Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ К ПРОЦЕССАМ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ К ПРОЦЕССАМ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АРХАИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макаров Иван Леонидович

Цель исследования - проанализировать взаимосвязь процессов адаптации и модернизации; продемонстрировать особенности адаптации к модернизации в современном российском обществе, выявить проблемы социокультурной адаптации к процессам российской модернизации и обрисовать пути их решения. Научная новизна. Охарактеризована социокультурная адаптация как сложно структурированная совокупность приспособительных процессов. Показано, что современная модернизация предполагает взаимную адаптацию культурных традиций и модернизационных образцов общественного устройства. Определены особенности адаптации к модернизации в современном российском обществе. В результате выявлено, что следование западным модернизационным образцам в России привело к стрессовой адаптации и социальной архаизации. Адекватные стратегии адаптации предполагают согласование социокультурных форм традиции и модернизации, на уровне общественных институтов и повседневных социальных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Макаров Иван Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ADAPTATION TO THE PROCESSES OF MODERN MODERNIZATION

The purpose of the study is to analyze the relationship between the processes of adaptation and modernization; to demonstrate the features of adaptation to modernization in modern Russian, to identify its problems and outline ways to solve them. Scientific novelty. Sociocultural adaptation is characterized as a complex structured set of adaptive processes. It is shown that modern modernization involves the mutual adaptation of cultural traditions and modernization models of the social structure. The features of adaptation to modernization in modern Russian society are revealed. As a result, it is concluded that following Western modernization models in Russia led to stressful adaptation and social archaization. Adequate adaptation strategies presuppose the coordination of socio-cultural forms of tradition and modernization at the level of public institutions and everyday social practices.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ К ПРОЦЕССАМ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ»

10. Ericson R., Barry D., Doyle A. The Moral Hazards of Ne о Libera I ism: Lessons from the Private insurance Industry // Economy and Society. 2000. Vol. 29 (4). P. 532-558.

11. Garland D. The Culiure of Control: Crime and Social Order in Contemporary Society. Chicago: University of Chicago Press. 2001.

12. Young X Merton with Energy, Katz with Structure: The Sociology of Vindictiveness and the Criminology of Transgression // Theoretical Criminology. 2003. Vol. 7(3). P. 389-414.

13. Putnam R. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster. 2000.

14. Wilkinson 1. Anxiety in a Risk Society. London: Routiedge. 2001.

15. Зигмунт Бауман. Глобализация. Последствия для человека и общества. - М.: Весь Мир, 2004.

16. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развитая. - М.: Новое изда гельство, 2011.

17. Beck U., Bonss W., and Lau С. The theory of reflexive modernization. Theory, Culture & Society. 2003. Vol. 20. P, 1-33.

18. Rossi I. Reflexive modernization // Ulrich Beck: Pioneer in Cosmopolitan Sociology and Risk Society, Springer International Publishing. 2014. P. 59-64.

19. Beck U., Williams, j. Conversion with Ulrich Beck. Cambridge: Polity Press. 2004.

20. Beck U. The reinvention of politics: Towards a theory of reflexive modernization U Reflexive modernization: Politics, tradition and aesthetics in the modern social order / Ed. lay U. Beck, A. Giddens, S, Lash. - Stanford (CA): Stanford univ. press, 1994, - P. 1-55.

21. БекУ. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-Традиция, 2001,

22. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер, с нем. В. Седельнику и Н. Фёдоровой; поел. А. Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция, 2000,

23. Beck U., Beck-Gernsheim Е. Individualization: Institutionalized Individualism and its Social and Political Consequences. London: SAGE Publications Ltd. 2002.

Г\! CM О

Г\! Л Cl ю

CS

V

tu

■=1

o г

SOCIO-CULTURAL ADAPTATION TO THE PROCESSES OF MODERN MODERNIZATION

Makarov Ivan Leonidovich, student, Department of Philosophy, North-Caucasus Federal University, Stavropol

The purpose of the study is to analyze the relationship between the processes of adaptation and modernization; to demonstrate the features of adaptation to modernization in modern Russian, to identify its problems and outline ways to solve them. Scientific novelty. Sociocultural adaptation is characterized as a complex structured set of adaptive processes. It is shown that modem modernization involves the mutual adaptation of cultural traditions and modernization models of the social structure. The features of adaptation to modernization in modern Russian society are revealed, As a result, it is concluded that following Western modernization models in Russia led to stressful adaptation and social archaization. Adequate adaptation strategies presuppose the coordination of sociocultural forms of tradition and modernization at the level of public institutions and everyday social practices.

Keywords; socio-c.ultural adaptation; social modernization; modem society; social transformations; culture; tradition; values; social archaization.

001 10.24923/2222-243Х.2022-45.24

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ К ПРОЦЕССАМ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Цель исследования - проанализировать взаимосвязь процессов адаптации и модернизации; продемонстрировать особенности адаптации к модернизации в современном российском обществе, выявить проблемы социокультурной адаптации к процессам российской модернизации и обрисовать пути их решения. Научная новизна. Охарактеризована социокультурная адаптация как сложно структурированная совокупность приспособительных процессов. Показано, что современная модернизация предполагает взаимную адаптацию культурных традиций и модернизационных образцов общественного устройства, Определены особенности адаптации к модернизации в современном российском обществе. В результате выявлено, что следование западным модернизационным образцам в России привело к стрессовой адаптации и социальной архаизации. Адекватные стратегии адаптации предполагают согласование социокультурных форм традиции и модернизации, на уровне общественных институтов и повседневных социальных практик. Ключевые слова: социокультурная адаптация; социальная модернизация; современное общество; социальные трансформации; культура; традиция; ценности; социальная архаизация.

УДК 141.3 ВАК РФ 5.7.7

& Макаров ИЛ, 2022

МАКАРОВ Иван Леонидович, студент, кафедра Философии, Северо-Ка вказский федеральный университет, Ставрополь

i

145

Введение

Анализ социокультурной адаптации как процесса приспособления к изменяющимся условиям общественной среды актуализируется в современном социальном дискурсе и представляет собой тему междисциплинарных исследований. Это связано, с одной стороны, с тем, что изменения современного общества характеризуются быстротой, кардинальностью и разнонапраеленностью, вследствие чего приспособление к ним становится серьезной социальной проблемой. С другой стороны, сама адаптация, будучи сложным процессом, протекающим в разных сферах, затрагивает тематику многих социогуманитарных, естественных и технических наук [1].

Что касается взаимосвязи процессов соци-окультурной адаптации и модернизации, то ^ их исследование фокусируется вокруг следу-■©■ ющих проблем.

О Во-первых, в "текучей современности", на-^ правления изменений которой разнонаправ-^ лены и слабо предсказуемы, адаптация стано-^ вится одним из факторов, консолидирующих 0 мотивы и устремления социальных акторов и 14б определяющих вектор развития общества.

Во-вторых, современные теории модернизации эволюционируют в направлении все большего признания значимости традиций и сохранения культурной идентичности для эффективного социального развития. 8 этом ракурсе осознается усиливающаяся роль традиций как механизмов адаптации к изменениям, позволяющая создать гетерогенность региональных форм модернизации [2].

В-третьих, особые нюансы в социальные практики адаптации вносит развитие инфо-коммуникативных технологий. Адекватное использование их потенциала позволяет человеку освоить новые социальные практики и сформировать мировоззрение, отвечающее актуальным траекториям изменения соответствующего общества [3].

В-четвертых, анализ социокультурной адаптации дает возможность рассмотреть сразу два среза социальной реальности: институциональную систему общества, подвергающуюся модернизационным трансформациям, и сферу повседневных практик, обусловленных социокультурной средой, и также затрагиваемых общественными изменениями. 8 центре обоих процессов находится адаптирующаяся личность, которая формирует приспособительные практики, позволяющие ей безболезненно вписаться в новую реальность.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в значимости философского обоснования взаимосвязи процессов адаптации и модернизации в современном обществе и использовании его результатов для анализа особенностей и последствий социальной модернизации Российской Федерации,

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) проанализировать понятие социокультурной адаптации в современном философском дискурсе; 2) охарактеризовать взаимосвязь процессов социокультурной адаптации и модернизации в современном обществе и требования, предъявляемые модернизационным процессом к изменениям отдельных локалитетов; 3) описать адаптационные проблемы модернизации в современном российском обществе и выявить перспективные пути их решения.

Теоретической базой исследования послужили положения деятельностного, культур-антропологического и аксиологического подходов в анализе адаптации; классические и новейшие концепции модернизации, в которых фокусируется внимание на способах адаптации к социальным инновациям; а также исследования, посвященные особенностям российской модернизации, ее проблемам и перспективам [4, 5,б,8,10,11],

Основная часть

Понятие адаптации появляется в научных исследованиях в XIX веке и практически сразу приобретает междисциплинарный статус, постепенно фокусируясь на человеке, обладающем биопсихосоциальной природой. 8 силу этого оно затрагивает "не только биологические, но и социальные, технические, лингвистические, психологические и некоторые неорганические адаптивные системы" [1,22-23].

Что касается социокультурной адаптации, то ее исследование актуализируется в рамках анализа современного общества, в котором интенсифицировались процессы социальных трансформаций, а значит, вопросы о ее способах, факторах и механизмах приобрели не только теоретическую, но и практическую значимость.

В философском дискурсе, целью которого является обобщение частнонаучных исследований адаптации и их концептуальное оформление, социальная адаптация определяется как "процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников" [4, 11]. При этом,

избегая теоретической схематизации, следует заметить, что реальная адаптация представляет собой совокупность разнообразных процессов, обусловленных как групповыми (социаль-но-демографическими, культурными), так и сугубо личностными (психофизиологическими, характерологическими) особенностями адаптирующегося субъекта. Стоит отметить и то, что адаптация может рассматриваться двояко, как процесс и результат, взаимоолреде-ляющиеся в их целостности. Эти параметры свидетельствует о коммуникативном характере социокультурной адаптации [4, 15].

В структуре адаптивного процесса можно выделить следующие компоненты [5,1ТД:

- социальная среда (общество), которое определяет контекст протекания приспособительного процесса;

- информация, необходимая для отображения значимых параметров адаптивной ситуации {условия приспособления);

- личность или группа, характеризующаяся мировоззрением и ценностными установками, которая является связующим звеном между объективными условиями и приспособительными реакциями.

Процессуальный характер адаптации позволяет выделить ее наиболее значимые стадии [б, 17М 74].

1. Шок, обусловленный столкновением с инновационной средой. Он провоцирует появление страха и неуверенности, обостряет вопросы экзистенциальной безопасности. Для этого периода характерно "бездействие", во время которого социальные акторы привыкают к ситуации.

2. Мобилизационная стадия, в которой субъекты адаптации анализируют новую ситуацию и активизируют свои поисковые способности. Это способствует мобилизации адаптивных ресурсов и выстраиванию стратегий приспособления к ней.

3. Ответы на вызовы среды, когда происходит апробация моделей будущего поведения с учетом калькуляции внешних рисков и собственных адаптивных ресурсов. Это предполагает восстановление несогласованности между вызовами среды и рутинными жизненными практиками индивида, позволяющее сохранить взаимосогласованность интеракций в социальной системе.

Трансформационные кризисы, с которыми была связана социальная модернизация, выдвинули проблему социокультурной адаптации на новыйуровень. Прогрессистскиетенденции первоначального этапа модернизации опре-

деляли для нее достаточно жесткие условия. Неоспоримый авторитет вестернизационных образцов модернизации ставил на повестку дня либо слом прежних культурных образцов, либо их насильственную модификацию [7,139].

Для обозначения данной ситуации применялся термин глокализации, означающий адаптацию западных культурных и социальных образцов к местным условиям. Однако, было выяснено, что в результате такого жесткого столкновения ценностей, сопротивление традиции приобретает утрированные формы, воплощаясь, в том числе, в распространение де-виантных социальных практик.

В исследовании результатов такой "неорганической модернизации"выявилось расхождение ценностных приоритетов социальных систем и непредвиденные последствия этого для традиционной культуры. Обнаружилось ее "культурное сопротивление", связанное с сохранением традиционных ценностей и их укоренением на всех уровнях социума, что приводило к формированию гибридных, архаичных форм прежней социальной жизни [7, 140].

Объяснение существований традиций в глобальном обществе, а также осмысление опыта социальной модернизации незападных стран, привело исследователей к концептуализации новой парадигмы модернизационных исследований. Согласно им "реанимировать традиционное многообразие и прийти к модерну, питаемому традицией, - таков реальный исторический путь модернизации и ее отношения к традициям" [8,85]. 8.Г. Федотова обозначила этот исследовательский тренд как описание третьего модерна, в котором обозначились тенденции множественности модернизаций с учетом культурных традиций стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. По ее мнению, "Идея множественности модернизаций базируется на трех взаимосвязанныхпредпосылках: постоянном присутствии традиции, которая активно влияет на процесс обновления, использовании незападного наследия в саморефлексии современного Запада, глобальном значении локального (местного) знания" [8, 86].

Данная исследовательская парадигма продуктивна для изучения российской модернизации, которая столкнулась с глобализацион-ными требованиями устойчивого роста и перспективного позиционирования страны на международной арене [9]. В этой ситуации интерес к особенностям адаптационных процессов приобрел особую значимость. Это по-

^

е о

и О

с;

148

требовало в ходе определения основных векторов российской модернизации уделить особое внимание анализу адаптивного потенциалу и ресурсам культурных традиций нашего общества [6,121 ]. Именно такая стратегия может привести к так называемой "кристаллизации" модернизации, когда в обществе происходит формирование устойчивых модернизационных форм, включающих в себя как общественные институты, так и повседневные социальные практики [б, 123]. Однако первоначальный модернизацион-ный проект недостаточно учитывал эти параметры.

На ранних этапах отечественной модернизации реванш западных ценностей привел к расколу "традиционалистской" и "модерниза-ционной" ориентаций в мировоззрении россиян, которая коснулась не только идеологических представлений о прошлом нашей страны и перспективах ее развития, но и непосредственных взглядов россиян о своем будущем, а также их повседневных практик [10, 30]. В том процессе обозначились две основные проблемы, связанные с успешностью мо-дернизационной стратегии России:

- наличие государственной идеологии, обосновывающей модернизационный проект;

- формирование социокультурной идентичности, адаптированной к постсоветским реалиям и новому геополитическому статусу нашей страны.

Эти проблемы представляются взаимосвязанными, поскольку поиски механизмов конструирования новой идентичности связаны с тем, как жители страны представляют ее место в современном мире, а также с социокультурными традициями, лежащими в основе своего культурного и международного позиционирования,

В целом, можно сказать, что нынешний модернизационный идентификационный кризис России является следствием конфликта "...с новыми реалиями, повлекший за собой процесс отказа от прежних социальных ролей, национальных самоопределений, идеологических образов" [10, 34].

Согласно исследованиям, во время социального перехода, которым характеризовался этап первоначальной модернизации, граждане России столкнулись с необходимостью коренной перестройки паттернов своего социального поведения. При этом в условиях общественного хаоса и переоценки ценностей многие группы населения в качестве приспособления к новациям продемонстрировали

неадекватную реакцию, которая проявилась в социальной маргинализации 111, 32]. Они столкнулись с ситуацией утраты смысла и подрывом прежних защитных рутинных основ повседневности и в результате выбрали приспособительные стратегии, противоречащие реальной адаптации.

Примечательно то, что наиболее приспособленными оказались те, кто не только старался быть наиболее гибким в новых условиях, но и активно использовал различные неправовые практики в своей деятельности. Они шли в разрез с ценностно и традиционно легитимированными правилами поведения, но позволяли стать более успешными в новых реалиях. Это, с одной стороны, облегчало первоначальное вхождение в иную социокультурную среду, а с другой - способствовало неверному пониманию целей и смысла общественной модернизации. В результате коридор адаптационных возможностей существенно снижался.

В этихусловиях было затруднено формирование новой общегражданской идентичности. На фоне неадекватной адаптации произошло некоторое реанимирование прежних этнокультурных идентичностей, что является признаком общественной архаизации. По мнению И.Б. П ржи ленской, это свидетельствует о том, что трудно продвигающиеся процессы модернизации, связанные с формированием новых институтов и ценностно-нормативных комплексов, идут параллельно с процессами архаизации, в результате которых воспроизводятся смысловые конструкты прежних эпох [11, 32]. В силу этого актуализируется задача синхронизации традиционных и модернизацион-ных ценностей в едином смысловом комплексе, что позволит сформировать адекватные стратегии адаптации к модернизации.

Заключение

Таким образом, социокультурная адаптация представляет с обой совокупность взаимосвязанных процессов, в ходе которых происходит согласование интенций субъектов к требованиям общественной среды посредством использования приспособительных механизмов (адаптивный потенциал).

Современные модернизационные стратегии, учитывающие "многообразие возможных современностей", разрабатываются с учетом существующих культурных традиций. Это предполагает взаимную адаптацию культурныхтра-диций и модернизационных образцов общественного устройства.

Реалии трансформаций российского общества, которые планировались, в основном, в соответствии с западными образцами, привели к стрессовой неадекватной адаптации к ним, что проявилось в социальной архаизации. Изменение стратегий адаптации в российском обществе предполагает согласование социокультурных форм традиции и модернизации, на уровне как общественных институтов, так и повседневных социальных практик.

Литература:

1. Урманцев Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. - 1998. -N-12. - С.21-36.

2. EisenstadtSh. N. Multiple Modernities// Daedalus. -2000.-Vol, 129. - No. 1,- P. 1-29.

3. Тимошенко T.B. Адаптация человека к сов ре мен ной информационной среде // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012, - Na 11(136). - С. 155-159.

4. Козырева ГШ. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX-XXI веков. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. - 320 с.

5. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука, Издательская фирма РАН, 2002. ■ 275 с.

6. Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. - Новосибирск; Изд-во СО РАН, 2008. -/43 с.

7. Сергодеева Е.А. Традиции в современном обществе: особенности конструирования идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регион о ведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2013. - № 1 (113), - С 138-143.

8. Федотова В.Г. Модернизация и традиция // Знание. Понимание. Умение. - 2014, - № 2. - С. 80-91.

9. Лежебоков A.A. Приоритеты процессов модернизации в современной России // Проблемы развитая регионального сообщества: социологические аспекты. - Ставрополь: СКФУ, 2019. - С. 94-96.

10. Жаде З.А. Российская модернизация и проблемы идентичности // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе : материалы Междунар. науч.-практ. конф. -Владимир: Владим. юрид. ин-т, 2009. - С. 29-34

11. Пржиленская И.Ё. Влияние маргинализации и адаптации на социальные трансформации современной России // Известия высших учебных заведений, Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2010. - № 3(157). - С. 31-35.

Г\!

г\: О

Г\! Л Cl ю

С0

о

о г

S

149

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DUALISM OF HUMAN NA TURE IN ANTHROPOLOGY OF £ FROMMA Pohmoshnov Andrey Fedorovich, DSc of Philosophical sciences, Professor Kotiyarova Elena Alexandroma, Postgraduate student Don State Agrarian University, Rostov-on-Don

The article analyzes the basic principles of E, Fromm's philosophical anthropology. The specific interpretation by the thinker of the subject and method of the science of man with point of view humanistic psychoanalysis. The authors explore how £ Fromm solves the fundamental problems of anthropology: the problem of the distinctive qualities of a person from other living beings, the problem of the relationship between society and the individual, the problem of the variability and constancy of human nature, the problem of the relationship between the individual and the external world. Central to Fromm's interpretation of human nature is the concept of existential and historical dichotomies in human nature. Fromm describes dichotomies in two ways, !n the first objective plane; these are objective contradictions of the very physical existence of a person, contradictions between a person and the outside world. In the second subjective plane, dichotomies are considered from the point of view realized by the person himself and therefore requiring one or another conscious resolution of the objective contradictions of his existence, it is emphasized that the psychoanalytic anthropology of EFromrn contains a great humanistic potential.

Keywords: E. Fromm; psychoanalysis; existential dichotomies; fruitful personality; human nature; personality; humanism; alienation.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.25

ДУАЛИЗМ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В АНТРОПОЛОГИИЭ. ФРОММА

В статье анализируются основные принципы философской антропологии Э. Фромма. Рассматривается специфическая интерпретация мыслителем пред мета и метода науки о человеке с т. зр, гуманистического психоанализа. Авторы исследуют, каким образом Э. Фромм решает принципиальные проблемы антропологии; проблему отличительных качеств человека от других живых существ, проблему соотношений общества и индивида, проблему изменчивости и постоянства природы человека, проблему соо тношения индивида и рода. Центральное место в трактовке природы человека у Фромма играет концепция экзистенциальных и исторических дихотомий в природе человека. Дихо-

УДК 159.9(081) ВАК РФ 5.7.8

& Пояомошнов А. Ф., 2022 С Котлярова Е.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.