Научная статья на тему 'Социальный заказ и требования к педагогу профессионального обучения'

Социальный заказ и требования к педагогу профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / SOCIAL ORDER / REGULARITY / CONTINUITY / PROFESSIONAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев М.Х., Гаджикурбанова Г.М.

В статье анализируется понятие и содержание социального заказа. С учетом сущности социального заказа обоснован механизм его формирования и реализации в образовании, проанализированы и обобщены характеристики и компоненты социального заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ORDER AND REQUIREMENTS FOR TEACHER PROFESSIONAL LEARNING

The article analyzes the concept and content of the social order. Given the nature of the social order proved the mechanism of its formation and implementation in education, analyzed and summarized the characteristics and components of the social order.

Текст научной работы на тему «Социальный заказ и требования к педагогу профессионального обучения»

10. Ivanova, E.M. Formirovanie novoy kultury otnosheniy // Nachalnaya shkola. -2006. - №3. - S. 11-15.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ И ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Хайбулаев М.Х., Гаджикурбанова Г.М.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье анализируется понятие и содержание социального заказа. С учетом сущности социального заказа обоснован механизм его формирования и реализации в образовании, проанализированы и обобщены характеристики и компоненты социального заказа.

Ключевые слова: социальный заказ; закономерность; преемственность; профессиональное общество.

SOCIAL ORDER AND REQUIREMENTS FOR TEACHER PROFESSIONAL LEARNING

Haybulayev M. H., Hadzhikurbanova G. M.

FSBEI of Higher Education "Dagestan State Pedagogical University"

Abstract. The article analyzes the concept and content of the social order. Given the nature of the social order proved the mechanism of its formation and implementation in education, analyzed and summarized the characteristics and components of the social order.

Keywords: social order; regularity; continuity; professional society.

В настоящее время в России в отношении к образованию прослеживаются две противоположные коллизии: объективное возрастание роли образования в жизни общества и общественная неудовлетворенность его состоянием, с одной стороны, с другой недостаточное осознание этой возросшей роли образования и не способность государства и общества к адекватному ее обеспечению. В модернизуемых обществах, где отказываются от предыдущих общественных форм жизнедеятельности, идеалов, целей и норм, институты образования оказываются в депрессии и потрясении. Это относится в полной мере к образованию России. На преодоление инерции и переход на новый формат функционирования требуется большое количество ресурсов, чем на поддержку существовавшей системы. Одним из механизмов распределения консолидированных ресурсов может быть социальный заказ.

Социальный заказ на образование имеет объективную и субъективную сторону.

Объективная сторона социального заказа на образование требует оценки социальной ситуации и перспектив ее развития. Она определяется, исходя из потребностей государства, общества и социальных групп.

Анализ субъективной стороны социального заказа показывает, что он неоднороден. В нем различаются институты государственного управления, социально-приоритетные группы, учреждения образования вместе с их научными и образовательными персоналами, профессиональные сообщества и корпорации. Каждый из этих элементов формирует свой компонент социального заказа на образование, который не обязательно сходится с тем, что устанавливает государство.

Социальный заказ в образовании - это практически осознанная, нередко теоретически сформулированная объективная необходимость в строго определенных масштабах и качественных параметрах результатов образовательной деятельности. Осознание новых требований со стороны изменившейся социальной реальности происходит в процессе их поиска субъектом социального заказа, в качестве которого выступает государство или те, кому оно делегировало свои полномочия в этой сфере (научные и социальные институты и др.).

В процесс формирования социального заказа вовлекается и педагогическое профессиональное сообщество. В то же время, на него нельзя возлагать всю ответственность. Это связано с реалиями общественной жизни, где бесконечно возникают новые формы жизнедеятельности. Педагогическое сообщество, в силу исторически сложившихся своих качеств, не может самостоятельно осознавать весь спектр общественных потребностей, не говоря уже о том, чтобы их удовлетворить. Поэтому со стороны государства и общества, заинтересованных в стабильном развитии образования и достойном будущем людей, регулярно создаются «механизмы осознания» всего спектра первоначальных задач образования. В этот процесс неизбежно вовлекаются профессиональное педагогическое сообщество, которое через исследования и прогноз социальной ситуации и ее развития теоретически выявляет и формирует социальный заказ и его возможные изменения, ищет носителей интереса к системе образования способных обеспечить ее ресурсами и будет пользоваться результатами образования. Если при этом опора на научное социальное знание окажется недостаточной и задача выявления объективных тенденций общественного развития будет решена неверно, то не исключен риск подмены объективного основания социального заказа. Это автоматически меняет его природу: социальный заказ вырождается либо в псевдозначимый лозунг, либо, субъ-ективируясь, в социальный спрос. Чтобы этого не случилось, необходимо взаимодействие образования в лице его педагогического сообщества со всеми субъектами социума.

В качестве субъектов социального заказа на образование «определенного свойства» могут быть предприятия, бизнес-сообщество, общественные и государственные структуры.

Бизнес-сообщество (или работодатели) в качестве субъекта социального заказа заинтересовано в согласовании потребностей производства с рынком рабочей силы и результатами образования. Современное производство развивается так интенсивно, что образование не успевает обеспечивать его адекватной рабочей силой. Вкладом бизнес-сообщества в образование является организация и финансирование внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, которая призвана

компенсировать недостатки государственной системы профессионального образования.

Другим важным субъектом социального заказа являются различного рода общественные организации как международного, так и регионального масштаба, действующие в сфере образования. Общественные организации, социальные группы, отдельные личности, все они наполняют образование содержанием, ценностными установками, материальными ресурсами, профессиональными и социальными запросами.

Родители обучаемых в масштабах региона образовательного учреждения, выдвигая требования к качеству подготовки их детей, сформированности ценностей, нравственных установок, этических качеств, реализации этнических составляющих содержания и процесса образования, опосредованно или непосредственно влияют на направленность социального заказа и его конечные результаты. Родители - один из основных ресурсных источников образования. Они направляют финансовые потоки, исходя из своих предпочтений, ситуации на рынке труда, ожидаемых образовательных результатов, что в конечном итоге сказываются на рынке образовательных услуг, в их качестве, таким образом влияя на формирование социального заказа.

Сами обучаемые формируют социальный заказ на базе индивидуальных запросов к тому или иному виду образования. Их предпочтения, интересы обусловливают изменения на рынке образовательных услуг, что и позволяет рассматривать их в качестве одного из субъектов социального заказа.

При всем этом главным субъектом социального заказа в образовании остается государство. Он выступает в качестве стратега-координатора согласования интересов, целей, установок, систем ценностей различных сообществ, затрагивающих сферу образования. Только государство, имеющее в потенциале властные, идеологические, организационные, материальные и финансовые ресурсы, способно решать глобальные проблемы образования, выступая как субъект социального заказа.

Социальный заказ государство представляет обществу, профессиональному сообществу в виде правовых положений, государственного образовательного стандарта и других установок.

Наиболее в обобщенном виде ученые выделяют три основных структурных компонента социального заказа, на которые должны быть ориентированы все субъекты образовательной системы:

1. Культурно-исторический. Заказ на личность, обладающую качествами, позволяющими обеспечить преемственность и развитие культуры как конкретного социума (этноса, нации), так и всего человечества в целом. Это заказ на этические качества, нравственные ценности, идеалы.

2. Социально-ситуационный. Заказ, ориентированный особенностями динамики развития конкретного социума и региона как его части, порождающими характерные ситуации. Это заказ, в первую очередь, на конкретные знания и умения, личностные качества.

3. Личностно-индивидуальный. В этой части заказа доминирует система образовательных услуг, которая формируется на базе запросов конкретных индиви-диумов и их групп.

Схема формирования и реализации социального заказа показана на рисунке.

Каждый субъект социального заказа непосредственно или опосредованно формирует в нем свой компонент и свои представления и предпочтения доносит до социума, органов власти в разных формах, используя информационные ресурсы и потоки. В таблице обобщены эти характеристики социального заказа.

Требования к педагогу профессионального обучения можно определить из анализа двух документов: 1) Федерального государственного образовательного стандарта по направлению Профессионально-педагогическое образование (2015г.); 2) Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения (2015г.).

Первый из них определяет виды профессиональных задач, которых должен решать педагог профессионального обучения. Например. В учебно-воспитательной деятельности-развитие профессионально важных качеств личности современного специалиста; в научно-исследовательской - организация исследовательской работы обучающихся; в образовательно-проектированной - прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности; в организационно-технологической - организация образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки специалистов; обучение по рабочей профессии - организация производительного труда обучаемых.

Таблица

Основные требования ф &ГОС

Субъект социального заказа Компонент социального заказа Форма представления социального заказа

Государство Основные образовательные и профессиональные параметры, условия их реализации Образовательный стандарт Правовые акты

Работодатели Профессиональные и квалификационные требования к специалисту Профессиональный стандарт Квалификационные характеристики специалиста

Общественные организации Идеологические, культурные установки, нравственные и этические нормы Этический и эстетический идеал личности. Ценностные установки Традиции общества

Педагогическое сообщество Целевые установки Содержание Методы, формы и средства реализации Научно-методическое и кадровое обоснование социального заказа

Родители Требования к образовательной подготовке, информационной среде, результатам образования Общественная экспертиза конкретных образовательных систем и их результатов

Рис. Схема формирования и реализации социального заказа в образовании.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ представлены в ФГОСе в виде 9 общекультурных, 10 общепрофессиональных и 36 профессиональных компетенций. Их освоение по замыслу авторов стандарта должно обеспечить выпускникам способности решать профессиональные задачи. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены требования к структуре ОПОП бакалавриата три блока (дисциплины, практики, государственная итоговая аттестация), базовые и вариативные части структуры, а также требования к условиям реализации основных образовательных программ. В требованиях к условиям реализации раскрываются соотношения аудиторий и самостоятельной работы, лекционных и практических занятий, репродуктивной и интерактивной учебной работы, теоретического и практического обучения, нормативы учебно-методического, материально-технического, информационного и кадрового обеспечения учебного процесса.

В документе «Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения» расширены границы свободы педагога и одновременно повышена его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации и предлагая критерии ее оценки. В профессиональном стандарте намечены новые компетенции педагога, связанные работой с одаренными учащимися, деви-антными, зависимыми, социально-запущенными детьми, имеющими серьёзные отклонения в их поведении. В Профессиональном стандарте педагога определены основные требования к его квалификации и личностным качествам.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Концепция инженерно-педагогического образования. Свердловск, 1989. - С. 49-56.

2. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие - М., 2002. -236 с.

3. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 95-126.

4. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб.пособие. - М.: Академический проспект, 2004. - С. 42-68.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление - Профессиональное обучение. - М., 2015. - С. 87-126.

6. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика - Екатеринбург, 2001. - 258 с.

Literature:

1. Zeer E. F. the Concept of engineering-pedagogical education. Sverdlovsk, 1989.

2. Nikitina N. N. The basics of professional-pedagogical activity: textbook - M.,

2002.

3. Pedagogy of professional education / Under the editorship of V. A. Slastenina -M.: Publishing center "Academy", 2004.

4. Popkov V. A., Korzhuev A.V. Theory and practice of higher education: proc.allowance. - M.: Akademicheskiy Prospekt, 2004.

5. Federal state educational standard of higher professional education. Department of Professional training. - M., 2015.

6. Fedorov V. A. Vocational and teacher education: theory, empirical research, practice - Ekaterinburg, 2001.

НАШИ АВТОРЫ:

1. Агабалаев Имамедин Агабалаевич, к.с-х.н, Учредитель ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», CHOO VO "Socialpedagogical institute";

2. Ашимова Анжела Фейзидиновна к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт» е-mail.'spi-vuz@mail. ru;

3. Битюцкая И.А., магистр Волгоградского государственного социально-педагогического университета;

4. Велиев О.В., к.ф.н, доцент кафедры социогуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет";

5. Гаджикурбанова Габибат Магомедовна, кандидат педагогических наук, ассистент кафедры педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет";

6. Гасанов Алибулат Рамазанович., доктор биологических наук, профессор, с.н.с., советник ректора ЧОО ВО «Социально-педагогический институт, е-mail: bulat568@mail. ru;

7. Давудов Агаширин Давудович, заслуженный учитель РД, ст. преподаватель кафедры Гд, нач. УМО ЧОО ВО «Социально - педагогический институт» е-mail:spi-vuz@mail. ru;

8. Касумова Зарема Наврузбековна, ст. преп. ПЦК гуманитарных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт» е-mail:spi-vuz@mail.ru;

9. Керимханова Умуят Магомедрафиевна, доцент кафедры естествознания ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»;

Ю.Магомедов Гусейн Камилович - ст. преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»;

11. Мирзегасанов А.З., ст. преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», E-mail: adik-mz@mail.ru;

12. Мисриев А.М., кандидат сельскохозяйственных наук, зам. генерального директора ООО ЗМВ «Коктебель», mishmar <78@mail.ru>;

13. Мисриева Б.У., доктор сельскохозяйственных наук, ст.н.с. ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», mishmar <78@mail.ru;

14. Ибрагимова Шуайнат Зульпукаровна - ст. преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»;

15. Парфенова М.В., магистр Волгоградского государственного социально-педагогического университета;

16. Расулов Шамиль Айсаевич, к.б.н., доцент кафедры зоологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»;

17. Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»;

18.Цахуева Диана Сиидалиевна, к.ф.н., ст. преподаватель каф. гуманитарных дисциплин ЧОО ВО "Социально-педагогический институт" е-mail.'spi-vuz@mail. ru;

19. Цахуева Фируза Пиралиевна, к.б.н, ректор ЧОО ВО "Социально-педагогический институт", е-mail: tzahueva.feruza@yandex.ru;

20. Феталиева Лаура Платовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», е-mail:laura-p888@mail.ru;

21. Шихшабеков Шихшабек Юсупович - кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»;

22. Юсуфов Магомед Гасамутдинович, доктор филологических наук, профессор, советник ректора ЧОО ВО «Социально-педагогический институт» е-mail:spi-vuz@mail. ru;

23. Юсуфова Луара Омаровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, ЧОО ВО «Социально-педагогический институт» е-mail:spi-vuz@mail. ru;.

THE AUTHORS:

1. Ahabalajvu Imamudin Agabalaevich, k.s-h.n ., founder of the CHOO VO "Social pedagogical institute";

2. Ashimova Angela Vasilyevna Phys.N., associate Professor of humanitarian disciplines CHOO VO "Socialpedagogical Institute";

3. Bicocca I. A., master of Volgograd state socio-pedagogical University;

4. Veliev, O. V., Phys.n, associate Professor of social Sciences and Humanities FGBOU VPO "Dagestan state pedagogical University";

5. Hadzhikurbanova Habibat Magomedovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of education and technology vocational education FGBOU VO "Dagestan state pedagogical university";

6. Gasanov Alibulat Ramazanovich., d.b.n., professor, advisor to the rector CHOO VO "Social pedagogical institute";

7. Davudov Agashirin Davudovich, honored teacher of Dagestan, senior lecturer Gd. UMO CHOO VO "Socialpedagogical institute";

8. Kasumawa Zarema Naurazbekovna, senior lecturer of the PTSK gumanitarian disciplines CHOO VO "Socialpedagogical institute";

9. Kerimhanova Omwat Magomedalieva, associate Professor of natural science of the "Dagestan state pedagogical University";

10. Magomedov Gusein Kamilovich - Senior Lector, Physical Education Department of the FSBEI of Higher Education "Dagestan State Pedagogical University ";

11. Mirzagasanov A. Z., senior lecturer of the Department of natural Sciences CHOO VO " Social pedagogical institute";

12. Misriev A. M., candidate of agricultural Sciences, Deputy General Director of zmv "Koktebel";

13. Misrieva B. U., doctor of agricultural Sciences, senior researcher of CHOO VO " Social pedagogical institute";

14. Ibragimova Shuainat Zulpukarovna - Senior Lector, Physical Education Department of the FSBEI of Higher Education "Dagestan State Pedagogical University";

15. Parfenov M. V., master of Volgograd state socio-pedagogical University;

16. Rasulov Shamil Aisaevich, c.b.n., associate professor of the department of zoology of the "Dagestan state university";

17. Haybulayev Magomed Gaybullaevich, candidate of pedagogical sciences, professor of chair of pedagogics and technologies of professional education of the "Dagestan state pedagogical university";

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18.Zoueva Diana Vitalevna, Phys.N., lecturer of the Department. of the Humanities CHOO IN "Socialpedagogical Institute";

19. Tsahueva Feruza Piralievna, c.b.n, rector CHOO VO " Social pedagogical institute";

20. Fatalieva Laura Platovna, candidate of philological sciences, senior lecturer of pedagogy and psychology CHOO VO "Social pedagogical institute";

21. Shikhshabekov Shikhshabek Yusupovich - Candidate of Pedagogic Sciences, Professor, Physical Education Department of the FSBEI of Higher Education "Dagestan State Pedagogical University";

22. Yusufov Magomed Hisamutdinova, doctor of Philology, Professor, Advisor to the rector CHOO VO "Socialpedagogical institute";

23. Yusufov Luara Omarovna, candidate of philological Sciences, associate Professor of Humanities, CHOO VO "Socialpedagogical institute".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.