Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ, КАК ТРЕНИНГ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ, КАК ТРЕНИНГ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ПСИХОЛОГИЯ / ХАСТЛ / АРГЕНТИНСКОЕ ТАНГО / САЛЬСА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / TRAINING / SOCIAL DANCE / PSYCHOLOGY / HUSTLE / ARGENTINIAN TANGO / SALSA / ASSESSMENT OF PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоханина М.Е.

В статье рассматриваются преимущества социального танца перед другими тренингами, направленными на формирование и развитие навыков межличностного общения. Также приводятся критерии оценки обучающего курса, согласно модели Дональда Кирпатрика, и делаются выводы о эффективности данной формы работы с людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DANCE AS TRAINING OF INTERPERSONAL RELATIONS

The article focuses on social dance advantages over other trainings, designed to form and develop interpersonal communication habits. Criteria of estimation of the training course according to Donald Kirpatrik’s model are presented. Conclusions of effectiveness of the above mentioned form of working with people are made.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ, КАК ТРЕНИНГ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

чем положительные образы, представляющие тип более совершенного человека. Пугающие образы привлекательны сочетанием слабости, свойственной человеку и силы, типичной для идеала, к которому стремится человек. Истинно привлекательный образ обладает развитыми качествами «слабого» человека, не подверженными культурному осмыслению, оценке и критике. Через искусство человек актуализирует терпимость к себе и подтверждает свою значимость.

Искусство поддерживает потребности человека в самосознании; визуализации представлений о внутреннем и окружающем мире человека. «Пугающее» же искусство, обращается к двойственному тревожному началу личности человека и стимулирует ее гармонизацию.

Список использованной литературы:

1. Баринов, Д. Н. Тревога и страх: историко-философский очерк / Д. Н. Баринов // Психолог. -2013. - № 3. - С 1-39.

2. Дюркгейм, Э. Дуализм человеческой природы и его социальные условия / пер. с французского Г. Юдина // Социологическое обозрение. - 2013. - № 2. - С. 133-144. -ISSN 1728-192X.

3. Кривозубова, Ю. И. Культура общения как условие продуктивного взаимодействия преподавателей и студентов художественного вуза / Ю. И. Кривозубова // Журнал педагогических исследований. - 2020. - № 4. - С. 28-32. - ISSN: 2500-3305.

4. Панов, Е. Н. Зарождение творчества: знаки на камне / Е. Н. Панов // Природа. - 2016. - № 9. -С.51-63.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Питер, 2013. - ISBN: 978-5-3140-0016-8.

6. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен/ К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2013. - Вып. 2. - С. 42-52.

7. Шаповалова, И. А. Лабутичева И. К. Формирование жизненной позиции студентов в процессе развития их творческой деятельности / И. А. Шаповалова И. К. Лабутичева // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 12. - С. 79-93. - ISSN: 0869-8120.

8. Шестов, Л. Достоевский и Ницше. Апофеоз беспочвенности / Л. Шестов. - Азбука СПб, 2016. - 339 c. - ISBN 978-5-389-11052-6.

9. Яковлев, С. В. Развитие научных представлений о роли чувственных переживаний в воспитании персональной системы ценностей / С. В. Яковлев // Журнал педагогических исследований. - 2017. - № 4. - С. 81-90. - ISSN: 2500-3305

© Кривозубова Ю.И., 2020

УДК: 37.013.42

Лоханина М. Е.,

Аспирант

Московский Государственный Институт Культуры

Россия, Москва

СОЦИАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ, КАК ТРЕНИНГ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются преимущества социального танца перед другими тренингами, направленными на формирование и развитие навыков межличностного общения. Также приводятся

критерии оценки обучающего курса, согласно модели Дональда Кирпатрика, и делаются выводы о эффективности данной формы работы с людьми.

Ключевые слова:

тренинг, социальные танцы, психология, хастл, аргентинское танго,сальса, оценка эффективности SOCIAL DANCE AS TRAINING OF INTERPERSONAL RELATIONS

Abstract

The article focuses on social dance advantages over other trainings, designed to form and develop interpersonal communication habits. Criteria of estimation of the training course according to Donald Kirpatrik's model are presented. Conclusions of effectiveness of the above mentioned form of working with people are made.

Key words:

training, social dance, psychology, hustle, Argentinian tango, salsa, assessment of performance

Каждый человек хочет быть счастливым в сфере близких отношений. К сожалению, наладить даже дружеские отношения в современном сообществе достаточно сложно, поэтому проблема одиночества встает в современном российском обществе очень остро. Согласно опросу ВЦИОМ, Подавляющее число россиян (93%) в целом не ощущают себя одинокими людьми. Важнейшим фактором, определяющим самоощущение людей, является наличие родных: 65% опрошенных уверены, что отсутствие семьи и детей заставляет людей часто чувствовать себя одинокими, тогда как о людях семейных так говорят только 6%. Общественное мнение о причинах одиночества в последнее десятилетие во многом переменилось. Так, если в 2010 г. «корень проблемы» видели в первую очередь в разлуке/потере близких (64%), то в 2018 г. этот фактор кажется куда менее значимым (27%). Наиболее распространенной причиной стали личностные качества (восемь лет назад и сегодня их отметили 40%). На второе место в рейтинге факторов одиночества вышло развитие интернета, технических средств связи, подменяющих живое общение: в 2010 г. его называли 14%, в 2018 г. - уже 34%. Это еще раз подтверждает тот факт, что люди испытывают трудности в знакомстве и общении. [1, дата обращения 12.12.2020].

Особенно трудно приходится людям застенчивым, робким, стеснительным, нерешительным. Им сложно познакомиться с понравившимся человеком другого пола, сложно поддерживать отношения, сближаться. Многие начинают изучать популярные книги о взаимоотношениях, но получение новой информации редко помогает что-то изменить человеку в самом себе. Некоторые люди ходят на специальные тренинги, где учатся вести себя раскованно, даже нагловато. Но такие искусственные маски недолговечны, а кроме того, они многим просто не идут. Не удается строить близкие отношения и тем, кто невнимателен к партнеру и нечуток к его пожеланиям. Грубоватость может привлекать на определенном этапе, но, согласитесь, каждому из нас нравятся взаимоотношения, построенные на взаимном уважении и учете интересов обоих партнеров.

Из данной ситуации существуют как минимум два выхода. Один из них - обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Специалист психоаналитического направления поможет понять, в чем лежат корни проблем и избавиться от них. Другой подход - поведенческий - ставит своей задачей не копаться в прошлом клиента, а изменить то, что лежит на поверхности и видно невооруженным глазом -поведение. В процессе индивидуальной и групповой работы человек обучается тому, как действовать эффективно в тех ситуациях, в которых он раньше допускал промахи. Казалось бы, решать проблемы таким путем очень легко. Однако не все так просто. Многие традиционные тренинги оказываются малоэффективными. Почему? Во-первых, если тренинг не зажигает человеческие эмоции - радость, увлечение, интерес, восторг, то его результаты, как правило, поверхностны и недолговечны. Во-вторых, на многих тренингах нарабатывают не те навыки и умения, которые затем нужно применять в реальной жизни. Приведу следующую аналогию: есть спортсмены, занимающиеся боевыми искусствами, которые отлично показывают себя на тренировках в учебных боях, но оказываются не в состоянии оказать сопротивление в реальной уличной драке. Когда речь идет о сложностях во взаимоотношениях с человеком другого пола,

тренировочные действия в условиях терапевтической группы также не всегда удается перенести в реальный мир. Необходимо быть в состоянии установить и поддерживать контакт с незнакомым человеком, видеть и чувствовать его, импровизировать и так далее.

Успешно решить эту задачу помогают танцевальные тренинги. Чтобы станцевать, например, парный танец, требуется, как и в жизни, хорошо взаимодействовать с партнером: чувствовать его, учитывать его движения, иногда подстраиваться, иногда вести за собой. Любой танец учит импровизировать - так ведь и за рамками тренинга не все идет строго по расписанию. Особой "магией" обладает телесный контакт: никакие слова и совместно выполненные учебные задания не могут так сблизить людей, как прикосновения и объятия - конечно, в социально допустимых рамках. Последний по списку, но не по важности фактор -это новизна и необычность танцевальных тренингов. Люди любят танцевать, и они не думают, что, получая удовольствие, можно учиться чему-то важному и полезному.

Таким «тренингом без тренинга» является, социальный танец. И педагог становится лучшим психотерапевтом в данном случае. Слово «педагогика» имеет несколько значений. Под ним подразумевают не только педагогическую науку, но искусство, педагогику как систему деятельности, спроектированную в учебных материалах, методиках, рекомендациях. Также педагогику определяют как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества [2, с. 38].

Педагогика и психология органично связаны друг с другом. В частности, применение основ психологии способствует расширению методов экспериментального исследования при изучении педагогических явлений.

Одной из значимых тенденций ХХ столетия стала тенденция обоснования междисциплинарных связей между науками. Многие достижения в современном мире требуют привлечения знания, получаемого методами из различных областей науки.[2, с. 3]

Танец - социально разрешен, поэтому нет ощущения нарушения неких правил. Социальный или, как его по-другому принято называть, бытовой танец представляет собой «категорию танцев, исполняющихся в быту - на танцплощадках, танцевальных вечерах. В отличие от сценического танца, целью которого является художественное представление на публике, цель бытовых танцев - исполнение их лишь для удовольствия самих танцующих» [3, с. 49]. Само понятие "социальный танец" является переводом заимствованного англоязычного понятия "social dance". Если обратиться к стандартному англо-русскому словарю, то в нем английское "social" переводится, прежде всего, как "социальный", "общественный", "общительный"[4, с. 1122].

Почему именно социальный танец? Во-первых, классические или спортивные бальные танцы составлены из четко фиксированных движений, которые и оттачиваются в процессе тренировок. В жизни же всё сложнее и многообразнее. Намного ценнее в этом плане именно социальные танцы (хастл, сальса, бачата, аргентинское танго и многие другие танцы этой группы), где базовых шагов мало, зато удачная импровизация ценится больше всего. Во-вторых, смена партнеров, характерная для обучения во всех направлениях социальных танцев, что в рамках обсуждаемой нами темы дает ценный опыт встречи с людьми разных характеров и предпочтений, проявляемых через движения. Не случайно эти танцы привлекают как тех, кто хочет научиться красиво танцевать, так и желающих расширить свой круг общения. В-третьи, у людей естественным образом формируется новый круг общения. Более того, в процессе занятий этот круг общения постоянно расширяется за счет участия в характерных для социальных танцев мероприятиях: вечеринках, фестивалях, мастер-классах. Не секрет, что в современном обществе очень сложно расширить круг общения, если он уже сформирован в институте, на работе. Доступных мест и возможностей, где люди могут свободно знакомиться не так уж и много. Увлечение социальными танцами - замечательный тренинг социальных взаимодействий, и он может помочь многим людям почувствовать себя более раскованными и раскрепощенными, научиться проявлять инициативу и реагировать на движения партнера. Ощущение свободы и уверенности с партнером по танцу останется с вами и за пределами танцпола, а полученные навыки установления и поддержки контакта помогут быть успешным в сфере личных взаимоотношений.

Выводы. Почему танцевальный тренинг можно назвать эффективным?

Для оценки эффективности любых тренингов давно зарекомендовала себя Модель американского учёного и менеджера Дональда Кирпатрика [5]. На основе нее он написал диссертацию на тему «Оценка обучения в сфере человеческих отношений». Он предложил оценивать обучение по четырём уровням: 1) Реакция (ряд мыслей, чувств и эмоций). 2) Обучение (оценка приобретённых знаний и умений). 3) Поведение (оценка изменений в поведении учащихся под воздействием приобретённых знаний). 4) Результаты (все изменения, произошедшие с участниками обучающей программы).

Автор статьи в течение многих лет являлась руководителем одной из крупнейших российских школ социальных танцев и действующим педагогом. Анализ эффективности обучения проводился как в действующих регулярных группах, так и на временных открытых парковых площадках. За год в школе проходили обучение в среднем 250-300человек. Н открытых парковых площадках около 1500тыс в сезон. Поэтому выборку считаю достаточно репрезентативной.

1. Оценка реакции участника (Reaction). Общепризнанным фактом является то, что человек успешнее осваивает материал, если испытывает положительные эмоции в процессе обучения.

Для оценки этого параметра на группах всегда использовались анкеты, которые подтверждают этот факт. Но так же показателем заинтересованности в досуговых группах (группах, посещение которых не является обязательным), является как раз постоянное присутствие . Основываясь на многолетнем опыте -количественные показатели и посещаемость в группах социальных танцев гораздо выше, чем в спортивных, эстрадных или классических танцах.

2. Оценка полученных знаний (Learning). Сравнительный анализ приобретенных знаний по сравнению с имеющимися. В стандартных тренингах используются тесты. Для проверки полученных знаний в танцевальных направлениях используются внутригрупповые турниры, в которых участвуют несколько групп школы. Первые отчетные турниры обычно проводят через 3 месяца обучения в формате постоянной смены партнеров. Уже на данном этапе хорошо видно, что люди чувствуют себя менее зажатыми, исчезает барьер общения с людьми, участники групп спокойно встают в пары с малознакомыми и незнакомыми людьми. Приобретенные навыки дают возможность вступить в коммуникацию с другими людьми. Участники групп убеждаются, что полученные навыки можно применять на практике.

3. Оценка изменения поведения (Behavior). Основной вопрос, на который дает ответ этот пункт: изменилось ли поведение участников прохождения курса?

По итогам даже курса для начинающих (3 месяца) налаживаются коммуникативные связи, а, значит, формируется умение знакомиться и общаться. Так же часто практикуется выход на межклубные мероприятия, где ученики разных школ в формате вечеринки постоянно знакомятся и общаются тем самым формирую новый круг общения для себя. Показатель посещение танцевальных мероприятий внутри своего клуба и межклубных по группам достигает почти 90%. Это означает, что люди преодолели барьер в общении и готовы к новым знакомствам и общению.

Результаты этого этапа дают информацию об эффективности занятий.

4. Оценка результатов (Results). Наиболее сложный критерий оценки, так как его можно проследить только в долгосрочной перспективе. Данная оценка, по сути, позволяет выявить взаимосвязь программы и дальнейшего поведения участников. Принимая во внимание тот факт, что автор статьи имеет опыт работы с подобными группами более 15 лет, то основываясь на количсетвенных показателях, можно сделать вывод, что данная программа эффективная для развития у людей коммуникативных компетенций и навыков межличностного общения. Основываясь на статистике, которая велась в группах обучения, можно сделать следующие выводы:

1. Все участники групп (90% изначально пришедших на курс), прошедшие обучение более 3 месяцев (начальный уровень) не имеют проблем с коммуникацией с малознакомыми и не знакомыми людьми

2. 30% обучающихся формируют устойчивые пары

3. 10% обучающихся ежегодно официально регистрируют отношения, познакомившись именно на танцевальных занятиях - это около 20 пар только в одной рассматриваемой школе.

Список использованной литературы:

1. Опрос ВЦИОМ Одиночество, и как с ним бороться? Режим доступа - https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/odinochestvo-i-kak-s-nim-borotsya, Дата обращения 12.12.2020)

2. Психология и педагогика : учебное пособие / О.М. Фархитдинова.- Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 68 с.

3. Балет, танец, хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / Сост. Н.А. Александрова. СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. 416 с.: ил.

4. Англо-русский словарь / Сост. Мюллер В.К., Боянус С.К. К.: Каннон, 1996. 1392 с.

5. Kirkpatrick, D.L., & Kirkpatrick, J.D. (2007). Implementing the Four Levels, Berrett-Koehler Publishers

© Лоханина М.Е., 2020

УДК [378.091.5+004]:004.82

Манаева Н.Н.

к.п.н., доцент кафедры информатики Оренбургского государственного университета

г. Оренбург, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием профессиональной направленности информационно-компьютерных дисциплин для технических специальностей. В качестве примера рассматриваются учебно-методические издания, содержащие профессионально-ориентированные задания для студентов инженерно-строительных специальностей. Выполнение заданий способствует формированию у студентов положительной мотивации к процессу освоения информационных технологий, позволяет осознать их значимость в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

информационные технологии, информатика, информационная компетентность, инженерно-строительные специальности.

Последние десятилетия современными исследователями отмечается ключевая роль информационно -компьютерных дисциплин в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов, и в частности инженеров-строителей. Этому способствует и динамичное развитие строительного рынка в России. Строительной отрасли необходимы квалицированные кадры, способные на современном уровне и с использованием современных информационных технологий выполнять профессиональные задачи и находить оптимальные решения с высоким технико-экономическим эффектом. Компетентный специалист должен уметь правильно выбирать и использовать профессиональное программное обеспечение для проектной и научно-исследовательской деятельности, а также реализовывать совместные проекты с использованием компьютерных средств коммуникации и облачных технологий.

Активное и динамичное развитие рынка информационных услуг и компьютерных технологий, позволяет использовать инженеру строительной отрасли информационные технологии во всех направлениях и на всех этапах профессиональной деятельности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.