «Дубна». При организации и функционировании УСВ особое внимание необходимо уделять доступности обучения — 45,8%, возможности овладения новыми навыками в процессе обучения —31,1%. Характеристики преподавателей считают важными 14,2% опрошенных. Получение университетского диплома об окончании программы УСВ поддерживают 78,8% опрошенных.
Относительно социальной активности пожилых людей, потенциальной готовности к волонтерству и наставничеству: социально активными и полезными обществу желают быть 87% опрошенных, что составляет основу практик Серебряного волон-терства как одного из итогов деятельности УСВ (табл. 2).
Социальный статус пожилого человека включает характеристики семейного положения, уровня образования, условий жизни, состояние трудовой занятости; его развитие рассматривается нами как показатель социокультурной адаптации пожилого человека. Характеристики социального статуса, полученные по результатам исследования, следующие: образовательный статус — высшее и среднее специальное образование имеют 33,4 и 33,8% опрошенных соответственно, неполное образование — 11%, что характеризует высокий уровень образования дубненцев пожи-
Цели обучения компьютерной грамотности в Университете серебряного возраста
(данные 2022 г.)
Goals of teaching computer literacy at Silver Age University (2022 data)
лого возраста и специфику наукограда; 62,5% опрошенных проживают самостоятельно, без родственников; 70% не работают, 24% имеют частичную занятость; 48% являются вдовами и вдовцами, 36% сохранили семейные отношения, одиноки 16% опрошенных.
Из полученных данных формируется социокультурный портрет пожилого человека г. Дубны как объекта деятельности УСВ: женщина, имеющая высшее или среднее специальное образование, не работающая или имеющая частичную занятость, являющаяся вдовой или одинокой по семейному статусу. В ходе исследования выделена значительная группа пожилых людей, испытывающих нереализованные
Таблица 2
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Tab. 2
CHARACTERISTICS OF SOCIAL ACTIVITY OF THE ELDERLY
Как Вы относитесь к следующему высказыванию некоторых пожилых людей: «Про нас все забыли, что мы тоже хотим быть полезными обществу »? Абсолютные величины %
Считаю его правильным 8 5
Считаю его неправильным 129 87
Хочу жить только для себя 12 8
Всего ответов 149 100
образовательные потребности в финансовой, цифровой, коммуникативной сферах жизнедеятельности, что препятствует их социально-культурной адаптации в современном обществе, создает риски эйджизма и снижает качество жизни пожилых.
Проведенное исследование позволило обосновать актуальность социального проекта «Университет серебряного возраста "Дубна"» и выявить социокультурные характеристики основной целевой группы в аспекте нереализованных образовательных потребностей.
При содержательном анализе социокультурной адаптации используется понятие «ресурсы», характеризующее совокупность средств, которые применяет субъект в процессе адаптации. Спецификой данного ресурса в Университете серебряного возраста является формирование социокультурного капитала как итог освоения отдельных образовательных модулей, разработанных по итогам изучения образовательных потребностей пожилых.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА В ПРОГРАММАХ УНИВЕРСИТЕТА СЕРЕБРЯНОГО ВОЗРАСТА
Концептуализация понятия «социокультурный капитал пожилых» реализуется нами в контексте ресурсного определения социального капитала и теории конвертации капиталов П. Бурдье (Бурдье, 2002: 62-64), а также разработки социально-педагогических показателей этого феномена. Обоснованность социально-педагогических показателей обусловлена тем, что на формирование социокультурного капитала в наших условиях влияет педагогическое взаимодействие, «в котором происходят целесообразные, взаимообусловленные изменения на сущностном уровне личности (убеждения, духовные ценности, нравственные императивы, культурные смыслы) его субъектов» (Богдан, 2012: 50-55), принципы которого была рассмотрены нами ранее. Используя в качестве концептуальной схемы указанные основания, мы используем следующее определение социокультурного капитала: «Социокультурный капитал — это совокупность социальных и культурных ресурсов социальных акторов (как индивидов, так и социальных групп/общностей), которые могут быть использованы для достижения определенных целей, оптимизации социальных позиций» (Батаева, Попова, 2017: 53-54). В специально созданных социально-педагогических условиях происходит резонансное взаимодействие культурного (потенциал, воплощенный в формах интеграции ресурсов личности, социума и культуры) и социального (институционализированные отношения и членство в социальных сетях) капитала акторов. Принципиально важно к перечисленным значениям и эмпирическим индикаторам социокультурного капитала добавить показатели образованности, культурных навыков и компетенций.
Структура образовательной программы Университета серебряного возраста соответствует идее классического университетского образования и включает модули финансовой и правовой грамотности, программу «Эффективное взаимодействие в семье и обществе», а также программу цифровой грамотности и 1Т-технологий. Планируемым (ожидаемым) результатом освоения является формирование отдельных составляющих социокультурного капитала пожилых людей и его конфигурации в целом.
При высокой мере разнообразия (вариативности) отдельных элементов социокультурного капитала, формируемых в образовательных модулях, происходит генерирование, актуализация и воспроизводство динамического потенциала пожилых людей, что повышает их уровень социального благополучия (табл. 3).
Таблица 3
ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА, ФОРМИРУЕМЫЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЯХ
Table 3
ELEMENTS OF SOCIO-CULTURAL CAPITAL, FORMED IN SEPARATE EDUCATIONAL MODULES
№ п/п Образовательный модуль Компоненты социокультурного капитала
1 Программа финансовой грамотности (28 ч, из них контакт. — 14 ч) Грамотное и сознательное распоряжение сбережениями, знание современных денежных инструментов с целью обезопасить себя от обмана со стороны мошенников
2 Программа правовой грамотности (28 ч из них контакт. — 14 ч) Знания для защиты своих прав, вопросы, связанные с пенсионным обеспечением и системой ЖКХ
3 Программа цифровой грамотности и 1Т-технологий (28 ч, из них контакт. — 14 ч) Общение посредством современных средств, мессенджеров, видеосвязи с друзьями и родственниками, грамотный поиск информации, возможность использования Единого портала государственных услуг
4 Программа «Эффективное взаимодействие в семье и обществе» (28 ч, из них контакт. — 14 ч) Компетенции в области психологии общения, отношений с взрослыми детьми и внуками, разрешения конфликтов с целью социализации пожилых людей, улучшения общения с близкими и окружающими людьми
Конфигурация социокультурного капитала, формируемого в Университете серебряного возраста, отражена в последствиях реализации данного социокультурного проекта, это:
— «создание благоприятных условий для успешной адаптации пожилых людей в цифровом обществе, их самообразовании и эффективном использовании ресурсов информационной среды в соответствии с концепцией life-longlearning;
— активизация творческого потенциала, формирование позитивного отношения к жизни, расширение правовой и финансовой грамотности как факторов повышения качества жизни и минимизации социальных рисков;
— институционализация межпоколенческих связей в университетском пространстве, преодоления эйджизма в отношении пожилых людей» (Подгорный, Солнышки-на, 2022: Электронный ресурс).
29 апреля 2022 г. в Университете серебряного возраста «Дубна» состоялся выпуск пилотной группы — 14 человек, все выпускники получили фирменные сертификаты. Итоги постпроектной оценки (удовлетворенность «серебряных» студентов организацией и содержанием учебного процесса, востребованность полученных знаний в дальнейшей жизнедеятельности) самые положительные: удовлетворен-
ность организацией учебного процесса и расписанием — 100%; содержание программы обучения оправдало ожидания — 100% (из них 69,2% — полностью); применение полученных навыков в будущем — 100% (при поиске актуальной информации; при работе с сайтом Госуслуг; в семейных отношениях; для помощи Совету ветеранов); готовы рекомендовать обучение в «серебряном» университете друзьям и знакомым — 100%.
В заключение приводим письменный отзыв студентки серебряного возраста Т. И. Шеховцовой: «Открытие Университета серебряного возраста было воспринято с радостным чувством и энтузиазмом: говорю не только от себя лично, потому что уверена — так восприняла эту новость не я одна... Приобрести новые знания, расширить круг общения и, по большому счету, повысить качество жизни — ну, кому же этого не хочется? Мне кажется, что все хорошо в этом проекте. Проект пилотный, и наверняка все будет проанализировано, может быть, будут внесены какие-то корректировки, но нам (могу сказать от имени всех студентов серебряного возраста этого потока) понравилось все!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социокультурная адаптация пожилых в Университете серебряного возраста как сложный и многоплановый процесс базируется на совокупности ценностных факторов мировоззренческого, средового, личностного характера, а также реализации концепции межпоколенческого взаимодействия в образовательном пространстве с префигуративными элементами культуры.
В структуру социокультурной адаптации личности как субъекта адаптации входят образовательные потребности пожилых граждан — это осознанная необходимость повышения уровня своих знаний и освоения новых навыков с целью социокультурной адаптации и возможностей продолжения саморазвития. В ходе исследования выделена значительная группа пожилых людей, испытывающих нереализованные образовательные потребности в финансовой, цифровой, коммуникативной сферах жизнедеятельности, что препятствует их социально-культурной адаптации.
Целью деятельности Университета серебряного возраста является создание благоприятных условий для успешной социокультурной адаптации пожилых людей в цифровом обществе, их самообразовании и эффективном использовании ресурсов информационной среды в соответствии с концепцией life-longlearning. Спецификой ресурса социокультурной адаптации в Университете серебряного возраста является формирование социокультурного капитала как итог освоения отдельных образовательных модулей, разработанных в результате изучения образовательных потребностей пожилых.
В соответствии с традициями анализа социальных практик в отношении пожилых людей Минтруда России они размещаются на платформе АСИ «Смартека», затем проводится отбор лучших практик активного долголетия. «Задачи отбора: развитие и распространение в регионах России Концепции активного долголетия (КАД), выявление и тиражирование лучших практик работы для старшего поколения в России, отражающих основные принципы и положения КАД, подготовка к расчету региональных индексов активного долголетия. Отобранные практики помогают людям старшего возраста оставаться активными членами общества, сохранять активный образ жизни, поддерживать физическую форму, заниматься творчеством, разнообразить досуг, становиться "серебряными" волонтерами и учиться новому»5.
Социокультурная практика «Университет серебряного возраста "Дубна"» (номер публикации 22340 от 20.09.2022, рук. С. А. Подгорный) размещена на федеральной платформе Smsrteca.com (сервисе по поиску лучших социальных практик) для лидеров изменений6. При представлении практики в связи с запросом общественности особая роль уделена разработке технологии ее тиражирования — внедрения в других регионах. Представлен технологический процесс внедрения, операционный состав практики, проработаны формы помощи при внедрении, разработчики практики поделились особенностями ее реализации. Уже поступил запрос на внедрение.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г.) [Электронный ресурс] // Сайт Правительства РФ. URL: http://static.government.ru/media/ files/7PvwlIE5X5KwzFPuYtNAZf3aBz61bY5i.pdf (дата обращения: 02.01.2023).
2 Официальный сайт Альянса «Серебряный возраст» [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1873 (дата обращения: 02.01.2023).
3 Рейтинг стран мира по индексу качества жизни пожилых по результатам исследований Global AgeWatch Index [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал: новости, исследования, аналитика. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-age-wath-index (дата обращения: 02.01.2023).
4 Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (дата обращения: 02.01.2023).
5 Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей в 2020 году [Электронный ресурс] // Министерство труда России. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/1873 (дата обращения: 02.01.2023).
6 Платформа АСИ «СМАРТЕКА» — сервис по поиску лучших практик для лидеров изменений [Электронный ресурс] // Платформа агентства стратегических инициатив. URL: https://smarteka.com/practices (дата обращения: 02.01.2023).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аникеева, О. А., Сизикова, В. В., Фомина. С. Н. (2017) Социальные аспекты образовательных потребностей граждан старшего поколения // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. №4 (13) [Электронный ресурс] // Сайт Центра инновационных технологий и социальной экспертизы. URL: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2017/12/Анике-ева-Фомина-Сизикова.4-17.pdf (дата обращения: 25.12.2022).
Батаева, Е. В., Попова, О. А. (2017) Социокультурный капитал вынужденных мигрантов: теория и проблемы измерения // Вестник Харьковского национального университета им. Н. В. Карамзина. Вып. 39. С. 41-52.
Богдан, С. В. (2012) Концептуальное содержание понятия «социокультурный капитал» // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. №4 (32). С. 50-55.
Бондаренко, И. Н. (2001) Социокультурная адаптация пожилого населения Российской Федерации в условиях переходной экономики : дис. ... канд. пед. наук. М. : Московский государственный университет культуры и искусства. 186 с.
Бурдье, П. (2002) Формы капитала // Экономическая социология. Т. 3. №5. С. 60-74.
Былинская, А. А. (2021) Цифровая грамотность пожилого населения: методологические основания исследования // Старшее поколение современной России / под общ. ред. проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород : Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. 779 с. С. 710-714.
Григорьева, И. А. (2021) Старение и пожилые люди в современной российской социологии // Старшее поколение современной России / под общей редакцией проф. З. Х. Са-
ралиевой. Н. Новгород : Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. 779 с. С. 20-24.
Ковалева, А. И. (2022) Социализация личности: норма и отклонение. 2-е изд., доп. и пере-раб. М. : Издательство Московского гуманитарного университета. 444 с.
Мид, М. (1988) Культура и мир детства. Избранные произведения : пер. с англ. М. : Наука. 1988. 429 с. С. 350-360.
Левинтов, А. Е. (2015) Серебряный университет: Исследование SEDec: серия авторских концепций [Электронный ресурс] // Московская школа управления. URL: http://www. skolkovo.ru/public/media/documents/research/SEDeC_2015-01_rus.pdf (дата обращения: 05.11.2022).
Левинтов, А. Е. (2020) Опыт педагогической деятельности в Московском Серебряном университете // Актуальные проблемы образования : сб. / сост. А. Е. Левинтов ; ред. И. Д. Михайлова. Ярославль : Ремдер. 190 с. С. 127-130.
Подгорный, С. А., Солнышкина, М. Г. (2022) Университет серебряного возраста «Дубна» — реализация социальной миссии образования [Электронный ресурс] // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. Вып. 1 (33). С. 1-8. URL: http://www.yrazvitie.ru/wp-content/uploads/2022/07/01-Podgorny_Solnyshkina.pdf (дата обращения: 05.11.2022).
Солнышкина, М. Г., Новикова, Ю. С. (2018) Молодежное социальное проектирование на региональном уровне (на примере Московской области) // Знание. Понимание. Умение. №1. C. 38-46. DOI:10.17805/zpu.2018.1.3
Старшее поколение современной России (2021) / под общ. ред. проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород : Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. 779 с.
Дата поступления: 27.12.2022 г.
SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF THE ELDERLY AT SILVER AGE UNIVERSITY M. G. Solnyshkina Moscow University for the Humanities, Dubna State University, S. A. Podgorny Dubna State University
The article is devoted to the analysis of the socio-cultural adaptation of citizens of the older generation in the conditions of the change of medical, social and ministrative approaches to the cultural and institutional paradigm of active longevity. The authors have developed the principles of socio-cultural adaptation of the elderly at Silver Age University containing the prefigurative elements of the culture of socio-pedagogical interaction. It is shown that the structure of the socio-cultural adaptation of an elderly person as a subject of adaptation (adaptation in everyday life, adaptation in a social environment, the ability to build relationships) includes educational needs. A study is conducted into the structure of educational needs and interests as a factor of socio-cultural adaptation of the elderly and the diagnostic base of the socio-cultural design of Silver Age University. A socio-cultural portrait of an elderly person in Dubna has been formed in the aspect of educational needs and interests. The study identified a significant group of highly educated elderly people who still have unmet educational needs in the financial, digital, communicative spheres of life, as well as in the field of social security, which hinders their socio-cultural adaptation in a fast-moving society. The authors conceptualized the notion of «the socio-cultural capital of the elderly», identified the configuration of this resource, identified the possibilities of its formation in the structure of the educational programs.
Keywords: elderly; socio-cultural adaptation of the elderly; Silver Age University; principles of socio-cultural adaptation of the elderly, educational needs of the elderly; socio-cultural capital as a factor of adaptation of the elderly; replication of socio-cultural practice
REFERENCES
Anikeeva, O. A., Sizikova, V. V. and Fomina, S. N. (2017) Social'nye aspekty obrazovatel'nyh potrebnostej grazhdan starshego pokolenija. Zhurnal Centra innovacionnyh tehnologij i social'noj jekspertiz, №4 (13) [online] Available at: https://ma123.ru/wp-content/uploads/ 2017/12/Anikeeva-Fomina-Sizikova.4-17.pdf (accessed: 25.12.2022). (In Russ.).
Bataeva, E. V. and Popova, O. A. (2017) Sociokul'turnyj kapital vynuzhdennyh migrantov: teorija i problemy izmerenija. Vestnik Har'kovskogo nacional'nogo universiteta im. N. V. Ka-ramzina, vol. 39, pp. 41-52. (In Russ.).
Bogdan, S. V. (2012) Konceptual'noe soderzhanie ponjatija «sociokul'turnyj kapital». Vestnik Cheljabinskljgosudarstvennojakademii kul'tury i iskusstv, no. 4 (32), pp. 50-55. (In Russ.).
Bondarenko, I. N. (2001) Sociokul'turnaja adaptacija pozhilogo naselenija Rossijskoj Federacii v uslovijah perehodnoj jekonomiki : Dis. ... Cand. of Pedagogy. Moscow, Moscow State University of Culture and Art. 186 p. (In Russ.).
Burd'e, P. (2002) Formy kapitala. Jekonomicheskaja sociologija, vol. 3, no. 5, pp. 60-74. (In Russ.).
Bylinskaja, A. A. (2021) Cifrovaja gramotnost' pozhilogo naselenija: metodologicheskie osno-vanija issledovanija. In: Starshee pokolenie sovremennoj Rossii / ed. by Z. H. Saralieva. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky. 779 p. Pp. 710-714. (In Russ.).
Grigor'eva, I. A. (2021) Starenie i pozhilye ljudi v sovremennoj rossijskoj sociologii. In: Starshee pokolenie sovremennoj Rossii / ed. by Z. H. Saralieva. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky. 779 p. Pp. 20-24. (In Russ.).
Kovaleva, A. I. Socializacija lichnosti: norma i otklonenie. 2nd edition, expanded and revised. Moscow, Moscow University for the Humanities. 444 p. (In Russ.).
Mid, M. (1988) Kul'tura i mir detstva. Izbrannye proizvedenija / transl. from English. Moscow, Nauka. 429 p. (In Russ.).
Levintov, A. E. (2015) Serebrjanyj universitet: Issledovanie SEDec: serija avtorskih koncepcij. Moskovskaja shkola upravlenija [online] Available at: http://www.skolkovo.ru/public/media/ documents/research/SEDeC_2015-01_rus.pdf (accessed: 05.11.2022). (In Russ.).
Levintov, A. E. (2020) Opyt pedagogicheskoj dejatel'nosti v Moskovskom Serebrjanom univer-sitete. Aktual'nye problemy obrazovanija: sbornik / comp. by A. E. Levintov; ed. by I. D. Mihaj-lova. Yaroslavl, Remder. 190 p. Pp. 127-130. (In Russ.).
Podgornyj, S. A. and Solnyshkina, M. G. (2022) Universitet serebrjanogo vozrasta «Dubna» — realizacija social'noj missii obrazovanija [online] «Mezhdunarodnyj jelektronnyj zhurnal. Ustojchivoe razvitie: nauka i praktika», vyp. 1 (33), pp. 1-8. Available at: http://www. yrazvi-tie.ru/wp-content/uploads/2022/07/01-Podgorny_Solnyshkina.pdf (accessed: 05.11.2022). (In Russ.).
Solnyshkina, M. G. and Novikova, Ju. S. (2018) Molodezhnoe social'noe proektirovanie na regional'nom urovne (na primere Moskovskoj oblasti). Znanie. Ponimanie. Umenie, no 1, pp. 38-46. D0I:10.17805/zpu.2018.1.3 (In Russ.).
Starshee pokolenie sovremennoj Rossii (2021) / ed. by Z. H. Saralieva. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky. 779 p. (In Russ.).
Submission date: 27.12.2022.
Солнышкина Марина Георгиевна — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета, профессор кафедры социальной работы Государственного университета «Дубна». Адрес: 11395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: 8-499-374-60-21. Эл. адрес: [email protected]
Подгорный Сергей Александрович — доктор технических наук, проректор по цифровому развитию Государственного университета «Дубна». Адрес: 141982, Российская Федерация,
г. Дубна, ул. Университетская, д. 19. Тел.: 7 (961) 582-99-17. Эл. адрес: [email protected]
Solnyshkina Marina Georgievna, Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities, Professor, Department of Social Work, Dubna State University. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: 8 499 374-60-21. E-mail: [email protected]
Podgorny Sergey Aleksandrovich, Doctor of Technical Sciences, Vice-Rector for Digital Development, Dubna State University. Postal address: 19, Universitetskaya St., Dubna, Russian Federation, 141982. Tel.: 7 (961) 582-99-17. E-mail: [email protected]
00!; 10.17805^ри.2023.1.3
Развитие творческих способностей у студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в вузе
А. Д. Бородай Московский гуманитарный университет
В статье предлагается анализ профессиональной подготовки студентов направления «Реклама и связи с общественностью» с акцентом на развитие их творческих способностей. Рассматривается опыт работы вузов в условиях реализации образовательных стандартов второго поколения, когда вузы могли предлагать специализации, многие из которых были направлены на творческую составляющую. В настоящее время такой подход можно реализовывать по профилям подготовки в бакалавриате и магистратуре. Для индустрии коммуникаций креативный подход в бизнесе имеет определяющее значение. Креативность необходима не только при разработке рекламного продукта, но и при использовании инновационных технологий в продвижении товаров и услуг на рынке.
Ключевые слова: творческие способности; личностные качества; профессиональные компетенции; мотивация творчества; участие в творческих проектах; креативные индустрии
ВВЕДЕНИЕ
Сфера коммуникаций относится к современным креативным индустриям и требует широкого спектра профессиональных компетенций, которые необходимо формировать в вузе. Важнейшим из них является творческий подход к решаемым производственным задачам. Необходимо отметить, что подготовка кадров для индустрии коммуникаций в России продолжается уже около 30 лет. Еще больше опыт МГУ имени М. В. Ломоносова, где в конце 1980-х гг. на факультете журналистики были реализованы некоторые специальные курсы по рекламе и связям с общественностью.
РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ПРОФЕССИИ Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации приказом от 5 марта 1994 г. №180 утвердил государственный образовательный стандарт в части классификатора направлений и специальностей высшего профессионального