Научная статья на тему 'Социальный туризм в развитии интеллектуального потенциала личности'

Социальный туризм в развитии интеллектуального потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
191
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / SOCIAL TOURISM / INTELLECT / INTELLECTUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Старостенко К. В., Старостенко А. М.

В статье проведено исследование, направленное на поиск существенных взаимосвязей между такими конструктами как «морально-психологическая составляющая», «механизм увеличения ресурсного потенциала личности без разрушения ментальности», «средство самообразования и расширения историко-культурологических и интеллектуальных знаний».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes research directed at finding significant interconnections between such constructs as "moral-psychological component," a mechanism of increase the resource potential of the personality without mentality destruction, "a "means of self-education and expand the historical and cultural and intellectual knowledge. "

Текст научной работы на тему «Социальный туризм в развитии интеллектуального потенциала личности»

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ЛИЧНОСТИ

Старостенко К.В., Старостенко А.М.

А н н о т а ц и я. В статье проведено исследование, направленное на поиск существенных взаимосвязей между такими конструктами как «моральнопсихологическая составляющая», «механизм увеличения ресурсного потенциала личности без разрушения ментальности», «средство самообразования и расширения историко-культурологических и интеллектуальных знаний».

Ключевые слова: социальный туризм, интеллект, интеллектуальная культура

Инновационный подход к пониманию культуры в обществен-н ом развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия в мире расширяет перспективы социального туризма как одного из факторов развития в условиях глобализации. Индустрия туризма в течение нескольких столетий постепенно отрабатывала свою структуру, адекватную высокодоходным отраслям хозяйствования того или иного региона, постепенно превращаясь в динамичную отрасль экономики. В этой сфере сегодня занято около 150 млн. человек, почти каждый шестнадцатый работник в мире; на долю туризма приходится более 10% мирового валового национального продукта; 11% международных инвестиций.

Туризм сегодня рассматривается как отрасль хозяйствования, которая стимулирует экономику, повышает благосостояние, позитивно влияет на качество и уровень жизни населения. Между тем установлена в ходе исследования и негативная сторона туризма: во-первых, утечка капитала из стран с более обеспеченным населением; во-вторых, преувеличенная доходность туристской индустрии по сравнению с другими отраслями хозяйствования. С нашей точки зрения, динамичное развитие сферы туризма

в современный период функционирования социума сопряжено с культурологическим подходом - воздействием на социальную и духовно-

нравственную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения. Это связано с тенденциями общественной эволюции, интеграцией личности в надындивидуальную среду; идентификацией и вербализацией эмоциональных переживаний; попытками освоить культурный слой «другого», ставшего непосредственным носителем иных цивилизационных отношений.

В рамках обозначенной темы нами проведено исследование, направленное на поиск существенных взаимосвязей между такими конструктами как «морально-психологическая составляющая», «механизм увеличения ресурсного потенциала личности без разрушения ментальности», «средство самообразования и расширения историко-культурологических и интеллектуальных знаний». Среди этих проблем наименее осмысленными являются вопросы социального туризма как ведущей суботрасли культурного туризма в условиях глобализации. Появление этой функции способствует тому, что туризм становится значительным механизмом управления межкультурным диалогом народов,

{

117

}

СПОРТ, РЕКРЕАЦИЯ, ТУРИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

эффективным способом реализации принципов социального партнерства при взаимодействии людей разных культур и вероисповеданий. Социальный туризм - это и технология социокультурного развития региона, оптимизация его управления, а также установление стратегического сотрудничества с другими культурными сообществами. Это имеет ключевое значение для профессиональной среды предпринимателей, специализирующихся на организации индустрии туризма, включая сервис, институты образования, учреждения культуры.

Вопросы содержания и развития туризма в мировом сообществе вызывают интерес у специалистов разных отраслей знания, в частности, социологов, экономистов, юристов, политиков, менеджеров и т.д. Особое внимание у исследователей при анализе туристской сферы привлекают проблемы социальных (В.И. Азара, А.Ю. Александрова, В.С. Сенина, Н.В. Турчин-ская) и правовых взаимодействий (В.А. Квартальникова, Г.А. Папиряна, Ю.М. Чеботаря), различных аспектов региональной политики (Л.П. Воронкова, Р. Прентис, А.Я. Флиер), взаимодействия культур на уровне индивидуального сознания (Ф. Бока, Н.К. Иконникова, Л.Г. Ионина), «столкновения цивилизаций» и «культурного шока» (Г. Вард, Ш. Вохнер, А. Фари-хам).

Использованный нами культурологический подход в комплексном анализе социального туризма как значимой компоненты интеллектуального потенциала личности, позволил выявить усиление социальной и духовной составляющих в системе его современного развития, обусловленного формированием нового понимания места интеллекта в становлении информационного общества, остро нуждающегося как в осознанном включении граждан в процесс сохранения

культурного разнообразия жизнедеятельности, так и выработки инновационных форм сотрудничества на международном уровне.

Интеллект личности (коллектива, социального слоя, общества) - это ее умственные способности, мыслительная рациональная деятельность, творческая составляющая жизненной энергии, проявляемые на уровне социального качества. В моделирование интеллекта, как правило, включены осмысленные чувства, поступки и действия индивида; аналитические эмпирические данные; обыденный опыт; интеллектуальная интуиция, ярко проявляемая в деятельности таланта. В этой модели значимым фактором является интеллектуальная культура личности, которая с помощью когнитивных, психологических, гуманных способностей, реализуется в материальной и духовной сферах общественной жизни. Неотъемлемые компоненты интеллектуальной культуры человека - мировоззрение, познавательная деятельность, духовнонравственные установки, сфера научных интересов, механизмы их удовлетворения.

Специфическое место в интеллекте личности занимают вероисповедные традиции, этнический и национальный образ жизнедеятельности, которые имеют естественноисторические корни общественного и индивидуального сознания, используемые в той мере, какая содержится в гуманной их реализации. Важное место в этом процессе принадлежит языку, с помощью которого проявляется сознание людей, интеллект, культура общения и взаимопонимание. Говоря обобщенно, понятие «интеллектуальный» многозначно. Человек, по отношению к которому высказано данное суждение, обладает достоверным отражением действительности, как в историческом, так и общественном развитии,

{

118

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

владеет научной картиной мира, является со стороны существенного бытия космо-гео-био-социо-психо-

лингво-разумным, практически действенным, духовно и системноорганизованным «микрокосмосом». Не менее значимо то, что интеллект имеет свою сущность, сложную структуру, системную реализацию качеств, свойств, уровней, форм, исторически формирующихся в цивилизованных и социально-экономических, общест-

венно-политических параметрах.

В условиях современного развития цивилизации приоритет отдается интеллектуальной культуре как исторически оправданной, общественной, гуманной реализации творческих возможностей и способностей человека в духовной жизни и материальнопрактической деятельности, в создании им атмосферы толерантности, взаимоуважения и партнерства. В связи с этим возникают дискуссии по поводу включения в интеллектуальную культуру «неадекватных мыслительных привычек», асоциальных действий личности, несовместимых со здравым потенциалом народа, националистических измышлений и враждебных акций экстремистов. Некоторые ученые к интеллектуальной культуре относят сумму идей, ставших доступными многим людям, а авторов их причисляют к интеллектуалам, которые становятся носителями интеллектуальной культуры того или иного общества.

Отдельные исследователи отождествляют понятия «интеллектуальная культура» и «духовная культура», мотивируя тем, что они имеют в своей сущности общее основание. Хотя очевидно, полного совпадения в интерпретации данных понятий быть не может, так как второе понятие намного шире, чем первое. Есть попытки связать интеллектуальную культуру с менталитетом личности (народа, на-

ции). По нашему мнению, такой подход тоже неправомерен, так как менталитет - это в значительной степени психологическое состояние индивида (социальной группы, сообщества), интеллектуальная культура - специфический умственный мыслительный процесс. В интеллектуальном труде взаимосвязаны субъект и объект деятельности; гуманные интересы и разумные потребности; духовнонравственная ориентация и языковое сознание; «обратные» связи, санкционирующие осознавать и контролировать действия, и ее результаты.

В последние десятилетия интеллектуальная культура все чаще связывается с ноосферой и «ноосферной цивилизацией», когда «социум войдет в коэволюцию с природой, приоритетными станут гуманитарнообщечеловеческие ценности, и интегральный интеллект человечества обеспечит его переход от стихийного сползания к глобальной катастрофе, к выживанию и эффективно управляемому, устойчивому и безопасному во всех отношениях развитию». Для реализации интеллектуальной культуры, безусловно, необходим, как нам представляется, интегральный интеллект цивилизации будущего, свободный от ограниченности повседневности, не гуманных привычек, одномерности суждений и действий. Именно интеллектуальная культура профессиональной деятельности и отдыха способствует правильному осмыслению идей, явлений мира, чувств, эмоций, обладает чувством языка, по выражению Г.В.Ф. Гегеля, «мыслящее сердце». В настоящее время не только интеллект, но и интеллектуальная культура приняли социальные формы и реализуются в общественной и личной жизни индивидов. Наиболее адаптивной конфигурацией для ее осуществления является социальный туризм как фактор взаимодействия культур

{

119

}

СПОРТ, РЕКРЕАЦИЯ, ТУРИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

на уровне индивидуального и коллективного сознания, как эффективный инструмент государственной культурной политики.

Проведенный анализ мнений респондентов, участвующих в социальном туризме, по интегративным интеллектуальным качествам, позволил установить, что интегративность интеллектуальных свойств отдыхающих связана с их дифференцированной умственной деятельностью (общественно ориентированным творческим трудом; особенностями включения в производительный или обслуживающий труд; возрастом; стилем поведения; ролью в ближайшем окружении т.д.); с типичными чертами интеллектуалов (разносторонность увлечений, энциклопедичность памяти, желание много знать и умение вести беседы, стремление к интеграции и своеобразной обработке полученной информации, с целью получить новое знание и т.п.); с субъективными и объективными составляющими организации отдыха. Отмечено, что постепенно идет прогресс в переходе от старого, изжившего себя к новому, от одного качественного состояния к инновационному. Можно с уверенностью сказать: развитие интеллектуальной

культуры россиян осуществляется на базе отрицания ее монологичности, формируемой непосредственно повседневностью и одномерностью, постижения идеологии рыночных отношений и мировоззрения, соответствующего принципам и нормам сложившейся социальной реальности.

Социальный туризм - часть социальной сферы общества, которая способствует удовлетворению естественных и социальных потребностей туристов, благотворно влияет на развитие личности, ее творческого ресурса, процессы восстановления и развития физических способностей отдыхающих, накапливание знаний о мире,

расширении кругозора, формировании толерантного отношения к ценностям и образу жизнедеятельности людей других культур. Социальный туризм - это и вид социальной и духовной деятельности, способствующий удовлетворению интересов и потребностей человека не только в отдыхе и развлечениях, но и саморазвитии.

Любая культура - особая локальноисторическая форма общности людей, свидетельствующая о существовании разных взглядов на бытие. Вероятно, концепции и теории локальных культур и цивилизаций начали разрабатываться как противовес идее единства исторического процесса и эволюционного подхода к культуре. В основе развития современного социума лежит идея полицентричности культур и принцип открытости каждого этноса и каждой культуры для взаимодействия. Это принципиально важно для организации и проведения социального туризма и накопления интеллектуального капитала путешественниками.

К сожалению, глобализационные процессы развиваются разнонаправ-лено: с одной стороны, идет сближение культур; с другой - замена национальных культур универсальными установками и ценностями. Стремление к такому виду сотрудничества и партнерства не всегда имеет позитивный результат. Обусловлено это рядом факторов:

во-первых, стремительное расширение интересов и контактов в незнакомой культурной среде может иметь непредсказуемые последствия для путешествующих - «культурный шок»;

во-вторых, уровень восприятия и осознания окружающей действительности туристами порой неадекватен реальности в связи с субъективной оценкой социальной среды и специ-

{

120

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

фикой поведения граждан принимающей стороны;

в-третьих, участие туристов в культурных мероприятиях и потреблении услуг местного населения рассчитано на взаимное традиционное внимание в рамках локального места пребывания, что иногда воспринимается как интеллектуальное насилие.

Социальный туризм полагает частичное финансирование путешественниками пребывания в местах, связанных с этническим и религиозным наследием, посещением исторических мест и учреждений вероисповедания. В последние годы социальный туризм начинает концентрироваться на совокупности взаимодействующих и взаимосвязанных культурно-природных

комплексах; на преемственности и многообразии ментального опыта населения; на методологии сохранения памятных мест, моделей презентации и интерпретации объектов культурноисторического наследия; на обеспечении баланса в традиционном социально-экономическом укладе жизни местного населения и динамично развивающихся посещаемых туристами мест.

Установлено: совокупность, обо-

значенных выше и решаемых проблем, способствует активизации потенциальных возможностей социального туризма в России. Среди мер, содействующих развитию данной формы индустрии туризма в нашей стране, можно назвать усадьбы дворцы историко-культурные памятники. Реконструированная материальнотехническая, сервисно-технологическая, культурно-историческая туристская база Европейской части Российской Федерации стала притягательной для путешественников, которые проявляют интерес к культурным ценностям - Псков, Владимир, Новгород, Загорск и т.д. В последние годы для путешествующих приоритетными

стали Краснодарский, Красноярский, Ставропольский края, Саха-Якутия, территории которых привлекают национальными парками, спортивной базой, культовыми обрядами, народными промыслами, организацией туристских объектов и сервисом.

Развитию социального туризма способствуют программы социальнокультурного развития регионов, законодательная база, система органов управления данной сферой, участие частных предпринимателей в снятии проблем развития региональных инфраструктур социального туризма. Тем не менее, в формировании индустрии социального туризма есть достаточно серьезные вопросы, которые пока что не стали предметом рассмотрения правительства Российской Федерации и ее субъектов.

Во-первых. Задачи туристской сферы остаются лишь частью функций различных ведомств и учреждений, поэтому государством она не выделена как приоритетное государственное направление и руководители регионов не придают ей значения как перспективной культурно-рекреацион-

ной зоне. Более того, в отдельных регионах культурно-исторические памятники лишаются статуса объектов, охраняемых государством, продаются на аукционах, безвозмездно передаются в частное владение по причине их ветхости или «утративших историческую ценность».

Во-вторых. Социальный туризм имеет в интеллектуальной жизни регионов такое же значение, как и другие виды промышленной, экономической, сельскохозяйственной деятельности, поэтому роль его в устойчивом развитии регионов по мере эволюции информационно-технологического прогресса будет возрастать. В связи с тем, что большинство существующих учреждений по организации досуга населения ориентированы на моло-

{

121

}

СПОРТ, РЕКРЕАЦИЯ, ТУРИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

дежь и их «свободное времяпрепровождение», то социальный туризм при продуманной государственной политике может стать историкокультурным центром, побуждающим население региона, с одной стороны, к сохранению культурного наследия прошлого как фактора, инициирующего формирование исторического сознания и исторического мышления; с другой стороны, динамизирующего активность населения и мобилизующего его к поиску возможностей сохранения уникального и самобытного культурного наследия, тем самым, опосредованно сдерживая натиск универсализма, «массовости», бездуховности и пробуждая интерес самих жителей к истории, культуре и традициям ушедших поколений.

В-третьих. В связи с известными достижениями электроники, кибернетики, «искусственного интеллекта», информатики делаются попытки моделирования психической деятельности человека на основе интеллекта, взаимосвязи языка и мышления. Общение туристов с жителями посещаемого региона в ходе социального туризма объективно способствует вовлечению обеих сторон в процессы интеграции в мировое сообщество, с одной стороны, при сохранении уникального природного и культурного наследия; с другой - развития социально значимых качеств самоидентификации.

Необходимо иметь в виду, что внутренний социальный туризм фор-

мирует у путешественников историко-культурный взгляд на свои региональные культурные объекты и обусловливает поиск путей превращения их в важные факторы развития у населения гражданственности и патриотизма; внешний — обусловливает взгляд на индустрию туризма как структурный элемент рыночной экономики и механизм социокультурного развития региона, способный существенно влиять на интеллектуальный потенциал региона, обеспечивать предпосылки для формирования ресурсов общества, адекватных задачам общественной трансформации.

Литература:

1. Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. / Отв. ред. С.Н. Зенкин. Новое литературное обозрение. 2005. - С. 528.

2. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. - М, 1993. - С. 23.

3. Опрос 150 респондентов был проведен в 2008 и 2010 годах по одной и той же анкете и одних и тех же отдыхающих в зарубежных странах (Турция, Тунис, Египет, Израиль). Вопросы анкеты содержали вопросы, касающиеся культуры, менталитета, вероисповедания, образа жизни.

------------------------------( 122 )-------------------------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.