Научная статья на тему 'Социальный сумрак России'

Социальный сумрак России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный сумрак России»

Монетизация льгот

СОЦИАЛЬНЫЙ СУМРАК РОССИИ

И.П. МОЛЧАНОВ,

профессор Академии бюджета и казначейства Минфина России

«Земную жизнь пройдя до половины, Я оказался в сумрачном лесу...»

Данте.

Общеизвестно, что зашита прав и свобод человека и гражданина является первейшей обязанностью государства. Эта норма признана целым рядом международных правовых актов, которые признаются Российской Федерацией обязательными для выполнения. К ним относятся: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Совета Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия, Хартия здоровья народов и др.

К сожалению, ратифицированные государствами международные правовые акты не всегда добросовестно выполняются. Это дискредитирует международные организации, а население таких государств страдает от произвола и социальной несправедливости. Не является исключением и Российская Федерация. С переходом экономики на рыночные отношения и сменой общественного строя объем промышленного производства в стране сократился в 2 раза, резко упали объемы сельскохозяйственного производства, транспортных и других видов услуг, прибыль и доход бюджета. В стране возродилось давно забытое чуждое явление — безработица, резко упали денежные доходы граждан, заработная плата и пенсии резко уменьшились и выплачивались с большими задержками. С либерализацией с 1 января 1 992 г. цен население почти в одночасье лишилось своих сбережений, которые составляли огромную сумму 372 млрд руб. Это была социальная катастрофа. Хотя многие граждане сразу ее не осознали.

Попытки вкладчиков вернуть свои сбережения заканчивались отказами российских судов всех уровней вопреки Конституции России и международным правовым актам по социальной защите граждан.

И только через 10 лет отдельным гражданам — вкладчикам Сбербанка России удалось подать прошение по этому вопросу в Европейский Страсбургский суд по правам человека. Суд, в частности, признал обоснованным иск гражданки России А. И. Рябых, библиотекаря из Белгородской области, к Правительству РФ и определил сумму выплаты компенсации вкладчику с учетом процентов за истекшее время, начисленных на сумму вклада, а также курса доллара в соответствующем периоде хранения вклада. В результате Правительству России было предложено выплатить вкладчику Сбербанка России А.И. Рябых 27,3 тыс. дол. по вкладу на 01.01.1992 в сумме 11,7 тыс. руб., т.е. по 2,33 дол. за 1 руб. вклада.

А ведь новое руководство страны в начале 1990-х гг. официально объясняло вкладчикам Сбербанка России, что у них на счетах лежали «пустые советские фантики», «деревянные» рубли и жалеть их не следует. Но Страсбургский суд с такими объяснениями не согласился, указал и признал истинную цену советского рубля.

Если принять за основу приведенное соотношение по вкладам доллара к рублю, то задолженность государства вкладчикам Сбербанка России составляет сейчас около 860 млрд дол., или около 24 трлн руб. — это объем почти шести федеральных бюджетов 2005 г. Вот чем обернулась для страны и

населения «революционная» легализация потребительских цен с 1 января 1992 г. Пока что государство компенсировало вкладчикам мизерные суммы.

И вот новое социальное потрясение — монетизация льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и другим группам населения. Это действительно был неожиданный социальный шок не только для ветеранов, а и для всего народа после бравурных обещаний перед выборами 2003 и 2004 гг. «комфортной и достойной» жизни населению России.

Поражает удивительная самонадеянность авторов реформ. Если в год 60-летия Победы говорить военным языком , их фронтальное наступление на социальные права миллионов граждан России готовилось в страшной спешке, даже не была подсчитана численность противостоящей стороны. Действительно, расхождения в расчетах авторов реформы числа льготников и данных статистики составили миллионы человек. Это ли не вопиющее свидетельство, насколько реформаторам безразличны простые люди. Они не произвели никаких подготовительных мер: ну хотя бы чуть уменьшили льготы чиновникам и депутатам всех уровней власти, увеличили бы ставки подоходного налога на сверхвысокие доходы, довели бы размер базовой части трудовой пенсии до уровня, близкого к прожиточному минимуму пенсионера, как это предусмотрено в соответствующем законе. Ввели бы в действие этот закон в 7 субъектах Российской Федераци и (по числу федеральных округов), а года через 2 обобщили бы результаты, тогда бы и решали, что делать дальше.

Неужели авторы монетизации льгот не видели, что материальное положение нынешних пенсионеров, получающих трудовую пенсию, а это 28 млн человек, с каждым годом ухудшается.

Если до начала пенсионной реформы с 01.01.2002 все страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд РФ, направлялись на выплату пенсий, то за 3 года реформы 162 млрд руб. страховых взносов были перечислены на индивидуальные лицевые счета застрахованным молодым гражданам в качестве их пенсионных накоплений. В результате только по этой причине среднемесячный размер пенсии нынешних пенсионеров к началу 2005 г. снизился на сумму свыше 500 руб. А в целом среднемесячная пенсия в стране увеличилась в 2004 г. по сравнению 1990 г. лишь в 18,8 раз, тогда как потребительские цены за этот период возросли в 32,6 раза. И вместо рекомендуемой Международной организацией труда среднемесячной пенсии в размере не менее 65% средней зарплаты, у нас она составляла в 2002 г. - 31,2 в 2003 - 29,7 и в 2004 - 28 %.

Как можно было отменять или уменьшать ветеранам размер льгот, заменяя их значительно меньшими денежными выплатами? Известно, что ухудшать материальное положение граждан страны запрещается и Конституцией РФ. И, несмотря на все это, правительство и законодатели отважились на принятие данного закона. Последствия такого неосторожного шага еще впереди. А уже введен в действие новый закон о реформе ЖКХ, форсируются реформы образования и здравоохранения. Поистине настоящие социальные «цунами» прокатываются по и без того обнищавшей стране. Люди не пони мают действий своего правительства, которым овладел какой-то бесконечный реформаторский зуд. Как из рога изобилия, сыплются на них прогнозы, стратегии, концепции и законы о реформировании буквально всех направлении едва живого общества.

И что удивительно — у всех проводимых реформ как минимум две общие черты: во-первых, суть их сводится не к улучшению работы определенной отрасли или направления социальной защиты определенных групп населения (ЖКХ, образования, здравоохранения, льгот или денежных выплат), а к сокращению бюджетного финансирования этих отраслей и направлений. Во-вторых, одним из самых «весомых» аргументов авторов реформ является то, что «так делается на Западе». Но ведь это совсем не аргумент, а больше «символ веры». Он и рассчитан только на слепую веру, так как никакой серьезной критики не выдерживает.

Наши специалисты социальных министерств и ведомств России, субъектов РФ, депутаты законодательных органов всех уровней за годы реформ проторили широкие дороги в западные страны и не всегда правильно оценивали то, что увидели за очень короткий срок пребывания там. Пытаются целиком и полностью использовать американский, французский, немецкий и даже чилийский опыт в наших условиях. Именно в западных социальных стандартах видится им будущее российского образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и социального страхования. По их образцам разрабатываются концепции реформ и проекты законов, которые после принятия без конца дорабатываются и уточняются.

У всех правительств России, начиная с 1992 г., нет стратегических планов экономического и социального развития страны. Вспоминается Международная конференция нефтяников, проходившая в Москве в 1993 г. В выступлении одного из западноевропейских участников прозвучали такие слова: «Вы, русские, приглашаете нас вкладывать средства

в развитие вашей промышленности. И мы готовы это сделать, если бы вы сегодня нам представили планы развития России хотя бы на ближайшие 25 лет». И этим все сказано.

До сих пор Правительство России не имеет глубоко проработанной не только перспективной стратегии экономического развития страны, но и концепции социальной политики как социального государства. А с принятием Закона о монетизации льгот стало окончательно ясно, что правительство страны уходит и из социальной сферы. Это в корне противоречит Европейской социальной хартии, подписанной и Правительством РФ в 2002 г., но до сих пор не ратифицированной Федеральным Собранием.

Действительно, Хартия предусматривает высокие стандарты в обеспечении социальных прав граждан и уровня их социальной зашиты. Так, каждый работник должен иметь возможность зарабатывать в установленное рабочее время деньги, на которые он мог бы прожить и обеспечить семью без помощи государства. А вот иметь эту возможность и должно помочь ему государство.

Известно, что ООН рекомендует всем государствам установить минимальную оплату труда 3 дол. в час, т.е. около 15 тыс. руб. в месяц. У нас сейчас она равняется 720 руб. в месяц, т.е. в 21 раз меньше указанной суммы. Даже при увеличении минимальной оплаты до уровня прожиточного минимума, как обещает руководство Государственной Думы к 2008 г., она все равно будет ниже рекомендуемой ООН.

В 1 рубле произведенной в России промышленной продукции оплата труда составляет лишь 33 коп., в странах Евросоюза — 70, в США — 72, в Японии — 75 коп.

Средняя заработная плата в России в 2004 г. составила 6 628 руб. в месяц, или 237 дол. США, что в 2,3 раза меньше минимальной оплаты труда, рекомендуемой ООН.

А средняя зарплата в час характеризуется следующими данными (в долларах США):1

Германия 22.7 Корея 7,2

Канада 17.1 Польша 4,3

США 16,4 Турция 2,6

Япония 12.3 Россия 1.7

Средняя заработная плата в отраслях социальной сферы на треть меньше, чем в целом по стране.

В Указе N° 1 Президента России еще в 1991 г. предусматривалось, что средняя зарплата в образовании должна быть не ниже средней по промышленности. Это положение было записано и позднее в Федеральном законе «Об образовании».

Однако начиная с 1992 г. не выполнялось. В 2001 г. Правительство РФ обещало работникам образования выполнить эту норму закона в 2004 г. Однако данное обещание также не было выполнено. Более того, Правительство РФ внесло предложение в Государственную Думу об исключении из Закона «Об образовании» этой нормы по оплате труда работникам образования (ст.54), что и было сделано Федеральным законом от 22.08. 2004 № 122-ФЗ (О монетизации льгот).

Нет статьи, значит, и проблемы нет.

Средняя заработная плата по стране еще не достигла уровня дореформенного 1990 г. При росте потребительских цен за этот период реформ в 32,6 раза, среднемесячная зарплата увеличилась только в 25,5 раза.

За годы реформ Правительство России возглавляет уже восьмой премьер-министр. И всякий раз новый состав кабинета министров обещает обуздать непокорную инфляцию. Однако она продолжает оставаться на высоком уровне.

Уровень потребительских цен в % к предыдущему году (- снижение)2

Страна 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Россия 20,2 18,6 15,1 12,0 11,7

ФРГ 1.4 2,0 1,4 1.1

США 3,4 2,8 1.7 2,2

Япония -0,7 -0,7 -0,9

Особенно от этого страдают пенсионеры, причем как нынешние, так и будущие. Нынешние, потому что за годы реформ их пенсии проиндексированы в связи с ростом цен лишь на 64% (рост цен - 32,6 раза, рост пенсии — 18,8 раз). При этом известно, что цены на продукты первой необходимости для пенсионеров, на коммунальные услуги и услуги связи растут значительно быстрее других.

У будущих пенсионеров высокая инфляция обесценивает пенсионные накопления. В мировом хозяйстве накоплен богатый опыт борьбы с инфляцией, и его нужно смелее использовать. У нас широко используется лишь один прием: не индексировать заработную плату и пенсии. А высокодоходные отрасли хозяйства с быстрой окупаемост ью затрат развиваются слабо.

В стране угрожающе растет социальный диспаритет. Если в 1998 г. разрыв в доходах между 10% населения с наименьшими доходами и 10% — с наибольшими составил 1 : 13,8, то в 2004 г. уже 1 : 15. Поданным Госкомстата России, на долю 10% богатых приходится 29,8% общего объема денеж-

1 Аргументы и факты. 2004. № 47.

2 Аргументы и факты. 2004. N° 49.

ных доходов, а на долю 10% бедных — лишь 2,0%. По мнению многих экономистов, в том числе и моему, эта разница еще больше. В целях обеспечения социальной безопасности этот разрыв не должен быть выше, чем 1:8. Увеличение его грозит ростом напряженности в обществе, снижением доверия к власти. Этого можно избежать установлением более высоких ставок подоходного налога со сверхдоходов, как поступают во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Низкий уровень доходов на душу населения наши экономисты-реформаторы объясняют низкой производительностью труда в стране. Да, она в России действительно ниже, чем в странах Евросоюза или США в 6 раз, но по зарплате-то мы отстаем в 12 раз.

По-прежнему значительная часть населения страны по уровню доходов на душу находится за чертой бедности или на уровне минимального прожиточного минимума.

В социальных государствах Европы полагают, что человек не виноват, что он родился в бедной семье. Это общество несовершенно, если допускает вообще бедность. А если по сложившимся причинам человека относят к разряду бедных, то ему государством назначается временное пособие по бедности.

Бедность в России является причиной массового алкоголизма, наркомании, смертельно опасных болезней. Бедность разрушает семью, выталкивает миллионы детей на улицу, на вокзалы. Мировая общественность обеспокоена таким положением детей в России. «Падение уровня жизни значительного числа российских граждан резко ухудшило положение их детей. В России сейчас насчитывается 870 тыс. сирот. Это вдвое больше, чем их было в 1994 г., и даже больше, чем после Второй мировой войны...

11 миллионов российских детей остаются в угнетенной бедности» (из доклада Детского фонда ООН ЮНИСЕФ).

Угнетенная бедность является главной причиной резкого сокращения продолжительности жизни населения России. По продолжительности жизни мужчин за годы реформ Россия отброшена на одно из последних мест в мире — 134-е, а женщин — на 100-е.

С 1992 г. Россия стала страной вымирающей, она ежегодно теряет почти по миллиону жителей. За истекшие 13 лет (1992-2004 гг.) смертвюсть превысила рождаемость на 10,4 млн человек. Это равно потере населения 13 областей России, таких как Псковская или Новгородская.

По прогнозам Госкомстата, к 2025 г. в России может остаться лишь 100 млн человек.

Без положительного решения проблемы оплаты труда нам не выйти из порочного круга бедности. Об этом свидетельствует и опыт других стран, вот его-то нужно тщательно изучать и проводить в жизнь применительно к условиям России. Страна сейчас располагает значительными средствами и их можно и дальше наращивать, если серьезно осуществлять справедливую налоговую политику. Это повысит престиж труда, квалификации, образования как высших ценностей, которыми располагает современное общество.

Пора понять, что рынок не способен решить многих жизненных, социальных вопросов. Их должно решать государство. Однако наши экономисты-реформаторы считают, что государство должно полностью уйти из рынка. На самом же деде оно должно планировать и регулировать рынок. И главный механизм — это его налоговая политика.

Известно, что и ныне даже в странах с развитой рыночной экономикой государство широко использует методы активного ее регулирования в целях обеспечения общенациональных интересов.

Кстати, президент США Ф. Рузвельт для вывода страны из Великой депрессии 1930-х гг. объявил о переходе к «государственной рыночной экономике».

Известно также, что частная собственность в нефтяной отрасли господствует лишь на североамериканском континенте. В европейских государствах, на Ближнем Востоке и в Южной Америке доминирует собственность государственная.

«Государство должно меньше грести и больше рулить», — говорится в решении Люблянской конференции руководителей здравоохранения 50 стран Европейского региона (1996 г.). И второй, не менее важный, вывод этой конференции показывает, что ошибки ряда последующих преобразований в некоторых странах, втом числе и в России, заключаются в том, что реформы в социальной сфере успешны только тогда, когда они нацелены на тех, кто лечит, учит, обогревает, заботится о детях и пожилых людях, и предоставляет населению другие социальные услуги высокого качества.

Вызывает серьезное беспокойство недавнее заявление министра экономики Г. Грефа. Выступая в конце 2004 г. на конференции по проблемам экономической реформы в России, устроенной Центром стратегических разработок, он, в частности, сказал: «...Наше общество находиться пока на ранней стадии дискуссии по поводу модели экономического развития страны»3. Другими словами, министр

> Российская Федерация сегодня. 2004 . № 24

признал, что Министерство экономического развития страны за 15 лет существования суверенной, независимой, демократической России не сделало самого главного — не определило модели экономического развития страны. И даже серьезной дискуссии не видно, а только ее «ранняя стадия». Вот и приехали!

А что же делали все эти годы тысячи специалистов министерства и его научных учреждений, всевозможных центров стратегических разработок, информационно-аналитических агентств, большой науки, в конце концов? Кто же в стране координирует работу этих легионов экономических мыслителей?

Теперь становится ясно, почему такой социальный сумрак царит в стране. Найдутся ли силы его развеять? Надеюсь, что они есть. И делать это надо незамедлительно, пока экономика России еще не прошла, слава Богу, точку невозвращения и се еше можно возродить.

Нужно отбросить демагогические заявления о неэффективности российского производства и об отсутствии у государства средств. Отступить от современных шараханий и постараться найти место и реальные возможности осуществления действительно нужных государству и людям экономических и социальных реформ в четкой последовательности и исторической перспективе на благо всего российского народа, а не отдельных избранных групп.

Но для этого в первую очередь необходимо четко определиться со стратегией развития России, разработать тактику действий и механизмы реализации принятых решений. И главной оценкой выполнения этих мер всех ветвей власти на всех уровнях должен быть постоянно возрастающий жизненный уровень народа.

Люди России должны жить действительно достойно, спокойно, без унижения и быть постоянно уверенными в своем правительстве, в своем будущем.

и

БУХ Г А Л ТЕР О В И А У Д И Т О Р О В

Москнл. Крем.'1Ь, Го<?>",и1|м*тшчшмн К|М'Ч.1ов<кнй Дворец

мая

ЦЕЛЬ ФОРУМА

Вмдо&отатъ современные подходы к перспективам развития бухгалтерского учета и отчетности «»Российской Федерации п тесной увяжи с основными тенденции ми развития мировой экономики и новой программой действий Правительства ГЪсснйской Федерации нп среднесрочную перспективу (2ипГ|-ДН)8г:г.),а также рассмотрел, вопросы практического шлю женим Птана мероприятий но рсаипании Концепции развития бухгалтерского учета и агчетносги в Российский Федерации на среднесрочную перспективу, совершенствования аудиторской деятельности и рашития налоговой системы.

В ПРОГРАММЕ ФОРУМА

ГЛАВНЫ В ОРГАН ПОЛТОРЫ II ИIIИ ЦП А'ГОРЫ ФОРУМА

Легоциниия Г»\Ч1 НДТ<'|МЖ II

аудито|и>в "Содружество". Межд> нп | м»д н а я Лгеоциаци я бухгалтеров (Англия). Ме>кд>нн|м>дннм Академии экономики и финансов (США)

Пленарное заседание-начало в 10.00 часов (зал заседании Государственного Кремлевского Дворца) Церемония награждения лучших бухгалтеров и аудиторов Российской Федерации общественными национальными и международными наградами.

Выставка-экспозиция "АУДИТ И БУХУЧЕТ в КРЕМЛЕ-2005" Концерт мастеров искусств Российской Федерации.

Мастер-классы для коммерческих организации по актуальным практическим " вопросам совершенствования бухгалтерского учета и налогообложения.

(Место проведения - экономический факультет МГУ)

ОРГКОМИТЕТ тел. /факс:216 7889.215 6154,292 5096, 229 3318,785 4072 В-таИ:intert@online.ru

36

бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.