Научная статья на тему 'СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ДОНСКОГО КРАЯ / ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ВОСПИТАНИЕ / СЕРВИСНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тикиджьян Р.Г., Скнарь Н.К., Иванов Г.И., Просандеев В.А.

В работе раскрываются социо-культурные и историко-экономические показатели деятельности казачьих кадетских учебных заведений, где важным обстоятельством является качество не только всего учебно-образовательного, но и воспитательного процесса обучения. Традиционно на всех ступенях казачьего кадетского образования, наряду с общеобразовательными предметами, ведется и углублённое преподавание специальных курсов: истории родного края, истории казачества, донской литературы и фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Тикиджьян Р.Г., к. и.н.

доцент ДГТУ Скнарь Н.К., к. э.н.

доцент ДГТУ Иванов Г.И., профессор, доцент ИУБиП Просандеев В.А.,

к. э.н.

доцент

Россия, г. Ростов-на-Дону

СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В работе раскрываются социо-культурные и историко-экономические показатели деятельности казачьих кадетских учебных заведений, где важным обстоятельством является качество не только всего учебно-образовательного, но и воспитательного процесса обучения. Традиционно на всех ступенях казачьего кадетского образования, наряду с общеобразовательными предметами, ведется и углублённое преподавание специальных курсов: истории родного края, истории казачества, донской литературы и фольклора.

Ключевые слова:

Национально-региональный компонент образования, история и культура Донского края, история казачества, социальный заказ на воспитание, сервисные и экономические специальности.

В течение последних 10 лет в контексте реализации новых государственных стандартов российского образования с 2002-2015г., в школах, колледжах и вузах Ростовской области разрабатывался, постепенно внедрялся и совершенствовался т.н. национально-региональный компонент образования.

Важнейшим его базовым фундаментом стало более глубокое изучение географии, истории и культуры Донского края, истории казачества, других титульных этносов ( донских украинцев, армян, греков, немцев. иудеев). Здесь отдельным значимым направлением стало возрождение и использование элементов классического российского кадетского специализированного образования, в том числе и традиций казачьих кадетских корпусов, училищ и школ Дона и Юга России конца 19 -начала 20вв.

Сегодня, как и в прежние времена, наше государство традиционно обращается к образовательным учреждениям с важным социальным заказом на воспитание у детей и подростков патриотизма, подготовку их к будущей серьёзной службе Отечеству на военном и гражданском поприще.

В период с 1995 по 2015 г.г. в Ростовской области, на территории 9-ти восстановленных округов ВКО «Всевеликого Войска Донского» в местах компактного проживания казаков, сложилась и успешно развивается собственная подсистема казачьего образования, основанная на критериях и методике казачьей педагогики 19 -н.20вв.. Сегодня она включает в себя уже более 180-и постоянно действующих казачьих образовательных учреждений различного типа. Это 10-ть казачьих кадетских корпусов, и кадетских профессиональных училищ, 148-мь муниципальных общеобразовательных школ и гимназий, 14-ть казачьих центров дополнительного образования и более 30 специализированных детских садов.

Все они на сегодняшний день имеют официальный областной статус - «казачьи». Казачьи образовательные учреждения работают уже более чем в 45-х муниципальных районах и городских округах области, общая численность обучающихся в них достигла более 30 тысяч человек.

С 2005 года в структуре администрации Ростовской области создан Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений, который совместно с Министерством образования области координирует значимую и многоплановую работу по возрождению казачьего и кадетского образования.

Важнейшим показателем деятельности казачьих кадетских учебных заведений является качество не только всего учебно-образовательного, но и воспитательного процесса обучения. Традиционно на всех ступенях казачьего кадетского образования, наряду с общеобразовательными предметами, ведется и углублённое преподавание специальных курсов: истории родного края, истории казачества, донской литературы и фольклора, основ православной культуры, истории казачьих ремесел (резьба по дереву, ковка по металлу, лозо - и бисероплетение и др.). Особое внимание уделяется организации работы секций конной подготовки, казачьего рукопашного боя, стрельбы (в т.ч. из лука). Без этой существенной составляющей учебно-воспитательного процесса сегодня не получится вырастить полноценного донского кадета, казака по духу.

Значимое место в учебно-воспитательном процессе уделяется изучению и освоению основных элементов казачьей материальной и духовной культуры. В казачьих кадетских учреждениях открыты и действуют кружки по изучению местных ремесел и фольклора, созданы ансамбли казачьего танца и народной песни. Доброй традицией стало проведение литературных встреч с донскими писателями. Сегодня в различных направлениях прикладного искусства работают более шести

тысяч мастеров, многие из которых передают своё умение и ремесло детям и молодежи.

В 2010- 2015 гг. при непосредственной поддержке ВКО «ВВД» и департамента, были разработаны примерные учебные рабочие программы, подготовлены и изданы современные учебники и пособия по дисциплине «Доноведение» с грифом Министерства образования Ростовской области для казачьих школ и кадетских учебных заведений по истории и культуре донского казачества, известных учёных и методистов: А.В.Венкова, В.П.Водолацкого, О.Г.Веряскиной, И.И.Золотарёва, С. А. Кислицына, Н. В.Самариной, А. П.Скорика, Р.Г. Тикиджьяна, и других авторов, уже ставшие настольными книгами каждого донского кадета.

История и культура казачества, особенно военная история, является одной из самых популярных и любимых кадетами дисциплин. Интерес и качество преподавания, наличие широкого выбора литературы, хроникальных и художественных фильмов, музыкальных программ, использование игровых методик и викторин, способствуют высокому качеству показателей успеваемости по этим предметным спецкурсам. Воспитанию лучших нравственных, патриотических и этических качеств казачьей молодежи служит и учебный предмет «Основы православной культуры», который уже традиционно и успешно преподается в казачьих образовательных учреждениях области.

С 2009 года преподавание религиоведения и истории религий, в том числе «Основ православной культуры», теперь внесено в основное расписание всех кадетских казачьих учебных заведений области не спецкурсом или факультативом, а отдельным предметом. Такой почин сделан и в ДГТУ введён предмет «Основы нравственности» для студентов всех факультетов и специальностей. В кадетских корпусах подготовлены специальные классные помещения, где не только ведется занятия по основам православной культуры, но и проходят встречи кадет с духовными наставниками, с представителями епархиального управления. Конечно весьма важным, перспективным направлением дальнейшей работы является повышение внимания к дальнейшей судьбе кадетов-выпускников, в первую очередь лучших учащихся кадетских корпусов и училищ.

Департамент и ВКО «Всевеликое Войско Донское» проводят политику заключения договоров о взаимодействии казачьих кадетских образовательных учреждений с вузами области и Юга России. Результатом этой работы стало заключение договоров с девятью высшими учебными заведениями Ростовской области и двумя федеральными вузами (например, ЮФУ, ДГТУ, ЮРГТУ (НПИ), и др.) по возможному продолжению обучения бывших кадетов на инженерно-технических, информационно-коммуникационных, сельскохозяйственных, автосервисных, сервисных и экономически специальностях.

Использованные источники:

1. Будущее России определяется сегодня. У истоков кадетского образования //ж. Казачий сполох №1, 2010, с. 20 - 42

2. Водолацкий В.П. Развитие казачьего кадетского образования в России и на Дону: итоги, проблемы и перспективы. // По материалам к заседанию Совета по делам казачества при Президенте РФ. Ростов н/Д, Изд. «Донской изд. дом», 2010, с .4 - 12

3. Тикиджьян Р.Г. Историческое регионоведение. Донская этно-социальная мозаика. Ростов-на-Дону. «Донской издательский дом» , 2011, с. 385-389

ТрифоноваЛ.В., кпед.н. заведующий кафедрой экономики и управления

КузГТУ

филиал в г. Прокопьевске Россия, г. Прокопьевск ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА

Позади остался век индустриализации, наступило время информатизации, а, следовательно, увеличилась ценность образования. Но соответствует ли уровень знаний, который дает ребенку современная система образования, требованиям нового времени?

По сравнению с прошлым веком условия резко изменились. В современном мире каждые 18 месяцев количество информации удваивается, а многие знания быстро устаревают. Для успешной личностной и профессиональной реализации в современном обществе выпускнику школы необходимо научиться быстро ориентироваться в потоках разнообразной информации, гибко реагировать на существенные изменения, систематически повышать свою квалификацию.

Перемены, произошедшие в мире за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без коренного пересмотра целей образования и системы организации работы школы школьникам сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву». В новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности [1].

Социально-экономические, научно-технические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, вызвали к жизни образовательные стандарты второго поколения, которые нацеливают на обновление содержания образования и использование новых технологий в целях развития у обучающихся универсальных умений: самостоятельно заниматься своим обучением, работать в группе, принимать решения, получать информацию и использовать её в практических целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.